учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5
- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Задачи: дать обучающимся основные теоретические и практические навыки в сфере зеленого строительства с использованием древесных насаждений; углубить знания в области практического садоводства; обучить методике планирования и организации зеленого строительства с использованием древесно – кустарниковых насаждений; структурировать информацию о технике зеленого строительства.
ПКС-3: Способен обосновать выбор пород и сортов плодовых, овощных, декоративных лекарственных культур и винограда;
ИД-2. Не знает и не понимает, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Не знает и не понимает методы поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне методы поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Знает и понимает, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Знает и понимает методы поиска сортов в реестре районированных сортов, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает, какие свойства почвы соответствуют требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Знает и понимает методы поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Не умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Не умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Не в полной мере умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Не в полной мере умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет определять соответствие свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. В полной мере умеет применять методы поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Не владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Не владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. Не в полной мере владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов.
ИД-2. Владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов), но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками определения соответствия свойств почвы требованиям садовых культур (сортов).
ИД-3. В полной мере владеет методами поиска сортов в реестре районированных сортов.
ПКС-6: Способен разработать технологии посева (посадки) плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда, а также уход за ними;
ИД-2. Не знает и не понимает стандартные методы определения качества посевного материала.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне стандартные методы определения качества посевного материала.
ИД-2. Знает и понимает стандартные методы определения качества посевного материала, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает стандартные методы определения качества посевного материала.
ИД-2. Не умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-2. Не в полной мере умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-2. Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-2. Не владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-2. Владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками определения качества посевного материала с использованием стандартных методов.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Декоративные качества древесных растений. Высота растений. Понятия скорости роста и долговечности.
Морфологические признаки и особенности древесных растений. Декоративные качества древесных растений
Семейство бобовые (Fabaceae). Семейство буковые (Fagaceae). Семейство вересковые (Ericaceae). Семейство розоцветные (Rosaceae). Семейство ильмовые (Ulmaceae). Семейство маслинные (Oleaceae).
Детальная морфологическая характеристика семейства бобовые (Fabaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства буковые (Fagaceae).
Детальная морфологическая характеристика семейства вересковые (Ericaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства розоцветные (Rosaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства ильмовые (Ulmaceae). Детальная морфологическая характеристика семейства маслинные (Oleaceae).
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Понятие о дендрологии, ее история и задачи. (ПКС-3; ПКС-6)
2. Особенности древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
3. Основные положения систематики растений. (ПКС-3; ПКС-6)
4. Экологическая и географическая изменчивость. (ПКС-3; ПКС-6)
5. Понятие о жизненной форме древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
6. Деревья – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
7. Кустарники – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
8. Кустарнички, полукустарники, растения – подушки – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
9. Лианы – жизненная форма древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
10. Онтогенез древесных растений и его этапы. (ПКС-3; ПКС-6)
11. Эмбриональный и ювенильный этапы онтогенеза. (ПКС-3; ПКС-6)
12. Виргинильный и генеративный этапы онтогенеза. (ПКС-3; ПКС-6)
13. Группы роста деревьев и кустарников. (ПКС-3; ПКС-6)
14. Фенологическое развитие древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
15. Фенология. Микрофенология. Значение фенологии для лесного хозяйства и для практики озеленения городов и населенных пунктов. (ПКС-3; ПКС-6)
16. Понятие экологических факторов, условия существования. (ПКС-3; ПКС-6)
17. Экология растений. Экологические свойства растений (Примеры). (ПКС-3; ПКС-6)
18. Экологические факторы и их группы. (ПКС-3; ПКС-6)
19. Абиотические экологические факторы и их влияние на древесные растения. (ПКС-3; ПКС-6)
20. Освещенность – экологический фактор. Группы древесных растений по отношению к свету. (ПКС-3; ПКС-6)
21. Тепло – как экологический фактор. Термические пояса Земного шара. Классификация древесных растений по теплолюбию. (ПКС-3; ПКС-6)
22. Жароустойчивость, холодоустойчивость древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
23. Заморозкоустойчивость и морозоустойчивость древесных растений (примеры). (ПКС-3; ПКС-6)
24. Вода – важнейший экологический фактор. Группы древесных растений по отношению к воде (примеры). (ПКС-3;
25. Воздух, его состав и влияние на растения. Устойчивость древесных растений к дыму и газам (примеры). (ПКС-3; ПКС-6)
26. Ветер и его влияние на древесные растения. (ПКС-3; ПКС-6)
27. Ботанический вид и его ареал. (ПКС-3; ПКС-6)
28. Эдафические условия и их влияние на древесные растения. Эдафические группы древесных растений. (ПКС-3; ПКС-6)
29. Древесные растения – индикаторы почвенных условий (примеры). (ПКС-3; ПКС-6)
30. Растительная ассоциация. Эдификаторы ассоциации (примеры).(ПКС-3; ПКС-6)
31. Рельеф как экологический фактор. Влияние рельефа на растительность.(ПКС-3; ПКС-6)
32. Биотические факторы и их влияние на растения.(ПКС-3; ПКС-6)
33. Антропогенные экологические факторы. (ПКС-3; ПКС-6)
1. Задания на выбор одного правильного ответа
1. В какую геологическую эпоху появились первые древесные растения:
а) докембрий;
б) мезозой;
в) палеозой
2. Дендрология изучает:
а) болезни древесных растений;
б) Морфологию древесных растений;
в) Клеточное строение организмов
3. Совокупность приспособлений к условиям обитания, выраженных во внешнем облике организма называется:
а) адаптация;
б) жизненная форма;
в) акклиматизация;
4. По характеру развития ствола древесные растения представлены:
а) суккулентами;
б) кустарниками;
в) хамефитами;
5. Растения с ясно выраженным стволом в течение всего онтогенеза:
а) кустарник;
б) полукустарник;
в) дерево
6. Растения с гибким, неустойчивым стеблем, нуждающимся в опоре:
а) кустарничек;
б) лиана;
в) дерево стланец
7.Какой признак положен в основу биоморфологической классификации К. Раункиера:
а) положение почек возобновления относительно поверхности почвы;
б) характер развития стебля;
в) отношение к свету
8. По отношению, к какому экологическому фактору выделяют следующие группы растений: гелиофиты, сциофиты:
а) влажность;
б) свет;
в) температура
9. В каких условиях проявляются преимущества сциофитов:
а) сильного затенения;
б) сильного освещения;
в) низких температур
10. Наука, изучающая внешнее строение растений, взаимодействие органов растений и различные видоизменения в связи с выполняемыми функциями и условиями среды называется:
а) дендрология;
б) морфология;
в) фенология
11. Тип ветвления, при котором центральный побег развивается из верхушечной почки и растет сильнее боковых:
а) моноподиальное;
б) дихотомическое;
в) симподиальное
12. Околоцветник образуют:
а) пестик и тычинки;
б) лепестки и тычинки;
в) чашечка и венчик
13. Если через ось цветка можно провести несколько плоскостей симметрии, цветок называют:
а) актиноморфный;
б) зигаморфный;
14. Вся область обитания вида, рода:
а) экологическая ниша;
б) фитоценоз;
в) ареал
15. Деятельность человека направленная на культивирование растительных таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произраставших:
а) интродукция;
б) акклиматизация;
в) адаптация
16. Кроны с четкими геометрическими очертаниями, имеющие ось симметрии называют:
а) габитус;
б) регулярные;
в) иррегулярные
17. Деревья свыше 25м высотой относятся к следующей группе роста:
а) Д1
б) Д2
в) Д3
18. Фитоценоз это:
а) сообщество растительных организмов;
б) все животное население территории;
в) почвенные условия
19. Процесс последовательной смены фитоценозов называют:
а) синузия
б) сукцессия;
в) деградация
20. Рододендрон золотистый относится к жизненной форме:
а) кустарник;
б) полукустарник;
в) кустарничек.
2. Задания открытого типа (вставьте пропущенное слово)
1. В лесах республики Бурятия преобладают древесные растения отдела__________
2. Жизненная форма, имеющая хорошо выраженный ствол_________________
3. Древесные растения с длинными, нуждающимися в опоре__________
4. Древесные растения, наиболее требовательные к интенсивности света_________
5. Одиночные посадки растений, чаще на фоне газона__________
6. Назовите основные типы цветков по строению генеративной сферы__________
7. Назовите древесно – кустарниковые растения с декоративными сочными плодами__________
8. На сколько групп по величине цветков подразделяют декоративно - цветущие древесные породы__________
9. По каким признакам цветков различаются древесно - кустарниковые растения__________
10. Перечислите признаки декоративности шишек хвойных пород __________
11. Какими биологическими особенностями определяется форма кроны деревьев и кустарников __________
3. Задания закрытого типа
1. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).
Термин «жизненная форма растений» означает…
2. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).
Главные образователи лесов…
3. По И. Г. Серебрякову, все жизненные формы деревянистых растений относятся к двум отделам - древесные (деревья, кустарники, ку¬старнички, древовидные и кустарниковые лианы, растения-подуш-ки) и полудревесные растения (полукустарники, полукустарнички, полукустарниковые и полукустарничковые лианы).
Древесные растения-подушки -
Темы рефератов.
Дать характеристику декоративному виду. (Дендрологическая, экологическая и биологическая характеристика. Агротехника выращивания. Особенности размножения. Характеристика сортов, форм и разновидностей. Примеры перспективного использования в озеленении):
1. Туя;
2. Можжевельник;
3. Ель;
4. Лиственница;
5. Сосна;
6. Ива;
8. Яблоня;
9. Клен;
10. Спиреи;
11. Розы садовые;
12. Розы парковые;
13. Барбарисы;
14. Кизильник;
15. Форзиция;
16. Гортензия;
17. Чубушник;
18. Курильский чай;
19. Снежноягодник;
20. Пузыреплодник;
21. Лианы;
22. Магония;
23. Сирень;
24. Дерен;
25. Калина;
26. Миндаль;
27. Лох;
28. Рододендрон;
29. Лещина;
30. Смородина;
31. Айва;
32. Вереск, эрика
Перечень дискуссионных вопросов.
1. Как называется раздел ботаники, изучающий древесные и полудревесные растения?
2. Дайте определение дендрологии как науки.
3. Какие растения являются объектами изучения дендрологии?
4. На знании каких дисциплин базируется «Дендрология» как наука?
5. С какими дисциплинами связана «Дендрология»?
6. При изучении каких специальных дисциплин необходимо знание дендрологии?
7. Что является основной задачей изучения курса дендрологии?
8. Чем исторически обусловлено развития дендрологии как науки?
9. Какие растения стал разводить в первую очередь древний человек, перейдя к оседлому образу жизни?
10. Когда появились первые сведения о регулярных посадках масличных и декоративных древесных растений?
11. Кем и когда была предложена первая классификация растений?
12. Кто впервые предложил деление древесных растений на вечнозеленые и листопадные?
13. Чем обусловлено видовое разнообразие древесных растений?
14. Кто разработал эколого-географическую и историческую концепцию распространения древесных пород на Земле?
15. Какие древесные растения являются интродуцентами?
16. К каким систематическим группам относятся основные породы лесообразователи в различных почвенно-климатических условиях?
17. Когда и кем впервые было предложено понятие «жизненная форма» применительно к растениям?
18. Дайте определение «жизненная форма», предложенное И. Г. Серебряковым.
19. На каких признаках основана классификация жизненных форм растений?
20. Какими признаками характеризуются древесные растения (кустарнички; растения- подушки; кустарники; деревья; полукустарники; лианы кустарниковые; лианы кустарничковые; полукустарнички; лианы полукустарниковые; лианы полукустарничковые)?
21. Какими признаками характеризуются древесные и полудревесные растения?
Практическая работа (Метод проектов).
Тема: Создание проекта «Использование древесных пород растений в системе озеленении»
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Типы проектов:
1. По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие.
2. По направлениям деятельности:
- образовательные;
- научно – технические;
- социальные.
По особенностям финансирования:
- инвестиционные;
- кредитные;
- бюджетные;
- благотворительные.
По масштабам:
- мегапроекты;
- малые проекты;
- микропроекты.
По срокам реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Цель – создать проект «Использование древесных пород растений в системе озеленении».
Задание/ схема описания проекта:
- название;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- срок реализации проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- ресурсы проекта;
- смета расходов;
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п