учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
задачи, связанные с устранением негативных действий абиотических и биотических факторов среды на агроэкосистемы.
Задачи: Изучение механизмов ферментативных превращений в почвенной среде; изучение различных групп трофической связи в почве и их функциях; ознакомление магистрантов с современными биологическими методами исследования почвенной фауны и их активности в почве; получение практических навыков определения биологической активности почв.
задачи, связанные с устранением негативных действий абиотических и биотических факторов среды на агроэкосистемы.
Задачи: Изучение механизмов ферментативных превращений в почвенной среде; изучение различных групп трофической связи в почве и их функциях; ознакомление магистрантов с современными биологическими методами исследования почвенной фауны и их активности в почве; получение практических навыков определения биологической активности почв.
ПКС-5: Способен организовать и провести эксперименты по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов;
ид- 1пКС-5 Организовывает и проводит эксперименты по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
раздел почвенной биологи
раздел почвенной биологи
биоте, ферментов участвующих в деструкции орг. вещества
биоте, ферментов участвующих в деструкции
орг. вещества
Классификация. Характеристика. Функции.
Роль микроорганизмов и их метаболитов в
процессах гумусообразование. Микробные
меланины и гумус
Классификация. Характеристика. Функции.
Роль микроорганизмов и их метаболитов в
процессах гумусообразование. Микробные
меланины и гумус
Классификация. Характеристика. Функции.
Роль микроорганизмов и их метаболитов в
процессах гумусообразование. Микробные
меланины и гумус
веществ в почвенной среде. Классификация.
Характеристика. Функции. Участие
микроорганизмов в процессах трансформации
и разложения гумуса. Участие почвенных
микроорганизмов в разрушении и
новообразовании минералов
веществ в почвенной среде. Классификация.
Характеристика. Функции. Участие
микроорганизмов в процессах трансформации
и разложения гумуса. Участие почвенных
микроорганизмов в разрушении и
новообразовании минералов
веществ в почвенной среде. Классификация.
Характеристика. Функции. Участие
микроорганизмов в процессах трансформации
и разложения гумуса. Участие почвенных
микроорганизмов в разрушении и
новообразовании минералов
биоте, ферментов участвующих в деструкции
орг. вещества
на проявление активности почвенных
микроорганизмов. Экологическое деление
микроорганизмов на температурные группы,
по их отношению к влаге
на проявление активности почвенных
микроорганизмов. Экологическое деление
микроорганизмов на температурные группы,
по их отношению к влаге
на проявление активности почвенных
микроорганизмов. Экологическое деление
микроорганизмов на температурные группы,
по их отношению к влаге
почв. Принципы биодиагностики почв.
Особенности структуры биотического
сообщества в почвах основных природных зон
почв. Принципы биодиагностики почв.
Особенности структуры биотического
сообщества в почвах основных природных зон
почв. Принципы биодиагностики почв.
Особенности структуры биотического
сообщества в почвах основных природных зон
11 9 4 2 3 2
3.3.. Биологическая индикация загрязнений
почв, принципы микробиологической оценки
повреждений почвенной среды.
Микробиологические способы очистки почв от
нефти. Самоочищение почв. Биологическая
мелиорация почв
11 9 4 2 3 2
3.3.. Биологическая индикация загрязнений
почв, принципы микробиологической оценки
повреждений почвенной среды.
Микробиологические способы очистки почв от
нефти. Самоочищение почв. Биологическая
мелиорация почв
11 9 4 2 3 2
3.3.. Биологическая индикация загрязнений
почв, принципы микробиологической оценки
повреждений почвенной среды.
Микробиологические способы очистки почв от
нефти. Самоочищение почв. Биологическая
мелиорация почв
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 2. Современные представления о биологической активности почв как раздела биологии почв. 1. Понятие о почвенной биоте. Экологические группы почвенной биоты. Продуценты, консументы, разлагатели - редуценты.
Тема 3. Высшие растения как основной источник органического вещества в почве. Почвенные водоросли 1. Продуценты органического вещества. Классификация. Характеристика. Функции. Роль микроорганизмов и их метаболитов в процессах гумусообразование. Микробные меланины и гумус.
Тема 4. Простейшие. Почвенные животные. Почвенные грибы. Почвенные дрожжи Лишайники. Распространение, численность и их роль в почвах
1. Деструкционное звено органического вещества в почвенной среде. Классификация. Характеристика. Функции. Участие микроорганизмов в процессах трансформации и разложения гумуса. Участие почвенных микроорганизмов в разрушении и новообразовании минералов.
Тема 5. Общие понятия, принципы и концепции экологии применительно к биологической активности почв. 1. Тема: Влияние влажности и температуры почв на проявление активности почвенных микроорганизмов. Экологическое деление микроорганизмов на температурные группы, по их отношению к влаге Тема 6. Показатели биологической активности почв. 1. Принципы биодиагностики почв. Особенности структуры биотического сообщества в почвах основных природных зон Тема 7. Биологическая индикация загрязнений почв 1. Биологическая индикация загрязнений почв, принципы микробиологической оценки повреждений почвенной среды. Микробиологические способы очистки почв от нефти.
Самоочищение почв. Биологическая мелиорация почв
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1 блок. Выбрать правильный ответ
1. Назовите представителей кокковых форм бактерий: А)бацилла.
Б)сарцина.
В) микобактерии.
Г) дрожжи.
2 Грибы аспергиллы размножаются путем: А)деления.
Б) спорами.
В)почкованием.
Г) септами.
3 Дрожжевые клетки преимущественно размножаются: А) делением.
Б) спорами.
В)почкованием.
Г) септами.
4. К низшим грибам относится: А)пенициллиум.
Б) мукор.
В) аспергилл.
Г) микроб
5. Бактерии размножаются путем: А) образования спор.
Б)почкования.
В)деления.
Г) трансформации.
6. Споры плесневых грибов выполняют функции: А)почкования.
Б) размножения.
В)деления.
Г) репликации.
7. К возбудителям спиртового брожения относятся: А) бактерии.
Б) дрожжи.
В) простейшие.
Г) актиномицеты.
8. Дрожжи используют в качестве источника углерода: А)крахмал.
Б) целлюлозу.
В) сахарозу.
Г) альдегиды.
9. Молочнокислые бактерии сбраживают: А) клетчатку.
Б) лактозу.
В)крахмал.
Г) пектин.
10. Тип молочнокислого брожения, при котором образуется только молочная кислота, называется: А) гомоферментативный.
Б) гетероферментативный.
В) бифидоброжением.
Г) окислением.
11. Корневая система растений усваивает: А) газообразную форму азота.
Б) органическую форму азота.
Г) смешанную форму азота.
12. Для питания бобовых растений в симбиозе с клубеньковыми бактериями необходим процесс: А) азотфиксации.
Б) иммобилизации.
В) денитрификации.
Г)аммонификации.
13. Разложение белков с участием микроорганизмов до минеральных соединений называется: А) азотфиксация.
Б) аммонификация.
В) альголизация.
Г) иммобилизация.
14. Аммонификация белков сопровождается с выделением: А) аммиака.
Б)нитратов.
В)нитритов.
Г) сероводорода.
15. В процессе аммонификации белков участвуют следующие микроорганизмы: А) возбудители брожения.
Б) гнилостные бактерии.
В) простейшие.
Г) вирусы.
16. Наиболее богато представленная группа почвенного микронаселения: А) актиномицеты.
Б) грибы.
В) бактерии.
Г) водоросли.
17. Аутотрофные бактерии почвы выполняют функции: А) накопление органических веществ.
Б) накопление неорганических соединений.
В)накопление газов.
Г) защиты.
18. Микрофлора разлагающая органические соединения в почве называется: А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) гетеротрофная.
2 блок. Дополнить
19. Доядерные, преимущественно одноклеточные и нитчатые микроскопические организмы называются..................
20. Как называются растения с корневой системой...................................
21. Растения живущие на поверхности почвы называются.................
22. К микрофауне относятся...........
23. Большую часть микроорганизмов в почве представляют.............
24. Амеба относится к классу.............
25. Катализаторы биохимических реакций называются....................................
26. Стерилизация сухим жаром или горячим воздухом в сушильном шкафу, полное обеспложивание всех форм происходит в течение 1 часа при температуре...................
27. Превращение органического азота в минеральный азот, разложение сложного белка до аммиака называется..........................
ВАРИАНТ 2
1 блок. Выбрать правильный ответ
1. Микрофлора разлагающая органические соединения гумуса называется: А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) автотрофная.
2. Микрофлора, завершающая минерализацию органических соединений: А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) автотрофная.
3. Тесные взаимовыгодные отношения между растениями и микроорганизмами называется: А) комменсализм.
Б) симбиоз.
В) паразитизм.
Г) метабиоз.
4. Взаимоотношения эпифитных микроорганизмов с растениями называется: А) комменсализм.
Б) симбиоз.
В) паразитизм.
Г) метабиоз.
5. Прикорневая микрофлора растений называется: А) ризосферной.
Б) эпифитной.
В) олиготрфной.
Г) автохтонной.
6. Бактериальный и землеудобрительный препарат нитрагин содержит в своем составе: А)азотобактер.
Б) клубеньковые бактерии.
В) азоспириллы.
7. В состав бактериального землеудобрительного препарата - азотобактерина входит:
А)азотобактер.
Б)ризобиум.
В) азоспирилла.
Г) бацилла.
8 .К прокариотам относятся: А) грибы.
Б) простейшие.
В) бактерии.
Г) вирусы.
9. Бактерии, актиномицеты, спирохеты, риккетсии и синезеленые водороли относятся к: А)эукариотам.
Б) кариотам.
В)прокариотам.
Г) вирусам.
10. К высшим грибам относятся: А) мукор.
Б)пеницилл.
В) дрожжи.
Г) бациллы.
11.грибы относятся: А) прокариотам.
Б) кариотам.
В) эукариотам.
Г) бациллам.
12. Дрожжи по типу питания относятся к: А) гетеротрофам.
Б) миксотрофам.
В) аутотрофам.
Г) литотрофам.
13. К плотной питательной среде относится: А) Мясопептонный агар.
Б) Мясопептонный бульон.
В) Мясопептонный печеночный бульон.
Г) капустный бульон.
14. В процессе аммонификации (минерализации) белков участвуют: А)бациллы.
Б) азотобактер.
В) лактобацилла.
Г) вирусы.
15. Гнилостные микроорганизмы почвы выполняют функции.
А) минерализация органических соединений.
Б) азотфиксации.
В) брожения.
Г) окисления.
16. Основоположник почвенной микробиологии: А) С.Н.Виноградский.
Б) И.О.Ивановский.
В) Л.Пастер.
Г) А.Левенгук.
17. Взаимоотношения клубеньковых бактерий с корневой системой бобовых растений: А) комменсализм.
Б) метабиоз.
В) симбиоз.
Г) паразитизм.
18. Бактериальный землеудобрительный препарат фосфоробактерин состоит из: А) бацилл.
Б)ризобиум.
В) бактерий.
Г) вирус.
2 блок. Дополнить.
19. Вегетативное тело водорослей называется.........
20. Источниками азота при росте водорослей как и для высших растений в почве являются соединения........
21. Серобактерии участвуют в круговороте............
22. Совокупность организмов, обитающих на дне и в грунте для водоемов (фораминиферы, бактерии, водоросли) называется...........
23. Микроорганизмы питаются путем...........
24. Бактерии образующие споры называются............
25. В какой среде развиваются грибы....................................
26. Дождевые черви, многоножки, ногохвостки относятся к группе.......
27. Азот атмосферы усваивают бакетрии.......
1. Научная деятельность С.Н. Виноградского, М. Бейеринка, С. Ваксмана, В.Л. Омелянского, Н.Г. Холодного, Д.М. Новогрудского, Н.А. Красильникова.
2. Развитие научных взглядов В.В. Докучаева.
4. Возникновение и развитие «почвенных» разделов альгологии, микологии, зоологии. Труды Э.А. Штины, М.М. Голлербаха, М.С. Гилярова, Т.Г. Мирчинк.
5. Высшие растения как основной источник органического вещества в почве.
6. Почвенные водоросли. Характеристика групп водорослей в почвах и их представителей. Распространение, численность, биомасса и роль в почвах.
7. Почвенные простейшие. Основные группы, распространение, численность и роль их в почвах.
8. Пищевая и локомоторная активность почвенных животных в почвообразовательных процессах.
9. Почвенные грибы их роль в процессах деструкции растительных остатков и в почвообразовании.
10. Роль лишайников в процессах первичного почвообразования.
11. Распределение и перемещение макро-, мезо- и микроорганизмов по почвенному профилю.
12. Влияние влажности и температуры почв на проявление активности почвенных микроорганизмов.
13. Взаимоотношения микроорганизмов с растениями.
14. Взаимоотношения микроорганизмов и почвообитающих животных Критерии оценивания.
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению, умения анализировать и выделять основные пункты.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие темы реферата из перечня предложенных вариантов; б) соответствие содержание реферата его теме и плану; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований ГОСТ при оформлении работы, списка литературы.
Шкала оценивания.
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: сделан анализ литературы по теме работы, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» - основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат обучающимся не представлен
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Вопросы к самостоятельной работе обучающихся для устного опроса
Рефераты, доклады
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Тестовые задания
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Индивидуальные задания для ситуационных задач
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п