учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6, 7
- 14.012. Профессиональный стандарт "ИНЖЕНЕР ПО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 августа 2018 г. N 566н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2018 г., регистрационный N 52178);
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
- формирование у студента компетенций в области осуществления охраны лесов, навыка обустройства лесов в части противопожарного устройства и тушения лесных пожаров.
Задачи: получение студентами знаний о природе лесных пожаров, противопожарной организации территории, предупредительных противопожарных мероприятиях, методах активной борьбы с лесными пожарами и охране леса от пожаров; использование студентами практических рекомендаций по прогнозированию горимости леса, организации и проведению пожаропрофилактических мероприятий; овладение студентами тактическими приемами и способами тушения лесных пожаров.
- формирование у студента компетенций в области осуществления охраны лесов, навыка обустройства лесов в части противопожарного устройства и тушения лесных пожаров.
Задачи: получение студентами знаний о природе лесных пожаров, противопожарной организации территории, предупредительных противопожарных мероприятиях, методах активной борьбы с лесными пожарами и охране леса от пожаров; использование студентами практических рекомендаций по прогнозированию горимости леса, организации и проведению пожаропрофилактических мероприятий; овладение студентами тактическими приемами и способами тушения лесных пожаров.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
пирологии как науки. Ее место в ряду лесохозяйственных дисциплин.
основных лесных странах мира. Входной контроль.
основных лесных странах мира. Входной контроль.
Народнохозяйственное значение охраны лесов от пожаров.
Народнохозяйственное значение охраны лесов от пожаров.
значение для биосферы Земли. Классификация лесных пожаров.
значение для биосферы Земли. Классификация лесных пожаров.
Высокоинтенсивные и пятнистые лесные пожары.
материалов
материалов
и развитие лесных пожаров.
и развитие лесных пожаров.
Пожароопасный сезон, период, лесопожарные пояса. Шкалы природной пожарной опасности.
Пожароопасный сезон, период, лесопожарные пояса. Шкалы природной пожарной опасности.
опасности в лесу
опасности в лесу
погоды. Комплексный показатель горимости.
погоды. Комплексный показатель горимости.
и средневзвешенного класса ПО
и средневзвешенного класса ПО
состояние.
состояние.
методов обнаружения пожаров
методов обнаружения пожаров
РФ и ответственность за их нарушение
РФ и ответственность за их нарушение
пожаров
прекращения горения.
прекращения горения.
прекращения горения.
способы борьбы с лесными пожарами
способы борьбы с лесными пожарами
лесных пожаров. Способы и тактика тушения низовых и верховых пожаров
лесных пожаров. Способы и тактика тушения низовых и верховых пожаров
лесных пожаров. Способы и тактика тушения низовых и верховых пожаров
тушения лесных пожаров.
тушения лесных пожаров.
пожаров, применяемые в стране и за рубежом
пожаров, применяемые в стране и за рубежом
тушения радиоактивных пожаров
Меры безопасности при тушении лесных пожаров.
по тушению лесных пожаров.
пожаров Наземные и авиационные способы тушения лесных пожаров.
пожаров. Основные средства пожаротушения
пожарные мотопомпы.
агрегаты и орудия. Лесопожарные агрегаты.
средства. Взрывчатые материалы.
пожаров
пострадавшим на лесном пожаре
пожаров Наземные и авиационные способы тушения лесных пожаров.
пожаров Наземные и авиационные способы тушения лесных пожаров.
РФ и ответственность за их нарушение
РФ и ответственность за их нарушение
пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
Классификация гарей по И.С. Мелехову.
ущерба
к пожарам главных лесообразующих пород
лесными пожарами
пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
запасов ЛГМ в лесу
запасов ЛГМ в лесу
лесных пожаров.
тушения, ущерб.
при тушении лесных пожаров
природных (торфяных) пожаров
1. Мелехов, И. С. Лесная пирология: Доп. УМО по образованию в кач-ве учеб. пособия по спец.
"Лесное хозяйство" / И. С. Мелехов, С. И. Душа-Гудым, Е. П. Сергеева; ГОУ ВПО МГУ леса. - М.: Изд-во МГУЛ, 2007. - 296 с. – (26 экз.)
2. Теребнев В.В. Тактика тушения пожаров. Часть 1. Основы тушения пожаров: Учебное пособие. Основы тушения пожаров /Теребнев В.В. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.
3. Теребнев В.В. Тактика тушения пожаров. Часть 2. Пожаротушение в ограждениях и на открытой местности: Учебное пособие: Пожаротушение в ограждениях и на открытой местности /Теребнев
В.В. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
Дополнительная литература:
1. Лесной кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 64 с.
2. Коморовский В.С. Модели организации и управления при борьбе с лесными пожарами: Монография / В.С. Коморовский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 120 с.Ломов В.Д. Лесная пирология [Текст]: Рек. к изданию Ред-изд. советом ун-та в кач-ве учебного пособия к курсовой работе для студ. спец. 250201 "Лесное хозяйство" / В. Д. Ломов. - М.: ГОУ ВПО
МГУЛ, 2007. - 191 с. (5 экз.)
3. Влияние пирогенного фактора на структуру и продуктивность луговых сообществ Бурятии: монография / М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВПО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова"; сост. В. А.
Молчанов [и др.]. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2015. - 143 с. (15 экз.)
4. Лесная пирология: методические указания для обучающихся по направлению подготовки
35.03.01 "Лесное дело" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост. М. В. Баханова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 52 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Типы горения, виды теплопередачи
2. Теплотворная способность лесных горючих материалов
3. Описание и характеристика типов основных проводников горения
4. Прогноз распространения и развития пожара
5. Местные шкалы определения пожарной опасности в лесу
6. Организация охраны лесов от пожаров. Современное состояние.
7. Преимущества и недостатки различных методов обнаружения пожаров
8. Влияние природных условий на методы и способы борьбы с лесными пожарами
9. Современные способы тушения лесных пожаров, применяемые в стране и за рубежом
10. Приемы и стадии тушения лесных пожаров.
11. Экологическая роль пожаров.
12. Устойчивость к пожарам главных лесообразующих пород
13. Определение ущерба, наносимого лесными пожарами
14. Виды отжига, применяемые при тушении лесных пожаров.
15. Основные требования безопасности работ при тушении лесных пожаров
1. Местные шкалы определения пожарной опасности в лесу
2. Классификация лесных горючих материалов
3. Типы горения, виды теплопередачи, теплотворная способность лесных горючих материалов
4. Составление крупномасштабных карт растительных горючих материалов
5. Описание и характеристика типов основных проводников горения
6. Прогноз распространения и развития пожара
7. Организация охраны лесов от пожаров. Современное состояние.
8. Преимущества и недостатки различных методов обнаружения пожаров
9. Влияние природных условий на методы и способы борьбы с лесными пожарами
10. Современные способы тушения лесных пожаров, применяемые в стране и за рубежом
11. Виды отжига, применяемые при тушении лесных пожаров
12. Приемы и стадии тушения лесных пожаров
13. Решение задач по тушению лесных пожаров в различных условиях
14. Основные требования безопасности работ при тушении лесных пожаров
15. Применение управляемого огня под пологом
16. Применение управляемого огня на вырубках
17. Экологическая роль пожаров
18. Устойчивость к пожарам главных лесообразующих пород
19. Определение ущерба, наносимого лесными пожарами
20. Определение пожарной опасности в лесу, ее виды.
21. Лес как структурный объект горения.
22. Распространение и развитие лесных пожаров.
23. Особенности крупных лесных пожаров.
24. Системы охраны лесов и принципы их районирования.
25. Основные мероприятия по предупреждению возникновения пожаров.
26. Мероприятия по ограничению распространения пожаров.
27. Достоинства и недостатки различных способов обнаружения пожаров.
28. Методы и способы тушения лесных пожаров.
29. Способы тушения пожаров в различных типах леса.
30. Тактические приемы и стадии тушения лесных пожаров.
31. Особенности обеспечения безопасности работ при производстве отжига.
32. Процессы лесовосстановления на гарях и в насаждениях, пройденных огнем.
33. Отрицательные и положительные последствия пожаров для лесных биоценозов.
34. Целесообразность применения огневых способов очистки мест рубок в различных типах леса.
36. Использование управляемого огня в лесу.
37. Устойчивость к пожарам главных лесообразующих пород.
Реферат
Вопросы к зачету
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п