учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5
- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);
- 13.015. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 октября 2020 г. N 559н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60009);
- 13.017. Профессиональный стандарт "АГРОНОМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 20 сентября 2021 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2021 г., регистрационный N 65482);
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучение основных понятий и терминов, применяемых в области вертикального озеленения; - изучение элементов, свойств вертикальных композиций и характеристик современных конструкций, применяемых для вертикального озеленения; - изучение ассортимента декоративных растений для вертикальных композиций.
ПКС-13: Способен комплектовать почвообрабатывающие, посевные и уборочные агрегаты, агрегаты для внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, определять схемы их движения по полям, проводить технологические регулировки;
ИД-2. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. Не знает и не понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. Знает и понимает на недостаточном уровне принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений, но допускает некоторые неточности.
ИД-5. Знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. В полной мере знает и понимает принципы комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. Не умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. Не в полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений, но допускает некоторые неточности.
ИД-5. Умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. В полной мере умеет комплектовать агрегаты для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. Не владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. Не в полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений, но допускает некоторые неточности.
ИД-5. Владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ИД-3. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по внесению удобрений.
ИД-4. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по защите растений.
ИД-5. В полной мере владеет навыками комплектования агрегатов для выполнения технологических операций по уборке, послеуборочной доработке и закладке на хранение сельскохозяйственной продукции.
ПКС-4: Способен разработать рациональные системы обработки почвы;
ИД-2. Не знает и не понимает приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения.
ИД-2. Знает и понимает приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает приемы обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, последовательность их применения.
ИД-2. Не умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры.
ИД-2. Не в полной мере умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры.
ИД-2. Умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет определять набор и последовательность реализации приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры.
ИД-2. Не владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями.
ИД-2. Владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками использования приемов обработки почвы под различные садовые и овощные культуры в соответствии с региональными природно-климатическими особенностями.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Кисова С. В., Бессмольная М. Я., Цыбикова О. М., Васильева Н. А. Вертикальное озеленение населенных пунктов [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 80.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. История развития вертикального озеленения.(ПКС-4, ПКС-13)
3. Что такое композиция.(ПКС-4, ПКС-13)
4. Какие декоративные растения вы знаете. Опишите их. (ПКС-4, ПКС-13)
5. Какие красивоцветущие растения вы можете назвать. (ПКС-4, ПКС-13)
6. Какие объекты ландшафтной архитектуры вы знаете. (ПКС-4, ПКС-13)
7. Значение вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)
8. Функции вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)
9.Целесообразность создания вертикального озеленения населенных пунктов. (ПКС-4, ПКС-13)
10. Виды вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)
11. Что представляют собой модульные сады. (ПКС-4, ПКС-13)
12. Что представляют собой топиарные фигуры. (ПКС-4, ПКС-13)
13. Что представляют собой ковровые сады. (ПКС-4, ПКС-13)
14. Что представляют собой паллеты. (ПКС-4, ПКС-13)
15. Что представляют собой фитокартины. (ПКС-4, ПКС-13)
16. Композиции из вьющихся растения и возможные их сочетания. (ПКС-4, ПКС-13)
17. Какие вьющиеся растения вы знаете. (ПКС-4, ПКС-13)
18. Какие функции выполняют лианы. (ПКС-4, ПКС-13)
19. Принципы наиболее благоприятных сочетаний вьющихся растений. (ПКС-4, ПКС-13)
20. Конструкции для вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)
21. Типы несущих конструкций. (ПКС-4, ПКС-13)
22. Достоинства вертикальных садов по модульной технологии. (ПКС-4, ПКС-13)
23. Типы субстратов, используемых в модульных фитостенах. (ПКС-4, ПКС-13)
24. Ассортимент растений для вертикального озеленения. (ПКС-4, ПКС-13)
25. Назовите перспективные варианты вертикального озеленения населенных пунктов Западного Забайкалья. (ПКС-4, ПКС-13)
26. Способы озеленения окон. (ПКС-4, ПКС-13)
27. Способы озеленения дверных проёмов. (ПКС-4, ПКС-13)
28. Способы озеленения балконов. (ПКС-4, ПКС-13)
29. Уход за комнатными растениями в вертикальном озеленении.(ПКС-4, ПКС-13)
30 Уход за ампельными культурами в вертикальном озеленении. (ПКС-4, ПКС-13)
1. Современные технологии вертикального озеленения: сравнение эффективности.
2. Гидропонные системы в вертикальном озеленении: преимущества и недостатки.
3. Автоматизированные системы полива для зелёных стен.
4. Модульные и стационарные конструкции вертикального озеленения.
5. Использование мхов и суккулентов в фитостенах.
6. Адаптация растений к условиям городской среды в вертикальном озеленении.
7. Влияние вертикального озеленения на микроклимат города.
8. Фиторемедиация: очистка воздуха с помощью зелёных стен.
9. Подбор растений для вертикального озеленения в разных климатических зонах.
10. Биоразнообразие в вертикальных садах: экологические аспекты.
11. Вертикальное озеленение как элемент современной архитектуры.
12. Биофильный дизайн в урбанистике: роль зелёных стен.
13. Вертикальные сады в интерьерах общественных пространств.
14. Сочетание вертикального озеленения с малыми архитектурными формами.
15. Исторические примеры вертикального озеленения (от Висячих садов Семирамиды до наших дней).
16. Экономическая эффективность вертикального озеленения в мегаполисах.
17. Государственные программы поддержки вертикального озеленения в разных странах.
18. Сравнительный анализ стоимости создания и обслуживания зелёных стен.
19. Вертикальное озеленение как инструмент повышения стоимости недвижимости.
20. Частно-государственное партнёрство в развитии городского озеленения.
21. Умные технологии в вертикальном озеленении (IoT, датчики, AI).
22. Солнечные панели и зелёные стены: симбиоз технологий.
23. Вертикальные фермы и их роль в устойчивом развитии городов.
24. Перспективы развития вертикального озеленения в условиях изменения климата.
25. 3D-печать в создании конструкций для вертикального озеленения.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Дайте определение вертикального озеленения. Чем оно отличается от традиционного?
2. Назовите основные функции вертикального озеленения в городской среде.
3. Перечислите ключевые принципы проектирования зелёных стен.
4. Какие виды конструкций используются в вертикальном озеленении?
5. В чём преимущества гидропонных систем по сравнению с почвенными?
6. Как работает система автоматического полива в фитостенах?
7. Какие требования предъявляются к растениям для вертикального озеленения?
9. Какие растения лучше всего подходят для озеленения в условиях умеренного климата?
10. Как вертикальное озеленение интегрируется в современную архитектуру?
11. Что такое биофильный дизайн и как он связан с зелёными стенами?
12. Приведите примеры удачного сочетания вертикального озеленения с малыми архитектурными формами.
13. Каковы основные затраты при создании и обслуживании вертикальных садов?
14. Как вертикальное озеленение влияет на стоимость недвижимости?
15. Какие существуют государственные программы поддержки городского озеленения?
16. Какие «умные» технологии применяются в вертикальном озеленении?
17. Как можно совместить солнечные панели и зелёные стены?
18. Каковы перспективы развития вертикальных ферм в городах?
19. С какими основными проблемами сталкиваются при эксплуатации вертикальных садов?
20. Как можно повысить энергоэффективность зелёных стен?
21. Каковы ограничения использования вертикального озеленения в северных регионах?
22. Назовите города-лидеры по внедрению вертикального озеленения.
23. Какой международный опыт можно применить в России?
24. Приведите примеры знаковых проектов вертикальных садов в мире.
25. Какие нормативные документы регулируют вертикальное озеленение в РФ?
26. Каковы основные экологические стандарты для зелёных стен?
27. Требуется ли согласование для установки фитостен на фасадах зданий?
28. Как проводить мониторинг состояния растений в вертикальном озеленении?
29. Какие методы защиты от вредителей используются в зелёных стенах?
30. Как можно использовать вертикальное озеленение в условиях плотной городской застройки?
Кейс-задачи.
1. Проектирование и подбор растений
В центре города планируется создать зелёную стену площадью 50 м² на южной стороне здания. Высота — 6 м. Условия: высокий уровень шума, загазованность, ограниченный доступ к воде.
Задание:
Подберите подходящие виды растений.
Предложите систему полива.
Рассчитайте ориентировочную стоимость проекта.
Заказчик хочет вертикальный сад в торговом центре с минимальным уходом. Освещение искусственное, влажность низкая.
Задание:
Какие растения и технологию (почва/гидропоника) вы порекомендуете?
Как снизить затраты на обслуживание?
2. Технические и инженерные решения
В историческом здании нужно установить фитостену без повреждения фасада. Несущая способность стен ограничена.
Задание:
Предложите облегчённую конструкцию.
Как обеспечить гидроизоляцию?
На балконе жилого дома (площадь 5 м²) клиент хочет вертикальный огород. Есть ветровая нагрузка, перепады температур.
Задание:
Разработайте безопасную и функциональную конструкцию.
Какие овощи/зелень подойдут?
3. Экономика и управление
Муниципалитет рассматривает два варианта озеленения улицы:
Традиционные деревья (стоимость — 500 тыс. руб., срок окупаемости 10 лет).
Вертикальные сады (стоимость — 1,2 млн руб., срок окупаемости 5 лет).
Задание:
Проведите сравнительный анализ.
Какие дополнительные факторы (экология, туризм) стоит учесть?
Компания хочет озеленить фасад офиса для улучшения имиджа. Бюджет ограничен.
Задание:
Предложите этапность реализации (пилотный проект → полное внедрение).
Как измерить ROI (возврат на инвестиции)?
4. Проблемные ситуации
Через год после установки фитостены в бизнес-центре:
30% растений погибли;
появились грибок и мошки.
Задание:
Определите возможные причины.
Составьте план реанимации проекта.
Жильцы дома против установки зелёной стены из-за риска повреждения фасада и комаров.
Задание:
Разработайте аргументы «за» (экология, стоимость квартир).
5. Инновации
В «умном городе» предлагают интегрировать зелёные стены с датчиками качества воздуха.
Задание:
Какие параметры стоит отслеживать?
Как визуализировать данные для жителей?
Стартап разрабатывает модульные вертикальные фермы для школ.
Задание:
Составьте техническое задание (размеры, функционал).
Как вовлечь учеников в уход за растениями?
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п