учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
различных почвенно-климатических условиях, требований к факторам внешней среды и разработка технологических процессов для управления ростом, развитием и формированием качественного урожая
Задачи: изучение почвенных и климатических условий зоны возделывания полевых культур; адаптация возделываемых полевых культур к конкретным условиям производства; разработка технологических приемов, снижающих негативное воздействие факторов окружающей среды: высокие температуры, недостаточность увлажнения, питания и др.; изучение современных технологий возделывания полевых культур; разработка основ и принципов управления
продукционным процессами в адаптивном растениеводстве Забайкалья
различных почвенно-климатических условиях, требований к факторам внешней среды и разработка технологических процессов для управления ростом, развитием и формированием качественного урожая
Задачи: изучение почвенных и климатических условий зоны возделывания полевых культур; адаптация возделываемых полевых культур к конкретным условиям производства; разработка технологических приемов, снижающих негативное воздействие факторов окружающей среды: высокие температуры, недостаточность увлажнения, питания и др.; изучение современных технологий возделывания полевых культур; разработка основ и принципов управления
продукционным процессами в адаптивном растениеводстве Забайкалья
ПКС-5: Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур;
Темы рефератов.
Перечень комплект тестовых заданий.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Комплект заданий для практической работы.
Комплект заданий для деловой игры (круглый стол).
ПКС-7: Способен разработать технологии посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними;
агроландшафтных условий
Темы рефератов.
Перечень комплект тестовых заданий.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Комплект заданий для практической работы.
Комплект заданий для деловой игры (круглый стол).
ПКС-10: Способен разработать технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение;
Темы рефератов.
Перечень комплект тестовых заданий.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Комплект заданий для практической работы.
Комплект заданий для деловой игры (круглый стол).
форма текущего контроля успеваемости)
работ
продуктивность полевых культур
Восточной Сибири
возделывании полевых культур в Забайкалье
ростом и развитием растений
сельскохозяйственных культур
факторы среды,
влияющие на
продуктивность полевых
культур
адаптивного
растениеводства в
Восточной Сибири
пз
ресурсо- и
влагосбережения при
возделывании полевых
культур в Забайкалье
технологические приемы
управления ростом и
развитием растений
Устный опрос
возделывания
сельскохозяйственных
культур
влияющие на продуктивность полевых
культур
растениеводства в Восточной Сибири
влагосбережения при возделывании
полевых культур в Забайкалье
сельскохозяйственных культур
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Зерновые культуры в Забайкалье, их кормовая ценность, районированные сорта.
3. Отличительные признаки видов овса и разновидностей овса посевного
4. Отличительные признаки подвидов, групп ячменя
5. Химический состав зерна и его значение
6. Фазы роста и развития зерновых культур
7. Требования пшеницы к теплу и влаге
8. Требования овса к теплу и влаге
9. Требования ячменя и яровой ржи к теплу и влаге
10. Требования пшеницы к почве и элементам питания
11. Требования овса к почве и элементам питания
12. Требования ячменя к почве и элементам питания
13. Требования ржи к почве и элементам питания
14. Предшественник и место пшеницы в севообороте
15. Предшественник и место овса, ячменя и ржи в севообороте. (ПКС-10)
16. Обработка почвы под яровую пшеницу
17. Обработка почвы под овес
18.Обработка почвы под ячмень
19 Обработка почвы под рожь
20. Сорта и подготовка семян пшеницы
21. Сорта и подготовка семян овса и ячменя
22. Удобрение пшеницы
23. Удобрение овса и ячменя
24. Посев пшеницы
25. Посев овса
26. Уход за посевами и уборка пшеницы
27. Уход за посевами и уборка овса
28. Уход за посевами и уборка ржи
29. Особенности возделывания овса на зерносенаж и зеленую массу
30. Проблема кормового протеина в Забайкалье и пути ее решения
31. Горох. Значение как кормовой и продовольственной культуры
31. Требования гороха к теплу и влаге
32. Требования гороха к почве и элементам питания
33. Предшественник и место гороха в севообороте
34. Обработка почвы под горох на зерно
35. Удобрение гороха
36. Районированные сорта. Подготовка семян к посеву.
37. Посев гороха
38. Уход за посевами и уборка гороха на зерно
39. Особенности технологии возделывания горохоовсяной смеси
40. Требования картофеля к теплу и влаге
41. Кормовая ценность картофеля
42. Особенности роста и развития картофеля в Забайкалье
43. Предшественник и место картофеля в севообороте
44. Удобрение и обработка почвы под картофель
45. Районированные сорта картофеля и подготовка клубней к посадке
46. Посадка картофеля
47. Уход за посадками картофеля
48. Уборка картофеля и закладка на хранение
49. Значение сочных кормов в кормлении животных
50. Требования кормовых корнеплодов к теплу, влаге, почве и элементам питания
51. Особенности роста и развития турнепса и брюквы в Забайкалье
52. Предшественник и место кормовых корнеплодов в севообороте
53. Обработка почвы под кормовые корнеплоды
54. Удобрение кормовых корнеплодов
55. Районированные сорта и подготовка семян корнеплодов к посеву
56. Выращивание рассады брюквы
57. Посадка рассады брюквы
58.Уход за посевами корнеплодов
Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Комплект заданий для практических занятий
1. Система применения удобрений под отдельные культуры. Разработка способов, сроков и доз внесения удобрений в зависимости от требований культуры.
2. Технология возделывания яровой пшеницы, ячменя и овса по различным почвенно-климатическим зонам.
3. Биологические и морфологические особенности проса и сорго. Технология возделывания проса и сорго на кормовые цели.
4. Технология возделывания картофеля по различным почвенно-климатическим зонам.
6. Значение и особенности биологии рапса и редьки масличной. Технология возделывания рапса и редьки масличной на кормовые цели.
7. Силосные и фуражные культуры: представители, понятие зеленой массы, значение, смешанные и совместные посевы: преимущества и недостатки.
8. Кукуруза и подсолнечник: значение, морфологические и биологические особенности. Технология возделывания на силос в Забайкалье.
9. Понятие силоса: микробиология процесса, схема закладки и оценка качества. Технология заготовки зеленой массы, современные технологические приемы и перспективы в регионе.
10. Заготовка сенажа: особенности процесса, требования к закладке, культуры, возделываемые на сенаж.
11. Донник. Преимущества и недостатки покровных и беспокровных посевов. Технология возделывания на зеленую массу и сено.
12. Однолетние травы на корм. Значение и биологические особенности.
13. Значение многолетних злаковых и бобовых трав в кормопроизводстве. Технология производства грубых кормов из многолетних трав (по инд. заданию).
14. Нетрадиционные кормовые растения.
1. Требования биологии растений длинного и короткого дня к условиям окружающей среды
2. Зерновые культуры в Забайкалье, их кормовая ценность, районированные сорта
3. Отличительные признаки видов овса и разновидностей овса посевного
4. Отличительные признаки подвидов, групп ячменя
5. Химический состав зерна и его значение
6. Фазы роста и развития зерновых культур
7. Требования пшеницы к теплу и влаге
8. Требования овса к теплу и влаге
9. Требования ячменя и яровой ржи к теплу и влаге
10.Требования пшеницы к почве и элементам питания
11.Требования овса к почве и элементам питания
12.Требования ячменя к почве и элементам питания
13.Требования ржи к почве и элементам питания
14.Предшественник и место пшеницы в севообороте
15.Предшественник и место овса, ячменя и ржи в севообороте
16.Обработка почвы под яровую пшеницу
17.Обработка почвы под овес, ячмень и рожь
18.Сорта и подготовка семян пшеницы
19.Сорта и подготовка семян овса и ячменя
20.Удобрение пшеницы
21.Удобрение овса и ячменя
22.Посев пшеницы
23.Посев овса
24.Уход за посевами и уборка пшеницы
25.Уход за посевами и уборка овса
26.Уход за посевами и уборка ржи
27.Особенности возделывания овса на зерносенаж и зеленую массу
28.Проблема кормового протеина в Забайкалье и пути ее решения
29.Горох. Значение как кормовой и продовольственной культуры
30.Требования гороха к теплу и влаге
31.Требования гороха к почве и элементам питания
32.Предшественник и место гороха в севообороте
33.Обработка почвы под горох на зерно
34.Удобрение гороха
35.Районированные сорта. Подготовка семян к посеву.
36.Посев гороха
37.Уход за посевами и уборка гороха на зерно
38.Особенности технологии возделывания горохоовсяной смеси
Комплект вопросов и тем для проведения круглого стола
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на заданную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив
Тема Яровые зерновые культуры: пшеница, овес, ячмень, тритикале, рожь
Задание. Подготовить доклады:
1. Значение зерновых культур
2. Влияние абиотических и биотических факторов на всхожесть семян
3. Биологические особенности зерновых культур в условиях Бурятии
4.Технология возделывания зерновых культур
Тема. Просо, гречиха
1.Методика отбора средней пробы
2 Значение крупяных культур
3. Сортовые качества семян
2. Влияние абиотических и биотических факторов на всхожесть семян
3. Биологические особенности крупяных культур в условиях Бурятии
4.Технология возделывания крупяных культур
Комплект тестовых заданий
1.Автор учения о мировых центрах происхождения культурных растений
- Стебут И.А.
+ Вавилов Н.В.
- Тимирязев К.А.
- Кулжинский С.П.
2.Генеративный период
- период от посева семян до созревания
-развитие растения от семени до семени,
-период от всходов до начала бутонизации
+ период от начала бутонизации до полной спелости
3.Диапазон оптимальной рН сол. для пшеницы, ячменя
-4,5…5,8
-5,0…6,0
-5,0…7,0
+6,0…7,5
4.Под какие культуры рекомендуют предпосевное внесение азотно-фосфорных удобрений в условиях Забайкалья
+зерновые мятликовые
-зернобобовые.
-силосные
-корнеплоды
5.ВДУ нитратов в зернофураже и продуктах переработки зерна
-500 мг/кг
+300 мг/кг
-450 мг/кг
-1000 мг/кг
6 Всхожесть
- Процент нормально проросших семян за короткий срок – 3-4 дня
-Содержание в семенном материале живых семян
+Процент нормально проросших семян в течение 7..8 суток
-Процент чистых и всхожих семян
7.Зерно имеет на брюшной стороне ясную продольную бороздку, число зародышевых корешков при прорастании зерна от 3 до 8; растения длинного дня;
+хлеба 1-й группы;
-хлеба 2-й группы
8. Колос остистый или безостый, удлиненный, лицевая сторона шире боковой;ости короткие, короче колоса, расходящиеся; колосковые чешуи кожистые, киль слабо выражен
+ пшеница мягкая
-пшеница твердая
-пшеница карликовая
-пшеница Тимофеева
9. Районированный сорт сильной пшеницы
- Селенга
-Иволгинская
+ Бурятская-79
-Бурятская-34
10. Лучший предшественник овса на семена в Забайкалье
- Пропашные
-Пар занятый
+Пар чистый
- Рано убираемые культуры
-2,5-3,0 см
-3,0-4,0 см
-5,0-6,0 см
+ 6,0-8,0 см
12. Районированный сорт гречихи в Забайкалье
- Богатырь
+Чатыр-Тау
-Калининская
- Нектарница
13.Благоприятный срок для посева гречихи, когда почва прогреется до температуры
-2…4 оС
-5…6 оС
-7…8оС
+12…14 оС
14. Районированный сорт просо в Бурятии
-Белгородское
+Крупноскорое
-Кинельское 92
-Мироновское 51
15.Для прорастания семян просо требует воды
-100 % от веса семян
-80% от веса семян
+30% от веса семян
-60 % от веса семян
16.Среднее содержание белка в семенах гороха
-10%
-30%
+24%
-40%
17.Зерновые бобовые предъявляют повышенные требования
+к влагообеспеченности
-к наличию в почве азота
-к наличию в почве кислорода
-к свету
18.Слабая корневая система, требовательная к почвам и питательным веществам зерновая культура. Отличается недружностью, изреженностью всходов, слабой кустистостью, сильно угнетается сорняками. Вегетационный период 75-104 дней
+пшеница
- овес
-ячмень
-рожь
19.Самая скороспелая, наиболее засухоустойчивая, жаростойкая зерновая культура. Кустится больше других яровых хлебов. Неустойчива к полеганию и чувствительна к гербицидам. Вегетационный период 65-85 дней.
-пшеница
-овес
+ячмень
-рожь
20.Хорошо развитая корневая система с высокой поглотительной способностью. Самая влаголюбивая среди зерновых культур. Лучше других удается на кислых почвах с рН 5-6. Вегетационный период 75-100 дней
-пшеница
+овес
-ячмень
-рожь
21.Цель предпосевного прикатывания
-Заделка пожнивных остатков, органических
и минеральных удобрений
-Рыхление верхнего слоя почвы, борьба с сорняками
+Уплотнение верхнего слоя легких почв, установление
капиллярных связей перед посевом
-Уничтожение нитей прорастающих семян сорняков,
разрушение почвенной корки в фазу прорастания культуры
22.Замена на производственных площадях одного районированного сорта другим, более продуктивным сортом называется
-сортообновление
+сортосмена
-1 репродукция
-2репродукция
+кукуруза
-подсолнечник
-яровой рапс
24.Лучший срок посева подсолнечника на силос в лесостепной зоне в Забайкалье
-1 декада мая
-3-я декада мая
+1-я декада июня
-3-я декада июня
25 Лучший срок посева ярового рапса на силос в Забайкалье
-1 декада мая
-3-я декада мая
-1-я декада июня
+3-я декада июня
26.Силосная культура в Забайкалье, которая переносит повторные посевы на одном месте
+кукуруза;
-подсолнечник;
-яровой рапс;
-редька масличная
27.На какие виды удобрений наиболее отзывчив картофель
+полуперепревший навоз
-свежий навоз
-минеральные удобрения
-сложные удобрения
28.Вредитель картофеля в Забайкалье
-колорадский жук
-28-пятнистая картофельная коровка
+черноголовая шпанка
-картофельная нематода
29.Сорт брюквы
-Остерозундомский
+Куузику
-Московский
-Сибирский
30.Оптимальный срок посева донника в условиях Забайкалья
+25 апреля
-15 мая
-5 июня
-25 июня
31.Районированный сорт люцерны в Бурятии
-Таежная
+Онохойская-6
-Зайкевича
-Северная гибридная
32.Районированный сорт житняка в Забайкалье
-Краснокутский ширококолосый
-Краснокутский узкоколосый 305
+Иволгинский-68
-Тулунский
33.Оптимальные сроки посева пырейника сибирского
-рано весной
-в середине мая
-в начале июня
+под летние дожди
34.Районированный сорт костреца безостого
-Таежная
-Иволгинский-68
+Останинский
-Сретенский-1
35.В условиях рыночных отношений целесообразно выращивать культуру, которая обеспечивает
-наибольшую урожайность
-наибольший выход кормовых единиц
+наибольший доход с единицы площади пашни
-наибольший выход переваримого протеина
36.Какой из технологических приёмов решает задачи улучшения режима питания культур и водно-физических свойств почвы
-лущение стерни
+внесение органических удобрений
-внесение минеральных удобрений
37.Правильный порядок обработки поступающего на зерноток вороха зерна
-Сортирование, очистка, сушка
-Сушка, сортирование, очистка
+Очистка, сушка, сортирование
-Сушка, очистка, сортирование
Кейс задания
Кейс задание 1
.Сухостепная зона. Планируется выращивание пшеницы. Почва типичная каштановая. Агрохимическая характеристика: содержание нитратного азота 5мг/100г, подвижного фосфора 10 мг/100г, обменного калия 15мг/100г почвы.
Сумма продуктивной влаги, использованной растениями составил 195мм. Коэффициент водопотребления яровой пшеницы составил 500
1.1ДВУ яровой пшеницы, ц/га?
А)-16
Б)-18
В)-26
Г)-32
1.2 Доза внесения азотных удобрений при Кп-20%,Ку-35?
А)-25
Б)-30
В)-45
Г)-50
1.3 Норма высева семян пшеницы при рекомендуемой норме 4млн всх. семян на 1га, массе1000 семян-40г?
А)-180
Б)-200
В)-220
Г)-250
Кейс задание 2
39.Степная зона. Планируется выращивание овса. Почва каштановая. Агрохимическая характеристика: содержание нитратного азота 6мг/100г, подвижного фосфора 12 мг/100г, обменного калия 17мг/100г почвы. Сумма продуктивной влаги, использованной растениями составил 200мм. Коэффициент водопотребления овса составил 500
2.1 ДВУ овса, ц/га?
А)-30
Б)-40
В)-50
Г)-60
2.2 Доза внесения азотных удобрений при Кп-30%,Ку-40%?
А)-24
Б)-32
В)-40
Г)-50
2.3 Норма высева овса при рекомендуемой норме 5млн всх. семян на 1га, массе1000 семян-35г,
ПГ-90?
А)-180
Б)-185
В)-200
Г)-225
Кейс задание 3
40.Лесостепная зона. Планируется выращивание овса на сено. Почва серая лесная. Агрохимическая характеристика: содержание нитратного азота 8мг/100г, подвижного фосфора 14 мг/100г, обменного калия 17мг/100г почвы. Сумма продуктивной влаги , использованной растениями составил 250мм. Коэффициент водопотребления овса составил 500
3.1 ДВУ овса, ц/га?
А)-30
Б)-50
В)-60
Г)-80
3.2 Доза внесения азотных удобрений при Кп-30%,Ку-40%?
А)-24
Б)-32
В)-40
Г)-50
3.3 Норма высева овса при рекомендуемой норме 6 млн всх. семян на 1га, массе1000 семян-40г,
А)-220
Б)-266
В)-270
Г)-280
Комплект тем для рефератов
1. Севооборот в условиях Забайкалья
2. Почвенно-климатическое районирование в Забайкалье
3. Агрономическая характеристика почв в Забайкалье
4. Система обработки почвы и защита ее от эрозии в Забайкалье
5. Система применения удобрений в Забайкалье
6. Значение и биологические особенности с.-х. культуры (по выбору
Темы рефератов.
Перечень комплект тестовых заданий.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Комплект заданий для практической работы.
Комплект заданий для деловой игры (круглый стол).
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п