учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: изучение основ организации технологического учета и ведения материального
контроля на перерабатывающих предприятиях, в том числе малой и средней мощности;
изучение основ составления материального баланса производства и расчета потерь, формирование у обучающихся системы компетенций, основанных на усвоении новых знаний о формирование готовности реализовывать технологии переработки и хранения продукции животноводства
ПКС-3: Способен реализовывать технологии переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства;
ПКС-3.1 ИД-3.1 Способен разрабатывать технологии хранения и переработки, обеспечивающих сохранность и качество продукции растениеводства
ПКС-3.2 ИД-3.2 Разработка технологической и эксплуатационной документации по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
темы заданий для работы в малых группах
форма текущего контроля успеваемости)
работ
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон)
Технология изготовления мясных полуфабрикатов : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" / Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. "Технологии производства, переработки и стандартизации сельскохозяйственной продукции" ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : [б. и.], 2018. - 52 с.
Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине "Производство колбас" для обучающихся технологического факультета направления подготовки "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" очной и заочной формы обучения / Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. "Технология производства, переработки и стандартизации сельскохозяйственной продукции" ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : [б. и.], 2018. - 28 с.
Техника изготовления мясных полуфабрикатов : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции / Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. технологии производства, переработки и стандартизации сельскохозяйственной продукции ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 54 с.
Организация убойных пунктов : учебное пособие / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова" ; сост. Т. В. Полозова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 137 с.
Технология мяса и мясных продуктов / Д. Ц. Гармаев ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Оренбургский государственный аграрный ун-т, Приморская ГСХА, Российская МСХА им. К. А. Тимирязева, Башкирский государственный аграрный ун-т. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 189 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.Дайте характеристику экономических показателей АПК.
2.Нормирование труда в АПК.
3.Тенденции развития мясной промышленности.
4.Роль мини-комплексов переработки сельхозяйственного сырья.
5.Планирование в мясной отрасли.
6.Автоматизированные системы учета, их роль?
7.Как происходит контроль материальных потоков?
8.Как происходит контроль и учет на мясокомбинате, как объект автоматизации?
9.Расскажите об информационных потоках в системе учета и контроля.
10.Дайте характеристику техническому обеспечению АСУКМП
1. Структура и характеристика функциональных связей мясокомбинатов.
2. Как осуществляется учет заготовок сырья на предприятиях мясной промышленности?
3. Как происходит движение первичной учетной документации при приемке скота и его переработке?
4. Как влияет мощность и ассортимент выпускаемой продукции на специализацию предприятия?
5. Какие функции выполняет начальник цеха?
6. Какие функции выполняет технолог?
7. Какие функции выполняет мастер?
8. Какие документы оформляются в убойном цехе?
9. Какие накладные документы существуют для жира-сырца и топленых жиров?
10.Как учитываются кишечное сырье и фабрикаты?
11.Как осуществляется учет шкуроконсервного производства?
12.По каким документам оформляется сырье, поступающее на переработку ЦТФ?
13.Какие документы оформляются при незавершенном производстве?
14.Какие документы оформляются в зависимости от режимов холодильной обработки?
15.Какие документы оформляются на продукцию холодильного производства?
16.Как осуществляется движение сырья в колбасном цехе?
17.Какие документы оформляются в термическом отделении?
18.Какие документы оформляются на готовую продукцию колбасного производства?
19.Как осуществляется учет готовой продукции и ее реализация в колбасном производстве?
20.Как осуществляется учет вспомогательного сырья и материалов колбасного производства?
21.Расскажите о первичном учете движения сырья и готовой продукции по производству мясных консервов.
22.Как осуществляется учет продукции в стерилизованном отделении?
23.Как осуществляется первичный учет сырья в обвалочном отделении консервного цеха?
24.Какая документация учитывает готовую продукцию и ее реализацию?
25.Предпосылки автоматизации учета и контроля в мясной промышленности.
26.Как осуществляются информационные потоки в системе учета и контроля?
27.Как осуществляется автоматизированное оформление документов?
28.Какую роль играет информационное обеспечение АСУКМП?
Перечень экзаменационных вопросов
1. Значение мясной промышленности в индустриальной структуре страны
2. Современное состояние и потенциал промышленности
3. Значение учета сырья и продуктов для обеспечения экономической эффективности производства
4. Основы организации и задачи производственного учета на предприятиях мясной отрасли
5. Характеристика основных типов предприятий (мясокомбинат, скотобаза, санитарная бойня).
6. Характеристика основных типов предприятий (производственный корпус мясокомбината, мясоперерабатывающие заводы).
7. Характеристика основных типов предприятий (птицекомбинат, консервный завод, желатиновый и клеевой завод).
8. Характеристика основных типов предприятий (вспомогательные производства, предприятий малой мощности (мини-цехи)).
9. Структура и характеристика производства мяса и мясных продуктов.
10. Задачи производственного учета на предприятиях мясной отрасли
11. Краткая характеристика производства мяса и мясных продуктов. Схема технологических связей мясо-жирового производства.
12. Примерная организационная структура мясокомбината
13. Основные виды сырья мясной промышленности (КРС, МРС).
14. Основные виды сырья мясной промышленности (свиньи, птица).
15. Побочные продукты переработки сельскохозяйственных животных
16. Ассортимент выпускаемой продукции (свежее мясо)
17. Ассортимент выпускаемой продукции (замороженное мясо)
18. Ассортимент мясных натуральных полуфабрикатов
19. Ассортимент выпускаемой продукции (мясные рубленые полуфабрикаты)
20. Ассортимент выпускаемой продукции (колбасы)
21. Ассортимент выпускаемой продукции (мясные консервы)
23. Ассортимент выпускаемой продукции (продукты из мяса птицы)
24. Материальный баланс производства. Норма и нормативы. Схема нормативной калькуляции и накопления затрат
25. Учет потерь в пути
26. Материальные затраты
27. Основные методологические принципы производственного учета
28. Формирование экономической информации предприятия
29. Сравнительная оценка финансового и управленческого учета
30. Классификация видов учета
31. Схема формирования производственных затрат в структуре предприятия
32. Классификация центров ответственности и учет затрат по центрам ответственности
33. Снабженческо-заготовительная деятельность и основные формы ее организации
34. Система управления снабженческо-заготовительной деятельностью
35. Затраты, характеризующие снабженческо-заготовительную деятельность
36. Производственные запасы, их классификация и оценка
37. Особенности, влияющие на организацию производственного учета в колбасном производстве
38. Учет материальных затрат в колбасном производстве
39. Организация учета материалов в производственных цехах колбасных предприятий
40. Учет производственных потерь в колбасном производстве
41. Нормативный выход колбасных изделий и влияющие факторы
42. Расчет сырья в мясо-жировом производстве (цех первичной переработки скота, цех обработки субпродуктов)
43. Расчет сырья в цехе обработки кишок, цехе пищевых жиров
44. Расчет сырья в цехе консервирования шкур
45. Расчет сырья в цехе кормовых и технических продуктов
46. Расчет сырья и продуктов в холодильнике
47. Расчет сырья и продуктов в колбасном производстве
48. Расчет сырья и продуктов в производстве цельномышечных продуктов
49. Расчет сырья и продуктов в отделении замороженных готовых блюд
50. Расчет сырья и продуктов в консервном производстве
51. Расчет сырья и продуктов в птицеперерабатывающем производстве
52. Особенности учета и отчетности в мясо-жировом производстве
53. Особенности учета и отчетности в колбасном производстве
54. Учет сырья при хранении в холодильнике и складе
55. . Систем ы учета затрат на производственную деятельность
56. Современные концепции развития производственного учета
57. Виды учета, приемы и способы ведения в условиях рыночной экономики
58. Правовые основы учетно-отчетной деятельности, юридическая ответственность должностных лиц
59. Производственный учет как важнейший элемент управления предприятием
60. Производственный учет в организационно- производственной структуре предприятия
61. Формирование информации для построения модели управленческого (производственного) учета
62. Организация производственного учета в снабженческо-заготовительной деятельности
63. Снабженческо-заготовительная деятельность и основные формы ее организации
64. Система управления снабженческо-заготовительной деятельностью
65. Затраты, характеризующие снабженческо- заготовительную деятельность
66. Производственные запасы, их классификация и оценка
67. Организация заготовок сырья на мясоперерабатывающих предприятиях
68. Порядок подготовки и доставки скота, птицы и кроликов в хозяйстве
69. Порядок сдачи-приемки скота, птицы и расчета за них у товаропроизводителей
70. Порядок сдачи-приемки скота, птицы и кроликов на предприятиях перерабатывающей промышленности или приемных пунктах заготовительных организаций
71. . Порядок сдачи-приемки и расчетов за скот по весу и качеству мяса
72. Учет производственных запасов
73. Документальное оформление операций по движению производственных запасов
74. Документальное оформление поступления производственных запасов
1. Отличия химического состава и пищевой ценности мяса различных видов животных и птиц (мясо яков, оленей, коз, кроликов, коней, индюков и др.)
2. Факторы, влияющие на качество мяса. Пороки мяса.
3. Комплексная оценка качества мяса
4. Технологические схемы поточных линий для убоя животных и раздела туш.
5. Унифицированные линии убоя и переработки птицы.
6. Убой и разделка туш животных на малых мясоперерабатывающих предприятиях.
7. Технологические и экономические расчеты при первичной переработке скота и птицы.
8. Ветеринарно - санитарная экспертиза и товарная оценка продуктов убоя.
9. Технология посола мясного сырья.
11. Технология производства традиционных мясных блюд по рецептам кули¬нарного искусства бурятского и русского народов.
12. Ассортимент и особенности технологии мясных продуктов в условиях ограниченной сырьевой базы.
13. Технология производства мясопродуктов из нетрадиционного сырья.
14. Ассортимент и особенности использования современных видов колбасных оболочек.
15. Отличительные особенности технологии производства одного из видов колбасных изделий.
16. Взаимоотношения предприятий по выращиванию животных, переработке и реализации мяса и мясопродуктов.
17. Стандартизация продуктов убоя.
18. Сертификация мясной продукции.
19. Функционально-технологические, биологически активные и др. добавки в колбасном производстве (одна из добавок)
Темы конспекта
1.Побочные продукты переработки сельскохозяйственных животных.
2.Характеристика выпускаемой продукции.
3. Расчёт сырья и продуктов переработки скота, птицы и мяса.
4.Системы учёта затрат на производственную деятельность.
5. Учёт потерь в пути.
6. Материальные затраты.
7.Формирование информации для построения модели управленческого учёта.
8.Организация производственного учёта в снабженческо-заготовительной деятельности.
9. Организация заготовок сырья на мясоперерабатывающих предприятиях.
10.Учт производственных запасов.
11.Особенности, влияющие на организацию производственного учёта.
12. Принципы и задачи производственного учёта.
14.Документооборот колбасного производства.
15.Особенности учёта на птицеперерабатывающих предприятиях.
16. Особенности учёта на складах.
17.Теоретические основы создания автоматизированных систем учёта и обработки информации.
18.Основные подходы к созданию автоматизированных систем учёта на предприятиях мясной отрасли.
1. Как подразделяется по функциональной направленности производство?
2. Как влияет мощность и ассортимент выпускаемой продукции на специализацию предприятия?
3. Какую роль играет вспомогательное производство?
4. Какие службы несут ответственность за организацию учета основного и вспомогательного сырья и готовой продукции?
5. За что отвечает начальник цеха?
6. Роль мастера в производственном процессе.
7. Какие документы оформляются при сдаче скота?
8. В чем заключается учет сырья и готовой продукции в мясожировом производстве?
9. Как осуществляется учет в жировом производстве?
10.Как учитывается кишечное сырье и фабрикаты?
11.Как ведется учет кожевенного сырья?
12.Как осуществляется учет готовой продукции в шкуропосолочном цехе?
13.Какие документы оформляются на техническую продукцию?
14.Как осуществляется учет крови?
15.Какие документы учитывают незавершенные производства?
16.Как учитывается продукция холодильного производства?
17.Как осуществляется учет сырья в колбасном производстве?
18.Как осуществляется учет сырья и готовых продуктов в консервном производстве?
19.Побочные продукты переработки сельскохозяйственных животных.
20.Характеристика выпускаемой продукции.
21.Расчёт сырья и продуктов переработки скота, птицы и мяса.
22.Системы учёта затрат на производственную деятельность.
23.Учёт потерь в пути.
24.Материальные затраты.
25.Формирование информации для построения модели управленческого учёта.
26.Организация производственного учёта в снабженческо-заготовительной деятельности.
27.Организация заготовок сырья на мясоперерабатывающих предприятиях.
28.Учёт производственных запасов.
29.Особенности, влияющие на организацию производственного учёта.
30. Принципы и задачи производственного учёта.
31.Документооборот колбасного производства.
32.Особенности учёта на птицеперерабатывающих предприятиях.
33.Особенности учёта на складах.
34.Теоретические основы создания автоматизированных систем учёта и обработки информации.
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Задача 1 .Партия говядины второй категории замораживалась в морозильной камере. Масса мяса, выгруженного из камеры, составила 982 килограмма. Норма усушки при замораживании парного мяса установлена 1,85%. Определить массу продукта, загруженного в морозильную камеру.
Задача 2. Колбаса полукопченая, изготовленная в пределах области, хранилась на холодильнике в течение 21 суток при температуре от -7 до -9 °С. Нормы усушки установлены в размере (в процентах): за 15 суток хранения — 1,6, а за 30 суток —1,8. Определить норму усушки за 6 суток и 21 сутки хранения.
Задача 3. На холодильнике на начало июля остаток говядины второй категории охлажденной (за вычетом норм усушки, начисленной в предыдущем месяце) составлял 4000 кг. За июль на холодильник поступило говядины второй категории парной и остывшей 250 000 кг, в том числе из ЦППС с температурой от 35 °С и выше — 90 000 кг; с другого предприятия — с температурой от 4,1 до 6 °С-50 000 кг, от 12,1 до 18 "С- 110000 килограммов. Говядина, охлажденная в количестве 50000 кг, направлена на замораживание.
В течение месяца было реализовано говядины охлажденной 179000 килограммов.
Определить усушку говядины второй категории при охлаждении и доохлаждении до температуры 4 °С Норма на охлаждение парного мяса — 1,75 %,
Определить усушку на доохлаждение говядины второй категории, поступившей с температурой:
- от 4,1 до 6°С (норма на доохлаждение составляет 10% от нормы на охлаждение парного мяса — 1,75)
- от 12,1 до 18 "С (норма на доохлаждение составляет 35 % от нормы на охлаждение — 1,75)
Определить всего усушки при охлаждении и доохлаждении мяса.
Определить усушку по норме при хранении охлажденной говядины второй категории, поступившей:
- с температурой от 4,1 до 6°С, норма усушки за 4 суток 0,69
- с температурой от 12,1 до 18,0 "С при норме усушки за сутки 0,63
- с температурой 35 °С и выше при норме усушки за сутки 0,63
Рассчитать всего усушки при охлаждении, доохлаждении и хранении в охлажденном состоянии за июль.
Задача 5. На предприятии за отчетный период было реализовано 1000 ед. продукции по цене 50 тыс. руб. за единицу, а себестоимость единицы продукции составила 45 тыс. руб. В плановом периоде предусматривается увеличить объем выпуска и реализации продукции до 2000 ед. по цене 60 тыс. руб и снизить себестоимость до 40 тыс. руб. за 1 ед. продукции.
Требуется определить прибыль от реализации продукции в плановом и отчетном периоде, за счет каких факторов она изменится в плановом периоде?
Задача 6. Требуется определить себестоимость мяса говяжьего, если известно, что в мясо-жировом производстве обработан крупный рогатый скот, учтены все фактические затраты в сумме 186000 руб., из производства было получено мясо говяжье на костях:
1-й категории -1,15т., 2-й категории – 0,85 т., тощей – 0,15 т.
Кроме того, были получены возвратные отходы, которые оценены в 1482 руб. и сопутствующая продукция (субпродукты, кишечный тракт, шкуры), оцененная в 15600 руб.
Для пересчёта продукции в условную, установлены определённые коэффициенты: для говядины 1-й категории – 1,0; говядины 2-й – категории- 0,61; говядины тощей – 0,50.
темы заданий для работы в малых группах
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п