учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1, 2
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение морфологических, анатомических, биологических и экологических особенностей, современной систематики древесных растений, лесохозяйственных и декоративных свойств основных лесообразующих пород и интродуцированных древесных растений, их географического распространения.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
дендрологии.
существования. Климатические условия
формы
и биогеоценологии
роль и значение в практике лесного хозяйства
и озеленения.
Pinophyta – Сосновые
Саговниковые (Cycadopsida) и Гингковые
(Ginkgoopsida)
(Gnetopsida)
Байкальской Сибири
(Pinopsida)
(Araucariales) и Сосновые (Pinales).
Характеристика видов семейства
Араукариевые (Araucariaceae)
флоры России
виды флоры России
(Cupressales), Подокарповые (Podocarpales) и
Тиссовые (Taxales). Виды семейств
Кипарисовые и Тиссовые во флоре России.
Характеристика видов семейств Таксодиевые,
Подокарповые и Головчатотиссовые
Покрытосеменные (Magnoliophyta)
(Magnoliidae) иРанункулиды (Ranunculidae)
(Magnoliaceae), Лимонниковые
(Schisandraceae), Лавровые (Lauraceae) во
флоре России
Барбарисовые во флоре России
(Hamamelididae)
Гамамелисовые(Hamamelidaceae),Платановые (Platanaceae), Самшитовые (Buxaceae), Ильмовые (Ulmaceae), Тутовые (Moraceae), Буковые (Fagaceae) во флоре
России
(Corylaceae), Ореховые (Juglandaceae) во флоре России
(Caryophyllidae) иДилленииды (Dilleniidae)
и Гречишные (Polygonaceae) во флоре России
(Thymelaeaceae), виды флоры России
(Rosidae) иАстериды (Asteridae)
(Aceraceae) во флоре России
(Elaeagnaceae) во флоре России
(Viburnaceae), Бузиновые (Sambucaceae)
– Сосновые
Буковые (Fagaceae) во флоре России
Березовые (Betulaceae), Лещиновые
(Corylaceae), Ореховые (Juglandaceae) во флоре России
(Tamaricaceae), Ивовые (Salicaceae), Актинидиевые (Actinidiaceae), Вересковые (Ericaceae), Липовые (Tiliaceae), Волчниковые (Thymelaeaceae), виды флоры
России
(Fabaceae), Рутовые (Rutaceae), Кленовые (Aceraceae) во флоре России
(Elaeagnaceae) во флоре России
(Viburnaceae), Бузиновые (Sambucaceae)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Дендрология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Определение понятия дендрология и ее основные задачи (УК-1)
2. История становления и развития дендрологии как науки (УК-1)
3. Перечислите основные научные работы по дендрологии, появившиеся на разных этапах ее развития (УК-1)
4. Перечислите основные жизненные формы растений, раскройте их особенности (ОПК-1, ПКС-4).
5. Дайте определения понятиям экология растений, экологические факторы, экологическая реакция и экологическая ниша (УК-1, ПКС-4).
6. Дайте определения понятиям область устойчивости, кардинальные точки и зона оптимума (ОПК-1).
7. Перечислите экологические факторы, какие из них являются абиотическими, а какие биотическими (ОПК-1, ПКС-4).
8. Охарактеризуйте эдафический фактор. Перечислите типы растений, различающиеся требованиями к почвенным условиям (ОПК-1)
9. Дайте определение понятию биотический фактор. Каким образом биотические факторы влияют на развитие растений (ОПК-1)
10. Что такое климат. Охарактеризуйте такие климатические факторы, как свет и тепло, опишите их влияние на древесную растительность (ОПК-1)
11. Что такое климат. Охарактеризуйте такие климатические факторы, как вода и воздух (ОПК-1)
13. Определение понятия фитоценоз, его структура, ярусность (УК-1)
14. Биогеоценоз, тип леса и тип лесорастительных условий (УК-1, ПКС-4)
15. Определение понятий фенология и фенофаза, значение фенологических наблюдений (ОПК-1, ПКС-4)
16. Понятие фенологического развития растений, фенологические часы, динамика фенофаз (ОПК-1)
17. Характеристика природных зон тундры и лесотундры (ОПК-1, ПКС-4)
18. Характеристика природных зон тайги, смешанных и широколиственных лесов. (ОПК-1, ПКС-4)
19. Характеристика лесостепной и степной природных зон (ОПК-1, ПКС-4)
20. Характеристика природных зон полупустынь и пустынь умеренного пояса и зоны пустынь субтропического пояса (ОПК-1, ПКС-4)
21. Климатические условия и лесные фармации зоны тайги (ОПК-1, ПКС-4)
22. Характеристика лесных округов таежной зоны (ОПК-1, ПКС-4)
23. Характеристика подзон таежной зоны лесов (ОПК-1, ПКС-4)
24. Характеристика типов растительности таежной зоны (ОПК-1, ПКС-4)
25. Характеристика горных лесов Кавказа, Урала и Среднеазиатской горной страны (ОПК-1, ПКС-4)
26. Характеристика горных лесов Южносибирской, Байкальской и Путорано-Анабарской горных стран (ОПК-1, ПКС-4)
27. Характеристика горных лесов Якутско-Чукотской, Южно-Дальневосточной, Камчатско-Курильской горных стран (ОПК-1, ПКС-4)
28. Понятие онтогенеза (жизненного цикла). Перечислите и опишите этапы (периоды) онтогенеза (ОПК-1)
29. Понятия интродуценты (экзоты) и аборигены (автохтоны), способы интродукции и ее значимость (ОПК-1)
30. Географические особенности интродукции отдельных видов растений (ОПК-1)
31. Понятия акклиматизация и натурализация. Причины неудачи интродукции (ОПК-1, ПКС-4)
32. Понятие царство. Охарактеризуйте Голарктическое и Палеотропическое царства (ОПК-1, ПКС-4).
33. Понятие царство. Охарактеризуйте Неотропическое и Австралийское царства (ОПК-1, ПКС-4).
34. Понятие царство. Охарактеризуйте Капское и Антарктическое царства (ОПК-1, ПКС-4).
35. Понятие об ареале, типы ареалов (ОПК-1)
36. География растений. Факторы влияющие на ареалы растений (ОПК-1, ПКС-4).
37. Систематика и ареалы семейства Pinophyta – Сосновые (ОПК-1, ПКС-4).
38. Характеристика отдела Pinophyta – Сосновые (ОПК-1, ПКС-4)
39. Характеристика класса Саговниковые (Cycadopsida) (ОПК-1, ПКС-4)
40. Характеристика класса Гингковые (Ginkgoopsida) (ОПК-1, ПКС-4)
41. Характеристика класса Гнетовые (Gnetopsida) (ОПК-1, ПКС-4)
42. Характеристика Рода Эфедра, основные виды рода Эфедра в России и Байкальской Сибири (ОПК-1, ПКС-4).
43. Класс Хвойные (Pinopsida), его характеристика, систематика и главнейшие представители (ОПК-1, ПКС-4).
44. Характеристика порядков Араукариевые (Araucariales) и Сосновые (Pinales) (ОПК-1, ПКС-4).
45. Характеристика основных видов семейства Араукариевые (Araucariaceae) (ОПК-1, ПКС-4)
46. Характеристика родов Пихта и Ель (ОПК-1, ПКС-4)
47. Характеристика основных видов рода Пихта флоры России (ОПК-1, ПКС-4)
48. Характеристика основных видов рода Ель флоры России (ОПК-1, ПКС-4)
49. Характеристика родов Лиственница и Сосна (ОПК-1, ПКС-4).
50. Характеристика основных видов рода Лиственница флоры России (ОПК-1, ПКС-4).
51. Характеристика основных видов рода Сосна флоры России (ОПК-1, ПКС-4).
52. Характеристика порядков Кипарисовые (Cupressales), Подокарповые (Podocarpales) и Тиссовые (Taxales) (ОПК-1, ПКС-4).
53. Виды семейств Кипарисовые и Тиссовые во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
54. Система и характеристика отдела Покрытосеменные (Magnoliophyta) (ОПК-1, ПКС-4).
55. Характеристика подклассов Магнолииды (Magnoliidae) и Ранункулиды (Ranunculidae) (ОПК-1, ПКС-4)
56. Характеристика видов семейства Магнолиевые (Magnoliaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4)
57. Характеристика видов семейства Лимонниковые (Schisandraceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4)
58. Характеристика видов семейства Лавровые (Lauraceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4)
59. Характеристика видов семейств Лютиковые и Барбарисовые во флоре России (ОПК-1, ПКС-4
60. Характеристика подкласса Гамамелидиды (Hamamelididae) (ОПК-1, ПКС-4)
61. Характеристика видов семейств Гамамелисовые (Hamamelidaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
62. Характеристика видов семейств Платановые (Platanaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
63. Характеристика видов семейств Самшитовые (Buxaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
64. Характеристика видов семейств Ильмовые (Ulmaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
65. Характеристика видов семейств Тутовые (Moraceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
66. Характеристика видов семейств Буковые (Fagaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
67. Семейство Березовые (Betulaceae), характеристика основных видов во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
68. Семейство Ореховые (Juglandaceae), характеристика основных видов во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
69. Характеристика подклассов Кариофиллиды (Caryophyllidae) и Дилленииды (Dilleniidae) (ОПК-1, ПКС-4).
70. Характеристика основных видов семейства Маревые (Chenopodiaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
71. Характеристика основных видов семейства Гречишные (Polygonaceae) во флоре России (ОПК-1, ПКС-4).
72. Основные виды семейств Тамариксовые (Tamaricaceae) и Ивовые (Salicaceae) во флоре России, их характеристика (ОПК-1, ПКС-4).
73. Основные виды семейств Актинидиевые (Actinidiaceae) и Вересковые (Ericaceae) во флоре России, их
74. Основные виды семейств Липовые (Tiliaceae) и Волчниковые (Thymelaeaceae) во флоре России, их характеристика (ОПК-1, ПКС-4).
75. Характеристика подклассов Розиды (Rosidae) и Астериды (Asteridae) (ОПК-1, ПКС-4).
76. Семейство Гортензиевые (Hydrangeaceae), характеристика основных видов, их значение в озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
77. Семейство Крыжовниковые (Grossulariaceae) характеристика видов, их хозяйственная значимость (ОПК-1, ПКС-4).
78. Семейство Розоцветные (Rosaceae), основные виды и их характеристика (ОПК-1, ПКС-4).
79. Семейство Цезальпиниевые (Caesalpinaceae), характеристика видов (ОПК-1, ПКС-4).
80. Семейство Бобовые (Fabaceae), характеристика основных видов и их хозяйственная значимость (ОПК-1, ПКС-4).
81. Семейство Рутовые (Rutaceae), характеристика основных видов, их значение в хозяйстве и озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
82. Семейство Кленовые (Aceraceae), характеристика видов, значение в озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
83. Семейство Конскокаштановые (Hippocastanaceae), характеристика видов, их значение в озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
84. Семейство Кизиловые (Cornaceae), характеристика видов, их значение в озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
85. Семейство Бересклетовые (Celastraceae), характеристика основных видов, их значение в озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
86. Семейство Крушиновые (Rhamnaceae), характеристика видов, их значение в хозяйстве и озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
87. Семейство Виноградовые (Vitaceae), характеристика основных видов, их значение в хозяйстве и озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
88. Семейство Лоховые (Elaeagnaceae), характеристика основных видов, их значение в хозяйстве и озеленении (ОПК-1, ПКС-4).
89. Семейство Маслиновые (Oleaceae), характеристика основных видов (ОПК-1, ПКС-4).
90. Семейство Жимолостные (Caprifoliaceae), характеристика основных родов (ОПК-1, ПКС-4).
91. Семейство Калиновые (Viburnaceae), характеристика основных видов (ОПК-1, ПКС-4).
92. Семейство Бузиновые (Sambucaceae), характеристика основных видов (ОПК-1, ПКС-4).
Комплект вопросов для проведения устных опросов:
Раздел 1. Морфология древесных растений. Климатические и экологические условия произрастания древесных растений
1. Классификация жизненных форм древесных растений.
2. Этапы онтогенеза древесных растений.
3. Классификация экологических факторов.
4. Тепло, как экологический фактор.
5. Спет, как экологический фактор.
6. Влага, как экологический фактор.
7. Эдафические условия, как экологический фактор.
8. Орографические факторы и их влияние на распределение растений.
9. Антропогенные факторы.
10. Биотические факторы, имеющие экологическое значение.
11. Условия существования и среда обитания.
12. Понятие о виде.
13. Ареалы растений и типы ареалов.
14. Внутривидовые формы древесных растений, их классификация.
15. Фитоценоз и его особенности.
16. Фитоценоз и динамика его изменения во времени.
17. Биогеоценоз и его особенности.
18. Таксономические единицы в лесной геоботаники.
Раздел 2. Систематика и характеристика древесных растений отдела Сосновые − Pinophyta
1. Общая характеристика семейства сосновые, деление на трибы.
2. Трибо пихтовые, характерные особенности, отличительные признаки по родам.
3. Род пихта, его характеристика и представители.
4. Род псевдотсуга, его характеристика и представители.
5. Род тсуга, его характеристика и представители.
6. Род ель, его характеристика и представители.
7. Род лиственница его характеристика и представители.
8. Род кедр, его характеристика и представители
9. Трибо сосновые, его характеристика, деление на подроды, секции.
10. Биоэкологическая характеристика видов секции cembra.
11. Биоэкологическая характеристика видов секции strobus.
13. Трибо собственно-кипарисовые, характерные особенности, отличительные признаки по родам.
14. Трибо туевиковые, характерные особенности, отличительные признаки по родам.
15. Род туя, биоэкологическая характеристика, ареал и хозяйственное значение.
16. Пород платикладус, систематическое положение, биоэкологическая характеристика вида, ареал и хозяйственное значение.
17. Род микробиота, биоэкологическая характеристика представителя, ареал и хозяйственное значение.
18. Трибо можжевеловые, характерные особенности, деление на секции
19. Сравнительная биоэкологическая характеристика представителей секций (oxycedrus, sabina, arsa)
Раздел 3. Систематика и характеристика отдела Магнолиецветные − Magnoliophyta
1. Общая характеристика отдела покрытосеменных.
2. Общая характеристика семейства ильмовые, хозяйственное значение видов, ареалы и роль в есообразовании древесной растительности.
3. Отличительные признаки семейств каркасовые и тутовые, характерные особенности видов, ареал и хозяйственной значение.
4. Семейство буковые, общая характеристика, деление на подсемейства и рода.
5. Систематическо положение и отличительные признаки представителей семейств липовые и волчниковые, ареалы и использование в народном хозяйстве.
6. Характерные черты семейства маслиновые, диагностические признаки различия родов, важнейшие его представители и значение в озеленении.
7. Общая характеристика семейства кленовые, представители, диагностические признаки их различия, ареалы и хозяйственное значение.
8. Общая характеристика семейства березовые, отличительные признаки родов.
9. Био-экологическая характеристика рода береза, деление на секции, представители.
10. Род: ольха и ольховник, биология, экология и хозяйственное значение представителей.
11. Отличительные признаки родов семейства лещиновые, важнейшие его представители, ареалы видов и использование в озеленении.
12. Общая характеристика семейства ивовые, отличительные признаки родов, деление на подроды и секции.
13. Семейство ореховые, диагностические признаки различия видов, ареал и хозяйственное использование.
14. Общая характеристика семейства розоцветные, деление на подсемейства, отличительные признаки родов, важнейшие его представители, ареалы и значение.
15. Семейство жимолостные, диагностические признаки различия родов, представители, ареалы и хозяйственное значение.
16. Характерные особенности представителей семейств цезальпиновые и бобовые, отличительные признаки родов, географическое распространение видов и хозяйственное использование.
Перечень дискуссионных тем
1. Интродукция растений в практике проведения лесовосстановительных работ и озеленении урботерриторий.
2. Изменение фитоценологических характеристик леообразующих пород при изменении климата планеты.
3. Модлирование сценариев восстановления лесного покрова после пожара.
1. История становления дендрологии как науки.
2. Зарубежные ученые – основоположники дендрологии.
3. Ученые – основоположники дендрологии в России.
4. История развития дендрологии в России.
5. Проблемы и перспективы развития декоративной дендрологии.
6. Ареалы основных лесообразующих пород.
7. Древесные растения подкласса Magnoliidae. Представители семейства Магнолиевые.
8. Древесные растения подкласса Magnoliidae. Представители семейства Лимонниковые.
9. Древесные растения подкласса Magnoliidae. Представители семейства Лавровые.
10. Древесные растения кустарниковой степи.
11. Древесная растительность речных пойм, прибрежных зарослей и островов.
12. Дендрологическая характеристика основных лесообразователей светло-хвойных лесов Российской Федерации (сосна обыкновенная; лиственница сибирская; лиственница европейская; лиственница Гмелина).
13. Дендрологическая характеристика основных лесообразователей темно-хвойных лесов (ель европейская; ель сибирская; ель аянская; пихта сибирская; сосна кедровая сибирская; сосна кедровая корейская).
14. Дендрологическая характеристика лесобразующих видов арчи.
15. Дендрологическая характеристика лесообразователей широколиственных лесов (дуб черешчатый; дую скальный; бук лесной; бук восточный; ясень обыкновенный; вяз гладкий; вяз голый; вяз граболистный; липа мелколиственная; клен ложноплатановый; клен платановидный, граб обыкновенный).
17. Дендрологическая характеристика лесообразователей пойменных лесов (тополь черный; ива белая; ольха черная; ольха серая).
18. Дендрологическая характеристика лесообразователей лесов и кустарниковых зарослей Средней Азии (туранга; лохи; тамариксы; орех грецкий; фисташка настоящая; саксаулы).
19. Дендрологическая характеристика важнейших экзотов хвойных и лиственных пород (псевдотсуга Мензиса; ель колючая; пихта однолцветная; сосна веймутова; сосна желтая; туя западная; платикладус восточный; дуб красный; тополь бальзамический; тополь дельтовидный; тополь итальянский; орех
черный; клен серебристый, вяз приземистый).
Комплект тестовых заданий
Вариант 1.
1. Как называется наука о древесных растениях
А) фенология
Б) дендрология
В) ботаника
Г) экология
2. Растения с гибкими неустойчивыми стеблями, которые для своего роста в высоту нуждаются в опоре – это:
А) лианы
Б) кустарники
В) дерево
Г) полукустарнички
3. Как называется вся область обитания вида, рода или другой таксонометрической категории-
А) место
Б) линия
В) ареал
Г) фитогеография
4. Как называется деятельность человека направленная на культивирование растительных таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произрастающие:
А) акклиматизация
Б) физиология
В) интродукция
Г) агролесомелиорация
5. Класс хвойные по латыни называется:
А) Pinaceae
Б) Pinopsida
В) Picea
Г) Pseudotsuga
6. Род Abies – это
А) род ель
Б) род сосна
В) род пихта
Г) род лиственница
7. Дерево 20-40м. Хвоя 20-30мм длины, четырехгранная, плотная колючая с серебристым налетом, с возрастом сизая. На побегах торчит во все стороны, опадает через 4-6 лет –
А) Picea punges
Б) larix sibirica
В) Pinus sibirica
Г) Thuja occidentalis
8. Pinus sylvestris – русское название
А) сосна обыкновенная
Б) лиственница Гмелина
В) ель обыкновенная
Г) сосна сибирская, кедровая
9. Дерево до 30м, с узкоконической и с низкоопущенной кроной. Кора гладкая коричнево-темно-серая. Хвоя мягкая 15-35 мм, темно-зеленая блестящая с двумя беловатыми узкими полосками –
А) пихта сибирская
Б) сосна Веймутова
В) ель европейская
Г) лиственница сибирская
10. Пихта сибирская по латыни –
А) Abies sibirica
Б) Abies alba
Г) Abies nordmanniana
11. Pinus pallasiana – русское название
А) сосна румелейская
Б) сосна обыкновенная
В) сосна веймутова
Г) сосна крымская
12. Можжевельник казацкий по латыни:
А) Juniperus sabina
Б) Juniperus communis
В) Juniperus virginiana
Г) Juniperus chinensis
13. У этой сосны шишки по 1-3 на длинных до 1,5см черешках, узкоцилиндрические,8-15 см длины и 4см ширины, иногда изогнутые, светло-коричневые.
А) сосна обыкновенная
Б) сосна веймутова
В) сосна сибирская
Г) сосна крымская
14. Приведите и запишите не менее 3-х древесных пород растений, которые по отношению свету – очень светолюбивые.
15. Приведите и запишите пример 3-х древесных пород с декоративными породами.
Вариант 2
1. Как переводится с греческого слово «Дендрон»:
А) лист
Б) дерево
В) плод
Г) корень
2. Как называется своеобразный исторически сложившийся в определенных условиях внешний габитус групп растений.
А) жизненная форма
Б) жизненный рост
В) жизненное развитие
Г) нет верного ответа
3. Главный ствол этой жизненной формы выражен в первые годы, затем от теряется среди ему равных.
А) кустарник
Б) дерево кустовидного типа
В) лиана
Г) полукустарнички
4. Территория занятая без каких-либо больших перерывов, осуществляется постоянный обмен генами между популяциями вида.
А) сплошной ареал
Б) ленточный ареал
В) разорванный ареал
Г) нет верного ответа
5. К семейству сосновые относится род:
А) Abies
Б)Taxis
В)Thuja
Г)Juniperus
6. Сосна веймутова по латыни –
А)Pinus strobus
Б) Pinus pumila
В) Pinus sibirica
Г) Pinus sylvestris
7. Плоды у этого древесного растения сидячие 5-9 мм в диаметре, шаровидные, зрелые черно-синие с голубым налетом, созревают на 2-3 год в шишке 3 семечки.
А) лиственница сибирская
Б) сосна обыкновенная
В) можжевельник обыкновенный
Г) туя западная
8. К семейству Cupressaceae относится род:
А)род Taxis
Б)род Abies
В)род Juniperus
Г)род Pinus
9. Дерево 30-40м. Кора серо-бурая, на стволах толстая, глубокобороздчатая. Хвоя 13-45мм, светло-зеленая, на укороченных побегах, осенью желтеет и опадает. Шишки яйцевидные, продолговатые.
А) сосна корейская
В) пихта сибирская
Г) ель обыкновенная
10. Сосна обыкновенная по латыни это-
А) Thuja occidentallis
Б) Pinus sylvestris
В) Pinus sibirica
Г) Picea punges
11. Juniperus communis – русское название
А) тисс ягодный
Б) можжевельник обыкновенный
В) лиственница сибирская
Г) сосна корейская
12. У этого дерева шишки созревают на 3 год, прямостоячие светло-бурые, 6-13см длины и 5-8 см ширины, чешуи плотные, прижатые, покрыты короткими жесткими волосками. Съедобные.
А) Pinus sibirica
Б) Thuja occidentallis
В) Picea pungens
Г) Pinus sylvestris
13. У этого рода шишки созревают в первый же год и распадаются осенью или зимой, освобождая семена; стержни долго остаются на ветвях.
А) род туя
Б) род пихта
В) род сосна
Г) род можжевельник
14. Приведите и запишите не менее 3-х древесных пород растений, которые по отношению к свету - теневыносливые.
15. Приведите и запишите пример 3-х древесных пород с декоративными цветами.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п