учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - знакомство с принципами разработки и оценки нормируемых показателей; - освоение методов и приемов проведения агроэкологического мониторинга; - получение знаний об особенностях проведения мониторинга на пахотных, лугопастбищных и залежных угодьях различных природных зон России; - формирование навыков работы и правильной интерпретации данных картографических материалов, агрохимических, фитосанитарных ведомостей и других документов, содержащих сведения о результатах мониторинга; - получение навыков составления выходных документов по результатам комплексного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
ПКС-2: Способен участвовать в проведении почвенных и агрохимических обследований земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур, составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы;
ИД-2. Не знает и не понимает геологию и геоморфологию.
ИД-3. Не знает и не понимает качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-4. Не знает и не понимает способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне геологию и геоморфологию.
ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-4. Знает и понимает на недостаточном уровне способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.
ИД-2. Знает и понимает геологию и геоморфологию, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Знает и понимает качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Знает и понимает способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает геологию и геоморфологию.
ИД-3. Знает и понимает качества и пригодность почв для возделывания сельскохозяйственных культур.
ИД-4. Знает и понимает способы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.
ИД-2. Не умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий.
ИД-3. Не умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности.
ИД-4. Не умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы.
ИД-2. Не в полной мере умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий.
ИД-3. Не в полной мере умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности.
ИД-4. Не в полной мере умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы.
ИД-2. Умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет проводить геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территорий.
ИД-3. В полной мере умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, анализ, оценку и группировку почв по качеству и пригодности.
ИД-4. В полной мере умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы.
ИД-2. Не владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий.
ИД-3. Не владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности.
ИД-4. Не владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий.
ИД-3. Не в полной мере владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности.
ИД-4. Не в полной мере владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.
ИД-2. Владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности, но допускает некоторые неточности.
ИД-4. Владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками проведения геологического, геоморфологического и ландшафтного анализа территорий.
ИД-3. В полной мере владеет навыками проведения почвенных и агрохимических обследований земель, анализа, оценки и группировки почв по качеству и пригодности.
ИД-4. В полной мере владеет навыками составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм.
ПКС-4: Способен проводить химическую, водную и агролесомелиорацию;
ИД-2. Не знает и не понимает способы проведения водной мелиорации.
ИД-3. Не знает и не понимает способы проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения водной мелиорации.
ИД-3. Знает и понимает на недостаточном уровне способы проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Знает и понимает способы проведения водной мелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Знает и понимает способы проведения агролесомелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. Знает и понимает способы проведения водной мелиорации.
ИД-3. Знает и понимает способы проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Не умеет проводить водную мелиорацию.
ИД-3. Не умеет проводить агролесомелиорацию.
ИД-2. Не в полной мере умеет проводить водную мелиорацию.
ИД-3. Не в полной мере умеет проводить агролесомелиорацию.
ИД-2. Умеет проводить водную мелиорацию, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Умеет проводить агролесомелиорацию, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере умеет проводить водную мелиорацию.
ИД-3. В полной мере умеет проводить агролесомелиорацию.
ИД-2. Не владеет навыками проведения водной мелиорации.
ИД-3. Не владеет навыками проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Не в полной мере владеет навыками проведения водной мелиорации.
ИД-3. Не в полной мере владеет навыками проведения агролесомелиорации.
ИД-2. Владеет навыками проведения водной мелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-3. Владеет навыками проведения агролесомелиорации, но допускает некоторые неточности.
ИД-2. В полной мере владеет навыками проведения водной мелиорации.
ИД-3. В полной мере владеет навыками проведения агролесомелиорации.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Нормативно-правовые основы агроэкологического мониторинга.
Методы и средства агроэкологического мониторинга.
Оценка загрязнения почв тяжелыми металлами и пестицидами.
Оценка качества воды для орошения и водоснабжения.
Влияние климатических изменений на агроэкосистемы.
Оценка состояния сельскохозяйственных культур и их продуктивности.
Мониторинг применения пестицидов и их экологических последствий.
Геоинформационные системы (ГИС) в агроэкологическом мониторинге.
Подведение итогов. Защита проектов по агроэкологическому мониторингу.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Содержание, принципы и объекты мониторинга. Организация мониторинга и порядок его ведения. (ПКС – 2; ПКС – 4)
3. Научная и производственная составляющие агроэкологического мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)
4. Цели и задачи почвенно-экологического мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)
5. Картографическое обеспечение почвенно-экологического мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)
6. Учет геохимических особенностей при проведении мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)
7. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России. (ПКС – 2; ПКС – 4)
8. Интерпретация и обработка результатов почвенно-экологического мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)Цели и задачи агрохимического мониторинга земель. Показатели и методика проведения мониторинга земель. (ПКС – 2; ПКС – 4)
9. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России и при различной степени интенсификации земледелия. (ПКС – 2; ПКС – 4)
10. Проведение оперативного мониторинга в период вегетации растений. (ПКС – 2; ПКС – 4)
11. Интерпретация и обработка результатов мониторинга в период вегетации растений. (ПКС – 2; ПКС – 4)
12. Цели и задачи мониторинга биологической активности почв земель сельскохозяйственного назначения. (ПКС – 2; ПКС – 4)
13. Показатели и методы проведения мониторинга биологической активности почв. (ПКС – 2; ПКС – 4)
14. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России. (ПКС – 2; ПКС – 4)
15. Интерпретация и обработка результатов мониторинга биологической активности почв. (ПКС – 2; ПКС – 4)
16. Цели и задачи эколого-токсикологического мониторинга почв земель. Учет биогеохимических особенностей при проведении мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)
17. Показатели и методы проведения фитосанитарного мониторинга почв и посевов. (ПКС – 2; ПКС – 4)
18. Особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России. (ПКС – 2; ПКС – 4)
19. Влияние интенсивных систем земледелия на фитосанитарное состояние почв и посевов. (ПКС – 2; ПКС – 4)
20. Показатели и методы проведения мониторинга водных объектов для целей животноводства. (ПКС – 2; ПКС – 4)
21. Показатели и методы проведения мониторинга водных объектов для целей орошения земель сельскохозяйственного назначения. (ПКС – 2; ПКС – 4)
22. Показатели и методы проведения мониторинга дренажных вод в осушаемых агроландшафтах. (ПКС – 2; ПКС – 4)
23. Показатели и методы проведения мониторинга сточных вод и осадков сточных вод (ОСВ) для целей земледелия. (ПКС – 2; ПКС – 4)
24. Цели и задачи мониторинга продуктивности сельскохозяйственных культур в агроландшафтах.
25. Особенности мониторинга в мелиорируемых агроландшафтах. (ПКС – 2; ПКС – 4)
26. Методы проведения аэрокосмического мониторинга. Дешифрование аэрофотоснимков и космических снимков. (ПКС – 2; ПКС – 4)
27. Интерпретация и обработка результатов мониторинга почв, растительности, агроландшафтов. (ПКС – 2; ПКС – 4)
28. Проведение внешнего (инспекционного) контроля. Базы данных для информации по агроэкологическому мониторингу. (ПКС – 2; ПКС – 4)
29. Применение современных ГИС при проведении и обработке материалов различных видов агроэкологического мониторинга. (ПКС – 2; ПКС – 4)
1. История развития агроэкологии и формирование экологии видов, популяций, биоценозов.
2. Экологическая оценка опасности загрязнения пахотных почв.
3. Среда и ее состав.
4. Экологические факторы и их действие на организм.
5. Взаимоотношения организмов в биоценозе.
6. Структурная организация и классификация экосистем.
7. Ресурсы биосферы и проблемы продовольствия.
8. Типы агроэкосистем и их структура и функционирование в условиях техногенеза.
9. Нормирование содержания химических элементов в почве.
10. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия земель.
11. Загрязнения вод в условиях интенсификации аграрного производства.
12. Сельскохозяйственные источники биогенной нагрузки и эвтрофирование водоемов.
13. Компоненты агроэкологического мониторинга и их организационные основы его проведения.
14. Оценка загрязнения атмосферного воздуха.
15. Реакция микробного сообщества агрофитоценоза на антропогенные воздействия.
16. Условия реконструкции и создания устойчивых агросистем.
17. Нормативы производства экологической безопасной (чистой) продукции.
18. Вещества, загрязняющие продукты питания и корма.
19. Способы снижения негативного действия токсикантов.
21. Загрязнения вод в условиях интенсификации аграрного производства.
22. Сельскохозяйственные источники биогенной нагрузки.
23. Агроэкологические последствия водной эрозии почв.
24. Загрязнение агроэкосистем тяжелыми металлами.
25. Влияние тяжелых металлов на почвенные организмы, растения животных и человека.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Опишите особенности проведения мониторинга на различных угодьях и в различных почвенных зонах России?
2. Охарактеризуйте показатели и методы проведения мониторинга?
3. Перечислите методы проведения мониторинга?
4. Перечислите составляющие агроэкологического мониторинга?
5. Какое влияние оказывает биологическая активность почв на величину и качество урожая?
6. Что означает проведение оперативного мониторинга в период вегетации
растений?
7. Какую роль играет картографическое обеспечение?
8. В чем особенность учета геохимических особенностей при проведении
мониторинга?
9. Что означает интерпретация и обработка результатов мониторинга?
10. Как влияет интенсивная система земледелия на фитосанитарное состояние почв и посевов?
11. Какие внешние факторы влияют на фитосанитарное состояние посевов?
12. Какие внутренние факторы влияют на фитосанитарное состояние посевов?
13. Что подразумевается по словосочетанием биологическая активность почв?
14. Что анализируют при эколого-токсикологическом мониторинге почв?
15. Перечислите особенности мониторинга в мелиорируемых агроландшафтах?
Темы эссе
Перечень тем эссе:
1. Загрязнения окружающей среды
2. Система мониторинга в России
3. Мониторинг водных объектов
4. Мониторинг почвенного покрова
5. Главные источники загрязнения почв
6. Экологический мониторинг биоразнообразия
7. Оценка качества окружающей среды
8. Меры улучшения качества окружающей среды
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п