учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: Изучение основ биотехнологических процессов, приемов и методов переработки первичного животного и растительного сырья при получении пищевой продукции и кормов, биотрансформации вторичных сырьевых ресурсов перерабатывающих предприятий и их отходов; освоение принятых методов контроля качества и безопасности биотехнологических продуктов; ознакомление со способами культивирования ряда биообъектов, продуцирующих биологически активные вещества.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ИД-1ОПК-4.1. Знает: современные технологии и применение их в профессиональной деятельности
ИД-2ОПК-4.2. Умеет: реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
ИД-3ОПК-4.3. Владеет: навыками реализации современных технологий и обоснования их применение в профессиональной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Семенова, Е.Г. Методические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов технологического факультета по дисциплине "Технология хранения, переработки и стандартизация продукции растениеводства / Е. Г. Семенова:ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 28 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2333
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Что такое генетическая инженерия ?
3. Раскройте классификацию биообъектов?
4. Какие основные группы получаемых биологически активных веществ.
5. Какие основные источники сырья ?
6. Чем определяется компонентный состав сред ?
7. Природные источники сырья?
8. Наиболее важным критерием, определяющим выбор сырья для биотехнологических процессов, являются…?
9. Что включает периодическое культивирование?
10. На какие фазы делится периодическое культивирование?
11. Основные требования к биореакторам.
12. Основные требования к материалам ферментеров.
13. Непрерывное культивирование подразделяют?
14. Три главных типа биореакторов?
15. Аппараты с механическим перемешиванием.
16. Аппараты с пневматическим перемешиванием.
17. Преимущества микроорганизмов как продуцентов белка состоит?
18. Основы роста и культивирования микроорганизмов.
19. Поверхностный и глубинный способы культивирования продуцентов. Периодическая культура, фазы роста и размножения.
20. Периодический и непрерывный методы культивирования микроорганизмов.
21. Выделение, концентрирование и очистка биотехнологических продуктов. Седиментация биомассы
22. Цель подготовительной стадии?
23. Что представляет собой основная стадия- стадия ферментации?
24. Что такое отделение жидкости и биомассы?
25. Особенности стадии получения готовой формы продукта?
26. По какому принципу различается стадия выделение целевого продукта?
27. Что такое сепарация ?
28. Что такое флотация?
29. Что такое фильтрация?
30. Что такое центрифугирование ?
31. Основные процессы отделение и очистка продуктов?
32. Дезинтеграция клеток микроорганизмов.
33. Методы выделения продуктов.
34. Как балансируются корма для сельскохозяйственных животных по количеству бел¬ков и незаменимых аминокислот?
35. Каковы основные пути улучшения биологической питательной ценности кормовых белков?
36. Какие разработаны биотехнологии получения кормовых белковых препаратов из дрожжей?
37. В чем заключаются особенности производства белковых концентратов из бактерий?
38. Как получают кормовые белки из водорослей и микроскопических грибов?
39. Какие известны технологии получения высокобелковых кормов из вегетативной массы растений?
40. Каковы питательные свойства кормовых белковых концентратов из дрожжей, бакте¬рий, водорослей, микроскопических грибов, вегетативной массы растений и особенности их применения в кормопроизводстве?
41. В чем преимущество микробиологического получения кормовых препаратов незаме-нимых аминокислот и витаминов по сравнению с их химическим синтезом?
42. Какие технологии применяются для промышленного получения кормовых препара¬тов лизина и триптофана?
43. Какие биотехнологические принципы положены в основу получения биопрепара¬тов, обогащенных витаминами В2 и В/г?
44. Каковы основные пути улучшения кормов по содержанию полноценных липидов?
45. В чем особенности биотехнологий получения кормовых липидных препаратов?
46. Биотехнологические методы очистки загрязненных территорий.
47. Аэротенки. Активный ил и входящие в него микроорганизмы.
48. Экологическая биотехнология. Рекультивация загрязненных земель.
49. Какие задачи стоят перед биотехнологией в деле охраны окружающей среды?
50. Какие функции выполняют очистные станции?
51. Перечислите типовые операции очистки сточных вод.
52. Какие факторы определяют конкретную схему водо¬очистной станции?
53. В чем заключаются основные отличия операций пер¬вичной и вторичной обработки сточных вод?
54. Что такое активный ил?
55. Какие почвенные методы применяются для очистки сточных вод?
56. В чем заключаются преимущества метода с участием активного ила по сравнению с почвенными методами?
57. Какова последовательность стадий очистки при аэробном методе?
58. Охарактеризуйте метод очистки сточных вод с по¬мощью биофильтров.
59. Каким образом создают биообъекты методами генетической инженерии?
60. Каковы сновные принципы технологии рекомбинантной ДНК?
61. Что такое плазмиды и как их применяют в биотехнологии?
62. Понятие вектора в генетической инженерии?
63. Ферменты, используемые в генетической инженерии?
65. Какие методы идентификации и изоляции клонов с рекомбинантной ДНК вы знаете ?
66. Трансгеноз, его основные этапы и особенности при получении различных видов трансгенных животных.
67. Каковы методы выявления интеграции чужеродного гена в молекулу ДНК?
68. Какие преимущества имеют трансгенные животные по сравнению с рекомбинантными микроорганизмами и клеточными линиями млекопитающих в получении ценных фармакологических веществ?
69. Чем обоснована возможность использования молочной железы у трансгенных животных для производства чужеродных протеинов?
70. Расскажите о методах получения партеногенетических животных.
71. Типы культур клеток и тканей растений. Основные принципы и технологии культивирования клеток и тканей высших растений.
72. Биология культивируемых клеток и тканей. Особенности роста и морфогенеза культивируемых клеток invitro.
73. Основные биотехнологии на основе культивированных клеток и тканей растений.
74. Использование культивированных клеток и тканей для ускорения интродукционного процесса новых видов и сортов сельскохозяйственных растений, трудно размножаемых традиционными методами.
75. Назовите основные этапы технологии трансплантации эмбрионов.
76. В каких целях применяется трансплантация эмбрионов?
77. Какие требования предъявляются к донорам и реципиентам?
78. Какие существуют методы оценки качества эмбрионов?
79. Назовите способы хранения эмбрионов.
80. Как влияет иммунная система на эффективность трансплантации?
81. Противоиммунные механизмы воспроизводства.
82. Назовите основные этапы оплодотворения вне организма, какие процессы при этом происходят с яйцеклеткой и спермием?
83. Назовиге методы клонирования животных.
84. Что такое химеры?
85. Расскажите о методах получения химер.
86. Перечислите виды маркеров химер.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине (модулю):
1. Значение курса для специалистов в области сельского хозяйства. (ОПК-4)
2. Этапы развития биотехнологии. (ОПК-4)
3. Основные направления в биотехнологии. (ОПК-4)
4. Требования, предъявляемые к микроорганизмам – продуцентам. Способы создания высокоэффективных штаммов-продуцентов. (ОПК-4)
5. Стадии и кинетика роста микроорганизмов. (ОПК-4)
6. Сырье и состав питательных сред для биотехнологического производства. (ОПК-4)
7. Способы культивирования микроорганизмов. (ОПК-4)
8. Культивирование животных и растительных клеток. (ОПК-4)
9. Общая биотехнологическая схема производства продуктов микробного синтеза. (ОПК-4)
10. Получение посевного материала. Микроорганизмы, используемые в биотехнологии. (ОПК-4)
11. Сырье для питательных сред. Принципы составления питательных сред. (ОПК-4)
12. Состав питательной среды для биотехнологического производства (источники углерода и других питательных веществ). (ОПК-4)
13. Приготовление питательной среды, инокуляция и культивирование. (ОПК-4)
14. Способы ферментации: аэробная и анаэробная, глубинная и поверхностная, периодическая и непрерывная, с иммобилизованным продуцентом. (ОПК-4)
15. Особенности стадии выделения и очистки в зависимости от целевого продукта. Продукты микробного брожения и метаболизма. (ОПК-4)
19. Получение и использование аминокислот. (ОПК-4)
20. Получение липидов с помощью микроорганизмов. (ОПК-4)
21. Производство и применение витаминов. (ОПК-4)
22. Получение ферментных препаратов из сырья растительного и животного происхождения(ОПК-4)
23. Получение ферментных препаратов с помощью микроорганизмов. Номенклатура микробных ферментных препаратов. (ОПК-4)
24. Получение биомассы микроорганизмов в качестве источника белка. (ОПК-4)
25. Биоконверсия растительного сырья в топливо (ОПК-4)
26. Значение трансплантации эмбрионов для животноводства(ОПК-4)
27. Перечислите основные этапы технологии трансплантации эмбрионов(ОПК-4)
28. Требования, предъявляемые к коровам-донорам и коровам-реципиентам(ОПК-4)
29. Техника вызывания суперовуляции и искусственное осеменение коров-доноров (ОПК-4)
30. Технология оплодотворения яйцеклеток млекопитающих invitro(ОПК-4)
31. Методы клонирования животных(ОПК-4)
32. Методы получения трансгенных животных(ОПК-4)
Комплект тестовых заданий
1. .Микроорганизмы, которые не имеют четко обособленного ядра:
б) эукариоты;
в) все перечисленные варианты.
2. К каким микроорганизмам относятся водоросли?
а) прокариоты;
б) эукариоты;
в) гетеротрофы.
3. Культура микроорганизма, которая выделена из одной клетки, называется:
а) клон;
б) штамм;
в) геном.
4. .Прокариотическое строение имеют:
а) мицелиальные грибы;
б) клетки животных и растительных организмов;
в) бактерии.
5. Самыми мелкими из известных живых организмов являются:
а) дрожжи;
б) бактерии группы микоплазмид;
в) мицелиальные грибы.
6. Какие общие принципы структуры свойственны живым организмам:
а) единство элементарного состава, типов химических соединений;
б) единство субклеточной организации, клеточного строения в живых организ-
мах;
в) все вышеперечисленные свойства.
7. Наименьшая структура, которой присущи все функции, общие для
живых организмов и протекающие в них однотипно:
а) клетка;
б) орган;
в) организм.
8. Осмос это -
а) неспецифическое проникновение веществ, в клетку под действием разности
концентрации или электрических потенциалов по обе стороны мембраны;
б) переход молекул растворителя из области с более высоким давлением в об-
ласть более низким через избирательно проницаемую мембрану;
в) движение частиц среды, приводящее к переносу вещества и выравниванию
концентраций.
9. Процесс перемещения воды из клетки в среду и, наоборот, за счет
разности гидростатических давлений:
а) ультрафильтрация;
б) электроосмос;
в) диффузия.
Для ионов направление диффузии определяет:
10. а) электрический заряд;
б) концентрация;
в) все вышеперечисленное.
11. Поглощение твердых частиц называют?
а) пиноцетоз;
б) эндоцитоз;
в) фагоцитоз.
12. Симбиоз- это
а) тесное совместное существование разных видов микроорганизмов;
б) невозможность совместного существования разных видов микроорганизмов;
в) тесное существование одного вида микроорганизмов.
13. К факультативным анаэробам относятся:
а) грибы;
б) водоросли;
в) дрожжи.
14. Каков элементарный состав микробной клетки:
а) углерод, азот, фосфор, магний;
б) азот, магний, сера, углерод;
в) углерод, азот, фосфор, сера.
15. Галлофилы – это:
а) микроорганизмы, которые могут жить при высокой концентрации NaCl;
б) микроорганизмы, которые могут жить при низкой концентрации NaCl;
в) все вышеперечисленные варианты не верны.
16. Факторы, регулирующие микробный синтез:
а) влажность, осмотическое давление, температура, аэрация;
б) влажность, температура;
17. При каком методе культивирования продуцентов выращивание мик-
роорганизмов осуществляется в специальных ёмкостях:
а) поверхностный;
б) глубинный;
в) периодический.
18. В каком соотношении при выращивании микроорганизмов поверх-
ностным способом должны присутствовать углерод и азот:
а) 1:1;
б) 1:7;
в) 7:1.
19. На твердых питательных средах успешно выращивают аэрофильные
микроорганизмы при использовании:
а) принудительной аэрации и добавок разрыхлителей;
б) добавок разрыхлителей с естественной аэрацией;
в) принудительной аэрации.
20. Высокий выход целевых продуктов, богатый комплекс сопутствую-
щих полезных ферментов характерен для метода:
а) поверхностного;
б) глубинного;
в) периодического.
21. Какой метод культивирования микроорганизмов на сегодняшний
день является более перспективным:
а) поверхностный;
б) глубинный;
в) периодический.
22. При каком способе культивирования микроорганизмов на протяже-
нии всего времени выращивания питательные вещества не добавляют?
а) непрерывном;
б) периодическом;
в) во всех перечисленных способах.
23. Какой вид микроорганизмов способен сбраживать лактозу при произ-
водстве спирта:
а) дрожжи;
б)фенолы;
в) каратиноиды__
24. При непрерывном способе выращивания микроорганизмов создается
возможность поддерживания культуры в фазе:
а) переходная;
б) экспоненциальная;
в) стационарная.
25. С помощью какого метода осуществляетсяподдержание состояния
динамического равновесия в реакторе?
а) хемостатный;
б) турбидостатный;
в) все вышеперечисленные методы.
26. По турбидостаному принципу концентрация биомассы поддержива-
ется:
а) скоростью потока среды;
б) концентрацией подаваемого субстрата;
в) всеми вышеперечисленными вариантами.
27. При каком методе выращивания микроорганизмов контролируется
концентрация суспензии входящей жидкости?
а) турбидостатный;
б) хемостатный;
в) все вышеперечисленные методы.
28. Метод, который дает возможность изменить скорость роста биомас-
сы при увеличении или уменьшении лимитирующего фактора среды:
а) турбидостатный;
б) поверхностный;
в) хемостатный.
29. Сколько фаз развития проходит классическая периодическая куль-
тура, представляющая собой замкнутую систему?
а) 3;
б) 5;
в) 6.
30. В биотехнологии при развитии культуры, какие две фазы развития
являются потерей времени?
б) 3 и 4;
в) 5 и 6.
31. Непрерывный процесс обеспечивает:
а) однородность, стандартность конечного продукта;
б) равномерную скорость процесса, максимальный выход продукта;
в) все вышеперечисленные варианты.
32. Время между двумя последовательными делениями называется:
а) временем вегетации;
б) временем генерации;
в) нет правильного варианта.
33. В какой фазе роста микроорганизмов интенсивность образования
клеточной массы достигает предела?
а) переходная;
б) экспоненциальная;
в) затухающего роста.
34. Как называется система, при которой после последнего ферментато-
ра часть клеток возвращается в первый ферментатор?
а) однолоточная;
б) многолоточная;
в) рециркуляционная.
35. Недостаток какого метода описывается: потребность в большом ко-
личестве кювет, занимает большие площади, трудоемкий процесс?
а) поверхностный;
б) непрерывный;
в) одноступенчатый.
36. Главным компонентом при выращивании дрожжей является:
а) этанол;
б) метанол;
в) глюкоза.
37. В биотехнологии «производительная сила» - это
а) штамм-продуцент;
б) чистая культура;
в) технически чистая культура.
38. Постепенное разбавление культуры стерильным раствором до полу-
чения одной клетки из которой получают в последствии ее потомство (метод)?
а) метод Пастера;
б) метод Коха;
в) метод истощающего посева.
39. Метод - разведение культуры микроорганизма в 4 - 5 пересевах рас-
плавленной твердой питательной средой?
а) метод Пастера;
б) метод Коха;
в) метод истощающего посева.
40. Главными показателями качества чистой культуры является:
а) биологическая чистота;
б) морфологическое состояние и физиологические свойства;
в) все вышеперечисленные варианты.
41. С целью создания условий для синтеза целевого продукта проводят
следующую стадию производственного цикла:
а) составление и стерилизация питательной среды, регулирование и контроль
выращиваемого продуцента;
б) основная ферментация, регулирование и контроль выращиваемогопродуцен-
та;
в) все вышеперечисленные варианты.
42. В каком документе отражают оптимальные режимы и условия фер-
ментации штамм - продуцента?
а) технологический регламент;
б) ТУ;
в) ГОСТ.
43. Питательную среду готовят:
а) непрерывным методом;
б) периодическим методом;
в) всеми перечисленными методами.
44. В процессе стерилизации нежелателен процесс:
а) меланоидинообразование;
б) карамелизация;
в) все вышеперечисленные процессы.
процесс:
а) стерилизация;
б) основная ферментация;
в) разделение культуральной жидкости и биомассы.
46. Какую стадию производственного цикла проводят после стандарти-
зации биопрепарата?
а) упаковывание и хранение;
б) реализация;
в) все перечисленные стадии.
47. Посевную культуру выращивают в:
а) колбе;
б) инакуляте;
в) пробирке.
48. Вопрос 7.Ферменты, катализирующие синтез сложных органических соедине-
ний из простых:
а) лигазы;
б) лиазы;
в) трансферазы.
49. Вопрос 8.К классу ферментов гидролаз относятся:
а) амилазы, протеазы;
б) эстеразы;
в) все перечисленное.
50. К основным особенностям ферментативного катализа относится:
а) активность и чувствительность;
б) обратимость;
в) все перечисленное.
51. Фермент бромелаин растительного происхождения получают из:
а) плодов папайи в молочной стадии зрелости;
б) листьев, стеблей и оболочек плодов ананаса;
в) листьев и молодых побегов инжирного дерева.
52. Особенностью получения, какого ферментного препарата является -
сырье собирают в ручную ранним утром на восходе солнца в деревянную тару?
а) папаин;
б) бромелаин;
в) фицин.
53. Белки сыворотки выделяют:
а) тепловой денатурацией, протеиназами;
б) электрофлотацией, электродиализом, ультрафильтрацией;
в) все вышеперечисленные варианты верны.
54. Вопрос 3.Применение микробных ферментных препаратов позволяется:
а) внедрить новые технологии;
б) разработать широкий ассортимент продуктов из вторичного молочного сы-
рья, удовлетворяющих нормам питания;
в) все вышеперечисленное.
Ситуационные задачи
Задача №1. В процессе биосинтеза антибиотика из группы аминогликозидов при культивировании продуцента состав питательной среды включал соевую муку, кукурузный экстракт, повышающий эффективность ферментации и соли. Подача газового потока, источники фосфатов и азота соответствовали требованиям. При добавлении в среду некоторого количества глюкозы биосинтез был ослаблен.
1. В результате чего добавление в среду глюкозы снизило эффективность биосинтеза антибиотика? Какое название носит данный эффект, его сущность?
2. Какие общие закономерности необходимо учитывать при культивировании большинства продуцентов вторичных метаболитов?
3. Какие углеводороды наиболее благоприятны для биосинтеза антибиотиков?
Задача №2. В процессе биотехнологического процесса из ядра клетки патогенного для человека микроорганизма выделен геном, в котором был выбран определенный ген (участок нуклеиновой кислоты микроорганизма). Данный ген размножен с применением ПЦР. В базе антимикробных агентов выбран один, взаимодействие с которым подавило активность гена наиболее эффективно. Затем выбранный из антимикробный агент был опробован в действии на целую 4 микробную клетку исходного микроорганизма, вызвав выраженное подавление ее жизнедеятельности.
1. Определите вид скрининга антимикробной структуры для конкретного патогенна.
2. Выделите основные этапы скрининга, определите их значение в ходе скрининга .
3. Для чего применяется данный вид скрининга антимикробной структуры.
4. Что послужит продолжением указанного процесса?
Задача №3. Стадия ферментации - центральная среди этапов промышленного производства. Под ферментацией понимают всю совокупность последовательных операций от внесения в заранее приготовленную и термостатированную среду инокулята до завершения процессов роста, биосинтеза или биотрансформации.
2. С помощью какого оборудования осуществляется ферментация? Его основные элементы, схематическое изображение.
3. Как технологическое оформление процессов промышленной биотехнологии зависти от отношения микроорганизма-продуцента к кислороду? Три группы биореакторов.
4. Способы управления процессом ферментации.
Задача № 4. Установите правильную последовательность стадий и операций технологического процесса, представленных на схеме, заполните недостающие операции стадии «Выделение целевого продукта». Предложите методы и аппаратурное оснащение операции «Дезинтеграция клеток».
1. Подготовка и стерилизация газового потока
2. Подготовка и стерилизация оборудования и коммуникаций
3. Подготовка и стерилизация субстрата
4. Разделение культуральной суспензии
5. Обработка культуральной суспензии
6. Анализ целевого продукта
7. Дезинтеграция клеток
8. Выделение индивидуального вещества
9. Культивирование биообъекта
10.Подготовка биообъекта
11.Сушка целевого продукта
12.Фасовка, упаковка, маркировка лекарственной субстанции
13.Выделение целевого продукта
14.Биологическая очистка отходов
Задача № 5. Ферменты — биологические катализаторы биохимических реакций в живых клетках.
1. Назовите основные свойства ферментов, сравните со свойствами небиологических катализаторов.
2. Активный и аллостерический центр фермента.
3. Биообъекты-биокатализаторы.
4. Классификация ферментов и катализируемых реакций.
Задача № 6. Фермент липаза почти не синтезируется грибом Asp.awamori на среде без индуктора, добавление жира кашалота усиливает биосинтез фермента в сотни раз. При добавлении же в среду крахмала и при полном исключении минерального фосфора интенсивно синтезируется фосфатаза.
1. Какие факторы, влияющие на биосинтез ферментов, вы знаете?
2. Что произойдет при биосинтезе aльфа-амилазы культурой Asp.oryzae в случае замены сахарозы (как источника углерода) на крахмал, добавления солодового экстракта (из проросших семян злаковых), или при повышении концентрации основных элементов питательной среды на 50%?
3. Какими двумя способами может быть определен оптимальный состав питательной среды для каждого продуцента?
4. Каким образом и для чего принято определять активность ферментного препарата?
5. Какой класс ферментов зависимости от катализируемых реакций составляет основную часть среди ферментов, получаемых промышленным способом?
Задача № 7. Поверхностный метод культивирования продуцентов ферментов.
1. При поверхностном методе культура растет на поверхности твердой или жидкой питательной среде? За счет чего обеспечивается аэрация при этом способе?
2. Основные преимущества поверхностной культуры.
3. Виды посевного материала при поверхностном культивировании продуцентов ферментов.
4. Схема очистки при поверхностном культивировании продуцентов ферментов.
5. Стандартизация ферментного препарата, определение.
Задача №8. Рассмотрим процесс биотрансформациидигитоксина в дигоксин за счет дегидроксилирования углерода-12.
1. Применяются ли при этом иммобилизованные ферменты? Биообъектбиокатализатор, источники получения
2. Цели и преимущества использования иммобилизованных клеток растений в качестве биокатализатора в данном процессе
3. Реакции, катализируемые биокатализатором
4. Носители для иммобилизации. Методы имобилизации биокатализатора
5. Виды биореакторов для процесса с применением иммобилизованного биокатализатора.
Задача №9. Ферменты - вещества белковой природы и поэтому неустойчивы при хранении. Кроме того, ферменты не могут быть использованы многократно из-за трудностей в отделении их от реагентов и продуктов реакции. В 1916 году Дж.Нельсон и Е.Гриффин адсорбировали на угле инвертазу и показали, что она сохраняет в таком виде каталитическую активность.
1. Изобретение какого процесса воздействия на ферменты с целью повышения их устойчивости и возможности многократного применения произошло в 1916г?
2. Преимущества иммобилизованных ферментов перед нативными.
3. Основные к требования носителям для получения иммобилизованных ферментов.
4. Классификация носителей для получения иммобилизованных ферментов.
5. Перечислите наиболее распространенные носители из класса углеводов, известные вам. Назовите основные достоинства и недостатки белков в качестве носителей для иммобилизации ферментов, наиболее часто применяемые с этой целью белки.
Задача № 10. Ощутимый вклад процессы иммобилизации ферментов и клеток внесли в тонкий органический синтез, в анализ, в медицину, в процессы конверсии энергии, в пищевую и фармацевтическую промышленности.
1. Общие направления и достижения применения иммобилизованных ферментов в пищевой промышленности.
3. Преимущества иммобилизованных клеток перед иммобилизованными ферментами, перед свободными клетками.
4. Какие клетки подходят для иммобилизации? Одностадийные и полиферментные реакции.
5. Химические и физические методы иммобилизации КЛЕТОК, возможности применения.
Задача №11. Генная инженерия появилась благодаря работам многих исследователей в разных отраслях биохимии и молекулярной генетики. Генная инженерия -совокупность методов, позволяющих в пробирке переносить генетическую информацию из одного организма в другой. Перенос генов даѐт возможность преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим. ЦЕЛЬ - получение клеток, в промышленных масштабах нарабатывать некоторые белки.
1. Что представляют из себяплазмиды, их роль в генной инженерии.
2. Для чего бактериальные клетки вырабатывают рестриктазы?
3. Сущность процесса клонирования для получения рекомбинантной ДНК с применением плазмид и рестриктаз.
4. Основные продуценты, используемые в построении рекомбинантных белков.
5. Понятие вектора в генной инженерии.
Задача №12. Важное значение среди гормонов поджелудочной железы играет инсулин. В настоящий момент расширяются возможности создания рекомбинантного инсулина.
1. Биологические функции инсулина в организме человека.
2. Строение инсулина.
3. Биосинтез молекулы инсулина в организме человека из проинсулина.
4. Какие недостатки производства и применения инсулинов из животного сырья вы знаете?
Задача №13. Важной составной частью биотехнологии является генетическая инженерия. Методы генной инженерии преобразуют клетки бактерий, дрожжей и млекопитающих в "фабрики" для масштабного производства любого рекомбинантного белка.
1. Дайте определение рекомбинантной ДНК. 2. Какие вы знаете ферменты, применяемые при конструировании рекомбинантных ДНК?
3. Особенности контроля качества генно-инженерных препаратов, показатели качества. 4. Роль вектора в генной инженерии.
5. Характеристики векторных систем, важные для переноса необходимых генов в клетки млекопитающих.
Задача №14. Исторически первым способом получения инсулина для терапевтических целей является выделение аналогов этого гормона из природных источников (островков поджелудочной железы крупного рогатого скота и свиней). В 20-х годах прошлого века было установлено, что бычий и свиной инсулины (которые являются наиболее близкими к инсулину человека по своему строению и аминокислотной последовательности) проявляют в организме человека активность, сравнимую с инсулином человека.
1. Получение инсулина из тканей свиней является методом синтетическим или полусинтетическим?
2. Опишите метод получения инсулина из тканей свиней.
3. Преимущества человеческого генно-инженерного инсулина человека по сравнению с произведенным из тканей животного.
4. Как по международному стандарту определяют активность инсулина?
Задача №15. Создание и производство рекомбинантных человеческих инсулинов существенно повысило эффективность лечения сахарного диабета и обеспечило повышение качество жизни больных.
1. Какие два подхода для получения инсулина с использованием методов генетической инженерии вы знаете?
2. Какой из этих подходов применяется в биотехнологическом производстве инсулина по технологии фирмы «Elililly» (США)?
3. Какой продуцент применяется в биотехнологическом производстве инсулина по технологии фирмы «Elililly»?
4. Процесс ферментации при биотехнологическом производстве инсулина по технологии фирмы «Elililly».
5. Для чего применима дезинтеграция клеток продуцента при биотехнологическом производстве инсулина по-технологии фирмы «Elililly» (США)?
Задача №19. Определите лекарственную субстанцию по описанию технологического процесса: «Штамм сконструирован методом генной инженерии. Отбор высокопродуктивных клонов проведен по устойчивости к аналогу целевого продукта. В качестве аналога использованрозеофлавин. Сверхпродуцент культивируют на питательной среде с мелассой и дрожжевым экстрактом в течение 25-35 ч. при температуре 370 С в условиях аэрации. Целевой продукт секретируется в культуральную жидкость в количестве 3,4-4,0 г/л целевого продукта. Лекарственную субстанцию выделяют из культуральной жидкости по растворимости в щелочах и кислотах и низкой растворимости в органичных жидкостях.
1. Составьте технологическую схему получения данного соединения.
2. Метод совершенствования выбранного продуцента и отбора сверхпродуцента
3. Какие еще продуценты данного вещества вам известны, их достоинства и недостатки.
Задача №21. В клетках микроорганизмов рода Согуnebacterium и Brevibacterium в процессе микробиологического синтеза из аспарагиновой кислоты в синтезируется три аминокислоты, в том числе лизин, имеющий промышленное значение.
1. Биообъект для данного процесса.
2. Какие еще аминокислоты образуются в клетках микроорганизмов рода Согуnebacterium и Brevibacterium из аспарагиновой кислоты наряду с лизином?
3. Какой фермент открывает данный метаболический путь, особенности данного фермента. Понятие «совместное ингибирование».
4. Метод совершенствования биообъекта, применяемый при синтезе лизина. Понятия мутанты первого и второго типов, их предназначение и использование их особенностей.
Задача №22. В процессе микробиологического синтеза с применением кишечной палочки получают аминокислоту
1. Биообъект, его особенности при регуляции биосинтеза аминокислот. Строение регуляторной области.
2. Методы совершенствования биообъекта.
3. Метод отбора сверхпродуцента.
Задача №25 Создание и производство рекомбинантных человеческих инсулинов существенно повысило эффективность лечения сахарного диабета и обеспечило повышение качество жизни больных.
1. Методы очистки полученных рекомбинантных белков- предшественников цепей А и В в биотехнологическом производстве инсулина по технологии фирмы «Elililly»?
2. Процесс выделения А и В цепей, их соединение в молекулу инсулина.
3. Недостатки метода и продуцента при производстве инсулина по технологии фирмы «Elililly».
4. Технологические приемы, используемые для защиты персонала, производственного процесса, отходов и окружающей среды от контаминации клетками Escherichiacoli.
5. Перечислите препараты рекомбинантного инсулина, выпускаемого по технологии фирмы «Elililly».
Темы заданий для работы в малых группах
1. Микроорганизмы – основа биотехнологических производств
2. Принципы составления питательных сред
3. Оптимизация состава питательной среды
4. Определение скорости разбавления как модель непрерывного культивирования
5. Этапы биотехнологического производства
6. Принципиальные схемы биореакторов
7. Методы выделения и очистки конечных продуктов биотехнологических производств
8. Биотехнология получения белков из бактерий, водорослей, грибов
9. Биотехнология получения L-форм аминокислот
10. Биосинтез антибиотиков
11. Биосинтез кормовых белков
12. Биосинтез кормовых витаминных препаратов
13. Биосинтез кормовых липидов
14. Неуправляемый процесс брожения
15. Объекты биотехнологии (вирусы, грибы, бактерии, клетки и ткани растений, животных)
16. Оборудование для культивирования микроорганизмов
17. Биотехнология получения L-форм аминокислот
18. Биотехнология получения липидов, витаминов
19. Пищевые биотехнологии. Бродильные производства, хлебопечение
20. Биотехнология кисломолочных продуктов
21. Биотехнологические процессы в производстве мясных и рыбных продуктов
1. Потребности микроорганизмов в питательных веществах.
2. Особенности сырья для микробиологических процессов и требования к нему.
3. Анализ полной кинетической кривой роста мк/о при ингибировании субстратом.
4. Оптимизация состава питательных сред.
5. Механизм усвоения углеводов отличных от глюкозы.
6. Рост микроорганизмов на С1 субстратах.
7. Рост микроорганизмов на н-алканах.
8. Рост на ароматических соединениях.
9. Биосинтез органических кислот.
10. Биосинтез L-лизина.
11. Биосинтез L-триптофана.
12. Биосинтез глутаминовой кислоты.
13. Биосинтез этанола.
14. Биосинтез антибиотиков.
15. Кинетика ферментативных реакций (зависимость скорости реакции от концентрации субстрата).
16. Зависимость удельной скорости роста микроорганизмов от концентрации лимитирующего субстрата.
17. Определение механизма ингибирования роста микроорганизмов.
18. Кинетические модели роста микроорганизмов с ингибированием субстратом.
19. Дифференцирование причин возникновения периодов индукции.
20. Верхний и нижний пределы скорости роста микроорганизмов.
21. Рост микроорганизмов в режиме хемостата.
22. Метод Корниш-Боуден для определения параметров роста микроорганизмов.
23. Многосубстратные процессы роста микроорганизмов.
24. Влияние обратимых эффекторов на кинетику роста микроорганизмов.
25. Влияние рН на кинетику роста микроорганизмов.
26. Интегральная форма уравнения роста микроорганизмов.
27. Теплообмен в биотехнологических системах.
28. Ксенобиотики, основные источники их поступления в природные среды, особенности трансформации ксенобиотиков.
30. Биологическая дезодорация газов.
31. Основные современные подходы к технологии биологической очистки почв и инженерные решения.
32. Переработка растительного сырья и углеводсодержащих отходов в белок одноклеточных организмов.
33. Силосование.
34. Компостирование.
35. Биоконверсия растительного сырья в топливо.
36. Биорегуляторы роста растений. Принципы получения и использования.
37. Биоудобрения. Производство и применение.
38. Технологии получения и применения биологических средств защиты растений на основе живых клеток бактерий, грибов и вирусов, а также на основе антибиотиков
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п