2024-2025_b350305_о_4_plx_plx_Вертикальное озеленение населенных пунктов
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.05 Садоводство

Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.01 Вертикальное озеленение населенных пунктов
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
32
32
Контактная работа
48
48
Сам. работа
60
60
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
отсутствует, старший преподаватель Чирипов Амгалан Вадимович _________________
 
 
Вертикальное озеленение населенных пунктов
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- 13.015. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 октября 2020 г. N 559н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60009);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- 13.017. Профессиональный стандарт "АГРОНОМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 20 сентября 2021 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2021 г., регистрационный N 65482);

 
b350305_о_4.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: получение знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области вертикального озеленения населенных пунктов.

Задачи: - изучение основных понятий и терминов, применяемых в области вертикального озеленения; - изучение элементов, свойств вертикальных композиций и характеристик современных конструкций, применяемых для вертикального озеленения; - изучение ассортимента декоративных растений для вертикальных композиций.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-13: Способен комплектовать почвообрабатывающие, посевные и уборочные агрегаты, агрегаты для внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, определять схемы их движения по полям, проводить технологические регулировки
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Учебная практика 
1
4 семестр
 
Технологическая практика 
2
4 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Технологическая практика 
1
6 семестр
 
Преддипломная практика 
2
8 семестр
 
Производственная практика 
3
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
4
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-13: Способен комплектовать почвообрабатывающие, посевные и уборочные агрегаты, агрегаты для внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, определять схемы их движения по полям, проводить технологические регулировки;

 
Знать и понимать  основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, как находить и критически анализировать информацию; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, способен определять и оценивать последствия возможных решений; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, применяет технологии эксплуатации садово-парковых объектов.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для обработки почвы.

ИД-2. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для обработки почвы.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для обработки почвы, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений, но допускает некоторые неточности.

ИД-5. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для обработки почвы.

ИД-2. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций; рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, определять и оценивать последствия возможных решений задач; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, разрабатывать проекты садово-парковых объектов; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, проводить озеленение населенных пунктов; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, применять  технологии эксплуатации садово-парковых объектов.:
 
ИД-1. Не умеет комплектовать агрегаты для обработки почвы.

ИД-2. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для обработки почвы.

ИД-2. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет комплектовать агрегаты для обработки почвы, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений, но допускает некоторые неточности.

ИД-5. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для обработки почвы.

ИД-2. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, способен находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, формирует собственные суждения и оценки, не отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, владеет навыками  озеленения населенных пунктов; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, технологией эксплуатации садово-парковых объектов.:
 
ИД-1. Не владеет навыками комплектования агрегатов для обработки почвы.

ИД-2. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для обработки почвы.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками комплектования агрегатов для обработки почвы, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений, но допускает некоторые неточности.

ИД-5. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для обработки почвы.

ИД-2. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.

ИД-3. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.

ИД-4. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.

ИД-5. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-4: Способен разработать рациональные системы обработки почвы;

 
Знать и понимать  основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, как находить и критически анализировать информацию; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, способен определять и оценивать последствия возможных решений; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций; основные понятия и термины вертикального озеленения населенных мест; элементы, свойства вертикальных композиций, применяет технологии эксплуатации садово-парковых объектов.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает типы и приемы обработки почвы, специальные приемы обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Не знает и не понимает приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне типы и приемы обработки почвы, специальные приемы обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает типы и приемы обработки почвы, специальные приемы обработки при борьбе с сорной растительностью, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает типы и приемы обработки почвы, специальные приемы обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Знает и понимает приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций; рассматривать возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, определять и оценивать последствия возможных решений задач; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, разрабатывать проекты садово-парковых объектов; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, проводить озеленение населенных пунктов; применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать ассортимент декоративных растений для вертикальных композиций, применять  технологии эксплуатации садово-парковых объектов.:
 
ИД-1. Не умеет планировать применение приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Не умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет планировать применение приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Не в полной мере умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет планировать применение приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет планировать применение приемов обработки почвы, специальных приемов обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. В полной мере умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, способен находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, формирует собственные суждения и оценки, не отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, владеет навыками  озеленения населенных пунктов; навыками подбора ассортимента растений; основами составления вертикальных композиций, технологией эксплуатации садово-парковых объектов.:
 
ИД-1. Не владеет навыками применения приемов обработки почвы, способов обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Не владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками применения приемов обработки почвы, способов обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками применения приемов обработки почвы, способов обработки при борьбе с сорной растительностью, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками применения приемов обработки почвы, способов обработки при борьбе с сорной растительностью.

ИД-2. В полной мере владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Теоретические основы вертикального озеленения населенных пунктов
 
1.1
История развития вертикального озеленения. Виды вертикального озеленения

55
4
ПКС-13,ПКС-4
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Композиции из вьющихся растения и возможные их сочетания. Вертикальные сады по модульной технологии.

55
4
ПКС-13,ПКС-4
4
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Вертикальное озеленение – его значение и функции
55
8
ПКС-13,ПКС-4
Пр
 
1.4
Композиции из вьющихся растения и возможные их сочетания.
55
8
ПКС-13,ПКС-4
Пр
 
1.5
Основные принципы и технологии вертикального озеленения. Виды вертикального озеленения: классификация и особенности. Подбор растений для вертикального озеленения в городской среде. Инженерные конструкции и системы вертикального озеленения. Экологические и микроклиматические аспекты вертикального озеленения. Экономическая эффективность вертикального озеленения в городах.
55
30
ПКС-13,ПКС-4
Ср
 
Раздел 2. Основы составления вертикальных композиций
 
2.1
Вертикальные сады по «ковровой» технологии. Ассортимент растения для вертикального озеленения. Способы озеленения окон, дверных проемов и балконов.

55
4
ПКС-13,ПКС-4
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Способы озеленения окон, дверных проемов и балконов.
55
4
ПКС-13,ПКС-4
Лек
 
2.3
Конструкции для вертикального озеленения.  Вертикальные сады по «ковровой» технологии. Ассортимент растения для вертикального озеленения

55
8
ПКС-13,ПКС-4
Пр
 
2.4
Перспективные варианты вертикального озеленения населенных пунктов Западного Забайкалья. Способы озеленения окон, дверных проемов и балконов.

55
8
ПКС-13,ПКС-4
Пр
 
2.5
Вертикальное озеленение как элемент устойчивого городского развития. Биофильный дизайн и вертикальное озеленение в архитектуре. Нормативно-правовые основы вертикального озеленения. Примеры успешных проектов вертикального озеленения в мире. Проблемы и перспективы развития вертикального озеленения в РФ. Инновации в вертикальном озеленении: фитотехнологии будущего.
55
30
ПКС-13,ПКС-4
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Кисова С. В., Бессмольная М. Я. Вертикальное озеленение населенных пунктов:Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2020. - 79
Л1.1
 
Кисова С. В., Бессмольная М. Я. Вертикальное озеленение [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшего образования. - , 2020. - 78 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=5528 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Зацепина О. С., Дубасова Е. И. Вертикальное озеленение [Электронный ресурс]:учебное пособие к лекционным и лабораторно-практическим занятиям и семинарам по дисциплине «вертикальное озеленение» для студентов очного и заочного обучения:направление подготовки 35.03.10 – «ландшафтная архитектура». - Иркутск: Иркутский ГАУ, 2022. - 124 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/300167 
Л2.1
 
Кисова С. В., Бессмольная М. Я., Цыбикова О. М., Васильева Н. А. Вертикальное озеленение населенных пунктов [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 80 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01014 
Л2.2
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Кисова С. В., Бессмольная М. Я. Вертикальное озеленение населенных пунктов:Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2020. - 79.

2. Кисова С. В., Бессмольная М. Я., Цыбикова О. М., Васильева Н. А. Вертикальное озеленение населенных пунктов [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 80.

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутствуетотсутствует
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю).

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
1. Что представляет собой вертикальное озеленение. (ПКС-4, ПКС-13)

2. История развития вертикального озеленения.(ПКС-4, ПКС-13)

3. Что такое композиция.(ПКС-4, ПКС-13)

4. Какие декоративные растения вы знаете. Опишите их. (ПКС-4, ПКС-13)

5. Какие красивоцветущие растения вы можете назвать. (ПКС-4, ПКС-13)

6. Какие объекты ландшафтной архитектуры вы знаете. (ПКС-4, ПКС-13)

7. Значение вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)

8. Функции вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)

9.Целесообразность создания вертикального озеленения населенных пунктов. (ПКС-4, ПКС-13)

10. Виды вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)

11. Что представляют собой модульные сады. (ПКС-4, ПКС-13)

12. Что представляют собой топиарные фигуры. (ПКС-4, ПКС-13)

13. Что представляют собой ковровые сады. (ПКС-4, ПКС-13)

14. Что представляют собой паллеты. (ПКС-4, ПКС-13)

15. Что представляют собой фитокартины. (ПКС-4, ПКС-13)

16. Композиции из вьющихся растения и возможные их сочетания. (ПКС-4, ПКС-13)

17. Какие вьющиеся растения вы знаете. (ПКС-4, ПКС-13)

18. Какие функции выполняют лианы. (ПКС-4, ПКС-13)

19. Принципы наиболее благоприятных сочетаний вьющихся растений. (ПКС-4, ПКС-13)

20. Конструкции для вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)

21. Типы несущих конструкций. (ПКС-4, ПКС-13)

22. Достоинства вертикальных садов по модульной технологии. (ПКС-4, ПКС-13)

23. Типы субстратов, используемых в модульных фитостенах. (ПКС-4, ПКС-13)

24. Ассортимент растений для вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)

25. Назовите перспективные варианты вертикального озеленения населенных пунктов Западного Забайкалья. (ПКС-4, ПКС-13)

26. Способы озеленения окон. (ПКС-4, ПКС-13)

27. Способы озеленения дверных проёмов. (ПКС-4, ПКС-13)

28. Способы озеленения балконов. (ПКС-4, ПКС-13)

29. Уход за комнатными растениями в вертикальном озеленении.(ПКС-4, ПКС-13)

30 Уход за ампельными культурами в вертикальном озеленении. (ПКС-4, ПКС-13)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов.

1. Современные технологии вертикального озеленения: сравнение эффективности.

2. Гидропонные системы в вертикальном озеленении: преимущества и недостатки.

3. Автоматизированные системы полива для зелёных стен.

4. Модульные и стационарные конструкции вертикального озеленения.

5. Использование мхов и суккулентов в фитостенах.

6. Адаптация растений к условиям городской среды в вертикальном озеленении.

7. Влияние вертикального озеленения на микроклимат города.

8. Фиторемедиация: очистка воздуха с помощью зелёных стен.

9. Подбор растений для вертикального озеленения в разных климатических зонах.

10. Биоразнообразие в вертикальных садах: экологические аспекты.

11. Вертикальное озеленение как элемент современной архитектуры.

12. Биофильный дизайн в урбанистике: роль зелёных стен.

13. Вертикальные сады в интерьерах общественных пространств.

14. Сочетание вертикального озеленения с малыми архитектурными формами.

15. Исторические примеры вертикального озеленения (от Висячих садов Семирамиды до наших дней).

16. Экономическая эффективность вертикального озеленения в мегаполисах.

17. Государственные программы поддержки вертикального озеленения в разных странах.

18. Сравнительный анализ стоимости создания и обслуживания зелёных стен.

19. Вертикальное озеленение как инструмент повышения стоимости недвижимости.

20. Частно-государственное партнёрство в развитии городского озеленения.

21. Умные технологии в вертикальном озеленении (IoT, датчики, AI).

22. Солнечные панели и зелёные стены: симбиоз технологий.

23. Вертикальные фермы и их роль в устойчивом развитии городов.

24. Перспективы развития вертикального озеленения в условиях изменения климата.

25. 3D-печать в создании конструкций для вертикального озеленения.

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. Дайте определение вертикального озеленения. Чем оно отличается от традиционного?

2. Назовите основные функции вертикального озеленения в городской среде.

3. Перечислите ключевые принципы проектирования зелёных стен.

4. Какие виды конструкций используются в вертикальном озеленении?

5. В чём преимущества гидропонных систем по сравнению с почвенными?

6. Как работает система автоматического полива в фитостенах?

7. Какие требования предъявляются к растениям для вертикального озеленения?

 
8. Как вертикальное озеленение влияет на микроклимат города?

9. Какие растения лучше всего подходят для озеленения в условиях умеренного климата?

10. Как вертикальное озеленение интегрируется в современную архитектуру?

11. Что такое биофильный дизайн и как он связан с зелёными стенами?

12. Приведите примеры удачного сочетания вертикального озеленения с малыми архитектурными формами.

13. Каковы основные затраты при создании и обслуживании вертикальных садов?

14. Как вертикальное озеленение влияет на стоимость недвижимости?

15. Какие существуют государственные программы поддержки городского озеленения?

16. Какие «умные» технологии применяются в вертикальном озеленении?

17. Как можно совместить солнечные панели и зелёные стены?

18. Каковы перспективы развития вертикальных ферм в городах?

19. С какими основными проблемами сталкиваются при эксплуатации вертикальных садов?

20. Как можно повысить энергоэффективность зелёных стен?

21. Каковы ограничения использования вертикального озеленения в северных регионах?

22. Назовите города-лидеры по внедрению вертикального озеленения.

23. Какой международный опыт можно применить в России?

24. Приведите примеры знаковых проектов вертикальных садов в мире.

25. Какие нормативные документы регулируют вертикальное озеленение в РФ?

26. Каковы основные экологические стандарты для зелёных стен?

27. Требуется ли согласование для установки фитостен на фасадах зданий?

28. Как проводить мониторинг состояния растений в вертикальном озеленении?

29. Какие методы защиты от вредителей используются в зелёных стенах?

30. Как можно использовать вертикальное озеленение в условиях плотной городской застройки?

Кейс-задачи.

1. Проектирование и подбор растений

В центре города планируется создать зелёную стену площадью 50 м² на южной стороне здания. Высота — 6 м. Условия: высокий уровень шума, загазованность, ограниченный доступ к воде.

Задание:

Подберите подходящие виды растений.

Предложите систему полива.

Рассчитайте ориентировочную стоимость проекта.

Заказчик хочет вертикальный сад в торговом центре с минимальным уходом. Освещение искусственное, влажность низкая.

Задание:

Какие растения и технологию (почва/гидропоника) вы порекомендуете?

Как снизить затраты на обслуживание?

2. Технические и инженерные решения

В историческом здании нужно установить фитостену без повреждения фасада. Несущая способность стен ограничена.

Задание:

Предложите облегчённую конструкцию.

Как обеспечить гидроизоляцию?

На балконе жилого дома (площадь 5 м²) клиент хочет вертикальный огород. Есть ветровая нагрузка, перепады температур.

Задание:

Разработайте безопасную и функциональную конструкцию.

Какие овощи/зелень подойдут?

3. Экономика и управление

Муниципалитет рассматривает два варианта озеленения улицы:

Традиционные деревья (стоимость — 500 тыс. руб., срок окупаемости 10 лет).

Вертикальные сады (стоимость — 1,2 млн руб., срок окупаемости 5 лет).

Задание:

Проведите сравнительный анализ.

Какие дополнительные факторы (экология, туризм) стоит учесть?

Компания хочет озеленить фасад офиса для улучшения имиджа. Бюджет ограничен.

Задание:

Предложите этапность реализации (пилотный проект → полное внедрение).

Как измерить ROI (возврат на инвестиции)?

4. Проблемные ситуации

Через год после установки фитостены в бизнес-центре:

30% растений погибли;

появились грибок и мошки.

Задание:

Определите возможные причины.

Составьте план реанимации проекта.

Жильцы дома против установки зелёной стены из-за риска повреждения фасада и комаров.

Задание:

Разработайте аргументы «за» (экология, стоимость квартир).

 
Предложите компромиссное решение.

5. Инновации

В «умном городе» предлагают интегрировать зелёные стены с датчиками качества воздуха.

Задание:

Какие параметры стоит отслеживать?

Как визуализировать данные для жителей?

Стартап разрабатывает модульные вертикальные фермы для школ.

Задание:

Составьте техническое задание (размеры, функционал).

Как вовлечь учеников в уход за растениями?

 
перечень вопросов к зачёту, комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов, представление реферата, кейс-задачи

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный
 
результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

 
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
 
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6