2024-2025_b35_03_03_о_3_plx_Основы экологической экспертизы и аудита
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.В.04.04 Основы экологической экспертизы и аудита
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 8

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
17
17
Практические занятия
34
34
Контактная работа
51
51
Сам. работа
57
57
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
отсутствует, старший преподаватель Чирипов Амгалан Вадимович _________________
 
 
Основы экологической экспертизы и аудита
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: изучение закономерностей, методов и процедуры проведения  экологической экспертизы и экологического аудита, их роли в управлении природопользованием, а  также получение студентами практических навыков по решению конкретных хозяйственных ситуаций.

Задачи: - ознакомление с методологией проведения экологической экспертизы и аудиторских проверок; - изучение нормативно-правовой базы государственной экологической экспертизы; - формирование у обучающихся профессиональной экологической грамотности.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Ознакомительная практика 
1
2 семестр
 
Физиология и питание растений в криоаридных условиях Забайкалья 
2
5 семестр
 
Производственная практика 
3
6 семестр
 
Плодоовощеводство 
4
7 семестр
 
Учебная практика 
5
4 семестр
 
Охрана окружающей среды 
6
6 семестр
 
Технологическая практика 
7
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии;

 
Знать и понимать  требования природоохранного законодательства  РФ, нормативных документов; правила оформления специальных документов (в т.ч. при проведении экологической экспертизы) в профессиональной деятельности; естественнонаучную сущность экологических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;  влияние удобрений на окружающую среду; биологические особенности сельскохозяйственных культур, их требования к почвенно-климатическим условиям; экологически безопасные технологии возделывания.:
 
ИД-2. Не знает и не понимает биологические особенности сельскохозяйственных культур, их требования к почвенно-климатическим условиям; экологически безопасные технологии возделывания.

ИД-4. Не знает и не понимает методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы.

Уровень 1 
 
ИД-2. Знает и понимает поверхностно биологические особенности сельскохозяйственных культур, их требования к почвенно-климатическим условиям; экологически безопасные технологии возделывания.

ИД-4. Знает и понимает поверхностно методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы.

Уровень 2 
 
ИД-2. Знает и понимает хорошо биологические особенности сельскохозяйственных культур, их требования к почвенно-климатическим условиям; экологически безопасные технологии возделывания, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Знает и понимает хорошо методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-2. Знает и понимает в полной мере биологические особенности сельскохозяйственных культур, их требования к почвенно-климатическим условиям; экологически безопасные технологии возделывания.

ИД-4. Знает и понимает в полной мере методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  согласовывать свою профессиональную деятельность  с требованиями природоохранного законодательства РФ; применять нормативные правовые документы (в т.ч. природоохранные), нормы и регламенты проведения работ в области агроэкологии; оформлять специальные документы (в т.ч. при проведении экологической экспертизы) для осуществления профессиональной деятельности; использовать знания о биологических особенностях  с/х культур, почвенно-климатических условиях и экологическую документацию  для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства;  проводить анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.:
 
ИД-2. Не умеет использовать знания о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях и экологическую документацию для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства.

ИД-4. Не умеет составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

Уровень 1 
 
ИД-2. Умеет посредственно использовать знания о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях и экологическую документацию для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства.

ИД-4. Умеет посредственно составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

Уровень 2 
 
ИД-2. Умеет хорошо использовать знания о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях и экологическую документацию для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства, но допускает неточности.

ИД-4. Умеет хорошо составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы, но допускает неточности.

Уровень 3 
 
ИД-2. В полной мере умеет использовать знания о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях и экологическую документацию для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства.

ИД-4. В полной мере умеет составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) проведения экологической экспертизы сельскохозяйственных объектов; навыками использования нормативных правовых природоохранных  документов и оформления специальных  документов (в т.ч. при проведении экологической экспертизы) регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности; способностью понимать и применять требования природоохранного законодательства  РФ в практической деятельности; навыками использования природоохранной документации; проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.:
 
ИД-2. Не владеет навыками использования природоохранной документации и знаний о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства.

ИД-4. Не владеет способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

Уровень 1 
 
ИД-2. Владеет слабо навыками использования природоохранной документации и знаний о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства.

ИД-4. Владеет слабо способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

Уровень 2 
 
ИД-2. Владеет хорошо навыками использования природоохранной документации и знаний о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства, но допускает неточности.

ИД-4. Владеет хорошо способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы, но допускает неточности.

Уровень 3 
 
ИД-2. Свободно владеет навыками использования природоохранной документации и знаний о биологических особенностях сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условиях для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства.

ИД-4. Свободно владеет способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-5: Готов участвовать в проведении анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции;

 
Знать и понимать  требования природоохранного законодательства  РФ, нормативных документов; правила оформления специальных документов (в т.ч. при проведении экологической экспертизы) в профессиональной деятельности; естественнонаучную сущность экологических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;  влияние удобрений на окружающую среду; биологические особенности сельскохозяйственных культур, их требования к почвенно-климатическим условиям; экологически безопасные технологии возделывания.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает методы анализа качества сельскохозяйственной продукции.

ИД-2. Не знает и не понимает методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает поверхностно методы анализа качества сельскохозяйственной продукции.

ИД-2. Знает и понимает поверхностно методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает хорошо методы анализа качества сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает хорошо методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает в полной мере методы анализа качества сельскохозяйственной продукции.

ИД-2. Знает и понимает в полной мере методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  согласовывать свою профессиональную деятельность  с требованиями природоохранного законодательства РФ; применять нормативные правовые документы (в т.ч. природоохранные), нормы и регламенты проведения работ в области агроэкологии; оформлять специальные документы (в т.ч. при проведении экологической экспертизы) для осуществления профессиональной деятельности; использовать знания о биологических особенностях  с/х культур, почвенно-климатических условиях и экологическую документацию  для проведения экспертной оценки на объектах сельского хозяйства;  проводить анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.:
 
ИД-1. Не умеет проводить анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.

ИД-2. Не умеет осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции.

Уровень 1 
 
ИД-1. Умеет посредственно проводить анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.

ИД-2. Умеет посредственно осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет хорошо проводить анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет хорошо осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет проводить анализ и оценку качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.

ИД-2. В полной мере умеет осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) проведения экологической экспертизы сельскохозяйственных объектов; навыками использования нормативных правовых природоохранных  документов и оформления специальных  документов (в т.ч. при проведении экологической экспертизы) регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности; способностью понимать и применять требования природоохранного законодательства  РФ в практической деятельности; навыками использования природоохранной документации; проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.:
 
ИД-1. Не владеет навыками анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.

ИД-2. Не владеет навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.

Уровень 1 
 
ИД-1. Владеет слабо навыками анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.

ИД-2. Владеет слабо навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет хорошо навыками анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет хорошо навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Свободно владеет навыками анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции в рамках экспертной оценки.

ИД-2. Свободно владеет навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Организация и проведение экологической экспертизы
 
1.1
Методологические основы экологической экспертизы
88
2
ПКС-3,ПКС-5
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Государственная экологическая экспертиза. ФЗ РФ «Об экологической экспертизе
88
2
ПКС-3,ПКС-5
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Порядок проведения государственной экологической экспертизы
88
2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Общественная экологическая экспертиза
88
2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.5
Государственный экологический контроль за исполнением требований заключения ГЭЭ
88
2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.6
Основные понятия, предмет и история развития экологической экспертизы.

Нормативно-правовая  база государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). ФЗ «Об экологической экспертизе».

Объекты и субъекты экологической экспертизы.

88
6
Пр
 
1.7
Экологические требования при эксплуатации предприятий Особенности эко- экспертизы разных объектов.

Методы экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной эко-экспертизы.

88
6
Пр
 
1.8
Работа экспертной комиссии.

Анализ конкретных примеров организации и проведения экологи-ческой экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза.

88
6
Пр
 
1.9
Опыт экологических экспертиз крупных проектов.

Экологическая экспертиза в Республике Бурятия.

88
4
Пр
 
1.10
Методы экологической экспертизы.

Нормативно-правовая  база государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). ФЗ «Об экологической экспертизе».

Порядок проведения государственной  эко-экспертизы

Общественная экологическая экспертиза.

Опыт экологических экспертиз крупных проектов.

Экологическая экспертиза в Республике Бурятия.

88
28
Ср
 
Раздел 2. Экологический аудит
 
2.1
Экологический аудит в системе природопользования и охраны окружающей среды
88
2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Процедура проведения экологического аудита
88
2
Лек
 
2.3
Экологическая документация и паспортизация
88
3
Лек
 
2.4
Экологический аудит. Методы экоаудирования.

Экоаудиторское заключение: его виды, структура.

Развитие экологического аудита в России.

88
6
Пр
 
2.5
Экспертная оценка состояния природных ресурсов и природных комплексов  территорий.

Экологическая паспортизация и документация.

88
6
Пр
 
2.6
Экологический аудит в системе природопользования и охраны окружающей среды.

Экоаудиторское заключение: его виды, структура.

Развитие экологического аудита в России.

Экологическая документация и паспортизация.

88
29
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Поломошнова Н. Ю., Маладаев А. А., Пашина М. Н. Оценка воздействия на окружающую среду. Основы экологической экспертизы и аудита [Электронный ресурс]:Методические указания для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и агропочвоведение". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 49 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01262 
Л1.1
 
Поломошнова Н. Ю. Основы экологической экспертизы и аудита [Электронный ресурс]:Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и агропочввоведение". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 102 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01259 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Мандра Ю.А., Корнилов Н.И., Степаненко Е.Е., Окрут С.В. Экологическая экспертиза предприятий [Электронный ресурс]:Учебно-методическая литература. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 116 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=90290 
Л2.1
 
Ясовеев М.Г., Стреха Н. Л., Какарека Э. В., Шевцова Н.С. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 304 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398645 
Л2.2
 
Ясовеев М.Г., Стреха Н. Л., Какарека Э. В., Шевцова Н.С. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 304 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=421780 
Л2.3
 
Поломошнова Н. Ю. Экологическая экспертиза и экологический аудит:Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2012. - 167
Л2.4
 
Иванов А. И., Сашенкова С. А. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 «агрохимия и агропочвоведение». - Пенза: ПГАУ, 2016. - 122 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/142059 
Л2.5
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутствуетотсутствует 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)

1. Виды экологических экспертиз (ПКС-5).

2. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции (ПКС-3; ПКС-5).

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
3. Субъекты и объекты экологической экспертизы (ПКС-5).

4. Методы экологической экспертизы (ПКС-5).

5. Категории сложности экологической экспертизы. Определение категорий сложности (ПКС-5).

6. Порядок и организация проведения государственной экологической экспертизы (ПКС-5).

7. Порядок работы экспертной комиссии. Требования к экспертам (их права и обязанности) (ПКС-5).

8. Методологические (теоретические) аспекты экологической экспертизы (ПКС-3; ПКС-5).

9. Принципы экологической экспертизы (ПКС-3).

10. Правовые и нормативно-методические документы экологической экспертизы (ПКС-5).

11. Проведение повторной экологической экспертизы (ПКС-5)

12. Основные положения ФЗ «Об экологической экспертизе». Причины внесения дополнений и изменений (ПКС-3;ПКС-5).

13. Проведение экологических  экспертиз в России (ПКС-5).

14. Экологический аудит. Виды экологического аудита (ПКС-5).

15. Направления применения экологического аудита в РФ (ПКС-5).

16. Методы проведения экологического аудита (ПКС-5).

17. Проведение обязательного экологического аудита (ПКС-3;ПКС-5).

18. Проведение повторного экологического аудита (ПКС-5).

19. Этапы проведения экологического аудита (ПКС-5).

20. Экологическая паспортизация. Экологический паспорт территории (ПКС-5).

21. Экологический аудит в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ПКС-3;ПКС-5).

22. Экологическая экспертиза в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ПКС-3;ПКС-5).

23. Документация системы экологического аудирования (ПКС-3;ПКС-5).

24. Агроэкологическая экспертиза сельскохозяйственных предприятий (ПКС-3; ПКС-5).

25. Основные аспекты агроэкологической оценки (ПКС-3; ПКС-5).

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов и сообщений

1. История становления экологической экспертизы

2. Развитие экологической экспертизы в России

3. Развитие экологической экспертизы в странах ЕС

4. Экологический риск. Техногенные аварии и катастрофы.

5. Экологическая экспертиза: типы и виды

6. Экологическая экспертиза и ОВОС. Общее и различия.

7. Нормативно-правовая база государственной экологической экспертизы

8. Процедура и регламент  государственной экологической экспертизы

9. Экологическая экспертиза и экологическое проектирование

10. Общественная экологическая экспертиза

11. Зарубежный опыт экологической экспертизы

12. Экологическое обоснование предынвестиционной и инвестиционной деятельности

13. Последовательность принятия решений по проектам и государственным экологическим экспертизам.

14. Стратегическая экологическая оценка

15. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей ОВОС и экологической экспертизы.

16. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду (метод экспертных оценок, метод списка, метод матриц).

17. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду (картографические методы, совмещенный анализ карт, метод Бателе, имитационные модели).

18. Нормирование в области охраны окружающей среды.

19. Сфера применения процедуры государственной экологической экспертизы.

20. Экологический аудит: виды, задачи.

21. Направления применения экологического аудита в России.

22. Зарубежный и отечественный опыт применения экологического аудита.

23. Картографические методы в экологической экспертизе.

24. Экологический учет и отчетность.

25. Государственный экологический контроль за исполнением требований заключения ГЭЭ.

26. Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы.

27. Виды и типы, формы и методы экологических экспертиз (ведомственные экспертизы и согласования).

28. Экологическое аудирование как вид предпринимательской деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.

29. Экологический мониторинг как основная часть экологической экспертизы.

Темы эссе

1. Роль экологического аудита в системе природопользования.

2. Обязательный и инициативный экологический аудит

3. Экологическая экспертиза и экологический аудит сельскохозяйственных объектов.

Комплект вопросов для проведения устных опросов

Раздел 1. Организация и проведение экологической экспертизы

1. Требования к предпроектной и проектной документации, поступающей на Государственную экологическую 

 
экспертизу. Состав и содержание документов.

2. Субъекты и объекты экологической экспертизы.

3. Категории сложности ГЭЭ. Определение категорий сложности.

4. Каковы действия эксперта в случае его несогласия с выводами заключения экспертной комиссии?

5. Организация проведения ГЭЭ.

6. Порядок работы экспертной комиссии.

7. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции.

8. Методологические (теоретические) аспекты экологической экспертизы.

9. Принципы экологической экспертизы.

10. Виды экологических экспертиз.

11. Правовые и нормативно-методические документы экологической экспертизы.

12. Проведение повторной экологической экспертизы

13. Общественная экспертиза. Участие общественности как один из основных элементов процесса экологического управления.

14. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (основные положения).

15. Проведение экологических  экспертиз в России.

16. Зарубежный опыт проведения экологических экспертиз (на примере 1 страны).

17. Значение ГЭЭ в обеспечении экологической безопасности и решении различных экологических проблем. Эффективность ГЭЭ в оценке риска проектов и хозяйственных решений.

18. Требования к экспертам и руководителю экспертной комиссии ГЭЭ, их права и обязанности.

19. Основания для проведения экологической экспертизы.

Раздел 2. Экологический аудит

1. Экологический аудит. Виды экологического аудита.

2. Направления применения экологического аудита в РФ.

3. Методы проведения экологического аудита.

4. Этапы проведения экологического аудита: этап подготовительных работ; планирование программы; основной этап; заключительный этап.

5. Проведение повторного и обязательного экологического аудита.

6. Назовите виды экологического аудита а) по форме контроля; б) по характеру целей  и решаемых задач.

7. Развитие экологической экспертизы и экологического аудита в России и за рубежом. Привести примеры.

8. Экологическая паспортизация. Экологический паспорт территории.

9. Общность и отличие процедуры экологического аудита, экологического контроля, экологического мониторинга, экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду.

10. Применение экологического аудирования при изучении, использовании, освоении, охране и воспроизводстве природных ресурсов.

11. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов, их применение  в процессе экологического аудита.

12. Документация предприятий, организаций и учреждений  как источник формирования информационных ресурсов для целей экологического аудита.

13. Направления и тенденции применения международных стандартов в области экологического аудита в российской и зарубежной хозяйственной практике.

14. Использование платежей за природопользование в процедурах экологического аудита.

15. Сущность и задачи экологического аудита территории.

16. Аудиторский протокол.

17. Объекты и субъекты экологического аудита.

18. Использование программы экологического аудита.

Комплект тестовых заданий

Раздел 1. Организация и проведение экологической экспертизы

1. Термин «экспертиза» происходит от латинского слова expertus, что означает:

а) знающий; б) оценивающий; в) предостерегающий; г) опытный.

2. В соответствии с нормативными  актами РФ для официального утверждения любого проекта  необходимо проведение  его экологического обоснования государственными органами. Этот процесс включает _____ и государственную экологическую экспертизу.

а) ОВОС; б) экологический аудит; в) экологическое страхование; г) экологический контроль.

3. Какой из перечисленных принципов не является принципом экологической экспертизы:

а) принцип научной обоснованности; б) принцип альтернативности; в) принцип комплексности оценки воздействия на ОПС хозяйственной деятельности; г) принцип достоверности и полноты информации.

4.  Какой принцип ГЭЭ предусматривает участие в ней общественных организаций и необходимость учета общественного мнения:

а) принцип научной обоснованности; б) принцип гласности; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) обязательности учета требований экологической безопасности; д) принцип комплексности воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности.

5. В каком году в РФ был принят закон «Об экологической экспертизе»:

а) в 1984г; б) в 1990г; в) в 1993г; г) в 1995г.

6. Какой из основных методологических аспектов комплексной экологической экспертизы указывает на то, что общий подход к экологической экспертизе крупных народнохозяйственных проектов должен исходить из научных представлений о тесных функциональных связях структурных единиц биосферы:

 
а) геолого-геофизический; б) природно-рекреационный; в) биосферный; г) геохимический.

7. Вставьте пропущенное слово.  Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее, чем через ___ дней после получения документа, подтверждающего ее оплату

8. В какой стране в 1969 - 70гг  была реализована идея экологической экспертизы:

а) Япония; б) Великобритания; в) США; г) Франция.

Число членов экспертной комиссии должно быть ______ и включать  не менее_______ человек.

9. Сколько месяцев не должен превышать срок проведения государственной экологической экспертизы.

а) 1; б) 2; в) 3.

10. Срок проведения ГЭЭ определяется сложностью объекта и может быть продлен на ______ по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.

а) 10 дней; б) 30 дней; в) 60 дней; г) 7 дней.

11. Выберите правильные ответы (не менее 2-х): Виды экологической экспертизы в России:

а) коммерческая; б) государственная; в) региональная; г) общественная; д) федеральная

12. Экспертное подразделение МПР в срок не более ____ дней со дня регистрации уведомляет заказчика о соответствии или несоответствии представленных материалов установленным требованиям.

13. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:

а) представитель заказчика документации; б) представитель МПР; в) работник научного учреждения.

14. Разрешение на проведение общественной экологической экспертизы выдают:

а) Президент РФ; б) Министерство природных ресурсов РФ или субъектов РФ; в) органы местного самоуправления; г) заказчик документации;

15. Общественные организации (объединения), подающие заявление о проведении общественной экологической экспертизы, должны отвечать следующим требованиям (не менее 2-х ответов):

а) они должны иметь принятый и зарегистрированный устав деятельности общественной организации; б) характер их деятельности должен быть связан с охраной окружающей среды; в) они должны иметь наименование и юридический адрес; г) они должны иметь опыт проведения общественной экологической экспертизы; д) они должны быть зарегистрированы в том же субъекте РФ, где планируется объект экологической экспертизы.

16. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан (не менее 2-х ответов):

а) осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов; б) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы; в) формулировать особое мнение по объекту экологической экспертизы; г) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

17. Какое из этих утверждений верно?

а) Для проведения экспертной оценки объект экспертизы представляется в трех экземплярах, а другие материалы  - в 1 экземпляре; б) Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, а другие материалы  - в 1 экземпляре; в) объект экспертизы и другие документы представляются в 3 экземплярах; г) Объект экспертизы представляется в 5 экземплярах, а другие материалы  - в 3 экземплярах.

18. Общественная экологическая экспертиза проводится:

а) после проведения ГЭЭ; б) до или во время проведения ГЭЭ; в) в разных случаях по-разному.

19. Заключение общественной экологической экспертизы:

а) носит рекомендательный характер; б) само по себе имеет юридическую силу; в) приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы; г) не имеет никакого значения.

20. Какой принцип экологической экспертизы означает, что воздействия на окружающую среду отдельного предприятия или комплекса объектов хозяйственной деятельности не должны понижать уровень экологической безопасности как настоящего, так и будущего поколений:

а) принцип обязательности учета требований экологической безопасности; б) принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы; д) принцип гласности ГЭЭ.

21. Какой принцип ГЭЭ означает, что любая деятельность может быть опасна: даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным, загрязнение бытовыми отходами и т.д.:

а) принцип обязательности учета требований экологической безопасности; б) принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы.

22. Какой принцип ЭЭ означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на научных основах охраны окружающей среды, учитывать сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающее приоритет жизни и здоровья человека:

а) принцип обязательности учета требований экологической безопасности; б) принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы.

Раздел 2. Экологический аудит

1. Независимая, комплексная,   документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной   деятельности требований,  в том  числе  нормативов  и  нормативных   документов,   в   области   охраны  окружающей  среды,  требований   международных стандартов и подготовка  рекомендаций  по  улучшению такой деятельности (ФЗ «Об охране О.С.») называется:

а) экологический контроль; б) экологический аудит; в) экологическая экспертиза; г) экологический менеджмент.

 
2. Экологический аудит можно подразделить (по виду) на _______ и __________

а) обязательный; б) частный   в) инициативный; г) научный;  д) экспериментальный

3. Используются ли для формирования исходных данных экологического аудита следующие документы: лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;  экологическая статистическая отчетность:

а) да; б) нет.

4. Производственный экологический аудит рассматривает (не менее 2-х ответов):

а) текущие затраты на охрану О.С; б) источники экологической опасности; в) соответствие  международным требованиям; г) платежи за загрязнение атмосферы; д) прогрессивность методов очистки.

5. Экологический аудит может быть (не менее 2-х ответов):

а) и внутренним и внешним; б) только внешним; в) только внутренним; г) только обязательным; д) и обязательным и инициативным

6. Какие ГОСТы включают вопросы охраны атмосферного воздуха от загрязнения:

а) ГОСТ 12…; б) ГОСТы 17.2…; в) ГОСТы 17.4

7. Нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду называется:

а) заключение экологической экспертизы; б) экологический паспорт; в) лицензия на природопользование; г) итоговый документ ОВОС.

8. Какой из методов экологического аудита  наиболее часто используется для оценки риска возникновения событий или ситуаций:

а) метод с использованием материальных балансов; б) метод анкетирования; в) метод экспертных оценок; г) картографический метод.

9. Этот метод используется на протяжении всей программы экологического аудита и связан с контактами аудиторов и представителей предприятия; активно применяется при проведении озорных туров по территории предприятия:

а) метод анкетирования; б) метод интервьюирования; в) метод с использованием фото- и видеосъемки; г) метод на основе экспертных оценок.

10. На каком этапе экоаудита проводится ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала?

а) подготовительном; б) планирования; в) основном; г) заключительном.

11. На каком этапе экоаудита проводится анализ исходных данных, определение основных объектов экоаудирования, методик программы и критериев оценки:

а) подготовительном; б) планирования; в) основном; г) заключительном.

12. Вставьте пропущенное слово: «Экологический паспорт предприятия является планированием природоохранных мероприятий на . . . уровне»:

а) федеральном; б) региональном; в) локальном.

13. Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природных ресурсных платежах отражены в форме статистической отчетности:

а) 18-КС; б) 4-ОС; в) 2-ТП; г) ПОД-3.

14. Сведения об охране атмосферного воздуха отражены в форме статистической отчетности:

а) 18-КС; б) 4-ОС; в) 2-ТП; г) ПОД – 2.

 
Вопросы к зачету; тестовые задания; проверка рефератов и сообщений; устный опрос

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно
 
составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной -
 
двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6