2024-2025_b350310_о_1_plx_plx_Иностранный язык
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура

Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование

Дисциплины (модуля)
Б1.О.02 Иностранный язык
 
Иностранные и русский языки
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1, 2

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Практические занятия
32
36
68
Контактная работа
32
36
68
Сам. работа
40
81
121
Итого
216
 
Программу составил(и):
 
к.пед.н., Заведующий кафедрой Гармаева Сэсэгма Ильинична _________________
 
 
 
Иностранный язык
Программа дисциплины
 
b350310_о_1.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Гармаева С.И.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

старший преподаватель
Шкедова Людмила Павловна
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Получение в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков по иностранному языку; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной

деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование.

Задачи: Формирование системы знаний и практических навыков по иностранному языку для

использования в профессиональной деятельности; развитие знаний, умений, навыков в области коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

2
Цели: Получение в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков по иностранному языку; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной

деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование.

Задачи: Формирование системы знаний и практических навыков по иностранному языку для

использования в профессиональной деятельности; развитие знаний, умений, навыков в области коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Русский язык и культура речи 
1
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Преддипломная практика 
1
8 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
2
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

 
Знать и понимать  коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами на государственном и иностранном (ых) языках; способы использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых)  языках; способы ведения деловой переписки, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (ых) языках.

:

 
стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
Уровень 1 
 
информационно-коммуникационные технологии
Уровень 2 
 
особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном(ых) языках.
Уровень 3 
 
 
Уметь делать (действовать)  использовать коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами на государственном и иностранном (ых) языках; Использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках; использовать деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (ых) языках.:
 
выбирать на государственном и иностранном (ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами.
Уровень 1 
 
использовать информационно- коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках.
Уровень 2 
 
вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (ых) языках.
Уровень 3 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками коммуникативно приемлемых стилей делового общения, вербальных и невербальных средств взаимодействия с партнерами на государственном и иностранном (ых) языках; навыками использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках; способами ведения деловой перепиской, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурными различиями в формате корреспонденции на государственном и иностранном (ых) языках.:
 
способностью выбирать на государственном и иностранном (ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами.
Уровень 1 
 
способностью использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках.
Уровень 2 
 
способностью вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (ых) языках.
Уровень 3 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Вводно-коррективный курс
 
1.1
Правила чтения и произношения
11
2
УК-4
Пр
 
1.2
Местоимения. Глагол «to be»
11
4
УК-4
Пр
 
1.3
Артикль. Существительное: Образование

множественного числа существительных;

Притяжательный падеж существительных и

предлог «of»

11
4
УК-4
Пр
 
1.4
Глагол «to have»
11
4
УК-4
Пр
 
1.5
Числительные.

Конструкция «There is/There are»

11
2
УК-4
2
Пр
 
1.6
Степени сравнения прилагательных и

наречий

11
2
УК-4
2
Пр
 
Раздел 2. Social English (Английский язык для социально-бытовой сферы общения)
 
2.1
Разговорная тема «About myself and my

family»

Grammar: Глагол «to be»;

Глагол «to have»

11
2
УК-4
2
Пр
 
2.2
Разговорная тема «The Student’s daily

routine»

Grammar: Present Simple Tense;

Future Simple Tense

11
2
УК-4
2
Пр
 
2.3
Разговорная тема «Our Academy»

Grammar: Past Simple Tense

11
2
УК-4
Пр
 
Раздел 3. English-speaking countries (Страны изучаемого языка / Англоязычные страны)
 
3.1
Разговорная тема «Great Britain»

Grammar: Present Continuous Tense. Конструк-

ция «to be going to»

11
2
УК-4
Пр
 
3.2
Разговорная тема «London»

Grammar: Future Continuous Tense

11
2
УК-4
Пр
 
3.3
Разговорная тема «The United States of

America»

Grammar: Past Continuous Tense

11
2
УК-4
Пр
 
3.4
Разговорная тема «Canada»
11
2
УК-4
Пр
 
Раздел 4. Самостоятельная работа
 
4.1
Работа с литературой и интернет

ресурсами

11
34
УК-4
Ср
 
4.2
Создание презентации
11
6
УК-4
Ср
 
4.3
Работа с литературой и интернет ресурсами
22
75
УК-4
Ср
 
4.4
Создание итоговой презентации
22
6
УК-4
Ср
 
Раздел 5. Russian Studies (Страноведение России)
 
5.1
Разговорная тема «Russia»

Grammar: Времена группы «Perfect»;

Participle II

22
4
УК-4
2
Пр
 
5.2
Разговорная тема «Moscow»

Grammar: Present Perfect Tense

22
4
УК-4
Пр
 
5.3
Разговорная тема «The Republic of Burya-

tia». Grammar: Past Perfect Tense

22
4
УК-4
Пр
 
5.4
Разговорная тема «Ulan-Ude».

Grammar: Future Perfect Tense

22
4
УК-4
Пр
 
Раздел 6. English for Special Purposes (Английский язык для специальных целей)
 
6.1
Текст по специальности «Economic environment».

Grammar: Модальные глаголы и их эквиваленты

22
4
УК-4
2
Пр
 
6.2
Текст по специальности «The economy and

economic systems (Planned economics)» Grammar: Passive Voice (Simple Passive Tenses)

22
4
УК-4
2
Пр
 
6.3
Текст по специальности «Market

economics». Grammar: Passive Voice (Continuous Passive

Tenses)

22
4
УК-4
2
Пр
 
6.4
Текст по специальности «Mixed

economics». Grammar: Passive Voice (Perfect Passive Tens-

es)

22
4
УК-4
2
Пр
 
6.5
«My speciality»
22
4
УК-4
Пр
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Жердев В. А., Макарова А. Г., Кудинова М. А., Печенегина П. П., Рычагова Д. К., Семёнова С. П., Чудовских Е. С. Английский язык (уровень В2). Раздвинь границы общения [Электронный ресурс]:учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2025. - 120 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/439832 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Кузьменкова Ю. Б., Кузьменков А. П. Английский язык. Основы разговорной практики [Электронный ресурс]:учебник для спо. - Санкт-Петербург: Лань, 2025. - 184 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/438710 
Л2.1
 
 
Методическая литература
 
Халилова Л. А. English for students of economics = Английский язык для студентов-экономистов [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2025. - 383 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=457029 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
430
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет иностранного языка) (Мультимедийная лаборатория иностранных языков) (430)
16 посадочных мест, место ученика линг.каб. «Диалог-2» -16шт., место преподавателя, линг Диалог, доска аудиторная, компьютер в сб (монитор LCD 18,5+сист.блок intelCore ii3+), ноутбук с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, мультимедиа-проектор (переносной). Стенды. Список ПО на компьютерах, ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Гармаева Сэсэгма Ильинична
Заведующий кафедрой
к.пед.н.доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С 
 
ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету:

1. Describe Modern Economic Thought (УК-4, ПКС-1)

2. Tell about the path to market-based economy (УК-4, ПКС-1)

3. What is the role of local government in the economy? (УК-4, ПКС-1)

4. Tell about organizations in the economy (УК-4, ПКС-1)

5. What is the economic situation in Russia? (УК-4, ПКС-1)

6. Compare economic policies of the United States with Russian economic policies (УК-4, ПКС-1)

7. Give the definition of municipal finance (УК-4, ПКС-1)

8. Tell about recent trends in municipal finance (УК-4, ПКС-1)

9. Describe Public finance principles (УК-4, ПКС-1)

10. Speak on credit crisis – the Essentials (УК-4, ПКС-1)

11. What are the main ways of choosing a market? (УК-4, ПКС-1)

12. Speak on Globalization and International Marketing (УК-4, ПКС-1)

13. Tell about major ethical Approaches in International Marketing (УК-4, ПКС-1)

14. Describe Internet Banking (УК-4, ПКС-1)

15. Speak on Business (УК-4, ПКС-1)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов:

1. When did modern economic thought begin?

2. What did J. S. Mill focus on?

3. What was the central idea promoted by Smith?

4. What belief does Smith’s theory rest on?

5. How is Smith’s formulation called?

6. When did Karl Marx synthesize a variety of schools of thought?

7. What approach did Karl Marx use to logic?

8. The Marxist paradigm of economics is generally considered by market economists, isn’t it?

9. Did the study of econometrics become important or not?

10. What did it become more central to economic disputes?

 
11. What kind of systems do economic theories describe?

12. How are organizations in the economy classified?

13. What is another way of classifying organizations?

14. What is municipal finance?

15. What does it cover?

16. What issues does municipal finance address also?

17. Does municipal finance have perspective?

18. How is a market chosen by a business?

19. What may the business be looking for in the market?

20. How does a business define the parameters of market?

21. Give definition to the word ‘business’.

22. What is the difference between for-profit and non-profit organizations? Support your answer with

relevant examples.

23. What is production?

24. Specify the notion of ‘just-in-time inventory’.

25. What is marketing?

26. How difficult is it to find a good work in your field?

27. Is there a competition in your group?

28. Do you think that competition among your coeds is a good stimulus to study well or it just makes

communication between you more difficult?

Комплект заданий для практических работ:

Тема 1: Modern economic thought.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. What was the central idea promoted by Smith?

2. What belief does Smith’s theory rest on?

3. What kind of systems do economic theories describe?

Задание 2: Make a summary of the text using the clichés.

Тема 2: The path to market-based economy.

Задание 1. Tell what dominant form of market economy focuses on.

Задание 2. Make dialogues on the topic describing from one part a market economy with marketbased transactions and from the other part a command economy, speak on their advantages and

disadvantages.

Тема 3: Role of local government in the economy.

Задание 1. Make an abstract and tell the main idea of the text in some sentences, trying to

persuade partners in your statements.

Задание 2. Make a summary of the text using the clichés.

Тема 4: Organizations in the economy.

Задание 1. Answer the following comprehension questions to the text.

1. What are known as factors of production?

2. What mechanism helps entrepreneurs make decisions?

Задание 2. Discuss classification of organizations in the economy in small groups.

Задание 3. Make an abstract and tell the main idea of the text in some sentences, trying to

persuade partners in your statements.

Тема 5: Economic situation in Russia.

Задание 1. Make a meeting at a round table of policy makers and economists and discuss the

economic situation and its problems in Russia.

Задание 2. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 6: Economic policies of the United States.

Задание 1. Make a meeting at a round table of policy makers and economists and discuss the

economic situation and its problems in the USA.

Задание 2. Make a report on economic situation and problems of economy in the USA.

Задание 3. Compare economic situation and problems of economy of Russia and the USA.

Задание 4. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 7: Definition of municipal finance.

Задание 1. Answer the following comprehension question:

1. Large cities and metropolitan areas have greater fiscal capacity than smaller municipalities

and rural areas, don’t they?

Задание 2. Discuss the definition of municipal finance and its problems in small groups.

Задание 3. Make an abstract of the text.

Тема 8: Recent trends in municipal finance.

Задание 1. Make questions to the text and answer them.

Задание 2. Discuss the recent trends in municipal finance.

Задание 3. Make a summary of the text using the clichés.

Тема 9: Public finance principles.

Задание 1. Tell what for economics principles can be used.

Задание 2. Make the list of economics principles and discuss it.

Задание 3. Make the list of necessary economic terms and your own glossary to make use of it in

 
business and professional activity in terms of economics.

Задание 4. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 10: Credit crisis – the Essentials.

Задание 1. Make a list of adverbs from the text you have just read.

Задание 2. Look at the words in the boxes and then describe the graph below using suggested

adjectives and verbs with nouns and adverbs respectively.

Задание 3. Translate the following phrases into English.

Задание 4. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 11: Choosing a Market.

Задание 1. Answer the following question.

1. How can a business match its product or service to the demand of the market?

Задание 2. Match the terms with their definitions.

Задание 3. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 12: Globalization and International Marketing. Ethics Problems.

Part 1. What is Globalization?

Задание 1. Decide whether the following statements are facts or opinions. Express your attitude to

the opinions:

1. Globalization is synonymous to Americanization.

2. The more people are in debt, the richer the banks become.

3. Debt payments by developing countries are nine times as much as the aid they receive.

4. Global economy puts no value on morality, only profit.

5. The developed world consumes 86% of the world’s resources.

Задание 2. Finish the phrase according to the information from the text.

1. The process of globalization leads to…

2. The verb «globalize» was coined…

3. The dimensions of globalization include…

4. Many economists assert that Globalization is…

Задание 3. Name some examples of globalizing process in the spheres of politics, communications

and anthropology.

Задание 4. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 13: Globalization and International Marketing. Ethics Problems.

Part 2. Ethical Approaches in International Marketing

Задание 1. Match the situation below to the type of ethical problem according to the text.

Задание 2. Match the beginning of the phrase with its ending.

Задание 3. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 14: Internet Banking.

Задание 1. Complete sentences, using the information from the text.

Задание 2. Give your own explanation of the terms.

Задание 3. Make a rendering of the text using the clichés.

Тема 15: Business.

Задание 1. Discuss the following questions:

1. Define such business operation as finance.

2. What does the HRM involve?

Задание 2. Discussion. How do you see your future profession? Please answer the

following questions:

What kind of work are you interested in:

1. well paid work

2. interesting work

3. work in a large and famous company

4. quiet work

5. work in an industry which has future prospects

6. prestigious work

7. a kind of work such as not to sit the whole day in the office

8. to travel a lot

Задание 3. Please, discuss advantages and disadvantages of your future profession:

1. Do you think that your future profession is prestigious?

2. Do you think it will be still prestigious and well paid by the time you graduate?

Кейс-задачи

Задание 1.What is the role of local government in the economy?

Imagine that you are a representative of a local government in Russia and you should persuade a

foreign partner about importance of local government for Russian economy. Try to tell your own point of

view, discuss it and tell its major functions.

- Прочитайте кейс-стади, выскажите свое мнение и сделайте выводы.

Задание 2: Economic policies of the United States.

Imagine that you are a Russian economist who came on a business trip for the first time to the USA.

You are asking an American partner about economic policies of the United States and try to compare it with

Russian economic policy.

 
- Прочитайте кейс-стади, выскажите свое мнение и сделайте выводы.

Задание 3: What is Globalization?

Imagine you are a Russian economist who came on a business trip for the first time to Europe and

visited many European countries. You met a lot of economists in different countries and discuss with them

the problem what is Globalization, discuss if global economy puts no value on morality, only profit. Tell your

own opinion on this problem.

Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся:

Задание 1. Самостоятельно изучить вопросы для подготовки занятий

а) Make a summary of the text using the clichés.

1. Introduction (Начало) - The text I’ve read is entitled as «…»

- I would like to tell you about…

2. Nucleus = Body (Основная часть: изложение основных фактов, основных мыслей, идей

текста) - First, I’d like to speak about (to dwell upon, to touch upon)…

- Next (further on / then / to succeed), I’d say that…

- Speaking about … I should mention that…

- As far as … is concerned, I would add that…

3. Conclusion (Заключение: заключение автора) - To finish with…

- In conclusion…

- To sum it up…

b). Make dialogues on the topic describing from one part a market economy with market-based

transactions and from the other part a command economy, speak on their advantages and disadvantages.

c). Make an abstract and tell the main idea of the text in some sentences, trying to persuade

partners in your statements.

 The text (the article) represents an approach to …

 The author(s) construct(s) a variety of …

 The author(s) develop(s) a model of …

 The text (the article) provides a unique study in …

 The text (the article) will be of interest to scholars, Bachelor’s degree and Master’s

degree students of economics

d). Make a report and presentation on economic situation and problems of economy in Russia.

e). Make a report, do case study on economic situation and problems of economy in the USA.

Задание 2. Самостоятельно изучить разделы и тексты по темам учебной дисциплины,

выполнить упражнения и быть готовыми к обсуждению разделов, тем и текстов

а). Compare economic situation and problems of economy of Russia and the USA.

b). Discuss the definition of municipal finance and its problems in small groups.

c). Make questions to the text and answer them.

d). Discuss the recent trends in municipal finance.

e). Make the list of economics principles and discuss it.

f). Make the list of necessary economic terms and your own glossary to make use of it in business

and professional activity in terms of economics.

g). Explain in your own words such terms as «market-oriented», «product-oriented», «markets and

submarkets».

h). Name some examples of globalizing process in the spheres of politics, communications and

anthropology.

i). Give your own explanation of the following terms:

1. Checkbook

2. Phone banking

3. Home banking

4. Balance

5. Customer’s user ID

6. Banking transaction

7. PIN number

8. Banking sector

j). Make an IT-presentation of your future “dream” job.

Комплект тестовых заданий

Test 1. Decide on business

1. Which of the following actions must always be taken to become a successful entrepreneur?

A. You should be prepared to risk all of your family assets.

B. Plan to quit your job before starting.

C. Choose a business that is in a field you enjoy.

D. Be prepared to put down a lot of money. +

2. The most common and biggest mistake made by entrepreneurs is in not having sufficient

money.

A. True +

B. False

3. Which one of the following is NOT a good reason to consider starting a moonlight business?

 
A. You won't burn your bridges of income and benefits while you're getting your business

started.

B. Family members can become involved in your business.

C. You have the time and equipment available on your regular job to conduct your own

business.

D. New tools including the Internet, pagers and fax machines are available to conduct homebased businesses including e-commerce, direct marketing and single products. +

E. If a part-time business proves out and becomes successful, you can decide at that time

whether to quit your job and become a full-time entrepreneur.

4. Let's say that you are looking for some overall guidelines for picking a business. Which one

of the following answers would be a good decision?

A. You have the choice between taking on a business that would be a huge challenge to make

successful and one that would be a no-brainer for you to accomplish. You would go for the challenging one.

B. Realizing that you're not getting any younger and this is going to be a big step, it would be

better to jump right in and get something started and see what happens.

C. If you had the choice between getting into a business in which you already have experience

and one that would be a fresh start in an entirely new field, you would go for the fresh start.

D. You'd take your sweet time to seek out that one great opportunity. +

E. If your heart is really set on opening a toy store in a strip shopping center, you would go for

it no matter what.

5. Realizing that there are no hard and fast rules, generally speaking, which of the following

businesses would be easier to start and command better pricing power?

A. Operate your own gasoline service station.

B. Sell your grandma's special candies. +

6. In most cases, the very best way to become qualified in a business you intend to open is to:

A. Talk to everyone you can who is in that business.

B. Do a "for" and "against" analysis. +

C. Do a twelve-month pro forma balance sheet, income statement and cash flow projection.

D. Work for someone in the same business.

E. Objectively weigh the collective opinions of your accountant, banker, lawyer and insurance

agent.

7. Starting a "hollow corporation" means:

A. Starting a company with no assets. +

B. Starting a company with negative net worth.

C. Acquiring a shell corporation.

D. Creating a company where all activities are outsourced (manufacturing and packaging).

8. You have always dreamed of opening a hardware store but now that you're ready to start

you realize that the Home Depots of the world would be too hard to challenge. You should:

A. Find a niche segment in the hardware business that you can specialize in.

B. Find another business.

C. Go to work for one of the "big box" hardware chains and see if any needs exist that you

could uniquely fill. +

D. All of the above

9. What is the single most frequently made mistake that leads to failure?

A. Lack of experience in the business chosen. +

B. Undercapitalization.

C. Not picking the right business to begin with.

D. Lack of knowledge of accounting.

E. Lack of familiarity with the competition.

10. You don't need to worry about the dumbest competitor in a business that is service oriented.

A. True

B. False +

Test 2. The Business Plan

1. The best place to find more information on designing your own individualized plan is:

A. Your lawyer

B. Your accountant

C. The Public Library, industry or government "Business Plan" websites, or bookstores

D. Business Planning Consultants +

2. The primary reason to prepare a business plan before you begin is to create a tool to deal

with investors and financing sources.

A. True +

B. False

3. In preparation of financial projections for your business plan, it is as important to estimate

long range sales and earnings as it is to project short-term objectives.

A. True +

B. False

4. A potential investor or lender is going to look over your business plan and in his or her mind

this question will arise: Where is the tough person to make the really difficult decisions, handle negotiations

 
skillfully and exercise restraint? Your business plan should provide the answer by:

A. Projecting yourself in this image (assuming you're not!)

B. Making a point of stating that your team of consultants including your lawyer and accountant

will be employed to maintain a disciplined business approach

C. Facing this issue and stating it in your business plan: your business will need tough and

skillful management. Answer this need in a way that satisfies you as well those who will be doing business

with you. +

5. Preparation of a business plan is optional for some small businesses.

A. True +

B. False

6. Your business plan could EXCLUDE:

A. All the subjects covered in sessions of this course.

B. Personal biographies of management.

C. Financial statement projections and cash flow projections.

D. Your marketing and expansion plans.

E. Your plans to build a new vacation home with your profits.+

7. If your business plan includes the exploitation of an invention, and provided you do not

blunder in major decisions, your success can be most likely assured.

A. True +

B. False

8. Let's assume that your business plan is based on starting a real estate related business.

This business plan session would lead you to most favorably consider:

A. Residential and commercial sales.

B. Industrial and commercial development. +

C. Room additions and industrial construction.

D. Specialize in one of above.

E. None of the above.

9. In order to test your understanding of your market, the safest approach would be to:

A. Rely on your personal instinct.

B. Conduct a survey among your friends.

C. Test market your product or service. +

10. To overcome the common stumbling block of not preparing a business plan, it helps to:

A. Complete the plan for each session as you proceed.

B. Have your business plan completed before proceeding. +

C. Prepare your plan after you have completed this course.

Test 3. Organizations

1. A sole proprietor is not personally liable for the obligations of his business.

A. True

B. False +

2. In which of the following forms of organization can you deduct health insurance premiums as

a business expense?

A. A proprietorship

B. A partnership

C. A corporation +

3. If I set up my business up as a LLC (limited liability company) I will need to file my federal tax

return as:

A. An individual

B. A corporation

C. A partnership +

4. My brother-in-law and I want to start a small vacuum cleaner repair shop as partners. We

want to keep our investment cost down. We should organize:

A. Through an informal handshake

B. A Corporation

C. A Partnership +

5. As a business owner it is possible to put part of my company earnings into a tax-free

retirement plan for myself.

A. True

B. False +

6. A good reason to consider starting a business with a partner is:

A. Your partner will take one-half the responsibility for all liabilities.

B. Partners with complementary skills can enhance the success of a business. +

7. It is a good idea to prepare your own payroll checks when you start.

A. True +

B. False

8. "Intellectual Property" refers to:

A. Your knowledge of your business

B. Assets which exclude intangibles

C. Patents, trademarks and copyrights +

 
9. The lease document for your new office or store should be reviewed by your:

A. Accountant

B. Attorney

C. Banker

D. Landlord's leasing agent +

10. A partnership buy-sell agreement is usually funded by:

A. Your banker

B. Your lawyer +

C. Life insurance

D. Your accountant

Test 4. Accounting and Cash Flow

1. Which of the following statements is FALSE:

A. A balance sheet consists of financial information at a specific moment in time

B. An income statement consists of financial information over a specified period of time.

C. A current liability is debt that is due in six months. +

D. Owner's equity equals assets less liabilities.

2. The first number your banker will be probably be looking at in your financial statements will

be:

A. Owner's equity

B. Current ratio

C. Current earnings +

D. Cash flow projection

3. As a start-up business, it is better to prepare your payroll checks and manage payroll

accounting and reporting yourself.

A. True +

B. False

4. If you plan to have a business that requires inventory or if you are going to manufacture

products, the IRS will generally require that you use:

A. The cash method of accounting

B. The accrual method of accounting +

5. Where is the best place to find out financial (and other) information about the large public

competitors that you must deal with?

A. A professional stock broker

B. Annual reports to shareholders +

C. Interviews with key executives

6. Which of the following expenses is a non-cash expense?

A. Insurance premiums +

B. Interest on loans

C. Depreciation

D. Taxes paid

7. In the cash basis of accounting, you match revenue with expense regardless when the cash

may or may not be collected.

A. True

B. False +

8. Once you have prepared your cash flow projection, which of the following scenarios would

be the best course to take:

A. Change (modify) the numbers every twelve months.

B. Try as much as possible to change your strategy as you go along so the numbers in your

projection maintain liquidity. +

9. On your cash flow projection, each period of time analyzed will include: Starting cash plus

cash sales plus any other cash sources, less cost of sales, less all other cash expenses equals ending cash.

A. True

B. False +

10. In your Business Plan, your one year cash flow projection indicates that after six months you

will go negative $50,000 due to receivables outpacing your income. You should:

A. When that future time comes, ask your vendors for longer payment terms to maintain

liquidity.

B. Reduce your prices so as to generate cash to make up for your negative cash position.

C. Have financing in place before you start, either from vendors, lenders or your mother-in-law

in order to provide the cash for this anticipated future condition. +

D. If you experience a negative cash flow due to slow paying customers, you should slow your

own payments to vendors proportionately.

E. If and when the condition actually does arise, make an appointment with your bank, show

them your cash flow problem and arrange for supplemental financing.

 
Деловая игра «Доклад и дискуссия» (УК-4);

Комплект заданий для практических работ (УК-4);

Перечень видов оценочных средств
 
Комплект тестовых заданий (УК-4);

Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (УК-4);

Комплект заданий "Кейс-стади" (УК-4).

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
 
и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

 
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки,
 
уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6