учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Задачи: - систематизировать знания учащихся о сезонных явлениях и их причинах, полученных в процессе изучения естественнонаучных дисциплин; - дать общие и специальные сведения о способах ведения и методах обработки фенологических наблюдений, применения в различных областях сельского хозяйства, а также зеленого строительства; - ознакомить с основными понятиями индикационной фенологии и типами фенологических прогнозов.
ПКС-1: Готов осуществлять в проведении агрономических исследований, статистической обработке результатов опытов, формулировании выводов;
ИД-2. Не знает и не понимает правила обобщения результатов фенологических исследований и принципы формулирования выводов.
ИД-2. Знает и понимает посредственно правила обобщения результатов фенологических исследований и принципы формулирования выводов.
ИД-2. Знает и понимает хорошо правила обобщения результатов фенологических исследований и принципы формулирования выводов.
ИД-2. В полной мере знает и понимает правила обобщения результатов фенологических исследований и принципы формулирования выводов.
ИД-2. Не умеет анализировать данные фенологических наблюдений, обобщать результаты опытов и формулировать выводы.
ИД-2. Умеет посредственно анализировать данные фенологических наблюдений, обобщать результаты опытов и формулировать простые выводы, но с затруднениями в сложных случаях.
ИД-2. Умеет хорошо анализировать данные фенологических наблюдений, обобщать результаты опытов и формулировать выводы, но может испытывать трудности при работе с нестандартными данными.
ИД-2. Умеет свободно анализировать данные фенологических наблюдений, обобщать результаты опытов, формулировать точные и обоснованные выводы, а также адаптировать методы под конкретные условия.
ИД-2. Не способен обобщать данные, формулировать выводы и применять теоретические знания на практике.
ИД-2. Способен частично обобщать результаты и делать простые выводы, но с трудом применяет их в практических задачах.
ИД-2. Может анализировать данные, обобщать результаты и делать обоснованные выводы, но испытывает сложности с нестандартными задачами.
ИД-2. Легко анализирует данные, обобщает результаты, формулирует точные выводы и применяет их в сложных профессиональных ситуациях.
ПКС-10: Способен разрабатывать технологические карты возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декративных культур и винограда;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Методы фенологических исследований. Интегральный метод. Фенологическое картографирование.
Организация и требования к проведению фенологических наблюдений. Прогнозирование и моделирование в фенологии. Феноиндикаторы
Построение фенологических спектров.
Сезоны года, их структура и границы. Фенологическое лето, фенологическая осень. Сезонное развитие природы Байкала
Эндогенные факторы сезонной динамики живой природы. Сезоны года, их структура и границы Фенологические зима, весна. Сезоны года, их структура и границы Фенологические лето, осень.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Ученые - основоположники фенологии (ПКС-1; ПКС-10).
3. Роль отечественных ученых в развитии фенологии. Современное состояние фенологической науки (ПКС-1; ПКС-10).
4. Фенология, как наука, ее место среди других наук (ПКС-1; ПКС-10).
5. Основные задачи фенологии (ПКС-1; ПКС-10).
6. Объекты исследования фенологии, как науки (ПКС-1).
7. Практическое значение фенологии (ПКС-1).
8. Значение фенологии для сельского хозяйства и зеленого строительства (ПКС-1).
9. Методы дистанционного зондирования земной поверхности (ПКС-1; ПКС-10).
10. Космические методы исследования земной поверхности и их значение для фенологии (ПКС-1; ПКС-10).
11. Основные растения - индикаторы фенологических явлений (ПКС-1; ПКС-10).
12. Животные-феноиндикаторы (ПКС-1; ПКС-10).
13. Фенологическое картографирование (ПКС-1; ПКС-10).
14. Феноаномалии. Карты феноанамалий (ПКС-1; ПКС-10).
15. Организация фенологических наблюдений и исследований (ПКС-1; ПКС-10).
16. Выбор участков фенологических наблюдений (ПКС-1; ПКС-10).
17. Методы фенологических наблюдений (ПКС-1; ПКС-10).
18. Визуальные фенологические наблюдения на выделенных участках (ПКС-1).
19. Количественные фенологические методы учета (ПКС-1; ПКС-10).
20. Фенологические справочники. Календари природы (ПКС-1; ПКС-10).
21. Фенологическое прогнозирование. Текущие и многолетние фенологические прогнозы (ПКС-1; ПКС-10).
22. Понятие аспекта. Смена аспектов (ПКС-1; ПКС-10).
23. Фенологический интервал (ПКС-1; ПКС-10).
24. Циклические и вековые колебания сроков наступления феноявлений (ПКС-1; ПКС-10).
25. Фенодаты (ПКС-1; ПКС-10).
26. Сезонные явления в мире животных (ПКС-1; ПКС-10).
27. Органический и вынужденный покой (ПКС-1; ПКС-10).
28. Фенологические изменения, зависящие от географического положения местообитания (ПКС-1; ПКС-10).
29. Метеоролого-фенологические прогнозы (метод сумм температур) (ПКС-1; ПКС-10).
30. Фенологические изменения, зависящие от погодных условий (ПКС-1).
31. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений по годам (ПКС-1; ПКС-10).
32. Сезоны года, их структура и границы (ПКС-1; ПКС-10).
33. Фенологическое лето (ПКС-1; ПКС-10).
34. Фенологическая осень (ПКС-1; ПКС-10).
35. Фенологическая зима (ПКС-1; ПКС-10).
36. Фенологическая весна (ПКС-1; ПКС-10).
37. Фитофенология (ПКС-1; ПКС-10).
38. Фенологические фазы растений, их обозначение и формы учета (ПКС-1; ПКС-10).
39. Особенности фенофаз у растений разных систематических групп (ПКС-1; ПКС-10).
40. Жизненные формы растений, основные отличия в их сезонном развитии (ПКС-1; ПКС-10).
41. Сезонные (фенологические) фазы развития растений (ПКС-1; ПКС-10).
42. Взаимосвязь между изменениями климата и фенологическими явлениями (ПКС-1; ПКС-10).
43. Фенологические спектры растений (ПКС-1; ПКС-10).
1. Области применения фенологии.
2. Фенология: ее прошлое и настоящее в системе биологических знаний.
3. Карл Линней, его вклад в развитие фенологии.
4. Народные приметы, их связь с фенологией.
5. История развития фенологии в России.
6. Перспективы развития службы фенологии.
7. Методы и задачи фенологии.
8. Фенологические спектры растительных сообществ.
9. Фенологические карты.
10. Особенности фенофаз у растений разных систематических групп.
11. Составление фенологических прогнозов.
12. Использование аэрометодов в фенологии.
13. Методы феномониторинга.
14. Фенологические указатели.
15. Фенология цветения растений.
16. Фенологические признаки весны.
17. Осенние явления в жизни растений.
18. Фенологические наблюдения зимой.
19. Растения и животные феноиндикаторы.
20. Фенология живой природы.
21. Фенологические календари.
23. Взаимосвязь между изменениями климата и фенологическими явлениями.
Темы эссе
1. Климат России: Характеристика основных сезонов года.
2. Явления годового круга природы Бурятии.
3. Фенологические особенности разных сезонов года.
4. Календарные и фенологические сезоны года.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Фенология как наука. Виды фенологических исследований
1. Определение фенологии.
2. Фенология, как наука, место среди других наук.
3. Основные задачи фенологии.
4. Объекты исследования фенологии.
5. Практическое значение фенологии
6. Значение фенологии для сельского хозяйства и зеленого строительства
7. Методы дистанционного зондирования земной поверхности.
8. Космические методы исследования земной поверхности и их значение для фенологии
9. Основные растения - индикаторы фенологических явлений.
10. Животные и птицы - феноиндикаторы.
11. Фенологическое картографирование
12. Организация фенологических наблюдений и исследований.
13. Выбор участков фенологических наблюдений.
14. Методы фенологических наблюдений
15. Визуальные фенологические наблюдения на выделенных участках.
16. Количественные фенологические методы учета.
17. Фенологические справочники. Календари природы.
18. Фенологическое прогнозирование. Текущие и многолетние фенологические
прогнозы.
19. Понятие аспекта.
20. Фенологический интервал.
21. Циклические и вековые колебания сроков наступления феноявлений
22. Фенодаты.
Раздел 2. Фенология живой и неживой природы. Основы фенопериодизации
1. Фенология живой природы.
2. Фенологические изменения, зависящие от географического положения местообитания.
3. Метеоролого-фенологические прогнозы (метод сумм температур).
4. Фенологические изменения, зависящие от погодных условий.
5. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений по годам.
6. Сезоны года, их структура и границы.
7. Фенологическое лето (характеристика)
8. Фенологическая осень.
9. Фенологическая зима.
10. Фенологическая весна.
11. Сезонные (фенологические) фазы развития.
12. Фитофенология. Фенологические фазы развития плодовых деревьев.
13. Жизненные формы растений, основные отличия в их сезонном развитии.
14. Сезонные (фенологические) фазы развития растений.
15. Взаимосвязь между изменениями климата и фенологическими явлениями.
16. Фенологические спектры растений (характеристика, принципы построения).
Комплект тестовых заданий
Тесты к разделу 1
Фенология как наука. Виды фенологических исследований.
1. Что в переводе с греческого означает термин «фенология»:
а) наука о природе; б) наука о живых организмах; в) наука о явлениях; г) наука об окружающей среде.
2.В каком году был предложен термин «фенология»:
а) в 1721; б) в 1748; в) 1853; г) 1885.
3. Какой ученый ввел в науку термин «фенология»:
а) Реомюр; б) Морран; в) Линней; г) Дарвин.
4. Какой ученый организовал в 1885г. в системе географического общества фенологическую службу России?
а) Воейков; б) Болотов; в) Сукачев; г) Вернадский.
5. Какой ученый в 1748г. начал фенологические наблюдения в Упсальском ботаническом саду и в 1750г. организовал первую сеть наблюдательных пунктов:
а) Реомюр; б) Морран; в) Линней; г) Дарвин.
6. Биофенологические наблюдения и исследования ведутся на уровне:
7. Вставьте пропущенные слова. Экологическая фенология изучает _______ и ______ факторы, определяющие сроки наступления сезонных явлений.
а) антропогенные; б) экзогенные; в) эволюционные; г) эндогенные; д) экосистемные.
8. Появление первого цветка, первых распустившихся листьев, первая встреча с возвращающимися с зимовок видами перелетных птиц, первый крик кукушки отмечается с помощью:
а) визуальных методов фенологических наблюдений; б) количественных методов; в) интегральных методов; г) наблюдений с использованием технических средств
9. Фенофаза как отдельный этап непрерывного процесса развития может характеризоваться большим числом сезонных явлений, но чаще всего она описывается:
а) 2 явлениями; б) 3 явлениями; в) 4 явлениями; г) 5 явлениями
10. Вставьте пропущенное слово. Временной интервал между соседними фенодатами называется ________.
11. Графическое изображение сезонного развития видов растений, животных и их сообществ – это:
а) фенологический круг; б) фенологическая карта; в) фенологический индикатор; г) фенологический спектр.
12. Промежуток времени (в днях) между датами наступления любых двух сезонных явлений, независимо от того, относятся они к одному или к разным объектам называют:
а) фенофаза; б) фенологический интервал; в) фенодата; г) феноиндикатор
13. Сезонное состояние объекта, в котором он находится в определенный этап, стадию или период развития – называется ________ .
14. Объекты, которые легко и точно отмечают сезонные явления природы, называют:
а) биоиндикаторы; б) фенодаты; в) фенофазы; г) феноиндикаторы.
15. Основными временными показателями в фенологии являются:
а) фенологические индикаторы; б) фенодаты; в) фенологические интервалы; г) фенологические спектры.
16. Динамика сезонных процессов на фенологических картах обычно изображается изолиниями – _______, соединяющими местности с одинаковыми сроками наступления сезонных явлений или одинаковыми значениями других фенологических показателей.
а) изотермами; б) изобатами; в) изофенами; г) изоанемонами.
17. Этот метод фенологических наблюдений удобен, когда требуется информация о различиях в сезонном состоянии растительности на разных полевых или луговых участках, в разных экологических условиях одного и того же или близких фитоценозов. Наблюдения ведутся над более или менее многочисленными группами изучаемых объектов, абиотических или биотических.
а) интегральный; б) количественный; в) стационарные фенологические наблюдения; г) визуальные наблюдения.
18. В какое время года фенологические наблюдения следует проводить чаще (через 2-3 дня):
а) зимой; б) весной; в) летом; г) осенью
19. Вставьте пропущенное слово. На относительной устойчивости фенологических интервалов основана _______ функция феноиндикаторов.
а) сигнальная; б) информационная; в) прогнозная; г) оценочная. Укажите неверный вариант. Большое место в получении фенологической информации занимают полевые визуальные наблюдения. Они предназначены для:
а) выявления признаков заболевания растений; б) оценки паразитирования по фазам онтогенеза; в) определения поврежденности растений; г) для определения биотического нарастания массы травостоя
20. Вставьте пропущенное слово. Динамика сезонных процессов на фенологических картах обычно изображается изолиниями – ________, соединяющими местности с одинаковыми сроками наступления сезонных явлений или одинаковыми значениями других фенологических показателей
21. Вставьте пропущенные слова. Традиционный метод фенологической информации – ______ ______, т. е. регистрация сроков наступления сезонных явлений.
22. Вставьте пропущенные слова. Под ______ _______ понимаются такие меры, проводимые в плодовом саду, которые ускоряют плодоношение отдельных сучьев и деревьев путем кольцевания коры и ускоряют листопад у молодых деревьев в питомнике, приостанавливают рост побегов путем их прищипки, вызывают вегетативный прирост из плодовых почек и т. п.
23. Частота обхода участков фенологических наблюдений регулируется в зависимости от сезона. В зимний период возможны наблюдения:
а) 1 раз в 5 дней; б) 1 раз в 10 дней; в) 1 раз в 15 дней; г) 1 раз в 20 дней.
24. При выборе участков для проведения фенологических наблюдений предпочтение следует отдать:
а) группам молодых древесных растений; б) средневозрастным группам нормально развивающихся деревьев и кустарников; в) крупным массивам старых древесных насаждений.
25. Ботаники учитывают динамику опадения листвы с помощью корзин – ловушек. Данный прием относится к:
а) визуальным методам фенологических наблюдений; б) количественным методам; в) интегральным методам; г) наблюдениям с использованием технических средств
26. Вставьте пропущенные слова. Фенологический календарь - это разделение года на качественно различающиеся фенологические периоды — _____ и _____, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.
27. Комплексные фенологические наблюдения государственные заповедники ведут в форме:
а) «летописей природы»; б) фенологических календарей; в) фенологических карт.
28. Индикаторами силы осенних заморозков служат следующие, с-х культуры (не менее 2-х ответов):
а) картофель; б) свекла; в) огурцы; г) морковь; д) помидоры
29. Для разных природных зон:
а) используют общепринятые феноиндикаторы; б) применяют только местные феноиндикаторы; в) в зависимости от условий используют разные феноиндикаторы
а) сигнальная функция феноиндикаторов; б) прогнозная функция; в) концентрационная функция; г) информационная
31. Индикаторами силы осенних заморозков служат декоративные виды (не менее 2-х ответов):
а) флоксы; б) астры; в) бархатцы; г) вербена; д) георгины
32. Основным экзогенным фактором сезонной динамики является:
а) ход солнечной радиации; б) режим влажности; в) ветер; г) кислотность почв
33. В защищенных от ветра условиях приземной слой воздуха на солнце прогревается _______, чем на открытой местности, и растительность развивается ______ чем на открытых пространствах..
а) сильнее; б) слабее; в) быстрее; г) медленнее; д)
34. Назовите свойство почвы. Весеннее просыхание почвы зависит в значительной степени от _________.
35. Какие факторы обусловливаются наследственностью организмов:
а) экзогенные; б) эндогенные; в) абиотические; г) эдафические
36. Циклические колебания интенсивности различных биологических процессов связанные со сменой дня и ночи – это:
а) цирканные ритмы; б) циркадные ритмы; в) биологические ритмы
37. Вставьте пропущенные слова. Рожь начинает пылить 15 июня, а созревать - 3 августа. _____ ______ между этими двумя явлениями соответствует периоду созревания и составляет 49 суток.
а) фенологическая фаза; б) фенологический аспект; в) фенологический интервал; г) сезонное явление.
Тесты к разделу 2
Фенология живой и неживой природы. Основы фенопериодизации
1. Режим влажности, тепловой режим, радиационный режим – это:
а) экзогенные факторы; б) эндогенные факторы; в) антропогенные факторы; г) биотические факторы.
2. Астры, хризантемы – это растения:
а) короткого дня; б) длинного дня; в) нейтральные к длине дня.
3. Укажите неверный вариант.
а) Начало оттаивания водоемов определяет время массового лета насекомых; б) Начало массового лета насекомых – определяет время прилета насекомоядных птиц. в) Распускание листьев провоцирует активность листогрызущих насекомых.
4. Фенологический прогноз будет тем точнее, чем полнее учитывается влияние:
а) температурных условий; б) освещенности; в) условий питания; г) всех факторов во взаимодействии.
5. Растения, которые зацветают после распускания листьев (например, шиповник) называются:
а) метанты; б) проанты; в) мезанты
6. Растения, которые зацветают до распускания листьев, называются:
а) метанты; б) проанты; в) мезанты.
7. Если сезонные явления наступают раньше своих многолетних сроков, то считается, Сезонная периодичность в природе наиболее выражена в:
а) субтропиках; б) пустынях; в) умеренных широтах; г) тропиках.
8. Фактор, вызывающий сезонные изменения в живой природе, — это:
а) атмосферное давление; б) долгота дня; ветровой режим; г) температура воздуха
9. Характерные для холодных и умеренных климатических поясов, пробуждающиеся после зимнего покоя в субсезон оживления весны организмы с низким термическим порогом жизнедеятельности около +5⁰С называются:
а) гекистотермы; б) микротермы; в) мезатермы; г) мегатермы.
10. Естественная фенологическая периодизация исходит из того, что каждому времени года (сезону, подсезону) присущ строго определенный специфический набор _____ .
а) феноаномалий; б) экзогенных факторов в) сезонных явлений; г) эндошенных факторов.
11. Вставьте пропущенные слова. Продолжительность фенологических сезонов и подсезонов зависит напрямую от ______ ________ местности и от ландшафта.
12. Листопад относят к ритмам:
а) лунным; б) суточным; в) сезонным; г) годовым
13. Сколько подсезонов входят в сезон осень
а) 2; б) 3-4; в) много
14. Закономерное чередование и ежегодное повторение одних и тех же фенологических циклов (вегетации и покоя, роста побегов и его прекращения, цветения, созревания плодов и семян и др.), а в пределах циклов – последовательный ход наступления и прохождения фенологических фаз называется___________ ______ _____.
15. Внешний облик и биологические особенности растений, отражающие их приспособленность к условиям среды обитания – это:
а) сезонное явление; б) жизненная форма; в) экологическая ниша; г) фенологический спектр.
16. К общим аспектам ландшафта относится:
а) цветение отдельных растительных сообществ; б) зеленение растительности оазисов весной и летом в аридных зонах; в) весенний аспект «голой природы» после схода снега; г) цветение фруктового сада.
17. Закончите предложение. Физиологическая реакция растений на охлаждение, вызванная адаптацией к сезонным изменениям умеренного климата называется __________ .
18. Вставьте пропущенное слово. С прекращением фотосинтеза осенью начинается период ________.
19. Хронологическая таблица сезонных явлений, в которой помимо погодичных данных по каждому явлению приводятся соответствующим образом вычисленные средние многолетние даты – это:
а) календарь природы; б) фенологический круг; в) фенологический спектр; г) «летопись природы».
20. Вставить пропущенные слова. Устойчивый переход к среднесуточной температуре выше _____ °С считают климатическим наступлением весны, выше _____ °С — наступлением лета.
+ ____⁰ С, растения пребывают в вынужденном покое.
22. Фотопериодически длиннодневными растениями являются (не менее 2-х ответов):
а) пшеница; б) рис; в) клевер; г) астры, д) георгины; е) овес
23. Сроки весеннего пробуждения растений в основном определяются _______, а осенний листопад – в равной степени тепловым и радиационным (длина светового дня) режимами.
а) режимом влажности; б) тепловым режимом; в) радиационным режимом; г) почвенными условиями.
24. Вставьте пропущенное слово. Весной различают 3 субсезона: _________, оживление весны, разгар весны.
Установите соответствие:
1.Первоосень а) первый снежный покров
2. Золотая осень б) пожелтение берез, созревание клюквы
3. Предзимье в) первый лед на лужах
25. Датой разрушения снежного покрова условно считается тот день, когда на наблюдаемом участке от снега освободилось.
а) не менее 1/3 его поверхности; б) не менее 1/2 его поверхности; в) более 2/3 его поверхности.
26. Среди дикой флоры индикатором спада лета является появление ________.
а) спелой голубики; б) жимолости; в) брусники; г) земляники.
27. Феноиндикатором наступления какой фазы весны в Байкальской экосистеме является освобождение более половины поверхности почвы от снега?
а) снежная; б) пестрая; в) голая; г) зеленая
28. Осень на Байкале подразделяют на 3 фазы: раннюю, золотую и позднюю (предзимье). Во время какой фазы устанавливается полная осенняя окраска растений, наблюдаются первые заморозки?
а) ранняя; б) золотая; в) поздняя осень.
29. К субсезонам лета относятся:
а) разгар весны, полное лето, первоосенье; б) предлетье, разгар лета, первоосенье; в) перволетье, полное лето, спад лета; г) все ответы верны.
30Фенологическая периодизация устанавливает сроки и продолжительность сезонов года
а) наступающих в одно и тоже календарное время (3 месяца, гражданский календарь); б) для конкретных физико-географических районов; в) для проведения сезонных работ в лесном и сельском хозяйстве
31. Вставьте пропущенное слово. Зима делится на 3 субсезона – первозимье, среднезимье и __________.
а) конец зимы; б) предвесенье; в) коренная зима; г) оживление весны
32. Установите последовательность наступления фенофаз у растений:
1. начало осеннего отмирания листьев; 2. цветение; 3. начало созревания плодов; 4. начало весеннего сокодвижения; 5 листопад;. 6. начало облиствления; 7. начало рассеивания плодов или семян; 8. начало распускания почек.
Перечень дискуссионных тем
1. Принципы организации фенологического мониторинга. Феноиндикация как составляющая мониторинга.
2. Феноиндикаторы и сезонные изменения.
3. Значение прогнозирования и моделирования в фенологии.
4. Сезонные изменения в природе.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п