Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Декан
Агрономический факультет
Заведующий выпускающей кафедрой
Ландшафтный дизайн и экология
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование
Б1.В.03.03 Плодово-ягодные культуры в ландшафтном дизайне
Ландшафтный дизайн и экология
Форма промежуточной аттестации
Продолжительность в часах/неделях
Статус дисциплины
в учебном плане
относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП
является дисциплиной обязательной для изучения
Обеспечивающая преподвание
дисциплины кафедра
Распределение часов дисциплины
, Высшее, ученый агроном Васильева Наталья Александровна _________________
Плодово-ягодные культуры в ландшафтном дизайне
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736);
- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736);
- 10.010. Профессиональный стандарт "ЛАНДШАФТНЫЙ АРХИТЕКТОР", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 29 января 2019 г. N 48н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2019 г., регистрационный N 53896);
составлена на основании учебного плана:
утвержденного Ученым советом вуза от 01.08.2017 протокол № .
Протокол от __ __________ 20__ г. № __
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
Одобрено
на заседании кафедры
Утверждаю
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
Внешний эксперт
(представитель работодателя)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цели: формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного использования плодово-ягодных культур в ландшафтном дизайне с учетом их декоративных, экологических и биологических особенностей.
Задачи: изучить декоративные и экологические особенности плодово-ягодных культур для их применения в ландшафтном дизайне; освоить методы подбора, размещения и ухода за плодово-ягодными растениями на ландшафтных объектах; развить навыки проектирования устойчивых и эстетически привлекательных ландшафтных композиций с использованием плодово-ягодных культур
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПКС-2: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, декоративных однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого, закрытого грунтов и интерьерах
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Экология декоративных растений
Лекарственные и эфиромасличные растения
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПКС-2: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, декоративных однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого, закрытого грунтов и интерьерах;
ПКС-2: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, декоративных однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого, закрытого грунтов и интерьерах
Знать и понимать
основную информацию о материалах почвенных и агрохимических исследований, прогнозах развития вредителей и болезней, о справочных материалах для разработки мероприятий по повышению эффективности производства продукции садоводства с учетом экологических особенностей декоративных видов растений; основные механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп; зональные географические условия произрастания декоративных растений.:
ИД-1 Не знает или почти не знает основную информацию об экологических требованиях и биологических особенностях декоративных видов растений; декоративные свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ИД-2 Практически не знает и не понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп.
ИД-1 Имеет минимальные знания об основной информации об экологических требованиях и биологических особенностях декоративных видов растений; декоративные свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях
ИД-2 На начальном поверхностном уровне знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Иногда допускает грубые ошибки.
ИД-1 Достаточно неплохо, но иногда неточно знает основную информацию об экологических требованиях и биологических особенностях декоративных видов растений; декоративные свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях
ИД-2 Неплохо знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Иногда допускает ошибки.
ИД-1 Отлично знает основную информацию об экологических требованиях и биологических особенностях декоративных видов растений; декоративные свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях
ИД-2 Полностью знает и понимает механизмы воздействия факторов среды на растительный организм и пределы его устойчивости; основной спектр физиологических, морфологических и анатомических адаптаций растений различных экологических групп. Ошибок не допускает
Уметь делать (действовать) пользоваться материалами почвенных и агрохимических исследований, прогнозами развития вредителей и болезней, справочными материалами для разработки мероприятий по повышению эффективности производства продукции садоводства с учетом экологических особенностей декоративных видов растений; диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений; определять оптимальные размеры и контуры полей с учетом зональных особенностей и определять перечень растений, учитывающий эти особенности.:
ИД-1 Не умеет пользоваться материалами экологических требований и биологических особенностями декоративных видов растений; декоративных свойств древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях
ИД-2 Почти не умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений.
ИД-1 Не достаточно хорошо умеет пользоваться материалами экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; декоративных свойств древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях
ИД-2 На удовлетворительном уровне умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений.
ИД-1 Неплохо умеет пользоваться экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; декоративных свойств древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ИД-2 Неплохо умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений
ИД-1 Отлично умеет пользоваться материалами экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; декоративных свойств древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ИД-2 На высоком уровне умеет диагностировать растения разных жизненных форм, экологических групп; обосновать выбор пород и сортов декоративных культур; оценить пригодность агроландшафтов для возделывания декоративных растений
Владеть навыками (иметь навыки) некоторыми методиками почвенных и агрохимических исследований и прогнозами развития вредителей и болезней для разработки мероприятий по повышению эффективности производства продукции садоводства с учетом экологических особенностей декоративных видов растений; демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий; навыками организации и ухода за декоративными культурами с учетом экологических и биологических особенностей растений; методикой определения оптимальных размеров и контуров полей с учетом зональных особенностей; давать рекомендации по выращиванию декоративных культур с учетом их экологических особенностей.:
ИД-1Не владеет методиками экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; изучения декоративных свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях
ИД-2 Фактически не способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине.
ИД-1 Неполно владеет некоторыми методиками экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; изучения декоративных свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ИД-2 На пороговом уровне способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине. Допускает ошибки.
ИД-1 Достаточно полно владеет некоторыми методиками экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; изучения декоративных свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ИД-2 Достаточно хорошо способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине; навыками организации и ухода за декоративными культурами с учетом экологических и биологических особенностей растений
ИД-1 Очень хорошо владеет многими методиками экологических требований и биологических особенностей декоративных видов растений; изучения декоративных свойства древесных и цветочных растений и особенности их проявления в зависимости от внешних условий и взаимоотношений с другими растениями в зеленых насаждениях.
ИД-2 Отлично способен демонстрировать базовые знания по изучаемой дисциплине в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий; навыками организации и ухода за декоративными культурами с учетом экологических и биологических особенностей растений
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
компетенция не сформирована
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
Наименование разделов (этапов) и тем
Примечание (используемые интерактивные формы,
форма текущего контроля успеваемости)
Раздел 1. Особенности плодовых и ягодных культур
Морфологические и биологические особенности строения плодовых и ягодных культур
Технологические особенности посадки плодовых и ягодных культур (выбор места, подготовка почвы, предварительная подготовка растений к посадке в зависимости от состояния коревой системы)
Мероприятия по уходу за плодовыми и ягодными культурами (календарный план, график поливов и подкормок, визуальная диагностика состояния растения, обработка от вредителей и болезней, внесение регуляторов роста, подготовка сада к зиме и весенние работы в саду). Размещение плодовых и ягодных культур в дизайне сада
Теоретические основы формирования и обрезки садовых культур. Садовые инструменты
Технология размножения плодовых и ягодных культур
Морфологические и биологические особенности строения плодовых и ягодных культур
Технологические особенности посадки плодовых и ягодных культур (выбор места, подготовка почвы, предварительная подготовка растений к посадке в зависимости от состояния коревой системы)
Мероприятия по уходу за плодовыми и ягодными культурами (календарный план, график поливов и подкормок, визуальная диагностика состояния растения, обработка от вредителей и болезней, внесение регуляторов роста, подготовка сада к зиме и весенние работы в саду). Размещение плодовых и ягодных культур в дизайне сада
Теоретические основы формирования и обрезки садовых культур. Садовые инструменты
Технология размножения плодовых и ягодных культур
Морфологические и биологические особенности строения плодовых и ягодных культур
Технологические особенности посадки плодовых и ягодных культур (выбор места, подготовка почвы, предварительная подготовка растений к посадке в зависимости от состояния коревой системы)
Мероприятия по уходу за плодовыми и ягодными культурами (календарный план, график поливов и подкормок, визуальная диагностика состояния растения, обработка от вредителей и болезней, внесение регуляторов роста, подготовка сада к зиме и весенние работы в саду). Размещение плодовых и ягодных культур в дизайне сада
Теоретические основы формирования и обрезки садовых культур. Садовые инструменты
Технология размножения плодовых и ягодных культур
Раздел 2. Плодово-ягодные культуры в ландшафтной архитектуре
Обзор декоративных характеристик семечковых культур
Обзор декоративных характеристик косточковых культур.
Обзор декоративных характеристик ягодных культур.
Плодовые культуры в ландшафтной архитектуре
Ягодные культуры в ландшафтной архитектуре.
Обзор декоративных характеристик семечковых культур
Обзор декоративных характеристик косточковых культур.
Обзор декоративных характеристик ягодных культур.
Плодовые культуры в ландшафтной архитектуре.
Ягодные культуры в ландшафтной архитектуре.
Устный опрос. Защита рефератов
Обзор декоративных характеристик семечковых культур
Обзор декоративных характеристик косточковых культур.
Обзор декоративных характеристик ягодных культур.
Плодовые культуры в ландшафтной архитектуре.
Ягодные культуры в ландшафтной архитектуре.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Плодоводство и виноградарство Юга России, 2016, №39 (03) [Электронный ресурс]:Журнал. - Краснодар: ФГБНУ "Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия", 2016. - 209 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=4987
Кривко Н. П., Агафонов Е. В., Чулков В. В., Турчин В. В., Фалынсков Е. М., Пойда В. Б. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 416 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/392387
Кузнецова С. Н. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Тверь: Тверская ГСХА, 2023. - 258 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/362606
Гегечкори Б. С., Дорошенко Т. Н., Чумаков С. С. Плодоводство (закладка плодовых насаждений) [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 116 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/302771
Кривко Н. П., Турчин В. В., Фалынсков Е. М., Пойда В. Б. Плодоводство [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 312 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/185984
Копылов В. И., Балыкина Е. Б., Беренштейн И. Б., Бурлак В. А., Валеева Н. Г., Драгавцева И. А., Пичугин А. М., Рябов В. А., Скляр С. И., Сторчоус В. Н., Стрюкова Н. М. Плодоводство с основами экологии и питомниководства [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 396 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/171860
Кривко Н. П., Турчин В. В., Фалынсков Е. М., Пойда В. Б., Под р. К. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 312 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/312890
Касынкина О. М. Плодоводство [Электронный ресурс]:методические указания и рабочая тетрадь для лабораторных занятий. для студентов заочного отделения агрономического факультета, обучающихся по направлению подготовки 35.03.04 агрономия. - Пенза: ПГАУ, 2019. - 68 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/131083
Береговая Ю. В., Панарина В. И. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для самостоятельной работы на лабораторных занятиях по дисциплине «плодоводство и овощеводство». для обучающихся бакалавриата по направлениям подготовки 35.03.04 – «агрономия» и 35.03.03 – «агрохимия и агропочвоведение». - Орел: ОрелГАУ, 2018. - 224 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/118775
Самощенков Е.Г., Пашкина И.А. Плодоводство:Учебник. - М.: Академия, 2003. - 320
Плодоводство:Метод. указания студентам 4, 5 курсов спец. 3101- Агрохимия и почвоведение, 310400- Защита растений; студ. 4, 6 курсов спец. 310200 - Агрон.. - М.: РГАЗУ, 2003. - 14
Плодоводство:Учебник для вузов по спец. 310300 "Плодоовощеводство и виноградарство". - М.: Колос, 2000. - 432
Касынкина О. М. Плодоводство [Электронный ресурс]:рабочая тетрадь для выполнения лабораторных занятий студентами агрономического факультета, обучающимися по направлению подготовки 35.03.04 – агрономия. - Пенза: ПГАУ, 2016. - 60 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/142125
Дополнительная литература
Плодоводство. В 2 ч. Ч.1 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Кемерово: Кузбасская ГСХА, 2018. - 330 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/143041
Гусева Н. К., Васильева Н. А., Дамбаева Б. Ж. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки «Агрономия». - , 2023. - 312 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02192
Редин Д. В., Минин А. Н., Гусева Е. В., Ермакова Н. А. Плодоводство [Электронный ресурс]:методические указания. - Самара: СамГАУ, 2024. - 34 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/432209
Копылов В. И., Балыкина Е. Б., Беренштейн И. Б., Бурлак В. А., Валеева Н. Г., Драгавцева И. А., Пичугин А. М., Рябов В. А., Скляр С. И., Сторчоус В. Н., Стрюкова Н. М., Копылов В. И. Плодоводство с основами экологии и питомниководства [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 396 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/430556
Касынкина О. М., Кошеляева И. П. Плодоводство. Болезни и вредители плодово-ягодных растений [Электронный ресурс]:учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.04 агрономия. - Пенза: ПГАУ, 2022. - 143 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/270977
Лактионов К. С. Частное плодоводство. Семечковые культуры [Электронный ресурс]:учебное пособие для во. - Санкт-Петербург: Лань, 2020. - 192 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/143708
Плодоводство. В 2 ч. Ч.2 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Кемерово: Кузбасская ГСХА, 2018. - 381 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/143042
Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по дисциплине «Плодоводство и овощеводство» [Электронный ресурс]:. - Курск: Курская ГСХА, 2018. - 50 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/134842
Чирков А. И., Касынкина О. М. Плодоводство. Породы, сорта, биологические особенности, технологические приемы:словарь-справочник. Доп. УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студ. вузов по агрономич. напр.. - Пенза: ФГОУ ВПО "Пензенская ГСХА", 2009. - 149
Гурьянова Ю. В., Семенеев В. Б. Плодоводство [Электронный ресурс]:. - Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2007. - 36 – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=47100
Бопп В.Л., Кузьмина Е.М., Мистратова Н.А. Плодоводство Сибири:Учебное пособие. - Красноярск: Красноярский ГАУ, 2020. - 387
Пойда В. Б., Турчин В. В., Фалынсков Е. М., Чулков В. В., Кривко Н. П., Агафонов Е. В., Кривко Н. П. Плодоводство:Допущено МСХ РФ в качестве учебного пособия для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающихся по направлению "Садоводство". - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 416
Куликов И М., Высоцкий В.А., Тятюшкина Т.А. Плодоводство и ягодоводство России:сборник научных работ. - М.: Издательский Дом МСП, 2010. - 207
Гусева Н. К., Васильева Н. А. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 148 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/446192
Куликов И М., Высоцкий В.А., Принева Л.А., Гиричев В. С. Плодоводство и ягодоводство России:Сб. науч. работ. - М.: Издательский Дом МСП, 2009. - 401
Трунов Ю. В., Родионов В. К., Скрипников Ю. Г., Гладышев Н. П., Зубова Л. С., Крысанов Ю. В., Мешков А. В. Плодоводство и овощеводство:доп. МСХ РФ в качестве учебного пособия. - М.: КолосС, 2008. - 464
Сапукова А. Ч., Магомедова А. А., Мурсалов С. М. Плодоводство [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направлений подготовки 35.03.04 «агрономия», 35.03.05 «садоводство» (для внутривузовского пользования). - Махачкала: ДагГАУ имени М.М.Джамбулатова, 2019. - 188 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/130654
Гусева Н. К., Васильева Н. А., Соболев В. А., Тодорхоева Т. Б. Плодоводство:учебник. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 148
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
Декоративное садоводство: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост.: А. Д. Манханов, А. В. Чирипов. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 86 с.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
Занятия семинарского типа, самостоятельная работа
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии
http://www.garant.ru/
Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Официальный сайт академии
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
в локальной сети академии
Корпоративный портал академии
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
в локальной сети академии
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
Васильева Наталья Александровна
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Роль плодово-ягодных культур в озеленении и ландшафтном дизайне (ПКС-2).
2. Классификация плодово-ягодных растений по экологическим требованиям (ПКС-2).
3. Основные декоративные особенности плодово-ягодных растений (ПКС-2).
4. Характеристика видов и сортов яблонь в ландшафтном дизайне (ПКС-2).
5. Использование груш в создании садовых композиций (ПКС-2).
6. Черешня и вишня: различия и применение в озеленении (ПКС-2).
7. Особенности декоративного использования слив и алычи (ПКС-2).
8. Декоративные свойства орехоплодных культур в ландшафте (ПКС-2).
9. Смородина: виды, сорта и их использование в садово-парковом искусстве (ПКС-2).
10. Агротехнические требования при выращивании крыжовника в декоративных садах (ПКС-2).
11. Роль земляники и клубники в оформлении садовых участков (ПКС-2).
12. Малина: декоративная ценность и особенности ухода (ПКС-2).
13. Применение голубики в ландшафтном дизайне (ПКС-2).
14. Декоративные и функциональные свойства клюквы и брусники (ПКС-2).
15. Виноград в ландшафтном дизайне: сорта и способы применения (ПКС-2).
16. Актинидия и лимонник: лианы в озеленении (ПКС-2).
17. Особенности декоративного использования кизила и ирги (ПКС-2).
18. Выбор местоположения для посадки плодово-ягодных культур (ПКС-2).
19. Влияние климатических условий на выбор плодово-ягодных растений для ландшафтного дизайна (ПКС-2).
20. Уход за плодово-ягодными культурами в условиях декоративных садов (ПКС-2).
21. Роль мульчирования и органических удобрений в поддержании здоровья плодово-ягодных культур (ПКС-2).
22. Борьба с болезнями и вредителями плодово-ягодных растений (ПКС-2).
23. Формирование и обрезка плодово-ягодных деревьев и кустарников (ПКС-2).
24. Эстетические и экологические преимущества использования плодово-ягодных растений в озеленении (ПКС-2).
25. Сочетание плодово-ягодных культур с другими декоративными растениями (ПКС-2).
26. Основные принципы проектирования плодовых садов в ландшафтном дизайне (ПКС-2).
27. Использование старинных и современных сортов плодово-ягодных культур в ландшафтном искусстве (ПКС-
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
2).
28. Способы увеличения декоративности плодово-ягодных растений (ПКС-2).
29. Роль сезонности в проектировании с использованием плодово-ягодных культур (ПКС-2).
30. Плодовые сады как элемент устойчивого ландшафтного дизайна (ПКС-2).
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов и сообщений
1. Историческое развитие использования плодово-ягодных культур в ландшафтном дизайне.
2. Декоративные свойства плодово-ягодных растений: цветение, форма, плоды.
3. Экологические аспекты выращивания плодово-ягодных культур в городской среде.
4. Ландшафтный дизайн на основе традиционных плодовых садов.
5. Применение карликовых плодовых деревьев в малых садовых пространствах.
6. Вертикальное озеленение с использованием плодово-ягодных лиан.
7. Особенности выращивания экзотических плодово-ягодных культур в ландшафтном дизайне.
8. Технологии агролесомелиорации с использованием плодово-ягодных растений.
9. Эстетическое и практическое значение сортов яблонь в оформлении сада.
10. Оформление декоративных композиций из черешни и вишни.
11. Использование ягодных кустарников (смородина, крыжовник, малина) в живых изгородях.
12. Сравнительный анализ использования земляники и клубники в садовых дизайнах.
13. Особенности создания микроклимата с помощью плодово-ягодных культур.
14. Устойчивые садовые экосистемы с применением плодово-ягодных растений.
15. Виноградники как элемент культурного ландшафта.
16. Роль редких плодово-ягодных культур в биоразнообразии садов.
17. Актинидия и лимонник в ландшафтном дизайне: от декора до пользы.
18. Зимняя декоративность плодово-ягодных культур.
19. Способы повышения декоративной ценности плодово-ягодных растений.
20. Инновационные подходы к озеленению с использованием ягодных культур.
21. Значение плодово-ягодных растений в экологическом воспитании и образовании.
22. Современные тренды в дизайне садов с применением плодовых культур.
23. Ландшафтный дизайн в сельской местности: роль плодово-ягодных культур.
24. Сезонная динамика плодово-ягодных культур в дизайне сада.
25. Уход за плодово-ягодными культурами в условиях городского ландшафтного дизайна.
Темы эссе
1. Плодово-ягодные культуры: красота природы и польза для человека – размышления о сочетании эстетической и практической ценности этих растений в ландшафтном дизайне.
2. Сады прошлого и будущего: как изменилось значение плодовых культур в ландшафтном искусстве – анализ изменений в подходах к использованию плодово-ягодных растений.
3. Экология и красота: роль плодово-ягодных культур в создании устойчивых садов – эссе о важности биоразнообразия и экологического подхода в садоводстве.
4. Как плодово-ягодные растения создают уют в саду – размышления о психологическом и эстетическом влиянии плодовых деревьев и кустарников на человека.
5. Мой идеальный сад: вдохновение из мира плодово-ягодных культур – личное представление о том, каким может быть сад с акцентом на эти растения.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. Какие основные функции выполняют плодово-ягодные культуры в ландшафтном дизайне?
2. Назовите наиболее распространенные декоративные плодовые деревья и их особенности.
3. Чем отличаются экологические требования к выращиванию яблонь и груш?
4. Какие плодово-ягодные растения подходят для создания живых изгородей?
5. Каковы особенности использования вишни и черешни в садово-парковом искусстве?
6. В чем заключается декоративная ценность ягодных кустарников, таких как смородина и крыжовник?
7. Какие лианы из плодово-ягодных культур можно использовать для вертикального озеленения?
8. Опишите декоративные свойства винограда и его применение в дизайне.
9. Как климатические условия влияют на выбор плодово-ягодных культур для озеленения?
10. Какие агротехнические приемы важны для ухода за плодово-ягодными растениями в садах?
11. Как правильно сочетать плодово-ягодные культуры с декоративными растениями?
12. Чем отличаются карликовые плодовые деревья от традиционных в ландшафтном дизайне?
13. Как сезонность влияет на планирование сада с использованием плодово-ягодных культур?
14. Какие редкие плодово-ягодные растения можно использовать для повышения биоразнообразия в саду?
15. Какие меры необходимо предпринимать для защиты плодово-ягодных культур от болезней и вредителей?
Перечень дискуссионных тем
1. Плодовые сады или декоративные парки: что важнее в современном ландшафтном дизайне?
2. Должны ли плодово-ягодные культуры занимать центральное место в городском озеленении?
3. Экзотические или местные плодово-ягодные растения: что предпочтительнее для устойчивого дизайна?
4. Ягодные кустарники в дизайне: декоративность или функциональность?
Перечень видов оценочных средств
оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70 баллов
«удовлетво-рительно»
Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55 баллов
«неудовлетворительно»
Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков
публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов
«удовлетво-рительно»
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55 баллов
«неудовлетворительно»
Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70 баллов
«удовлетво-рительно»
Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55 баллов
«неудовлетворительно»
Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70 баллов
«удовлетво-рительно»
Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55 баллов
«неудовлетворительно»
Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
Комплект заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания контрольной работы для выполнения
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение.
Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение.
56-70 баллов
«удовлетво-рительно»
Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55 баллов
«неудовлетворительно»
Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
Материалы тестовых заданий
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Выполнено 86-100% заданий
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
0-55 баллов «неудовлетворительно»
оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55 баллов «неудовлетворительно»
Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Критерии оценивания контрольной работы темы эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
0-55 баллов «неудовлетворительно»
Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55 баллов «неудовлетворительно»
Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
Задание (я):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55 баллов «неудовлетворительно»
Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55 баллов «неудовлетворительно»
Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации.
56-70 баллов «удовлетво-рительно»
Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55 баллов «неудовлетворительно»
Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов
Содержание изменений, вносимых в ОПОП