учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
земель путем регулирования водного режима почвогрунтов.
Задачи: Изучить виды мелиорации земель, способы и технические средства регулирования
мелиоративных режимов земель в соответствии с их назначением; ознакомить с необходимыми знаниями по проведению мелиоративных мероприятий и за состоянием и использованием систем сельскохозяйственного водоснабжения.
земель путем регулирования водного режима почвогрунтов.
Задачи: Изучить виды мелиорации земель, способы и технические средства регулирования
мелиоративных режимов земель в соответствии с их назначением; ознакомить с необходимыми знаниями по проведению мелиоративных мероприятий и за состоянием и использованием систем сельскохозяйственного водоснабжения.
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
решения.
ожидаемыми результатами их решения
выделенных задач.:
определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
достижение, определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач для решения сложных практических задач.
определять ожидаемые результаты решения выделенных задач
достижение, определять ожидаемые результаты решения выделенных задач.
обеспечивающих ее достижение, определять ожидаемые результаты решения выделенных задач для решения сложных практических задач.
ПКС-1: Способен к организации работ ведению активного мониторинга природно-техногенных систем, определению их технического и экологического состояния;
на гидромелиоративных системах.
и земельных ресурсов на гидромелиоративных системах.
выделенных задач.:
и земельных ресурсов на гидромелиоративных системах.
земельных ресурсов на гидромелиоративных системах для решения практических задач.
земельных ресурсов на гидромелиоративных системах для решения сложных практических задач.
на гидромелиоративных системах.
и земельных ресурсов на гидромелиоративных системах.
земельных ресурсов на гидромелиоративных системах для решения практических задач.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
сельскохозяйственных культур.
орошении.
распространения
мелиоративных земель
в мире и в России.
орошения.
Эффективность
орошения сточными
водами.
Определение режима орошения и поливных норм. Состав сельскохозяйственных культур.
техника полива
сельскохозяйственных
культур.
Оросительные системы и их устройство.
заболачиванием при
орошении.
оросительных систем.
мелиорации. Площади
распространения мелиоративных
земель в мире и в России.
Виды и способы орошения.
Эффективность орошения
сточными водами.
сельскохозяйственных культур.
Определение режима орошения и
поливных норм. Состав
сельскохозяйственных культур.
полива сельскохозяйственных
культур.
устройство.
заболачиванием при орошении.
осушения.
территории, норма осушения
осушения. Причины
заболачивания и
переувлажнения.
водный режим
осушаемой территории,
норма осушения.
и ее устройство.Способы и методы
осушения.
осушительных систем.
Виды и задачи осушения. Причины
заболачивания и переувлажнения.
режим осушаемой территории,
норма осушения.
устройство.
систем.
водоснабжение.
мелиорации.
Землеочистные
мелиорации.
эрозии. Защита земель
от воздействия
неблагоприятных
явлений.
Снежная мелиорация.
Химические мелиорации.
источника орошения.
Пригодность воды для
орошения.
Планировочные мелиорации.
Землеочистные мелиорации.
Защита земель от эрозии. Защита
земель от воздействия
неблагоприятных явлений.
Рекультивация земель. Снежная
мелиорация. Химические
мелиорации.
водоснабжение. Регулирование
режима источника орошения.
Пригодность воды для орошения.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Введение в профессиональную деятельность
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Мелиорация. Основные виды, понятия и определения (УК-2; ПКС-2)
2. История развития мелиорации (УК-2; ПКС-2)
3. Понятие орошения. Задача и виды орошения (УК-2; ПКС-2)
4. Эффективность орошения сточными водами (УК-2; ПКС-2).
5. Пределы орошения. Влияние орошения (УК-2; ПКС-2).
6. Режим орошения. Понятие водопотребления, оросительных и поливных норм (УК-2; ПКС2).
7. Режим орошения сельскохозяйственных культур (УК-2; ПКС-2).
8. Оросительная система и ее элементы (УК-2; ПКС-2).
9. Источники воды для орошения, требования к ним, оросительная способность источника (УК-2; ПКС-2).
10. Способы орошения и техника полива. Условия применения, достоинства, недостатки поверхностного полива, дождевания, капельного, почвенного орошения (УК-2; ПКС-2).
11. Специальные виды орошения (УК-2; ПКС-2).
12. Особенности оросительных мелиораций в РБ (УК-2; ПКС-2).
13. Поверхностное орошение. Техника поверхностного полива (УК-2; ПКС-2).
14. Подпочвенное орошение (УК-2; ПКС-2).
15. Временная оросительная сеть Требования к технике орошения (УК-2; ПКС-2).
16. Внутрипочвенное и капельное орошение (УК-2; ПКС-2).
17. Понятие осушения, способы осушения (УК-2; ПКС-2).
18. Болота, заболоченные и переувлажненные земли (УК-2; ПКС-2).
19. Причины заболачивания и переувлажнения (УК-2; ПКС-2).
20. Методы, способы, схемы осушения при разных типах водного питания (УК-2; ПКС-3)
21. Осушительные системы и их элементы. Регулирующая, ограждающая, проводящая сеть при разных методах
22. Водоприемники осушительных систем: виды, требования к ним (УК-2; ПКС-2).
23. Эксплуатация осушительных систем (УК-2; ПКС-2).
24. Методы и способы увлажнения, режим увлажнения (УК-2; ПКС-2)
25. Осушительно-увлажнительные системы (УК-2; ПКС-2).
Перечень вопросов к экзамену:
1. Мелиорация. Основные виды, понятия и определения (УК-2; ПКС-2)
2. История развития мелиорации (УК-2; ПКС-2)
3. Понятие орошения. Задача и виды орошения (УК-2; ПКС-2)
4. Эффективность орошения сточными водами (УК-2; ПКС-2).
5. Пределы орошения. Влияние орошения (УК-2; ПКС-2).
6. Влияние орошения на внешнюю среду развития растений и урожай (УК-2; ПКС-2)
7. Режим орошения. Понятие водопотребления, оросительных и поливных норм (УК-2; ПКС2).
8. Режим орошения сельскохозяйственных культур (УК-2; ПКС-2).
9. Оросительная система и ее элементы (УК-2; ПКС-2).
10. Оросительная сеть: назначение, типы сети. Характеристика открытой, трубчатой и комбинированной сети (УК-2; ПКС-2).
11. Источники воды для орошения, требования к ним, оросительная способность источника (УК-2; ПКС-2).
12. Способы орошения и техника полива. Условия применения, достоинства, недостатки поверхностного полива, дождевания, капельного, почвенного орошения (УК-2; ПКС-2).
13. Специальные виды орошения (УК-2; ПКС-2).
14. Особенности оросительных мелиораций в РБ (УК-2; ПКС-2).
15. Поверхностное орошение. Техника поверхностного полива (УК-2; ПКС-2).
16. Подпочвенное орошение (УК-2; ПКС-2).
17. Временная оросительная сеть Требования к технике орошения (УК-2; ПКС-2).
18. Дождевание. Дождевальная техника (УК-2; ПКС-2).
19. Внутрипочвенное и капельное орошение (УК-2; ПКС-2).
20. Мелкодисперсное и импульсное дождевание (УК-2; ПКС-2).
21. Мелиорация засоленных земель. Виды засоленных земель. Степень засоления, допустимые пределы, засоления (УК-2; ПКС-2).
22. Ликвидация первичного засоления, капитальные промывки и химические мелиорации (УК2; ПКС-2).
23. Вторичное засоление. Прогноз водного и солевого режимов, предупреждение вторичного засоления (УК-2; ПКС-2).
24. Дренаж на орошаемых землях, назначение и типы, конструкции, условия применения (УК2; ПКС-2).
25. Сооружения на оросительной системе, водозаборы, сетевые сооружения на открытой и закрытой оросительных сетях, коллекторно-дренажной сети (УК-2; ПКС-2).
26. Водомерные устройства, автоматизация оросительной сети (УК-2; ПКС-2).
27. Понятие осушения, способы осушения (УК-2; ПКС-2).
28. Болота, заболоченные и переувлажненные земли (УК-2; ПКС-2).
29. Причины заболачивания и переувлажнения (УК-2; ПКС-2).
30. Методы, способы, схемы осушения при разных типах водного питания (УК-2; ПКС-3)
31. Осушительные системы и их элементы. Регулирующая, ограждающая, проводящая сеть при разных методах осушения: расположение, конструкции (УК-2; ПКС-2),
32. Водоприемники осушительных систем: виды, требования к ним (УК-2; ПКС-2).
33. Эксплуатация осушительных систем (УК-2; ПКС-2).
34. Методы и способы увлажнения, режим увлажнения (УК-2; ПКС-2)
35. Дорожная сеть. Средства контроля за мелиоративным состоянием земель (УК-2; ПКС-2).
36. Агромелиоративные и лесомелиоративные мероприятия в засушливой зоне (УК-2; ПКС-2).
37. Осушительно-увлажнительные системы (УК-2; ПКС-2).
38. Прогнозирование влияния мелиораций на прилегающие земли. Охрана природы мелиорации сельскохозяйственных земель (УК-2; ПКС-2).
39. Культуртехнические и другие виды мелиорации (УК-2; ПКС-2).
40. Планировочные мелиорации (УК-2; ПКС-2).
41. Землеочистные мелиорации (УК-2; ПКС-2).
42. Противоэрозионные мелиорации (УК-2; ПКС-2).
43. Защита земель от эрозии (УК-2; ПКС-2).
44. Особые виды мелиорации (УК-2; ПКС-2).
45. Рекультивация земель (УК-2; ПКС-2).
46. Снежная мелиорация (УК-2; ПКС-2).
47. Химические мелиорации (УК-2; ПКС-2).
48. Обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение (УК-2; ПКС-2).
49. Регулирование режима источника орошения (УК-2; ПКС-2).
50. Пригодность воды для орошения (УК-2; ПКС-2).
1. Сущность, виды и значение мелиорации.
2. Площади распространения мелиоративных земель в мире и в России
3. Понятие орошения, способы.
5. Способы орошения и техника полива. Условия применения, достоинства, недостатки поверхностного полива, дождевания, капельного, почвенного орошения.
6. Оросительная сеть: назначение, типы сети. Характеристика открытой, трубчатой и комбинированной сети.
7. Источники воды для орошения, требования к ним, оросительная способность источника.
8. Мелиорация засоленных земель. Виды засоленных земель. Степень засоления, допустимые пределы, засоления.
9. Дренаж на орошаемых землях, назначение и типы, конструкции, условия применения.
10.Сооружения на оросительной системе, водозаборы, сетевые сооружения на открытой и закрытой оросительных сетях, коллекторно-дренажной сети. Водомерные устройства, автоматизация оросительной сети.
11.Задача оросительных мелиораций
12.Потребность в орошении
13.Районы постоянной и периодической засушливости
14.Объемы потребления воды растениями. Транспирационный коэффициент
15.Виды оросительных мелиораций
16.Специальные виды орошения
17.Влияние орошения на внешнюю среду развития растений и урожай
18.Факторы развития растений
19.Пределы орошения
20.Особенности оросительных мелиораций в РБ
21.Поверхностное орошение. Техника поверхностного полива. Общие ее принципы
22.Временная оросительная сеть и их размеры
23.Дождевание. Полный напор. Скоростной напор
24.Качество оросительной воды
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п