учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - ознакомление с методологией проведения экологической экспертизы и аудиторских проверок; - изучение нормативно-правовой базы государственной экологической экспертизы; - формирование у обучающихся профессиональной экологической грамотности.
ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии;
ИД-4. Не знает и не понимает методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Знает и понимает поверхностно методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Знает и понимает хорошо методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Знает и понимает в полной мере методы определения доз удобрений для получения планируемых урожаев сельскохозяйственных культур и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Не умеет составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Умеет посредственно составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Умеет хорошо составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы, но допускает неточности.
ИД-4. В полной мере умеет составлять рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Не владеет способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Владеет слабо способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ИД-4. Владеет хорошо способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы, но допускает неточности.
ИД-4. Свободно владеет способностью внедрять современные практические рекомендации по применению удобрений для обеспечения формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ПКС-5: Готов участвовать в проведении анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции;
ИД-2. Не знает и не понимает методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований.
ИД-2. Знает и понимает поверхностно методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований.
ИД-2. Знает и понимает хорошо методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает в полной мере методы проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции с учетом экологических требований.
ИД-2. Не умеет осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Умеет посредственно осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Умеет хорошо осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет осуществлять мероприятия по оценке качества сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Не владеет навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Владеет слабо навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.
ИД-2. Владеет хорошо навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Свободно владеет навыками проведения оценки качества сельскохозяйственной продукции.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Нормативно-правовая база государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). ФЗ «Об экологической экспертизе».
Объекты и субъекты экологической экспертизы.
Методы экологической экспертизы.
Порядок проведения государственной эко-экспертизы.
Анализ конкретных примеров организации и проведения экологи-ческой экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза в Республике Бурятия.
Нормативно-правовая база государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). ФЗ «Об экологической экспертизе».
Порядок проведения государственной эко-экспертизы
Общественная экологическая экспертиза.
Опыт экологических экспертиз крупных проектов.
Экологическая экспертиза в Республике Бурятия.
Экоаудиторское заключение: его виды, структура.
Развитие экологического аудита в России.
Экологическая паспортизация и документация.
Экоаудиторское заключение: его виды, структура.
Развитие экологического аудита в России.
Экологическая документация и паспортизация.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Виды экологических экспертиз (ПКС-5).
2. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции (ПКС-3; ПКС-5).
4. Методы экологической экспертизы (ПКС-5).
5. Категории сложности экологической экспертизы. Определение категорий сложности (ПКС-5).
6. Порядок и организация проведения государственной экологической экспертизы (ПКС-5).
7. Порядок работы экспертной комиссии. Требования к экспертам (их права и обязанности) (ПКС-5).
8. Методологические (теоретические) аспекты экологической экспертизы (ПКС-3; ПКС-5).
9. Принципы экологической экспертизы (ПКС-3).
10. Правовые и нормативно-методические документы экологической экспертизы (ПКС-5).
11. Проведение повторной экологической экспертизы (ПКС-5)
12. Основные положения ФЗ «Об экологической экспертизе». Причины внесения дополнений и изменений (ПКС-3;ПКС-5).
13. Проведение экологических экспертиз в России (ПКС-5).
14. Экологический аудит. Виды экологического аудита (ПКС-5).
15. Направления применения экологического аудита в РФ (ПКС-5).
16. Методы проведения экологического аудита (ПКС-5).
17. Проведение обязательного экологического аудита (ПКС-3;ПКС-5).
18. Проведение повторного экологического аудита (ПКС-5).
19. Этапы проведения экологического аудита (ПКС-5).
20. Экологическая паспортизация. Экологический паспорт территории (ПКС-5).
21. Экологический аудит в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ПКС-3;ПКС-5).
22. Экологическая экспертиза в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ПКС-3;ПКС-5).
23. Документация системы экологического аудирования (ПКС-3;ПКС-5).
24. Агроэкологическая экспертиза сельскохозяйственных предприятий (ПКС-3; ПКС-5).
25. Основные аспекты агроэкологической оценки (ПКС-3; ПКС-5).
1. История становления экологической экспертизы
2. Развитие экологической экспертизы в России
3. Развитие экологической экспертизы в странах ЕС
4. Экологический риск. Техногенные аварии и катастрофы.
5. Экологическая экспертиза: типы и виды
6. Экологическая экспертиза и ОВОС. Общее и различия.
7. Нормативно-правовая база государственной экологической экспертизы
8. Процедура и регламент государственной экологической экспертизы
9. Экологическая экспертиза и экологическое проектирование
10. Общественная экологическая экспертиза
11. Зарубежный опыт экологической экспертизы
12. Экологическое обоснование предынвестиционной и инвестиционной деятельности
13. Последовательность принятия решений по проектам и государственным экологическим экспертизам.
14. Стратегическая экологическая оценка
15. Принципы создания экспертно-информационных систем для целей ОВОС и экологической экспертизы.
16. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду (метод экспертных оценок, метод списка, метод матриц).
17. Методы оценки интенсивности техногенных нагрузок на окружающую среду (картографические методы, совмещенный анализ карт, метод Бателе, имитационные модели).
18. Нормирование в области охраны окружающей среды.
19. Сфера применения процедуры государственной экологической экспертизы.
20. Экологический аудит: виды, задачи.
21. Направления применения экологического аудита в России.
22. Зарубежный и отечественный опыт применения экологического аудита.
23. Картографические методы в экологической экспертизе.
24. Экологический учет и отчетность.
25. Государственный экологический контроль за исполнением требований заключения ГЭЭ.
26. Экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы.
27. Виды и типы, формы и методы экологических экспертиз (ведомственные экспертизы и согласования).
28. Экологическое аудирование как вид предпринимательской деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.
29. Экологический мониторинг как основная часть экологической экспертизы.
Темы эссе
1. Роль экологического аудита в системе природопользования.
2. Обязательный и инициативный экологический аудит
3. Экологическая экспертиза и экологический аудит сельскохозяйственных объектов.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Организация и проведение экологической экспертизы
1. Требования к предпроектной и проектной документации, поступающей на Государственную экологическую
2. Субъекты и объекты экологической экспертизы.
3. Категории сложности ГЭЭ. Определение категорий сложности.
4. Каковы действия эксперта в случае его несогласия с выводами заключения экспертной комиссии?
5. Организация проведения ГЭЭ.
6. Порядок работы экспертной комиссии.
7. ОВОС и экологическая экспертиза проектов: назначение и функции.
8. Методологические (теоретические) аспекты экологической экспертизы.
9. Принципы экологической экспертизы.
10. Виды экологических экспертиз.
11. Правовые и нормативно-методические документы экологической экспертизы.
12. Проведение повторной экологической экспертизы
13. Общественная экспертиза. Участие общественности как один из основных элементов процесса экологического управления.
14. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (основные положения).
15. Проведение экологических экспертиз в России.
16. Зарубежный опыт проведения экологических экспертиз (на примере 1 страны).
17. Значение ГЭЭ в обеспечении экологической безопасности и решении различных экологических проблем. Эффективность ГЭЭ в оценке риска проектов и хозяйственных решений.
18. Требования к экспертам и руководителю экспертной комиссии ГЭЭ, их права и обязанности.
19. Основания для проведения экологической экспертизы.
Раздел 2. Экологический аудит
1. Экологический аудит. Виды экологического аудита.
2. Направления применения экологического аудита в РФ.
3. Методы проведения экологического аудита.
4. Этапы проведения экологического аудита: этап подготовительных работ; планирование программы; основной этап; заключительный этап.
5. Проведение повторного и обязательного экологического аудита.
6. Назовите виды экологического аудита а) по форме контроля; б) по характеру целей и решаемых задач.
7. Развитие экологической экспертизы и экологического аудита в России и за рубежом. Привести примеры.
8. Экологическая паспортизация. Экологический паспорт территории.
9. Общность и отличие процедуры экологического аудита, экологического контроля, экологического мониторинга, экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду.
10. Применение экологического аудирования при изучении, использовании, освоении, охране и воспроизводстве природных ресурсов.
11. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов, их применение в процессе экологического аудита.
12. Документация предприятий, организаций и учреждений как источник формирования информационных ресурсов для целей экологического аудита.
13. Направления и тенденции применения международных стандартов в области экологического аудита в российской и зарубежной хозяйственной практике.
14. Использование платежей за природопользование в процедурах экологического аудита.
15. Сущность и задачи экологического аудита территории.
16. Аудиторский протокол.
17. Объекты и субъекты экологического аудита.
18. Использование программы экологического аудита.
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. Организация и проведение экологической экспертизы
1. Термин «экспертиза» происходит от латинского слова expertus, что означает:
а) знающий; б) оценивающий; в) предостерегающий; г) опытный.
2. В соответствии с нормативными актами РФ для официального утверждения любого проекта необходимо проведение его экологического обоснования государственными органами. Этот процесс включает _____ и государственную экологическую экспертизу.
а) ОВОС; б) экологический аудит; в) экологическое страхование; г) экологический контроль.
3. Какой из перечисленных принципов не является принципом экологической экспертизы:
а) принцип научной обоснованности; б) принцип альтернативности; в) принцип комплексности оценки воздействия на ОПС хозяйственной деятельности; г) принцип достоверности и полноты информации.
4. Какой принцип ГЭЭ предусматривает участие в ней общественных организаций и необходимость учета общественного мнения:
а) принцип научной обоснованности; б) принцип гласности; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) обязательности учета требований экологической безопасности; д) принцип комплексности воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности.
5. В каком году в РФ был принят закон «Об экологической экспертизе»:
а) в 1984г; б) в 1990г; в) в 1993г; г) в 1995г.
6. Какой из основных методологических аспектов комплексной экологической экспертизы указывает на то, что общий подход к экологической экспертизе крупных народнохозяйственных проектов должен исходить из научных представлений о тесных функциональных связях структурных единиц биосферы:
7. Вставьте пропущенное слово. Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее, чем через ___ дней после получения документа, подтверждающего ее оплату
8. В какой стране в 1969 - 70гг была реализована идея экологической экспертизы:
а) Япония; б) Великобритания; в) США; г) Франция.
Число членов экспертной комиссии должно быть ______ и включать не менее_______ человек.
9. Сколько месяцев не должен превышать срок проведения государственной экологической экспертизы.
а) 1; б) 2; в) 3.
10. Срок проведения ГЭЭ определяется сложностью объекта и может быть продлен на ______ по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.
а) 10 дней; б) 30 дней; в) 60 дней; г) 7 дней.
11. Выберите правильные ответы (не менее 2-х): Виды экологической экспертизы в России:
а) коммерческая; б) государственная; в) региональная; г) общественная; д) федеральная
12. Экспертное подразделение МПР в срок не более ____ дней со дня регистрации уведомляет заказчика о соответствии или несоответствии представленных материалов установленным требованиям.
13. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:
а) представитель заказчика документации; б) представитель МПР; в) работник научного учреждения.
14. Разрешение на проведение общественной экологической экспертизы выдают:
а) Президент РФ; б) Министерство природных ресурсов РФ или субъектов РФ; в) органы местного самоуправления; г) заказчик документации;
15. Общественные организации (объединения), подающие заявление о проведении общественной экологической экспертизы, должны отвечать следующим требованиям (не менее 2-х ответов):
а) они должны иметь принятый и зарегистрированный устав деятельности общественной организации; б) характер их деятельности должен быть связан с охраной окружающей среды; в) они должны иметь наименование и юридический адрес; г) они должны иметь опыт проведения общественной экологической экспертизы; д) они должны быть зарегистрированы в том же субъекте РФ, где планируется объект экологической экспертизы.
16. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан (не менее 2-х ответов):
а) осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов; б) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы; в) формулировать особое мнение по объекту экологической экспертизы; г) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
17. Какое из этих утверждений верно?
а) Для проведения экспертной оценки объект экспертизы представляется в трех экземплярах, а другие материалы - в 1 экземпляре; б) Объект экспертизы представляется в двух экземплярах, а другие материалы - в 1 экземпляре; в) объект экспертизы и другие документы представляются в 3 экземплярах; г) Объект экспертизы представляется в 5 экземплярах, а другие материалы - в 3 экземплярах.
18. Общественная экологическая экспертиза проводится:
а) после проведения ГЭЭ; б) до или во время проведения ГЭЭ; в) в разных случаях по-разному.
19. Заключение общественной экологической экспертизы:
а) носит рекомендательный характер; б) само по себе имеет юридическую силу; в) приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы; г) не имеет никакого значения.
20. Какой принцип экологической экспертизы означает, что воздействия на окружающую среду отдельного предприятия или комплекса объектов хозяйственной деятельности не должны понижать уровень экологической безопасности как настоящего, так и будущего поколений:
а) принцип обязательности учета требований экологической безопасности; б) принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы; д) принцип гласности ГЭЭ.
21. Какой принцип ГЭЭ означает, что любая деятельность может быть опасна: даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным, загрязнение бытовыми отходами и т.д.:
а) принцип обязательности учета требований экологической безопасности; б) принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы.
22. Какой принцип ЭЭ означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на научных основах охраны окружающей среды, учитывать сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающее приоритет жизни и здоровья человека:
а) принцип обязательности учета требований экологической безопасности; б) принцип комплексной оценки воздействия на окружающую среду; в) принцип презумпции потенциальной экологической опасности; г) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы.
Раздел 2. Экологический аудит
1. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ФЗ «Об охране О.С.») называется:
а) экологический контроль; б) экологический аудит; в) экологическая экспертиза; г) экологический менеджмент.
а) обязательный; б) частный в) инициативный; г) научный; д) экспериментальный
3. Используются ли для формирования исходных данных экологического аудита следующие документы: лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование; экологическая статистическая отчетность:
а) да; б) нет.
4. Производственный экологический аудит рассматривает (не менее 2-х ответов):
а) текущие затраты на охрану О.С; б) источники экологической опасности; в) соответствие международным требованиям; г) платежи за загрязнение атмосферы; д) прогрессивность методов очистки.
5. Экологический аудит может быть (не менее 2-х ответов):
а) и внутренним и внешним; б) только внешним; в) только внутренним; г) только обязательным; д) и обязательным и инициативным
6. Какие ГОСТы включают вопросы охраны атмосферного воздуха от загрязнения:
а) ГОСТ 12…; б) ГОСТы 17.2…; в) ГОСТы 17.4
7. Нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду называется:
а) заключение экологической экспертизы; б) экологический паспорт; в) лицензия на природопользование; г) итоговый документ ОВОС.
8. Какой из методов экологического аудита наиболее часто используется для оценки риска возникновения событий или ситуаций:
а) метод с использованием материальных балансов; б) метод анкетирования; в) метод экспертных оценок; г) картографический метод.
9. Этот метод используется на протяжении всей программы экологического аудита и связан с контактами аудиторов и представителей предприятия; активно применяется при проведении озорных туров по территории предприятия:
а) метод анкетирования; б) метод интервьюирования; в) метод с использованием фото- и видеосъемки; г) метод на основе экспертных оценок.
10. На каком этапе экоаудита проводится ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала?
а) подготовительном; б) планирования; в) основном; г) заключительном.
11. На каком этапе экоаудита проводится анализ исходных данных, определение основных объектов экоаудирования, методик программы и критериев оценки:
а) подготовительном; б) планирования; в) основном; г) заключительном.
12. Вставьте пропущенное слово: «Экологический паспорт предприятия является планированием природоохранных мероприятий на . . . уровне»:
а) федеральном; б) региональном; в) локальном.
13. Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природных ресурсных платежах отражены в форме статистической отчетности:
а) 18-КС; б) 4-ОС; в) 2-ТП; г) ПОД-3.
14. Сведения об охране атмосферного воздуха отражены в форме статистической отчетности:
а) 18-КС; б) 4-ОС; в) 2-ТП; г) ПОД – 2.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п