учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
- ;
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Задачи: - показать значение и роль виноградарства в жизни человека, ознакомить студентов с особенностями роста, развития и плодоношения винограда, возможностью развития виноградарства в РБ; - теоретически обосновать, дать практическое применение основных технологий по выращиванию посадочного материала, ведению культуры винограда; ознакомить обучающихся с основами переработки винограда.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
ИД-2 Не знает и не понимает: основные законы математических и естественных наук
ИД-3 Не знает и не понимает: информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Знает и понимает: посредственно основные законы математических и естественных наук (в т.ч. экологии)
ИД-3 Знает и понимает: посредственно информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Знает и понимает хорошо посредственно основные законы математических и естественных наук
ИД-3 Знает и понимает хорошо посредственно информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Знает и понимает в полной мере посредственно основные законы математических и естественных наук
ИД-3 Знает и понимает в полной мере посредственно информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Не умеет: применять знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Не умеет: использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Умеет посредственно применять знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Умеет посредственно использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Умеет хорошо применять знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Умеет хорошо использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Умеет в полной мере применять знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Умеет в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Не владеет навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Не владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Владеет слабо навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Владеет слабо навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Владеет хорошо навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Владеет хорошо навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области виноградарства
ИД-2 Владеет свободно навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области виноградарства
ИД-3 Владеет свободно навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области виноградарства
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Закладка виноградника, системы ведения и опоры, формирование и обрезка винограда.
Тема: Основы частного виноградарства, сортовой фонд винограда РФ. Основы селекции и ампелографии.
Основы частного виноградарства, сортовой фонд винограда РФ. Основы селекции и ампелографии.
Закладка виноградника, системы ведения и опоры, формирование и обрезка винограда. Уход за виноградником.
Сбор и использование урожая.
Основы частного виноградарства, сортовой фонд винограда РФ.
Основы селекции и ампелографии
Выдержка виноматериалов, осветление и стабилизация вин.
Выдержка виноматериалов, осветление и стабилизация вин. Обеспечение кондиционности вин: купажирование, эгализация, ассамблирование, спиртование.
Упаковывание и выдержка вин в бутылках.
Болезни и пороки вина: признаки заболеваний, изменения в винах при их заболевании. Предупредительные и лечебные меры. Оценка качества вин.
2. Татарникова В. Ю., Имескенова Э. Г. Виноградарство [Электронный ресурс]:Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 "Садоводство". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 168.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Виноградарство как отрасль сельского хозяйства, раздел сельскохозяйственной науки и учебная дисциплина. Использование винограда, получаемые продукты. ОПК-1
2. Состояние и перспективы развития виноградарства России. Задачи науки, производства и подготовки кадров. ОПК-1
3. Морфологические и анатомические особенности виноградного растения как лианы и использование этих знаний при разработке элементов технологии возделывания винограда. ОПК-1
4. Структура куста винограда - многолетние и однолетние органы. Их морфолого-биологическая характеристика и функции. ОПК-1
5. Строение, рост и развитие корневой системы винограда. ОПК-1
6. Особенности строения, роста и развития стебля виноградного растения. ОПК-1
7. Анатомо-морфологическое строение листьев винограда. Листовая поверхность побега, куста и виноградника. ОПК-1
8. Почки винограда, их виды, строение, развитие и функции. ОПК-1
9. Строение соцветий, цветков и пыльцы винограда. Типы цветков. ОПК-1
10. Строение, рост и развитие гроздей, ягод и семян винограда. Роль и функции семян в росте ягоды и способы влияния на ход этих процессов. ОПК-1
11. Большой жизненный цикл виноградного растения. Возрастные этапы роста и развития растений в онтогенезе. Возможности и способы влияния на процессы их прохождения. ОПК-1
12. Годичный цикл развития виноградного растения. Период покоя и период вегетации. Покой растений и покой почек. ОПК-1
13. Фазы вегетации, оптимальные условия для их прохождения и основные агротехнические мероприятия, выполняемые по отдельным фазам. ОПК-1
14. Влияние экологических факторов на рост, развитие, плодоношение виноградного растения и качество продукции. ОПК-1
15. Влияние температуры воздуха и почвы на рост и плодоношение виноградного растения. ОПК-1
16. Влияние влажности воздуха и почвы на рост, развитие и плодоношение виноградного растения. ОПК-1
17. Влияние почвенных условий на рост, плодоношение винограда и качество продукции. ОПК-1
18. Влияние светового фактора на рост, плодоношение винограда и качество продукции. Регулирование светового режима виноградника. ОПК-1
19. Основные способы вегетативного размножения винограда - черенками, прививками, отводками и их значение. ОПК-1
20. Организация и структура питомниководческих хозяйств. ОПК-1
21. Технологическая схема производства привитого посадочного материала винограда. ОПК-1
22. Сорта-подвои винограда, требования к ним. ОПК-1
23. Маточники винограда. ОПК-1
24. Заготовка и хранение черенков винограда. ОПК-1
25. Подготовка черенков привоя к прививке. ОПК-1
26. Подготовка черенков подвоя к прививке. ОПК-1
27. Ручная настольная прививка винограда методом улучшенной копулировки, техника ее проведения. ОПК-1
28. Стратификация привитых черенков винограда и способы ее проведения. ОПК-1
29. Сортировка, повторная стратификация и закалка прививок винограда. ОПК-1;
30. Технологические приемы по подготовке черенков при корнесобственном размножении к посадке. ОПК-1
31. Школка винограда. Выбор участка под школку и организация территории. Севообороты в виноградной школке. ОПК-1
32. Технология возделывания школки винограда. ОПК-1
33. Выкопка, сортировка, хранение и транспортировка саженцев винограда. ОПК-1
34. Дополнительные и ускоренные способы размножения и производства корнесобственного посадочного материала винограда. ОПК-1
35. Дополнительные и ускоренные способы размножения и производства привитого посадочного материала винограда. ОПК-1
37. Принципы анализа и оценки выбора участка для закладки виноградника и его освоение. Предпосадочная обработка почвы. ОПК-1
38. Принципы подбора сортов и их размещения на участке. Сроки, способы и техника посадки кустов винограда. ОПК-1
39. Организация территории и закладка виноградника на равнине. ОПК-1
40. Особенности организации территории, закладки и возделывания виноградников на склонах. Виды террас и технология их устройства. ОПК-1
41. Системы ведения кустов винограда, принципы их выбора и применения. Конструкции опор и их установка. ОПК-1
42. Способы управление ростом и плодоношением винограда. Задача обрезки виноградного растения на различных этапах его онтогенеза. ОПК-1
43. Основные правила обрезки винограда, сроки и техника ее проведения. ОПК-1
44. Нагрузка кустов винограда глазками, побегами и урожаем. Основные способы установления оптимальной нагрузки. ОПК-1
45. Основные принципы подбора форм кустов винограда для различных зон промышленной культуры в зависимости от климата, почв, использования продукции и технологии выращивания. ОПК-1
46. Формы кустов для зоны укрывного виноградарства. ОПК-1
47. Формы кустов для зоны неукрывного виноградарства. ОПК-1
48. Формы кустов винограда для зон условно-укрывного виноградарства. ОПК-1
Выведение штамбовых форм кустов винограда. ОПК-1
49. Виды веерных бесштамбовых форм кустов винограда и технология их выведения по годам выращивания. ОПК-1
50. Операции с зелеными частями куста винограда. Цель, задачи и техника их проведения. ОПК-1
51. Прищипывание и чеканка побегов винограда. Цели, техника и сроки их проведения. ОПК-1
52. Биологическая роль пасынков винограда. Пасынкование и использование пасынков. ОПК-1
53. Значение и цель обломки побегов винограда, сроки и техника ее проведения. ОПК-1
54. Искусственное и дополнительное опыление, кольцевание и дефолиация винограда. Цели, сроки и техника проведения. ОПК-1
55. Теоретические основы подвязки многолетних и однолетних частей кустов винограда, сроки и техника проведения. ОПК-1
56. Применение регуляторов роста на промышленных виноградниках: цель, сроки и техника проведения. ОПК-1
57. Система применения удобрений на виноградниках. Дозы, способы и сроки внесения удобрений. ОПК-1
58. Способы установления необходимости ведения орошаемой и неорошаемой культуры. Виды, сроки, нормы, способы поливов. ОПК-1
59. Системы содержания и приемы обработки почвы на виноградниках. ОПК-1
60. Основные гербициды, применяемые на виноградниках. Сроки, дозы, способы их применения. ОПК-1
61. Ремонт виноградников, особенности его проведения в зависимости от возраста насаждений и способа культуры. ОПК-1
62. Цель, сроки и способы предварительного определения урожая винограда, контроль за его созреванием, установление сроков уборки урожая с учетом кондиций сахаристости и кислотности сока ягод в зависимости от направления использования. ОПК-1
63. Технология уборки урожая технических сортов винограда. Механизация процесса уборки винограда. ОПК-1
64. Особенности технологии уборки урожая столовых сортов винограда. Товарная обработка, упаковка, хранение и транспортировка столового винограда. ОПК-1
65. Столовое виноградарство. Зоны возделывания и их назначение. Сорта и особенности агротехники. Экологические и сортовые конвейеры. ОПК-1
66. Производство сушеного винограда: районы, сорта, особенности технологии выращивания сырья и проведения сушки. Способы сушки, виды сушеной продукции. ОПК-1
67. Виноградарство защищенного грунта. Типы теплиц, сорта, особенности агротехники. ОПК-1;
68. Ведущие столовые сорта винограда РФ ОПК-1
69. Ведущие технические сорта винограда, используемые для приготовления вин различного типа ОПК-1
Задание (я):
Задание 1 подзадача 1
Однажды Бахус – бог виноделия Дионис, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине. Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями. Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком
а) Эпидермиса (1), первичной коры (2) и центрального цилиндра (3)
б) Интеркутиса (1), коровой паренхимы (2) и эндодермы (3)
в) Перицикла (1), сосудисто-волокнистых пучков флоэмы и ксилемы (2) и сердцевины (3)
г) Плеромой (3), периблемой (2) и дерматогеном (1)
Задание 1 подзадача 2
Однажды Бахус – бог виноделия Дионис, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине. Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями. Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Позднее он узнал, что это виноград.
Как называются части виноградного листа отмеченные цифрами 1, 2, 3?
а) Боковые вырезки
б) Черешковая вырезка
в) Прилистники
г) Лопасти
Задание 1 подзадача 3
Однажды Бахус – бог виноделия Дионис, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине. Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями. Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Позднее он узнал, что это виноград.
Побеги, развившиеся из спящих почек надземной части многолетней древесины винограда, называются ____________
(Вставьте слово в правильном падеже)
Задание 2 подзадача 1
Однажды, во время охоты, бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда – ____________
(Вставьте слово в правильном падеже).
Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.
Задание 2 подзадача 2
Однажды, во время охоты, бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино.
Укажите, какой из указанных сортов винограда считают винным сортом:
а) Каберне-Совиньон
б) Аг изюм
в) Агадаи
в) Матраса
Задание 2 подзадача 3
Однажды, во время охоты, бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды
На рисунке представлена обработанная гиббереллином гроздь винограда сорта Summer Muscat. Какая форма гроздей у данного сорта?
А) Цилиндрическая
б) Коническая
в) Ветвистая
г) Цилиндро-коническая
Задание 3 подзадача 1
Среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных – виноградных растений. Правда, тот дикий от нынешнего весьма отличался: Впрочем, об очень давней истории виноградной лозы свидетельствуют не только палеонтологи, не только геологи, но и языковеды, ибо эти слова – «виноград», «лоза», «вино» – были в одном из древнейших языков, санскрите, и в греческом, и в латинском, и во французском, и в китайском, и в древнеегипетском, и в древнеперсидском: Латинисты полагают, что латинское vinum заимствовано из какого-то средиземноморского языка. Специалисты по греческому уверяют, что «ойнос» (из «фойнос») пришло из некоего кавказского источника. Значит, виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных Богом.
Укажите очередность этапов большого жизненного цикла виноградного растения:
а) Эмбриональный, репродуктивный, ювенильный, старость и отмирание
б) Эмбриональный, ювенильный, репродуктивный, старость и отмирание
в) Эмбриональный, репродуктивный, старость и отмирание, ювенильный
г) Ювенильный, эмбриональный, репродуктивный, старость и отмирание
Задание 3 подзадача 2
Среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных – виноградных растений. Правда, тот дикий от нынешнего весьма отличался: Впрочем, об очень давней истории виноградной лозы свидетельствуют не только палеонтологи, не только геологи, но и языковеды, ибо эти слова – «виноград», «лоза», «вино» – были в одном из древнейших языков, санскрите, и в греческом, и в латинском, и во французском, и в китайском, и в древнеегипетском, и в древнеперсидском: Латинисты полагают, что латинское vinum заимствовано из какого-то средиземноморского языка. Специалисты по греческому уверяют, что «ойнос» (из «фойнос») пришло из некоего кавказского источника. Значит, виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных Богом.
Какие органы надземной части виноградного куста являются однолетними, из перечисленных
а) 5
б) 5,6,7 в) 7,8,9
г) 8,9
Задание 3 подзадача 3
Среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных – виноградных растений. Правда, тот дикий от нынешнего весьма отличался: Впрочем, об очень давней истории виноградной лозы свидетельствуют не только палеонтологи, не только геологи, но и языковеды, ибо эти слова – «виноград», «лоза», «вино» – были в одном из древнейших языков, санскрите, и в греческом, и в латинском, и во французском, и в китайском, и в древнеегипетском, и в древнеперсидском: Латинисты полагают, что латинское vinum заимствовано из какого-то средиземноморского языка. Специалисты по греческому уверяют, что «ойнос» (из «фойнос») пришло из некоего кавказского источника. Значит, виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных Богом.
Из каких частей состоит соцветие винограда?
А) Ножка, центральная ось, ветвления 2-го, 3-го порядка, бутоны цветков
б) Ножка, центральная ось, гребень, ягоды
в) Ножка, центральная ось, ветвления 2-го, 3-го порядка, ягоды
г) Ножка, центральная ось, усики, ветвления 2-го, 3-го порядка, ягоды
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
1. Хранение черенков подвоя и привоя.
2. Требования к черенкам подвоя и привоя. Определение качества черенков.
3. Подготовка черенков подвоя к прививке: приемы, их содержание, техника выполнения.
4. Подготовка черенков привоя к прививке: приемы, их содержание, техника выполнения.
5. Образование спайки и сращивание прививаемых компонентов.
6. Особенности каллусообразования в зависимости от продольной, поперечной полярности, верхушечности и др.
7. Способы прививки винограда. Прививка комнатная прививка и в поле, ручная и машинная.
8. Прививка в поле в расщеп штамба куста.
9. Техника выполнения ручной настольной прививки.
11. Стратификация привитых черенков, цель, способы, техника выполнения.
12. Сортировка черенков после стратификации, закалка прививок. Консервация привитых черенков.
13. Школка. Выбор, подготовка участка. Севообороты в школке. Посадка школки.
14. Уход за школкой. Катаровка, апробация.
15. Выкопка саженцев из школки, сортировка, транспортировка и хранение.
16. Технология производства корнесобственных саженцев из обычных черенков.
17. Технология производства саженцев методом окулировки вприклад.
18. Зеленые прививки.
19. Дополнительные и ускоренные способы выращивания посадочного материала винограда.
20. Обломка побегов: цель, сроки и техника проведения.
21. Подвязка сухая и зеленая: цель, сроки и техника проведения.
22. Прищипывание и чеканка: цель, сроки и техника проведения.
23. Пасынкование и использование пасынков: цель, сроки и техника проведения.
24. Применение регуляторов роста в питомнике: цель, сроки и техника проведения.
25. Применение регуляторов роста на промышленных виноградниках: цель, сроки и техника проведения.
26. Система содержания и обработка почвы на виноградниках.
27. Основные гербициды, применяемые на виноградниках, сроки, дозы и способы использования.
28. Внешние и внутренние факторы, влияющие на питание виноградного растения.
29. Питательные вещества, влияние наиболее важных из них на рост, развитие, плодоношение виноградного растения и качество продукции.
30. Система применения удобрений на виноградниках.
31. Предпосадочное и припосадочное внесение удобрений на виноградниках: дозы, виды, способы внесения.
32. Удобрение молодых виноградников
33. Удобрение плодоносящих виноградников, метод расчета дозы удобрений на планируемый урожай. Дозы, сроки и способы внесения удобрений. Основное внесение и подкормки.
34. Особенности удобрения маточников и школки.
35. Орошение виноградников, виды и способы поливов, техника проведения.
36. Способы и техника предварительного определения величины и качества урожая. Составление плана уборки урожая.
37. Сроки и технология уборки урожая технических и столовых сортов винограда.
38. Механизация уборки урожая.
39. Ремонт и реконструкция виноградников.
40. Столовое виноградарство: районы, сорта. Требования к столовым сортам винограда
41. Столовое виноградарство: особенности технологии выращивания.
42. Столовое виноградарство: особенности технологии сбора, упаковки и транспортировки.
43. Производство сушеного винограда: районы, сорта. Требования к сортам винограда, используемым для сушки.
44. Производство сушеного винограда: особенности технологии выращивания.
45. Способы сушки, виды сушеной продукции.
46. Виноградарство защищенного грунта: типы сооружений, используемых для выращивания винограда.
47. Виноградарство защищенного грунта: сорта, особенности технологии.
48. Особенности культуры винограда в северных районах. Любительская культура винограда в РФ
49. Районы виноградарства России и особенности культуры винограда в них.
Темы рефератов.
1. Актуальные проблемы виноградарства
2. Достижения науки и возможности их использования для интенсификации виноградарства
3. Развития биотехнологии виноградарства
4. Регулирования роста, развития и плодоношения виноградного растения путем применения обрезки и операций с зелеными частями куста
5. Ампелоценоз
6. Выращивание винограда в Республике Бурятия
7. Современные прогрессивные технологии производства столового и сушеного винограда
8. Орошение виноградников
9. Удобрение виноградников
10. Пути и способы размножения винограда.
11. Структура виноградного питомника.
12. Технология производства корнесобственных саженцев винограда.
13. Технология выращивания привитых саженцев винограда. Виноградная школка.
14. Дополнительные и ускоренные способы размножения винограда
15. Выбор места, организация территории и закладка виноградника.
16. Уход за молодыми посадками
17. Системы ведения кустов винограда и конструкция шпалеры
18. Обрезка кустов винограда и установление нагрузки.
19. Формирование кустов винограда. Основные типы формировок кустов винограда и методы их выведения.
20. Подвязка и операции с зелеными частями кустов винограда
21. Предварительное определение и технология уборки урожая винограда.
23. Культура винограда в защищенном грунте.
24. Производство сушеной продукции.
25. Виноградарство разных районов и стран.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п