учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикжапов А.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение влияния факторов среды на растительные и животные организмы, реакции отдельных особей, популяций и сообществ на эти факторы, а также механизмы, обуславливающие численность популяций и их структуру; - изучение продуктивности природных сообществ, закономерности функционирования экологических систем
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Кушкина Ю.А. Ветеринарная экология : методические указания по самостоятельной работе для обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария / Ю. А. Кушкина ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 48 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Темы рефератов
3. Дискуссионные вопросы
4. Ситуационные задачи
5. Тесты
Основы ветеринарной биогеоценологии
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Экологические катастрофы и их последствия для окружающего мира.
3. Загрязнение окружающей среды - реальный и угрожающий фактор современной цивилизации.
4. Окружающая среда и научные основы ее охраны.
5. Природоохранные движения в обществе.
6. Абиотические факторы и их действие на организмы.
7. Биотические факторы в природе.
8. Многообразие типов взаимодействия разных видов в природе.
10. Адаптация живых организмов к среде обитания:
11. Адаптация животных к жизни в почве.
12. Адаптация водных организмов к условиям обитания.
13. Адаптация животных к движению по воздуху.
14. Морфологические и физиологические адаптации животных к паразитическому образу жизни.
15. Температурные адаптации организмов.
16. Минеральные удобрения и загрязнение окружающей среды.
17. Конкуренция и хищничество в природе.
18. Биологические методы борьбы с вредителями с/х растений.
Перечень дискуссионных вопросов
- Микроорганизмы и среда обитания. Экология микроорганизмов.
-Свободноживущие и ассоциативные азотфиксирующие бактерии.
-Общая характеристика микрофлоры организма животных.
-Паразитарные болезни в системе экологических факторов.
-Роль микроорганизмов в круговороте веществ в биосфере.
-Определение границ и характера проявления эпизоотических, природных, антропоургических и синантропных очагов.
-Переносчики возбудителя инфекции.
-Дезинфектанты и их свойства.
-Методы дезинсекции и характеристика инсектицидов.
-Основные виды насекомых-переносчиков возбудителей инфекционных болезней.
-Основные грызуны, паразитирующие на фермах.
-Лекарственные вещества и качество продукции животноводства.
-Применение гормональных средств.
-Чем опасно повышенное содержание антибиотиков в продуктах питания?
- Пути снижения содержания антибиотиков в мясе, молоке, меде.
-Чем опасно повышенное содержание гормонов в продуктах питания?
- Экологическое качество продукции животноводства.
Ситуационные задачи
1. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. Установлено, что при потреблении одного и того же количества одного и того
же корма животные разных видов, пород, возрастов производят неодинаковое количество продукции. Коэффициент
биоконверсии рассчитывается по количеству растительного белка, необходимого для получения 1 кг животного белка.
П.э для производства 1 кг белка говядины требуется ____ растительного белка, тогда для получения 15 кг мяса говядины
необходимо _________кг растительного белка.
2. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ.
Рис. Геотехсистема по биотермическому обеззаражива¬нию навоза:
-1- желоб, заложенный жердями; 2- котлован для навоза с утрамбованным днищем; 3- бурт зара-женного навоза; 4-
прокладка из тор¬фа; 5- грунт
-1- грунт; 2- желоб, заложенный жердями; 3- бурт зара¬женного навоза; 4- прокладка из тор¬фа; 5- котлован для навоза
с утрамбованным днищем
-1- котлован для навоза с утрамбованным днищем; 2- желоб, заложенный жердями; 3- прокладка из тор¬фа; 4- бурт
зара¬женного навоза; 5- грунт
- 1- котлован для навоза с утрамбованным днищем; 2- прокладка из тор¬фа; 3- желоб, заложенный жердями; 4- бурт
зара¬женного навоза;
5- грунт
3. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ При переходе первичной биологической продукции во вторичную в
природных биогеоценозах теряется около 90 % энергии (правило десяти процентов, закон пирамиды энергий).
Отношение 1 : 10 не является строго фиксированным, оно может изменяться. Коэффициент биоконверсии
рассчитывается по количеству растительного белка, необходимого для получения 1 кг животного белка. П.э для
производства 1 кг казеина коровьего молока требуется _________кг растительного белка, тогда для получения 10 кг
коровьего молока в сутки_________кг.
4. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. После погрузки биологических отходов на транспортное сред¬ство
обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованные при этом инвентарь и оборудование, какие
ветеринарно - санитарные мероприятия проводят в данной ситуации.
5. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. Рассчитайте, какое количество картофеля может употребить в течение суток
без вреда для организма поросенок, если предельно допустимая суточная доза потребления нитратов для свиньи
составляет 800 мг/кг. При этом вес животного 30 кг, а содержание нитратов в 1 кг картофеля 3500 мг/кг.
.
6. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. Укажите основные источники антропогенного загрязнения водоема на
7. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. Установлено, что коэффициент биоконверсии рассчитывается по
количеству растительного белка, необходимого для получения 1 кг животного белка. П.э для производства 1 кг белка
свинины требуется ____ растительного белка, тогда для получения 10 кг мяса свинины необходимо _________кг
растительного белка.
8. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. Биологические отходы пере¬рабатывают на мясокостную, костную, мясную,
перьевую муку и другие белковые кормовые добавки исходя из следующих техноло¬гических операций и режимов:
- прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 50 °С в течение 20 мин и сушка разва¬ренной массы под
вакуумом при давлении 0,05—0,06 МПа при температуре 70—80 °С в течение 1ч.
- прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 70 °С в течение 2 ч. и сушка разва¬ренной массы в течение 3—5
ч.
- прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 130 °С в течение 30—60 мин и сушка разва-ренной массы под
вакуумом при давлении 0,05—0,06 МПа при температуре 70—80 °С в течение 3—5 ч
- прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 200 °С в течение 10 мин и сушка разва¬ренной массы под
вакуумом при давлении 0,05—0,06 МПа при температуре 50°С в течение 3—5 ч.
9. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. Биологические отходы сжигают под контролем вете-ринарного работника в
земляных транше¬ях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка. Земляные траншеи (ямы) для
сжигания трупов крупного рогатого скота устраивают по варианту:
- выкапывают траншею длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут соломы, затем дрова до
верхнего края ямы. В середине, наклады¬вают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них
помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладыва¬ют дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме
обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают
- выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, дли¬мой 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно
траншеи кладут соломы, затем дрова до верхнего края ямы. В середине, на стыке траншей (крестовина), наклады¬вают
перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп
обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью
и поджигают
- роют яму (траншею) размером 1,5 х 1,5 м и глубиной 0,3 м, причем вынутую землю укладывают параллельно
продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложен¬ными в клетку, до верхнего края ямы и
поперек над ним. На зем¬ляную насыпь кладут 1-2 металлические балки или сырые брев¬на, на которых затем
размещают труп. После этого поджигают дрова
- роют яму (траншею) размером 2,5 х 0,5 м и глубиной 0,3 м. Яму заполняют сухими дровами, сложен-ными в клетку, до
верхнего края ямы и поперек над ним. На зем¬ляную насыпь кладут 3-4 металлические балки или сырые брев¬на, на
которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1. (Выберите один вариант ответа).
Что относится к простейшим организмам, клеткам которые не имеют истинного ядра? (ПКC-1, ИД-1)
а) эукариоты
б) грибы
в) прокариоты
г) настоящие водоросли
Правильный ответ: в
Задание 2. (Выберите один вариант ответа).
Какое вещество называется совокупностью всех клеток организмов, кроме половых? (ПКC-1, ИД-1)
а) соматическое вещество
б) репродуктивное вещество
в) вещество, благодаря которому жизнь в биосфере постоянно воспроизводится
г) биологическое вещество
Правильный ответ: а
Задание 3. (Выберите один вариант ответа).
Какие паразиты в любых стадиях популяционного цикла связаны только с хозяевами? (ПКC-1, ИД-1)
а) дефинитивные
б) промежуточные
в) факультативные
г) облигатные
Правильный ответ: г
Задание 4. (Выберите несколько вариантов ответа).
Какие загрязнители можно отнести к биологическим? (ПКC-1, ИД-1)
а) микотоксины
б) бактерии и бактериальные токсины
в) паразиты
г) азотные соединения
Правильный ответ: а, б, в
Задание 5. (Выберите несколько вариантов ответа).
Какие бывают виды паразитизма? (ПКC-1, ИД-1)
а) облигатный (обязательные)
б) факультативный (необязательные)
в) случайный
г) популяционный
Правильный ответ: а, б, в
Задание 6. (Выберите несколько вариантов ответа).
Что входит в концепцию экологической паспортизации сельскохозяйственных предприятий? (ПКC-1, ИД-1)
а) обеспечение качества окружающей среды и животноводческой продукции
б) оценка фактического воздействия предприятий на почвы, атмосферный воздух и гидросферу (подземные и
поверхностные воды
в) критерий оценки — соблюдение ПДК вредных веществ
г) фиксация отходов предприятий и мест их загрязнения (утилизации) с учетом их количества и класса опасности
Правильный ответ: б, в, г
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 7. Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго
столбца. (ПКC-1, ИД-2)
1. микотоксины а) нитриты
2. бактериальные токсины б) зеараленон
3. грибы в) ботулотокси́н
4 азотные соединения г) aspergillus
Правильный ответ: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а
Задание 8. Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго
столбца. (ПКC-1, ИД-2)
1. окружающая среда- это а) сочетание естественных и измененных деятельностью чело¬века факторов живой и
неживой природы, которые проявляют эффект воздействия на организм
2. природная среда - это б) все силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с
жизнедеятельностью ныне живущих организмов
3. абиотическая среда - это в) силы и явления природы, обязанные своим происхождением жизнедеятельности ныне
живущих организмов.
4. биотическая среда - это г) совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность
человека (организма), находящаяся вне рассматриваемого объекта или субъекта и находящаяся в непосредственном
контакте с объектом или субъектом
Правильный ответ: 1-г, 2-в, 3- б, 4-в
Задание 9. Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго
столбца. (ПКC-1, ИД-2)
Пастбищный БГЦ — временное или постоянное местообитание стад.
1. в лесной зоне животные пасутся в пределах: а) 220—280 дней.
2. в лесостепной зоне животные пасутся в пределах: б) 130— 160 дней
3. в степной зоне животные пасутся в пределах: в) 160—200 дней
4 в полу¬пустынной зоне животные пасутся в пределах: г) 180—200 дней
Правильный ответ: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а
Задание 10. Задание открытого типа. Самостоятельно введите правильный ответ
Что такое ветеринарная экология? (ПКC-2, ИД-2)____________________
Правильный ответ: ветеринарная экология – это наука о биогеоценотической диагностике и профилактике болезней
животных, повышении их продуктивности, методах экологически обоснованного производства высококачественной
животноводческой продукции для человеческого общества в рамках его устойчивого развития.
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 11. (Выберите один вариант ответа).
Ознакомитесь с ситуацией и выберите правильный ответ. Биологические отходы пере¬рабатывают на мясокостную,
костную, мясную, перьевую муку и другие белковые кормовые добавки исходя из следующих техноло-гических
операций и режимов: (ПКC-1, ИД-3)
а) прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 50 °С в течение 20 мин и сушка разва¬ренной массы под
вакуумом при давлении 0,05—0,06 МПа при температуре 70—80 °С в течение 1ч.
б) прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 70 °С в течение 2 ч. и сушка разва¬ренной массы в течение 3—
5 ч.
вакуумом при давлении 0,05—0,06 МПа при температуре 70—80 °С в течение 3—5 ч
г) прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 200 °С в течение 10 мин и сушка разва¬ренной массы под
вакуумом при давлении 0,05—0,06 МПа при температуре 50°С в течение 3—5 ч.
Правильный ответ: в
Задание 12.Кейс-задача.
Условия. Ознакомитесь с ситуацией и дайте ответ. На свинокомплексе ветеринарный врач составляет рацион для свиней.
При этом известно, что предельно допустимая суточная доза потребления нитратов для свиньи составляет 800 мг/кг.
Средний вес животного 30 кг, а содержание нитратов в 1 кг картофеля 3500 мг/кг. (ПКC-1, ИД-3)
Задание 1. Помогите ветеринарному врачу рассчитать количество картофеля, которое может употребить в течение суток
без вреда для организма поросенок?
Правильный ответ:
1) 800 мг/кг x 30 кг = 24000 мг – это допустимая суточная доза потребления нитратов для свиньи весом 30 кг.
2) 24000 мг : 3500 мг/кг = 6, 86 кг – это количество картофеля которое может употребить в течение суток без
вреда для организма поросенок.
Задание 2. Опишите клиническую картину, в случае отравления поросят нитратами.
Правильный ответ: Основными признаками отравления, являются угнетение животного, отказ от корма, позывы к рвоте,
саливация, наблюдаются смена беспокойства и возбуждения угнетением, скрежет зубами, мышечная слабость, бледность
и синюшность слизистых оболочек.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п