учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по новейшим темам исследований в лесном хозяйстве, знакомство с методами исследования в лесном хозяйстве, получение базовые понятий и знаний, которые позволят создавать теоретические модели прогнозирования процессов и явлений в лесном и лесопарковом хозяйстве, навыки самостоятельного планирования, программ и методик проведения исследований, систематизации результатов анализов состояния и показателей качества объектов научно-исследовательской деятельности.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
урбоэкосистем
и методы исследования
в лесном хозяйстве
научно-исследовательской работы
научно-исследовательской работы
вариационного ряда (большие выборки)
исследования
между факторами изучаемыми в
разработанной программе и методике
исследований
научно-технической информации
по выбранному направлению исследований
необходимые для проведения научных исследований в лесном хозяйстве
необходимые для проведения научных исследований в лесном хозяйстве
НИР (отчет, доклад, презентация, статья)
НИР (отчет, доклад, презентация, статья)
исследования
Метод закладки постоянных пробных площадей
площадей
Отбраковка сомнительных данных
Особенности размещения деревьев по площади
опытном участке. Расчет площади опытной делянки
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Понятие науки.
2. Классификация лесных наук.
3. Понятие и классификация научных исследований.
4. Что такое методы научного исследования?
5. Что относят к общенаучным методам исследования?
6. Теория и ее структурные элементы.
7. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования?
8. Раскрыть исторический и системный методы познания на примерах лесного хозяйства.
9. Особенности объектов научных исследований в лесном хозяйстве.
10. Выбор темы научного исследования студентом.
11. Планирование научно-исследовательской работы.
12. Программа конкретного научного исследования.
13. Объекты научных исследований в лесном хозяйстве.
14. Как правильно выбрать тему научного исследования?
15. Поиск и сбор научной информации по теме исследования в лесном хозяйстве.
16. В чем состоит подготовка к полевым работам, связанным с научными исследованиями?
17. Ошибки, которые встречаются при полевых измерениях в лесном хозяйстве.
18. . Каков минимальный объем полевых работ?
19. Какие трудности возникают при подборе объектов для исследования?
20. Проведение исследований. Сбор и обработка материала.
21. Техника проведения полевых работ.
23. Какие мероприятия проводятся при выполнении подготовительного этапа научных исследований в лесном хозяйстве?
24. Какие мероприятия проводятся при проведение исследований (сборе материала)?
25. Какие мероприятия проводятся при обработке научных данных полученных в научном исследовании в лесном хозяйстве?
26. Как оформляются научные результаты в виде научной статьи, научного доклада, сообщения полученные в ходе научного исследования в лесном хозяйстве?
27. Опишите этапы закладок пробных площадей, учетных площадок, опытных делянок.
28. ОСТ 56-69-83 «Пробные площади лесоустроительные. Метод закладки».
29. Какие требования предъявляют при закладке пробной площади?
30. Как определить запас на пробной площади? Какие методики Вы знаете?
31. Какие основные требования к территории при изучении рубок ухода?
32. Какие фазы развития выделяют при исследовании лесных культур?
33. Как подобрать объекты в лесу для научного исследования?
34. На что обратить внимание при изучении хода роста древостоев?
35. Особенности опытов с рубками ухода.
36. Особенности исследований с лесными культурами.
37. В чем заключается проверка и отбраковка сомнительных данных?
38. Как правильно составить вариационный ряд?
39. Правила вычисления статистик при небольшом числе наблюдений.
1. Что такое методы научного исследования?
2. Что относят к общенаучным методам исследования?
3. Теория и ее структурные элементы.
4. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования?
5. Раскрыть исторический и системный методы познания на примерах лесного хозяйства.
6. Особенности объектов научных исследований в лесном хозяйстве.
7. Выбор темы научного исследования студентом.Назовите опытные лесничества в начале XX в. и их руководителей.
8. В каком месяце заготовленная древесина обладает наивысшими механическими свойствами?
9. Охарактеризуйте вклад В.Т. Собичевского и А.Р. Варгаса де Бедемара в развитие лесного дела России.
10. Назовите вехи творческого пути и ключевые достижения М.К. Турского — основателя стационарного изучения леса.
11. В чем заключается вклад Н.С. Нестерова, В.Д. Огиевского и др. в развитие опытного дела?
12. Как правильно выбрать тему научного исследования?
13. Поиск и сбор научной информации по теме исследования.
14. В чем состоит подготовка к полевым работам, связанным с научными исследованиями?
15. Ошибки, которые встречаются при полевых измерениях.
16. Каков минимальный объем полевых работ?
17. Какие трудности возникают при подборе объектов для исследования?
18. Как подобрать объекты в лесу для научного исследования?
19. На что обратить внимание при изучении хода роста древостоев?
20. Особенности опытов с рубками ухода.
21. Особенности исследований с лесными культурами.
22. В чем заключается проверка и отбраковка сомнительных данных при проведение исследований?
23. Как правильно составить вариационный ряд при проведение исследований?
24. Правила вычисления статистик при небольшом числе наблюдений при проведение исследований.
25. Особенности вычисления статистик при большом числе наблюдений при проведение исследований.
26. Сравнение вариационных рядов при проведение исследований.
27. Как вычислить ошибку уравнения при проведение исследований?
28. Корреляционный анализ при проведение исследований.
29. Дисперсионный анализ при проведение исследований.
Комплект индивидуальных письменных заданий
Индивидуальное задание 1. Разработать проект (с презентацией) полевого однофакторного опыта опыта для организации и выполнения изыскательских работ в лесном секторе.
Для этого необходимо:
- выдвинуть рабочие гипотезы;
- установить оптимальное количество изучаемого фактора путём увеличения и уменьшения дозы фактора по сравнению с теми, которые использовались в лесном хозяйстве;
- составить схема опыта с количественными и качественными факторами;
- спланировать повторности опыта;
- определить формы и размеры опытных делянок;
- обосновать метод размещения вариантов в опыте;
- разработать программу проведения исследований.
Подготовить отчет с презентацией.
Изучение элементов фитоценоза на территории лесничества вашего места проживания
Древесный ярус
При необходимости изучения характера распределения деревьев по площади, выбора мест для проведения микроклиматических наблюдений, изучения влияния форм микрорельефа на размещение деревьев составляется абрис древостоя на пробной площади. Наиболее удобный масштаб абриса 2 м в 1 см. На абрисе показывается местоположение пронумерованных деревьев, отмечается их порода. Оформление ведомости пересчета деревьев заносим в таблицу.
На каждой пробной площади измеряют высоту деревьев. Для этого в молодых древостоях можно пользоваться размеченным шестом, приставляя его к дереву. При большой высоте деревьев используются высотомеры различных конструкций. Измерение высоты ствола проводят с точностью до 0,1 м. Измерение высот проводят для каждой породы, участвующей в составе древостоя от трех единиц и более. Измеряют высоту 10-25 деревьев из всех ступеней толщины пропорционально представительству особей. Одновременно измеряют точный диаметр дерева. У сопутствующих пород (менее 3 единиц в составе) измеряется высота 3-5 деревьев.
Наибольшие трудности при геоботанических исследованиях возникают при определении возраста древостоя. Возраст устанавливается путем подсчета годичных колец на образце, взятом возрастным буравом. У молодых хвойных деревьев возраст можно определить по мутовкам.
В случае, если древостой является сложным, в нем выделяют ярусы, учитывая высоту и возраст деревьев. Основанием для выделения в древостое ярусов является разница высот деревьев не менее 3 м. 2.3.2 Подрост и кустарниковый ярус (подлесок)
Для оценки естественного возобновления под пологом древостоя по диагонали пробной площади закладывают учетные площадки размером 2x5 м (или 1 х 10 м) в количестве 10 шт. Молодое поколение леса делится на всходы, самосев и подрост. Всходы – это растения, появившиеся в год учета, возраст которых составляет до 2 лет. К самосеву по И.С. Мелехову (1954) относят «более юное поколение леса, чем формирующийся из него подрост». В условиях Севера к самосеву относят деревца ели и пихты высотой до 25 см; деревца сосны, березы и лиственницы – до 0,5 м или возрастом от 2 до 10 лет. Молодые растения большей высоты относят к подросту.
Самосев и подрост при перечете разделяют по породам, указывают происхождение (порослевое, семенное), состояние и возрастную категорию. Самосев по качественному состоянию характеризуют как здоровый, больной или сухой. Качественная сторона подроста определяется следующими категориями: Бб – благонадежный физиологически, безукоризненный в техническом отношении; Бд – благонадежный физиологически, но дефектный технически; Сом – сомнительный, потенциальные возможности которого в данный момент трудно определить; Неб – неблагонадежный; Сух – сухой. Качественные категории самосева и подроста имеют различное подразделение, но категории «Бб» и «Бд» подроста равнозначны категории самосева «здоровый», а категории подроста «Сом» и «Неб» легко объединить с категорией самосева «больной». Категория «сухой» одинакова и для самосева, и для подроста. Это позволяет при учете возобновления вести запись в одной ведомости (таблица 13). При перечете самосев и подрост разделяют на группы по высоте: 0,25-0,5 м, 0,6-1,0 м, 1-1,5 м, 1,6-2,0 м и т.д. Группы могут быть укрупнены или, наоборот, приняты более мелкие ступени. Это зависит от программы и целей исследования. Для характеристики роста молодняка древесных пород берутся модельные деревья, не менее 5 особей каждой категории высоты и состояния. Модели берутся вблизи пробной площади, в условиях, одинаковых с изучаемым фитоценозом.
У моделей указывают: возраст, высоту, диаметр у шейки корня и на высоте 1,3 м, расстояние до первого живого и мертвого сучьев, приросты по высоте за возможное число лет, жизненное состояние.
На тех же учетных площадках, которые закладывают для учета возобновления леса, учитывается видовой состав, количество и высоту подлесочных пород (рябины, шиповника и т.п.). Учет подлеска проводится одновременно с учетом подроста.
Перечень тем для подготовки презентаций
1. История развития опытного дела в России
2. Лесное опытное дело в России. Опытные лесничества
3. Опытные лесничества в начале XX в. и их руководители.
4. Геном человека – эпохальный проект: надежды, победы,
разочарования
5. Мутагены и антимутагены в продуктах питания
6. Геном микроорганизмов
7. Генетическая инженерия: проблемы получения эукариотических
белков
8. Интродукция ГМО в окружающую среду. Мифы и реальность
9. Трансгенные растения: история, проблемы и перспективы
10. Геномодифицированный психоз
11. Гены спорта
12. Клеточные технологии: получение биологически активных веществ
13. Стволовые клетки: история, проблемы, перспективы
14. Проблемы клонирования: теория и практика
15. Регенеративный шелк
16. Энергетическая биотехнология: проблемы и перспективы
1. Что такое наука?
а) увлечение;
в) сфера человеческой деятельности;
2. Чем занимается наука?
а) сбором информации;
б) анализом информации;
в) обработкой информации;
г) сбором, анализом и обработкой информации.
3. Общенаучные методы исследований.
а) эмпирико-теоретические;
б) логико-теоретические (формально-логические и мыслительно- логические методы);
г) мыслительно-теоретические;
д) эмпирико-теоретические, логико-теоретические и мыслительно- теоретические.
4. Что включает в себя эмпирико-теоретический метод исследования?
а) наблюдение и измерение;
б) описание и эксперимент;
в) измерение и эксперимент;
г) наблюдение и измерение, описание и эксперимент.
5. Чем представлены формально - логические методы исследования?
а) аксиоматическим методом;
б) формализацией и аналогией;
в) абстрагированием и моделированием;
г) формализацией и аналогией, аксиоматическим методом, абстрагированиием и моделированием.
6. Что включает в себя мыслительно - логические методы исследований?
а) анализ и синтез;
б) индукцию и дедукцию;
в) сравнение и обобщение;
г) анализ, синтез, индукцию и дедукцию, сравнение и обобщение.
7. Что включают в себя мыслительно-теоретические методы исследований?
а) проблему, гипотезу и доказательство;
б) исследовательский вопрос (проблему);
в) гипотезу и доказательство.
8. Что образует структуру теории?
а) понятие и категория;
б) суждение;
в) научный термин и принцип;
г) понятия, категория, суждение, научный термин, принцип, закон, закономерность, положение и учение, концепция;
д) закон и закономерность;
е) положение, концепция и учение.
9. Какие функции выполняет наука?
а) познавательную;
б) мировоззренческую;
в) производственную;
г) образовательную;
д) познавательную, мировоззренческую, производственную и образовательную.
10.Как классифицируются науки?
а) естественные и гуманитарные;
б) технические и естественные;
в) социально-экономические и сельскохозяйственные;
г) естественные, гуманитарные, технические, социально-экономические и сельскохозяйственные.
11.К каким наукам относится лесное хозяйство?
а) естественным;
б) сельскохозяйственным;
в) техническим;
г) гуманитарным; социально-экономическим.
12.Какие методы исследований чаще всего применяются в лесном хозяйстве?
а) исторический, структурный и системный;
б) системный;
в) исторический;
г) структурный.
13.Какие виды исследований направлены на решение практических задач в лесном хозяйстве?
а) фундаментальные;
б) прикладные;
в) поисковые.
14.Кто является автором классического труда по лесоводству «Учение о лесе»?
а) Г.Н.Высоцкий;
б) Н.С.Нестеров;
в) Г.Ф.Морозов;
г) Д.М.Кравчинский.
а) отдельные деревья и их части;
б) древостои и насаждения;
в) отдельные деревья и их части, древостои и насаждения, другие компоненты леса;
г) другие компоненты леса.
16.Основные этапы выполнения НИР:
а) подготовительный, проведение исследований и оформление научных результатов;
б, подготовительный, проведение исследований, обработка, оформление и внедрение научных результатов;
в) проведение исследований, обработка и оформление научных результатов.
17.Какие виды научных, учебных и справочно-информационных изданий нужно использовать при проведении НИР?
а) монографии и учебники;
б) сборники научных трудов и справочники;
в) научные журналы, монографии, сборники научных трудов, диссертации, справочники, учебники и др. издания;
г) диссертации и научные журналы.
18.Основные направления прикладных НИР в лесном хозяйстве:
а) повышение биологической продуктивности лесов, реконструкция малопродуктивных насаждений;
б) защита леса от вредителей, болезней и пожаров;
в) повышение биологической устойчивости лесов,
г) естественное и искусственное лесовосстановление;
д) все перечисленные выше направления исследований.
19.Что является основой современного учения о лесе?
а) учение о типах леса;
б) биология леса;
в) экология леса;
г) биология и экология леса;
д) смена древесных пород.
20.Какой метод прикладных исследований в лесоводстве является основным?
а) фитопатологический;
б) лесоводственный;
в) физиолого-биохимический;
г) эколого-лесоводственный,
д) экологический.
21.Какие основные методы используются при изучении биологии отдельных компонентов леса?
а) биологические;
б) экологические;
г) физиологические;
д) биоэкологические.
22.Что в лесоводстве подразумевается под понятием «динамика леса»?
а) лесная типология;
б) смена древесных пород и других компонентов леса;
в) дифференциация деревьев в лесу;
г) возобновление леса.
23.Основные факторы, определяющие смену древесных пород.
а) климат и влияние человека;
б) почвенно-климатические условия;
в) биология и экология древесных пород;
г) фауна и другие биотические факторы;
д) все перечисленные факторы.
24.Какие виды смен древесных пород в лесу бывают?
а) длительные;
б) кратковременные;
в) длительные и кратковременные.
25.Каковы биологическая и хозяйственная оценки смены древесных пород?
а) положительная;
б) зависит от характера смены пород;
в) отрицательная.
26.Продуктивность леса это:
а) объём древесины, произведенный лесом на единице площади;
б) количество биологических ресурсов, произведенных лесом на единице площади;
в) фитомасса, произведенная лесом на единице площади.
27.Виды продуктивности леса.
а) биологическая;
б) древесная;
в) экологическая;
г) комплексная;
д) все перечисленные выше.
28.Какие методы исследований наиболее применимы при изучении биопродуктивности леса?
а) лесоводственный и экологический;
в) эколого-географические.
29.Какими методами определяется запас насаждений?
а) по модельным деревьям;
б) по пробным площадям;
в) способом перечислительной таксации;
г) всеми перечисленными методами.
30.Какой метод определения запаса насаждений чаще всего применяют на практике?
а) метод модельных деревьев;
б) метод перечислительной таксации;
в) метод пробных площадей.
31.По каким таблицам производится определение запаса насаждений?
а) по сортиментным;
б) по товарным;
в) по тем и другим.
32.Что такое мониторинг лесов?
а) учение о лесе;
б) постоянное наблюдение за лесом;
в) обследование лесов.
33.Основные блоки мониторинга лесов в России.
а) мониторинг лесных пожаров и лесопатологический мониторинг;
б) комплексный мониторинг лесов в районах промышленных воздействий и радиационный мониторинг лесов;
в) все перечисленные виды мониторинга.
34.Что такое лесопатологический мониторинг?
а) лесопатологическое обследование насаждений;
б) постоянное наблюдение за санитарным состоянием леса;
в) определение санитарного состояния леса.
35.Основная задача лесопатологического мониторинга?
а) обследование леса на предмет поражения вредителями и болезнями;
б) систематическое и длительное наблюдение за развитием вредителей и болезней леса;
в) изучение вредителей и болезней леса.
36.Что должно быть результатом лесопатологического мониторинга леса?
а) санитарная и хозяйственная оценка леса;
б) экологическая оценка леса;
в) экономическая оценка леса.
37.Объекты лесопатологического мониторинга.
а) лесные насаждения и лесорастительные условия;
б) санитарное состояние лесов и комплекс вредителей и болезней;
в) антропогенное воздействие на леса;
г) все перечисленные объекты.
38.Основные параметры лесопатологического мониторинга.
а) вредоносность и распространение основных вредителей и болезней;
б) санитарное состояние леса,
в) комплекс вредителей и болезней леса;
г) все перечисленные параметры.
39.Какие виды надзора за развитием вредителей и болезней необходимо осуществлять при ведении лесопатологического мониторинга?
а) общий надзор;
б) общий и специальный надзор;
в) специальный надзор.
40.В каких случаях назначается лесопатологические обследования?
а) в случае массового развития вредителей и болезней;
б) при обнаружении в период проведения общего и специального надзоров очагов опасных вредителей и болезней;
в) при ухудшении санитарного состояния леса.
41.Какими методами проводятся лесопатологические обследования?
а) рекогносцировочным;
б) рекогносцировочным и детальным;
в) детальным.
42.К какому классу биологической устойчивости относится насаждение, в котором размер и характер текущего отпада в несколько раз превышает естественный отпад?
а) I – биологически устойчивое насаждение;
б) II – насаждение с нарушенной устойчивостью;
в) III – насаждение с утраченной устойчивостью.
43.С какой целью определяются категории состояния деревьев?
а) для определения патологического состояния;
б) для учёта вредителей и болезней;
в) для определения видов вредителей и возбудителей болезней.
44.Диагноз болезни растения это:
б) определение возбудителя болезни;
в) установление причины заболевания.
45.Из каких этапов складывается диагностика болезней?
а) установления типа болезни и характера заболевания;
б) установления типа болезни, характера заболевания, установление возбудителя или причины заболевания и назначение мер борьбы;
в) установление возбудителя или причины заболевания и назначение мер борьбы.
46.Основные методы диагностики болезней.
а) макроскопический и микроскопический;
б) микологический и биологический;
в) микроскопический и микологический;
г) макроскопический, микроскопический и микологический.
47.Что такое агрессивность возбудителя болезни?
а) вредоносность болезни;
б) способность возбудителя нападать на растение, преодолевать его сопротивление, питаться и размножаться в нем;
в) способность вызывать заболевание.
48.Вредоносность болезни это:
а) способность возбудителя болезни преодолевать сопротивление растения;
б) последствия болезни, проявляющиеся в снижении урожая и другой продукции;
в) способность возбудителя болезни вызывать патологический процесс.
49.Что такое заболевание растений?
а) реакция растения на заражение или повреждение;
б) внедрение возбудителя болезни в растение;
в) последствия заражения растения.
50.Какие признаки нужно учитывать при диагностике болезни по макроскопическим признакам?
а) признаки, характерные для возбудителя болезни;
б) признаки проявления патологического состояния растения;
в) признаки, характеризующие неблагоприятные условия роста растения;
г) все перечисленные признаки.
51.Наиболее важные макроскопические признаки, характерные для возбудителей болезней.
а) мицелий и плодоношения;
б) мицелиальные шнуры и пленки;
в) склероции и стромы;
г) ризоморфы и ризоктонии.
52.Наиболее важные признаки патологического состояния дерева.
а) усыхание кроны, гнили, рак;
б) рак и гнили;
в) усыхание кроны и гнили.
53.Наиболее достоверные признаки наличия гнили в дереве можно определить по следующим признакам:
а) по состоянию коры и ствола;
б) по состоянию вершин и боковых ветвей;
в) по состоянию всех частей дерева.
54.Какие образования грибов наиболее важны при диагностике болезней по микроскопическим признакам?
а) мицелий и его видоизменения;
б) плодоношения;
в) спороношения;
г) спороношения и плодоношения.
55.Какие типы спороношений имеются у грибов?
а) половой и бесполый;
б) вегетативный и половой;
в) половой, бесполый и вегетативный;
г) бесполый и вегетативный.
56.Какие задачи решает лесозащита?
а) организация, методы и техника борьбы с вредителями леса;
б) организация, методы и средства борьбы с болезнями леса;
в) организация, методы и техника борьбы с вредными для леса организмами.
57.К каким методам лесозащиты относится интегрированная система защиты леса?
а) к физико-механическим;
б) к биологическим;
в) к комплексным;
г) к лесохозяйственным;
д) к химическим.
58.Какие основные задачи стоят перед ИСЗЛ?
а) поддержание жизнеспособности лесов;
б) сохранение биоразнообразия;
в) максимальное использование биологических и минимальное использование химических средств защиты леса.
59.Российские учёные, внесшие наибольший вклад в организацию лесозащиты.
б) А.И.Воронцов, Н.И.Федоров, И.А.Алексеев, Ю.В.Синадский, С.Ф.Негруцкий;
в) все перечисленные выше.
60.На чём основаны лесохозяйственные методы защиты леса?
а) на использовании лесоводственных приёмов для защиты леса от вредителей и болезней;
б) на использовании лесозащитных и лесокультурных приёмов;
в) на использовании лесохозяйственных и лесоводственных приёмов.
61.На чём основаны физико-механические методы защиты леса?
а) на использовании физических средств защиты леса от вредителей и болезней;
б) на использовании механических средств и ручных приспособлений;
в) на использовании физических, механических средств и ручных инструментов.
62.Биологические методы защиты леса основаны:
а) на использовании хищных насекомых и энтомофагов;
б) на использовании грибов - антагонистов и грибов – паразитов вредителей леса;
в) на использовании биологически активных веществ и токсинов, продуцируемых грибами и микроорганизмами;
г) на использовании всех перечисленных способах борьбы.
63.К каким методам борьбы с болезнями относится фумигация?
а) к биологическим;
б) к химическим;
в) к интегрированным.
64.Что представляет собой бордосская жидкость?
а) смесь медного купороса и извести;
б) смесь медного купороса и соды.
65.Какие методы лесозащиты включает в себя интегрированная система защиты леса?
а) физико-механические и биологические;
б) биологические и лесохозяйственные;
в) химические и биологические;
г) биологические, физико-механические, химические и лесохозяйственные.
66.Что является главной составляющей ИСЗЛ?
а) химический метод защиты леса;
б) биологический метод;
в) лесохозяйственный метод;
г) физико-механический метод.
67.Какие живые организмы используются при биологической борьбе с вредителями и болезнями?
а) птицы и позвоночные;
б) растения и грибы;
в) беспозвоночные и микроорганизмы;
г) птицы, позвоночные, беспозвоночные; грибы и микроорганизмы.
68.Количественной оценкой каких корреляционных связей служит корреляционное отношение?
а) прямолинейных;
б) криволинейных.
69. Каким методом обрабатываются данные о действии на результативный признак только одного фактора?
а) метод двухфакторного анализа;
б) метод однофакторного анализа.
70.К какому виду относится отпад, образующийся в процессе естественного изреживания древостоя, не затронутого рубками ухода?
а) к патологическому;
б) к естественному;
в) к нормальному.
71.Выдел, в котором обнаружено локальное усыхание от корневой губки, относится:
а) к очагу усыхания;
б) к очагу корневой губки.
72.Какие наиболее простые способы вычисления среднего арифметического?
а) способ непосредственного вычисления;
б) способ округления;
в) способ сумм;
г) способ разбивки вариационного ряда на классы.
73.Какой статистический показатель характеризует среднюю изменчивость изучаемого признака?
а) среднее арифметическое;
б) вариационный коэффициент;
в) среднее квадратическое отклонение.
74.Какой статистический показатель характеризует относительную изменчивость изучаемого признака или свойства?
а) средняя ошибка;
б) показатель точности;
в) коэффициент изменчивости, или вариационный коэффициент.
75.Какой статистический показатель позволяет по частному значению среднего арифметического судить об общей величине среднего арифметического изучаемого признака или свойства?
а) вариационный коэффициент;
в) средняя ошибка среднего арифметического.
76.Каким статистическим показателем выражается относительная величина средней ошибки?
а) вариационным коэффициентом;
б) показателем точности.
77.Какие статистические показатели нужны для определения числа наблюдений?
а) показатель точности и вариационный коэффициент;
б) показатель достоверности показатель точности;
в) показатель точности, показатель достоверности и вариационный коэффициент.
78.Какие виды зависимостей между изучаемыми признаками и свойствами бывают?
а) функциональная;
б) корреляционная;
в) функциональная и корреляционная.
79.По характеру изменений средних величин одного свойства, соответствующих ряду последовательных изменений другого свойства, корреляция может быть:
а) прямолинейной и криволинейной;
б) прямой и обратной;
в) прямолинейной и криволинейной; прямой и обратной.
80.Какую зависимость между двумя свойствами выражает коэффициент корреляции?
а) криволинейную;
б) прямолинейную.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п