2024-2025_m350406_o_1_plx_Патентоведение и защита интеллектуальной собственности
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
Б1.О.04 Патентоведение и защита интеллектуальной собственности
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
32
32
Контактная работа
48
48
Сам. работа
42
42
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.т.н., высшее. Механизация сельского хозяйства. Инженер-механик Татаров Николай Таданович _________________
 
 
Патентоведение и защита интеллектуальной собственности
Программа дисциплины
 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Развитие способностей определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки решать задачи в области развития науки, техники и технологии с учетом нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности.

Задачи: закрепить способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, решать задачи в области развития науки, техники и технологии с учетом нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
4 семестр
 
Преддипломная практика 
2
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;

ИД-1УК-6.1 Находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития

ИД-1 ОПК-4.3 Формулирует результаты, полученные в ходе решения исследовательских задач

 
Знать и понимать  способы совершенствования приоритетов собственной деятельности в области науки, техники и технологии с учетом нормативной документации и правил составления и оформления материалов заявки на получение охранных документов; основы авторского права и патентного законодательства РФ; процедуру получения охранных документов на объекты промышленной собственности.:
 
Не знает, как определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Уровень 1 
 
Плохо знает, как определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Уровень 2 
 
Хорошо знает, как определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, но допускает ошибки.
Уровень 3 
 
Отлично знает, как определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  самостоятельно определять приоритеты в области науки, техники и технологии, работать с патентной документацией и справочно-поисковыми указателями в патентном фонде; проводить патентный поиск и составлять заявку на предполагаемое изобретение; применять современные информационные системы и технологии:
 
Не умеет определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Уровень 1 
 
Плохо умеет определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Уровень 2 
 
Хорошо умеет определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, но допускает ошибки.
Уровень 3 
 
Отлично умеет определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками решения задач в области развития науки и техники, методикой поиска патентной информации; понятиями об объектах интеллектуальной собственности, их охраны и значимости в современных условиях; методикой проведения патентно-информационного поиска:
 
Не владеет навыками определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Уровень 2 
 
Хорошо владеет навыками определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Уровень 3 
 
Отлично владеет определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-4: Способен проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;;

ИД-1УК-6.1 Находит и творчески использует имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития

ИД-1 ОПК-4.3 Формулирует результаты, полученные в ходе решения исследовательских задач

 
Знать и понимать  способы совершенствования приоритетов собственной деятельности в области науки, техники и технологии с учетом нормативной документации и правил составления и оформления материалов заявки на получение охранных документов; основы авторского права и патентного законодательства РФ; процедуру получения охранных документов на объекты промышленной собственности.:
 
Не знает как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;

Уровень 1 
 
Плохо знает как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;

Уровень 2 
 
знает как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере знает как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  самостоятельно определять приоритеты в области науки, техники и технологии, работать с патентной документацией и справочно-поисковыми указателями в патентном фонде; проводить патентный поиск и составлять заявку на предполагаемое изобретение; применять современные информационные системы и технологии:
 
Не умеет проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;

Уровень 1 
 
Плохо умеет проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;

Уровень 2 
 
умеет проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере умеет проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками решения задач в области развития науки и техники, методикой поиска патентной информации; понятиями об объектах интеллектуальной собственности, их охраны и значимости в современных условиях; методикой проведения патентно-информационного поиска:
 
Не владеет навыками проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;

Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;

Уровень 2 
 
владеет навыками проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере владеет навыками проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы;
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Этапы развития изобретательской деятельности
 
1.1
Характеристика инженерной деятельности и ее краткая история 
11
2
УК-6,ОПК-4
Устный опрос
Лек
 
1.2
Основы инженерного творчества и ее составные части
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Лек
 
1.3
Основные методы поиска информации
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Групповая дискуссия. Оценка дискуссии
Пр
 
1.4
Выявление взаимодействия технического объекта с объектами окружающей среды 
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Групповая дискуссия. Оценка дискуссии
Пр
 
1.5
Работа с лекционным материалом
11
10
УК-6,ОПК-4
Устный опрос
Ср
 
1.6
Подготовка к практическим занятиям
11
10
УК-6,ОПК-4
Опрос на занятиях
Ср
 
Раздел 2. Методы решения творческих задач
 
2.1
Системный подход в инженерном творчестве
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Лек
 
2.2
Законы развития технических систем
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Лек
 
2.3
Методы активизации инженерного творчества
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Лек
 
2.4
Методы направленного поиска решения инженерных задач
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Лекция - презентация
Лек
 
2.5
Законы диалектики в развитии ТС
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
2.6
Исследование законов «статики» в развитии ТС
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
2.7
Исследование законов «кинематики» в развитии ТС
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
2.8
Исследование законов «динамики» в развитии ТС
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
2.9
Самостоятельное изучение отдельных разделов дисциплины 
11
12
УК-6,ОПК-4
Опрос на занятиях
Ср
 
Раздел 3. Защита интеллектуальной собственности
 
3.1
История и сущность интеллектуальной собственности (ИС)
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Лек
 
3.2
Виды интеллектуальной собственности, их особенности. Охрана и защита ИС.
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Лек
 
3.3
Типовые приемы устранения технических противоречий
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
3.4
Классификация методов технического творчества
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Групповая дискуссия.
Пр
 
3.5
Методы решения творческих технических задач.
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Групповая дискуссия.
Пр
 
3.6
Практические методы изобретательства
11
4
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
3.7
Патентная документация. Патенты на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Групповая дискуссия. Устный опрос
Пр
 
3.8
Методика патентного поиска в БД ФИПС
11
2
УК-6,ОПК-4
2
Групповая дискуссия. Устный  опрос
Пр
 
3.9
Составление описания и формулы изобретения. Рекомендации и порядок действий при составлении формулы изобретения
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
3.10
Составление  рефератов к заявкам на выдачу патента на изобретение и полезную модель
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
3.11
Проверка патентоспособности и оформление заявки на предполагаемое изобретение
11
2
УК-6,ОПК-4
устный опрос
Пр
 
3.12
Выполнение индивидуальных заданий
11
10
УК-6,ОПК-4
опрос на занятиях
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Дружилов С. А. Защита профессиональной деятельности инженеров [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Вузовский учебник, 2020. - 176 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=354706 
Л1.1
 
Кравченко И. Н., Корнеев В.М., Коломейченко А.В., Пастухов А.Г., Ерофеев М.Н., Логачев В.Н., Петровский Д. И. Основы патентоведения [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 252 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=420856 
Л1.2
 
Журавлев С. Ю. Основы патентоведения: практикум [Электронный ресурс]:. - Красноярск: КрасГАУ, 2020. - 128 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/187073 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Щукин С. Г., Кочергин В. И., Головатюк В. А., Вальков В. А. Основы научных исследований и патентоведение [Электронный ресурс]:Учебно-методическая литература. - Новосибирск: ФГБОУ ВО Новосибирский государственный аграрный университет, 2013. - 228 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=209638 
Л2.1
 
Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности в машиностроении [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2022. - 340 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=417237 
Л2.2
 
Ларионов И.К., Гуреева М.А., Овчинников В.В. Защита интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 256 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431496 
Л2.3
 
 
Методическая литература
 
Татаров Н. Т., Езепчук А. Л. Патентоведение и защита интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки Агроинженерия. - , 2022. - 64 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00036 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
162
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Специализированная аудитория «Посевные и посадочные машины»)
32 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Учебный стенд «Установка нормы высева семян пневматической сеялки», Учебный стенд «Установка нормы высева семян», Учебный тренажер «Машина для посадки картофеля», Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
364
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, для самостоятельной работы (Компьютерный класс) (364)
11 посадочных мест, рабочее место преподавателя, доска меловая, 11 компьютеров с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
357
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Специализированная аудитория «РОСТСЕЛЬМАШ») (357)
36 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Гидрораспределитель, гидравлический мотор, секция гидрораспределителя, гидравлический насос, привод вентилятора, силовой привод, гидроцилиндр, силовой электропривод, тандем насосов рулевого управления, напорный клапан, мотор-редуктор, угловой редуктор, генератор, насос-дозатор, гидропривод, гидромотор привода ротора, насос шестеренный, компрессор, крышка муфты электромагнита, блок с датчиком, редуктор, редуктор понижения оборотов, Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Интеллектуальная собственность и технологические инновации [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся / Сост.: Алтаева О.А. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. 183 с. https://elib.bgsha.ru/sotru/01184. 
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Татаров Николай Таданович
высшее. Механизация сельского хозяйства. Инженер-механик
к.т.н.доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Значение интеллектуальной собственности в современном обществе (УК-6, ОПК-4)

2. Основные понятия в сфере интеллектуальной собственности:

Патентоведение; интеллектуальная деятельность; инновации; конкуренция, интеллектуальное право, исключительное право, охранный документ, портфель объектов интеллектуального права предприятия. (УК-6, ОПК-4)

3. Государственная политика и государственное регулирование отношений в области охраны и защиты объектов интеллектуального права. (УК-6, ОПК-4)

4. Основные источники интеллектуального права. (УК-6, ОПК-4)

5. Основные международные договоры в области интеллектуальной собственности. (УК-6, ОПК-4)

6. Классификация результатов интеллектуальной деятельности как объектов правовой охраны. (УК-6, ОПК-4)

7. Основные институты прав интеллектуальной собственности. (УК-6, ОПК-4)

8. Институт патентного права. (УК-6, ОПК-4)

9. Основные понятия патентного права:

Патентные права; право авторства, право на получение патента; объекты патентного права; субъекты патентного права, понятие патента, понятие приоритета. (УК-6, ОПК-4)

10. Критерии патентоспособности объектов патентного права. (УК-6, ОПК-4)

11. Государственная и международная регистрация объектов патентного права. (УК-6, ОПК-4)

12. Сроки действия охранных документов на объекты патентного права. (УК-6, ОПК-4)

13. Правила оформления заявки на выдачу патента РФ. (УК-6, ОПК-4)

14. Соотношение патента на изобретение и патента на полезную модель. (УК-6, ОПК-4)

15. Распоряжение исключительным правом. (УК-6, ОПК-4)

16. Прекращение и восстановление действия патента. (УК-6, ОПК-4)

17. Патентные пошлины. (УК-6, ОПК-4)

18. Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. (УК-6, ОПК-4)

19. Лицензионный договор на использование объектов интеллектуальной собственности. (УК-6, ОПК-4)

20. Защита исключительных прав. (УК-6, ОПК-4)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
21. Институт права на средства индивидуализации. (УК-6, ОПК-4)

22. Объекты интеллектуальной собственности, являющиеся средствами индивидуализации, их схожесть и различия. (УК-6, ОПК-4)

23. Виды товарных знаков. (УК-6, ОПК-4)

24. Территориальное и временное действие свидетельства на товарный знак. (УК-6, ОПК-4)

25. Основания для отказа в регистрации товарного знака. (УК-6, ОПК-4)

26. Использование товарного знака. (УК-6, ОПК-4)

27. Предупредительная маркировка. (УК-6, ОПК-4)

28. Понятие общеизвестного и коллективного товарного знака. (УК-6, ОПК-4)

29. Особенности государственной регистрации и использования товарных знаков. (УК-6, ОПК-4)

30. Международные соглашения в области охраны средств индивидуализации. (УК-6, ОПК-4)

31. Соотношение понятий товарный знак и знак обслуживания. (УК-6, ОПК-4)

32. Фирменное наименование и коммерческое обозначение как объекты интеллектуального права. (УК-6, ОПК-4)

33. Понятие наименования мест происхождения товаров. (УК-6, ОПК-4)

34. Специальные объекты интеллектуального права: селекционные достижения и топологии интегральных микросхем. (УК-6, ОПК-4)

35. Институт авторского права и смежных прав. (УК-6, ОПК-4)

36. Понятие авторского права и его структура. (УК-6, ОПК-4)

37. Объекты авторского права. Субъекты авторского права. (УК-6, ОПК-4)

38. Смежные права и их охрана. (УК-6, ОПК-4)

39. Особенности правового регулирования отношений в авторском праве. (УК-6, ОПК-4)

40. Срок действия авторского права. (УК-6, ОПК-4)

41. Знак охраны авторского права. (УК-6, ОПК-4)

42. Имущественные и неимущественные права автора. (УК-6, ОПК-4)

43. Программа для ЭВМ как объект авторского права. (УК-6, ОПК-4)

Комплект вопросов для проведения текущего контроля

1. Понятие изобретения.

2. Критерии патентоспособности изобретения.

3. Новизна.

4. Изобретательский уровень.

5. Промышленная применимость.

6. Виды изобретений и их признаки.

7. Заявка на изобретение. Её составные части.

8. Заявление о выдаче патента на изобретение.

9. Структура описания изобретения.

10. Формула изобретения.

11. Структура написания реферата изобретения.

12. Недопустимые элементы документов заявки на изобретение.

13. Терминология и обозначения, используемые в документах заявки на изобретение.

14. Требования к оформлению документов заявки на изобретение.

15. Пригодность для репродуцирования документов заявки на изобретение.

16. Используемый материал для документов заявки на изобретение.

17. Отдельные листы, размер листов документов заявки на изобретение.

18. Нумерация листов документов заявки на изобретение.

19. Написание текста документов заявки на изобретение.

20. Математические формулы и символы, используемые в документах заявки на изобретение.

21. Графические изображения в документах заявки на изобретение.

22. Библиографические данные в документах заявки на изобретение.

23. Понятие патентных исследований.

24. Где используются результаты патентных исследований?

25. Какие патентные исследования представляют наибольший интерес для высших учебных заведений?

26. Виды патентных исследований.

27. Регламент поиска. Его составляющие.

28. Определение предмета поиска.

29. Определение стран поиска.

30. Определение глубины поиска.

31. Международная патентная классификация.

32. Работа с Международной классификацией промышленных образцов.

33. Работа с Международной классификацией изобретений.

34. Выбор источников информации.

35. Этапы проведения патентных исследований.

36. Составление задания на проведение патентных исследований.

37. Разработка регламента поиска.

38. Поиск и отбор патентной информации.

39. Составление отчета о патентных исследованиях.

40. Систематизация и анализ отобранной документации.

 
41. Новизна и правовая защита.

42. Анализ применимости в объекте исследований известных объектов промышленной (интеллектуальной) собственности.

43. Оценка патентоспособности вновь созданных технических и художественно-конструкторских решений, определение целесообразности их правовой охраны.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для рефератов

1. Понятие и свойства патентной информации.

2. Методы проведения патентных исследований

3. Документальное оформление проведения и результатов патентных исследований.

4. Нормативная документация по проведению патентных исследований.

5. Роль патентных исследований в становления конкурентоспособности предприятий

Темы дискуссий

- Основные методы поиска информации

- Выявление взаимодействия технического объекта с объектами окружающей среды

- Классификация методов технического творчества

- Методы решения творческих технических задач

Кейс-задачи

Задача 1. Из приведённого преподавателем «Перечня объектов для усовершенствования» выберите свой объект по варианту. К какому виду техники его можно отнести? Какие ещё объекты можно отнести к этому виду техники?

Пример:

Объект техники – молоток. Его можно отнести к виду техники «Молотки». К этому виду техники можно отнести объекты: молоток слесарный, молоток строительный, молоток альпинистский, молоток клепальный, молоток геологический, молоток мясоразделочный. Можно отнести молоток к виду техники «Слесарный инструмент». К этому виду техники можно отнести также зубило, отвёртку, гаечный ключ.

Задача 2. К какому типу объектов (устройство, способ, вещество) можно отнести данный объект и почему?

Молоток характеризуется конструктивными свойствами, а именно: состоит из определенных деталей (боёк, рукоятка), определённой формы (боёк в виде параллелепипеда, рукоятка в виде стержня), выполненных из определённых материалов (боёк стальной, рукоятка деревянная), расположенных определённым образом (рукоятка вставлена в отверстие бойка), связанных между собой (рукоятка вставлена с натягом и расклинена), с определенным соотношением размеров (рукоятка длиннее бойка, отверстие в бойке соответствует сечению рукоятки), взаимодействующих при работе (молоток берут за рукоятку и бойком наносят удар). Следовательно, молоток является устройством.

 
Перечень экзаменационных вопросов

Темы рефератов

Темы дискуссий

Комплект вопросов для проведения текущего контроля

Кейс-задачи

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

Степень удовлетворения критериям
 
для учета в рейтинге (оценка)

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
 
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6