2024-2025_b350305_о_4_plx_plx_Флористика
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.05 Садоводство

Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика

Дисциплины (модуля)
Б1.В.10 Флористика
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 7

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
32
32
Контактная работа
48
48
Сам. работа
42
42
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., высшее, ученый агроном-эколог Бессмольная Маргарита Яковлевна _________________
 
 
Флористика
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);

 
b350305_о_4.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного ученным советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
, , 
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: изучение базовых понятий флористики, особенностей флористического дизайна разных эпох и современности, основных материалов и оборудования для флористики, общих вопросов флористики, основных принципов и техник флористических работ

Задачи: воспитание высокого художественного вкуса и мышления у обучающихся; освоение базовых знаний в области флористики: стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-14: Способен организовать разработку проектов садово-парковых объектов, проведения озеленения населенных пунктов, технологий их эксплуатации
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы ландшафтного дизайна 
1
4 семестр
 
Газоноведение 
2
4 семестр
 
Ландшафтное проектирование 
3
6 семестр
 
Учебная практика 
4
4 семестр
 
Технологическая практика 
5
4 семестр
 
Технологическая практика 
6
6 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Озеленение и благоустройство населенных мест 
1
8 семестр
 
Преддипломная практика 
2
8 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-14: Способен организовать разработку проектов садово-парковых объектов, проведения озеленения населенных пунктов, технологий их эксплуатации;

ИД-1ПКС-9 Определяет сроки, способы и темпы уборки урожая, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества

ИД-2ПКС-9 Определяет способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества

ИД-1ПКС-14.1 разрабатывает проекты садово-парковых объектов

ИД-2ПКС-14.2 проводит озеленение населенных пунктов

ИД-3ПКС-14.3 применяет технологии эксплуатации садово-парковых объектов

 
Знать и понимать  как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основы флористического мастерства: исторические этапы развития, стили, материалы и инструменты, флористические техники, основы событийной; ассортимент декоративных растений, стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна; как проводить озеленение населенных; ассортимент декоративных растений, принципы создания и эксплуатации флористических композиций; знает технологии эксплуатации садово-парковых объектов:
 
ИД-1 не знает и не понимает как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основы флористического мастерства: исторические этапы развития, стили, материалы и инструменты, флористические техники, основы событийной флористики

ИД-2 не знает и не понимает ассортимент декоративных растений, стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна; как проводить озеленение населенных пунктов

ИД-3 не знает и не понимает ассортимент декоративных растений, принципы создания и эксплуатации флористических композиций; знает технологии эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 1 
 
ИД-1 плохо знает и понимает как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основы флористического мастерства: исторические этапы развития, стили, материалы и инструменты, флористические техники, основы событийной флористики

ИД-2 плохо знает и понимает ассортимент декоративных растений, стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна; как проводить озеленение населенных пунктов

ИД-3  плохо знает и понимает ассортимент декоративных растений, принципы создания и эксплуатации флористических композиций; знает технологии эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 2 
 
ИД-1  знает и понимает как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основы флористического мастерства: исторические этапы развития, стили, материалы и инструменты, флористические техники, основы событийной флористики, однако допускает некоторые ошибки

ИД-2 знает и понимает ассортимент декоративных растений, стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна; как проводить озеленение населенных пунктов, однако допускает некоторые ошибки

ИД-3 знает и понимает ассортимент декоративных растений, принципы создания и эксплуатации флористических композиций; знает технологии эксплуатации садово-парковых объектов, однако допускает некоторые ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1  в полной мере знает и понимает как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основы флористического мастерства: исторические этапы развития, стили, материалы и инструменты, флористические техники, основы событийной флористики

ИД-2  в полной мере знает и ассортимент декоративных растений, стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна; как проводить озеленение населенных пунктов

ИД-3  в полной мере знает и понимает ассортимент декоративных растений, принципы создания и эксплуатации флористических композиций; знает технологии эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  использовать полученные знания при разработке флористических композиций в разных техниках; разрабатывать проекты садово-парковых объектов; обрабатывать и подготавливать декоративные культуры для флористических композиций; проводить озеленение населенных пунктов; разрабатывать и создавать флористические композиции; применять технологии эксплуатации садово-парковых объектов:
 
ИД-1 не умеет использовать полученные знания при разработке флористических композиций в разных техниках; разрабатывать проекты садово-парковых объектов

ИД-2 не умеет обрабатывать и подготавливать декоративные культуры для флористических композиций; проводить озеленение населенных пунктов

ИД-3 не умеет разрабатывать и создавать флористические композиции; применять технологии эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 1 
 
ИД-1 умеет не в полной мере использовать полученные знания при разработке флористических композиций в разных техниках; разрабатывать проекты садово-парковых объектов

ИД-2  умеет не в полной мере  обрабатывать и подготавливать декоративные культуры для флористических композиций; проводить озеленение населенных пунктов

ИД-3 умеет не в полной мере разрабатывать и создавать флористические композиции; применять технологии эксплуатации садово-парковых объектов 

Уровень 2 
 
ИД-1умеет использовать полученные знания при разработке флористических композиций в разных техниках; разрабатывать проекты садово-парковых объектов, однако допускает некоторые ошибки

ИД-2 умеет обрабатывать и подготавливать декоративные культуры для флористических композиций; проводить озеленение населенных пунктов, однако допускает некоторые ошибки

ИД-3 умеет разрабатывать и создавать флористические композиции; применять технологии эксплуатации садово-парковых объектов, однако допускает некоторые ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1 умеет использовать полученные знания при разработке флористических композиций в разных техниках; разрабатывать проекты садово-парковых объектов

ИД-2 в полной мере умеет обрабатывать и подготавливать декоративные культуры для флористических композиций; проводить озеленение населенных пунктов

ИД-3 в полной мере умеет разрабатывать и создавать флористические композиции; применять технологии эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками работы с флористическими инструментами и материалами, изготавливать флористические композиции в различных техниках; разрабатывает проекты садово-парковых объектов; навыками разработки флористических проектов и композиций, возделывания и обработки декоративных культур; навыками озеленения населенных пунктов; навыками эксплуатации садово-парковых объектов:
 
ИД-1 не владеет навыками работы с флористическими инструментами и материалами, изготавливать флористические композиции в различных техниках; разрабатывает проекты садово-парковых объектов

ИД-2 не владеет навыками разработки флористических проектов и композиций, возделывания и обработки декоративных культур; навыками озеленения населенных пунктов

ИД-3 не владеет навыками эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 1 
 
ИД-1 владеет некоторыми навыками работы с флористическими инструментами и материалами, изготавливать флористические композиции в различных техниках; разрабатывает проекты садово-парковых объектов

ИД-2 владеет некоторыми навыками разработки флористических проектов и композиций, возделывания и обработки декоративных культур; навыками озеленения населенных пунктов

ИД-3 владеет некоторыми навыкам эксплуатации садово-парковых объектов 

Уровень 2 
 
ИД-1 владеет навыками работы с флористическими инструментами и материалами, изготавливать флористические композиции в различных техниках; разрабатывает проекты садово-парковых объектов, однако допускает некоторые ошибки

ИД-2 владеет навыками разработки флористических проектов и композиций, возделывания и обработки декоративных культур; навыками озеленения населенных пунктов, однако допускает некоторые ошибки

ИД-3 владеет навыками эксплуатации садово-парковых объектов, однако допускает некоторые ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1 владеет навыками работы с флористическими инструментами и материалами, изготавливать флористические композиции в различных техниках; разрабатывает проекты садово-парковых объектов

ИД-4 в полной мере владеет навыками разработки флористических проектов и композиций, возделывания и обработки декоративных культур; навыками озеленения населенных пунктов

ИД-3 в полной мере владеет навыками эксплуатации садово-парковых объектов

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Темы рефератов

Комплект разноуровневых заданий

 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-9: Способен разработать технологии уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладке ее на хранение;

ИД-1ПКС-9 Определяет сроки, способы и темпы уборки урожая, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества

ИД-2ПКС-9 Определяет способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества

ИД-1ПКС-14.1 разрабатывает проекты садово-парковых объектов

ИД-2ПКС-14.2 проводит озеленение населенных пунктов

ИД-3ПКС-14.3 применяет технологии эксплуатации садово-парковых объектов

 
Знать и понимать  как организовать разработку проектов садово-парковых объектов; основы флористического мастерства: исторические этапы развития, стили, материалы и инструменты, флористические техники, основы событийной; ассортимент декоративных растений, стили, оборудование, материалы, техники, принципы флористического дизайна; как проводить озеленение населенных; ассортимент декоративных растений, принципы создания и эксплуатации флористических композиций; знает технологии эксплуатации садово-парковых объектов:
 
ИД-1 Обучающийся не знает и не понимает технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 1 
 
ИД-1 Обучающийся посредственно знает и понимает технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 2 
 
ИД-1 Обучающийся  хорошо знает и понимает технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 3 
 
ИД-1 Обучающийся  в полной мере знает и понимает технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  использовать полученные знания при разработке флористических композиций в разных техниках; разрабатывать проекты садово-парковых объектов; обрабатывать и подготавливать декоративные культуры для флористических композиций; проводить озеленение населенных пунктов; разрабатывать и создавать флористические композиции; применять технологии эксплуатации садово-парковых объектов:
 
ИД-1 Обучающийся не умеет разработать технологии уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 1 
 
ИД-1 Обучающийся умеет посредственно разработать технологии уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение 
Уровень 2 
 
ИД-1 Обучающийся умеет хорошо разработать технологии уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 3 
 
ИД-1 Обучающийся  в полной мере умеет разработать технологии уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками работы с флористическими инструментами и материалами, изготавливать флористические композиции в различных техниках; разрабатывает проекты садово-парковых объектов; навыками разработки флористических проектов и композиций, возделывания и обработки декоративных культур; навыками озеленения населенных пунктов; навыками эксплуатации садово-парковых объектов:
 
ИД-1 Обучающийся не владеет навыками применения технологий уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 1 
 
ИД-1 Обучающийся слабо владеет навыками применения технологий уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение

Уровень 2 
 
ИД-1 Обучающийся  хорошо владеет навыками применения технологий уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 3 
 
ИД-1 Обучающийся  свободно владеет навыками применения технологий уборки овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда, послеуборочной доработки собранной продукции и закладки ее на хранение
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Темы рефератов

Комплект разноуровневых заданий

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Теоретические аспекты флористики
 
1.1
История возникновения и этапы развития флористики
77
2
Лек
 
1.2
Материалы, инструменты и рабочее место флориста.
77
2
Лек
 
1.3
Портфолио и SMM для флориста. Коммерческая фотография во флористике.
77
2
Лек
 
1.4
Ассортимент цветов для флористики. Хранение и уход за срезочными культурами.
77
2
Лек
 
1.5
Базовые флористические техники. Колористика
77
2
Лек
 
1.6
Свадебная флористика
77
2
Лек
 
1.7
Сезонная флористика
77
2
Лек
 
1.8
Событийная флористика
77
2
Лек
 
1.9
Закупка и транспортировка цветов. Обработка, постановка на воду, хранение и уход за срезанными цветами
77
4
Пр
 
1.10
Классические круглые букеты. Спиральная техника
77
4
2
мастер-класс
Пр
 
1.11
Раскидистые букеты
77
4
2
мастер-класс
Пр
 
1.12
Упаковка букетов. Калькуляция стоимости флористических работ
77
2
2
мастер-класс
Пр
 
1.13
Каркасные техники флористики
77
4
2
мастер-класс
Пр
 
1.14
Флористические композиции
77
2
Пр
 
1.15
Букет невесты, бутоньерка, свадебные аксессуары
77
4
2
мастер-класс
Пр
 
1.16
Новогодняя и рождественская флористика
77
2
Пр
 
1.17
Весенняя флористика
77
2
Пр
 
1.18
Флористические фотозоны
77
2
Пр
 
1.19
Флористические коллажи
77
2
Пр
 
1.20
История возникновения и этапы развития флористики
77
6
Ср
 
1.21
Ассортимент цветов для флористики.
77
10
Ср
 
1.22
Тренды современной флористики
77
10
Ср
 
1.23
Ритуальная флористика
77
6
Ср
 
1.24
Флористика для декораторов
77
10
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Смирнова Ю. В. Флористика: практикум для контактной и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура, очной формы обучения [Электронный ресурс]:. - пос. Караваево: КГСХА, 2023. - 45 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/328733 
Л1.1
 
Куликова Н. А., Лаптина Ю. А. Флористика и фитодизайн с элементами декоративно-прикладного творчества [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2022. - 84 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/339275 
Л1.2
 
Карбасникова Е. Б. Флористика [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Вологда – Молочное: Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, 2021. - 88 – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/122861.html 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Брашнов Д.Г. Флористика: технологии аранжировки композиций [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский дом "Альфа-М", 2019. - 221 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=354927 
Л2.1
 
Брашнов Д.Г. Флористика: технологии аранжировки композиций [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский дом "Альфа-М", 2020. - 221 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=357450 
Л2.2
 
Брашнов Д.Г. Флористика: технологии аранжировки композиций [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 221 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=392734 
Л2.3
 
Брашнов Д.Г. Флористика: технологии аранжировки композиций [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 221 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=419067 
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Татарникова В. Ю., Имескенова Э. Г., Кисова С. В., Бессмольная М. Я. Фитодизайн [Электронный ресурс]:Учебное пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшего образования. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 87 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01258 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
124
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Кабинет флористики и фитодизайна (124)
10 посадочных мест, оснащенные учебной мебелью, доска аудиторная, маркерная доска, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети интернет.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
114
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Вегетарий (114)
Оборудование: стеллаж для рассады с подцветкой 10 шт., стол - 3 шт 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Флористика : курс лекций для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: В. Ю. Татарникова, Э. Г. Имескенова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 69 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4071
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Бессмольная Маргарита Яковлевна
высшее, ученый агроном-эколог
к.б.н., доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Вопросы к зачету:

1. Исторические этапы развития флористики

2. Особенности профессии - флорист.

3. Базовые материалы, инструменты и рабочее место флориста.

4. Особенности коммерческой флористики

5. Насмотренность для флориста

6. Развитие личного бренда флориста

7. Портфолио флориста.

8. Коммерческая фотография во флористике.

9. SMM для флориста

10. Базовый ассортимент цветов для флористики

11. Особенности возделывания цветочных культур на срезку

12. Базовые всесезонные срезочные культуры

13. Базовые сезонные срезочные культуры

14. Стаффажные растениями для флористики

15. Закупка и транспортировка срезочных культур

16. Хранение и уход за срезочными культурами

17. Правила обработки, постановки на воду, хранения и ухода за срезанными цветами.

18. Принципы флористического дизайна

19. Колористика во флористике.

Вопросы к экзамену:

1. Исторические этапы развития флористики

2. Особенности профессии - флорист.

3. Базовые материалы, инструменты и рабочее место флориста.

4. Особенности коммерческой флористики

5. Насмотренность для флориста

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
6. Развитие личного бренда флориста

7. Портфолио флориста.

8. Коммерческая фотография во флористике.

9. SMM для флориста

10. Базовый ассортимент цветов для флористики

11. Особенности возделывания цветочных культур на срезку

12. Базовые всесезонные срезочные культуры

13. Базовые сезонные срезочные культуры

14. Стаффажные растениями для флористики

15. Закупка и транспортировка срезочных культур

16. Хранение и уход за срезочными культурами

17. Правила обработки, постановки на воду, хранения и ухода за срезанными цветами.

18. Принципы флористического дизайна

19. Колористика во флористике.

20. Базовые флористические техники

21. Тренды современной флористики

22. Спиральная техника флористики

23. Классический круглый букет

24. Раскидистый букет

25. Упаковка букетов

26. Калькуляция стоимости флористических работ

27. Каркасные техники флористики

28. Каркасный букет

29. Флористические композиции

30. Круглая композиция

31. L-образная композиция

32. Свадебная флористика

33. Букет невесты и бутоньерка

34. Свадебные аксессуары

35. Сезонная флористика

36. Новогодние и рождественские флористические работы

37. Весенняя флористика

38. Событийная флористика

39. Ритуальная флористика

40. Флористические фотозоны

41. Флористические коллажи

Комплект разноуровневых заданий

Один верный вариант ответа

1. К луковичным культурам относится:

а. антуриум

б. гиацинт

в. антиринум

г. диантус

Верный ответ – б

2. К сухоцветам относится:

а. гелихризум

б. фрезия

в. хамелациум

г. оксипеталум

Верный ответ – а

3. В качестве стаффажа можно использовать:

а. брунию

б. протею

в. цимбидиум

г. гипсофилу

Верный ответ – г

4. К декоративной зелени относится:

а. эрингиум

б. эвкалипт

в. лизиантус

г. антуриум

Верный ответ – б

 
5. В холодильнике не хранят такие культуры как:

а. фрезия

б. вероника

в. ванда

г. гербера

Верный ответ – в

6. Наиболее максимальной продолжительностью жизни в срезке на воде из представленных культур отличается:

а. альстромерия

б. антиринум

в. антуриум

г. астранция

Верный ответ – а

7. Из представленных культур в срезке на сухую хранят:

а. диантус

б. далию

в. мимозу

г. гипсофилу

Верный ответ – в

8. К хвойным растениям относится

а. нигелла

б. нобилис

в. леукадендрон

г. хамелациум

Верный ответ – б

9. К древесным культурам относится:

а. гортензия

б. матиола

в. лимониум

г. статица

Верный ответ – а

10. Выберите из представленных растений фрезию:

а.  

б.  

в.  

г.  

Верный ответ – а

11. Выберите из представленных растений протею:

а.  

б.  

в.  

г.  

Верный ответ – б

12. Dahlia это латинское название:

а. гвоздики

б. георгины

в. гортензии

г. гладиолуса

Верный ответ – б

13. Antirrhínum это латинское название:

а. ландыша

б. львинного зева

в. незабудки

г. ветреницы

Верный ответ – б

14. Helléborus это латинское название:

 
а. морозника

б. лютика

в. дельфиниума

г. ириса

Верный ответ – а

15. К культурам летнего сезона относится:

а. илекс

б. анемона

в. амариллис

г. пион

Верный ответ – г

16. К культурам зимнего сезона относится:

а. ирис

б. пион

в. ландыш

г. хелеборус

Верный ответ – г

17. К культурам осеннего сезона относится:

а. крокус

б. георгин

в. тюльпан

г. ландыш

Верный ответ – б

18. К орхидным относится:

а. цимбидиум

б. эрингиум

в. хамелациум

г. фрезия

Верный ответ – а

Два верных варианта ответа

19. Продолжительность жизни в срезке на воде, при комнатной температуре, возможна более 14 дней у таких растений как:

а. гербера

б. вероника

в. диантус

г. альстромерия

Верный ответ – в,г

20. После срезки и постановке на воде в категорию сухоцветов могут переходить такие растения как:

а. гвоздика

б. протея

в. гипсофила

г. далия

Верный ответ – б, в

21. Для каких срезочнцх культур оптимальной температурой хранения является 16 – 250С

а. далия

б. ванда

в. антуриум

г. фрезия

Верный ответ – б., в

22. Какие из представленных растений характерны для весеннего сезона:

а. нобилис

б. крокус

в. илекс

г. ранункулюс

Верный ответ – б, г

23. Какие из представленных растений характерны для зимнего сезона:

а. гиппеаструм

б. бруния

 
в. хелеборус

г. далия

Верный ответ – а, б

24. Укажите всесезонные цветочные культуры:

а. диантус

б. далия

в. нарцисс

г. хризантема

Верный ответ – а, г

25. Для крепления срезанных культур в композиции возможно использовать:

а. кензан

б. пиафлор

в. кризал

г. тейп

Верный ответ – а., б

26. К упаковочным материалам относятся:

а. портбукетница

б. галаклип

в. фоамиран

г. тишью

Верный ответ – в, г

27.  Укажите ахроматические цвета:

а. белый

б. серый

в. синий

г. желтый

Верный ответ – а, б

28. К теплым цветам относятся:

а. оранжевый

б. зеленый

в. голубой

г. желтый

Верный ответ – а, г

29. К холодным цветам относятся:

а. красный

б. фиолетовый

в. голубой

г. малиновый

Верный ответ – б, в

30. Укажите оптимальное сочетание частей флористических работ, с точки зрения пропорции:

а. 2:5:7

б. 3:5:8

в. 2:3:5

г. 4:6:10

Верный ответ – б, в

31. К принципам флористического дизайна относятся такие понятия как:

а. фактура

б. фурнитура

в. ритм

г. раннер

Верный ответ – а, в

32. К флористическим работам относятся

а. раннер

б. тонер

в. бутоньерка

г. бульонка

Верный ответ – а, в

Напишите верный варианта ответа

 

33. Напишите, что такое флористика

Ответ: Флористика (от лат. flora), или Флористический дизайн - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветков, листьев, трав, плодов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или стабилизированными.

34. Перечислите базовые правила обработки и хранения срезанных растений.

Ответ: Зачистка стеблей от листьев и шипов, подрезать стебли острым флористическим ножом или секатором, поставить в вазу с водой. Уровень воды в вазе в большинстве случаев должен быть 1/3 в воду добавляется кризал. Хранятся растения в холодильнике, за исключением орхидных. Разные виды хранятся в разных сосудах.

35. Напишите этапы развития насмотренности для флориста

Ответ: Архивирование – накопление и хранение флористических идей; диверсификация – обзор информации в смежных с флористикой сферой; развитие – обучение, самообразование; практика; систематический анализ.

36. Укажите алгоритм анализа флористических работ

Ответ: 1. Общее впечатление – стиль, колористика, сезонность, бюджет; 2. Флористический состав – количество видов растений, количество растений в общем, компоновка растений; упаковка – колористика, сочетаемость, форма, фактура, крепеж, каркас; креативность – акценты, дополнительные элементы, авторский стиль; позиция покупателя – покупаю да/нет

37. Перечислите особенности обработки луковичных культур в срезке

Ответ: Зачистка стеблей, срез делается прямой, для амариллиса необходимо дополнительно укрепить стебель анкорскотчем непосредственно над линией среза. Уровень воды в вазе должен быть минимальным порядка 2-3 см. В воду добавляется кризал.

38. Укажите особенности работы с тюльпанами в срезке

Ответ: Чтобы тюльпан не рос и не менял форму ему можно проткнуть стебель. При постановке в букет можно занижать уровень головки тюльпана относительно других видов с учетом его дальнейшего роста.

39. Напишите базовые правила работы с флористической губкой

Ответ: Для насыщения водой губку кладут на воду без нажима до полного ее погружения. Нарезают губку большим острым ножом. При установке в шляпные коробки, корзины необходимо проложить слой гидроизоляционного материала. Цветы устанавливаются в губку на глубину 2-5 см, минимизируя повторную постановку одного и того же цветка. В композиции губка не должна быть видна, ее необходимо задекорировать.

40. Перечислите базовые понятия флористического дизайна

Ответ: Цвет, форма, линия, фактура, пропорции, ритм и контраст.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

1. История развития декоративной флористики

2. Этапы развития декоративной флористики

3. Базовые материалы и инструменты флориста

4. Розы как срезочная культура

5. Хризантемы  как срезочная культура

6. Лилии как срезочная культура

7. Альстромерии  как срезочная культура

8. Эустомы  как срезочная культура

9. Гвоздики  как срезочная культура

10. Тюльпаны  как срезочная культура

11. Сезонные срезочные культуры

12. Стаффажные  растения для флористики

13. Принципы флористического дизайна

14. Колористика флористических работ

15. Тренды современной флористики

16. Каркасные техники флористики

17. Свадебная флористика

18. Событийная флористика

19. Ритуальная флористика

 
Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Темы рефератов

Комплект разноуровневых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

 
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет
 
«хорошо»

один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

 
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6