2024-2025_b350305_о_4_plx_plx_Декоративная дендрология
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.05 Садоводство

Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика

Дисциплины (модуля)
Б1.В.09 Декоративная дендрология
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
26
26
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
отсутсвует, старший преподаватель Чирипов Амгалан Вадимович _________________
 
 
Декоративная дендрология
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);

 
b350305_о_4.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного ученным советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
, , 
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является знакомство обучающихся с основным и дополнительным ассортиментом древесно-кустарниковых и цветочных растений, формирование и закрепление у обучающихся основ комбинирования древесно-кустарниковых групп и цветочных композиций, с учетом их роста и развития.

Задачи: дать обучающимся основные теоретические и практические навыки в сфере зеленого строительства с использованием древесных насаждений; углубить знания в области практического садоводства; обучить методике планирования и организации зеленого строительства с использованием древесно – кустарниковых насаждений; структурировать информацию о технике зеленого строительства.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен обосновать выбор пород и сортов плодовых, овощных, декоративных лекарственных культур и винограда
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Газоноведение 
1
4 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Производственная практика 
1
6 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
2
8 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
Технологическая практика 
4
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
5
8 семестр
 
Цветоводство 
6
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен обосновать выбор пород и сортов плодовых, овощных, декоративных лекарственных культур и винограда;

 
Знать и понимать  требования садовых культур к условиям произрастания, сорта садовых культур для конкретных условий региона; требования садовых культур к почвенным условиям; районированные сорта; принципы определения схемы и глубины посева (посадки) плодовых, лекарственных и прочих культур в разных  природно-климатических условиях; показатели качества посевного материала и методы их определения.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает, какие условия произрастания соответствуют требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Не знает и не понимает, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Не знает и не понимает методы поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне, какие условия произрастания соответствуют требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне методы поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает, какие условия произрастания соответствуют требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Знает и понимает методы поиска сортов в реестре районированных сортов, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает, какие условия произрастания соответствуют требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Знает и понимает, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Знает и понимает методы поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  обосновать подбор сортов садовых  культур для конкретных условий региона; определять пригодность почв  для выращивания садовых  культур; пользоваться реестром районированных сортов; определить схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий; использовать стандартные методы для определения качества посевного материала. :
 
ИД-1. Не умеет определять соответствие условий произрастания требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Не умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Не умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет определять соответствие условий произрастания требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Не в полной мере умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Не в полной мере умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет определять соответствие условий произрастания требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет определять соответствие условий произрастания требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. В полной мере умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. В полной мере умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) способностью обосновать подбор сортов садовых культур для конкретных условий региона; навыками определения пригодности  почв  для выращивания садовых культур; навыками поиска сортов в реестре районированных сортов; навыками определения схем и глубины посева (посадки) плодовых, лекарственных и прочих культур в разных  природно-климатических условиях; навыками определения качество посевного материала:
 
ИД-1. Не владеет навыками определения соответствия условий произрастания требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Не владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Не владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками определения соответствия условий произрастания требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. Не в полной мере владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками определения соответствия условий произрастания требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками определения соответствия условий произрастания требованиям садовых культур (сортов).

ИД-2. В полной мере владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).

ИД-3. В полной мере владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Перечень экзаменационных вопросов; Комплект разноуровневых заданий; Темы рефератов; Перечень дискуссионных вопросов; Практическая работа (Метод проектов)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-6: Способен разработать технологии посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда, а также уход за ними;

 
Знать и понимать  требования садовых культур к условиям произрастания, сорта садовых культур для конкретных условий региона; требования садовых культур к почвенным условиям; районированные сорта; принципы определения схемы и глубины посева (посадки) плодовых, лекарственных и прочих культур в разных  природно-климатических условиях; показатели качества посевного материала и методы их определения.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает схемы и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Не знает и не понимает стандартные методы определения качества посевного материала.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне стандартные методы определения качества посевного материала.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает стандартные методы определения качества посевного материала, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Знает и понимает стандартные методы определения качества посевного материала.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  обосновать подбор сортов садовых  культур для конкретных условий региона; определять пригодность почв  для выращивания садовых  культур; пользоваться реестром районированных сортов; определить схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий; использовать стандартные методы для определения качества посевного материала. :
 
ИД-1. Не умеет определять схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Не умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет определять схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Не в полной мере умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет определять схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет определять схему и глубину посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. В полной мере умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) способностью обосновать подбор сортов садовых культур для конкретных условий региона; навыками определения пригодности  почв  для выращивания садовых культур; навыками поиска сортов в реестре районированных сортов; навыками определения схем и глубины посева (посадки) плодовых, лекарственных и прочих культур в разных  природно-климатических условиях; навыками определения качество посевного материала:
 
ИД-1. Не владеет навыками определения схемы и глубины посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Не владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками определения схемы и глубины посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками определения схемы и глубины посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками определения схемы и глубины посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроландшафтных условий.

ИД-2. В полной мере владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Перечень экзаменационных вопросов; Комплект разноуровневых заданий; Темы рефератов; Перечень дискуссионных вопросов; Практическая работа (Метод проектов)
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Жизненные формы и декоративные качества древесно-кустарниковых культур
 
1.1
Жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички) и морфологические признаки и особенности древесных растений.
55
8
ПКС-3,ПКС-6
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Диагностические признаки древесных растений (форма кроны, ветвление, кора, лист, репродуктивные органы).

Декоративные качества древесных растений. Высота растений. Понятия скорости роста и долговечности.

55
8
ПКС-3,ПКС-6
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички).

Морфологические признаки и особенности древесных растений. Декоративные качества древесных растений

55
8
ПКС-3,ПКС-6
Пр
 
1.4
Жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички). Морфологические признаки и особенности древесных растений. Декоративные качества древесных растений.

55
14
ПКС-3,ПКС-6
Ср
 
Раздел 2. Систематика и краткая характеристика декоративных древесно – кустарниковых культур и их применение в системе озеленения
 
2.1
Отдел голосеменные (Pinophyta, или Gumnospermae. Семейство сосновые (Pinacea). Семейство кипарисовые (Cupressaceae). Отдел покрытосеменные (Angiospermae). Семейство березовые (Betulaceae).

Семейство бобовые (Fabaceae). Семейство буковые (Fagaceae). Семейство вересковые (Ericaceae). Семейство розоцветные (Rosaceae). Семейство ильмовые (Ulmaceae). Семейство маслинные (Oleaceae).

55
8
ПКС-3,ПКС-6
4
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Применение древесно – кустарниковых растений в системе озеленения. Виды и особенности древесно-кустарниковых растений, используемые в озеленении Западного Забайкалья

55
8
ПКС-3,ПКС-6
Лек
 
2.3
Общая характеристика декоративных видов отдела голосеменные (Pinophyta, или Gymnospermae). Систематическое положения и характеристика семейств и родов голосеменных. Детальная морфологическая характеристика семейства сосновые (Pinacea). Детальная морфологическая характеристика семейства кипарисовые (Cupressaceae). Общая характеристика декоративных видов отдела покрытосеменные. Детальная морфологическая характеристика семейства березовые (Betulaceae)

Детальная морфологическая характеристика семейства бобовые (Fabaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства буковые (Fagaceae).

Детальная морфологическая характеристика семейства вересковые (Ericaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства розоцветные (Rosaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства ильмовые (Ulmaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства маслинные (Oleaceae).

55
16
ПКС-3,ПКС-6
Пр
 
2.4
Применение древесно – кустарниковых растений в системе озеленения.
55
8
ПКС-3,ПКС-6
Пр
 
2.5
Систематика и краткая характеристика декоративных древесно – кустарниковых культур. Применение древесно – кустарниковых растений в системе озеленения.
55
12
ПКС-3,ПКС-6
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Бессмольная М. Я., Манханов А. Д., Поломошнова Н. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:учебное пособие  для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшего образования. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2014. - 71 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=2730 
Л1.1
 
Бессмольная М. Я., Манханов А. Д., Поломошнова Н. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2014. - 71 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/138748 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Сост.: Трубачева Т.А., Цымбал Г.С., Чепурина Т.В. Декоративная дендрология: методические указания, контрольное задание для бакалавров направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2015. - 20 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=64135 
Л2.1
 
Ступакова О. М., Аксянова Т. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:. - Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. - 88 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/195218 
Л2.2
 
Сунцова Н. Ю. Декоративная дендрология [Электронный ресурс]:методические указания. - Ижевск: Ижевская ГСХА, 2021. - 27 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/209051 
Л2.3
 
Тарасова О. П., Халиуллина О. Р. Декоративная дендрология: практикум [Электронный ресурс]:. - Оренбург: ОГУ, 2024. - 103 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/437705 
Л2.4
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Бессмольная М. Я. Декоративная дендрология: учебное пособие / М. Я. Бессмольная, А. Д. Манханов, Т. Ю. Поломошнова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Департамент науч.-технол. политики и образ., Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2014. - 71 с.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутсвует, отсутсвует
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов.

1. Понятие о дендрологии, ее история и задачи. (ПКС-3; ПКС-6)

2. Особенности древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

3. Основные положения систематики растений. (ПКС-3; ПКС-6)

4. Экологическая и географическая изменчивость. (ПКС-3; ПКС-6)

5. Понятие о жизненной форме древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

6. Деревья – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

7. Кустарники – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

8. Кустарнички, полукустарники, растения – подушки – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

9. Лианы – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

10. Онтогенез древесных растений и его этапы. (ПКС-3; ПКС-6)

11. Эмбриональный и ювенильный этапы онтогенеза. (ПКС-3; ПКС-6)

12. Виргинильный и генеративный этапы онтогенеза. (ПКС-3; ПКС-6)

13. Группы роста деревьев и кустарников. (ПКС-3; ПКС-6)

14. Фенологическое развитие древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

15. Фенология. Микрофенология. Значение фенологии для лесного хозяйства и для практики озеленения городов и населенных пунктов. (ПКС-3; ПКС-6)

16. Понятие экологических факторов, условия существования. (ПКС-3; ПКС-6)

17. Экология растений. Экологические свойства растений (Примеры). (ПКС-3; ПКС-6)

18. Экологические факторы и их группы. (ПКС-3; ПКС-6)

19. Абиотические экологические факторы и их влияние на древесные растения. (ПКС-3; ПКС-6)

20. Освещенность – экологический фактор. Группы древесных растений по отношению к свету. (ПКС-3; ПКС-6)

21. Тепло – как экологический фактор. Термические пояса Земного шара. Классификация древесных растений по теплолюбию. (ПКС-3; ПКС-6)

22. Жароустойчивость, холодоустойчивость древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

23. Заморозкоустойчивость и морозоустойчивость древесных растений (примеры). (ПКС-3; ПКС-6)

24. Вода – важнейший экологический фактор. Группы древесных растений по отношению к воде (примеры). (ПКС-3; 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
ПКС-6)

25. Воздух, его состав и влияние на растения. Устойчивость древесных растений к дыму и газам (примеры). (ПКС-3; ПКС-6)

26. Ветер и его влияние на древесные растения. (ПКС-3; ПКС-6)

27. Ботанический вид и его ареал. (ПКС-3; ПКС-6)

28. Эдафические условия и их влияние на древесные растения. Эдафические группы древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)

29. Древесные растения – индикаторы почвенных условий (примеры). (ПКС-3; ПКС-6)

30. Растительная ассоциация. Эдификаторы ассоциации (примеры).(ПКС-3; ПКС-6)

31. Рельеф как экологический фактор. Влияние рельефа на растительность.(ПКС-3; ПКС-6)

32. Биотические факторы и их влияние на растения.(ПКС-3; ПКС-6)

33. Антропогенные экологические факторы. (ПКС-3; ПКС-6)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект разноуровневых заданий.

1. Задания на выбор одного правильного ответа

1. В какую геологическую эпоху появились первые древесные растения:

а) докембрий;

б) мезозой;

в) палеозой

2. Дендрология изучает:

а) болезни древесных растений;

б) Морфологию  древесных растений;

в) Клеточное строение организмов

3. Совокупность приспособлений к условиям обитания, выраженных во внешнем облике организма называется:

а) адаптация;

б) жизненная форма;

в) акклиматизация;

4. По характеру развития ствола древесные растения представлены:

а) суккулентами;

б) кустарниками;

в) хамефитами;

5. Растения с ясно выраженным стволом в течение всего онтогенеза:

а) кустарник;

б) полукустарник;

в) дерево

6. Растения с гибким, неустойчивым стеблем, нуждающимся в опоре:

а) кустарничек;

б) лиана;

в) дерево стланец

7.Какой признак положен в основу биоморфологической классификации К. Раункиера:

а) положение почек возобновления относительно поверхности почвы;

б) характер развития стебля;

в) отношение к свету

8. По отношению, к какому экологическому фактору выделяют следующие группы растений: гелиофиты, сциофиты:

а) влажность;

б) свет;

в) температура

9. В каких условиях проявляются преимущества сциофитов:

а) сильного затенения;

б) сильного освещения;

в) низких температур

10. Наука, изучающая внешнее строение растений, взаимодействие органов растений и различные видоизменения в связи с выполняемыми  функциями и условиями среды называется:

а) дендрология;

б) морфология;

в) фенология

11. Тип ветвления, при котором центральный побег развивается из верхушечной почки и растет сильнее боковых:

а) моноподиальное;

б) дихотомическое;

в) симподиальное

12. Околоцветник образуют:

а) пестик и тычинки;

б) лепестки и тычинки;

в) чашечка и венчик

13. Если через ось цветка можно провести несколько плоскостей симметрии, цветок называют:

а) актиноморфный;

б) зигаморфный;

 
в) ассиметричным

14. Вся область обитания вида, рода:

а) экологическая ниша;

б) фитоценоз;

в) ареал

15. Деятельность человека направленная на культивирование растительных таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произраставших:

а) интродукция;

б) акклиматизация;

в) адаптация

16. Кроны с четкими геометрическими очертаниями, имеющие ось симметрии называют:

а) габитус;

б) регулярные;

в) иррегулярные

17. Деревья свыше 25м высотой относятся к следующей группе роста:

а) Д1

б) Д2

в) Д3

18. Фитоценоз это:

а) сообщество растительных организмов;

б) все животное население территории;

в) почвенные условия

19. Процесс последовательной смены фитоценозов называют:

а) синузия

б) сукцессия;

в) деградация

20. Рододендрон золотистый относится к жизненной форме:

а) кустарник;

б) полукустарник;

в) кустарничек.

2. Задания открытого типа (вставьте пропущенное слово)

1. В лесах республики Бурятия преобладают древесные растения отдела__________

2. Жизненная форма, имеющая хорошо выраженный ствол_________________

3. Древесные растения с длинными, нуждающимися в опоре__________

4. Древесные растения, наиболее требовательные к интенсивности света_________

5. Одиночные посадки растений, чаще на фоне газона__________

6. Назовите основные типы цветков по строению генеративной сферы__________

7. Назовите древесно – кустарниковые растения с декоративными сочными плодами__________

8. На сколько групп по величине цветков подразделяют декоративно - цветущие древесные породы__________

9. По каким признакам цветков различаются древесно - кустарниковые растения__________

10. Перечислите признаки декоративности шишек хвойных пород __________

11. Какими биологическими особенностями определяется форма кроны деревьев и кустарников __________

3. Задания закрытого типа

1. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).

Термин «жизненная форма растений» означает…

2. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).

Главные образователи лесов…

3. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).

Древесные растения-подушки -

Темы рефератов.

Дать характеристику декоративному виду. (Дендрологическая, экологическая и биологическая характеристика. Агротехника выращивания. Особенности размножения. Характеристика сортов, форм и разновидностей. Примеры перспективного использования в озеленении):

1. Туя;

2. Можжевельник;

3. Ель;

4. Лиственница;

5. Сосна;

6. Ива;

 
7. Рябина;

8. Яблоня;

9. Клен;

10. Спиреи;

11. Розы садовые;

12. Розы парковые;

13. Барбарисы;

14. Кизильник;

15. Форзиция;

16. Гортензия;

17. Чубушник;

18. Курильский чай;

19. Снежноягодник;

20. Пузыреплодник;

21. Лианы;

22. Магония;

23. Сирень;

24. Дерен;

25. Калина;

26. Миндаль;

27. Лох;

28. Рододендрон;

29. Лещина;

30. Смородина;

31. Айва;

32. Вереск, эрика

Перечень дискуссионных вопросов.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий древесные и полудревесные растения?

2. Дайте определение дендрологии как науки.

3. Какие растения являются объектами изучения дендрологии?

4. На знании каких дисциплин базируется «Дендрология» как наука?

5. С какими дисциплинами связана «Дендрология»?

6. При изучении каких специальных дисциплин необходимо знание дендрологии?

7. Что является основной задачей изучения курса дендрологии?

8. Чем исторически обусловлено развития дендрологии как науки?

9. Какие растения стал разводить в первую очередь древний человек, перейдя к оседлому образу жизни?

10. Когда появились первые сведения о регулярных посадках масличных и декоративных древесных растений?

11. Кем и когда была предложена первая классификация растений?

12. Кто впервые предложил деление древесных растений на вечнозеленые и листопадные?

13. Чем обусловлено видовое разнообразие древесных растений?

14. Кто разработал эколого-географическую и историческую концепцию распространения древесных пород на Земле?

15. Какие древесные растения являются интродуцентами?

16. К каким систематическим группам относятся основные породы лесообразователи в различных почвенно-климатических условиях?

17. Когда и кем впервые было предложено понятие «жизненная форма» применительно к растениям?

18. Дайте определение «жизненная форма», предложенное И. Г. Серебряковым.

19. На каких признаках основана классификация жизненных форм растений?

20. Какими признаками характеризуются древесные растения (кустарнички; растения- подушки; кустарники; деревья; полукустарники; лианы кустарниковые; лианы кустарничковые; полукустарнички; лианы полукустарниковые; лианы полукустарничковые)?

21. Какими признаками характеризуются древесные и полудревесные растения?

Практическая работа (Метод проектов).

Тема: Создание проекта «Использование древесных пород растений в системе озеленении»

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Типы проектов:

1. По характеру проектируемых изменений:

- инновационные;

- поддерживающие.

2. По направлениям деятельности:

- образовательные;

- научно – технические;

- социальные.

По особенностям финансирования:

- инвестиционные;

 
- спонсорские;

- кредитные;

- бюджетные;

- благотворительные.

По масштабам:

- мегапроекты;

- малые проекты;

- микропроекты.

По срокам реализации:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

Цель – создать проект «Использование древесных пород растений в системе озеленении».

Задание/ схема описания проекта:

- название;

- цель проекта;

- задачи проекта;

- срок реализации проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- ресурсы проекта;

- смета расходов;

 
Перечень экзаменационных вопросов; Комплект разноуровневых заданий; Темы рефератов; Перечень дискуссионных вопросов; Практическая работа (Метод проектов)
Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
 
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют
 
«отлично»

высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические

 
штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
 
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6