2024-2025_b35_03_03_о_3_plx_Агроэкологический мониторинг
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.В.04.03 Агроэкологический мониторинг
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 8

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
17
17
Практические занятия
34
34
Контактная работа
51
51
Сам. работа
57
57
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
отсутсвует, старший преподаватель Чирипов Амгалан Вадимович _________________
 
 
Агроэкологический мониторинг
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование знаний и навыков для оценки и контроля состояния окружающей среды в агроэкосистемах с целью обеспечения устойчивого сельскохозяйственного производства и экологической безопасности.

Задачи:  - знакомство с принципами разработки и оценки нормируемых показателей; - освоение методов и приемов проведения агроэкологического мониторинга; - получение знаний об особенностях проведения мониторинга на пахотных, лугопастбищных и залежных угодьях различных природных зон России; - формирование навыков работы и правильной интерпретации данных картографических материалов, агрохимических, фитосанитарных ведомостей и других документов, содержащих сведения о результатах мониторинга; - получение навыков составления выходных документов по результатам комплексного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. 

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-2: Способен участвовать в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур, составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Ознакомительная практика 
1
2 семестр
 
Агроэкологические особенности химии почв 
2
7 семестр
 
Основы экогеохимии агроландшафта 
3
2 семестр
 
Технологическая практика 
4
4 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
5
6 семестр
 
Почвенный покров Забайкалья 
6
7 семестр
 
Производственная практика 
7
6 семестр
 
Учебная практика 
8
4 семестр
 
Охрана окружающей среды 
9
6 семестр
 
Бонитировка почв 
10
7 семестр
 
Технологическая практика 
11
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-2: Способен участвовать в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур, составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы;

 
Знать и понимать  типы почв, их генезис, классификации, строения, состава и свойства; качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур; способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм; основные способы проведения химической, водной и агролесомелиорации.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает типы почв, их генезис, классификации, строения, состава и свойства.

ИД-2. Не знает и не понимает геологию и геоморфологию.

ИД-3. Не знает и не понимает качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур.

ИД-4. Не знает и не понимает способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне типы почв, их генезис, классификации, строения, состава и свойства.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне геологию и геоморфологию.

ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур.

ИД-4. Знает и понимает на недостаточном уровне способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает типы почв, их генезис, классификации, строения, состава и свойства, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает геологию и геоморфологию, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Знает и понимает качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Знает и понимает способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает типы почв, их генезис, классификации, строения, состава и свойства.

ИД-2. Знает и понимает геологию и геоморфологию.

ИД-3. Знает и понимает качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур.

ИД-4. Знает и понимает способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  распознавать и анализировать структуру почвенного покрова и дает агрономическую оценку почв; проводить почвенные и агрохимические обследования земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур; составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы; проводить химическую, водную и агролесомелиорацию.:
 
ИД-1. Не умеет распознавать и анализировать структуру почвенного покрова и давать агрономическую оценку почв.

ИД-2. Не умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий.

ИД-3. Не умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности.

ИД-4. Не умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет распознавать и анализировать структуру почвенного покрова и давать агрономическую оценку почв.

ИД-2. Не в полной мере умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий.

ИД-3. Не в полной мере умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности.

ИД-4. Не в полной мере умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет распознавать и анализировать структуру почвенного покрова и давать агрономическую оценку почв, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет распознавать и анализировать структуру почвенного покрова и давать агрономическую оценку почв.

ИД-2. В полной мере умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий.

ИД-3. В полной мере умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности.

ИД-4. В полной мере умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) анализа структуры почвенного покрова и агрономической оценки почв; проведения почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур; составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм; использования основных способов проведения химической, водной и агролесомелиорации.:
 
ИД-1. Не владеет навыками анализа структуры почвенного покрова и агрономической оценки почв.

ИД-2. Не владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий.

ИД-3. Не владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности.

ИД-4. Не владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками анализа структуры почвенного покрова и агрономической оценки почв.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий.

ИД-3. Не в полной мере владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности.

ИД-4. Не в полной мере владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками анализа структуры почвенного покрова и агрономической оценки почв, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности, но допускает некоторые неточности.

ИД-4. Владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками анализа структуры почвенного покрова и агрономической оценки почв.

ИД-2. В полной мере владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий.

ИД-3. В полной мере владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности.

ИД-4. В полной мере владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-4: Способен проводить химическую, водную и агролесомелиорацию;

 
Знать и понимать  типы почв, их генезис, классификации, строения, состава и свойства; качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур; способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм; основные способы проведения химической, водной и агролесомелиорации.:
 
ИД-1. Не знает и не понимает способы проведения химической мелиорации.

ИД-2. Не знает и не понимает способы проведения водной мелиорации.

ИД-3. Не знает и не понимает способы проведения агролесомелиорации.

Уровень 1 
 
ИД-1. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения химической мелиорации.

ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения водной мелиорации.

ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения агролесомелиорации.

Уровень 2 
 
ИД-1. Знает и понимает способы проведения химической мелиорации, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Знает и понимает способы проведения водной мелиорации, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Знает и понимает способы проведения агролесомелиорации, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. Знает и понимает способы проведения химической мелиорации.

ИД-2. Знает и понимает способы проведения водной мелиорации.

ИД-3. Знает и понимает способы проведения агролесомелиорации.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  распознавать и анализировать структуру почвенного покрова и дает агрономическую оценку почв; проводить почвенные и агрохимические обследования земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур; составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы; проводить химическую, водную и агролесомелиорацию.:
 
ИД-1. Не умеет проводить химическую мелиорацию.

ИД-2. Не умеет проводить водную мелиорацию.

ИД-3. Не умеет проводить агролесомелиорацию.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере умеет проводить химическую мелиорацию.

ИД-2. Не в полной мере умеет проводить водную мелиорацию.

ИД-3. Не в полной мере умеет проводить агролесомелиорацию.

Уровень 2 
 
ИД-1. Умеет проводить химическую мелиорацию, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Умеет проводить водную мелиорацию, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Умеет проводить агролесомелиорацию, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере умеет проводить химическую мелиорацию.

ИД-2. В полной мере умеет проводить водную мелиорацию.

ИД-3. В полной мере умеет проводить агролесомелиорацию.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) анализа структуры почвенного покрова и агрономической оценки почв; проведения почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур; составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм; использования основных способов проведения химической, водной и агролесомелиорации.:
 
ИД-1. Не владеет навыками проведения химической мелиорации.

ИД-2. Не владеет навыками проведения водной мелиорации.

ИД-3. Не владеет навыками проведения агролесомелиорации.

Уровень 1 
 
ИД-1. Не в полной мере владеет навыками проведения химической мелиорации.

ИД-2. Не в полной мере владеет навыками проведения водной мелиорации.

ИД-3. Не в полной мере владеет навыками проведения агролесомелиорации.

Уровень 2 
 
ИД-1. Владеет навыками проведения химической мелиорации, но допускает некоторые неточности.

ИД-2. Владеет навыками проведения водной мелиорации, но допускает некоторые неточности.

ИД-3. Владеет навыками проведения агролесомелиорации, но допускает некоторые неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1. В полной мере владеет навыками проведения химической мелиорации.

ИД-2. В полной мере владеет навыками проведения водной мелиорации.

ИД-3. В полной мере владеет навыками проведения агролесомелиорации.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Агроэкологический мониторинг
 
1.1
Основы агроэкологического мониторинга: цели, задачи и основные понятия.
88
1
ПКС-4,ПКС-2
Лек
 
1.2
Нормативно-правовая база агроэкологического мониторинга.
88
2
ПКС-4,ПКС-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Методы и инструменты агроэкологического мониторинга.
88
2
ПКС-4,ПКС-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Мониторинг состояния почвенного покрова.
88
2
ПКС-4,ПКС-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.5
Мониторинг водных ресурсов в агроэкосистемах.
88
2
ПКС-4,ПКС-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.6
Мониторинг атмосферного воздуха в сельскохозяйственных регионах.
88
2
ПКС-4,ПКС-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.7
Влияние климатических изменений на сельское хозяйство
88
2
ПКС-4,ПКС-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.8
Мониторинг использования агрохимикатов и их воздействия на окружающую среду
88
2
ПКС-4,ПКС-2
Лек
 
1.9
Информационные технологии и ГИС в агроэкологическом мониторинге.
88
2
ПКС-4,ПКС-2
Лек
 
1.10
Введение в агроэкологический мониторинг. Основные понятия и задачи.

Нормативно-правовые основы агроэкологического мониторинга.

Методы и средства агроэкологического мониторинга.

88
6
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.11
Мониторинг состояния почвенного покрова.

Оценка загрязнения почв тяжелыми металлами и пестицидами.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.12
Мониторинг водных ресурсов в агроэкосистемах.

Оценка качества воды для орошения и водоснабжения.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.13
Мониторинг атмосферного воздуха в сельскохозяйственных районах.

Влияние климатических изменений на агроэкосистемы.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.14
Мониторинг биологического разнообразия в агроэкосистемах.

Оценка состояния сельскохозяйственных культур и их продуктивности.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.15
Мониторинг использования удобрений и их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг применения пестицидов и их экологических последствий.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.16
Информационные технологии в агроэкологическом мониторинге.

Геоинформационные системы (ГИС) в агроэкологическом мониторинге.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.17
Организация и проведение полевых исследований в агроэкологическом мониторинге.

Подведение итогов. Защита проектов по агроэкологическому мониторингу.

88
4
ПКС-4,ПКС-2
Пр
 
1.18
Глобальные экологические проблемы современности и почвенный покров. Антропогенное воздействие на почвенный покров
88
10
ПКС-4,ПКС-2
Ср
 
1.19
Экологические проблемы агроландшафтов РФ, РБ.
88
10
ПКС-4,ПКС-2
Ср
 
1.20
Изменение почвенно-физических, химических биологических свойств в агроландшафтах.  Агроэкологический мониторинг
88
10
ПКС-4,ПКС-2
Ср
 
1.21
Агроэкологическая типология земель при проектировании адаптивно-ландшафтной системы земледелия
88
10
ПКС-4,ПКС-2
Ср
 
1.22
Принципы и схема агроэкологической типизации земель
88
10
ПКС-4,ПКС-2
Ср
 
1.23
Группировка агроэкологических видов земель. Ландшафтно-экологическая классификация земель. Назначение и ведение земельного кадастра
88
7
ПКС-4,ПКС-2
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Пашина М. Н., Татарникова В. Ю. Агроэкологический мониторинг [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение. - , 2021. - 80 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00393 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Шевченко Д.А., Лошаков А.В., Кипа Л.В., Одинцов С.В., Трубачева Л.В., Иванников Д.И. Агроэкологический мониторинг [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство СтГау "Агрус", 2017. - 84 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=314607 
Л2.1
 
Шевченко Д. А., Лошаков А. В., Кипа Л. В., Одинцов С. В., Трубачева Л. В., Иванников Д. И. Агроэкологический мониторинг [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ставрополь: СтГАУ, 2017. - 84 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107167 
Л2.2
 
Шевченко Д. А., Трубачева Л. В., Власова О. И. Агроэкологический мониторинг [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ставрополь: СтГАУ, 2018. - 76 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/141586 
Л2.3
 
Шевченко Д. А., Трубачёва Л. В., Власова О. И. Агроэкологический мониторинг [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2018. - 75 – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/92968.html 
Л2.4
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чирипов Амгалан Вадимович
старший преподаватель
отсутсвуетотсутсвует
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
1. Понятие о комплексном мониторинге земель сельскохозяйственного назначения, его целях, задачах. (ПКС – 2; ПКС – 4)

2. Содержание, принципы и объекты мониторинга. Организация мониторинга и порядок его ведения. (ПКС – 2; ПКС – 4)

3. Научная и производственная составляющие агроэкологического мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)

4. Цели и задачи почвенно-экологического мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)

5. Картографическое обеспечение почвенно-экологического мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)

6. Учет геохимических особенностей при проведении мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)

7. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России. (ПКС – 2; ПКС – 4)

8. Интерпретация и обработка результатов почвенно-экологического мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)Цели и задачи агрохимического мониторинга земель. Показатели и методика проведения мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)

9. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России и при различной степени интенсификации земледелия. (ПКС – 2; ПКС – 4)

10. Проведение оперативного мониторинга в период вегетации растений. (ПКС – 2; ПКС – 4)

11. Интерпретация и обработка результатов мониторинга в период вегетации растений. (ПКС – 2; ПКС – 4)

12. Цели и задачи мониторинга биологической активности почв земель сельскохозяйственного назначения. (ПКС – 2; ПКС – 4)

13. Показатели и методы проведения мониторинга биологической активности почв. (ПКС – 2; ПКС – 4)

14. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России. (ПКС – 2; ПКС – 4)

15. Интерпретация и обработка результатов мониторинга биологической активности почв. (ПКС – 2; ПКС – 4)

16. Цели и задачи эколого-токсикологического мониторинга почв земель. Учет биогеохимических особенностей при проведении мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)

17. Показатели и методы проведения фитосанитарного мониторинга почв и посевов. (ПКС – 2; ПКС – 4)

18. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России. (ПКС – 2; ПКС – 4)

19. Влияние интенсивных систем земледелия на фитосанитарное состояние почв и посевов. (ПКС – 2; ПКС – 4)

20. Показатели и методы проведения мониторинга водных объектов для целей животноводства. (ПКС – 2; ПКС – 4)

21. Показатели и методы проведения мониторинга водных объектов для целей орошения земель сельскохозяйственного назначения. (ПКС – 2; ПКС – 4)

22. Показатели и методы проведения мониторинга дренажных вод в осушаемых агроландшафтах. (ПКС – 2; ПКС – 4)

23. Показатели и методы проведения мониторинга сточных вод и осадков сточных вод (ОСВ) для целей земледелия. (ПКС – 2; ПКС – 4)

24. Цели и задачи мониторинга продуктивности сельскохозяйственных культур в агроландшафтах.

25. Особенности мониторинга в мелиорируемых агроландшафтах. (ПКС – 2; ПКС – 4)

26. Методы проведения аэрокосмического мониторинга. Дешифрование аэрофотоснимков и космических снимков. (ПКС – 2; ПКС – 4)

27. Интерпретация и обработка результатов мониторинга почв, растительности, агроландшафтов. (ПКС – 2; ПКС – 4)

28. Проведение внешнего (инспекционного) контроля. Базы данных для информации по агроэкологическому мониторингу. (ПКС – 2; ПКС – 4)

29. Применение современных ГИС при проведении и обработке материалов различных видов агроэкологического мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. История развития агроэкологии и формирование экологии видов, популяций, биоценозов.

2. Экологическая оценка опасности загрязнения пахотных почв.

3. Среда и ее состав.

4. Экологические факторы и их действие на организм.

5. Взаимоотношения организмов в биоценозе.

6. Структурная организация и классификация экосистем.

7. Ресурсы биосферы и проблемы продовольствия.

8. Типы агроэкосистем и их структура и функционирование в условиях техногенеза.

9. Нормирование содержания химических элементов в почве.

10. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия земель.

11. Загрязнения вод в условиях интенсификации аграрного производства.

12. Сельскохозяйственные источники биогенной нагрузки и эвтрофирование водоемов.

13. Компоненты агроэкологического мониторинга и их организационные основы его проведения.

14. Оценка загрязнения атмосферного воздуха.

15. Реакция микробного сообщества агрофитоценоза на антропогенные воздействия.

16. Условия реконструкции и создания устойчивых агросистем.

17. Нормативы производства экологической безопасной (чистой) продукции.

18. Вещества, загрязняющие продукты питания и корма.

19. Способы снижения негативного действия токсикантов.

 
20. Использование биотехнологии и сертификация продуктов.

21. Загрязнения вод в условиях интенсификации аграрного производства.

22. Сельскохозяйственные источники биогенной нагрузки.

23. Агроэкологические последствия водной эрозии почв.

24. Загрязнение агроэкосистем тяжелыми металлами.

25. Влияние тяжелых металлов на почвенные организмы, растения животных и человека.

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. Опишите особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России?

2. Охарактеризуйте показатели и методы проведения мониторинга?

3. Перечислите методы проведения мониторинга?

4. Перечислите составляющие агроэкологического мониторинга?

5. Какое влияние оказывает биологическая активность почв на величину и качество урожая?

6. Что означает проведение оперативного мониторинга в период вегетации

растений?

7. Какую роль играет картографическое обеспечение?

8. В чем особенность учета геохимических особенностей при проведении

мониторинга?

9. Что означает интерпретация и обработка результатов мониторинга?

10. Как влияет интенсивная система земледелия на фитосанитарное состояние почв и посевов?

11. Какие внешние факторы влияют на фитосанитарное состояние посевов?

12. Какие внутренние факторы влияют на фитосанитарное состояние посевов?

13. Что подразумевается по словосочетанием биологическая активность почв?

14. Что анализируют при эколого-токсикологическом мониторинге почв?

15. Перечислите особенности мониторинга в мелиорируемых агроландшафтах?

Темы эссе

Перечень тем эссе:

1. Загрязнения окружающей среды

2. Система мониторинга в России

3. Мониторинг водных объектов

4. Мониторинг почвенного покрова

5. Главные источники загрязнения почв

6. Экологический мониторинг биоразнообразия

7. Оценка качества окружающей среды

8. Меры улучшения качества окружающей среды

 
Вопросы к зачету, проверка рефератов,  устный опрос, проверка эссе
Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но
 
и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

 
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и
 
навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6