учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных понятий будущей профессиональной деятельности, раскрывающих сущность ее области, объектов, видов и задач;
- ознакомление обучающихся с содержанием подготовки по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура», историей и перспективами развития рыбного хозяйства, рыбохозяйственной науки и образования в стране;
- изучение принципов и основных положений организации учебного процесса в вузе;
- получение первичных навыков работы с различными источниками информации, сбора, анализа и обобщения необходимых сведений и данных.
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
всей жизни
всей жизни
допускает некоторые неточности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение
Перечень тем конспектов
Перечень тем рефератоов
Вопросы
для устного опроса
Тестовыезадания
Введение в профессию
2) охватывает все разделы дисциплины
1. История развитие высшего образования в России (УК-3, УК-6)
2. Высшее образование в современной России. Основные понятия (УК-3, УК-6)
3. Задача законодательства в области образования (УК-3, УК-6)
4. Система высшего образования в России. Уровневая система подготовки (УК-3, УК-6)
5. Виды и наименования высших учебных заведений (УК-3, УК-6)
6. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) высшего образования по направлению подготовки (УК-3, УК-6)
7. Общие требования к организации образовательного процесса в вузе (УК-3, УК-6)
8. Необходимые документы для осуществления учебного процесса (УК-3, УК-6)
9. Основные формы организации учебного процесса в вузе (УК-3, УК-6)
10. Роль и формы самостоятельной работы студентов (УК-3, УК-6)
11. Что собой представляют текущий контроль успеваемости; промежуточная аттестация; итоговая аттестация (УК-3, УК-6)
12. История развития высшего рыбохозяйственного образования в России (УК-3, УК-6)
13. Какой закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации? (УК-3, УК-6)
14. Что является организационно-правовой основой подготовки кадров в высших учебных заведениях России в рамках каждой основной образовательной программы?(УК-3, УК-6)
15. Какие разделы включает Федеральный государственный обра¬зовательный стандарт высшего
16. Что такое базовая и вариативная часть учебного плана? (УК-3, УК-6)
17. Какой подход является особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования? (УК-3, УК-6)
18. Дайте определение термину «компетенция» (УК-3, УК-6)
19. Кто осуществляет руководство высшим учебным заведением? (УК-3, УК-6)
20. Какие структурные подразделения вуза называются факультетами и выполняемые ими задачи? (УК-3, УК-6)
21. Когда возникло отделения рыбоведения при Московском сель¬скохозяйственном институте? (УК-3, УК-6)
22. Какие предпосылки способствовали возникновению высшего рыбохозяйственного образования в России? (УК-3, УК-6)
23. Кто явился основоположником создания специальных кафедр на отделении рыбоведения? (УК-3, УК-6)
24. В каком году были образованы самостоятельные отраслевые институты? (УК-3, УК-6)
25. Какие дисциплины входят в базовую часть блока Б.1 примерного учебного плана? (УК-3, УК-6)
26. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» (УК-3, УК-6)
27. Объекты профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура»? (УК-3, УК-6)
28. Виды профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» (УК-3, УК-6)
29. Общая характеристика профессиональной деятельности по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура» (УК-3, УК-6)
30. Что входит в понятие «водные биологические ресурсы»? (УК-3, УК-6)
31. В какой период человечество стало комплексно осваивать Мировой океан и в каких частях Мирового океана наблюдается наибольшее видовое разнообразие гидробионтов?(УК-3, УК-6)
32. Какие животные входят в состав нектона? На долю какой группы гидробионтов приходится основная доля вылова в Мировом океане? (УК-3, УК-6)
33. Представители каких семейств рыб обеспечивают основную часть мирового улова? Какие страны являются мировыми лидерами по вылову рыбы? (УК-3, УК-6)
34. Назовите промысловых беспозвоночных - представителей бентоса и группы водорослей, имеющих наибольшее промысловое значение (УК-3, УК-6)
35. Что такое планктон и какова его роль в водных экосистемах? (УК-3, УК-6)
36. В каких отраслях промышленности используются водные биологические ресурсы? (УК-3, УК-6)
37. Какие гидробионты, кроме рыб, используются в пищевой, медицинской промышленности?
38. История и развитие рыбоводства в нашей стране и за рубежом (УК-3, УК-6)
39. Какой регион России был центром рыбных промыслов до начала XVIII века? Какой регион России стал центром рыбных промыслов в начале XX века? (УК-3, УК-6)
40. Какие причины способствовали развитию рыболовства в бассейнах наших южных морей? (УК-3, УК-6)
41. Какой регион стал наиболее важным для рыбного промысла России в последние десятилетия? (УК-3, УК-6)
42. Что понимается под рациональным использованием водных биологических ресурсов? (УК-3, УК-6)
43. Каковы особенности современного рыбохозяйственного комплекса России? (УК-3, УК-6)
44. Основные подотрасли рыбного хозяйства? (УК-3, УК-6)
45. Какой государственный орган осуществляет управление рыбным хозяйством страны? (УК-3, УК-6)
46. Каковы функции Федерального агентства по рыболовству? (УК-3, УК-6)
47. Структура Росрыболовства?(УК-3, УК-6)
48. Каковы задачи территориальных управлений Росрыболовства? (УК-3, УК-6)
49. Каковы задачи бассейновых управлений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов?(УК-3, УК-6)
50. Что понимается под федеральным государственным контролем (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов? (УК-3, УК-6)
51. В составе каких организаций Росрыболовства имеются рыбоводные заводы различного профиля?(УК-3, УК-6)
52. Какими знаниями должен обладать государственный инспектор рыбоохраны для успешного выполнения своих обязанностей? (УК-3, УК-6)
53. Какие задачи выполняет единая отраслевая информационно- аналитическая система «Рыболовство»? (УК-3, УК-6)
54. Задачи отечественной рыбохозяйственной науки? (УК-3, УК-6)
55. Какие этапы можно выделить в развитии отечественной рыбо¬хозяйственной науки?(УК-3, УК-6)
56. Система отраслевых научно-исследовательских институтов, находящихся в подчинении Федерального агентства по рыболовству? (УК-3, УК-6)
57. Какой научно-исследовательский институт является головным (центральным) в системе НИИ Федерального агентства по рыболовству? (УК-3, УК-6)
58. Каковы основные направления научных исследований рыбохозяйственных институтов и лабораторий?(УК-3, УК-6)
59. Что входит в понятие аквакультура? (УК-3, УК-6)
60. Каковы задачи современной аквакультуры? (УК-3, УК-6)
61. Какие два основных направления развития сформировались в аквакультуре? (УК-3, УК-6)
62. Какова структура современной аквакультуры? (УК-3, УК-6)
63. Что представляет собой пастбищная аквакультура?
64. Что входит в понятие «товарная аквакультура», ее цель? (УК-3, УК-6)
66. Какие существуют системы товарных рыбоводных хозяйств? (УК-3, УК-6)
67. Какие выделяют типы товарных рыбоводных хозяйств? (УК-3, УК-6)
68. На какие виды подразделяется индустриальное рыбоводство? (УК-3, УК-6)
69. Какое направление аквакультуры называется марикультурой? (УК-3, УК-6)
70. Назовите основные направления развития марикультуры (УК-3, УК-6)
71. Назовите наиболее распространенные объекты тепловодного рыбоводства (УК-3, УК-6)
72. Назовите наиболее распространенные объекты холодноводного рыбоводства (УК-3, УК-6)
73. Что такое интродукция и акклиматизация гидробионтов? (УК-3, УК-6)
74. Назовите виды рыб, с которыми проводились акклиматизационные работы в России (УК-3, УК-6)
75. Каковы основные тенденции развития мировой аквакультуры? (УК-3, УК-6)
Вопросы для текущего опроса
Вопросы модуля 1
1. История развитие высшего образования в России
2. Высшее образование в современной России. Основные понятия
3. Задача законодательства в области образования
4. Система высшего образования в России. Что представляет собой уровневая система подготовки, на которую перешли все вузы России?
5. Виды и наименования высших учебных заведений
6. Основная образовательная программа (ООП) высшего профессионального образования по направлению подготовки
7. Общие требования к организации образовательного процесса в вузе
8. Необходимые документы для осуществления учебного процесса
9. Основные формы организации учебного процесса в вузе
10. Роль и формы самостоятельной работы студентов
11. Что собой представляют текущий контроль успеваемости; промежуточная аттестация; итоговая аттестация.
12. История развития высшего рыбохозяйственного образования в России
13. Какой закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации?
14. Что является организационно-правовой основой подготовки кадров в высших учебных заведениях России в рамках каждой основной образовательной программы?
15. Какие разделы включает Федеральный государственный обра¬зовательный стандарт высшего профессионального образования?
16. Что такое базовая и вариативная часть учебного плана?
17. Какой подход является особенностью Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования?
18. Дайте определение термину «компетенция».
19. Кто осуществляет руководство высшим учебным заведением?
20. Какие структурные подразделения вуза называются факультетами и выполняемые ими задачи?
21. Когда возникло отделения рыбоведения при Московском сель¬скохозяйственном институте?
22. Какие предпосылки способствовали возникновению высшего рыбохозяйственного образования в России?
23. Кто явился основоположником создания специальных кафедр на отделении рыбоведения?
24. В каком году были образованы самостоятельные отраслевые институты?
25. Какие дисциплины входят в базовую часть блока Б.1 примерного учебного плана?
26. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура»
27. Объекты профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура»?
28. Виды профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура».
29. Общая характеристика профессиональной деятельности по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура»
Вопросы модуля 2
1. Что входит в понятие «водные биологические ресурсы»?
2. В какой период человечество стало комплексно осваивать Мировой океан и в каких частях Мирового океана наблюдается наибольшее видовое разнообразие гидробионтов?
3. Какие животные входят в состав нектона?На долю какой группы гидробионтов приходится основная доля вылова в Мировом океане?
4. Представители каких семейств рыб обеспечивают основную часть мирового улова? Какие страны являются мировыми лидерами по вылову рыбы?
5. Назовите промысловых беспозвоночных - представителей бентоса и группы водорослей, имеющих наибольшее промысловое значение.
6. Что такое планктон и какова его роль в водных экосистемах?
7. В каких отраслях промышленности используются водные биологические ресурсы?
8. Какие гидробионты, кроме рыб, используются в пищевой, медицинской промышленности?
9. История и развитие рыбоводства в нашей стране и за рубежом.
10. Какой регион России был центром рыбных промыслов до начала XVIII века? Какой регион России стал центром рыбных промыслов в начале XX века?
12. Какой регион стал наиболее важным для рыбного промысла России в последние десятилетия?
13. Что понимается под рациональным использованием водных биологических ресурсов?
14. Каковы особенности современного рыбохозяйственного комплекса России?
15. Основные подотрасли рыбного хозяйства?
16. Какой государственный орган осуществляет управление рыбным хозяйством страны?
17. Каковы функции Федерального агентства по рыболовству?
18. Структура Росрыболовства?
19. Каковы задачи территориальных управлений Росрыболовства?
20. Каковы задачи бассейновых управлений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов?
21. Что понимается под федеральным государственным контролем (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов?
22. В составе каких организаций Росрыболовства имеются рыбоводные заводы различного профиля?
23. Какими знаниями должен обладать государственный инспектор рыбоохраны для успешного выполнения своих обязанностей?
24. Какие задачи выполняет единая отраслевая информационно- аналитическая система «Рыболовство»?
25. Задачи отечественной рыбохозяйственной науки?
26. Какие этапы можно выделить в развитии отечественной рыбо¬хозяйственной науки?
27. Система отраслевых научно-исследовательских институтов, находящихся в подчинении Федерального агентства по рыболовству?
28. Какой научно-исследовательский институт является головным (центральным) в системе НИИ Федерального агентства по рыболовству?
29. Каковы основные направления научных исследований рыбохозяйственных институтов и лабораторий?
30. Что входит в понятие аквакультура?
31. Каковы задачи современной аквакультуры?
32. Какие два основных направления развития сформировались в аквакультуре?
33. Какова структура современной аквакультуры?
34. Что представляет собой пастбищная аквакультура?
35. Что входит в понятие «товарная аквакультура», ее цель?
36. Какие существуют формы товарных рыбоводных хозяйств?
37. Какие существуют системы товарных рыбоводных хозяйств?
38. Какие выделяют типы товарных рыбоводных хозяйств?
39. На какие виды подразделяется индустриальное рыбоводство?
40. Какое направление аквакультуры называется марикультурой?
41. Назовите основные направления развития марикультуры.
42. Назовите наиболее распространенные объекты тепловодного рыбоводства.
43. Назовите наиболее распространенные объекты холодноводного рыбоводства.
44. Что такое интродукция и акклиматизация гидробионтов?
45. Назовите виды рыб, с которыми проводились акклиматизационные работы в России.
46. Каковы основные тенденции развития мировой аквакультуры?
Гидросфера как экологическая среда, её физико-химические особенности и их значение для живых организмов
1. Рыбная отрасль России, ее современное состояние и перспективы дальнейшего развития и
совершенствования
2. История рыбохозяйственного образования в России
3. Основные направления рыбохозяйственных исследований биоресурсов морских и пресных
водоемов
4. Современные методы исследова¬ний водных биологических ресурсов
5. Современное состояние мирового рыболовства
6. Современное состояние и перспективы развития аквакультуры в мире
7. Основные тенденции мирового промысла
8. Основные тенденции продукции аквакультуры
9. Страны лидеры в добыче морепродуктов
10. Распределение уловов рыб по океанам
11. Основные черты современного океанического рыболовства
12. Основные промысловые рыбы (краткая характеристика)
13. Основные промысловые беспозвоночные (краткая характеристика)
14. Основные промысловые водоросли (краткая характеристика)
Перечень тем рефератов
1. Крупнейшие реки Республики Бурятия
2. Крупнейшие озёра Республики Бурятия
3. Состав ихтиофауны оз. Байкал
4. Основные промысловые виды рыб оз. Байкал
5. Состав ихтиофауны р. Селенга
6. Состав ихтиофауны оз.Гусиное
8. Экологическая классификация ихтиофауны рек бассейна оз. Байкал (по местам и срокам
нереста, типу питания)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п