учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Управление проектами государственно-частного партнерства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
- ;
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
Задачи: представить историю России в её непрерывном цивилизационном измерении, отразить её наиболее значимые особенности, принципы и актуальные ориентиры; раскрыть ценностно-поведенческое содержание чувства гражданственности и патриотизма, неотделимого от развитого критического мышления, свободного развития личности и способности независимого суждения об актуальном политико- культурном контексте; рассмотреть фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представить их в актуальной и значимой перспективе, воспитывающей в гражданине гордость и сопричастность своей культуре и своему народу; представить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер; рассмотреть особенности современной политической организации российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и общества в федеративном измерении; исследовать наиболее вероятные внешние и внутренние вызовы, стоящие перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент, обозначить ключевые сценарии её перспективного развития; обозначить фундаментальные ценностные принципы (константы) российской цивилизации (единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие), а также связанные между собой ценностные ориентиры российского цивилизационного развития (такие как стабильность, миссия, ответственность и справедливость).
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-1УК-5 анализирует особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этнических, религиозных и ценностных систем
ИД-2УК-5 использует различные формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия и демонстрирует возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 не знает и не понимает формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия; основные достижения культурно-исторического развития
ИД-2 знает фрагментарно формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия; основные достижения культурно-исторического развития
ИД-2 знает в целом, формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия основные достижения культурно-исторического развития
ИД-2 знает в совершенстве формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия; основные достижения культурно-исторического развития
ИД-2 не умеет использовать различные формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия и демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 умеет в некоторой степени использовать различные формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия и демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 умеет в общем, использовать различные формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия и демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 умеет уверенно использовать различные формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия и демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 не владеет способностью демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 владеет способностью демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 владеет достаточно способностью демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
ИД-2 владеет в полной мере способностью демонстрировать возможности взаимопонимания между обучающимися – представителями различных культур с соблюдением этических и межкультурных норм
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
регионов
Выполнение индивидуального задания
возможности и ограничения
Проверка задания
Проверка задания
Выполнение индивидуального задания
Выполнение индивидуального задания
этапе
Проверка задания
цивилизации
Выполнение индивидуального задания
разделение властей
государственные программы
государственные программы
Проверка задания
Подготовка к круглому столу
государственные программы
Выполнение индивидуального задания
Выполнение индивидуального задания
Выполнение индивидуального задания
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Сформулируйте вывод о влиянии природно-климатических условий на развитие российской цивилизации.
3. Дайте определение термина «полиэтничность». Какое влияние фактор полиэтничности оказывал на политическое и культурное развитие российской цивилизации?
4. Что вы думаете о месте православия и других традиционных религий в становлении и развитии российской цивилизации?
5. Какие этнические группы первоначально формировали Русскую землю? Какая из этих групп играла ведущую роль?
6. Как повлияло монгольское нашествие на этнический состав Русской земли? Какие народы вошли в состав Русского государства в XIV–XIX вв.?
7. Какую роль сыграл русский народ в созидании российской государственности? Какой был принцип деления народов в Российской империи?
8. Почему союзные и автономные республики в СССР можно назвать искусственными образованиями? Каковы основные направления современной российской национальной политики?
9. Где и когда появилось понятие «цивилизация»? Проанализируйте, как изменялось значение понятия «цивилизация» с древнейших времен до наших дней.
10. В чем состоит особенность христианского мироощущения? Раскройте суть христианского понимания истории.
11. Перечислите основные положения линейно-стадиальной концепции исторического развития человечества.
12. Раскройте суть учения Н. Я. Данилевского о культурно-исторических типах. Сравните взгляды Н. Я. Данилевского и К. Н Леонтьева на место России в историческим развитии.
13. В чем различие в понимании «прогресса» сторонников линейно-стадиальной и цивилизационной концепций развития. В чем заключаются цивилизационные особенности России?
14. Сравните понятия «традиционализм» и «традиция». На каких принципах формировались традиционные ценности российского общества?
15. Раскройте особенность политического устройства России. Перечислите особые черты политической культуры в нашей стране.
16. Идея служения Отечеству как важнейший элемент общенародного сознания? В чем состоит этническое и религиозное своеобразие России?
17. Как вы думаете, что такое власть? Какие трактовки происхождения и сущности власти были традиционны для русского общества?
18. Каковы основные признаки государства и в чем состоят основные функции государства?
19. Какие теории происхождения государства вы знаете? Какую из этих теорий вы считаете наиболее обоснованной?
20. Что вы можете сказать о формах правления и формах государственного устройства? Какая из этих форм представляется вам наиболее целесообразной для России?
21. Что такое «государственный суверенитет»? Когда Россия стала суверенным государством?
22. Покажите разницу между понятиями «демократия» и «народовластие». В чем состояли особенности вечевого строя Русской земли в X–XIII вв.
23. Какие направления развития народовластия в современной Российской Федерации вам представляются наиболее актуальными?
24. Что такое идентичность и какие ее виды выделяются в современных исследованиях? Дайте определение базисных традиционных российских ценностей.
25. Изучите подробно ценностные основания российского мировоззрения. Соотнесите их с собственными представлениями о наиболее важных ценностях российского общества.
26. Какова связь между гражданским патриотизмом и национальной безопасностью и политическим суверенитетом страны?
27. Какие политические альтернативы представляли проекты Конституции России в начале 1990-х гг.? Что было закреплено в «Беловежских соглашениях» декабря 1991 г.?
28. Чем отличаются процедуры выборов Президента СССР (1990) и Президента России (1991)? Какие вопросы были вынесены на апрельский 1993 г. референдум и в чем их значение?
29. Какую форму правления закрепляет Конституция Российской Федерации? В чем ее особенности?
30. Конституционный статус главы государства – Президента России: основные полномочия и механизм ответственности.
31. Формирование палат Федерального Собрания России (Государственной Думы и Совета Федерации): особенности процедуры?
32. Исполнительная власть в России: организация и полномочия Правительства России.
33. Особенности конституционного устройства судебной власти в Российской Федерации.
34. Перечислите основные направления поправок в Конституцию России 2020 г. Какие именно изменения коснулись системы государственной власти?
35. Как устроена избирательная система России? Какие требования (цензы) выдвигаются к кандидату на должность Президента России? В чем заключаются особенности смешанной избирательной системы?
36. Какие парламентские фракции имеются в Государственной Думе? Каков механизм представительства российских регионов в составе Совета Федерации?
37. «Русский мир» как цивилизационный проект: основные параметры и особенности политического позиционирования.
38. Как формировалось и трансформировалось в истории содержание понятия гражданин?
40. В чем специфика проявления социально-политической гражданской активности современной российской молодежи?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
ТЕМА 1.1. Россия: географические факторы и природные богатства
1. Территориальная протяженность, природные богатства.
2. Субъекты Российской федерации
3. Города России: центры науки, культуры, образования, технологий, города воинской славы
ТЕМА 1.2. Многообразие российских регионов
1. Этно-национальный состав Российской Федерации.
2. Культура и религия регионов России.
3. Хозяйственная специализация и актуальные проблемы повседневности в регионе
ТЕМА 1.3. Испытания и победы России
1. Вызовы и победы в российской истории.
2. Достижения России в XXI веке.
ТЕМА 2.1. Применимость и альтернативы цивилизационного подхода
1. Что такое цивилизация?
2. Куда движется история?
3. Линейно-стадиальный подход.
4. Цивилизационный подход к истории.
ТЕМА 2.2. Российская цивилизация в исторической динамике
1. Основные черты российской цивилизации: история и современность
2. Политическое устройство
3. Социальное устройство
4. Российская культура
ТЕМА 2.3. Русская философия
1. Истоки русской философской мысли.
2. Предназначение, мессианская роль России.
3. Западники и славянофилы
4. Русский космизм.
ТЕМА 2.4. Россия – страна-цивилизация
1. Государство-нация и государство-цивилизация.
2. Этапы российской государственности.
3. Ценности российской цивилизации.
ТЕМА 3.1. Концепт мировоззрения в социальных науках
1. Мировоззрение и его значение для человека, общества, государства.
2. Понятия, характеризующие мировоззрение: «культура» и «культурный код»,
3. «традиция», «ментальность» («менталитет»), «идеология», «идентичность».
4. Структурные компоненты мировоззрения: онтологический, гносеологический, антропологический, телеологический, аксиологический; знания, идеи, принципы, убеждения, ценности, идеалы; миропонимание, мироощущение, мировосприятие.
5. Исторические типы мировоззрения.
6. Мировоззрение как социально-культурный феномен. Социализация и идентичность. Мировоззрение как объект влияния в цифровом обществе.
ТЕМА 3.2. Российская цивилизационная идентичность на современном этапе
1. Проблема цивилизационной идентичности в современной российской социогуманитарной науке
2. Структура российской цивилизационной идентичности.
3. Проблемы сохранения идентичности российской цивилизации
ТЕМА 3.3. Системная модель мировоззрения.
1. Основные элементы системной модели мировоззрения России (религия, история, геополитика, культура, язык).
2. Перспективы развития системной модели мировоззрения России. Основы государственной культурной политики (утверждены указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 г.).
3. Пентабазис: человек (созидание); семья (традиции); общество (согласие); государство (доверие к институтам); страна (патриотизм).
ТЕМА 4.1. Власть и легитимность в конституционном преломлении
1. Власть: понятие и виды. Власть и право.
2. Уровни власти (федеральный, региональный и местный)
3. Легитимность и способы легитимации государственной власти.
ТЕМА 4.2. Уровни и ветви власти
1. Принцип разделения властей и уровни публичной власти в РФ.
2. Институт президентства как ключевой элемент государственной организации страны
3. Законодательная власть в РФ.
4. Исполнительная власть в РФ. «Электронное правительство».
5. Местное самоуправление в единой системе публичной власти в РФ.
1. Стратегическое планирование: понятие и виды. Нормативно-правовые основы стратегического планирования в России.
2. Национальные проекты России: понятие, виды, особенности.
3. Общая характеристика отечественных государственных программ.
ТЕМА 5.1. Россия и глобальные вызовы
Общая характеристика глобальных трендов и вызовов современности. Типология вызовов.
1. Климатические вызовы: взаимодействие человека и природы.
2. Ресурсы как ключевые вызовы существования российской государственности
3. Вызовы и риски в технологической сфере (технологический и цифровой разрыв, цифровое неравенство, «сетевой феодализм», перенасыщенное информационное пространство, кибербезопасность).
4. Проблемы социального развития (неравенство, проблема социальной справедливости, атомизация общества и др.)
ТЕМА 5.2. Образы будущего России
1. Понятие будущего и его применение в аксиологической парадигме изучения российской государственности.
2. Варианты концепций будущего России.
3. Роль молодежи в создании образа будущего России
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола»
1) Россия: географические факторы и природные богатства
1. Какие географические факторы и природные богатства считаются ключевыми для развития России?
2. Как география России влияет на ее экономику и социально-экономическое развитие?
3. Каким образом природные ресурсы России оказывают влияние на ее внешнюю политику и международные отношения?
4. Какие природные богатства России являются основными и как они используются в настоящее время?
5. Как географическое положение России влияет на ее климатические особенности и экологическую ситуацию?
6. Как географические факторы влияют на распределение населения и социально-экономическое неравенство в России?
7. Какие вызовы и проблемы возникают в связи с эксплуатацией природных ресурсов России?
8. Какие перспективы развития экотуризма и природной охраны в России, учитывая ее богатое природное наследие?
9. Как географические факторы и природные богатства России могут быть использованы для решения социальных и экологических проблем?
10. Какое значение имеют географические факторы и природные богатства России для ее национальной идентичности и культурного наследия?
2) Многообразие российских регионов
1. Какие символы России вы первым делом ассоциируете с этой страной?
2. Что вы думаете о государственном гербе России? Какие его особенности и значения?
3. Какую роль играет национальный флаг России? Как он воспринимается внутри страны и за ее пределами?
4. Что символизирует государственный гимн России? Каково ваше мнение о нем?
5. Какие национальные праздники России являются особенно важными и символичными?
6. Есть ли другие символы России, такие как национальные костюмы, национальные символы животных и т. д., которые вам интересны или о которых вы бы хотели узнать больше?
7. Какова роль и значение символов в формировании национальной идентичности?
8. Меняются ли символы России со временем? Есть ли какие-то спорные символы или те, которые вызывают разногласия в обществе?
9. Кто управляет процессом выбора и утверждения символов России? Какова роль государственных органов и общественности?
10. Как вы считаете, насколько эффективно символы России отражают ее богатство и многообразие? Есть ли что-то, что можно изменить или добавить, чтобы они стали более представительными и внимательно воспринимаемыми?
3) Власть и легитимность в конституционном преломлении
1. Какие принципы, ценности и идеи нашли отражение в Конституции Российской Федерации?
2. Каково место конституционного права в правовой системе Российской Федерации?
3. Какие важнейшие документы конституционного значения России и СССР выполняли функции основного закона страны, и каков исторический контекст их возникновения?
4. Каково содержание, структура и основные черты Конституции Российской Федерации 1993 г. с поправками последующих лет?
5. Как устроена власть в России согласно Конституции Российской Федерации? Как осуществляется принцип разделения властей?
6. Как происходит формирование федеральных, региональных и местных органов власти и управления? Оптимален ли существующий порядок формирования?
7. Как проходит принятие и пересмотр Конституции Российской Федерации? В чём преимущества и недостатки возможности внесения поправок в действующую Конституцию?
8. Каков баланс прав и обязанностей граждан, закреплённых в Конституции Российской Федерации?
9. Каким образом осуществляется контроль соблюдения Конституции Российской Федерации и кто его осуществляет?
10. Является ли конституция незаменимым элементом правовой системы государств современного мира? Может
4) Россия и глобальные вызовы
1. Глобальные экологические проблемы (загрязнение окружающей среду, снижение биоразнообразия, проблема мирового океана, изменения климата, опустынивание и т.д.)
2. Глобальные социальные проблемы (проблема мигрантов, проблема доступа к ресурсам, проблема отсталости, проблема демографии и т.д.)
3. Глобальные проблемы преступности (терроризм, наркотики, черный рынок, пиратство, организованная преступность и т.д.)
4. Проблемы сохранения мира («горячие» и «холодные» конфликты, контроль за вооружениями, угроза глобального ядерного конфликта и т.д.)
5. «Новые угрозы» (киберпреступность и кибертерроризм, угрозы развития новых технологий, угроза неопределенности и т.д.)
6. Попытки решения глобальных проблем: история и критика (Римский клуб, Монреальский протокол, Киотский протокол, концепция устойчивого развития и т.д.)
7. Футурология и прогнозирование: методы, результаты и критика (общие теории и конкретные примеры)
8. Глобальная конкуренция, сотрудничество и обеспечение национальных интересов России (различные аспекты в динамике).
2. Основные достопримечательности моей малой Родины.
3. Выдающие личности в истории моего края.
4. Вклад моей малой Родины в Победу в Великой Отечественной войне.
5. Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.
6. Важные исторические испытания и победы России: от основания государства до Первой мировой войны.
7. Победы России в Великой Отечественной войне: героизм и мощь нации.
8. Роль России в победе над нацизмом: вклад в союзных усилиях и освобождение Европы.
9. Испытания и победы России в сфере науки и технологий: открывая новые горизонты.
10. Спортивные испытания и победы России: олимпийские чемпионы и мировые рекорды.
11. Успехи России в космосе: первые космонавты и космические исследования.
12. Испытания и победы России в экономической сфере: преодоление кризисов и достижение экономического роста.
13. Роль России в мире: участие в международных организациях и разрешение глобальных проблем.
14. Памятные места и памятники в России, связанные с испытаниями и победами.
15. Испытания и победы в современной России: вызовы и достижения.
16. Образы служения Родине
17. Героические имена современной России
18. Миссия России и ее духовные ценности в рамках цивилизационного подхода
19. Государство-цивилизация возможности и ограничения
20. Философские основания российского мировоззрения
21. Ценностные основания российского мировоззрения
22. Глобальные тренды и особенности мирового развития.
23. Техногенные риски, экологические вызовы и экономические шоки.
24. Суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации.
25. Стабильность, миссия, ответственность и справедливость как ценностные ориентиры для развития и процветания России.
26. Солидарность, единство и стабильность российского общества в цивилизационном измерении.
27. Стремление к компромиссу, альтруизм и взаимопомощь как значимые принципы российской политики.
28. Ответственность и миссия как ориентиры личностного и общественного развития.
29. Справедливость и меритократия в российском обществе.
30. Коммунитарный характер российской гражданственности, неразрывности личного успеха и благосостояния Родины.
Комплект тестовых заданий
Материалы тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа). .
Для обеспечения взаимодействия государства с гражданским обществом был (а) создан (а):
а) Совет Федерации
б) Государственный совет
в) Общественная палата
г) Государственная дума
Правильный ответ: в
Задание 2 (выберите один вариант ответа). .
Что из перечисленного не относится к формациям:
а) рабовладельческое общество
в) информационное общество
г) буржуазное общество.
Правильный ответ: в
Задание 3 (выберите один вариант ответа). .
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, как записано в Конституции РФ, является:
а) Федеральное Собрание – парламент РФ
б) Правительство РФ
в) Президент
г) многонациональный народ.
Правильный ответ: г
Задание 4 (выберите один вариант ответа). .
Государство, в котором церковь отделена от государства, называется
а) социальным
б) атеистическим
в) светским
г) теократическим
Правильный ответ: в
Задание 5 (выберите один вариант ответа). .
Идеологическое и политическое многообразие называется
а) дуализмом
б) унитаризмом
в) плюрализмом
г) федерализмом
Правильный ответ: в
Задание 6 (выберите один вариант ответа). .
«Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности» -то…
а) …закон
б) …государственная программа
в) … государственный бюджет
г) …местное самоуправление
Правильный ответ: б
Задание 7 (выберите один вариант ответа). .
Подписывает и обнародует федеральные законы РФ …
а) Президент РФ
б) Председатель Правительства РФ
в) Председатель Совета Федерации РФ
г) Председатель Государственной Думы
Правильный ответ: а
Задание 8 (выберите один вариант ответа). .
Что является функцией исполнительной власти?
а) создание законов
б) разработка государственного бюджета
в) осуществление правосудия
г) разработка предвыборных программ
Правильный ответ: б
Задание 9 (выберите один вариант ответа). .
Конституция РФ была принята
а) Федеральным Собранием
б) думским комитетом
в) Государственным Советом
г) всенародным референдумом
Правильный ответ: г
Задание 10 (выберите один вариант ответа). .
Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран, Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры:
а) обыденное мировоззрение
б) религиозное мировоззрение
в) мифологическое мировоззрение
г) научное мировоззрение.
Правильный ответ: б
Задание 11 (выберите один вариант ответа). .
А. Тойнби, известный английский историк и социолог, представлял цивилизацию как
а) стадиальную цивилизацию
б) целостную общественную систему
г) универсальную и многозначную систему
Правильный ответ: в
Задание 12 (выберите один вариант ответа). .
Какое определение менталитета приводится в Указе Президента РФ от 24.12.2014 № 808?
а) совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих россиянам менталитет, ментальность российского народа
б) склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
в) ум, мышление, образ мыслей, душевный склад — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом.
г) это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические
Правильный ответ: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа). .
Понимание истории как развития культурно-исторических общностей, каждая из которых характеризуется неповторимым набором культурных особенностей, - черта …
а) цивилизационного подхода
б) формационного подхода
в) стадиального подхода
г) прогрессистского подхода
Правильный ответ: а
Задание 14 (выберите один вариант ответа). .
Кто из исследователей считал, что движущими силами истории являются вызов, брошенный цивилизациям извне, и их ответ на этот вызов.
а) Фридрих Энгельс
б) Арнольд Тойнби
в) Освальд Шпенглер
г) Питирим Сорокин
Правильный ответ: б
Задание 15 (выберите один вариант ответа). .
«Российская Федерация рассматривает ... как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала»
а) научно-техническое развитие
б) многоконфессиональное устройство
в) традиционные ценности
г) образование
Правильный ответ: в
Задание 16 (выберите один вариант ответа). .
Повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание:
a) цифровизация
б) индустриализация
в) сигнификация
г) модернизация
Правильный ответ: а
Задание 17 (выберите не менее двух вариантов ). .
Выделите основные исторические типы мировоззрения:
а) философское
б) мифологическое
в) гуманистическое
г) материалистическое
д) религиозное.
Правильный ответ: а, б, д
Задание 18 (выберите не менее двух вариантов ). УК-5 ИД-2
Базовыми принципами развития российской цивилизации являются принципы :
а) справедливости
б) солидарности
в) суверенитета
г) индивидуализма
д) стяжательства
е) мультикультурализма
Правильный ответ: а, б, в
Задание 19 (выберите не менее двух вариантов ). УК-5 ИД-2
К основоположникам цивилизационного подхода к изучению истории и общества относятся
a) Н.Я. Данилевский
в) Г.В.Ф. Гегель
г) А. Дж. Тойнби
д) О. Шпенглер
е) Ж. -П. Сартр
Правильный ответ: а, г, д
Задание 20 (выберите не менее двух вариантов ). УК-5 ИД-2
Российские компании являющиеся мировыми лидерами в области металлургии:
а) Яндекс
б) Касперский
в) Газпром
г) Лукойл)
д) Норникель
е) Русал
Правильный ответ: д, е
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п