учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Строительство и эксплуатация гидромелиоративных систем
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5
- 13.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО АГРОМЕЛИОРАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 сентября 2020 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2020 г., регистрационный N 60723);
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
Задачи:
- ознакомить с понятием природно-техногенного комплекса природообустройства, его структура, виды и особенности;
- ознакомить с особенностями функционирования природно-техногенных комплексов на примере мелиорации земель различного назначения;
- ознакомить с понятием сущности и цели мелиорации земель, представлением о методах, способах и приѐмах мелиорации; принципами эколого-экономического обоснования мелиорации;
- ознакомить с методами природоохранного обустройства территорий, охраны природной среды и ландшафтов городов и пригородов;
- ознакомить с методами защиты территории от затопления и подтопления, борьбы с оврагообразованием и размывом оврагов; восстановлением участков территории, нарушенных в результате хозяйственной деятельности, защиты берегов водоѐмов от размывов
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
ПКС-2: Способен организовать и проводить исследования по анализу природно-климатических условий территорий, составлять прогнозы по влиянию мелиоративных мероприятий и оценке воздействия гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений на окружающую среду.;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Детерминированные и стохастические модели. Классификация моделей по их размерности, методам математического описания и методам решений уравнений, лежащих в их основе. Современные интегрированные программные среды для моделирования природных процессов. Обоснование экономической и экологической эффективности и целесообразности и пределов воздействий на природную среду. Мониторинг ПТК, цель, задачи, свойства,
уровни мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный). Объекты мониторинга. Технические и программные геоинформационные средства мониторинга ПТК. экологическая, экономическая и социальная значимость мониторинга, использование
данных мониторинга при управлении ПТК.
природообустройства Принципы природообустройства. Сущность и состав природообустройства.
обществе. Основы теории систем и геосистемного
подхода. Понятие системы. Постулаты теории систем. Общие свойства систем, свойства
динамических систем. Системные законы.
барьерные свойства, емкостные свойства
Сущность
природообустройства в науке, практике, обществе. Основы теории систем и геосистемного
подхода. Понятие системы. Постулаты теории систем. Общие свойства систем, свойства динамических систем. Системные
законы.
свойства
экологическая безопасность. Виды ПТК природообустройства и природопользования. Природная и техническая составляющие ПТК. Функциональный состав техногенного блока природно-техногенного комплекса природообустройства.
Задачи, методы природоохранного обустройства территории, охраны природной среды и ландшафтов; методы защиты территории от затопления и
подтопления, методы борьбы с оврагообразованием и размывом оврагов; восстановления участков территории, нарушенных в результате хозяйственной деятельности, предохранения берегов водоемов от размывов.
Рекультивация земель и природоохранное обустройство территории. Основные понятия рекультивации. Рекультивация загрязненных земель. Рекультивация и обустройство полигонов хранения твердых
бытовых отходов (ТБО).
Обустройство водных объектов. Комплексное обустройство водосборов.
природообустройства.
химических, тепловых и других мелиораций, цели и сущность мелиорации земель различного назначения; баланс гумуса, показатели мелиоративного режима, параметры оросительных и осушительных систем, влияние
мелиорации на окружающую среду.
подтопления, методы борьбы с оврагообразованием и размывом оврагов; восстановления участков территории,
нарушенных в результате хозяйственной деятельности, предохранения берегов водоемов от размывов.
обустройство полигонов хранения твердых
бытовых отходов (ТБО). рекультивация нарушенных земель. Эффективность рекультивации земель.
Обустройство водных объектов.
Комплексное обустройство водосборов.
химических, тепловых и других мелиораций, цели и сущность мелиорации земель различного назначения; баланс гумуса, показатели мелиоративного режима,
параметры оросительных и осушительных систем, влияние
мелиорации на окружающую среду.
деятельности, предохранения берегов водоемов от размывов.
Детерминированные и стохастические модели. Классификация моделей по их размерности, методам математического описания и методам решений уравнений, лежащих в их основе. Современные интегрированные программные среды для моделирования природных процессов. Обоснование экономической и экологической эффективности и целесообразности и пределов воздействий на природную среду. Мониторинг ПТК, цель, задачи, свойства,
уровни мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный). Объекты мониторинга. Технические и программные геоинформационные средства мониторинга ПТК. экологическая, экономическая и социальная значимость мониторинга, использование
данных мониторинга при управлении ПТК.
том числе чрезвычайных ситуаций. Виды прогнозов, методики прогнозирования. Моделирование: цели и задачи, область применения, требования к моделям при исследовании функционирования ПТК, закономерности, использованные при моделировании природных процессов. Математические и физические модели.
Детерминированные и стохастические модели. Классификация моделей по их размерности, методам математического описания и методам решений уравнений, лежащих в их основе. Современные интегрированные программные среды для моделирования природных процессов. Обоснование экономической и экологической эффективности и целесообразности
и пределов воздействий на природную среду.
уровни мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный). Объекты мониторинга. Технические и программные геоинформационные средства мониторинга ПТК. экологическая, экономическая и социальная значимость мониторинга,
использование данных мониторинга при управлении ПТК.
Комплексное обустройство водосборов.
том числе чрезвычайных ситуаций. Виды прогнозов, методики прогнозирования. Моделирование: цели и задачи, область применения, требования к моделям при
исследовании функционирования ПТК, закономерности, использованные при моделировании природных процессов. Математические и физические модели.
Детерминированные и стохастические модели. Классификация моделей по их размерности, методам
математического описания и методам решений уравнений
лежащих в их основе. Современные интегрированные программные среды для моделирования природных процессов. Обоснование экономической и экологической эффективности и целесообразности и пределов воздействий
на природную среду.
уровни мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный). Объекты мониторинга. Технические и программные геоинформационные средства мониторинга ПТК. экологическая, экономическая и социальная значимость мониторинга, использование данных мониторинга при управлении ПТК.
природообустройства. Метод оценки мелиоративных инвестиционных проектов и особенности его применен
за нарушение законодательства
экологическая экспертиза и экологический аудит : цель, задачи, принципы проведения,
законодательные основы.
за нарушение законодательства
задачи, принципы проведения, законодательные основы.
Самостоятельная работа обучающихся : методические указания для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 20.03.02 "Природообустройство и водопользование, 35.03.11 Гидромелиорация / Н. В. Пашинова, С. Б. Цыдыпова, Н. Д. Балданов, М. В. Раднаева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 90 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4901
.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Общие положения природообустройства УК-2, ПКС-2
2. Основы теории систем и геосистемного подхода УК-2, ПКС-2
3. Основные положения о природно-техногенных комплексах природообустройства УК-2, ПКС-2
4. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве УК-2, ПКС-2
5. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и экономических позиций УК-2, ПКС-2
6. Применение системного подхода к изучению природных и техно-природных систем ПК-12,ОПК-1
7. Описание природно-техногенных комплексов природообустройства в терминах системного подхода, вычленение составных частей техногенных блоков. УК-2, ПКС-2
8. Изучение моделей массопереноса для решения задач природообустройства при описании динамики влажности почвы, передвижения загрязняющих веществ, динамики грунтовых вод. УК-2, ПКС-2
9. Разработка сценариев (прогнозов) функционирования ПТК природообустройства. УК-2, ПКС-2
10. Оценка экономической эффективности ПТК природообустройства методом инвестиционных проектов УК-2, ПКС-2
11. Основы теории систем и геосистемного подхода УК-2, ПКС-2
12. Основные положения о природно-техногенных комплексах природообустройства УК-2, ПКС-2
13. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве УК-2, ПКС-2
14. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и экономических позиций УК-2, ПКС-2
15. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. УК-2, ПКС-2
16. Экологический кризис. УК-2, ПКС-2
17. Связь состояния природной среды с социальными процессами. УК-2, ПКС-2
18. Значение экологического образования и воспитания. УК-2, ПКС-2
19. Необходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе. УК-2, ПКС-2
20. Экологическое мировоззрение УК-2, ПКС-2
21. Фундаментальные свойства живых систем. ПК-12, ОПК-
22. Уровни биологической организации УК-2, ПКС-2
23. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом вещества, энергии и информации. УК-2, ПКС-2
24. Разнообразие организмов. УК-2, ПКС-2
25. Источники энергии для организмов. УК-2, ПКС-2
26. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород атмосферы как продукт фотосинтеза. УК-2, ПКС-2
27. Основные группы фотосинтезирующих организмов (планктонные цианобактерии и водоросли в морях и высшие растения на суше). УК-2, ПКС-2
28. Динамика биомассы. Понятие о биопродуктивности.УК-2, ПКС-2
29. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве. УК-2, ПКС-2
30. Прогнозирование природных процессов в геосистемах и ПТК природообустройства, в том числе чрезвычайных ситуаций. УК-2, ПКС-2
31. Виды прогнозов, методики прогнозирования. УК-2, ПКС-2
32. Моделирование: цели и задачи, область применения, требования к моделям при исследовании функционирования природно-техногенных комплексов, закономерности, использованные при моделировании природных процессов. УК-2, ПКС-2
33. Математические и физические модели. УК-2, ПКС-2
34. Детерминированные и стохастические модели. УК-2, ПКС-2
35. Классификация моделей по их размерности, методам математического описания и методам решения уравнений, лежащих в их основе. УК-2, ПКС-2
36. Современные интегрированные программные среды для моделирования природных процессов. УК-2, ПКС-2
37. Моделирование процессов переноса влаги и веществ в почве и грунтах. Прогнозы мелиоративного режима и оценка потребности в мелиорации. ПКС-2
38. Моделирование водных объектов. Моделирование процессов продуцирования биомассы. Расчетное обоснование параметров ПТК. ПКС-2
39. Обоснование экологической и экономической эффективности и целесообразности и пределов воздействий на
40. Мониторинг природно-техногенных комплексов. УК-2, ПКС-2
41. Цель и задачи мониторинга. Свойства и уровни мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный). УК-2, ПКС-2
42. Объекты мониторинга. УК-2, ПКС-2
43. Технические и программные геоинформационные средства мониторинга природнотехногенных комплексов УК-2, ПКС-2
44. Оценка результатов функционирования природно-техногенных комплексов природообустройства с правовых, нормативных, экономических и нравственных позиций. УК-2, ПКС-2
45. Нормативно-правовая база природопользования и природообустройства: источники права, основные принципы; права и обязанности лиц, вступающих в правоотношения по поводу природных объектов и природных ресурсов; ответственность за нарушение законодательства. ук-2, ПКС-2
46. Стандарты в области охраны природы, природопользования и природообустройства (СНИП, ГОСТ, ISO 14000 и прочие). УК-2, ПКС-2
47. Экологическая экспертиза и экологический аудит: цель, задачи, принципы проведения, законодательные основы. Эколого-экономическое обоснование проектов ПТК природообустройства. УК-2, ПКС-2
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве
2. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и экономических позиций
3. Применение системного подхода к изучению природных и техно-природных систем Описание природно-техногенных комплексов природообустройства в
4. терминах системного подхода, вычленение составных частей техногенных блоков
5. Изучение моделей массопереноса для решения задач природообустройства при описании динамики влажности почвы, передвижения загрязняющих веществ, динамики грунтовых вод. Разработка сценариев (прогнозов) функционирования ПТК природообустройства.
6. Оценка экономической эффективности ПТК природообустройства методом инвестиционных проектов
7. Основы теории систем и геосистемного подхода
8. Основные положения о природно-техногенных комплексах природообустройства
9. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве
10. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и экономических позиций
11. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу.
12. Экологический кризис.
Деловая игра
1. Тема (проблема) Антропогенные процессы
2. Концепция игры: Формирование, анализ, прогноз умение сформировывать и систематизировать знания, уметь применять полученные знания на практике ,умение, работать в коллективе, включаться в диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения, повысить интерес к изучению предмета.
3. Роли: Природный объект - прямые - косвенные
4. Ожидаемый (е) результат (ы): обучающиеся на практическом примере могут приобрести навыки соблюдения регламента процедуры Внутреннего аудита; публичного выступления, а также научиться формулировать и задавать вопросы, делать предложения, высказывать свою точку зрения и т.д.
Групповые творческие задания
1. Определение антропогенного воздействия на водный объект
2. Определение антропогенного воздействия на мелиорируемые земли
4. Техногенные воздействия на природу
5. Моделирование процессов в природно-техногенных комплексах
6. Модель передвижения тяжелых металлов
7. Модель передвижения легких нефтепродуктов
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
1. Общие положения природообустройства
2. Основы теории систем и геосистемного подхода
3. Основные положения о природно-техногенных комплексах природообустройства
4. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве
5. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и экономических позиций
6. Применение системного подхода к изучению природных и техно-природных систем
7. Описание природно-техногенных комплексов природообустройства в терминах системного подхода, вычленение составных частей техногенных блоков
8. Изучение моделей массопереноса для решения задач природообустройства при описании динамики влажности почвы, передвижения загрязняющих веществ, динамики грунтовых вод. Разработка сценариев (прогнозов) функционирования ПТК природообустройства.
9. Оценка экономической эффективности ПТК природообустройства методом инвестиционных проектов
10. Основы теории систем и геосистемного подхода
11. Основные положения о природно-техногенных комплексах природообустройства
12. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве
13. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и экономических позиций
14. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу.
15. Экологический кризис.
16. Связь состояния природной среды с социальными процессами.
17. Значение экологического образования и воспитания.
18. Необходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе.
19. Экологическое мировоззрение
20. Фундаментальные свойства живых систем.
1. Основы теории систем и геосистемного подхода
2. Основные положения о природно-техногенных комплексах природообустройства
3. Прогнозирование, моделирование и мониторинг в природообустройстве
4. Природно-техногенные комплексы природообустройства с правовых, нормативных и
экономических позиций
5. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу.
6. Экологический кризис.
7. Связь состояния природной среды с социальными процессами.
8. Значение экологического образования и воспитания.
9. Необходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе.
10. Экологическое мировоззрение
11. Фундаментальные свойства живых систем.
12. Уровни биологической организации.
13. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом вещества, энергии и информации.
14. Разнообразие организмов.
Индивидуальные задания для конспектирования
1. Россия и ее соседи: неурегулированные вопросы природообустройства
2. Мелиорация как часть природообустройства
3. «Плюсы» и «минусы» мелиорации
4. Оценка экономической эффективности ПТК природообустройства методом инвестиционных проектов.
5. Обзор основных нормативно-правовых документов при природообустройстве
Темы рефератов
Тесты
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
Деловая игра
Групповые творческие задания
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Индивидуальные задания для конспектирования
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п