2024-2025_b200302_o_3_ПиВ_plx_Рекультивация земель_Мелиорация_ рекультивация и охрана земель
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Балданов Н.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Мелиорация и охрана земель

уч. ст., уч. зв.
Цыбикова Э.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
20.03.02 Природообустройство и водопользование

Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель

Дисциплины (модуля)
Б1.В.04 Рекультивация земель
 
Мелиорация и охрана земель
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен, Курсовой проект
Объём дисциплины в З.Е.
9
Продолжительность в часах/неделях
324/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 7, 8

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
64
Практические занятия
96
32
128
Контактная работа
128
64
192
Сам. работа
88
17
105
Итого
324
 
Программу составил(и):
 
к.б.н., доцент Цыбикова Эржэна Валерьевна _________________
 
 
Рекультивация земель
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.02 Природообустройство и водопользование (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 685);

- 13.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО АГРОМЕЛИОРАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 сентября 2020 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2020 г., регистрационный N 60723);

 
b200302_o_3_ПиВ.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 26.08.2022 протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.

Мелиорация и охрана земель
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Цыбикова Э.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Овладение студентами знаниями о научных основах, способах, технических средствах и технологиях восстановления нарушенных земель,

принципах и методах сохранения и восстановления земельных ресурс

Задачи: - представить развернутую оценку нарушенных земель России;

- раскрыть основные этапы и стадии рекультивации природно-техногенных ландшафтов;

- дать научно-обоснованные мероприятия по рекультивации и охране различных категорий нарушенных земель и наметить пути их рационального использования;

- ознакомить со способами и технологиями восстановления нарушенных земель;

- ознакомить с приемами проведения научных исследований в области рекультивации и охраны земель;

-ознакомить с проектированием типовых мероприятий по рекультивации охране земель;

- ознакомить с нормативно-правовыми документами в области рекультивации и охраны земель.

2
Цели: Овладение студентами знаниями о научных основах, способах, технических средствах и технологиях восстановления нарушенных земель,

принципах и методах сохранения и восстановления земельных ресурс

Задачи: - представить развернутую оценку нарушенных земель России;

- раскрыть основные этапы и стадии рекультивации природно-техногенных ландшафтов;

- дать научно-обоснованные мероприятия по рекультивации и охране различных категорий нарушенных земель и наметить пути их рационального использования;

- ознакомить со способами и технологиями восстановления нарушенных земель;

- ознакомить с приемами проведения научных исследований в области рекультивации и охраны земель;

-ознакомить с проектированием типовых мероприятий по рекультивации охране земель;

- ознакомить с нормативно-правовыми документами в области рекультивации и охраны земель.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-4: Способен к организации работ по эксплуатации мелиора-тивных объектов и природоохранных мероприятий
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Машины и оборудование для природообустройства и водопользования 
1
5 семестр
 
Насосы и насосные станции 
2
6 семестр
 
Сетевые гидротехнические сооружения на мелиоративных системах 
3
6 семестр
 
Природоохранные сооружения на мелиоративных системах 
4
6 семестр
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 
5
6 семестр
 
Онакомительная практика по (по мелиорации земель) 
6
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-4: Способен к организации работ по эксплуатации мелиора-тивных объектов и природоохранных мероприятий;

 
Знать и понимать  :
 
не знает методы организации комплекса работ по  эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий

Уровень 1 
 
в целом достаточно знает методы организации комплекса работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранн ых мероприятий

Уровень 2 
 
в целом достаточно знает методы организации комплекса работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий для решения практических задач

Уровень 3 
 
в целом достаточно знает методы организации комплекса работ по эксплуатации мелиоративных  объектов, природоохранных мероприятий для решения сложных практических задач

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
не умеет организовывать комплекс работ по  эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий

Уровень 1 
 
в целом достаточно умеет организовывать комплекс работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий

Уровень 2 
 
в целом достаточно умеет организовывать комплекс работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий для решения практических задач

Уровень 3 
 
в целом достаточно умеет организовывать комплекс работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий для решения сложных практических задач

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
не владеет методами организации комплекса работ по  эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий

Уровень 1 
 
в целом достаточно владеет методами организации комплекса работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий

Уровень 2 
 
в целом достаточно владеет методами организации комплекса работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий для решения практических задач

Уровень 3 
 
в целом достаточно владеет методами организации комплекса работ по эксплуатации мелиоративных объектов, природоохранных мероприятий для решения сложных практических задач

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-5: Способность к участию в реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов;

 
Знать и понимать  :
 
не знает методы реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов.

Уровень 1 
 
в целом достаточно знает методы реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов.

Уровень 2 
 
в целом достаточно знает методы реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов для решения практических задач

Уровень 3 
 
в целом достаточно знает методы реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов для решения сложных практических задач

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
не умеет реализовывать природоохранны е мероприятия, работы по восстановлению водных объектов.

Уровень 1 
 
в целом достаточно умеет реализовывать природоохранные мероприятия, работы по восстановлению водных объектов.

Уровень 2 
 
в целом достаточно умеет реализовывать природоохранные мероприятия, работы по восстановлению водных объектов для решения практических задач

Уровень 3 
 
в целом достаточно умеет реализовывать природоохранные мероприятия, работы по восстановлению водных объектов для решения сложных практических задач

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
не владеет методами реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов.

Уровень 1 
 
в целом достаточно владеет методами реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов.

Уровень 2 
 
в целом достаточно владеет методами реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов для решения практических задач

Уровень 3 
 
в целом достаточно владеет методами реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов для решения сложных практических задач

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Понятие о нарушенных землях и их рекультивация
 
1.1
Понятие о нарушенных землях и их рекультивация.

Ознакомление с законодательной базой,

инструктивными материалами, ГОСТами,

методическими рекомендациями

77
4
Лек
 
1.2
Подготовительный этап рекультивации.
77
4
лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Технический этапы рекультивации

Биологический этап. Рекультивации. Выбор

направления рекультивации

77
4
Лек
 
1.4
Состав работ на техническом этапе рекультивации
77
4
лекция-визуализация
Лек
 
1.5
Состав работ на биологическом этапе

рекультивации.

77
4
Лек
 
1.6
Рекультивация и обустройство обводненных

карьеров

77
4
Лек
 
1.7
Формирование склонов и береговой растительности

искусственных водоемов образуемых в карьерах

77
4
Лек
 
1.8
Рекультивация гидроотвалов
77
4
Лек
 
1.9
Понятие о нарушенных землях

и их рекультивация.

Ознакомление с

законодательной базой,

инструктивными материалами,

ГОСТами, методическими

рекомендациями

77
12
Пр
 
1.10
Подготовительный этап

рекультивации.

77
12
Пр
 
1.11
Технический этапы

рекультивации

Биологический этап.

Рекультивации. Выбор

направления рекультиваци

77
12
Пр
 
1.12
Состав работ на техническом

этапе рекультивации

77
12
Пр
 
1.13
Состав работ на биологическом

этапе рекультивации.

77
12
Пр
 
1.14
Рекультивация и обустройство

обводненных карьеров

77
12
Пр
 
1.15
Формирование склонов и

береговой растительности

искусственных водоемов

образуемых в карьерах

77
12
Пр
 
1.16
Рекультивация гидроотвалов
77
12
Пр
 
1.17
Понятие о нарушенных землях и их

рекультивация. Ознакомление с

законодательной базой, инструктивными

материалами, ГОСТами, методическими

рекомендациями

77
2
Ср
 
1.18
Подготовительный этап рекультивации
77
4
Ср
 
1.19
Технический этапы рекультивации

Биологический этап. Рекультивации. Выбор

направления рекультивации

77
4
Ср
 
1.20
Состав работ на техническом этапе

рекультивации

77
2
Ср
 
1.21
Состав работ на биологическом этапе

рекультивации.

77
2
Ср
 
1.22
Рекультивация и обустройство обводненных

карьеров

77
4
Ср
 
1.23
Формирование склонов и береговой

растительности искусственных водоемов,

образуемых в карьерах

77
4
Ср
 
1.24
Рекультивация гидроотвалов
77
2
Ср
 
Раздел 2. Рекультивация земель при подземных работах, обустройство полигонов ТБО, засоленных земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Правовые основы.
 
2.1
Рекультивация земель, нарушенных при

подземных горных работах . Рекультивация

выработанных площадей торфяных месторождений

88
4
Лек
 
2.2
Общие требования к рекультивации земель,

нарушенных при строительстве и эксплуатации

линейных сооружений.

Ознакомление с проектами и экспертными

заключениями.

88
4
Лек
 
2.3
Понятие о загрязнений геосистем и нарушений

агросистем

88
4
Лек
 
2.4
Рекультивация и обустройство полигонов ТБО.

Характеристика и устройство изоляционного слоя

при рекультивации полигонов

88
4
Лек
 
2.5
Рекультивация земель, загрязненных тяжелыми

металлами и пестицидами. Рекультивация земель,

загрязненных нефтью и нефтепродуктами

88
4
Лек
 
2.6
Методы оценки эффективности мероприятий по

рекультивации. Правовые основы охраны земель

88
4
Лек
 
2.7
Восстановление деградированиых земель на

территорий Республики Бурятия

88
4
Лек
 
2.8
Рекультивация засоленных земель. Классификация

противоэрозионных гидротехнических сооружений

88
4
Лек
 
2.9
Рекультивация земель,

нарушенных при подземных

горных работах .

Рекультивация выработанных

площадей торфяных

месторождений

88
4
Пр
 
2.10
Общие требования к

рекультивации земель,

нарушенных при строительстве

и эксплуатации линейных

сооружений.

Ознакомление с проектами и

экспертными заключениями

88
4
Пр
 
2.11
Понятие о загрязнений

геосистем и нарушений

агросистем

88
4
Пр
 
2.12
Рекультивация и обустройство

полигонов ТБО. Характеристика

и устройство изоляционного

слоя при рекультивации

полигонов

88
4
Пр
 
2.13
Рекультивация земель,

загрязненных тяжелыми

металлами и пестицидами.

Рекультивация земель,

загрязненных нефтью и

нефтепродуктами

88
4
Пр
 
2.14
Методы оценки эффективности

мероприятий по рекультивации.

Правовые основы охраны

земель

88
4
Пр
 
2.15
Восстановление

деградированиых земель на

территорий Республики

Бурятия

88
4
Пр
 
2.16
Рекультивация засоленных

земель. Классификация

противоэрозионных

гидротехнических сооружений

88
4
Пр
 
2.17
Рекультивация земель, нарушенных при

подземных горных работах. Рекультивация

выработанных площадей торфяных

месторождений

77
8
Ср
 
2.18
Общие требования к рекультивации земель,

нарушенных при строительстве и

эксплуатации линейных сооружений.

Ознакомление с проектами и экспертными

заключениями.

77
8
Ср
 
2.19
Понятие о загрязнений геосистем и

нарушений агросистем

77
8
Ср
 
2.20
Рекультивация и обустройство полигонов

ТБО. Характеристика и устройство

изоляционного слоя при рекультивации

полигонов

77
8
Ср
 
2.21
Рекультивация земель, загрязненных

тяжелыми металлами и пестицидами.

Рекультивация земель, загрязненных

нефтью и нефтепродуктами

88
17
Ср
 
2.22
Методы оценки эффективности

мероприятий по рекультивации. Правовые

основы охраны земель

77
8
Ср
 
2.23
Восстановление деградированиых земель

на территории Республики Бурятия

77
8
Ср
 
2.24
Рекультивация засоленных земель.

Классификация противоэрозионных

гидротехнических сооружений

77
16
Ср
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
510
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (510)
28 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, экран, мультимедийный проектор, компьютер (системный блок Intel Corei5+монитор+ сет.фильтр+ПО резервного копирования и мониторинга), 9 терминалов (тонкий клиент)(монитор Beng17+ клав.+ мышь+сетевой фильтр) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, 8 стендов; Списорк ПО: Антивирус Kaspersky, Microsoft Windows XP Start Edition SP2b Russian 1pk DSP OEI CD, Microsoft Office 2010, OLP NL Acdmc, КОМПАС 3D v 18.1х64, Adobe Reader DC; VLC Media Player
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
511
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, лабораторного практикума, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (511)
28 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, экран, мультимедийный проектор, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭОИС, 10 стендов. Оборудование: лабораторный  экспериментальный стенд для изучения основных характеристик насосов, микроскоп цифровой Bresser Duolux. Список ПО: Антивирус Kaspersky, Microsoft Windows XP Start Edition SP2b  
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
Russian 1pk DSP OEI CD, Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc, Microsoft Office Professional Plus 2007; Adobe Reader DC; VLC Media Player
 
516
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (Лаборатория электротехники и электроники) (516)
24 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, экран, мультимедийный проектор, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭОИС, 2 стенда. Список ПО: Антивирус Kaspersky, Microsoft Windows XP Start Edition SP2b  Russian 1pk DSP OEI CD, Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc, Microsoft Office Professional Plus 2007; Adobe Reader DC; VLC Media Player
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Учебно-методическое указание к курсовому проектированию по дисциплине «Рекультивация земель» для обучающихся по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»./Ильин Ю.М., Балданов Н.Д., Бадмаев А.Б./ [Электронный ресурс]: Улан-Удэ, БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2020.- 49 с. http://bgsha.ru/art.php?i=3892

Самостоятельная работа обучающихся по направлениям подготовки 20.03.02 - Природообустройство и водопользование и 20.04.02 - Природообустройство и водопользование: учебное пособие / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Н. В. Пашинова [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 92 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4622

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Цыбикова Эржэна Валерьевна
доцент
к.б.н.доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов  

1.  Основные загрязняющие вещества воды и поставщики загрязнителей.ОПК-1, ПК-10

2. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. ОПК-1, ПК-10

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
3. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. ОПК-1, ПК-10

4. Проблемы использования минеральных ресурсов. ОПК-1, ПК-10

5. Основные направления по рациональному использованию и охране недр. ОПК-1, ПК

6. Правовые  основы  рационального  использования   водных  и минеральных ресурсов. ОПК-1, ПК-10

7. Проблемы использования земельных ресурсов. ОПК-1, ПК-10

8. Естественная и ускоренная эрозия почв. ОПК-1, ПК-10

9. Система мероприятий по защите земель от эрозии. ОПК-1, ПК-10

10. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. ОПК-1, ПК

11. Пищевые ресурсы человечества проблемы голода. ОПК-1, ПК-10

12. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. ОПК-1, ПК-10

13. Причины вымирания животных. ОПК-1, ПК-10

14. Охрана важнейших групп животных и растений. ОПК-1, ПК-10

15. Классификация загрязнителей и пути воздействия на человека.

16. Основные пути миграции и накопления вредных токсинов и радиоактивных веществ. ОПК-1, ПК-10

17. Понятие об экологическом кризисе. ОПК-1, ПК-10

18. Мониторинг водных ресурсов качества и загрязнения воды. ОПК-1, ПК-10

19. Особо, охраняемые территории, ландшафты. ОПК-1, ПК-10

20. Организация мониторинга окружающей среди. ОПК-1, ПК-10

21. Рекреационные территории, их охрана. ОПК-1, ПК-10

22. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. ОПК-1, ПК-10

23. История Российского экологического законодательства. ОПК-1, ПК-10

24. Природоохранное законодательство Российской Федерации. ОПК-1, ПК-10

25. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. ОПК-1, ПК-10

26. Роль международных организаций в охране природы. ОПК-1, ПК-10

27. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.

28. Возмещение вреда причиненного здоровью человека и окружающей среде. ОПК-1, ПК-10

29. Экологическая оценка производств и предприятий. ОПК-1, ПК-10

30. Современные биотехнологии ООС ОПК-1, ПК-10

31. Основные направления малоотходных и ресурсосберегающих  технологиях ОПК-1, ПК-10

32. Классификация и основные направления природозащитных мероприятий ОПК-1, ПК

33. Очистка газопылевых выбросов ОПК-1, ПК-10

34. Экологический паспорт водного хозяйства предприятий ОПК-1, ПК-10

35. Использование возобновляемых источников энергии- важное направление в области защиты ОС ОПК-1, ПК-10

36. Природные кадастры ОПК-1, ПК-10

37. Экологическое страхование ОПК-1, ПК-10

38. Платность природных ресурсов ОПК-1, ПК-10

39. Роль и виды ООПТ ОПК-1, ПК-10

40. Государственная политика защиты ОС ОПК-1, ПК-10

41. Природоохранное законодательство

42. Правовое обеспечение экологического контроля ОПК-1, ПК-10

43. Состояние экологии в России ОПК-1, ПК-10

44. Экологическая экспертиза ОПК-1, ПК-10

45. Экологическая политика государства ОПК-1, ПК-10

46. Национальные и международные природные ресурсы ОПК-1, ПК-10

47. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны ОС  ОПК-1, ПК-10

48. Процесс биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10

49 Основные направления рекультивации. ОПК-1, ПК-10

50 Критерии выбора рациональных направлений рекультивации. ОПК-1, ПК-10

51 История развития идей оп проблеме биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10

52 Особенности техногенного ландшафта. ОПК-1, ПК-10

53 Классификация промышленных отвалов и выемок.  

54 Промышленные отвалы и их неблагоприятное воздействие на окружающую среду.  

55 Классификация промышленных отвалов. ОПК-1, ПК-10

56 Основные формы рельефа, нарушенного горными разработками.  

57 Основные признаки, характеризующие пригодность пород для биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10

58 Свойства пород вскрыши, определяющие их непригодность для биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10

59 Биологическая рекультивация отвалов, сложенных фитотоксичными и каменистыми породами. ОПК-1, ПК-10

60 Биологическая рекультивация отвалов, сложенных нетоксичными породами. ОПК-1, ПК-10

61 Биологическая рекультивация отвалов тепловых электростанций. ОПК-1, ПК-10

62 Основные формы рельефа нарушенных при угледобыче земель. ОПК-1, ПК-10

63 Состав и свойства вскрышных пород, слагающих отвалы при открытом способе добычи полезных ископаемых. ОПК-1, ПК-10

64 Экологически устойчивые модели рекультивируемых земель. ОПК-1, ПК-10

65  Лесная рекультивация: формирование поверхности для создания лесонасаждений на отвалах. ОПК-1, ПК-10

66 Лесная рекультивация: требования к составу вскрышных пород. ОПК-1, ПК-10

67 Лесная рекультивация: оценка пригодности нарушенных земель для рекультивации. ОПК-1, ПК-10

68  Биологическая активность грунтосмесей отвалов. Процесс их естественного ОПК-1, ПК-10зарастания.

69   Ассортимент деревьев и кустарников для лесной рекультивации в Бурятии ОПК-1, ПК-10

 
70  Проблемы и задачи промышленной ботаники. ОПК-1, ПК-10

71 Задачи экологического мониторинга. ОПК-1, ПК-10

72 Классификация систем мониторинга. ОПК-1, ПК-10

Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)  

2. Процесс биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10  

3.Основные направления рекультивации. ОПК-1, ПК-10

4. Критерии выбора рациональных направлений рекультивации.  

5. История развития идей оп проблеме биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10

6. Особенности техногенного ландшафта. ОПК-1, ПК-10

7. Классификация промышленных отвалов и выемок. ОПК-1, ПК-10  

8. Промышленные отвалы и их неблагоприятное воздействие на окружающую среду. ОПК-1, ПК-10

9. Классификация промышленных отвалов. ОПК-1, ПК-10

10. Основные формы рельефа, нарушенного горными разработками. ОПК-1, ПК-10

11. Основные признаки, характеризующие пригодность пород для биологической

12. рекультивации ОПК-1, ПК-10.  

13. Свойства пород вскрыши, определяющие их непригодность для биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10

14. Биологическая рекультивация отвалов, сложенных фитотоксичными и каменистыми породами. ОПК-1, ПК-10

15. Биологическая рекультивация отвалов, сложенных нетоксичными породами. ОПК-1, ПК-10

16. Биологическая рекультивация отвалов тепловых электростанций. ОПК-1, ПК-10

17. Основные формы рельефа нарушенных при угледобыче земель. ОПК-1, ПК-10

18. Состав и свойства вскрышных пород, слагающих отвалы при открытом способе добычи полезных ископаемых. ОПК-1, ПК-10

19. Экологически устойчивые модели рекультивируемых земель. ОПК-1, ПК-10

20. Лесная рекультивация: формирование поверхности для создания лесонасаждений на отвалах. ОПК-1, ПК-10

21. Лесная рекультивация: требования к составу вскрышных пород. ОПК-1, ПК-10

22. Лесная рекультивация: оценка пригодности нарушенных земель для рекультивации. ОПК-1, ПК-10

23. Биологическая активность грунтосмесей отвалов. Процесс их естественного зарастания. ОПК-1, ПК-10

24. Ассортимент деревьев и кустарников для лесной рекультивации в Бурятии ОПК-1, ПК

25. Проблемы и задачи промышленной ботаники.  

26. Задачи экологического мониторинга. ОПК-1, ПК-10

27. Классификация систем мониторинга. ОПК-1, ПК-10

Вопросы для проведения устных и письменных опросов

Семинар 1

1. Общие сведения о нарушенных землях

2. Классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади

3. Типы природно-техногенных ландшафтов

4. Основные направления использования нарушенных земель после рекультивации

5. Требования к рекультивации нарушенных земель по направлениям  их целевого использования    

Семинар 2

6. Этапы и стадии рекультивации

7. Выбор технологии технического этапа рекультивации

8. Стадии технического этапа рекультивации  

9. Состав работ на биологическом этапе рекультивации  

10. Классификация вскрышных пород по пригодности для биологической рекультивации  

11. Расчет нормы высева семян, дозы внесения удобрений, извести, гипса.

12. Требования к подбору растений для биологической рекультивации

Семинар 3

13. Рекультивация и обустройство карьеров нерудных материалов при сухой выемке грунта

14. Рекультивация территории карьеров при сельскохозяйственном направлении использования

15. Рекультивация территории карьеров при лесохозяйственном направлении использования

16. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров

17. Требования к форме, размерам и берегам при обустройстве водоемов

18. Формирование береговой растительности искусственных водоемов

19. Способы добычи и характерные особенности нарушенных земель при торфоразработках

20. Основные положения технической рекультивации выработанных месторождений торфа

21. Основные положения биологической рекультивации выработанных месторождений торфа

22. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей

23. Требования к формированию и рекультивации отвалов

24. Рекультивация гидроотвалов

25. Общие сведения о формировании растительного покрова на отвалах

 
Семинар 4.

26. Понятие нарушенные агросистемы, загрязненные земли.

27. Источники загрязнения земель.  

28. Критерии определения степени загрязнения  земель

29. Показатели деградации земель.

30. Приемы рекультивации загрязненных земель.

31. Рекультивация нарушенных земель свалками

32. Рекультивация и обустройство полигонов ТБО

33. Характеристика изолирующего слоя при рекультивации полигонов ТБО

34.  Биологический этап рекультивации свалок и полигонов ТБО

Семинар  5

35. Экономические методы оценки эффективности мероприятии по рекультивации

36.  Экологические методы оценки эффективности рекультивации нарушенных земель.

Семинар 6

37. Цели и задачи охраны земель

38. Нормативно-правовые основы охраны земель

39. Виды эрозии почв

40. Система мероприятий по защите почв и поверхностей от ветровой эрозии

41. Мероприятия по защите почв и поверхностей от водной эрозии

Круглый стол (дискуссии)

1. Подготовительный этап рекультивации. Выбор направления и технологии рекультивации

2. Рекультивация выработанных торфяных месторождений и пирогенно-торфяных образований

Перечень контрольных работ

1. Общие сведения о нарушенных землях

2. Классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади

3. Типы природно-техногенных ландшафтов

4. Основные направления использования нарушенных земель после рекультивации

5. Этапы и стадии рекультивации

6. Классификация вскрышных пород

7. Рекультивация и обустройство карьеров нерудных материалов при сухой выемке грунта

8. Рекультивация территории карьеров при сельскохозяйственном направлении использования

9. Рекультивация территории карьеров при лесохозяйственном направлении использования

10. Состав процессов при выполнении работ на биологическом этапе рекультивации нарушенных земель

11. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров

12. Требования к форме, размерам и берегам при обустройстве водоемов

13. Формирование береговой растительности искусственных водоемов

14. Способы добычи и характерные особенности нарушенных земель при торфоразработках

15. Основные положения технической рекультивации выработанных месторождений торфа

16. Основные положения биологической рекультивации выработанных месторождений торфа

17. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей

18. Требования к формированию и рекультивации отвалов

19. Рекультивация гидроотвалов

20. Общие сведения о формировании растительного покрова на отвалах

21. Расчет дозы удобрений

22. Расчет нормы высева семян

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем курсовых проектов  

1. Нарушенные земли на территории Республики Бурятия

2.  Биологический этап рекультивации земель в условиях Сибири и Дальнего Востока

3. Рекультивация земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.

4. Рекультивация свалок и полигонов ТБО на территории Республики Бурятия.

5. Рекультивация земель, нарушенных при подземных горных работах (на примере Кемеровской области).

6. Рекультивация земель, нарушенных при открытых разработках угольных месторождений (на примере Республики Бурятия).

7. Процессы загрязнения земель при разных видах природопользования в Республике Бурятия.  

8. Охрана земельных ресурсов (на примере Республики Бурятия.)  

9. Рекультивация земель, нарушенных при строительстве линейных сооружении на территории Республики Бурятия.

10. Рекультивация земель, нарушенных при торфяных разработках.

11. Экологическая оценка эффективности рекультивации нарушенных земель

12. Противоэрозионные мероприятия на территории Республики Бурятия

13. Рекультивация земель, загрязненных тяжелыми металлами  

 
14. Мелиорация засоленных почв в Сибири

15. Рекультивация обводненных карьеров

16. Деградация почв и приемы их восстановления  

Темы рефератов

1. Общие сведения о нарушенных землях

2. Классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади

3. Типы природно-техногенных ландшафтов

4. Ландшафтно-экологический подход к рекультивации земель

5. Основные направления использования нарушенных земель после рекультивации

6. Этапы и стадии рекультивации

7. Классификация вскрышных пород

8. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров  

9. Рекультивация территории карьеров при сельскохозяйственном направлении использования

10. Рекультивация территории карьеров при лесохозяйственном направлении использования

11. Рекультивации выработанных месторождений торфа

12. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей

13. Рекультивация гидроотвалов

14. Общие сведения о формировании растительного покрова на отвалах

15. Рекультивация нарушенных земель свалками

16. Рекультивация и обустройство полигонов ТБО

17. Рекультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами

18. Противоэрозионные мероприятия 

 
Перечень экзаменационных вопросов

Перечень вопросов к зачету по дисциплине

Перечень примерных тем курсовых проектов

Темы рефератов

Вопросы для проведения устных и письменных опросов

Перечень контрольных работ

Перечень дискуссий

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос),
 
«неудовлетворительно»

допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

Степень удовлетворения критериям
 
для учета в рейтинге (оценка)

86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но

 
аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы;
 
теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6