учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
Направленность (профиль) Общее земледелие
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гармаева С.И.
(представитель работодателя)
методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и
процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в
образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических
закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов
проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать
методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и
взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;
получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение
опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного
исследования для решения реальных методических задач.
методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и
процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в
образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических
закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов
проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать
методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и
взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;
получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение
опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного
исследования для решения реальных методических задач.
методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и
процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в
образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических
закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов
проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать
методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и
взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;
получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение
опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного
исследования для решения реальных методических задач.
методического знания и умения проектирования, конструирования и разработки содержательного и
процессуального компонентов учебного процесса по предметам профессионального цикла в
образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.
Задачи: Изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических
закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих; изучение вопросов
проектирования содержания обучения и дидактических средств; формирование умений решать
методические задачи с использованием регулятивных средств обучения; освоение взаимосвязи и
взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;
получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение
опыта внедрения педагогических проектов в учебном процессе; освоение методики научного
исследования для решения реальных методических задач.
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;
разработки учебного плана, учебной программы модуля; методы, средства и формы теоретического и
практического обучения: понятие, сущность, характеристики; содержание педагогической
деятельности педагога профессионального обучения; основные направления совершенствования
учебно-воспитательного процесса.:
специалистов в различных типах учебных заведений системы профессионального обучения,
обновлять ее и при необходимости разрабатывать; осуществлять дидактическое проектирование
учебного процесса; планировать деятельность педагога профессионального обучения.:
проведения учебных занятий; навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции учебно-
воспитательного процесса.:
ОПК-2: Способен передавать профессиональные знания с учетом педагогических методик;;
разработки учебного плана, учебной программы модуля; методы, средства и формы теоретического и
практического обучения: понятие, сущность, характеристики; содержание педагогической
деятельности педагога профессионального обучения; основные направления совершенствования
учебно-воспитательного процесса.:
специалистов в различных типах учебных заведений системы профессионального обучения,
обновлять ее и при необходимости разрабатывать; осуществлять дидактическое проектирование
учебного процесса; планировать деятельность педагога профессионального обучения.:
проведения учебных занятий; навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции учебно-
воспитательного процесса.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
как научная область педагогических знаний
как научная область педагогических знаний
профессионального обучения
профессионального обучения
педагога
педагога
педагога
педагога
учебной информации
занятия. Организационные формы обучения
занятия. Организационные формы обучения
изучения учебных дисциплин
литературой и
интернет
ресурсами
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
2. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
3. Задачи обучения системы НПО. Типы учебных заведений системы НПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
4. Понятие о профессии, специальности, квалификации. Современные требования к специалисту.
(УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
5. Учебно-программная документация по подготовке квалифицированных рабочих в системе
начального профессионального образования. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
6. Учебный план и научные основы его разработки. Основные компоненты учебного плана. (УК-6;
ОПК-2; ПКС-4)
7. Учебные программы и принципы их разработки. Типовые, рабочие и авторские программы. (УК-6;
ОПК-2; ПКС-4)
8. Методы научного исследования в МПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
9. Классификация учебного материала по содержанию, по характеру, по значимости, по трудности.
(УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
10. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы. Сущность и функции
дидактической деятельности. Виды дидактической деятельности. Структура и содержание. (УК-6;
ОПК-2; ПКС-4)
11. Межпредметные связи в содержании общетехнических и специальных дисциплин. (УК-6; ОПК-2;
ПКС-4)
12. Понятие и классификация педагогических целей. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
13. Понятие метода обучения. Классификация методов теоретического обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС4)
14. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. Требования к рассказу.
Факторы, обеспечивающие успех объяснения. Методика руководства беседой. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
15. Наглядные методы, их основы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение, видеометод. (УК-6;
ОПК-2; ПКС-4)
16. Логические методы передачи и восприятия информации: анализ, синтез, абстракция, обобщение,
конкретизация, классификация. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
17. Упражнения. Виды упражнений. Педагогические требования к упражнениям. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
18. Понятие средств обучения и их характеристика. Классификация средств обучения. (УК-6; ОПК-2;
ПКС-4)
19. Организационные формы обучения. Классификация организационных форм по: содержанию и
способам осуществления руководящей роли преподавателя в процессе обучения; по содержанию и
способам деятельности учащихся; по месту осуществления процесса обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
20. Урок – основная форма организации занятий. Типы и структура уроков. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
21. Требования к уроку: дидактические, воспитательные, психологические, организационные,
гигиенические. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
22.Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) и их место в учебном процессе. Виды ЛПЗ и их формы
проведения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
23. Требования к ЛПЗ. Учебная документация для проведения ЛПЗ. Методика проведения ЛПЗ. (УК-6;
ОПК-2; ПКС-4)
24. Принципы дидактики и их реализация в процессе подготовки квалифицированных рабочих.
25. Сущность процессов производственного обучения (ПО). ПО как педагогический процесс. Функции
и структура ПО. Основные компоненты ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
26. Содержание производственного обучения. Анализ трудовой деятельности квалифицированного
рабочего. Понятие и структура трудового процесса. Понятие и классификация систем
производственного обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
27.Сущность практических знаний умений и навыков, их взаимосвязь. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
28. Методы ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
29.Средства ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
30.Формы организации ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
31. Разработка технологии урока производственного обучения. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
32. Функции и классификация инструктажа в ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
33. Общая характеристика учебно-материальной базы профессионального обучения и требования к
ней. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
34. Дидактическое проектирование педагога профессиональной школы. Характеристика
перспективно-тематического планирования. Планирование ПО. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
35. Разработка процесса ПО в учебных мастерских. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
36. Разработка процесса производственного обучения на предприятии. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
38. Дидактические игры. Структурные компоненты дидактической игры. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
39.Проблемное обучение. Типы проблемных ситуаций. Единица проблемного обучения. Структура
проблемного урока. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
40. Программированное обучение. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
41. Учебные задачи в теоретическом и производственном обучении. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
42. Контроль учебно-воспитательного процесса. Задачи и требования к контролю. Виды контроля.
Методы контроля. Формы контроля. Средства контроля. Оценка знаний. Качественные показатели
оценки знаний и умений. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
43. Тестовый контроль. Требования к тестам. Виды тестовых заданий. Методика оценки знаний с
помощью тестов. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
44. Подготовка рабочих высшей квалификации со средним профессиональным образованием в
профессиональных лицеях повышенного уровня. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
Профессиональная мобильность современных рабочих как новое квалификационное требование.
Профессиональный лицей – учебное заведение нового типа. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
45. Индивидуальные и коллективные формы проведения методической работы. (УК-6; ОПК-2; ПКС-4)
Контрольные вопросы:
Поясните аспекты рассмотрения понятия «методика профессионального обучения».
1. Дайте характеристику методики как области научно-педагогических знаний.
2. Опишите методические особенности методики профессионального обучения как дисциплины
для подготовки бакалавров профессионального обучения на основе учебно-методического
комплекса (актуальность дисциплины, роль и значение дисциплины для подготовки
специальности - профессиональное обучение, характер дисциплины, связь дисциплины с
другими научными направлениями, объект и предмет изучения дисциплины, структуру
содержания дисциплины (разделы, модули, темы), требования к результатам освоения
дисциплины студентами, график освоения дисциплины, формы и методы изучения
дисциплины, формы и методы контроля результатов изучения дисциплины (по УМК
дисциплины).
3. Дайте определение понятиям «дидактика», «методика», «методика профессионального
обучения (общая)», «частно-предметная методика», «методическая система».
4. Дайте определение методики профессионального обучения как учебной дисциплины.
5. Дайте структурную характеристику методики как системного нормативного способа
деятельности бакалавров профессионального обучения.
6. Какие методические ошибки могут допускать бакалавры профессионального обучения исходя
из структуры методики как системного нормативного способа деятельности?
7. Что понимают под методической деятельностью бакалавров профессионального обучения?
8. Назовите уровни методической деятельности бакалавров профессионального обучения.
9. Опишите виды методической деятельности бакалавров профессионального обучения.
10. Какие уровни методических умений бакалавров профессионального обучения можно
выделить?
11. Приведите примеры видов методической деятельности, согласно уровням.
12. В чем состоит специфика методических понятий?
13. Каковы источники формирования методических понятий?
14. Опишите классификацию методических понятий.
15. По каким основаниям различаются методические понятия?
16. Приведите примеры методических понятий по специфике, источникам формирования и
классификации.
Методика как область научно-педагогических знаний.
1. Методические особенности методики профессионального обучения как дисциплины для
подготовки бакалавров профессионального обучения: актуальность и характер дисциплины,
объект и предмет изучения дисциплины, структура содержания дисциплины, формы и методы
изучения дисциплины, формы и методы контроля результатов изучения дисциплины
2. Дидактика, методика, методика профессионального обучения, частно-предметная методика,
методическая система.
3. Методика как нормативный системный способ деятельности бакалавров профессионального
обучения: структурная характеристика.
4. Методическая деятельность бакалавра профессионального обучения (понятие, уровни и виды
методической деятельности).
5. Методические умения педагогов: уровни обобщения и виды.
6. Методические ошибки бакалавров профессионального обучения, примеры методических
ошибок.
7. Методические понятия: специфика, источники формирования, классификация.
8. Методическая система преподавателя: понятие и структурная характеристика.
Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса
системы ВО.
1.Перечислите четыре основополагающих принципа образования
Ответ: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе.
2.При рассмотрении и оценке деятельности современного рабочего большое значение приобретает
то, что им движет в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего занимается
данным делом, какие свои творческие ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению
вкладывает в свой труд. Верно ли, что при обучении и формировании будущего рабочего должны
культивироваться следующие личностные качества: эмоционально-ценностные; деятельностноволевые; образно-знаньевые.
Ответ: верно
3.Каким государственным документом в настоящее время определяются требования производства к
рабочему данной профессии и заданного уровня квалификации?
Ответ: 1. Конституция Российской Федерации
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
3. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования
4.Какие уровни усвоения учебного материала предусмотрены во ФГОС ВО?
Ответ: 1).знания, мышления, применения знаний на практике 2).высокий, средний, низкий
3).узнавания, воспроизведения, продуктивная деятельность эвристического типа, продуктивная
деятельность творческого характера.
5.Правильно организованный учебный процесс производственного обучения это …
Ответ: 1. моделирование теоретической и практической деятельности учащихся, на основе
принципов организации производственного обучения
2.целенаправленное дидактическое взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого решаются
задачи образования, воспитания и всестороннего развития личности обучающегося
3.процесс достижения целей подготовки молодежи к трудовой деятельности, связанных с
формированием всесторонне развитых, творческих и активных личностей.
6. В учреждениях начального профессионального образования процесс обучения включает в себя
следующие части:
Ответ: 1).теоретическое обучение и практическое обучение; 2).теоретическое обучение и
производственное обучение; 3).теоретическое обучение; 4).производственное и практическое
обучение
7. Производственное обучение ставит задачей подготовку учащихся к непосредственному
осуществлению определенных трудовых процессов, т.е. задачу научить их применять знания на
практике, сформировать профессиональные навыки и умения. Верно ли, что производственное
обучение складывается из двух компонентов:
- подготовка по специальности в условиях максимально возможного приближения к реальной
обстановке соответствующего производства;
- обучение в реальных условиях производства.
Ответ: верно
8.Профессиональные умения при своем формировании проходят следующие этапы:
Ответ: 1.видеть, узнавать, воспроизводить, моделировать, создавать;2.выделять главное,
анализировать, формулировать, решать проблемные ситуации, применять знания на практике; 3.
первоначальное умение, недостаточная умелая деятельность, отдельные общие умения,
высокоразвитое умение, мастерство.
9. Педагогика сотрудничества обеспечивает…
Ответ: 1. передачу знаний от педагога к учащемуся; 2.обучение учащегося на основе знаний и опыта
педагога; 3.взаимоотношение педагогов и учащихся, направленную на достижение поставленных
целей
Тема 2. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и
педагогических средств.
10.Первые профессионально-технические учебные заведения в России появились в результате
образовательных реформ …
Ответ: 1. Александра 1; 2. Петра 1; 3. Николая П
11.В каком государстве первой сложилась система профессионального образования?
Ответ:1. Германия; 2. Англия; 3. Россия; 4. Франция
12.Какой документ послужил мощным толчком для развития всех форм обучения и предписывал
обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет?
Ответ:1. Декрет «Об учебной профессионально-технической повинности»; 2. Декрет «об
образовании»; 3. Указ «О государственных трудовых резервах»
13. В каком году создается единый тип учебных заведений на базе 8-летней общеобразовательной
школы?
Ответ: 1. 1940; 2. 1945; 3. 1951; 4. 1958
14.В каком году утверждена распоряжение правительства Российской Федерации Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 г.
Ответ: 1. 2000; 2. 2001; 3. 1999
3. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к
личности педагога профессионального обучения.
1.Составление плана производственного обучения группы;
2.Анализ материально-технической базы;
3.Разработка перечня учебных работ;
4.Изучение квалификационной характеристики и учебных программ.
Расставьте эти этапы в нужной последовательности.
Ответ: 1. 1,2,3,4
2. 2,1,3,4
3. 4,3,2,1
16.Подготовка мастера к изучению очередной темы программы включает в себя следующие этапы:
1.Определение конкретного содержания и количества учебных работ, необходимых для выполнения
учащимися в процессе изучения темы;
2.Анализ материала темы и распределение его по урокам;
3.Подготовка учебно-материальной базы(для выполнения группой учебных работ по данной теме);
4. Методическая подготовка к изучению с учащимися данной темы.
Расставьте эти этапы в нужной последовательности.
Ответ: 1. 1,2,3,4
2. 2,1,3,4
3. 4,3,2,1
17.Подготовка мастера к очередному уроку включает в себя следующие этапы:
1. Определение цели и содержания занятий;
2. Подготовка материально-технической базы
3.Методическая подготовка
4.Составление конспекта и плана занятия
Ответ: 1. 1,2,3,4
2. 2,1,3,4
3. 4,3,2,1
18.Входит ли в обязанности мастера производственного обучения выполнение внеклассной и
воспитательной работы?
Ответ: нет да
19.Относится ли эрудиция и культура педагога к личностным качествам мастера производственного
обучения?
Ответ: нет да
20. Верно ли, что проблема воспитания профессионально важных качеств личности является одной
из центральных в организации учебного процесса?
Ответ: нет да
21.Личное мастерство – это…
Ответ: 1. квалифицированное выполнение трудовых операций; 2. умение донести до учащихся свой
опыт; 3.пример для подражания у влюбленных в своего учителя воспитанников
22.Можно ли считать инструкцией для профессионального педагога слова Л.Н.Толстого «Свойство
мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим,
второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости
людей, окружающих его»
Ответ: да
Комплект тестовых заданий
Тема: Методика профессионального обучения
1. Учение о методах и принципах познания называется
а) методика;
б) технология;
в) методология;
г) онтология.
2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной
деятельности в определенной области – это
а) умение;
б) знания;
в) компетенция;
г) навыки.
3. Совокупность образовательных стандартов, программ и учреждений по подготовке
профессионально-педагогических кадров –
а) система образования РФ;
б) методическое обеспечение образования;
в) система управления образованием;
г) учебно-методическое объединение.
4. Организации профессионального образования ведомственной подготовки рабочих в 20-30
гг. ХХ в. –
а) учебно-показательные мастерские;
б) школы фабрично-заводского ученичества;
г) профессионально-технические школы.
5. Система производственного обучения носила название «русской»
а) операционно-комплексная;
б) проблемно-аналитическая;
в) операционная;
г) система ЦИТ.
6. Основная система производственного обучения в СССР
а) операционно-поточная;
б) моторно-тренировочная;
в) операционно-комплексная;
г) конструкторско-технологическая.
7. Самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию и
конструированию, исследованию средств обучения – деятельность
а) учебная;
б) методическая;
в) педагогическая;
г) технологическая.
8. Устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и
применения средств обучения конкретному предмету – _________ методической деятельности.
а) образцы;
б) виды;
в) методы;
г) формы.
9. Свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых
условиях на основе ранее приобретенных знаний –
а) умение;
б) знание;
в) качество;
г) навык.
10. Продуктами (результатами) методической деятельности являются
а) экзаменационная ведомость;
б) учебная программа;
в) научная статья;
г) план-конспект занятия.
11. К видам методической деятельности относятся
а) чтение лекции;
б) планирование системы уроков;
в) разработка видов и форм контроля знаний, умений и навыков;
г) проверка контрольных работ.
12. Формы методической деятельности подразделяют на…
а) коллективные;
б) индивидуальные;
в) фронтальные;
г) бригадные.
1. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации и улучшается ее
восприятие
а) вопросы;
б) средства обучения;
в) упражнения;
г) задачи.
2. Совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается
программа образовательного учреждения – это
а) учебный план;
б) образовательный стандарт;
в) содержание обучения;
г) система обучения.
3. Структурное соотношение элементов содержания обучения, последовательность и
предполагаемая продолжительность их освоения устанавливаются
а) образовательным стандартом;
б) учебным планом;
в) графиком учебного процесса;
г) рабочей программой дисциплины.
4. Объекты, используемые в учебном процессе в качестве носителей информации и
инструмента деятельности педагога и учащихся – это
а) способы познавательной деятельности;
б) компоненты учебного процесса;
в) методы контроля;
5. Наглядность, информативность, адаптивность, компенсаторность и интегративность – это
общие функции
а) методов обучения;
б) дидактической системы;
в) средств обучения;
г) учебного процесса.
6. Процесс и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности
– это
а) профессиональная подготовка;
б) профессиональное образование;
в) формирование компетенций;
г) повышение квалификации.
7. Документ показывает длительность учебных полугодий (семестров), сессий, каникул, виды
практик, распределение часов на различные виды обучения –
а) график учебного процесса;
б) учебный план;
в) рабочая программа;
г) образовательный стандарт.
8. К уровням логических регулятивов обучающей деятельности относятся
а) эмпирический;
б) производственный;
в) исследовательский;
г) теоретический.
Кейс задания
1. Проанализируйте педагогическое явление: «Исследованиями установлено, что педагоги,
работающие с «трудными» учащимися, переоценивают мотивационные качества этих учащихся и
недооценивают их интеллектуальные возможности».
К каким последствиям может привести и приводит такая недооценка (переоценка)?
Как должен перестроить педагог свою работу?
2. Воспроизведите в памяти как можно более точно собственный образ в 15—17 лет и ответьте на
вопросы:
а) Что общего есть между вами самим (самой) в возрасте 15—17 лет и современной молодежью?
б) Какие общепринятые ценности и цели современной молодежи вы вряд ли смогли бы понять и
принять, даже если бы были в том же возрасте?
в) Как бы вы в таком случае строили свои отношения с ровесниками по спорным вопросам?
3. Предложите (спроектируйте, работая в микрогруппах) способы, с помощью которых преподаватель
профессиональной образовательной организации может выявить среди студентов тех, у которых ярко
выражен комплекс неудачника.
4. Обсудите в группе примеры из своей учебной или профессиональной деятельности, когда вам
удалось пережить ситуацию успеха.
Что вы испытывали в этот момент?
Что изменилось в вашем восприятии себя?
Какие новые перспективы перед вами открылись?
5. Используя метод ролевого управления, преобразуйте отрицательные ярлыки в позитивные роли:
а) болтун;
б) провокатор (подзуживает других на шалости, пакости и другие неприглядные поступки);
в) критик (всему и всем дает негативные оценки);
г) лодырь;
д) классный шут (постоянно паясничает, особенно когда его вызывают отвечать);
е) высокомерная девица (считает себя превосходной во всех отношениях, ко всем остальным
относится с явным презрением);
ж) «язва» (любит за глаза язвить и издеваться надо всеми, в том числе и над преподавателями).
Есть ли в перечне позиции, по которым вам не удалось выполнить задание? Если это так, то какие
педагогические приемы вы можете предложить для коррекции поведения таких студентов?
6. «Упражнение А. С. Макаренко». Произнесите фразу «Подойди сюда!» всеми возможными
способами, комбинируя различные типы словесных действий с различными вариантами веса,
мобилизации и пристройки. (А. С. Макаренко говорил о возможности произнести одну и ту же фразу
26 различными способами.)
7. Вы входите на перемене в группу. Группа возбуждена, внимание рассеяно. Заготовьте какуюнибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе
эмоциональной и мотивационно сильной) и постарайтесь сразу сосредоточить на себе внимание
всех. После этого надо органично перейти к теме занятия, сохраняя внимание группы. Если все это
не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации ваши коллеги. Анализируя
их действия, используйте знания о бессловесных и словесных действиях.
Ситуацию можно отработать в виде ролевой игры.
8. Какие из следующих фраз преподавателя, обращенных к студенту, являются конфликтогенами и
а) я тоже была студенткой, и никогда занятий не прогуливала, а в зачетке у меня были только
пятерки!
б) Опять забыл дневник практики? Как всегда! Я ничуть не удивлена;
в) когда я думаю о том, какой у вас за душой багаж школьных знаний, мне просто жалко вас
становится!
г) Ну что, Иванов, ты у нас все такой же рохля?
Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса (УК-6, ОПК-2)
Комплект тестовых заданий (УК-6, ОПК-2)
Кейс задания (УК-6, ОПК-2)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п