учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучить историю развития биотехнологии и ее перспективах;
- изучить биологические объекты и способах их улучшения;
- изучить методы культивирования биологических объектов в лесном хозяйстве;
- изучить методы выделения и исследования целевых продуктов;
- изучить современные технологии микробиологического производства в лесной отрасли;
- выявить возможности и основные достижения в разных областях применения биотехнологий.
ПКС-5: Умением использовать знания технологических систем, средств и методов при решении профессиональных задач лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов;
ИД-1 ПКС-5 Использовать знания технологических систем, средств и методов при решении профессиональных задач лесовосстановления;
ИД-2 ПКС-5 Определяет необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
- современные подходы к разработке методологического аппарата исследования для решения новых научных задач в области лесной биотехнологии;
- возможности использования живых организмов, культуры клеток и тканей, биологических процессов для решения практических задач в области лесного хозяйства; :
ИД2 - не знает необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - плохо определяет необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - хорошо определяет необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - в полной мере определяет необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
- применять инновационные методы и технологии для решения новых научных задач в области биотехнологии;
- навыками выбора биообъектов и биологических процессов для получения полезных продуктов; :
ИД2 - не умеет определять необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - плохо умеет определять необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - хорошо меет определять необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - в полнйо мере умеет определять необходимость проведения технологических задач при уходе за лесами;
- владеть навыками поиска и выборов методов исследования, обеспечивающих решение новых научных задач в области биотехнологии;
- владеть навыками работы на современном оборудовании для проведения исследований в области биотехнологии; :
ИД2 - не владеет способностью проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - плохо владеет способностью проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - хорошо владеет способностью проведения технологических задач при уходе за лесами;
ИД2 - в полной мере владеет способностью проведения технологических задач при уходе за лесами;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice.
О.А. Матвеева, Е.В. Коновалова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2025. - 154 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=3528 . - Режим доступа: Электронная
библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
- входного контроля
- текущего контроля успеваемости
- промежуточной аттестации.
Входной контроль:
- комплект тестовых заданий.
Текущий контроль:
- комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
- перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии),
- комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (темы письменных работ): темы рефератов, темы презентаций,
- перечень тем презентаций, перечень вопросов для самостоятельного изучения, темы групповых творческих проектов,
Промежуточная аттестация:
- перечень вопросов к зачету с оценкой.
Биотехнологии в лесном хозяйстве
2) охватывает все разделы дисциплины
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС):
Биотехнология как наука и сфера производства и отрасль лесного хозяйства.
Социальная значимость биотехнологии
Современная биотехнология как одно из основных направлений научно-технического прогресса
Биотехнологизация лесного хозяйства
Биотехнология и интенсификация лесного производства
Пути решения проблем экологии и охраны окружающей среды методами биотехнологии
Биотехнология и лесная отрасль.
Макробиообъекты животного происхождения
Биообъекты растительного происхождения
Биообъекты – микроорганизмы
Биообъекты – макромолекулы с ферментативной активностью
Комплексные и синтетические питательные среды
Оптимизация биообъекта, процессов и аппаратов как единого целого в биотехнологическом производстве.
Подготовительные операции при биообъектов макроуровня.
Виды питательных сред
Многоэтапность подготовки посевного материала
Стерилизация субстратов
Общая характеристика биотехнологического процесса.
Подготовка и стерилизация технологического воздуха.
Герметизация и стерилизация оборудования.
Подготовка посевного материала.
Процесс биосинтеза.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ (ТЕСТИРОВАНИЕ):
1 Биотехнология – это…
а) изучение биологической активности лекарственного растительного сырья
б) использование культур клеток, бактерий, животных, растений, обеспечивающих синтез специфических веществ
в) разработка новых лекарственных форм препаратов с помощью живых систем
г) изучение зависимости «структура-эффект» в действии лекарственных средств
д) синтез новых лекарственных препаратов и изучение их свойств
2 Последовательность стадий биотехнологического процесса:
а) обработка целевого продукта, обработка сырья, ферментация и биотрансформация
б) биотрансформация, ферментация, обработка сырья и целевого продукта
в) исходная обработка сырья, ферментация, биотрансформация, конечная обработка целевого продукта
3 В биотехнологии понятию «биообъект» соответствует следующее определение:
а) организм, на котором испытывают новые БАВ
б) организмы, вызывающие микробную контаминацию технологического оборудования
в) фермент, используемый для генно-инженерных процессов
г) организм, продуцирующий БАВ
д) фермент, используемый в лечебных целях
4 Отличительные особенности прокариотической клетки:
а) малый размер
б) наличие ядра
в) наличие субклеточных органелл
г) многослойная клеточная стенка
д) хромосомная ДНК в ядре
а) крупные по размеру многоклеточные структуры, не содержащие органелл
б) небольшие клетки с цитоплазматической ДНК, характеризующиеся отсутствием органелл
в) небольшие клетки, окруженные ригидной клеточной стенкой, характеризующиеся отсутствием органелл и наличи- ем ДНК в цитоплазме
6 Оптимальный температурный режим развития микроорганизмов-мезофилов составляет:
а) 45-90ºС
б) 10-47ºС
в) 37 ºС
г) от -5 до +35 ºС
д) свыше 90ºС
7 Способностью превращать сахар в этанол обладают:
а) Aspergillus oryzae
б) Aspergillus terricola
в) Escherichia coli
г) Bacillus subtitilis
д) Saccharomyces cerevisiae
8 Для получения протопластов из клеток грибов используется:
а) лизоцим
б) трипсин
в) «улиточный фермент»
г) пепсин
9 Химические мутагены:
а) рентгеновские лучи
б) позитроны
в) температурный режим
г) аналоги азотистых оснований
10 Генная инженерия – это …:
а) метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших организмов
б) изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению фе- нотипа биологического объекта, используемого в биотехнологических процессах
в) метод создания рекомбинантных или гибридных ДНК
11 Плазмида – это …:
а) определенный штамм кишечной палочки, используемый для биотехнологических целей б) кольцеобразную молекулу ДНК - внехромосомный элемент генетической информации в) участок цепи РНК, несущий информацию о структуре гена
г) вирус, размножающийся в цитоплазме микробной клетки
д) хромосому, используемую в качестве вектора для введения ДНК в клетки бактерий
12 Отбор трансформированных клеток, содержащих рекомбинантную ДНК (гибридную плазмиду) проводят:
а) тестированием на резистентность к различной температуре
б) тестированием на резистентность к определенным антибиотикам в) по способности окрашиваться гематоксилином
г) по морфологическим признакам д) по скорости роста и размножения
13 Отличительные особенности эукариотической клетки:
а) большой размер
б) отсутствие ядра
в) ригидная клеточная стенка г) отсутствие субклеточных органелл
д) хромосомная ДНК в цитоплазме
14 Эукариоты – это …
а) крупные по размеру многоклеточные структуры, содержащие органеллы и хромосомную ДНК
б) небольшие клетки с хромосомной ДНК, характеризующиеся отсутствием органелл
в) небольшие клетки, окруженные ригидной клеточной стенкой, характеризующиеся отсутствием органелл и наличи- ем хромосомной ДНК
г) небольшие клетки, окруженные мембраной из фосфолипидных и белковых слоев, имеющие ядро с хромосомной ДНК и окруженные мембранами оболочки
15 Термофилы служат источником …
а) генов, кодирующих термостабильные ферменты б) генов, кодирующих термолабильные ферменты
в) материала, применяемого для биодеградации токсичных отходов г) материала для производства биогаза
16 Saccharomyces cerevisiae –это
а) прокариотический аналог E.coli, являющийся моделью для изучения клеток человека
б) эукариотический аналог E.coli, являющийся моделью для изучения клеток человека
17 Мутации – это …:
а) метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших многоклеточных организмов
б) изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению фенотипа биологического объекта, используемого в биотехнологических процессах
в) метод создания рекомбинантных или гибридных ДНК
18 Клеточная инженерия – это …:
а) метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших многоклеточных организмов
б) изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению
в) метод создания рекомбинантных или гибридных ДНК
19 Процесс изготовления генно-инженерных препаратов включает:
а) копирование гена человека, ответственного за синтез необходимого продукта
б) модификацию генетического аппарата больного для увеличения биосинтеза необходимых продуктов
в) внедрение микробной клетки с рекомбинантной ДНК в организм человека
г) культивирование и выделение микробных клеток с рекомбинантными ДНК
д) внедрение человеческого гена в плазмиду микробной клетки
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (ТЕСТИРОВАНИЕ):
Выберите один наиболее правильный ответ.
1. Что такое лесная биотехнология?
а) Использование химических пестицидов в лесном хозяйстве.
б) Применение биологических знаний и технологий для улучшения лесных ресурсов.
в) Простое выращивание деревьев.
г) Изучение древесных пород.
2. Какой из перечисленных методов относится к традиционной селекции?
а) Генная инженерия.
б) Маркер-вспомогательная селекция (MAS).
в) Массовая селекция.
г) Микроклональное размножение.
3. Что такое микроклональное размножение?
а) Размножение растений семенами.
б) Получение генетически идентичных копий растений из небольших частей тканей.
в) Скрещивание различных видов растений.
г) Использование минеральных удобрений.
4. Что такое MAS (Marker-Assisted Selection)?
а) Метод внесения удобрений.
б) Селекция с использованием ДНК-маркеров, связанных с желаемыми признаками.
в) Борьба с вредителями с помощью химикатов.
г) Выращивание растений в гидропонике.
5. Что такое генная инженерия?
а) Процесс селекции лучших экземпляров.
б) Введение новых генов в геном растения.
в) Простое выращивание растений.
г) Подготовка почвы к посадке.
6. Какая из перечисленных «омиксных» технологий изучает гены?
а) Протеомика.
б) Метаболомика.
в) Геномика.
г) Транскриптомика.
7. Какая «омиксная» технология изучает белки?
а) Геномика.
б) Транскриптомика.
в) Протеомика.
г) Метаболомика.
8. Что изучает транскриптомика?
a) Все метаболиты в клетке.
b) Экспрессию генов.
c) Структуру ДНК.
d) Белки клетки.
9. Какой из перечисленных микроорганизмов используется для борьбы с насекомыми?
а) Rhizobium.
б) Bacillus thuringiensis (Bt).
в) Mycorrhiza.
г) Azotobacter.
10. Что такое микоризация?
а) Заражение растений вирусами.
б) Инокуляция корней растений микоризными грибами.
в) Подкормка растений минеральными удобрениями.
г) Обработка растений гербицидами.
11. Что такое биоудобрения?
а) Удобрения, содержащие только азот.
б) Удобрения на основе микроорганизмов, улучшающих питание растений.
в) Удобрения, содержащие только фосфор.
г) Удобрения, содержащие только калий.
12. Что такое биопестициды?
б) Пестициды на основе микроорганизмов, вирусов или природных соединений.
в) Удобрения для растений.
г) Гормоны роста.
13. Какой из перечисленных биопестицидов используется для борьбы с комарами?
а) Bacillus thuringiensis (Bt).
б) Beauveria bassiana.
в) Bacillus sphaericus.
г) Trichoderma spp.
14. Какой гриб используют для борьбы с грибковыми заболеваниями растений?
а) Beauveria bassiana.
б) Metarhizium anisopliae.
в) Trichoderma spp.
г) Bacillus thuringiensis (Bt).
15. Что такое феромоны?
а) Гормоны растений.
б) Удобрения для растений.
в) Химические вещества, используемые насекомыми для коммуникации.
г) Яды для насекомых.
16. Как феромоны используют в лесном хозяйстве?
а) Для стимуляции роста растений.
б) Для мониторинга и контроля популяций вредителей.
в) Для удобрения почвы.
г) Для борьбы с грибковыми заболеваниями.
17. Кто такие энтомофаги?
а) Насекомые, питающиеся растениями.
б) Насекомые, питающиеся другими насекомыми (хищники).
в) Грибы, паразитирующие на насекомых.
г) Бактерии, паразитирующие на растениях.
18. Какое преимущество использования биотехнологических средств защиты леса?
а) Более низкая стоимость.
б) Высокая специфичность и экологическая безопасность.
в) Более высокая эффективность.
г) Независимость от погодных условий.
19. Какой недостаток биотехнологических средств защиты леса?
а) Токсичность для человека.
б) Загрязнение окружающей среды.
в) Более высокая стоимость и меньшая эффективность по сравнению с химическими пестицидами.
г) Неэффективность против вредителей.
20. Какова цель создания ДНК-банков лесных растений?
a) Изучение мутаций в ДНК.
b) Сохранение генетического материала редких и исчезающих видов.
c) Создание новых видов деревьев.
d) Увеличение скорости роста деревьев.
21. Что такое криоконсервация в биотехнологии?
a) Окрашивание клеток для микроскопии.
b) Сохранение клеток и тканей при очень низких температурах.
c) Разведение клеток в питательной среде.
d) Изучение структуры ДНК.
22. Какое применение биодеградации в лесном хозяйстве?
a) Увеличение урожайности лесных ягод.
b) Разложение лесных отходов и загрязнений с помощью микроорганизмов.
c) Улучшение качества древесины.
d) Защита от лесных пожаров.
23. Какую роль играют микоризные грибы в питании деревьев?
a) поглощают солнечный свет для фотосинтеза.
b) улучшают поглощение воды и питательных веществ из почвы.
c) защищают деревья от насекомых-вредителей.
d) производят антибиотики для защиты от болезней.
24. Какие организмы часто используются в качестве агентов биологического контроля вредителей в лесу?
a) только бактерии.
b) только грибы.
c) хищные насекомые и паразитические организмы.
d) только вирусы.
25. Что такое микроклональное размножение (in vitro размножение)?
a) Размножение растений с помощью семян.
b) Получение генетически идентичных копий растений из небольших частей тканей в искусственной среде.
c) Скрещивание различных видов растений.
26. Какой из перечисленных методов относится к традиционным методам селекции в лесном хозяйстве?
a) Генная инженерия.
b) Маркер-вспомогательная селекция (MAS).
c) Массовая селекция.
d) Микроклональное размножение.
27. Возникновение геномики как научной дисциплины стало возможным после:
а) установления структуры ДНК;
б) создания концепции гена;
в) дифференциации регуляторных и структурных участков гена;
г) полного секвенирования генома у ряда организмов.
28. Что такое соматический эмбриогенез?
a) Развитие растения из зиготы.
b) Развитие эмбрионов из соматических (неполовых) клеток.
c) Развитие растения из семян.
d) Развитие растения из корня.
29. Что такое генетическая трансформация растений?
a) Изменение фенотипа растений путем обрезки.
b) Введение новых генов в геном растений для изменения их характеристик.
c) Скрещивание различных видов растений.
d) Улучшение почвы для выращивания растений.
30. Существенность гена у патогенного организма - кодируемый геном продукт необходим:
а) для размножения клетки;
б) для поддержания жизнедеятельности;
в) для инвазии в ткани;
г) для инактивации антимикробного вещества.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (ТЕСТИРОВАНИЕ):
1 Существенность гена у патогенного организма - кодируемый геном продукт необходим:
а) для размножения клетки;
б) для поддержания жизнедеятельности;
в) для инвазии в ткани;
г) для инактивации антимикробного вещества.
2 Гены house keeping у патогенного микроорганизма экспрессируются:
а) в инфицированном организме хозяина
б) всегда
в) только на искусственных питательных средах
г) под влиянием индукторов
3 Протеомика характеризует состояние микробного патогена:
а) по ферментативной активности
б) по скорости роста
в) по экспрессии отдельных белков
г) по нахождению на конкретной стадии ростового цикла
4 Для получения протопластов из клеток грибов используется:
а) лизоцим
б) трипсин
в) «улиточный фермент»
г) пепсин
5 За образованием протопластов из микробных клеток можно следить с помощью методов:
а) вискозиметрии
б) колориметрии
в) фазово-контрастной микроскопии
г) электронной микроскопии
6 Для получения протопластов из бактериальных клеток используется:
а) лизоцим
б) «улиточный фермент»
в) трипсин
г) папаин
7 Объединение геномов клеток разных видов и родов возможно при соматической гибридизации:
а) только в природных условиях;
б) только в искусственных условиях;
в) в природных и искусственных условиях
8 Высокая стабильность протопластов достигается при хранении:
а) на холоду;
б) в гипертонич еской среде;
в) в среде с добавлением антиоксидантов;
г) в анаэробных условиях.
а) способствует их слиянию;
б) предотвращает их слияние;
в) повышает стабильность суспензии;
г) предотвращает микробное заражение.
10 Для протопластирования наиболее подходят суспензионные культуры:
а) в лаг-фазе;
б) в фазе ускоренного роста;
в) в логарифмической фазе;
г) в фазе замедленного роста;
д) в стационарной фазе;
11 Гибридизация протопластов возможна, если клетки исходных растений обладают:
а) половой совместимостью;
б) половой несовместимостью;
в) совместимость не имеет существенного значения.
12 Преимуществами генно-инженерного инсулина являются:
а) высокая активность;
б) меньшая аллергенность;
в) меньшая токсичность;
г) большая стабильность.
13 Преимущества получения видоспецифических для человека белков путем микробиологического синтеза:
а) простота оборудования;
б) экономичность;
в) отсутствие дефицитного сырья;
г) снятие этических проблем.
14 Разработанная технология получения рекомбинантного эритропоэтина основана на экспрессии гена:
а) в клетках бактерий;
б) в клетках дрожжей;
в) в клетках растений;
г) в культуре животных клеток.
15 Особенностью пептидных факторов роста тканей являются:
а) тканевая специфичность;
б) видовая специфичность;
в) образование железами внутренней секреции;
г) образование вне желез внутренней секреции;
16 Преимущество ИФА перед определением инсулина по падению концентрации глюкозы в крови животных:
а) меньшая стоимость анализа;
б) ненужность дефицитных реагентов;
в) легкость освоения;
г) в отсутствии влияния на результаты анализа других белков;
д) продолжительность времени анализа.
17 При оценке качества генно-инженерного инсулина требуется уделять особенно большее внимание тесту на:
а) стерильность;
б) токсичность;
в) аллергенность;
г) пирогенность.
18 Основное преимущество полусинтетических производных эритромицина - азитро-, рокситро-, кларитро- мицина перед природным антибиотиком обусловлено:
а) меньшей токсичностью;
б) бактерицидностью;
в) активностью против внутриклеточно локализованных паразитов;
г) действием на грибы.
19 Антибиотики с самопромотированным проникновением в клетку патогена:
а) бета-лактамы;
б) аминогликозиды;
в) макролиды;
г) гликопептиды.
20 Появление множественной резистентности опухолей к противоопухолевым агентам обусловлено:
а) непроницаемостью мембраны;
б) ферментативной инактивацией;
в) уменьшением сродства внутриклеточных мишеней;
г) активным выбросом.
21 Практическое значение полусинтетического аминогликозида амикацина обусловлено:
а) активностью против анаэробных патогенов;
б) отсутствием нефротоксичности;
в) устойчивостью к защитным ферментам у бактерий, инактивирующим другие аминогликозиды;
г) активностью против патогенных грибов.
22 Действие полиенов - нистатина и амфотерицина В на грибы, но не на бактерии объясняется:
б) наличием митохондрий;
в) наличием хитина в клеточной стенке;
г) наличием эргостерина в мембране.
23 Фунгицидность полиенов нистатина и амфотерицина В обусловлена:
а) взаимодействием с ДНК;
б) активацией литических ферментов;
в) формированием в мембране водных каналов и потерей клеткой низкомолекулярных метаболитов и неорганических ионов;
г) подавлением систем электронного транспорта.
24 Защита продуцентов аминогликозидов от собственного антибиотика:
а) низкое сродство рибосом;
б) активный выброс;
в) временная ферментативная инактивация;
г) компартментация.
25 Сигнальная трансдукция:
а) передача сигнала от клеточной мембраны на геном;
б) инициация белкового синтеза;
в) постгрансляционные изменения белка;
г) выделение литических ферментов.
26 Из вторичных метаболитов микроорганизмов ингибитором сигнальной трансдукции является:
а) стрептомицин;
б) нистатин;
в) циклоспорин А;
г) эритромицин.
27 Трансферазы осуществляют:
а) катализ окислительно-восстановительных реакций;
б) перенос функциональных групп на молекулу воды;
в) катализ реакций присоединения по двойным связям;
г) катализ реакций переноса функциональных групп на субстрат.
28 Цефалоспорин четвертого поколения устойчивый к бета-лактамазам грамотрицательных бактерий:
а) цефалексин;
б) цефазолин;
в) цефпиром;
г) цефаклор.
29 Цефалоспорин четвертого поколения устойчивый к бета-лактамазам грамположительных бактерий:
а) цефазолин;
б) цефтриаксон;
в) цефалоридин;
г) цефепим.
30 Пенициллинацилаза используется:
а) при проверке заводских серий пенициллина нa стерильность;
б) при оценке эффективности пенициллиновых структур против резистентных бактерий; в) при получении полусинтетических пенициллинов;
г) при снятии аллергических реакций на пенициллин.
31 Пенициллинацилаза катализирует:
а) расщепление беталактамного кольца;
б) расщепление тиазолидинового кольца;
в) отщепление бокового радикала при С-б;
г) деметилирование тиазолидинового кольца.
32 Моноклональные антитела получают в производстве:
а) при фракционировании антител организмов;
б) фракционированием лимфоцитов;
в) с помощью гибридом;
г) химическим синтезом.
33 Мишенью для физических и химических мутагенов в клетке биообъектов являются:
а) ДНК;
б) ДНК-полимераза;
в) РНК-полимераза;
г) рибосома;
д) информационная РНК.
34 Активный ил, применяемый при очистке стоков биотехнологических производств — это:
а) сорбент;
б) смесь сорбентов;
в) смесь микроорганизмов, полученных генно-инженерными методами;
г) природный комплекс микроорганизмов.
35 При очистке промышленных стоков в «часы пик» применяют штаммы-деструкторы:
а) природные микроорганизмы;
в) стабильные генно-инженерные штаммы;
г) не стабильные генно-инженерные штаммы.
36 Функцией феромонов является:
а) антимикробная активность;
б) противовирусная активность;
в) изменение поведения организма, имеющего специфический рецептор;
г) терморегулирующая активность;
д) противоопухолевая активность.
37 Биосинтез антибиотиков, используемых как лекарственные вещества, усиливается и наступает раньше на средах:
а) богатых источниками азота;
б) богатых источниками углерода;
в) богатых источниками фосфора;
г) бедных питательными веществами.
38 Регулируемая ферментация в процессе биосинтеза достигается при способе:
а) периодическом;
б) непрерывном;
в) отъемно-доливном;
г) полупериодическом.
39 Предшественник пенициллина, резко повысивший его выход при добавлении в среду:
а) бета-диметилцистеин;
б) валин;
в) фенилуксусная кислота;
г) альфа-аминоадипиновая кислота.
40 Предшественник при биосинтезе пенициллина добавляют:
а) в начале ферментации;
б) на вторые-третьи сутки после начала ферментации;
в) каждые сутки в течение 5-суточного процесса.
41 Технологический воздух для биотехнологического производства стерилизуют:
а) нагреванием;
б) фильтрованием;
в) облучением.
42 Борьба с фаговой инфекцией в цехах ферментации антибиотической промышленности наиболее рациональна путем:
а) ужесточения контроля за стерилизацией технологического воздуха;
б) ужесточения контроля за стерилизацией питательной среды;
в) получения и использования фагоустойчивых штаммов биообъекта;
г) ужесточения контроля за стерилизацией оборудования.
43 Преимущество растительного сырья, получаемого при выращивании культур клеток перед сырьем, получаемым из плантационных или дикорастущих растений:
а) большая концентрация целевого продукта;
б) меньшая стоимость;
в) стандартность;
г) более простое извлечение целевого продукта.
44 Ауксины – термин, под которым объединяются специфические стимуляторы роста:
а) растительных тканей;
б) актиномицетов;
в) животных тканей;
г) эубактерий.
45 Антибиотикотолерантность патогена обусловлена:
а) разрушением антибиотика;
б) активным выбросом;
в) низким содержанием автолизинов;
г) отсутствием мишени для антибиотика.
46 Способы введения клонированных генов в соматические клетки:
а) микроинъекции
б) с помощью химических реагентов, изменяющих проницаемость мембран
в) с помощью липосом, «теней» эритроцитов
г) экстракорпоральной обработкой хромосом бактериальной клетки
д) инфекцией клетки рекомбинантными вирусами
47 Инженерная энзимология:
а) метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших организмов
б) изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению фенотипа биологического объекта, используемого в биотехнологических процессах
в) метод создания рекомбинантных или гибридных ДНК
г) биотехнологические процессы с использованием каталитического действия ферментов, выделенных из состава биологических систем или находящихся внутри клеток, искусственно лишенных способности расти.
48 Для производства ферментов в настоящее время используется метод промышленного культивирования микроорганизмов:
б) глубинное культивирование
49 Химический метод иммобилизации ферментов:
а) образование ковалентных связей между носителем и ферментом
б) включение фермента в микрокапсулы
в) включение фермента в полимерные гели
г) включение фермента в волокна полимера
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) (ЭКЗАМЕН):
Лесная биотехнология
Объекты лесной биотехнологии
История развития биотехнологии в лесном хозяйстве
Объекты биотехнологии в лесном хозяйстве
Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений
Биотехнология микроклонального размножения особей
Банк in vitro и криоконсервация
Культивирование растительного материала in vitro
Биологические средства защиты леса
Биотехнологическая лаборатория: организация, оборудование, правила работы
Разнообразие и приготовление питательных сред
Гормональная регуляция в культуре клеток и тканей «in vitro»
Типы эксплантов: способы получения и методы стерилизации
Методы стерилизации оборудования, питательных сред и растительных объектов при проведении работ с культурой изолированных клеток и тканей растений
Генетический банк растительного материала in vitro
Типы питательных сред и обзор их составов
Выделение апикальных меристем
Выделение клеток, их групп и тканей
Методы биотехнологии
Методы лесной биотехнологии
Микроклональное размножение растений in vitro
Биология клеток растений in vitro
Генная инженерия бактерий
Генная инженерия растений
Биотехнология древесных растений
Клеточная селекция растений
Методы селекции и генерации растений
Получение трансгенных древесных растений
Инструменты генной инженерии древесных растений
Микроклональное размножение растений in vitro
Микрочеренкование
Получение каллусной ткани
Методы биотехнологии в лесном хозяйстве
Клональное микроразмножение хвойных культур
Культура изолированных клеток и тканей в селекции растений
Криоконсервация – передовая технология сохранения генетических ресурсов лесных растений
Основные принципы культивирования растительного материала in vitro
Каллусогенез в культуре растительных клеток и тканей
Суспензионные культуры
Пестициды и биологические средства от вредных организмов
Микробиотехнология в защите растений от вредителей и болезней
Молекулярные основы и некоторые механизмы взаимоотношений между растениями и фитопатогенными грибами
1. Основные этапы становления и развития биотехнологии.
3. Элементы, слагающие лесную биотехнологию.
4. Характеристика субстратов и сред, применяемых в лесной биотехнологии.
5. Типы биотехнологических агентов.
6. Основные стадии биотехнологического процесса.
7. Теоретические и практические аспекты метода культуры изолированных клеток, тканей и органов растений.
8. Биоинженерия: задачи и биотехнологическая специфика.
9. Биотрансформация. Первичные и вторичные метаболиты растений, их значение для растительной клетки.
10. Критерии оценки эффективности биотехнологических процессов.
11. Характеристика продуктов промышленной микробиологии.
12. Белок одноклеточных, критерии оценки биологической эффективности.
13. Биотехнологическое получение аминокислот.
14. Аукстрофные и регуляторные мутанты.
15. Биосинтез антибиотиков.
16. Характеристика и области применения антибиотиков.
17. Получение и применение органических кислот.
18. Вторичная дифференцировка каллусной ткани. Основные типы вторичной дифференцировки.
19. Инженерная энзимология: задачи и возможности.
20. Промышленные процессы на основе иммобилизованных ферментов.
21. Биоэлектрокатализ.
22. Иммобилизованные ферменты.
23. Биосинтез ферментов.
24. Ферментные сенсоры.
25. Биореакторы. Типы биореакторов.
26. Химико-ферментный синтез генов.
27. Техника получения рекомбинантных ДНК.
28. Методы передачи генетической информации In vitro.
29. Технология получения рекомбинантного инсулина.
30. Генетическое конструирование in vivo.
31. Гибридомная техника.
32. Трансгенные растения.
33. Микроклональное размножение растений.
34. Биоинсектициды.
35. Биогербициды.
36. Деградативные плазмиды и биологическая деградация ксенобиотиков.
37. Биологические удобрения.
38. Характеристика активного ила очистных сооружений.
39. Биологические методы очистки газовоздушных выбросов.
40. Перспективы развития лесной биотехнологии, необходимость международного сотрудничества.
41. Стратегия предотвращения потенциального риска лесной биотехнологии.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п