2024-2025_b350301_o_1_plx_Опытное дело в лесном хозяйстве
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Лесоводство и лесоустройство

уч. ст., уч. зв.
Кисова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
35.03.01 Лесное дело

Направленность (профиль) Лесное хозяйство

Дисциплины (модуля)
Б1.О.21 Опытное дело в лесном хозяйстве
 
Лесоводство и лесоустройство
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
7
Продолжительность в часах/неделях
252/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2, 3

Семестр 4, 5

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
18
32
50
Лабораторные занятия
18
32
50
Практические занятия
18
32
50
Контактная работа
54
96
150
Сам. работа
18
57
75
Итого
252
 
Программу составил(и):
 
,  Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Опытное дело в лесном хозяйстве
Программа дисциплины
 
b350301_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Кисова С.В.

Лесоводство и лесоустройство
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Кисова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование глубоких теоретических и практических навыков в области планирования, проведения и обработки результатов исследования в полевых и других экспериментах в условиях возрастающего значения научных изысканий для обеспечения рационального использования лесных систем.

Задачи: изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по новейшим темам исследований в лесном хозяйстве, знакомство с методами исследования в лесном хозяйстве, получение базовые понятий и знаний, которые позволят создавать теоретические модели прогнозирования процессов и явлений в лесном и лесопарковом хозяйстве, навыки самостоятельного планирования, программ и методик проведения исследований, систематизации результатов анализов состояния и показателей качества объектов научно-исследовательской деятельности.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
ознакомительная практика 
1
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
технологическая (проектно-технологическая) практика 
3
6 семестр
 
научно-исследовательская работа 
4
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Сущность и принципы научного исследования. Классификация и характеристика основных методов исследования в лесном хозяйстве
 
1.1
Сущность и принципы научного исследования
44
2
ОПК-5
Лек
 
1.2
Классификация и характеристика основных методов исследования в лесном хозяйстве
44
4
ОПК-5
Лек
 
1.3
Отечественные и зарубежные исследования в области лесных систем
44
2
ОПК-5
2
Лек
 
1.4
Поисковые, прикладные и фундаментальные исследования
44
2
ОПК-5
Лек
 
1.5
Отечественные и зарубежные исследования в области лесных и

урбоэкосистем

44
2
ОПК-5
Лек
 
1.6
Оценка соответствия между наблюдаемыми и ожидаемыми распределениями по критерию
44
2
ОПК-5
Лек
 
1.7
Объекты научных исследований в лесном хозяйстве 
44
2
ОПК-5
2
Лек
 
1.8
Выбор темы и этапы проведения научно-исследовательской работы
44
2
ОПК-5
2
Лек
 
1.9
Общенаучные методы исследований 
44
2
ОПК-5
Лаб
 
1.10
Теория, ее структурные элементы и методы исследований 
44
2
ОПК-5
Лаб
 
1.11
Классификация общенаучных методов
44
2
Лаб
 
1.12
Теория, ее структурные элементы

и методы исследования

44
2
ОПК-5
Лаб
 
1.13
Исторический и системный методы в лесном хозяйстве
44
2
ОПК-5
Лаб
 
1.14
Выбор объекта научных исследований

в лесном хозяйстве

44
2
ОПК-5
2
Лаб
 
1.15
Выбор темы и этапы проведения

научно-исследовательской работы

44
2
ОПК-5
2
Лаб
 
1.16
Проведение полевых исследований в лесном хозяйстве
44
2
ОПК-5
Лаб
 
1.17
Выбор темы научного исследования 
44
2
ОПК-5
2
Лаб
 
1.18
Подготовительный этап

научно-исследовательской работы

44
2
ОПК-5
Пр
 
1.19
Поиск и сбор научной информации
44
2
ОПК-5
2
Пр
 
1.20
Определение минимального объема полевых исследований
44
2
ОПК-5
2
Пр
 
1.21
Техника проведения полевых работ
44
2
Пр
 
1.22
Вычисление статических характеристик

вариационного ряда (большие выборки)

44
2
Пр
 
1.23
Оценка существенности разности средних независимых выборок
44
2
Пр
 
1.24
Дисперсионный анализ данных однофакторного полевого опыта
44
2
Пр
 
1.25
Корреляционно – регрессионный анализ опытных данных
44
2
Пр
 
1.26
Проверка и отбраковка сомнительных данных
44
2
Пр
 
1.27
Основные понятия и методы опытного дела в лесном хозяйстве
44
4
Ср
 
1.28
Специализированные научные

исследования

44
4
Ср
 
1.29
Непараметрические критерии оценки
44
4
Ср
 
1.30
Корреляционно-регрессионный анализ

между факторами изучаемыми в

разработанной программе и методике

исследований

44
6
Ср
 
1.31
Определение доброкачественности семян
55
2
Пр
 
1.32
Определение жизнеспособности семян основных лесообразующих пород
55
2
Пр
 
1.33
Оценка категории состояния деревьев
55
2
Пр
 
1.34
Проведение геоботанических исследований в лесу
55
2
Пр
 
1.35
Методика поиска, накопления, обработки

научно-технической информации

55
4
Ср
 
1.36
Разработка проекта полевого опыта
55
4
Ср
 
1.37
Выполнение теоретического исследования и написание обзора литературных данных

по выбранному направлению исследований

55
6
Ср
 
1.38
Основные источники информации,

необходимые для проведения научных исследований в лесном хозяйстве

55
6
Ср
 
1.39
Основные источники информации,

необходимые для проведения научных исследований в лесном хозяйстве

55
4
Ср
 
1.40
Оформление и представление результатов

НИР (отчет, доклад, презентация, статья)

55
6
Ср
 
1.41
Оформление и представление результатов

НИР (отчет, доклад, презентация, статья)

55
4
Ср
 
1.42
Специализированные научные

исследования

55
6
Ср
 
1.43
Изучение элементов лесного фитоценоза
55
6
Ср
 
1.44
Фенологические исследования элементов лесного фитоценоза
55
4
Ср
 
1.45
Методы изучения лесных культур
55
4
Ср
 
1.46
Комплексная оценка качества посадочного материала
55
3
Ср
 
Раздел 2. Понятие о полевом опыте. Основные требования к полевому опыту
 
2.1
Понятие о полевом опыте. Основные требования к проведению лесоисследовательских опытов
55
4
ОПК-5
Лек
 
2.2
Методика полевого опыта. Закладка пробных площадей
55
2
ОПК-5
2
Лек
 
2.3
Методы изучения лесных культур
55
2
Лек
 
2.4
Методы размещения опытных делянок на опытном участке.  Расчет площади опытной делянки
55
2
2
Лек
 
2.5
Закономерности роста леса
55
2
Лек
 
2.6
Методы изучения динамики роста деревьев и насаждений

Метод закладки постоянных пробных площадей

55
4
4
Лек
 
2.7
Методика полевого опыта. Закладка пробных

площадей

55
4
Лек
 
2.8
Техника проведения полевых работ.

Отбраковка сомнительных данных

55
2
ОПК-5
2
Лек
 
2.9
Проведение таксационных исследований 
55
2
ОПК-5
Лек
 
2.10
Методы размещения опытных делянок на опытном участке.  Расчет площади опытной делянки
55
2
Лек
 
2.11
Методика исследований фитомассы в лесной экосистеме
55
2
Лек
 
2.12
Репродуктивная способность сосны сибирской при ее интродукции в леса района исследований
55
2
Лек
 
2.13
Методика регистрации фенологических наблюдений в условиях Бурятии
55
2
Лек
 
2.14
методикой разметки и обмера древесного ствола, занесение исходных данных в специальный бланк, анализ данных и устранение ошибок
55
2
ОПК-5
Лаб
 
2.15
Ход роста древесного ствола по высоте
55
2
Лаб
 
2.16
Построение графика продольного сечения древесного ствола
55
2
ОПК-5
Лаб
 
2.17
Ход роста древесного ствола по диаметру и площади поперечного сечения
55
2
Лаб
 
2.18
Ход роста древесного ствола по объему
55
2
Лаб
 
2.19
Оценка радиального прироста срубленного и растущего дерева. Дендроклиматический метод.
55
2
Лаб
 
2.20
Метод закладки постоянных пробных площадей. 
55
2
Лаб
 
2.21
Методика разметки и обмера древесного ствола
55
2
Лаб
 
2.22
Ход роста древесного ствола по высоте.
55
2
Лаб
 
2.23
Построение графика продольного сечения древесного ствола
55
2
Лаб
 
2.24
Ход роста древесного ствола по диаметру и площади поперечного сечения
55
2
Лаб
 
2.25
Выявление последствий воздействия положительных и отрицательных факторов роста
55
2
Лаб
 
2.26
Ход роста древесного ствола по объему
55
2
Лаб
 
2.27
Установление периодов активного нарастания и замедления в ходе роста по объему. Установление возраста количественной сп
55
2
Лаб
 
2.28
Методы изучения горизонтальной структуры древостоев

Особенности размещения деревьев по площади

55
4
Лаб
 
2.29
Методы размещения опытных делянок на опытном участке
55
2
2
Пр
 
2.30
Методы размещения опытных делянок на

опытном участке. Расчет площади опытной делянки

55
2
Пр
 
2.31
Типы покоя семян, их природная обусловленность, приемы преодоления покоя
55
4
Пр
 
2.32
Отбор и оформление пробы семян лесных растений
55
2
Пр
 
2.33
Методика взятия пробы семян и навесок основных лесообразующих пород
55
2
Пр
 
2.34
Методика определения чистоты семян основных лесообразующих пород
55
2
Пр
 
2.35
Методика определения массы 1000 штук семян основных лесообразующих пород
55
2
Пр
 
2.36
Определение всхожести семян основных лесообразующих пород
55
4
Пр
 
2.37
Определение класса качества семян основных лесообразующих пород
55
2
Пр
 
2.38
Методика полевых работ при таксационных исследованиях
55
2
Пр
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Дополнительная литература
 
Мельникова О. В. Опытное дело и основы научных исследований [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для проведения лабораторно-практических занятий со студентами направления подготовки 35.03.07 технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. - Брянск: Брянский ГАУ, 2021. - 54 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/304340 
Л2.1
 
 
Методическая литература
 
Коновалова А. А., Гладинов А. Н., Олзоева Э. Б., Содбоева С. Ч., Воинков А. А., Соболев В. А. Опытное дело и методология исследования лесных экосистем [Электронный ресурс]:учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Лесное дело». - , 2023. - 162 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02169 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
247
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (247)
40 посадочных мест, рабочее место преподавателя, интерактивная доска, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Защищенные планшеты Torex и Oukitel. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат, АРМ Таксатора, Абрис+, Аверс
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
335а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (335а)
24 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска меловая, интерактивная доска, компьютер, 2 стенда. Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Adobe Reader DC, VLC Media Player.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
341
Учебная аудитория для
24 посадочных мест, рабочее 
670024, Республика Бурятия, г.
 
проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (341)
место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска меловая, мультимедиа проектор, 3 стенда.
Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Коновалова Елена Викторовна
доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к экзамену

1. Понятие науки.

2. Классификация лесных наук.

3. Понятие и классификация научных исследований.

4. Что такое методы научного исследования?

5. Что относят к общенаучным методам исследования?

6. Теория и ее структурные элементы.

7. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования?

8. Раскрыть исторический и системный методы познания на примерах лесного хозяйства.

9. Особенности объектов научных исследований в лесном хозяйстве.

10. Выбор темы научного исследования студентом.

11. Планирование научно-исследовательской работы.

12. Программа конкретного научного исследования.

13. Объекты научных исследований в лесном хозяйстве.

14. Как правильно выбрать тему научного исследования?

15. Поиск и сбор научной информации по теме исследования в лесном хозяйстве.

16. В чем состоит подготовка к полевым работам, связанным с научными исследованиями?

17. Ошибки, которые встречаются при полевых измерениях в лесном хозяйстве.

18. . Каков минимальный объем полевых работ?

19. Какие трудности возникают при подборе объектов для исследования?

20. Проведение исследований. Сбор и обработка материала.

21. Техника проведения полевых работ.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
22. Этапы выполнения научных исследований в лесном хозяйстве.

23. Какие мероприятия проводятся при выполнении подготовительного этапа научных исследований в лесном хозяйстве?

24. Какие мероприятия проводятся при проведение исследований (сборе материала)?

25. Какие мероприятия проводятся при обработке научных данных полученных в научном  исследовании в лесном хозяйстве?

26. Как оформляются  научные результаты  в виде научной статьи, научного доклада, сообщения полученные в ходе  научного исследования в лесном хозяйстве?

27. Опишите этапы закладок пробных площадей, учетных площадок, опытных делянок.

28. ОСТ 56-69-83 «Пробные площади лесоустроительные. Метод закладки».

29. Какие требования предъявляют при закладке пробной площади?

30. Как определить запас на пробной площади? Какие методики Вы знаете?

31. Какие основные требования к территории при изучении рубок ухода?

32. Какие фазы развития выделяют при исследовании лесных культур?

33. Как подобрать объекты в лесу для научного исследования?

34. На что обратить внимание при изучении хода роста древостоев?

35. Особенности опытов с рубками ухода.

36. Особенности исследований с лесными культурами.

37. В чем заключается проверка и отбраковка сомнительных данных?

38. Как правильно составить вариационный ряд?

39. Правила вычисления статистик при небольшом числе наблюдений.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов и сообщений

1. Что такое методы научного исследования?

2. Что относят к общенаучным методам исследования?

3. Теория и ее структурные элементы.

4. Какие этапы выделяют при проведении научного исследования?

5. Раскрыть исторический и системный методы познания на примерах лесного хозяйства.

6. Особенности объектов научных исследований в лесном хозяйстве.

7. Выбор темы научного исследования студентом.Назовите опытные лесничества в начале XX в. и их руководителей.

8. В каком месяце заготовленная древесина обладает наивысшими механическими свойствами?

9. Охарактеризуйте вклад В.Т. Собичевского и А.Р. Варгаса де Бедемара в развитие лесного дела России.

10. Назовите вехи творческого пути и ключевые достижения М.К. Турского — основателя стационарного изучения леса.

11. В чем заключается вклад Н.С. Нестерова, В.Д. Огиевского и др. в развитие опытного дела?

12. Как правильно выбрать тему научного исследования?

13. Поиск и сбор научной информации по теме исследования.

14. В чем состоит подготовка к полевым работам, связанным с научными исследованиями?

15. Ошибки, которые встречаются при полевых измерениях.

16. Каков минимальный объем полевых работ?

17. Какие трудности возникают при подборе объектов для исследования?

18. Как подобрать объекты в лесу для научного исследования?

19. На что обратить внимание при изучении хода роста древостоев?

20. Особенности опытов с рубками ухода.

21. Особенности исследований с лесными культурами.

22. В чем заключается проверка и отбраковка сомнительных данных при проведение исследований?

23. Как правильно составить вариационный ряд при проведение исследований?

24. Правила вычисления статистик при небольшом числе наблюдений при проведение исследований.

25. Особенности вычисления статистик при большом числе наблюдений при проведение исследований.

26. Сравнение вариационных рядов при проведение исследований.

27. Как вычислить ошибку уравнения при проведение исследований?

28. Корреляционный анализ при проведение исследований.

29. Дисперсионный анализ при проведение исследований.

Комплект индивидуальных письменных заданий

Индивидуальное задание 1. Разработать проект (с презентацией) полевого однофакторного опыта опыта для организации и выполнения изыскательских работ  в лесном секторе.

Для этого необходимо:

- выдвинуть рабочие гипотезы;

- установить оптимальное количество изучаемого фактора путём увеличения и уменьшения дозы фактора по сравнению с теми, которые использовались в лесном хозяйстве;

- составить схема опыта с количественными и качественными факторами;

- спланировать повторности опыта;

- определить формы и размеры опытных делянок;

- обосновать метод размещения вариантов в опыте;

- разработать программу проведения исследований.

Подготовить отчет  с презентацией.

 
Индивидуальное задание 2.

Изучение элементов фитоценоза  на территории лесничества вашего места проживания

Древесный ярус

При необходимости изучения характера распределения деревьев по площади, выбора мест для проведения микроклиматических наблюдений, изучения влияния форм микрорельефа на размещение деревьев составляется абрис древостоя на пробной площади. Наиболее удобный масштаб абриса 2 м в 1 см. На абрисе показывается местоположение пронумерованных деревьев, отмечается их порода. Оформление ведомости пересчета деревьев заносим в таблицу.

На каждой пробной площади измеряют высоту деревьев. Для этого в молодых древостоях можно пользоваться размеченным шестом, приставляя его к дереву. При большой высоте деревьев используются высотомеры различных конструкций. Измерение высоты ствола проводят с точностью до 0,1 м. Измерение высот проводят для каждой породы, участвующей в составе древостоя от трех единиц и более. Измеряют высоту 10-25 деревьев из всех ступеней толщины пропорционально представительству особей. Одновременно измеряют точный диаметр дерева. У сопутствующих пород (менее 3 единиц в составе) измеряется высота 3-5 деревьев.

Наибольшие трудности при геоботанических исследованиях возникают при определении возраста древостоя. Возраст устанавливается путем подсчета годичных колец на образце, взятом возрастным буравом. У молодых хвойных деревьев возраст можно определить по мутовкам.

В случае, если древостой является сложным, в нем выделяют ярусы, учитывая высоту и возраст деревьев. Основанием для выделения в древостое ярусов является разница высот деревьев не менее 3 м. 2.3.2 Подрост и кустарниковый ярус (подлесок)

Для оценки естественного возобновления под пологом древостоя по диагонали пробной площади закладывают учетные площадки размером 2x5 м (или 1 х 10 м) в количестве 10 шт. Молодое поколение леса делится на всходы, самосев и подрост. Всходы – это растения, появившиеся в год учета, возраст которых составляет до 2 лет. К самосеву по И.С. Мелехову (1954) относят «более юное поколение леса, чем формирующийся из него подрост». В условиях Севера к самосеву относят деревца ели и пихты высотой до 25 см; деревца сосны, березы и лиственницы – до 0,5 м или возрастом от 2 до 10 лет. Молодые растения большей высоты относят к подросту.

Самосев и подрост при перечете разделяют по породам, указывают происхождение (порослевое, семенное), состояние и возрастную категорию. Самосев по качественному состоянию характеризуют как здоровый, больной или сухой. Качественная сторона подроста определяется следующими категориями: Бб – благонадежный физиологически, безукоризненный в техническом отношении; Бд – благонадежный физиологически, но дефектный технически; Сом – сомнительный, потенциальные возможности которого в данный момент трудно определить; Неб – неблагонадежный; Сух – сухой. Качественные категории самосева и подроста имеют различное подразделение, но категории «Бб» и «Бд» подроста равнозначны категории самосева «здоровый», а категории подроста «Сом» и «Неб» легко объединить с категорией самосева «больной». Категория «сухой» одинакова и для самосева, и для подроста. Это позволяет при учете возобновления вести запись в одной ведомости (таблица 13). При перечете самосев и подрост разделяют на группы по высоте: 0,25-0,5 м, 0,6-1,0 м, 1-1,5 м, 1,6-2,0 м и т.д. Группы могут быть укрупнены или, наоборот, приняты более мелкие ступени. Это зависит от программы и целей исследования. Для характеристики роста молодняка древесных пород берутся модельные деревья, не менее 5 особей каждой категории высоты и состояния. Модели берутся вблизи пробной площади, в условиях, одинаковых с изучаемым фитоценозом.

У моделей указывают: возраст, высоту, диаметр у шейки корня и на высоте 1,3 м, расстояние до первого живого и мертвого сучьев, приросты по высоте за возможное число лет, жизненное состояние.

На тех же учетных площадках, которые закладывают для учета возобновления леса, учитывается видовой состав, количество и высоту подлесочных пород (рябины, шиповника и т.п.). Учет подлеска проводится одновременно с учетом подроста.

Перечень тем для подготовки презентаций

1. История развития опытного дела в России

2. Лесное опытное дело в России. Опытные лесничества

3. Опытные лесничества в начале XX в. и их руководители.

4. Геном человека – эпохальный проект: надежды, победы,

разочарования

5. Мутагены и антимутагены в продуктах питания

6. Геном микроорганизмов

7. Генетическая инженерия: проблемы получения эукариотических

белков

8. Интродукция ГМО в окружающую среду. Мифы и реальность

9. Трансгенные растения: история, проблемы и перспективы

10.  Геномодифицированный психоз

11. Гены спорта

12. Клеточные технологии: получение биологически активных веществ

13. Стволовые клетки: история, проблемы, перспективы

14. Проблемы клонирования: теория и практика

15. Регенеративный шелк

16. Энергетическая биотехнология: проблемы и перспективы

 
Комплект тестовых заданий

1. Что такое наука?

а) увлечение;

Перечень видов оценочных средств
 
б) профессия;

в) сфера человеческой деятельности;

2. Чем занимается наука?

а) сбором информации;

б) анализом информации;

в) обработкой информации;

г) сбором, анализом и обработкой информации.

3. Общенаучные методы исследований.

а) эмпирико-теоретические;

б) логико-теоретические (формально-логические и мыслительно- логические методы);

г) мыслительно-теоретические;

д) эмпирико-теоретические, логико-теоретические и мыслительно- теоретические.

4. Что включает в себя эмпирико-теоретический метод исследования?

а) наблюдение и измерение;

б) описание и эксперимент;

в) измерение и эксперимент;

г) наблюдение и измерение, описание и эксперимент.

5. Чем представлены формально - логические методы исследования?

а) аксиоматическим методом;

б) формализацией и аналогией;

в) абстрагированием и моделированием;

г) формализацией и аналогией, аксиоматическим методом, абстрагированиием и моделированием.

6. Что включает в себя мыслительно - логические методы исследований?

а) анализ и синтез;

б) индукцию и дедукцию;

в) сравнение и обобщение;

г) анализ, синтез, индукцию и дедукцию, сравнение и обобщение.

7. Что включают в себя мыслительно-теоретические методы исследований?

а) проблему, гипотезу и доказательство;

б) исследовательский вопрос (проблему);

в) гипотезу и доказательство.

8. Что образует структуру теории?

а) понятие и категория;

б) суждение;

в) научный термин и принцип;

г) понятия, категория, суждение, научный термин, принцип, закон, закономерность, положение и учение, концепция;

д) закон и закономерность;

е) положение, концепция и учение.

9. Какие функции выполняет наука?

а) познавательную;

б) мировоззренческую;

в) производственную;

г) образовательную;

д) познавательную, мировоззренческую, производственную и образовательную.

10.Как классифицируются науки?

а) естественные и гуманитарные;

б) технические и естественные;

в) социально-экономические и сельскохозяйственные;

г) естественные, гуманитарные, технические, социально-экономические и сельскохозяйственные.

11.К каким наукам относится лесное хозяйство?

а) естественным;

б) сельскохозяйственным;

в) техническим;

г) гуманитарным; социально-экономическим.

12.Какие методы исследований чаще всего применяются в лесном хозяйстве?

а) исторический, структурный и системный;

б) системный;

в) исторический;

г) структурный.

13.Какие виды исследований направлены на решение практических задач в лесном хозяйстве?

а) фундаментальные;

б) прикладные;

в) поисковые.

14.Кто является автором классического труда по лесоводству «Учение о лесе»?

а) Г.Н.Высоцкий;

б) Н.С.Нестеров;

в) Г.Ф.Морозов;

г) Д.М.Кравчинский.

 
15.Что является объектами прикладных исследований в лесном хозяйстве?

а) отдельные деревья и их части;

б) древостои и насаждения;

в) отдельные деревья и их части, древостои и насаждения, другие компоненты леса;

г) другие компоненты леса.

16.Основные этапы выполнения НИР:

а) подготовительный, проведение исследований и оформление научных результатов;

б, подготовительный, проведение исследований, обработка, оформление и внедрение научных результатов;

в) проведение исследований, обработка и оформление научных результатов.

17.Какие виды научных, учебных и справочно-информационных изданий нужно использовать при проведении НИР?

а) монографии и учебники;

б) сборники научных трудов и справочники;

в) научные журналы, монографии, сборники научных трудов, диссертации, справочники, учебники и др. издания;

г) диссертации и научные журналы.

18.Основные направления прикладных НИР в лесном хозяйстве:

а) повышение биологической продуктивности лесов, реконструкция малопродуктивных насаждений;

б) защита леса от вредителей, болезней и пожаров;

в) повышение биологической устойчивости лесов,

г) естественное и искусственное лесовосстановление;

д) все перечисленные выше направления исследований.

19.Что является основой современного учения о лесе?

а) учение о типах леса;

б) биология леса;

в) экология леса;

г) биология и экология леса;

д) смена древесных пород.

20.Какой метод прикладных исследований в лесоводстве является основным?

а) фитопатологический;

б) лесоводственный;

в) физиолого-биохимический;

г) эколого-лесоводственный,

д) экологический.

21.Какие основные методы используются при изучении биологии отдельных компонентов леса?

а) биологические;

б) экологические;

г) физиологические;

д) биоэкологические.

22.Что в лесоводстве подразумевается под понятием «динамика леса»?

а) лесная типология;

б) смена древесных пород и других компонентов леса;

в) дифференциация деревьев в лесу;

г) возобновление леса.

23.Основные факторы, определяющие смену древесных пород.

а) климат и влияние человека;

б) почвенно-климатические условия;

в) биология и экология древесных пород;

г) фауна и другие биотические факторы;

д) все перечисленные факторы.

24.Какие виды смен древесных пород в лесу бывают?

а) длительные;

б) кратковременные;

в) длительные и кратковременные.

25.Каковы биологическая и хозяйственная оценки смены древесных пород?

а) положительная;

б) зависит от характера смены пород;

в) отрицательная.

26.Продуктивность леса это:

а) объём древесины, произведенный лесом на единице площади;

б) количество биологических ресурсов, произведенных лесом на единице площади;

в) фитомасса, произведенная лесом на единице площади.

27.Виды продуктивности леса.

а) биологическая;

б) древесная;

в) экологическая;

г) комплексная;

д) все перечисленные выше.

28.Какие методы исследований наиболее применимы при изучении биопродуктивности леса?

а) лесоводственный и экологический;

 
б) лесотаксационный и лесоводственный;

в) эколого-географические.

29.Какими методами определяется запас насаждений?

а) по модельным деревьям;

б) по пробным площадям;

в) способом перечислительной таксации;

г) всеми перечисленными методами.

30.Какой метод определения запаса насаждений чаще всего применяют на практике?

а) метод модельных деревьев;

б) метод перечислительной таксации;

в) метод пробных площадей.

31.По каким таблицам производится определение запаса насаждений?

а) по сортиментным;

б) по товарным;

в) по тем и другим.

32.Что такое мониторинг лесов?

а) учение о лесе;

б) постоянное наблюдение за лесом;

в) обследование лесов.

33.Основные блоки мониторинга лесов в России.

а) мониторинг лесных пожаров и лесопатологический мониторинг;

б) комплексный мониторинг лесов в районах промышленных воздействий и радиационный мониторинг лесов;

в) все перечисленные виды мониторинга.

34.Что такое лесопатологический мониторинг?

а) лесопатологическое обследование насаждений;

б) постоянное наблюдение за санитарным состоянием леса;

в) определение санитарного состояния леса.

35.Основная задача лесопатологического мониторинга?

а) обследование леса на предмет поражения вредителями и болезнями;

б) систематическое и длительное наблюдение за развитием вредителей и болезней леса;

в) изучение вредителей и болезней леса.

36.Что должно быть результатом лесопатологического мониторинга леса?

а) санитарная и хозяйственная оценка леса;

б) экологическая оценка леса;

в) экономическая оценка леса.

37.Объекты лесопатологического мониторинга.

а) лесные насаждения и лесорастительные условия;

б) санитарное состояние лесов и комплекс вредителей и болезней;

в) антропогенное воздействие на леса;

г) все перечисленные объекты.

38.Основные параметры лесопатологического мониторинга.

а) вредоносность и распространение основных вредителей и болезней;

б) санитарное состояние леса,

в) комплекс вредителей и болезней леса;

г) все перечисленные параметры.

39.Какие виды надзора за развитием вредителей и болезней необходимо осуществлять при ведении лесопатологического мониторинга?

а) общий надзор;

б) общий и специальный надзор;

в) специальный надзор.

40.В каких случаях назначается лесопатологические обследования?

а) в случае массового развития вредителей и болезней;

б) при обнаружении в период проведения общего и специального надзоров очагов опасных вредителей и болезней;

в) при ухудшении санитарного состояния леса.

41.Какими методами проводятся лесопатологические обследования?

а) рекогносцировочным;

б) рекогносцировочным и детальным;

в) детальным.

42.К какому классу биологической устойчивости относится насаждение, в котором размер и характер текущего отпада в несколько раз превышает естественный отпад?

а) I – биологически устойчивое насаждение;

б) II – насаждение с нарушенной устойчивостью;

в) III – насаждение с утраченной устойчивостью.

43.С какой целью определяются категории состояния деревьев?

а) для определения патологического состояния;

б) для учёта вредителей и болезней;

в) для определения видов вредителей и возбудителей болезней.

44.Диагноз болезни растения это:

 
а) определение (распознавание) болезни по совокупности признаков (симптомов) патологического состояния растения;

б) определение возбудителя болезни;

в) установление причины заболевания.

45.Из каких этапов складывается диагностика болезней?

а) установления типа болезни и характера заболевания;

б) установления типа болезни, характера заболевания, установление возбудителя или причины заболевания и назначение мер борьбы;

в) установление возбудителя или причины заболевания и назначение мер борьбы.

46.Основные методы диагностики болезней.

а) макроскопический и микроскопический;

б) микологический и биологический;

в) микроскопический и микологический;

г) макроскопический, микроскопический и микологический.

47.Что такое агрессивность возбудителя болезни?

а) вредоносность болезни;

б) способность возбудителя нападать на растение, преодолевать его сопротивление, питаться и размножаться в нем;

в) способность вызывать заболевание.

48.Вредоносность болезни это:

а) способность возбудителя болезни преодолевать сопротивление растения;

б) последствия болезни, проявляющиеся в снижении урожая и другой продукции;

в) способность возбудителя болезни вызывать патологический процесс.

49.Что такое заболевание растений?

а) реакция растения на заражение или повреждение;

б) внедрение возбудителя болезни в растение;

в) последствия заражения растения.

50.Какие признаки нужно учитывать при диагностике болезни по макроскопическим признакам?

а) признаки, характерные для возбудителя болезни;

б) признаки проявления патологического состояния растения;

в) признаки, характеризующие неблагоприятные условия роста растения;

г) все перечисленные признаки.

51.Наиболее важные макроскопические признаки, характерные для возбудителей болезней.

а) мицелий и плодоношения;

б) мицелиальные шнуры и пленки;

в) склероции и стромы;

г) ризоморфы и ризоктонии.

52.Наиболее важные признаки патологического состояния дерева.

а) усыхание кроны, гнили, рак;

б) рак и гнили;

в) усыхание кроны и гнили.

53.Наиболее достоверные признаки наличия гнили в дереве можно определить по следующим признакам:

а) по состоянию коры и ствола;

б) по состоянию вершин и боковых ветвей;

в) по состоянию всех частей дерева.

54.Какие образования грибов наиболее важны при диагностике болезней по микроскопическим признакам?

а) мицелий и его видоизменения;

б) плодоношения;

в) спороношения;

г) спороношения и плодоношения.

55.Какие типы спороношений имеются у грибов?

а) половой и бесполый;

б) вегетативный и половой;

в) половой, бесполый и вегетативный;

г) бесполый и вегетативный.

56.Какие задачи решает лесозащита?

а) организация, методы и техника борьбы с вредителями леса;

б) организация, методы и средства борьбы с болезнями леса;

в) организация, методы и техника борьбы с вредными для леса организмами.

57.К каким методам лесозащиты относится интегрированная система защиты леса?

а) к физико-механическим;

б) к биологическим;

в) к комплексным;

г) к лесохозяйственным;

д) к химическим.

58.Какие основные задачи стоят перед ИСЗЛ?

а) поддержание жизнеспособности лесов;

б) сохранение биоразнообразия;

в) максимальное использование биологических и минимальное использование химических средств защиты леса.

59.Российские учёные, внесшие наибольший вклад в организацию лесозащиты.

 
а) И.Я.Шевырев, Н.А.Холодковский, С.К.Флёров, А.А.Ячевский, С.И.Ванин, А.Т.Вакин, И.И.Журавлев;

б) А.И.Воронцов, Н.И.Федоров, И.А.Алексеев, Ю.В.Синадский, С.Ф.Негруцкий;

в) все перечисленные выше.

60.На чём основаны лесохозяйственные методы защиты леса?

а) на использовании лесоводственных приёмов для защиты леса от вредителей и болезней;

б) на использовании лесозащитных и лесокультурных приёмов;

в) на использовании лесохозяйственных и лесоводственных приёмов.

61.На чём основаны физико-механические методы защиты леса?

а) на использовании физических средств защиты леса от вредителей и болезней;

б) на использовании механических средств и ручных приспособлений;

в) на использовании физических, механических средств и ручных инструментов.

62.Биологические методы защиты леса основаны:

а) на использовании хищных насекомых и энтомофагов;

б) на использовании грибов - антагонистов и грибов – паразитов вредителей леса;

в) на использовании биологически активных веществ и токсинов, продуцируемых грибами и микроорганизмами;

г) на использовании всех перечисленных способах борьбы.

63.К каким методам борьбы с болезнями относится фумигация?

а) к биологическим;

б) к химическим;

в) к интегрированным.

64.Что представляет собой бордосская жидкость?

а) смесь медного купороса и извести;

б) смесь медного купороса и соды.

65.Какие методы лесозащиты включает в себя интегрированная система защиты леса?

а) физико-механические и биологические;

б) биологические и лесохозяйственные;

в) химические и биологические;

г) биологические, физико-механические, химические и лесохозяйственные.

66.Что является главной составляющей ИСЗЛ?

а) химический метод защиты леса;

б) биологический метод;

в) лесохозяйственный метод;

г) физико-механический метод.

67.Какие живые организмы используются при биологической борьбе с вредителями и болезнями?

а) птицы и позвоночные;

б) растения и грибы;

в) беспозвоночные и микроорганизмы;

г) птицы, позвоночные, беспозвоночные; грибы и микроорганизмы.

68.Количественной оценкой каких корреляционных связей служит корреляционное отношение?

а) прямолинейных;

б) криволинейных.

69. Каким методом обрабатываются данные о действии на результативный признак только одного фактора?

а) метод двухфакторного анализа;

б) метод однофакторного анализа.

70.К какому виду относится отпад, образующийся в процессе естественного изреживания древостоя, не затронутого рубками ухода?

а) к патологическому;

б) к естественному;

в) к нормальному.

71.Выдел, в котором обнаружено локальное усыхание от корневой губки, относится:

а) к очагу усыхания;

б) к очагу корневой губки.

72.Какие наиболее простые способы вычисления среднего арифметического?

а) способ непосредственного вычисления;

б) способ округления;

в) способ сумм;

г) способ разбивки вариационного ряда на классы.

73.Какой статистический показатель характеризует среднюю изменчивость изучаемого признака?

а) среднее арифметическое;

б) вариационный коэффициент;

в) среднее квадратическое отклонение.

74.Какой статистический показатель характеризует относительную изменчивость изучаемого признака или свойства?

а) средняя ошибка;

б) показатель точности;

в) коэффициент изменчивости, или вариационный коэффициент.

75.Какой статистический показатель позволяет по частному значению среднего арифметического судить об общей величине среднего арифметического изучаемого признака или свойства?

а) вариационный коэффициент;

 
б) среднее квадратическое отклонение;

в) средняя ошибка среднего арифметического.

76.Каким статистическим показателем выражается относительная величина средней ошибки?

а) вариационным коэффициентом;

б) показателем точности.

77.Какие статистические показатели нужны для определения числа наблюдений?

а) показатель точности и вариационный коэффициент;

б) показатель достоверности показатель точности;

в) показатель точности, показатель достоверности и вариационный коэффициент.

78.Какие виды зависимостей между изучаемыми признаками и свойствами бывают?

а) функциональная;

б) корреляционная;

в) функциональная и корреляционная.

79.По характеру изменений средних величин одного свойства, соответствующих ряду последовательных изменений другого свойства, корреляция может быть:

а) прямолинейной и криволинейной;

б) прямой и обратной;

в) прямолинейной и криволинейной; прямой и обратной.

80.Какую зависимость между двумя свойствами выражает коэффициент корреляции?

а) криволинейную;

б) прямолинейную.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество
 
грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на
 
общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной

 
взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной
 
проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6