2024-2025_b350310_о_3_plx_plx_Рисунок и живопись
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура

Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование

Дисциплины (модуля)
Б1.О.21.01 Рисунок и живопись
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Зачет с оценкой
Объём дисциплины в З.Е.
7
Продолжительность в часах/неделях
252/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1, 2

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
32
18
50
Практические занятия
32
36
68
Контактная работа
64
54
118
Сам. работа
8
126
134
Итого
252
 
Программу составил(и):
 
,  Дымчикова Марина Сергеевна _________________
 
 
Рисунок и живопись
Программа дисциплины
 
b350310_о_3.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: овладение методами изобразительного языка академической живописи и академического рисунка, формирование у студента комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков реализуемое в процессе выполнения конкретных заданий. Выработка у студентов сознательного подхода к творческой работе при создании образа в сфере ландшафтного дизайна. Получение знаний в области художественного формообразования, развитие эстетического вкуса.

Задачи: ознакомить студентов со знаниями в области изобразительной деятельности: с основными материалами, применяемыми в работе над графическим и живописным изображением; с основными изобразительными техниками; с закономерностями построения линейной перспективы; с основными графическими и живописными закономерностями.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Фитодизайн 
2
6 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
Вертикальная планировка объектов ландшафтной архитектуры 
4
7 семестр
 
Ландшафтная архитектура с основами компьютерной графики 
5
5 семестр
 
Теория и методология ландшафтного проектирования 
6
5 семестр
 
Теория и методология ландшафтной архитектуры 
7
5 семестр
 
Теория и методология ландшафтного проектирования 
8
5 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

ИД-1УК-1.1  Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи

ИД-2УК-1.2  Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи

ИД-2УК-1.2  Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи

ИД-4УК-1.4  Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки, отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности

ИД-5УК-1.5  Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи

 
Знать и понимать   основные способы и средства графической подачи проектной документации и навыки изобразительного искусства;

 основные теоретические основы архитектурной композиции;

 основные техники и методы графического и живописного изображения, применяемые в ландшафтном проектировании. :

 
ИД-1 Не знает и не  понимает   основы создания графического и живописного изображения, необходимую для решения поставленной задачи

ИД-2 Не знает и не  понимает   основные материалы, применяемыми в работе над графическим и живописным изображением, грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки, отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности

ИД-3 Не знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры

Уровень 1 
 
ИД-1 Не в полной мере знает и  понимает   основы создания графического и живописного изображения, необходимую для решения поставленной задачи

ИД-2 Не в полной мере знает и  понимает   основные материалы, применяемыми в работе над графическим и живописным изображением, грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки, отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности

ИД-3 Не в полной мере знает и  понимает  способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры 

Уровень 2 
 
ИД-1 Знает и не  понимает   основы создания графического и живописного изображения, необходимую для решения поставленной задачи

ИД-2 Знает и не  понимает   основные материалы, применяемыми в работе над графическим и живописным изображением, грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки, отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности

ИД-3 Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере знает и понимает   основы создания графического и живописного изображения, необходимую для решения поставленной задачи

ИД-2 В полной мере знает и понимает  основные материалы, применяемыми в работе над графическим и живописным изображением, грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки, отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности

ИД-3 В полной мере знает и понимает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры 

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)   применять методы теории архитектурной композиции для визуализации творческого замысла;

 перелагать на эскиз текущую картину и перспективное творческое решение проектируемого ландшафта;

 подбирать наиболее выгодные способы передачи творческой идеи;

 графически подать проектную документацию. :

 
ИД-1 Не умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования

ИД-2 Не умеет визуализировать проектные предложения на объекты ландшафтной архитектуры

ИД-3 Не умеет  графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры

Уровень 1 
 
ИД-1 Не в полной мере умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования

ИД-2 Не в полной мере умеет визуализировать проектные предложения на объекты ландшафтной архитектуры

ИД-3 Не в полной мере умеет  графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры

Уровень 2 
 
ИД-1 умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, но допускает некоторые неточности

ИД-2 умеет визуализировать проектные предложения на объекты ландшафтной архитектуры, но допускает некоторые неточности

ИД-3 умеет  графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры, но допускает некоторые неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования

ИД-2 В полной мере умеет визуализировать проектные предложения на объекты ландшафтной архитектуры

ИД-3 В полной мере умеет  графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки)  навыками графической подачи проектной документации и изобразительного искусства;

 методикой составления архитектурных композиций; основными графическими и живописными техниками :

 
ИД-1 Не владеет навыками изобразительного искусства и основными графическими и живописными техниками

ИД-2 Не владеет навыками создания графического и живописного изображения, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи

ИД-3 Не владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры 

Уровень 1 
 
ИД-1 Не в полной мере владеет навыками изобразительного искусства и основными графическими и живописными техниками

ИД-2 Не в полной мере владеет навыками создания графического и живописного изображения, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи

ИД-3 Не в полной мере владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры 

Уровень 2 
 
ИД-1 Владеет навыками изобразительного искусства и основными графическими и живописными техниками, но допускает никоторые неточности

ИД-2 Владеет навыками создания графического и живописного изображения, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи, но допускает никоторые неточности

ИД-3 Владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры, но допускает никоторые неточности 

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере владеет навыками изобразительного искусства и основными графическими и живописными техниками

ИД-2 В полной мере владеет навыками создания графического и живописного изображения, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи

ИД-3 В полной мере владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры 

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. 1 семестр
 
1.1
Введение. Виды изображений. Графика и живопись
11
4
УК-1
Лек
 
1.2
Основы рисунка. Технические приемы рисования для различных целей. Графическое изображение элементов ландшафтной архитектуры. Точка, линия, пятно
11
4
Лек
 
1.3
Основы композиции. Основы архитектурной композиции. Художественные средства композиции.
11
8
Лек
 
1.4
Свет в архитектуре. Цвет в архитектурной и ландшафтной композиции
11
4
Лек
 
1.5
Линейная и воздушная перспектива. Перспектива в рисунке. Свет и тень. Рисование элементов и объектов ландшафтной архитектуры. 
11
4
Лек
 
1.6
Изображение пейзажа средствами архитектурной графики 
11
4
Лек
 
1.7
Композиция живописного произведения. Ознакомление с техникой сграффито. Витраж. Мозаика. Использование монументальной живописи в ландшафтно-архитектурном планировании. 
11
4
Лек
 
1.8
Изображение простых предметов пространстве 
11
2
Пр
 
1.9
Изображение групп предметов в пространстве 
11
2
Пр
 
1.10
Пейзажные зарисовки 
11
2
Пр
 
1.11
Рисунок растительных форм
11
2
Пр
 
1.12
Упражнения на перспективное построение с одной и двумя точками схода, построение простых геометрических тел 
11
2
Пр
 
1.13
Перспектива
11
4
Пр
 
1.14
Компоновка, построение и тональное решение натюрморта в интерьере 
11
2
Пр
 
1.15
Работа с натурой в помещении и на открытом воздухе 
11
2
Пр
 
1.16
Работа с натурой в помещении и на открытом воздухе, возможность использовать фото 
11
2
Пр
 
1.17
Основы композиции. Основы архитектурной композиции. Художественные средства композиции.
11
2
Пр
 
1.18
Элементы архитектурной стилизации для проекта. Шрифты. 
11
2
Пр
 
1.19
Свет в архитектуре. Цвет в архитектурной и ландшафтной композиции
11
2
Пр
 
1.20
Элементы сада, парка, малые архитектурные формы,  изображение фрагментов парка с присутствием архитектурных форм
11
2
Пр
 
1.21
Фактура и текстура в архитектурной композиции.
11
4
Пр
 
1.22
Графическое изображение элементов ландшафтной архитектуры. 
11
2
Ср
 
1.23
Графика и композиция в ландшафтной архитектуре.  
11
2
Ср
 
1.24
Зарисовки листьев деревьев разных пород 
11
2
Ср
 
1.25
Живописные этюды овощей и фруктов в гуашевой технике
11
2
Ср
 
Раздел 2. 2 семестр
 
2.1
Отмывка
22
2
УК-1
Лек
 
2.2
Техника живописи гуашью
22
2
2
Лекция -визуализация
Лек
 
2.3
Генплан, масштаб, композиция  плана, особенности композиции вида сверху 
22
4
2
Лекция -визуализация
Лек
 
2.4
Модульная сетка
22
2
2
Лекция -визуализация
Лек
 
2.5
Аксонометрия. Построения
22
4
4
Лекция -визуализация
Лек
 
2.6
Приемы визуально графического изображения и оформления проектов ландшафтной архитектуры. 
22
2
2
Лекция -визуализация
Лек
 
2.7
Архитектурная композиция и стилизация 
22
2
2
Лекция -визуализация
Лек
 
2.8
Отмывка
22
4
Пр
 
2.9
Техника живописи гуашью
22
2
Пр
 
2.10
Генплан, масштаб, композиция  плана, особенности композиции вида сверху 
22
4
Пр
 
2.11
Модульная сетка
22
2
Пр
 
2.12
Аксонометрия. Построения
22
4
Пр
 
2.13
Приемы визуально графического изображения и оформления проектов ландшафтной архитектуры. 
22
4
Пр
 
2.14
Архитектурная композиция и стилизация 
22
4
Пр
 
2.15
Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм 
22
4
Пр
 
2.16
Особенности создания мозаики. Техники набора и укладки мозаики. 
22
2
Пр
 
2.17
Изучение техники фресковой живописи 
22
2
Пр
 
2.18
Изучение техники римской мозаики 
22
2
Пр
 
2.19
Изучение техники витраж
22
2
Пр
 
2.20
Проект рекреационной зоны 
22
126
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Гавриляченко С. А., Катухина А. В., Шабаев М. Б. Композиционный рисунок [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Москва: МГАХИ им. В. И. Сурикова, 2020. - 237 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/170764 
Л1.1
 
Чеберева О. Н., Астахов В. Н., Флаксман А. А. Рисунок натюрморта из геометрических тел. Композиционные приемы и методы обобщения светотеневой модели натюрморта с раскладкой на три тона [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2022. - 22 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/260048 
Л1.2
 
Левин И. Л., Панксенов Г. И., Лисина О. А., Чеберева О. Н. Рисунок сложного натюрморта: от реалистического изображения к архитектурно-пластическому преобразованию [Электронный ресурс]:учеб. пособие. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2022. - 40 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/342674 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Долгих О. Р. Архитектурный рисунок [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Томск: ТГАСУ, 2020. - 140 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/170450 
Л2.1
 
 
Методическая литература
 
Пашина М. Н., Ухинов Рисунок и живопись [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 82 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00045 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
414
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации /Творческая мастерская (414)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, стул ИЗО коричневый - 10, табурет высокий - 6,  стол высокий для студентов - 1, стол высокий для преподавателя - 1, конференц стол - 1, скамейка - 2, стеллаж - 1, мольберты - 15, пробковая доска на колесах - 1, телевизор на стойке - 1
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
    Рисунок и живопись : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: М. Н. Пашина, Ж. В. Ухинов. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 82 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00045. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Дымчикова Марина Сергеевна
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
1. Средства графического изображения. Точка, линия, цвет. Понятие стиля изображения.  

2. Линия. Техника линейной графики в зависимости от используемого инструмента.

3. Тон. Тональная графика. Техника тональной графики в зависимости от используемого инструмента.

4. Цвет. Цветная графика. Особенности цветной графики.  

5. Требования к технологии покраски акварелью, тушью, темперой, гуашью, использование аэрографа.   

6. Виды архитектурной графики. Понятие архитектурного эскиза, чертежа, рисунка.

7. Архитектурное эскизирование. Требования к технике выполнения эскиза.

8. Особенности архитектурного чертежа.  

9. Чертеж ортогональный (фасад, план, разрез, генплан, архитектурная деталь, развертки, этапы работы над чертежом, специфика графического исполнения).  

10. Чертеж аксонометрический (классификация аксонометрических изображений, специфика графического исполнения аксонометрического чертежа).  

11. Чертеж перспективный (понятие перспективы, виды перспективных изображений).

12. Особенности архитектурного рисунка.  

13. Антураж, стаффаж. Требования к технике исполнения.

14. Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертеж (учет расположения деталей антуража и стаффажа в зависимости от положения горизонта, интенсивность заполнения чертежа деталями).  

15. Архитектурная графика как рабочий аппарат проектирования, ее роль на разных стадиях проектирования.  

16. Шрифтовое оформление чертежа. Специфика, пропорциональный строй, интервалы, величина и емкость строки, техника исполнения.  

17. Особенности изображения природных элементов среды: виды изображений ландшафтной графики и техника их исполнения, декоративные качества растений, основные способы изображения объектов дизайна и т.д.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
18. Особенности компьютерной графики.  

19. Машинная графика как средство отображения графической информации в автоматизированном проектировании.  

20. Отличия и сходства компьютерной и традиционной график.  

21. Влияние компьютерной графики на стиль чертежей и стиль шрифтового оформления.  

22. Графические программы.  

23. Архитектурная композиция. Основы теории архитектурной композиции.  

24. Предмет теории архитектурной композиции. Краткий экскурс в историю.  

25. Искусство архитектуры. Архитектурные идеи начала 21 века.

26. Объективные свойства архитектурных форм. Основные и дополнительные.  

27. Понятие «архитектурная композиция». Категории архитектурной композиции.  

28. Основной закон архитектурной композиции. Общие черты закономерностей архитектурной композиции.

29. Объемно-пространственные структуры (ОПС). Понятие ОПС. Зависимость приемов построения ОПС от назначения объекта.  

30. Виды ОПС. Объемная композиция, не включающая внутреннего пространства.

31. Объемная композиция, включающая лишь внутреннее пространство. Композиция, включающая внутреннее пространство и внешний объем.  

32. Композиция, включающая объемы и внешнее не перекрытое пространство. Смешанные типы ОПС.

33. Тектоника. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм.

34. Понятие «архитектурная тектоника». Архитектор и образ конструкции. Связь тектонических систем с материалом.  

35. Тектоническая структура, конструктивная суть и объемно-пространственное построение.  

36. Исторические типы конструкций и соответствующие им тектонические системы. Типы тектонических систем.

37. Средства гармонизации. Ритм. Контраст и нюанс.  

38. Пропорции и масштабность.  

39. Ритм. Общие понятия о ритме. Ритм в природе и искусстве.  

40. Виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний. Ритм в зависимости от вида композиции.  

41. Тождество, контраст, нюанс. Принципы тождества. Тождество как принцип полного сходства в архитектурной композиции.  

42. Преобладание сходства форм. Принцип нюанса. Накопление нюансов. Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы.  

43. Преобладание различия форм. Принцип контраста. Контраст как проявление различий в свойствах объемно-пространственных форм.  

44. Контраст и композиционная кульминация.  

45. Пропорции и пропорционирование. Модуль. Пропорциональные ряды. Арифметический. Геометрический. Гармонический.  

46. «Средние числа».  «Золотое сечение» – божественная пропорция. Геометрическое пропорционирование.

47. «Священный египетский треугольник», пропорционирование на основе вписанных квадратов и равносторонних треугольников.  

48. Числовое (арифметическое) пропорционирование. Модульные системы. Модуль.  

49. Масштабность. Понятие масштабности в архитектуре. Человек как мера организуемого пространства. Древние каноны.

50. Изменение представления о масштабности пространства. Оценка масштабности в разных культурах.  

51. «Контактная зона». Архитектурный масштаб как средство художественной выразительности.  

52. Средства гармонизации. Симметрия. Понятие симметрии.

53. Виды симметричных преобразований. Зрительное восприятие симметрии. Дисимметрия.  

54. Асимметрия. Асимметрия и зрительное (тектоническое) уравновешивание масс.  

55. Зависимость симметричности или асимметричности построения от функционального назначения объекта. Оптические коррективы.  

56. Дополнительные средства архитектурной композиции. Фактура. Характер поверхностного слоя. Зависимость восприятия фактуры от положения зрителя.

57. Выявление возможностей фактуры светом. Свет и восприятие зрителем объема, поверхности и пространства. Светотень. Полная затененность и максимальная освещенность.  

58. Цвет. Психологическое воздействие цвета. Цвет как носитель визуальной и смысловой информации.  

59. Цвет света. Цвет тела. Категории классификации цвета. Цвета исходные и взаимодополнительные. Выявление и разрушение объемно-пространственной формы цветом

60. Связь цвета с основной композиционной темой. Архитектурный орнамент. Скульптура и монументально-декоративное искусство.

Тестовые задания

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)  

1. Основными изобразительными средствами техники пуантель являются элементы: a. точки b. линии c. штрихи  

2. В изобразительном искусстве слово растр произошло от латинского слова: a. грабли b. линия c. интервал

3. Архитектурный эскиз – это: a. умение выдерживать интервал между линиями b. такой прием, когда тональность передается путем сгущения или разрежения одинаковых элементов  c. способ совершенствования творческого замысла архитектора  

4. Фор-эскиз – это: a. поиск основных контуров образа проектируемого объекта  b. углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей c. эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями  

5. Клаузура в изобразительном искусстве это:  a. это изображение, передающее информацию о размерах, форме и 

 
конструкции объекта b. вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза, с ограничением времени и места исполнения с. вид архитектурной графики, имеющий вспомогательное значение  

6. Композиция – это: a. симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации  b. это изображение, передающее информацию о размерах с. сочинение, составление, соединение, связывание

7. Антураж – это: a. французское слово - entourage - переводится как окружение, обстановка, в архитектурном чертеже - фрагменты пейзажа b. выступающая часть стены, грань кровли, элемент визуально разделяет крышу и стены здания  c. прямолинейная балочная перекладина, перекрывающая пространство между колоннами, оконными и дверными поемами  

8. В повседневной практике ландшафтного архитектора план – это: a. рабочий инструмент, чаще всего его используют для донесения информации до строителей и заказчика b. простейшая форма архитектурного элемента c. ряд балясин, соединённых сверху перилами, играющий роль невысокого ограждения для лестничных маршей, террас или балконов  

9. Стилизация – это: a. преобразование формы, вида и существенных свойств объекта b. украшение картины фигурами c. декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений  

10. Оптическая иллюзия – это: a. деформация плоскости листа b. приспособление из пяти, расположенных параллельно перьев, которыми разграфляли нотную бумагу c. эскизная разработка состава проекта  

11. Трансформация в архитектурной графике – это: a. набросок небольшого натюрморта из геометрических тел с построенными тенями b. превращение и преобразование формы, вида и существенных свойств объекта  c. глубинно-пространственную композиции   

12. Колоннада – это:  a. камень или разделительная полоса b. pяд колонн, объединённых в одну цельную композицию горизонтальным перекрытием c. основополагающий декоративный элемент фасадной отделки здания;  

13. Архитектурная графика - это:  a. особый вид графики, который сочетает в себе художественную и инженерную задачи b. система связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения c. цветовая клаузура  

14. Ахроматические цвета – это: a. яркие, различимые цвета, которые составляют цветовой круг b. все оттенки цветового круга c. диапазон оттенков от белого до черного цвета   

15. Цветовой круг – это: a. палитра b. сочетание хроматических и ахроматических цветов на плоскости c. своеобразная таблица, которая показывает, как меняются и сочетаются цвета   

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. a 2. b 3. с 4. b 5. b 6. c 7. a 8. a 9. c 10. a 11. b 12. b 13. a 14. c 15. с

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)  Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Кто является архитектором, создавшим знаменитый храм Саграда Фамилия в Барселоне (Храм Святого Семейства)?

2. Какому архитектурному стилю соответствует Собор Парижской Богоматери в Париже?

3. Что такое чертѐж?

4. _________________ композиция характеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте.

5. ___________________- обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету.

6. Что такое ритм? 7. Что такое контраст?

8. ___________________- это легкое, едва уловимое различие. В изобразительном искусстве так называется тонкий переход от одного оттенка к другому, мягкие градации света и тени.  

9. __________________- скульптурное изображение, выступающее над плоскостью стены до 50% своего объѐма.

10. _______________ - верхняя квадратная плита капители, колонны или пилястры.

11. При изображении элементов антуража и стаффажа большую роль играют ________________.  

12. _____________- углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей.

13. Что такое воздушная перспектива?

14. Что такое масштаб?

15. Какие вы знаете виды симметрии?

16. Что такое ассиметрия?

17. Что такое шрифт?

18. ________________ – устойчивость, неподвижность, покой.

19.________________ - художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью его воспроизведения в той же манере.

20.__________________- искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.   

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:  1. Антонио Гауди 2. готика 3. перевод объѐмно-пространственных объектов на язык плоскостной графики 4. фронтальная 5. стилизация 6. расположение повторяющихся элементов 7. разница в яркости и/или цвете  8. нюанс 9. барельеф  10. абака  11. стилизация и условность рисунка 12. фор-эскиз  13. метод, с помощью которого в картине возникает ощущение глубины 14. отношение размеров изображаемого на чертеже предмета к его действительным размерам 15. зеркальная, осевая, в переносе, диссимметрия, антисимметрия, винтовая, симметрия сетки 16. отсутствие симметрии 17. графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему 18. статика 19. копия в искусстве  20. архитектура 

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
3.5. Список работ к зачету:

Задание 1. Тональная растяжка: ватман, тушь черная, кисти белка (№9-3) круглые, карандаш, линейка.

Задание 2.. Отмывка простых геометрических форм (тушь черная планшет размером 70*50 см/ лист А-3, карандаши, линейка, ластик.)

 
Задание 3.  Пятно. Фактуры и текстуры различных материалов  (бумага , тушь черная планшет размером 70*50 см / лист А-3., карандаши, ластик ).

Задание 4. Эскиз элементов озеленения загородного участка. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, бумага, тушь черная, планшет размером 70*50 см., карандаш, ластик.

Задание 5. Эскиз загородного участка с жилыми постройками. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, бумага , тушь черная планшет размером 70*50 см., карандаши, ластик.

Задание 6. . Ген. план загородного участка с жилыми постройками МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, бумага , тушь черная планшет размером 70*50 см., карандаши, линейка, ластик. Задание 7. Перспектива загородного участка с жилыми постройками. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, бумага , тушь черная планшет размером 70*50 см./ 50*50, карандаши, линейка, ластик.

Список работ к экзамену:

Задание 1. Рисунок постановки из геометрических фигур. Компоновка и линейноконструктивное построение изображаемых объектов (2-3 предмета).

Задание 2. Рисунок постановки из геометрических фигур. Тоновое решение рисунка. Моделировка светотеневых градаций.

Задание 3. Рисунок постановки из тел вращения. Компоновка и линейно-конструктивное построение тел вращения.

Задание 4. Рисунок постановки из тел вращения. Тоновое решение рисунка. Моделировка объемности формы средствами светотени.

Задание 5. Живописное изображение натюрморта из предметов быта (три предмета несложной формы). Работа в цвете. Материалы – бумага, акварель.                                                 

Задание 6. Общие принципы графического и живописного изображения пейзажа. Изображение пейзажа во фронтальной и угловой перспективе

Задание 7. Краткосрочная зарисовка учебной постановки с элементами озеленения.

Задание 8. Рисунок постановки в интерьере с элементами озеленения

Задание 9. Изображение элементов озеленения несложной формы с легкой цветовой подкладкой.

Задание 10.  Изображение элементов озеленения сложной формы в интерьере с легкой цветовой подкладкой.

Задание 11. Рисунок городского пейзажа во фронтальной перспективе

Задание 12. Рисунок городского пейзажа в угловой перспективе.

Задание 13. Живописное изображение пейзажа.

Задание 14. Живописное изображение пейзажа с проработкой деталей гелевой ручкой

 
Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
 
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа

 
незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6