учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение биологической структуры и биологической продуктивности Мирового океана и его районов; изучение истории и современного состояния рыболовства в основных статистических районах Мирового океана (по ФАО ООН), их физико-географической и гидробиологической характеристики, биопродуктивности, состава промысловой ихтиофауны, биологии и промысла основных промысловых видов рыб, перспектив рыболовства в морских и пресноводных внутренних водоёмах России.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
промысла и аквакультуры
промысла и аквакультуры
промысла и аквакультуры
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Биологическая структура Мирового океана ОПК-1
2. Формирование биологической продуктивности в океанах и морях ОПК-1
3. Общие сведения о биоресурсах Мирового океана. Общая биомасса и продукция основных групп гидробионтов в Мировом океане ОПК-1
4. История рыболовства в Мировом океане ОПК-1
5. Деление Мирового океана на районы по ФАО ООН ОПК-1
6. География рыболовства в Мировом океане. Уловы по районам ФАО ООН ОПК-1
7. Основные страны, ведущие рыбный промысел в Мировом океане, их годовые уловы ОПК-1
8. Важнейшие промысловые семейства рыб в Мировом океане, их годовые уловы ОПК-1
9. Рыбы – важнейшие объекты промысла в Мировом океане, их годовые уловы ОПК-1
10. Общая характеристика рыболовства СССР и России ОПК-1
11. Общая характеристика Северо-восточной части Атлантического океана ОПК-1
12. Балтийское море. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны ОПК-1
13. Баренцево и Белое моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы ОПК-1
14. Норвежское и Северное моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика ОПК-1
15. Северо-западная часть Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны ОПК-1
16. Средиземное и Чёрное моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны ОПК-1
18. Центрально-западная часть Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны ОПК-1
19. Юго-западная и антарктическая части Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Промысел антарктического криля. Основные рыбодобывающие страны ОПК-1
20. Северо-западная часть Тихого океана. Баренцево, Охотское и Японское моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны ОПК-1
21. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика Юго-восточной части Тихого океана ОПК-1
22. Открытая часть Мирового океана. Пелагические рыбы. Современное состояние и перспективы промысла. Придонные и глубоководные рыбы, их промысловое значение ОПК-1
23. Акулы и скаты. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей ОПК-1
24. Семейство сельдевые, Clupeidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей ОПК-1
25. Семейство анчоусовые, Engraulidae. Биология, распространение и уловы сновных промысловых представителей. ОПК-1
26. Семейство тресковые, Gadidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей. ОПК-1
27. Семейство скумбриевые, Scombridae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей ОПК-1
28. Семейство ставридовые, Carangidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей ОПК-1
29. Современное состояние сырьевой базы российского рыболовства во внутренних и сопредельных морях РФ (Баренцевом, Азовском, Каспийском, Чёрном и дальневосточных морях), а также в некоторых пресноводных внутренних водоёмах РФ – оз. Байкал и др.) ОПК-1
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Введение. Общие сведения об общих и промысловых биоресурсах Мирового океана
1. Биологическая структура Мирового океана.
2. Формирование биологической продуктивности в океанах и морях
3. Общие сведения о биоресурсах Мирового океана. Общая биомасса и продукция основных групп гидробионтов в Мировом океане
4. История рыболовства в Мировом океане.
Раздел 2. История и общая характеристика рыбного промысла в Мировом океане
1. Деление Мирового океана на районы по ФАО ООН.
2. География рыболовства в Мировом океане. Уловы по районам ФАО ООН.
3. Основные страны, ведущие рыбный промысел в Мировом океане, их годовые уловы.
4. Важнейшие промысловые семейства рыб в Мировом океане, их годовые уловы.
5. Рыбы – важнейшие объекты промысла в Мировом океане, их годовые уловы.
6. Общая характеристика рыболовства СССР и России.
7. Общая характеристика Северо-восточной части Атлантического океана
8. Балтийское море. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы Основные рыбодобывающие страны.
9. Баренцево и Белое моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы.
10. Норвежское и Северное моря, море Ирмингера, САХ. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика.
11. Северо-западная часть Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны.
12. Средиземное и Чёрное моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы Основные рыбодобывающие страны.
13. Центрально-восточная и юго-восточная части Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны.
14. Центрально-западная часть Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны.
15. Юго-западная и антарктическая части Атлантического океана. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Промысел антарктического криля. Основные рыбодобывающие страны.
16. Северо-западная часть Тихого океана. Баренцево, Охотское и Японское моря. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика. Объекты промысла, их уловы. Основные рыбодобывающие страны.
17. Физико-географическая и промыслово-биологическая характеристика Юго-восточной части Тихого океана.
18. Открытая часть Мирового океана. Пелагические рыбы. Современное состояние и перспективы промысла. Придонные и глубоководные рыбы, их промысловое значение.
19. Акулы и скаты. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей.
20. Семейство сельдевые, Clupeidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей.
.21. Семейство анчоусовые, Engraulidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей.
22. Семейство тресковые, Gadidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей.
24. Семейство ставридовые, Carangidae. Биология, распространение и уловы основных промысловых представителей.
Раздел 3. Современное состояние сырьевой базы российского рыболовства
1. Современное состояние сырьевой базы российского рыболовства во внутренних и сопредельных морях РФ (Баренцевом, Азовском, Каспийском, Чёрном и дальневосточных морях), а также в некоторых пресноводных внутренних водоёмах РФ – оз. Байкал и др.).
1. Понятие о сырьевой базе рыбной промышленности.
2. Общая характеристика мирового рыболовства.
3. Районирование Мирового океана.
4. Биологические ресурсы Атлантического океана.
5. Биологические ресурсы Индийского океана.
6. Биологические ресурсы Тихого океана.
7. Основные добывающие страны и динамика их уловов.
8. Основные объекты мирового рыболовства.
9. Экономические и рыболовные зоны.
10. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане.
11. Биопродукционные особенности Мирового океана.
12. Современные оценки продуктивности водных биоресурсов.
13. Доля морепродуктов в белках, потребляемых человеком.
14. Сырьевая база рыбной промышленности внутренних водоёмов России.
15. Океанологическая, гидробиологическая и промысловая характеристика основных промысловых районов Мирового океана.
16. Вылов рыбы в основных пресноводных водоёмах России (реках, водохранилищах, озерах).
17. Проблемы управления рыбными ресурсами внутренних водоёмов.
18. Состояние сырьевой базы Байкальского региона.
Комплект вопросов к устному опросу Перечень тем сообщений
Задания к групповой работе
Тестовые задания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
для учета в рейтинге (оценка)
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п