учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: расширить экологический кругозор; проиллюстрировать сложность и противоречивость современных биоэтических воззрений в виду межкультурного разнообразия общества в этическом, философском контекстах и необходимость чёткой и ясной позиции в отношении к разумной эксплуатации биологических ресурсов биосферы; сформировать определённые этические критерии, определяющие реальные
современные принципы охраны природы и разумного природопользования, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
ИД-2 не знает основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 не знает способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 не знает основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 знает частично основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 знает частично способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 знает частично основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 знает в целом основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 знает в целом способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 знает в целом основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 знает основы проектирования с целью решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 знает способы решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 знает основы публичной презентации результатов решения конкретной задачи проекта
принципы биологической этики при изучении профильных дисциплин, при прохождении практик и в будущей практической деятельности:
ИД-2 не умеет проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 не умеет решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 не умеет публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 умеет частично проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 умеет частично решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 умеет частично публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 умеет в целом проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 умеет в целом решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 умеет в целом публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 умеет проектировать решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 умеет решать конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 умеет публично представлять результаты решения конкретной задачи проекта
ИД-2 не владеет навыком проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 не владеет навыком решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 не владеет навыком публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 владеет частично навыком проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 владеет частично навыком решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 владеет частично навыком публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 владеет в целом навыком проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 владеет в целом навыком решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 владеет в целом навыком публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
ИД-2 владеет навыком проектирования решения конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-3 владеет навыком решения конкретных задач проекта заявленного качества и за установленное время
ИД-4 владеет навыком публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-2 не знает историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии,
философские и этические учения
ИД-3 не знает способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 знает частично историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 знает частично способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 знает в целом историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 знает в целом способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 знает историческое наследие и социокультурные традиции различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии,
философские и этические учения
ИД-3 знает способы не дискриминационного и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
принципы биологической этики при изучении профильных дисциплин, при прохождении практик и в будущей практической деятельности:
ИД-2 не умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 не умеет не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальнойинтеграции
ИД-2 умеет частично демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 умеет частично не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальнойинтеграции
ИД-2 умеет в целом демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 умеет в целом не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальнойинтеграции
ИД-2 умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 умеет не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальнойинтеграции
ИД-2 не владеет навыком уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 не владеет навыком не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 владеет частично навыком уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 владеет частично навыком не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 владеет в целом навыком уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 владеет в целом навыком не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ИД-2 владеет навыком уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
ИД-3 владеет навыком не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
форма текущего контроля успеваемости)
работ
как учебный предмет в вузе
учебный предмет в вузе
ислам, христианство
религиозных учениях
христианство
воспитания
http://bgsha.ru/art.php?i=4486
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Понятие биоэтики. Биоэтика как наука и мировоззрение. Биоэтика как учебный предмет в вузе
1 Цели и задачи курса «Основы биоэтики». Зачем этика студенту-биологу.
2 Факторы и причины возникновения биоэтики и ее соотношение с биомедицинской этикой.
3 Междисциплинарный характер биоэтики.
4 Биоэтика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт
5 Характеристика этики биологической, экологической и медицинской.
6 Натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер).
7 Основные понятия этики. Мораль и нравственность.
8 Этические теории, объясняющие происхождение и сущность морали.
9 Понятие и задачи биоэтики.
10 Основные направления биоэтики: биологическое, медицинское, экологическое.
11 Принципы биоэтичного отношения к миру. Эмпатия и принцип справедливости.
12 Понятие об антропоцентризме и биоцентризме.
1.2. Биоэтика в философских учениях различных эпох
1 Биоэтика III тысячелетия - как переход от антропоцентризма к биоцентризму.
2 Нравственно-биологический аспект социального прогресса.
3 Биоэтические идеи в философии Древнего мира.
4 Биоэтическая мысль в эпоху Средневековья.
5 Проблема отношения к живой природе в философских ученьях эпохи Возрождения.
6 Биоэтическая проблематика в философских учениях эпохи Просвещения и XIXвека.
7 Основные принципы этической концепции А. Швейцера.
8 «Благоговение перед жизнью»-как основной принцип биоэтики.
9 Экологическая этика О. Леопольда.
10 Идеи ученых-космистов о разрушительном воздействии на природу техногенной деятельности человека.
11 Учение В.И. Вернадского-о биосфере и ноосфере.
12 Натурфилософия К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевского, Н.А. Умова - ее влияние на
биоцентрическое мировоззрение личности.
13 Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма.
1.3. Принципы биоэтики, ее философские и правовые основы
1. Философские и правовые основы биоэтики.
2. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия.
3. Принципы антропоцентризма и теоцентризма.
4. Биоэтика в философских учениях различных эпох.
5. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи.
6. Концепции прогресса: религиозная, материалистическая и научно-философская.
2. Тема Религиозно-исторические основы биоэтики
2.1. Этические учения древности
1. Биоэтика в этических учениях древности и античной философии.
2. Этисты средневековья и эпохи Возрождения.
3. Западные гуманисты XVII-XVIII вв. Х. Приматт, И. Бе6нтам.
4. Универсальная этика А.Швейцера.
2.2. Отношение к животным в религиозных учениях
1. Истоpия отношения человека к животным.
2. Исторический характер этики и биоэтики.
3. Развитие тотемизма в различных странах.
4. Отношение к животным в древних цивилизациях.
5. Проблема отношения человека к животным в восточных религиях. Принцип ахимса.
6. Отношение к животным в исламе.
7. Отношение к животным в иудаизме и христианстве.
8. Почитание растений и животных в Древнем мире (Египет, Римская империя, Греция).
2.3. Религии и животные. Индуизм, буддизм, джайнизм, иудаизм, ислам, христианство
1. Христианство: отношение к растениям и животным.
2. Иудеи и живая природа: взаимодействие и отношения.
3. Мусульмане и живая природа: проблемы взаимодействия
4. Отношение к растениям и животным у людей, исповедующих синтоизм.
5. Буддизм: современное отношение к растениям и животным.
6. Индуизм и живой мир природы: положительные и отрицательные стороны взаимодействия.
7. Даосизм: отношение к растениям и животным.
3. Тема. Области использования животных
3.1. Использование животных человеком и проблемы биоэтики
1. Животные и развлечения.
2. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века.
3. Экспериментирование на животных.
4. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности.
5. Альтернативное биотестирование.
6. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика).
8. Качество биологического измерения и становление количественной биологии.
9. Биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука.
10. Этика сочувствия С.В. Мейена и проблема толерантности в науке.
11. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко).
3.2. Проблемы животноводства. Альтернатива животноводству
1. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра.
2. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы.
3. Пища будущего.
4. Все о вегетарианстве
5. Проблемы животноводства. Альтернатива животноводству.
6. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя.
7. Альтернативы животноводству. Этическое вегетарианство.
8. Использование животных в развлечениях.
9. Этические проблемы содержания животных в доме.
3.3. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика
1. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика.
2. Биоэтика, как наука выживания. Принцип «Watch no touch».
3. Зоопарки: понятие, за и против.
4. Основы экологической этики.
5. Основные экофилософские концепции.
6. Концепции охраны дикой природы
7. Этический принципы защиты животного и растительного мира.
3.4. Принципы этичного отношения к животным
1. Проблема бездомных животных в больших городах и населенных пунктах
2. Компьютерное моделирование процессов, как альтернативный метод жестокому эксперименту
над животными.
3. П. Сингер. Его теоретическая и практическая деятельность в борьбе за права животных.
4. Проблема права и долга в отношении к животным.
5. Проблема физических и нравственных страданий у животного.
6. Прикладная биоэтика, конкретные ситуации отношений человека и живого.
7. Самостоятельная ценность животных.
8. Животное как чувствующее существо.
9. Проблема права и долга у людей в отношении животных.
10. Идея единства человека и животных.
11. Концепция прав животных. Т. Риган, П. Сингер, Э. Линзи.
12. Плюралистический утилитаризм.
13. Этические проблемы животноводства.
3.5. Пути формирования этичного отношения к животным
1 Прогресс - как нравственный и духовный рост человека.
2 Духовная культура и биоэтика.
3 Подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных.
4 Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова).
3.6. Биоэтика и медицина: проблемы и перспективы сотрудничества
1 Проблемы современной ксенотрансплантологии
2 Этические проблемы клонирования
3 Иммуннокоррекция сельскохозяйственных животных в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды.
4 Современные проблемы клонирования.
5 Этика медика и этики биолога - сходство и отличия.
6 Узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что – нужно.
7 Взаимосвязь биоэтики и биомедицинской этикой.
8 Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace.
9 История экспериментирования на животных.
10 Использование животных в биомедицинских экспериментах.
11 Законы о защите лабораторных животных в европейских странах, США, России.
12 Лицензирование проведения лабораторных исследований на животных.
13 Пути снижения количества экспериментальных животных в научных исследованиях.
14 Альтернативы использованию животных в экспериментах.
15 Проблема переноса результатов исследования с животных на человека.
16 Генетические требования к лабораторным животным.
17 Экологические требования к лабораторным животным.
18 Гнотобиоты, СПФ-животные, конвенциональные животные.
19 Требования к методам работы с лабораторными животными.
20 Технология производства и содержания животных.
21 Этические проблемы современных генных технологий.
22 Мутантные, трансгенные и клонированные животные.
23 Перспективы использования генной инженерии у человека и этические проблемы.
24 Этический аспект клонирования человека.
26 Моральный аспект генетического тестирования человека.
27 Евгеника.
28 Исторический характер формирования этических принципов в медицине.
29 Моральные принципы медицинской биоэтики.
30 Этические правила взаимоотношения врача и пациента.
31 Этические проблемы перинатальной диагностики.
32 Этические проблемы репродуктивных технологий и их религиозная оценка.
33 Моральные проблемы трансплантации и эвтаназии.
34 Проведение экспериментов на человеке.
35 Проведение экспериментов на человеческом эмбрионе. Использование тканей и органов плода и этические последствия.
4. Тема. Общественные и правовые аспекты защиты живой природы. Воспитание, образование и биоэтика
4.1. Общественное движение в защиту животных
1 Современные общественные движения в защиту биоразнообразия
2 Мировые экологические движения.
3 Этические комитеты в России, система организации, задачи и проблемы.
4 Организации по защите животных и направления их работы.
5 Общественные движения в защиту животных в России.
4.2. Правовое регулирование отношений к живому в РФ, в современном мире
1. Законодательство по защите животных в развитых западных государствах.
2. Законодательство по защите животных в России.
3. Лесное законодательство. Лесной кодекс Российской Федерации, его роль в сохранении биоразнообразия в лесах.
4. Водное законодательство. Водный кодекс Российской Федерации, его роль в сохранении биоразнообразия в водной среде;
5. Земельное законодательство. Земельный кодекс Российской Федерации его роль в сохранении биоразнообразия при землепользовании;
6. Законодательство о недрах. Федеральный закон «О недрах», его роль в сохранении биоразнообразия при недропользовании.
7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
8. Федеральный закон «О животном мире».
9. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
10. Федеральный закон «Об охране озера Байкал».
4.3. Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания
1 Роль биоэтики в нравственном воспитании личности.
2 Сопереживание, эмпатия, бережливость, ответственность - важные принципы отношения человека к живой природе.
3 Гуманное отношение к животным в поэзии С. Есенина, А. Блока, М. Цветаевой, Е. Евтушенко, Э.А. Осадова.
4 Отношение «человек и животное». Современное состояние проблемы.
5 Основные принципы биоэтики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п