2024-2025_m350404_o_1_OZ_plx_Методика профессионального обучения
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Общее земледелие

уч. ст., уч. зв.
Соболев В.А.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Общее земледелие

Дисциплины (модуля)
Б1.О.05 Методика профессионального обучения
 
Иностранные и русский языки
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
32
32
Контактная работа
48
48
Сам. работа
60
60
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
 
Методика профессионального обучения
Программа дисциплины
 
m350404_o_1_OZ.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Соболев В.А.

Общее земледелие
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Гармаева С.И.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Сформировать представления о современной модели

методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и

процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в

образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических

закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов

проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать

методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и

взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;

получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение

опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного

исследования для решения реальных методических задач.

2
Цели: Сформировать представления о современной модели

методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и

процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в

образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических

закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов

проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать

методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и

взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;

получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение

опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного

исследования для решения реальных методических задач.

3
Цели: Сформировать представления о современной модели

методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и

процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в

образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических

закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов

проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать

методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и

взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;

получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение

опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного

исследования для решения реальных методических задач.

4
Цели: Сформировать представления о современной модели

методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и

процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в

образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических

закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов

проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать

методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и

взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;

получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение

опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного

исследования для решения реальных методических задач.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Профессиональный иностранный язык 
1
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Научно-исследовательская работа 
1
2 семестр
 
Производственная практика 
2
2 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
3
4 семестр
 
Преддипломная практика 
4
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;

 
Знать и понимать  знать: содержание основных документов ФГОС профессионального образования; принципы

разработки учебного плана, учебной программы модуля; методы, средства и формы теоретического и

практического обучения: понятие, сущность, характеристики; содержание педагогической

деятельности педагога профессионального обучения; основные направления совершенствования

учебно-воспитательного процесса.:

 
Знает, находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития.
Уровень 1 
 
Знает, как самостоятельно выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста.
Уровень 2 
 
Знает, как планировать профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
Уровень 3 
 
 
Уметь делать (действовать)  уметь: анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки

специалистов в различных типах учебных заведений системы профессионального обучения,

обновлять ее и при необходимости разрабатывать; осуществлять дидактическое проектирование

учебного процесса; планировать деятельность педагога профессионального обучения.:

 
Умеет находить и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития.
Уровень 1 
 
Умеет самостоятельно выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста.
Уровень 2 
 
Умеет планировать профессиональную траекторию с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда.
Уровень 3 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) владеть: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; технологиями проектирования и

проведения учебных занятий; навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции учебно-

воспитательного процесса.:

 
Владеет навыками использования имеющегося опыта в соответствии с задачами саморазвития.
Уровень 1 
 
Владеет навыками самостоятельного выявления мотивов и стимулов для саморазвития, определяя реалистические цели профессионального роста.
Уровень 2 
 
Владеет навыками планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда.
Уровень 3 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-2: Способен передавать профессиональные знания с учетом педагогических методик;;

 
Знать и понимать  знать: содержание основных документов ФГОС профессионального образования; принципы

разработки учебного плана, учебной программы модуля; методы, средства и формы теоретического и

практического обучения: понятие, сущность, характеристики; содержание педагогической

деятельности педагога профессионального обучения; основные направления совершенствования

учебно-воспитательного процесса.:

 
Знает педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида.
Уровень 1 
 
Знает современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения)
Уровень 2 
 
Знает, как передать профессиональные знания в области агрономии, объясняет актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные технологии производства продукции растениеводства
Уровень 3 
 
 
Уметь делать (действовать)  уметь: анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию подготовки

специалистов в различных типах учебных заведений системы профессионального обучения,

обновлять ее и при необходимости разрабатывать; осуществлять дидактическое проектирование

учебного процесса; планировать деятельность педагога профессионального обучения.:

 
Умеет использовать педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида.
Уровень 1 
 
Умеет использовать современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения).
Уровень 2 
 
Умеет передавать профессиональные знания в области агрономии, объясняет актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные технологии производства продукции растениеводства.
Уровень 3 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) владеть: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; технологиями проектирования и

проведения учебных занятий; навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции учебно-

воспитательного процесса.:

 
Владеет педагогическими психологическими и методическими навыками развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида
Уровень 1 
 
Владеет современными образовательными технологиями профессионального образования (профессионального обучения)
Уровень 2 
 
Владеет профессиональными знаниями в области агрономии, объясняет актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные технологии производства продукции растениеводства
Уровень 3 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Методологические основы методики профессионального обучения
 
1.1
Методика профессионального обучения

как научная область педагогических знаний

11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
1.2
Методика профессионального обучения

как научная область педагогических знаний

11
4
УК-6,ОПК-2
2
Пр
 
1.3
Терминологический аппарат методики

профессионального обучения

11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
1.4
Терминологический аппарат методики

профессионального обучения

11
4
УК-6,ОПК-2
2
Пр
 
Раздел 2. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств
 
2.1
Сущность методической деятельности

педагога

11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
2.2
Сущность методической деятельности

педагога

11
4
УК-6,ОПК-2
2
Пр
 
2.3
Виды методической деятельности

педагога

11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
2.4
Виды методической деятельности

педагога

11
4
УК-6,ОПК-2
2
Пр
 
Раздел 3. Проектирование учебных занятий по предмету
 
3.1
Формы представления содержательной

учебной информации

11
2
УК-6,ОПК-2
Пр
 
3.2
Структурирование содержательной учебной информации
11
2
УК-6,ОПК-2
2
Пр
 
3.3
Средства обучения
11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
3.4
Средства обучения
11
4
УК-6,ОПК-2
Пр
 
Раздел 4. Конструирование организационных форм учебной деятельности обучающихся и выбор методов обучения
 
4.1
Основные структурные компоненты

занятия. Организационные формы обучения

11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
4.2
Основные структурные компоненты

занятия. Организационные формы обучения

11
2
УК-6,ОПК-2
Пр
 
4.3
Схема методической разработки плана

изучения учебных дисциплин

11
2
УК-6,ОПК-2
Пр
 
Раздел 5. Методика диагностики знаний и умений обучающихся
 
5.1
Диагностика качеств обучения
11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
5.2
Диагностика качеств обучения
11
2
УК-6,ОПК-2
Пр
 
5.3
Формы и виды контроля
11
2
УК-6,ОПК-2
Лек
 
5.4
Формы и виды контроля
11
2
УК-6,ОПК-2
Пр
 
Раздел 6. Самостоятельная работа
 
6.1
Работа с

литературой и

интернет

ресурсами

11
60
УК-6,ОПК-2
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Седова А. В. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Оренбург: ОГПУ, 2022. - 95 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/265916 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Осипова И. В., Новосёлова А. Е. Практикум по дисциплине «Методика профессионального обучения» [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Екатеринбург: РГППУ, 2023. - 132 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/369023 
Л2.1
 
 
Методическая литература
 
Мельникова О. В. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]:учебное пособие для проведения практических занятий со студентами магистерской подготовки направления 35.04.04 агрономия, направленность (профиль) земледелие. - Брянск: Брянский ГАУ, 2022. - 50 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/304865 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
430
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет иностранного языка) (Мультимедийная лаборатория иностранных языков) (430)
16 посадочных мест, место ученика линг.каб. «Диалог-2» -16шт., место преподавателя, линг Диалог, доска аудиторная, компьютер в сб (монитор LCD 18,5+сист.блок intelCore ii3+), ноутбук с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, мультимедиа-проектор (переносной). Стенды. Список ПО на компьютерах, ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с

 
ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)

1. Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

2. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

3. Задачи обучения системы НПО. Типы учебных заведений системы НПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

4. Понятие о профессии, специальности, квалификации. Современные требования к специалисту.

(УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

5. Учебно-программная документация по подготовке квалифицированных рабочих в системе

начального профессионального образования. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

6. Учебный план и научные основы его разработки. Основные компоненты учебного плана. (УК-6;

ОПК-2; ПКС-4)

7. Учебные программы и принципы их разработки. Типовые, рабочие и авторские программы. (УК-6;

ОПК-2; ПКС-4)

8. Методы научного исследования в МПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

9. Классификация учебного материала по содержанию, по характеру, по значимости, по трудности.

(УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

10. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы. Сущность и функции

дидактической деятельности. Виды дидактической деятельности. Структура и содержание. (УК-6;

ОПК-2; ПКС-4)

11. Межпредметные связи в содержании общетехнических и специальных дисциплин. (УК-6; ОПК-2;

ПКС-4)

12. Понятие и классификация педагогических целей. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

13. Понятие метода обучения. Классификация методов теоретического обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС4)

14. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. Требования к рассказу.

Факторы, обеспечивающие успех объяснения. Методика руководства беседой. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

15. Наглядные методы, их основы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение, видеометод. (УК-6;

ОПК-2; ПКС-4)

16. Логические методы передачи и восприятия информации: анализ, синтез, абстракция, обобщение,

конкретизация, классификация. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

17. Упражнения. Виды упражнений. Педагогические требования к упражнениям. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

18. Понятие средств обучения и их характеристика. Классификация средств обучения. (УК-6; ОПК-2;

ПКС-4)

19. Организационные формы обучения. Классификация организационных форм по: содержанию и

способам осуществления руководящей роли преподавателя в процессе обучения; по содержанию и

способам деятельности учащихся; по месту осуществления процесса обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

20. Урок – основная форма организации занятий. Типы и структура уроков. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

21. Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, организационные,

гигиенические. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

22.Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) и их место в учебном процессе. Виды ЛПЗ и их формы

проведения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

23. Требования к ЛПЗ. Учебная документация для проведения ЛПЗ. Методика проведения ЛПЗ. (УК-6;

ОПК-2; ПКС-4)

24. Принципы дидактики и их реализация в процессе подготовки квалифицированных рабочих.

25. Сущность процессов производственного обучения (ПО). ПО как педагогический процесс. Функции

и структура ПО. Основные компоненты ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

26. Содержание производственного обучения. Анализ трудовой деятельности квалифицированного

рабочего. Понятие и структура трудового процесса. Понятие и классификация систем

производственного обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

27.Сущность практических знаний умений и навыков, их взаимосвязь. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

28. Методы ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

29.Средства ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

30.Формы организации ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

31. Разработка технологии урока производственного обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

32. Функции и классификация инструктажа в ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

33. Общая характеристика учебно-материальной базы профессионального обучения и требования к

ней. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

34. Дидактическое проектирование педагога профессиональной школы. Характеристика

перспективно-тематического планирования. Планирование ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

35. Разработка процесса ПО в учебных мастерских. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

36. Разработка процесса производственного обучения на предприятии. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
37. Опорные конспекты. Методика составления и применения их на занятиях. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

38. Дидактические игры. Структурные компоненты дидактической игры. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

39.Проблемное обучение. Типы проблемных ситуаций. Единица проблемного обучения. Структура

проблемного урока. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

40. Программированное обучение. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

41. Учебные задачи в теоретическом и производственном обучении. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

42. Контроль учебно-воспитательного процесса. Задачи и требования к контролю. Виды контроля.

Методы контроля. Формы контроля. Средства контроля. Оценка знаний. Качественные показатели

оценки знаний и умений. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

43. Тестовый контроль. Требования к тестам. Виды тестовых заданий. Методика оценки знаний с

помощью тестов. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

44. Подготовка рабочих высшей квалификации со средним профессиональным образованием в

профессиональных лицеях повышенного уровня. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

Профессиональная мобильность современных рабочих как новое квалификационное требование.

Профессиональный лицей – учебное заведение нового типа. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

45. Индивидуальные и коллективные формы проведения методической работы. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект заданий для самостоятельной работы

Контрольные вопросы:

Поясните аспекты рассмотрения понятия «методика профессионального обучения».

1. Дайте характеристику методики как области научно-педагогических знаний.

2. Опишите методические особенности методики профессионального обучения как дисциплины

для подготовки бакалавров профессионального обучения на основе учебно-методического

комплекса (актуальность дисциплины, роль и значение дисциплины для подготовки

специальности - профессиональное обучение, характер дисциплины, связь дисциплины с

другими научными направлениями, объект и предмет изучения дисциплины, структуру

содержания дисциплины (разделы, модули, темы), требования к результатам освоения

дисциплины студентами, график освоения дисциплины, формы и методы изучения

дисциплины, формы и методы контроля результатов изучения дисциплины (по УМК

дисциплины).

3. Дайте определение понятиям «дидактика», «методика», «методика профессионального

обучения (общая)», «частно-предметная методика», «методическая система».

4. Дайте определение методики профессионального обучения как учебной дисциплины.

5. Дайте структурную характеристику методики как системного нормативного способа

деятельности бакалавров профессионального обучения.

6. Какие методические ошибки могут допускать бакалавры профессионального обучения исходя

из структуры методики как системного нормативного способа деятельности?

7. Что понимают под методической деятельностью бакалавров профессионального обучения?

8. Назовите уровни методической деятельности бакалавров профессионального обучения.

9. Опишите виды методической деятельности бакалавров профессионального обучения.

10. Какие уровни методических умений бакалавров профессионального обучения можно

выделить?

11. Приведите примеры видов методической деятельности, согласно уровням.

12. В чем состоит специфика методических понятий?

13. Каковы источники формирования методических понятий?

14. Опишите классификацию методических понятий.

15. По каким основаниям различаются методические понятия?

16. Приведите примеры методических понятий по специфике, источникам формирования и

классификации.

Методика как область научно-педагогических знаний.

1. Методические особенности методики профессионального обучения как дисциплины для

подготовки бакалавров профессионального обучения: актуальность и характер дисциплины,

объект и предмет изучения дисциплины, структура содержания дисциплины, формы и методы

изучения дисциплины, формы и методы контроля результатов изучения дисциплины

2. Дидактика, методика, методика профессионального обучения, частно-предметная методика,

методическая система.

3. Методика как нормативный системный способ деятельности бакалавров профессионального

обучения: структурная характеристика.

4. Методическая деятельность бакалавра профессионального обучения (понятие, уровни и виды

методической деятельности).

5. Методические умения педагогов: уровни обобщения и виды.

6. Методические ошибки бакалавров профессионального обучения, примеры методических

ошибок.

7. Методические понятия: специфика, источники формирования, классификация.

8. Методическая система преподавателя: понятие и структурная характеристика.

Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса

 
Тема: Задачи, содержание и процесс производственного обучения в учебных заведениях

системы ВО.

1.Перечислите четыре основополагающих принципа образования

Ответ: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе.

2.При рассмотрении и оценке деятельности современного рабочего большое значение приобретает

то, что им движет в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего занимается

данным делом, какие свои творческие ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению

вкладывает в свой труд. Верно ли, что при обучении и формировании будущего рабочего должны

культивироваться следующие личностные качества: эмоционально-ценностные; деятельностноволевые; образно-знаньевые.

Ответ: верно

3.Каким государственным документом в настоящее время определяются требования производства к

рабочему данной профессии и заданного уровня квалификации?

Ответ: 1. Конституция Российской Федерации

2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

3. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования

4.Какие уровни усвоения учебного материала предусмотрены во ФГОС ВО?

Ответ: 1).знания, мышления, применения знаний на практике 2).высокий, средний, низкий

3).узнавания, воспроизведения, продуктивная деятельность эвристического типа, продуктивная

деятельность творческого характера.

5.Правильно организованный учебный процесс производственного обучения это …

Ответ: 1. моделирование теоретической и практической деятельности учащихся, на основе

принципов организации производственного обучения

2.целенаправленное дидактическое взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого решаются

задачи образования, воспитания и всестороннего развития личности обучающегося

3.процесс достижения целей подготовки молодежи к трудовой деятельности, связанных с

формированием всесторонне развитых, творческих и активных личностей.

6. В учреждениях начального профессионального образования процесс обучения включает в себя

следующие части:

Ответ: 1).теоретическое обучение и практическое обучение; 2).теоретическое обучение и

производственное обучение; 3).теоретическое обучение; 4).производственное и практическое

обучение

7. Производственное обучение ставит задачей подготовку учащихся к непосредственному

осуществлению определенных трудовых процессов, т.е. задачу научить их применять знания на

практике, сформировать профессиональные навыки и умения. Верно ли, что производственное

обучение складывается из двух компонентов:

- подготовка по специальности в условиях максимально возможного приближения к реальной

обстановке соответствующего производства;

- обучение в реальных условиях производства.

Ответ: верно

8.Профессиональные умения при своем формировании проходят следующие этапы:

Ответ: 1.видеть, узнавать, воспроизводить, моделировать, создавать;2.выделять главное,

анализировать, формулировать, решать проблемные ситуации, применять знания на практике; 3.

первоначальное умение, недостаточная умелая деятельность, отдельные общие умения,

высокоразвитое умение, мастерство.

9. Педагогика сотрудничества обеспечивает…

Ответ: 1. передачу знаний от педагога к учащемуся; 2.обучение учащегося на основе знаний и опыта

педагога; 3.взаимоотношение педагогов и учащихся, направленную на достижение поставленных

целей

Тема 2. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и

педагогических средств.

10.Первые профессионально-технические учебные заведения в России появились в результате

образовательных реформ …

Ответ: 1. Александра 1; 2. Петра 1; 3. Николая П

11.В каком государстве первой сложилась система профессионального образования?

Ответ:1. Германия; 2. Англия; 3. Россия; 4. Франция

12.Какой документ послужил мощным толчком для развития всех форм обучения и предписывал

обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет?

Ответ:1. Декрет «Об учебной профессионально-технической повинности»; 2. Декрет «об

образовании»; 3. Указ «О государственных трудовых резервах»

13. В каком году создается единый тип учебных заведений на базе 8-летней общеобразовательной

школы?

Ответ: 1. 1940; 2. 1945; 3. 1951; 4. 1958

14.В каком году утверждена распоряжение правительства Российской Федерации Концепция

модернизации российского образования на период до 2010 г.

Ответ: 1. 2000; 2. 2001; 3. 1999

3. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к

личности педагога профессионального обучения.

 
15. Подготовка мастера к учебному году включает в себя следующие этапы:

1.Составление плана производственного обучения группы;

2.Анализ материально-технической базы;

3.Разработка перечня учебных работ;

4.Изучение квалификационной характеристики и учебных программ.

Расставьте эти этапы в нужной последовательности.

Ответ: 1. 1,2,3,4

2. 2,1,3,4

3. 4,3,2,1

16.Подготовка мастера к изучению очередной темы программы включает в себя следующие этапы:

1.Определение конкретного содержания и количества учебных работ, необходимых для выполнения

учащимися в процессе изучения темы;

2.Анализ материала темы и распределение его по урокам;

3.Подготовка учебно-материальной базы(для выполнения группой учебных работ по данной теме);

4. Методическая подготовка к изучению с учащимися данной темы.

Расставьте эти этапы в нужной последовательности.

Ответ: 1. 1,2,3,4

2. 2,1,3,4

3. 4,3,2,1

17.Подготовка мастера к очередному уроку включает в себя следующие этапы:

1. Определение цели и содержания занятий;

2. Подготовка материально-технической базы

3.Методическая подготовка

4.Составление конспекта и плана занятия

Ответ: 1. 1,2,3,4

2. 2,1,3,4

3. 4,3,2,1

18.Входит ли в обязанности мастера производственного обучения выполнение внеклассной и

воспитательной работы?

Ответ: нет да

19.Относится ли эрудиция и культура педагога к личностным качествам мастера производственного

обучения?

Ответ: нет да

20. Верно ли, что проблема воспитания профессионально важных качеств личности является одной

из центральных в организации учебного процесса?

Ответ: нет да

21.Личное мастерство – это…

Ответ: 1. квалифицированное выполнение трудовых операций; 2. умение донести до учащихся свой

опыт; 3.пример для подражания у влюбленных в своего учителя воспитанников

22.Можно ли считать инструкцией для профессионального педагога слова Л.Н.Толстого «Свойство

мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим,

второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости

людей, окружающих его»

Ответ: да

Комплект тестовых заданий

Тема: Методика профессионального обучения

1. Учение о методах и принципах познания называется

а) методика;

б) технология;

в) методология;

г) онтология.

2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной

деятельности в определенной области – это

а) умение;

б) знания;

в) компетенция;

г) навыки.

3. Совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке

профессионально-педагогических кадров –

а) система образования РФ;

б) методическое обеспечение образования;

в) система управления образованием;

г) учебно-методическое объединение.

4. Организации профессионального образования ведомственной подготовки рабочих в 20-30

гг. ХХ в. –

а) учебно-показательные мастерские;

б) школы фабрично-заводского ученичества;

 
в) профессионально-технические курсы;

г) профессионально-технические школы.

5. Система производственного обучения носила название «русской»

а) операционно-комплексная;

б) проблемно-аналитическая;

в) операционная;

г) система ЦИТ.

6. Основная система производственного обучения в СССР

а) операционно-поточная;

б) моторно-тренировочная;

в) операционно-комплексная;

г) конструкторско-технологическая.

7. Самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию и

конструированию, исследованию средств обучения – деятельность

а) учебная;

б) методическая;

в) педагогическая;

г) технологическая.

8. Устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и

применения средств обучения конкретному предмету – _________ методической деятельности.

а) образцы;

б) виды;

в) методы;

г) формы.

9. Свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых

условиях на основе ранее приобретенных знаний –

а) умение;

б) знание;

в) качество;

г) навык.

10. Продуктами (результатами) методической деятельности являются

а) экзаменационная ведомость;

б) учебная программа;

в) научная статья;

г) план-конспект занятия.

11. К видам методической деятельности относятся

а) чтение лекции;

б) планирование системы уроков;

в) разработка видов и форм контроля знаний, умений и навыков;

г) проверка контрольных работ.

12. Формы методической деятельности подразделяют на…

а) коллективные;

б) индивидуальные;

в) фронтальные;

г) бригадные.

1. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации и улучшается ее

восприятие

а) вопросы;

б) средства обучения;

в) упражнения;

г) задачи.

2. Совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается

программа образовательного учреждения – это

а) учебный план;

б) образовательный стандарт;

в) содержание обучения;

г) система обучения.

3. Структурное соотношение элементов содержания обучения, последовательность и

предполагаемая продолжительность их освоения устанавливаются

а) образовательным стандартом;

б) учебным планом;

в) графиком учебного процесса;

г) рабочей программой дисциплины.

4. Объекты, используемые в учебном процессе в качестве носителей информации и

инструмента деятельности педагога и учащихся – это

а) способы познавательной деятельности;

б) компоненты учебного процесса;

в) методы контроля;

 
г) средства обучения.

5. Наглядность, информативность, адаптивность, компенсаторность и интегративность – это

общие функции

а) методов обучения;

б) дидактической системы;

в) средств обучения;

г) учебного процесса.

6. Процесс и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности

– это

а) профессиональная подготовка;

б) профессиональное образование;

в) формирование компетенций;

г) повышение квалификации.

7. Документ показывает длительность учебных полугодий (семестров), сессий, каникул, виды

практик, распределение часов на различные виды обучения –

а) график учебного процесса;

б) учебный план;

в) рабочая программа;

г) образовательный стандарт.

8. К уровням логических регулятивов обучающей деятельности относятся

а) эмпирический;

б) производственный;

в) исследовательский;

г) теоретический.

Кейс задания

1. Проанализируйте педагогическое явление: «Исследованиями установлено, что педагоги,

работающие с «трудными» учащимися, переоценивают мотивационные качества этих учащихся и

недооценивают их интеллектуальные возможности».

К каким последствиям может привести и приводит такая недооценка (переоценка)?

Как должен перестроить педагог свою работу?

2. Воспроизведите в памяти как можно более точно собственный образ в 15—17 лет и ответьте на

вопросы:

а) Что общего есть между вами самим (самой) в возрасте 15—17 лет и современной молодежью?

б) Какие общепринятые ценности и цели современной молодежи вы вряд ли смогли бы понять и

принять, даже если бы были в том же возрасте?

в) Как бы вы в таком случае строили свои отношения с ровесниками по спорным вопросам?

3. Предложите (спроектируйте, работая в микрогруппах) способы, с помощью которых преподаватель

профессиональной образовательной организации может выявить среди студентов тех, у которых ярко

выражен комплекс неудачника.

4. Обсудите в группе примеры из своей учебной или профессиональной деятельности, когда вам

удалось пережить ситуацию успеха.

Что вы испытывали в этот момент?

Что изменилось в вашем восприятии себя?

Какие новые перспективы перед вами открылись?

5. Используя метод ролевого управления, преобразуйте отрицательные ярлыки в позитивные роли:

а) болтун;

б) провокатор (подзуживает других на шалости, пакости и другие неприглядные поступки);

в) критик (всему и всем дает негативные оценки);

г) лодырь;

д) классный шут (постоянно паясничает, особенно когда его вызывают отвечать);

е) высокомерная девица (считает себя превосходной во всех отношениях, ко всем остальным

относится с явным презрением);

ж) «язва» (любит за глаза язвить и издеваться надо всеми, в том числе и над преподавателями).

Есть ли в перечне позиции, по которым вам не удалось выполнить задание? Если это так, то какие

педагогические приемы вы можете предложить для коррекции поведения таких студентов?

6. «Упражнение А. С. Макаренко». Произнесите фразу «Подойди сюда!» всеми возможными

способами, комбинируя различные типы словесных действий с различными вариантами веса,

мобилизации и пристройки. (А. С. Макаренко говорил о возможности произнести одну и ту же фразу

26 различными способами.)

7. Вы входите на перемене в группу. Группа возбуждена, внимание рассеяно. Заготовьте какуюнибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе

эмоциональной и мотивационно сильной) и постарайтесь сразу сосредоточить на себе внимание

всех. После этого надо органично перейти к теме занятия, сохраняя внимание группы. Если все это

не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации ваши коллеги. Анализируя

их действия, используйте знания о бессловесных и словесных действиях.

Ситуацию можно отработать в виде ролевой игры.

8. Какие из следующих фраз преподавателя, обращенных к студенту, являются конфликтогенами и

 
почему:

а) я тоже была студенткой, и никогда занятий не прогуливала, а в зачетке у меня были только

пятерки!

б) Опять забыл дневник практики? Как всегда! Я ничуть не удивлена;

в) когда я думаю о том, какой у вас за душой багаж школьных знаний, мне просто жалко вас

становится!

г) Ну что, Иванов, ты у нас все такой же рохля?

 
Комплект заданий для самостоятельной работы (УК-6, ОПК-2)

Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса (УК-6, ОПК-2)

Комплект тестовых заданий (УК-6, ОПК-2)

Кейс задания (УК-6, ОПК-2)

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
 
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5

 
орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства,
 
частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6