учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5, 6
- ;
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Задачи: дать обучающимся основные теоретические и практические навыки в сфере зеленого строительства с использованием древесных насаждений; углубить знания в области практического садоводства; обучить методике планирования и организации зеленого строительства с использованием древесно–кустарниковых насаждений; структурировать информацию о технике зеленого строительства.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
ИД-2. Не знает и не понимает основные законы математических и естественных наук, необходимые для решения стандартных задач в области садоводства.
ИД-3. Не знает и не понимает способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области садоводства.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства.
ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении задач садоводства.
ИД-2. Знает и понимает основные законы математических и естественных наук, но допускает неточности в их использовании при решении стандартных задач.
ИД-3. Знает и понимает способы применения информационно-коммуникационных технологий, но допускает неточности при их использовании в области садоводства.
ИД-2. В полной мере знает и понимает основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства.
ИД-3. В полной мере знает и понимает способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области садоводства.
ИД-2. Не умеет решать стандартные задачи в области садоводства на основе математических и естественно-научных знаний.
ИД-3. Не умеет применять информационно-коммуникационные технологии в решении задач в области садоводства.
ИД-2. Не в полной мере умеет применять математические и естественно-научные знания при решении стандартных задач в садоводстве.
ИД-3. Не в полной мере умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при решении задач.
ИД-2. Умеет применять математические и естественно-научные знания, но допускает неточности при их использовании в профессиональной деятельности.
ИД-3. Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии в решении задач садоводства, но допускает ошибки при обработке данных.
ИД-2. В полной мере умеет применять математические и естественно-научные знания для решения стандартных задач в садоводстве.
ИД-3. В полной мере умеет использовать информационно-коммуникационные технологии в решении задач в области садоводства.
ИД-2. Не владеет навыками решения стандартных задач в области садоводства.
ИД-3. Не владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками решения стандартных задач в садоводстве.
ИД-3. Не в полной мере владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий.
ИД-2. Владеет навыками решения стандартных задач, но допускает неточности при интерпретации результатов.
ИД-3. Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий, но допускает неточности при обработке данных.
ИД-2. В полной мере владеет навыками решения стандартных задач в области садоводства.
ИД-3. В полной мере владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в решении задач садоводства.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Виды цветочного оформления. Внутригородские
зеленые насаждения. Пригородные зеленые насаждения.
зеленых насаждений. Внутригородские зеленые насаждения. Пригородные зеленые насаждения.
Архитектурно-планировочная и ландшафная организация объектов и элементов садовопаркового строительства. Способы группировки зеленых насаждений. Основы пространственной композиции садовопарковых ансамблей. Особенности архитектурно-художественного оформления. Нормы озеленения. Благоустройство и озеленение. Устройство газонов. Классификация и назначения газонов.
Размножение декоративных древесных растений.
Городские парки и сады. Специализированные
парки и сады. Сады в жилой застройке.
Декоративные качества древесных растений.
Систематика и характеристика покрытосеменных древесных растений. Размножение декоративных древесных растений. Исторические этапы развития ландшафтной архитектуры. Садово-парковое искусство России XVI-XIX веков. Теория ландшафтного искусства и объекты ландшафтного проектирования. Городские парки и сады. Специализированные парки и сады. Сады в жилой застройке. Курсовой проект
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Что такое парк и какие разновидности парков существуют? (ОПК – 1)
2. Что такое сад и какие виды садов существуют? (ОПК – 1)
3. Что такое сквер и бульвар и какие их разновидности бывают? (ОПК – 1)
4. Что вкладывается в понятия лесопарковый пояс, ботанический сад дендрарий и в чем состоят их различия? (ОПК – 1)
5. Что такое композиция, элемент композиции, нюанс и контраст? (ОПК – 1)
6. Что такое аллея, альтанка, беседка и какие разновидности этих элементов композиции существуют? (ОПК – 1)
7. Охарактеризуйте террасу, перголу, партер и клумбу. (ОПК – 1)
8. Охарактеризуйте бордюр, живую изгородь, живую стену и боскет и для чего они используются в зеленых насаждениях? (ОПК – 1)
9. Что такое группа, солитер, зеленый театр и лабиринт? Разновидности групп. (ОПК – 1)
10. Что такое амфитеатр, рокарий, опушка и розарий? (ОПК – 1)
11. Что такое альпинарий, оранжерея, куртина и парковый массив? (ОПК – 1)
12. Охарактеризуйте зеленые насаждения ограниченного пользования; для чего и кого они предназначены? (ОПК – 1)
13. Что такое система защитных насаждений и какие структурные элементы она включает? (ОПК – 1)
14. Что такое зеленое насаждение и что необходимо учитывать при его создании с целью обеспечения долговечности и высокой декоративности? (ОПК – 1)
15. Генетические, физиологические, биотрофные взаимовлияния в зеленых насаждениях и их роль в жизни растений. (ОПК – 1)
16. Аллелопатические (биохимические), механические и биофизические взаимовлияния в зеленых насаждениях и как они должны учитываться при конструировании зеленых насаждений? (ОПК – 1)
17. Роль температурного режима в жизни зеленых насаждений и как они стабилизируют температурный режим почвы и воздуха в приземной зоне? (ОПК – 1)
18. Роль света в жизни зеленых насаждений и как учитывается разное отношение к освещенности разных пород при конструировании озеленительных посадок? (ОПК – 1)
19. Роль водного режима для роста и развития растений зеленых насаждений. Что такое некорневое питание и
20. Взаимоотношения зеленых насаждений с воздушными массами. (ОПК – 1)
21. Роль почвенных условий в жизни декоратвных растений. (ОПК – 1)
22. Влияние рельефа на рост и развитие растений зеленых насаждений и как он учитывается при выборе земельных участков под закладку питомников декоративных культур? (ОПК – 1)
23. Роль зоогенных и антропогенных факторов в жизни зеленых насаждений. (ОПК – 1)
24. Формы существования древесных растений и их размеры. (ОПК – 1)
25. Быстрота роста и долговечность древесных растений. (ОПК – 1)
26. Основные признаки, определяющие декоративность и форму крон древесных растений. (ОПК – 1)
27. Плотность и поверхность кроны древесных растений. (ОПК – 1)
28. Охарактеризуйте формовое разнообразие листьев и его роль в формировании декоративных признаков древесных растений. (ОПК – 1)
29. По каким признакам листьев выделяются разновидности (формы) древесных растений? (ОПК – 1)
30. Величина, фактура и листовая мозаика листьев древесных пород. (ОПК – 1)
31. Окраска листьев древесных растений. Сезонное и формовое варьирование окраски листьев. (ОПК – 1)
32. Цветная окраска листьев у разновидностей форм древесных растений. (ОПК – 1)
33. Форма и окраска цветков древесных растений и их влияние на декоративные свойства. (ОПК – 1)
34. Запах цветков древесных растений, сроки и продолжительность цветения. (ОПК – 1; ПКС – 3; ПКС – 5)
35. Декоративные качества плодов (по размерам, форме, основной и покровной окраске) и ствола (по форме, характеру поверхности коры, её окраске) древесных растений. (ОПК – 1)
36. Деревья и кустарники с колючками и шипами и особенности их использования в зеленом строительстве. (ОПК – 1)
37. Вьющиеся древесные растения (лианы) и для каких элементов композиции зеленых насаждений они используются? (ОПК – 1)
38. Основной, дополнительный и ограниченный ассортимент древесных растений для зеленого строительства и его районирование. (ОПК – 1)
39. Назначение питомников декоративных древесных пород и их виды. (ОПК – 1)
40. Задачи современных декоративных питомников и их структура. (ОПК – 1)
41. Местоположение и организация территории декоратвного питомника. (ОПК – 1)
42. Мелиорация и планировка территории питомника. (ОПК – 1)
43. Удобрение и обработка почвы в питомниках. (ОПК – 1)
44. Понятие о севообороте и культурообороте. Их роль в сохранении почвенного плодородия и повышении продуктивности питомников. (ОПК – 1)
45. Составление севооборотов в декоративных древесных питомниках. (ОПК – 1)
46. Назначение и структура маточного хозяйств. (ОПК – 1)
47. Плантация отводковая и маточников для получения черенков. (ОПК – 1)
48. Способы размножения декоративных пород. (ОПК – 1)
49. Плодоношение и сбор семян. (ОПК – 1)
50. Хранение семян. (ОПК – 1)
51. Определение качества семян. (ОПК – 1)
52. Подготовка семян к посеву. (ОПК – 1)
53. Посев семян (норма, глубина, сроки, схемы). (ОПК – 1)
54. Уход за посевами и всходами. (ОПК – 1)
55. Семенное размножение в закрытом и открытом грунте. (ОПК – 1)
56. Выкопка, сортировка, транспортировка и хранение сеянцев. (ОПК – 1)
57. Вегетативное размножение отводками, корневыми отпрысками, делением кустов, одревесневшими и зелеными черенками и др. (ОПК – 1)
58. Вегетативное размножение с использованием разных способов прививки.(ОПК – 1)
59. Цели формирования кроны. (ОПК – 1)
60. Обоснование необходимости выращивания саженцев декоративных древесных видов в разных школах. (ОПК – 1)
61. Группировка растений по срокам выращивания и формирование надземной части кустарников. (ОПК – 1)
62. Формирование надземной части деревьев (штамба и кроны). (ОПК – 1)
63. Формирование надземной части привитых форм. (ОПК – 1)
64. Агротехника выращивания в школах различных групп декоративных пород. (ОПК – 1)
65. Цели и задачи обрезки и формирования растений в зеленых насаждениях. (ОПК – 1)
66. Особенности обрезки древесных видов и формирования кустарников. (ОПК – 1)
Перечень вопросов к зачету.
1. Предмет «Декоративное садоводство». Цели, задачи, проблемы. (ОПК – 1)
2. Краткая история развития садово-паркового искусства. (ОПК – 1)
3. Стили садово-паркового искусства. (ОПК – 1)
4. Жизненные формы декоративных растений. (ОПК – 1)
5. Основные экологические факторы и отношение к ним декоративных растений. (ПКС – 5)
6. Морозо- и зимостойкость декоративных растений. (ОПК – 1)
7. Засухоустойчивость декоративных растений. (ОПК – 1)
8. Газоустойчивость декоративных растений. (ОПК – 1)
9. Классификация зеленых насаждений. (ОПК – 1)
11. Композиция одностороннего обзора из древесных растений. (ОПК – 1)
12. Характеристика зеленых насаждений общего пользования. (ОПК – 1)
13. Характеристика зеленых насаждений ограниченного пользования. (ОПК – 1)
14. Характеристика насаждений специального назначения. (ОПК – 1)
15. Принципы подбора декоративных растений для объектов озеленения. (ОПК – 1)
16. Способы размножения декоративных древесных пород. (ОПК – 1)
17. Главные декоративные качества древесных растений. (ОПК – 1)
18. Ассортимент хвойных пород для объектов озеленения. (ОПК – 1)
19. Ассортимент лиственных пород для объектов озеленения. (ОПК – 1)
20. Ассортимент декоративных растений для создания живых изгородей.(ОПК – 1)
21. Ассортимент лиан для объектов озеленения. (ОПК – 1)
22. Способы формирования декоративных древесных пород при выращивании саженцев. (ОПК – 1)
23. Сроки и способы посадки декоративных древесных пород в городские насаждения. (ОПК – 1)
24. Способы формирования древесных пород на объектах озеленения. (ОПК – 1)
25. Долговечность насаждений в условиях урбанизированных территорий. (ОПК – 1)26. Классификация декоративных древесных пород по высоте. (ОПК – 1)
27. Классификация декоративных древесных пород по быстроте роста. (ОПК – 1)
28. Оценка декоративности деревьев и кустарников в зависимости от сезонной и возрастной изменчивости. (ОПК – 1)
29. Технология ухода за декоративными древесными породами в городских насаждениях. (ОПК – 1)
30. Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)
31. Виды садовых земель. (ОПК – 1)
32. Способы вегетативного размножения цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)
33. Производственно-биологическая классификация цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)
34. Характеристика однолетних цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)
35. Характеристика двулетних цветочных растений. (ОПК – 1)
36. Характеристика многолетних цветочных и декоративно-лиственных растений, не зимующих в открытом грунте. (ОПК – 1)
37. Характеристика многолетних цветочных и декоративно-лиственных растений, зимующих в открытом грунте. (ОПК – 1)
38. Виды корневищных цветочных многолетников, их характеристика, использование. (ОПК – 1)
39. Виды луковичных и клубнелуковичных цветочных растений, их характеристика, использование. (ОПК – 1)
40. Виды почвопокровных цветочных и декоративно-лиственных растений, их характеристика, использование. (ОПК – 1)
41. Виды вьющихся и лазающих растений, их характеристика, использование. (ОПК – 1)
42. Розы: группы, пригодные для выращивания в условиях Дальнего Востока и особенности их выращивания. (ОПК – 1)
43. Типы цветников классического стиля, ассортимент растений для их оформления. (ОПК – 1)
44. Типы цветников ландшафтного стиля, ассортимент растений для их оформления. (ОПК – 1)
45. Типы газонов, способы создания газонов. (ОПК – 1)
46. Сезонный уход за газонами разных типов. (ОПК – 1)
47. Правила подбора растений для цветников. (ОПК – 1)
48. Ассортимент декоративных растений для вертикального озеленения. (ОПК – 1)
Перечень примерных тем курсовых проектов
1. Проектирование цветника
2. Выращивание рассады однолетних цветочных культур
3. Выращивание рассады двулетних цветочных культур
4. Агротехника выращивания многолетних цветочных культур
5. Агротехника выращивания однолетних цветочных культур
6. Агротехника выращивания газонов
7. Агротехника выращивания кустарниковых культур
8. Агротехника выращивания древесных культур
9. Благоустройство и озеленения территории средней школы города Улан-Удэ на площади 1,4 га
10. Благоустройство и озеленения территории детского сада города Улан-Удэ на площади 0,8 га
11. Благоустройство и озеленения территории академии города Улан-Удэ на площади 1,2 га.
1. Технология выгонки луковичных цветов
2. Плодовые культуры мира в декоративном садоводстве
3. Интродукция растений в садово-парковом и ландшафтном строительстве
4. Особенности учета затрат в декоративном садоводстве
5. Зимостойкость отдельных садовых культур
6. Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве
7. Изучение интродуцированных сортов пиона травянистого
8. Технологии производства посадочного материала в контейнерах.
9. Пихта.
10. Газоны.
12. Факторы внешней среды, их влияние на рост и развитие декоративных растений
13. Классификация декоративных насаждений.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема: Биология развития и жизненные формы древесных растений
1. Архитектоника и декоративные свойства древесных растений.
2. Сезонная и ростовая декоративная динамика растений.
3. Обрезка и формирование крон декоративных растений.
4. Топиарное искусство.
5. Искусственные формы крон и способы их формирования.
6. Основные виды хвойных и вечнозелёных деревьев и кустарников, используемые в зеленом строительстве.
7. Ветроустойчивость растений.
8. Ядовитые растения в озеленении.
9. Основные виды лиственных деревьев и кустарников, используемые в зелёном строительстве.
10. Сезонная декоративность листопадных растений.
11. Устойчивость растений в городских условиях.
12. Садовые декоративные лианы.
Темы групповых творческих проектов
Групповые творческие задания (проекты):
1. Проектирование бордюрных, низких живых изгородей и живых стен.
2. Проектирование бордюрных, средних живых изгородей и живых стен
3. Проектирование бордюрных, высоких живых изгородей и живых стен
Необходимо разработать проекты на разбивку бордюрных, низких, средних, высоких живых изгородей и живых стен. Длина живой изгороди – 25 м погонных. Ориентация по сторонам света – с северо-запада на юго-восток. Расстояние между растениями при посадке принять: для бордюрных и низких изгородей 0,3-0,5 м, для средних – 0,6-0,8 м, для высоких – 0,6-1,0 м, для живых стен – 1,5-3,0 м. Для этого нужно подобрать декоративные древесные и кустарниковые растения для каждого типа живой изгороди, подходящие по экологическим факторам, высоте, форме кроны, типу ветвления, облиственности, форме и окраске листьев, возрастной и сезонной изменчивости. На листе бумаги необходимо спроектировать размещение растений с разбивкой и указанием размеров. Работу нужно оформить в ручной графике в масштабе 1:100. Количество растений для живой изгороди можно определить по формуле: планируемую длину изгороди в метрах разделить на расстояние между растениями при посадке в метрах и прибавить одно (крайнее) растение. В результате необходимо определить и изобразить графически:
1. Количество растений для всех типов изгородей по формуле (см. выше).
2. Поперечный профиль и ширину основания живой изгороди, исходя из освещённости и применяя «золотое сечение», указать размеры.
3. Продольный профиль с размерами.
4. Финансовые затраты на посадочный материал.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п