2024-2025_b350305_о_4_plx_plx_Декоративное садоводство
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.05 Садоводство

Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика

Дисциплины (модуля)
Б1.О.28 Декоративное садоводство
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен, Курсовой проект
Объём дисциплины в З.Е.
7
Продолжительность в часах/неделях
252/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5, 6

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
32
36
68
Практические занятия
32
36
68
Контактная работа
64
72
136
Сам. работа
80
18
98
Итого
252
 
Программу составил(и):
 
отсутсвует, старший преподаватель Чирипов Амгалан Вадимович _________________
 
 
Декоративное садоводство
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 737);

- ;

 
b350305_о_4.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного ученным советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
, , 
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является знакомство обучающихся с основным и дополнительным ассортиментом древесно-кустарниковых и цветочных растений, формирование и закрепление у обучающихся основ комбинирования древесно-кустарниковых групп и цветочных композиций, с учетом их роста и развития.

Задачи: дать обучающимся основные теоретические и практические навыки в сфере зеленого строительства с использованием древесных насаждений; углубить знания в области практического садоводства; обучить методике планирования и организации зеленого строительства с использованием древесно–кустарниковых насаждений; структурировать информацию о технике зеленого строительства.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Информатика 
1
1 семестр
 
Агрохимия 
2
4 семестр
 
Учебная практика 
3
4 семестр
 
Ознакомительная практика 
4
4 семестр
 
Математика и математическая статистика 
5
2 семестр
 
Сельскохозяйственная экология 
6
4 семестр
 
Ботаника 
7
2 семестр
 
Агрометеорология 
8
2 семестр
 
Лекарственные и эфиромасличные растения 
9
3 семестр
 
Основы научных исследований в садоводстве 
10
3 семестр
 
Химия 
11
2 семестр
 
Физиология и биохимия растений 
12
3 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Виноградарство с основами переработки винограда 
2
7 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;

 
Знать и понимать  основные законы математических и естественных научных, а также общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда; основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства; способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области садоводства; требования  произрастания садовых культур (сортов); требования садовых культур к почвам; районированные сорта; технологию возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда; технологию возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает основные законы математических, естественных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.

ИД-2. Не знает и не понимает основные законы математических и естественных наук, необходимые для решения стандартных задач в области садоводства.

ИД-3. Не знает и не понимает способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области садоводства.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне основные законы математических, естественных и общепрофессиональных дисциплин, но не может полноценно применять их при решении типовых задач.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства.

ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении задач садоводства.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает основные законы математических, естественных и общепрофессиональных дисциплин, но допускает неточности при их применении.

ИД-2. Знает и понимает основные законы математических и естественных наук, но допускает неточности в их использовании при решении стандартных задач.

ИД-3. Знает и понимает способы применения информационно-коммуникационных технологий, но допускает неточности при их использовании в области садоводства.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере знает и понимает основные законы математических, естественных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области садоводства.

ИД-2. В полной мере знает и понимает основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области садоводства.

ИД-3. В полной мере знает и понимает способы применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области садоводства.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  решать типовые задачи при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда; решать стандартные задачи в области садоводства; применять информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области садоводства; определять  соответствие условий произрастания садовых культур (сортов); определять свойства почвы; пользоваться реестром районированных сортов; искать информацию о технологиях возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда; выделять наиболее перспективные технологии возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда для конкретных условий хозяйствования; пользоваться специальными программами и базами данных при разработке технологий возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.:
 
ИД-1. Не умеет решать типовые задачи при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.

ИД-2. Не умеет решать стандартные задачи в области садоводства на основе математических и естественно-научных знаний.

ИД-3. Не умеет применять информационно-коммуникационные технологии в решении задач в области садоводства.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет решать типовые задачи при возделывании сельскохозяйственных культур, допускает ошибки в расчетах.

ИД-2. Не в полной мере умеет применять математические и естественно-научные знания при решении стандартных задач в садоводстве.

ИД-3. Не в полной мере умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при решении задач.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет решать типовые задачи в садоводстве, но допускает неточности при расчетах и анализе данных.

ИД-2. Умеет применять математические и естественно-научные знания, но допускает неточности при их использовании в профессиональной деятельности.

ИД-3. Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии в решении задач садоводства, но допускает ошибки при обработке данных.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет решать типовые задачи при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.

ИД-2. В полной мере умеет применять математические и естественно-научные знания для решения стандартных задач в садоводстве.

ИД-3. В полной мере умеет использовать информационно-коммуникационные технологии в решении задач в области садоводства.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда; навыками решения стандартных задач в области садоводства;  навыками использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области садоводства; навыками выбора необходимых сортов  для произрастания в соответствии условиям; навыками определения соответствий свойств почвы требованиям садовых культур (сортов); навыками поиска сортов в реестре районированных сортов; навыками анализа информации о технологиях возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда; навыками анализа информации о технологии возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда для конкретных условий хозяйствования; навыками использования специальных программ и баз данных при разработке технологий возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.:
 
ИД-1. Не владеет навыками решения типовых задач при возделывании сельскохозяйственных культур.

ИД-2. Не владеет навыками решения стандартных задач в области садоводства.

ИД-3. Не владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками решения типовых задач, допускает ошибки в расчетах и применении формул.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками решения стандартных задач в садоводстве.

ИД-3. Не в полной мере владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками решения типовых задач, но допускает неточности при выполнении расчетов.

ИД-2. Владеет навыками решения стандартных задач, но допускает неточности при интерпретации результатов.

ИД-3. Владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий, но допускает неточности при обработке данных.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда.

ИД-2. В полной мере владеет навыками решения стандартных задач в области садоводства.

ИД-3. В полной мере владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий в решении задач садоводства.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Перечень вопросов к зачету; Перечень вопросов к экзамену; Темы рефератов; Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов; Темы групповых творческих проектов; Перечень тем курсовых проектов

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Общие вопросы декоративного садоводства
 
1.1
Биологические основы цветоводства. Классификация и происхождение цветочных растений. Значение зеленых насаждений. Система зеленых насаждений. Архитектурно-планировочная и ландшафтная организация объектов и элементов садово-паркового строительства.

55
8
ОПК-1
4
Лекция-визуализация 
Лек
 
1.2
Основы пространственной композиции садово-парковых ансамблей. Нормы озеленения. Благоустройство и озеленение

55
8
ОПК-1
4
Лекция-визуализация 
Лек
 
1.3
Растения открытого и защищенного грунта.  

Виды цветочного оформления. Внутригородские

зеленые насаждения. Пригородные зеленые насаждения.

55
8
ОПК-1
Пр
 
1.4
Способы группировки зеленых насаждений. Особенности архитектурно-художественного оформления. Устройство газонов. Классификация и назначения газонов.

55
8
ОПК-1
Пр
 
1.5
Биологические основы цветоводства. Классификация и происхождение цветочных растений. Растения открытого и защищенного грунта. Виды цветочного оформления. Значение зеленых насаждений. Система

зеленых насаждений.  Внутригородские зеленые насаждения. Пригородные зеленые насаждения.

Архитектурно-планировочная и ландшафная организация объектов и элементов садовопаркового строительства.  Способы группировки зеленых насаждений. Основы пространственной композиции садовопарковых ансамблей. Особенности архитектурно-художественного оформления. Нормы озеленения. Благоустройство и озеленение. Устройство газонов. Классификация и назначения газонов.

55
40
Ср
 
Раздел 2. Декоративное древоводство с основами дендрологии и ландшафтное проектирование. Садово-парковое искусство.
 
2.1
Биология развития и жизненные формы древесных растений. Систематика и характеристика голосеменных древесных растений.

55
8
ОПК-1
4
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Систематика и характеристика покрытосеменных древесных растений. Исторические этапы развития ландшафтной архитектуры. Теория ландшафтного искусства и объекты ландшафтного проектирования.

55
8
ОПК-1
4
Лекция-визуализация
Лек
 
2.3
Ассортимент декоративных древесных растений для озеленения. Декоративные качества древесных растений

Размножение декоративных древесных растений.

55
8
ОПК-1
Пр
 
2.4
Садово-парковое искусство России XVI-XIX веков.

Городские парки и сады. Специализированные

парки и сады. Сады в жилой застройке.

55
8
ОПК-1
Пр
 
2.5
Биология развития и жизненные формы древесных растений. Ассортимент декоративных древесных растений для озеленения. Систематика и характеристика голосеменных древесных растений.

Декоративные качества древесных растений.

Систематика и характеристика покрытосеменных древесных растений. Размножение декоративных древесных растений. Исторические этапы развития ландшафтной архитектуры. Садово-парковое искусство России XVI-XIX веков. Теория ландшафтного искусства и объекты ландшафтного проектирования. Городские парки и сады. Специализированные парки и сады. Сады в жилой застройке. Курсовой проект

55
40
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Манханов А. Д., Чирипов А. В. Декоративное садоводство [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 86 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00291 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративное садоводство для любителей и профессионалов:Деревья и кустарники. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 560
Л2.1
 
Агафонов Н. В., Мамонтов Е. В. Декоративное садоводство:Учебник для вузов. - М.: КолосС, 2003. - 320
Л2.2
 
Ковешников А. И., Ширяева Н. А. Декоративное садоводство. Основы топиарного искусства:Допущено УМО вузов РФ по образованию в области лесного дела РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся оп направлению "Ландшафтная архитектура", квалификация "бакалавр". - Санкт-Петербург: Лань, 2015. - 336
Л2.3
 
Магомедова А. А., Мовчан Л. Т., Мурсалов С. М. Частное декоративное садоводство [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Махачкала: ДагГАУ имени М.М.Джамбулатова, 2013. - 354 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/113046 
Л2.4
 
Декоративное садоводство [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие, предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.04. «агрономия». - Иваново: ИГСХА им. акад. Д.К.Беляева, 2018. - 191 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/135256 
Л2.5
 
Кундик Т. М. Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 35.02.05 Агрономия «Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн». - Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. - 62 – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/107901.html 
Л2.6
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Манханов А. Д., Чирипов А. В. Декоративное садоводство [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 86.

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутсвует, отсутсвует
 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Что такое парк и какие разновидности парков существуют? (ОПК – 1)

2. Что такое сад и какие виды садов существуют? (ОПК – 1)

3. Что такое сквер и бульвар и какие их разновидности бывают? (ОПК – 1)

4. Что вкладывается в понятия лесопарковый пояс, ботанический сад дендрарий и в чем состоят их различия? (ОПК – 1)

5. Что такое композиция, элемент композиции, нюанс и контраст? (ОПК – 1)

6. Что такое аллея, альтанка, беседка и какие разновидности этих элементов композиции существуют? (ОПК – 1)

7. Охарактеризуйте террасу, перголу, партер и клумбу. (ОПК – 1)

8. Охарактеризуйте бордюр, живую изгородь, живую стену и боскет и для чего они используются в зеленых насаждениях? (ОПК – 1)

9. Что такое группа, солитер, зеленый театр и лабиринт? Разновидности групп. (ОПК – 1)

10. Что такое амфитеатр, рокарий, опушка и розарий? (ОПК – 1)

11. Что такое альпинарий, оранжерея, куртина и парковый массив? (ОПК – 1)

12. Охарактеризуйте зеленые насаждения ограниченного пользования; для чего и кого они предназначены? (ОПК – 1)

13. Что такое система защитных насаждений и какие структурные элементы она включает? (ОПК – 1)

14. Что такое зеленое насаждение и что необходимо учитывать при его создании с целью обеспечения долговечности и высокой декоративности? (ОПК – 1)

15. Генетические, физиологические, биотрофные взаимовлияния в зеленых насаждениях и их роль в жизни растений. (ОПК – 1)

16. Аллелопатические (биохимические), механические и биофизические взаимовлияния в зеленых насаждениях и как они должны учитываться при конструировании зеленых насаждений? (ОПК – 1)

17. Роль температурного режима в жизни зеленых насаждений и как они стабилизируют температурный режим почвы и воздуха в приземной зоне? (ОПК – 1)

18. Роль света в жизни зеленых насаждений и как учитывается разное отношение к освещенности разных пород при конструировании озеленительных посадок? (ОПК – 1)

19. Роль водного режима для роста и развития растений зеленых насаждений. Что такое некорневое питание и 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
какова его роль в жизни растений? (ОПК – 1)

20. Взаимоотношения зеленых насаждений с воздушными массами. (ОПК – 1)

21. Роль почвенных условий в жизни декоратвных растений. (ОПК – 1)

22. Влияние рельефа на рост и развитие растений зеленых насаждений и как он учитывается при выборе земельных участков под закладку питомников декоративных культур? (ОПК – 1)

23. Роль зоогенных и антропогенных факторов в жизни зеленых насаждений. (ОПК – 1)

24. Формы существования древесных растений и их размеры. (ОПК – 1)

25. Быстрота роста и долговечность древесных растений. (ОПК – 1)

26. Основные признаки, определяющие декоративность и форму крон древесных растений. (ОПК – 1)

27. Плотность и поверхность кроны древесных растений. (ОПК – 1)

28. Охарактеризуйте формовое разнообразие листьев и его роль в формировании декоративных признаков древесных растений. (ОПК – 1)

29. По каким признакам листьев выделяются разновидности (формы) древесных растений? (ОПК – 1)

30. Величина, фактура и листовая мозаика листьев древесных пород. (ОПК – 1)

31. Окраска листьев древесных растений. Сезонное и формовое варьирование окраски листьев. (ОПК – 1)

32. Цветная окраска листьев у разновидностей форм древесных растений. (ОПК – 1)

33. Форма и окраска цветков древесных растений и их влияние на декоративные свойства. (ОПК – 1)

34. Запах цветков древесных растений, сроки и продолжительность цветения. (ОПК – 1; ПКС – 3; ПКС – 5)

35. Декоративные качества плодов (по размерам, форме, основной и покровной окраске) и ствола (по форме, характеру поверхности коры, её окраске) древесных растений. (ОПК – 1)

36. Деревья и кустарники с колючками и шипами и особенности их использования в зеленом строительстве. (ОПК – 1)

37. Вьющиеся древесные растения (лианы) и для каких элементов композиции зеленых насаждений они используются? (ОПК – 1)

38. Основной, дополнительный и ограниченный ассортимент древесных растений для зеленого строительства и его районирование. (ОПК – 1)

39. Назначение питомников декоративных древесных пород и их виды. (ОПК – 1)

40. Задачи современных декоративных питомников и их структура. (ОПК – 1)

41. Местоположение и организация территории декоратвного питомника. (ОПК – 1)

42. Мелиорация и планировка территории питомника. (ОПК – 1)

43. Удобрение и обработка почвы в питомниках. (ОПК – 1)

44. Понятие о севообороте и культурообороте. Их роль в сохранении почвенного плодородия и повышении продуктивности питомников. (ОПК – 1)

45. Составление севооборотов в декоративных древесных питомниках. (ОПК – 1)

46. Назначение и структура маточного хозяйств. (ОПК – 1)

47. Плантация отводковая и маточников для получения черенков. (ОПК – 1)

48. Способы размножения декоративных пород. (ОПК – 1)

49. Плодоношение и сбор семян. (ОПК – 1)

50. Хранение семян. (ОПК – 1)

51. Определение качества семян. (ОПК – 1)

52. Подготовка семян к посеву. (ОПК – 1)

53. Посев семян (норма, глубина, сроки, схемы). (ОПК – 1)

54. Уход за посевами и всходами. (ОПК – 1)

55. Семенное размножение в закрытом и открытом грунте. (ОПК – 1)

56. Выкопка, сортировка, транспортировка и хранение сеянцев. (ОПК – 1)

57. Вегетативное размножение отводками, корневыми отпрысками, делением кустов, одревесневшими и зелеными черенками и др. (ОПК – 1)

58. Вегетативное размножение с использованием разных способов прививки.(ОПК – 1)

59. Цели формирования кроны. (ОПК – 1)

60. Обоснование необходимости выращивания саженцев декоративных древесных видов в разных школах. (ОПК – 1)

61. Группировка растений по срокам выращивания и формирование надземной части кустарников. (ОПК – 1)

62. Формирование надземной части деревьев (штамба и кроны). (ОПК – 1)

63. Формирование надземной части привитых форм. (ОПК – 1)

64. Агротехника выращивания в школах различных групп декоративных пород. (ОПК – 1)

65. Цели и задачи обрезки и формирования растений в зеленых насаждениях. (ОПК – 1)

66. Особенности обрезки древесных видов и формирования кустарников. (ОПК – 1)

Перечень вопросов к зачету.

1. Предмет «Декоративное садоводство». Цели, задачи, проблемы. (ОПК – 1)

2. Краткая история развития садово-паркового искусства. (ОПК – 1)

3. Стили садово-паркового искусства. (ОПК – 1)

4. Жизненные формы декоративных растений. (ОПК – 1)

5. Основные экологические факторы и отношение к ним декоративных растений. (ПКС – 5)

6. Морозо- и зимостойкость декоративных растений. (ОПК – 1)

7. Засухоустойчивость декоративных растений. (ОПК – 1)

8. Газоустойчивость декоративных растений. (ОПК – 1)

9. Классификация зеленых насаждений. (ОПК – 1)

 
10. Композиция кругового обзора из древесных растений. (ОПК – 1)

11. Композиция одностороннего обзора из древесных растений. (ОПК – 1)

12. Характеристика зеленых насаждений общего пользования. (ОПК – 1)

13. Характеристика зеленых насаждений ограниченного пользования. (ОПК – 1)

14. Характеристика насаждений специального назначения. (ОПК – 1)

15. Принципы подбора декоративных растений для объектов озеленения. (ОПК – 1)

16. Способы размножения декоративных древесных пород. (ОПК – 1)

17. Главные декоративные качества древесных растений. (ОПК – 1)

18. Ассортимент хвойных пород для объектов озеленения. (ОПК – 1)

19. Ассортимент лиственных пород для объектов озеленения. (ОПК – 1)

20. Ассортимент декоративных растений для создания живых изгородей.(ОПК – 1)

21. Ассортимент лиан для объектов озеленения. (ОПК – 1)

22. Способы формирования декоративных древесных пород при выращивании саженцев. (ОПК – 1)

23. Сроки и способы посадки декоративных древесных пород в городские насаждения. (ОПК – 1)

24. Способы формирования древесных пород на объектах озеленения. (ОПК – 1)

25. Долговечность насаждений в условиях урбанизированных территорий. (ОПК – 1)26. Классификация декоративных древесных пород по высоте. (ОПК – 1)

27. Классификация декоративных древесных пород по быстроте роста. (ОПК – 1)

28. Оценка декоративности деревьев и кустарников в зависимости от сезонной и возрастной изменчивости. (ОПК – 1)

29. Технология ухода за декоративными древесными породами в городских насаждениях. (ОПК – 1)

30. Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)

31. Виды садовых земель. (ОПК – 1)

32. Способы вегетативного размножения цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)

33. Производственно-биологическая классификация цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)

34. Характеристика однолетних цветочных и декоративно-лиственных растений. (ОПК – 1)

35. Характеристика двулетних цветочных растений. (ОПК – 1)

36. Характеристика многолетних цветочных и декоративно-лиственных растений, не зимующих в открытом грунте. (ОПК – 1)

37. Характеристика многолетних цветочных и декоративно-лиственных растений, зимующих в открытом грунте. (ОПК – 1)

38. Виды корневищных цветочных многолетников, их характеристика, использование. (ОПК – 1)

39. Виды луковичных и клубнелуковичных цветочных растений, их характеристика, использование. (ОПК – 1)

40. Виды почвопокровных цветочных и декоративно-лиственных растений, их характеристика, использование. (ОПК – 1)

41. Виды вьющихся и лазающих растений, их характеристика, использование. (ОПК – 1)

42. Розы: группы, пригодные для выращивания в условиях Дальнего Востока и особенности их выращивания. (ОПК – 1)

43. Типы цветников классического стиля, ассортимент растений для их оформления. (ОПК – 1)

44. Типы цветников ландшафтного стиля, ассортимент растений для их оформления. (ОПК – 1)

45. Типы газонов, способы создания газонов. (ОПК – 1)

46. Сезонный уход за газонами разных типов. (ОПК – 1)

47. Правила подбора растений для цветников. (ОПК – 1)

48. Ассортимент декоративных растений для вертикального озеленения. (ОПК – 1)

Перечень примерных тем курсовых проектов

1. Проектирование цветника

2. Выращивание рассады однолетних цветочных культур

3. Выращивание рассады двулетних цветочных культур

4. Агротехника выращивания многолетних цветочных культур

5. Агротехника выращивания однолетних цветочных культур

6. Агротехника выращивания газонов

7. Агротехника выращивания кустарниковых культур

8. Агротехника выращивания древесных культур

9. Благоустройство и озеленения территории средней школы города Улан-Удэ на площади 1,4 га

10. Благоустройство и озеленения территории детского сада города Улан-Удэ на площади 0,8 га

11. Благоустройство и озеленения территории академии города Улан-Удэ на площади 1,2 га.  

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов.

1. Технология выгонки луковичных цветов

2. Плодовые культуры мира в декоративном садоводстве

3. Интродукция растений в садово-парковом и ландшафтном строительстве

4. Особенности учета затрат в декоративном садоводстве

5. Зимостойкость отдельных садовых культур

6. Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве

7. Изучение интродуцированных сортов пиона травянистого

8. Технологии производства посадочного материала в контейнерах.

9. Пихта.

10. Газоны.

 
11. Плоский рокарий.

12. Факторы внешней среды, их влияние на рост и развитие декоративных растений

13. Классификация декоративных насаждений.

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Тема: Биология развития и жизненные формы древесных растений

1. Архитектоника и декоративные свойства древесных растений.

2. Сезонная и ростовая декоративная динамика растений.

3. Обрезка и формирование крон декоративных растений.

4. Топиарное искусство.

5. Искусственные формы крон и способы их формирования.

6. Основные виды хвойных и вечнозелёных деревьев и кустарников, используемые в зеленом строительстве.

7. Ветроустойчивость растений.

8. Ядовитые растения в озеленении.

9. Основные виды лиственных деревьев и кустарников, используемые в зелёном строительстве.

10. Сезонная декоративность листопадных растений.

11. Устойчивость растений в городских условиях.

12. Садовые декоративные лианы.

Темы групповых творческих проектов

Групповые творческие задания (проекты):

1. Проектирование бордюрных, низких живых изгородей и живых стен.

2. Проектирование бордюрных, средних живых изгородей и живых стен

3. Проектирование бордюрных, высоких живых изгородей и живых стен

Необходимо разработать проекты на разбивку бордюрных, низких, средних, высоких живых изгородей и живых стен. Длина живой изгороди – 25 м погонных. Ориентация по сторонам света – с северо-запада на юго-восток. Расстояние между растениями при посадке принять: для бордюрных и низких изгородей 0,3-0,5 м, для средних – 0,6-0,8 м, для высоких – 0,6-1,0 м, для живых стен – 1,5-3,0 м. Для этого нужно подобрать декоративные древесные и кустарниковые растения для каждого типа живой изгороди, подходящие по экологическим факторам, высоте, форме кроны, типу ветвления, облиственности, форме и окраске листьев, возрастной и сезонной изменчивости. На листе бумаги необходимо спроектировать размещение растений с разбивкой и указанием размеров. Работу нужно оформить в ручной графике в масштабе 1:100. Количество растений для живой изгороди можно определить по формуле: планируемую длину изгороди в метрах разделить на расстояние между растениями при посадке в метрах и прибавить одно (крайнее) растение. В результате необходимо определить и изобразить графически:

1. Количество растений для всех типов изгородей по формуле (см. выше).

2. Поперечный профиль и ширину основания живой изгороди, исходя из освещённости и применяя «золотое сечение», указать размеры.

3. Продольный профиль с размерами.

4. Финансовые затраты на посадочный материал.

 
Перечень вопросов к зачету; Перечень вопросов к экзамену; Темы рефератов; Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов; Темы групповых творческих проектов; Перечень тем курсовых проектов

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
 
составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной -
 
двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6