учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7, 8
- 13.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО АГРОМЕЛИОРАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 сентября 2020 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2020 г., регистрационный N 60723);
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
принципах и методах сохранения и восстановления земельных ресурс
Задачи: - представить развернутую оценку нарушенных земель России;
- раскрыть основные этапы и стадии рекультивации природно-техногенных ландшафтов;
- дать научно-обоснованные мероприятия по рекультивации и охране различных категорий нарушенных земель и наметить пути их рационального использования;
- ознакомить со способами и технологиями восстановления нарушенных земель;
- ознакомить с приемами проведения научных исследований в области рекультивации и охраны земель;
-ознакомить с проектированием типовых мероприятий по рекультивации охране земель;
- ознакомить с нормативно-правовыми документами в области рекультивации и охраны земель.
принципах и методах сохранения и восстановления земельных ресурс
Задачи: - представить развернутую оценку нарушенных земель России;
- раскрыть основные этапы и стадии рекультивации природно-техногенных ландшафтов;
- дать научно-обоснованные мероприятия по рекультивации и охране различных категорий нарушенных земель и наметить пути их рационального использования;
- ознакомить со способами и технологиями восстановления нарушенных земель;
- ознакомить с приемами проведения научных исследований в области рекультивации и охраны земель;
-ознакомить с проектированием типовых мероприятий по рекультивации охране земель;
- ознакомить с нормативно-правовыми документами в области рекультивации и охраны земель.
ПКС-4: Способен к организации работ по эксплуатации мелиора-тивных объектов и природоохранных мероприятий;
ПКС-5: Способность к участию в реализации природоохранных мероприятий, работ по восстановлению водных объектов;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Ознакомление с законодательной базой,
инструктивными материалами, ГОСТами,
методическими рекомендациями
Биологический этап. Рекультивации. Выбор
направления рекультивации
рекультивации.
карьеров
искусственных водоемов образуемых в карьерах
и их рекультивация.
Ознакомление с
законодательной базой,
инструктивными материалами,
ГОСТами, методическими
рекомендациями
рекультивации.
рекультивации
Биологический этап.
Рекультивации. Выбор
направления рекультиваци
этапе рекультивации
этапе рекультивации.
обводненных карьеров
береговой растительности
искусственных водоемов
образуемых в карьерах
рекультивация. Ознакомление с
законодательной базой, инструктивными
материалами, ГОСТами, методическими
рекомендациями
Биологический этап. Рекультивации. Выбор
направления рекультивации
рекультивации
рекультивации.
карьеров
растительности искусственных водоемов,
образуемых в карьерах
подземных горных работах . Рекультивация
выработанных площадей торфяных месторождений
нарушенных при строительстве и эксплуатации
линейных сооружений.
Ознакомление с проектами и экспертными
заключениями.
агросистем
Характеристика и устройство изоляционного слоя
при рекультивации полигонов
металлами и пестицидами. Рекультивация земель,
загрязненных нефтью и нефтепродуктами
рекультивации. Правовые основы охраны земель
территорий Республики Бурятия
противоэрозионных гидротехнических сооружений
нарушенных при подземных
горных работах .
Рекультивация выработанных
площадей торфяных
месторождений
рекультивации земель,
нарушенных при строительстве
и эксплуатации линейных
сооружений.
Ознакомление с проектами и
экспертными заключениями
геосистем и нарушений
агросистем
полигонов ТБО. Характеристика
и устройство изоляционного
слоя при рекультивации
полигонов
загрязненных тяжелыми
металлами и пестицидами.
Рекультивация земель,
загрязненных нефтью и
нефтепродуктами
мероприятий по рекультивации.
Правовые основы охраны
земель
деградированиых земель на
территорий Республики
Бурятия
земель. Классификация
противоэрозионных
гидротехнических сооружений
подземных горных работах. Рекультивация
выработанных площадей торфяных
месторождений
нарушенных при строительстве и
эксплуатации линейных сооружений.
Ознакомление с проектами и экспертными
заключениями.
нарушений агросистем
ТБО. Характеристика и устройство
изоляционного слоя при рекультивации
полигонов
тяжелыми металлами и пестицидами.
Рекультивация земель, загрязненных
нефтью и нефтепродуктами
мероприятий по рекультивации. Правовые
основы охраны земель
на территории Республики Бурятия
Классификация противоэрозионных
гидротехнических сооружений
Самостоятельная работа обучающихся по направлениям подготовки 20.03.02 - Природообустройство и водопользование и 20.04.02 - Природообустройство и водопользование: учебное пособие / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Н. В. Пашинова [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 92 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4622
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Основные загрязняющие вещества воды и поставщики загрязнителей.ОПК-1, ПК-10
2. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. ОПК-1, ПК-10
4. Проблемы использования минеральных ресурсов. ОПК-1, ПК-10
5. Основные направления по рациональному использованию и охране недр. ОПК-1, ПК
6. Правовые основы рационального использования водных и минеральных ресурсов. ОПК-1, ПК-10
7. Проблемы использования земельных ресурсов. ОПК-1, ПК-10
8. Естественная и ускоренная эрозия почв. ОПК-1, ПК-10
9. Система мероприятий по защите земель от эрозии. ОПК-1, ПК-10
10. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране. ОПК-1, ПК
11. Пищевые ресурсы человечества проблемы голода. ОПК-1, ПК-10
12. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. ОПК-1, ПК-10
13. Причины вымирания животных. ОПК-1, ПК-10
14. Охрана важнейших групп животных и растений. ОПК-1, ПК-10
15. Классификация загрязнителей и пути воздействия на человека.
16. Основные пути миграции и накопления вредных токсинов и радиоактивных веществ. ОПК-1, ПК-10
17. Понятие об экологическом кризисе. ОПК-1, ПК-10
18. Мониторинг водных ресурсов качества и загрязнения воды. ОПК-1, ПК-10
19. Особо, охраняемые территории, ландшафты. ОПК-1, ПК-10
20. Организация мониторинга окружающей среди. ОПК-1, ПК-10
21. Рекреационные территории, их охрана. ОПК-1, ПК-10
22. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. ОПК-1, ПК-10
23. История Российского экологического законодательства. ОПК-1, ПК-10
24. Природоохранное законодательство Российской Федерации. ОПК-1, ПК-10
25. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. ОПК-1, ПК-10
26. Роль международных организаций в охране природы. ОПК-1, ПК-10
27. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.
28. Возмещение вреда причиненного здоровью человека и окружающей среде. ОПК-1, ПК-10
29. Экологическая оценка производств и предприятий. ОПК-1, ПК-10
30. Современные биотехнологии ООС ОПК-1, ПК-10
31. Основные направления малоотходных и ресурсосберегающих технологиях ОПК-1, ПК-10
32. Классификация и основные направления природозащитных мероприятий ОПК-1, ПК
33. Очистка газопылевых выбросов ОПК-1, ПК-10
34. Экологический паспорт водного хозяйства предприятий ОПК-1, ПК-10
35. Использование возобновляемых источников энергии- важное направление в области защиты ОС ОПК-1, ПК-10
36. Природные кадастры ОПК-1, ПК-10
37. Экологическое страхование ОПК-1, ПК-10
38. Платность природных ресурсов ОПК-1, ПК-10
39. Роль и виды ООПТ ОПК-1, ПК-10
40. Государственная политика защиты ОС ОПК-1, ПК-10
41. Природоохранное законодательство
42. Правовое обеспечение экологического контроля ОПК-1, ПК-10
43. Состояние экологии в России ОПК-1, ПК-10
44. Экологическая экспертиза ОПК-1, ПК-10
45. Экологическая политика государства ОПК-1, ПК-10
46. Национальные и международные природные ресурсы ОПК-1, ПК-10
47. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны ОС ОПК-1, ПК-10
48. Процесс биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
49 Основные направления рекультивации. ОПК-1, ПК-10
50 Критерии выбора рациональных направлений рекультивации. ОПК-1, ПК-10
51 История развития идей оп проблеме биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
52 Особенности техногенного ландшафта. ОПК-1, ПК-10
53 Классификация промышленных отвалов и выемок.
54 Промышленные отвалы и их неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
55 Классификация промышленных отвалов. ОПК-1, ПК-10
56 Основные формы рельефа, нарушенного горными разработками.
57 Основные признаки, характеризующие пригодность пород для биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
58 Свойства пород вскрыши, определяющие их непригодность для биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
59 Биологическая рекультивация отвалов, сложенных фитотоксичными и каменистыми породами. ОПК-1, ПК-10
60 Биологическая рекультивация отвалов, сложенных нетоксичными породами. ОПК-1, ПК-10
61 Биологическая рекультивация отвалов тепловых электростанций. ОПК-1, ПК-10
62 Основные формы рельефа нарушенных при угледобыче земель. ОПК-1, ПК-10
63 Состав и свойства вскрышных пород, слагающих отвалы при открытом способе добычи полезных ископаемых. ОПК-1, ПК-10
64 Экологически устойчивые модели рекультивируемых земель. ОПК-1, ПК-10
65 Лесная рекультивация: формирование поверхности для создания лесонасаждений на отвалах. ОПК-1, ПК-10
66 Лесная рекультивация: требования к составу вскрышных пород. ОПК-1, ПК-10
67 Лесная рекультивация: оценка пригодности нарушенных земель для рекультивации. ОПК-1, ПК-10
68 Биологическая активность грунтосмесей отвалов. Процесс их естественного ОПК-1, ПК-10зарастания.
69 Ассортимент деревьев и кустарников для лесной рекультивации в Бурятии ОПК-1, ПК-10
71 Задачи экологического мониторинга. ОПК-1, ПК-10
72 Классификация систем мониторинга. ОПК-1, ПК-10
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
2. Процесс биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
3.Основные направления рекультивации. ОПК-1, ПК-10
4. Критерии выбора рациональных направлений рекультивации.
5. История развития идей оп проблеме биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
6. Особенности техногенного ландшафта. ОПК-1, ПК-10
7. Классификация промышленных отвалов и выемок. ОПК-1, ПК-10
8. Промышленные отвалы и их неблагоприятное воздействие на окружающую среду. ОПК-1, ПК-10
9. Классификация промышленных отвалов. ОПК-1, ПК-10
10. Основные формы рельефа, нарушенного горными разработками. ОПК-1, ПК-10
11. Основные признаки, характеризующие пригодность пород для биологической
12. рекультивации ОПК-1, ПК-10.
13. Свойства пород вскрыши, определяющие их непригодность для биологической рекультивации. ОПК-1, ПК-10
14. Биологическая рекультивация отвалов, сложенных фитотоксичными и каменистыми породами. ОПК-1, ПК-10
15. Биологическая рекультивация отвалов, сложенных нетоксичными породами. ОПК-1, ПК-10
16. Биологическая рекультивация отвалов тепловых электростанций. ОПК-1, ПК-10
17. Основные формы рельефа нарушенных при угледобыче земель. ОПК-1, ПК-10
18. Состав и свойства вскрышных пород, слагающих отвалы при открытом способе добычи полезных ископаемых. ОПК-1, ПК-10
19. Экологически устойчивые модели рекультивируемых земель. ОПК-1, ПК-10
20. Лесная рекультивация: формирование поверхности для создания лесонасаждений на отвалах. ОПК-1, ПК-10
21. Лесная рекультивация: требования к составу вскрышных пород. ОПК-1, ПК-10
22. Лесная рекультивация: оценка пригодности нарушенных земель для рекультивации. ОПК-1, ПК-10
23. Биологическая активность грунтосмесей отвалов. Процесс их естественного зарастания. ОПК-1, ПК-10
24. Ассортимент деревьев и кустарников для лесной рекультивации в Бурятии ОПК-1, ПК
25. Проблемы и задачи промышленной ботаники.
26. Задачи экологического мониторинга. ОПК-1, ПК-10
27. Классификация систем мониторинга. ОПК-1, ПК-10
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Семинар 1
1. Общие сведения о нарушенных землях
2. Классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади
3. Типы природно-техногенных ландшафтов
4. Основные направления использования нарушенных земель после рекультивации
5. Требования к рекультивации нарушенных земель по направлениям их целевого использования
Семинар 2
6. Этапы и стадии рекультивации
7. Выбор технологии технического этапа рекультивации
8. Стадии технического этапа рекультивации
9. Состав работ на биологическом этапе рекультивации
10. Классификация вскрышных пород по пригодности для биологической рекультивации
11. Расчет нормы высева семян, дозы внесения удобрений, извести, гипса.
12. Требования к подбору растений для биологической рекультивации
Семинар 3
13. Рекультивация и обустройство карьеров нерудных материалов при сухой выемке грунта
14. Рекультивация территории карьеров при сельскохозяйственном направлении использования
15. Рекультивация территории карьеров при лесохозяйственном направлении использования
16. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров
17. Требования к форме, размерам и берегам при обустройстве водоемов
18. Формирование береговой растительности искусственных водоемов
19. Способы добычи и характерные особенности нарушенных земель при торфоразработках
20. Основные положения технической рекультивации выработанных месторождений торфа
21. Основные положения биологической рекультивации выработанных месторождений торфа
22. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей
23. Требования к формированию и рекультивации отвалов
24. Рекультивация гидроотвалов
25. Общие сведения о формировании растительного покрова на отвалах
26. Понятие нарушенные агросистемы, загрязненные земли.
27. Источники загрязнения земель.
28. Критерии определения степени загрязнения земель
29. Показатели деградации земель.
30. Приемы рекультивации загрязненных земель.
31. Рекультивация нарушенных земель свалками
32. Рекультивация и обустройство полигонов ТБО
33. Характеристика изолирующего слоя при рекультивации полигонов ТБО
34. Биологический этап рекультивации свалок и полигонов ТБО
Семинар 5
35. Экономические методы оценки эффективности мероприятии по рекультивации
36. Экологические методы оценки эффективности рекультивации нарушенных земель.
Семинар 6
37. Цели и задачи охраны земель
38. Нормативно-правовые основы охраны земель
39. Виды эрозии почв
40. Система мероприятий по защите почв и поверхностей от ветровой эрозии
41. Мероприятия по защите почв и поверхностей от водной эрозии
Круглый стол (дискуссии)
1. Подготовительный этап рекультивации. Выбор направления и технологии рекультивации
2. Рекультивация выработанных торфяных месторождений и пирогенно-торфяных образований
Перечень контрольных работ
1. Общие сведения о нарушенных землях
2. Классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади
3. Типы природно-техногенных ландшафтов
4. Основные направления использования нарушенных земель после рекультивации
5. Этапы и стадии рекультивации
6. Классификация вскрышных пород
7. Рекультивация и обустройство карьеров нерудных материалов при сухой выемке грунта
8. Рекультивация территории карьеров при сельскохозяйственном направлении использования
9. Рекультивация территории карьеров при лесохозяйственном направлении использования
10. Состав процессов при выполнении работ на биологическом этапе рекультивации нарушенных земель
11. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров
12. Требования к форме, размерам и берегам при обустройстве водоемов
13. Формирование береговой растительности искусственных водоемов
14. Способы добычи и характерные особенности нарушенных земель при торфоразработках
15. Основные положения технической рекультивации выработанных месторождений торфа
16. Основные положения биологической рекультивации выработанных месторождений торфа
17. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей
18. Требования к формированию и рекультивации отвалов
19. Рекультивация гидроотвалов
20. Общие сведения о формировании растительного покрова на отвалах
21. Расчет дозы удобрений
22. Расчет нормы высева семян
1. Нарушенные земли на территории Республики Бурятия
2. Биологический этап рекультивации земель в условиях Сибири и Дальнего Востока
3. Рекультивация земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.
4. Рекультивация свалок и полигонов ТБО на территории Республики Бурятия.
5. Рекультивация земель, нарушенных при подземных горных работах (на примере Кемеровской области).
6. Рекультивация земель, нарушенных при открытых разработках угольных месторождений (на примере Республики Бурятия).
7. Процессы загрязнения земель при разных видах природопользования в Республике Бурятия.
8. Охрана земельных ресурсов (на примере Республики Бурятия.)
9. Рекультивация земель, нарушенных при строительстве линейных сооружении на территории Республики Бурятия.
10. Рекультивация земель, нарушенных при торфяных разработках.
11. Экологическая оценка эффективности рекультивации нарушенных земель
12. Противоэрозионные мероприятия на территории Республики Бурятия
13. Рекультивация земель, загрязненных тяжелыми металлами
15. Рекультивация обводненных карьеров
16. Деградация почв и приемы их восстановления
Темы рефератов
1. Общие сведения о нарушенных землях
2. Классификация нарушенных земель по техногенному рельефу и площади
3. Типы природно-техногенных ландшафтов
4. Ландшафтно-экологический подход к рекультивации земель
5. Основные направления использования нарушенных земель после рекультивации
6. Этапы и стадии рекультивации
7. Классификация вскрышных пород
8. Рекультивация и обустройство обводненных карьеров
9. Рекультивация территории карьеров при сельскохозяйственном направлении использования
10. Рекультивация территории карьеров при лесохозяйственном направлении использования
11. Рекультивации выработанных месторождений торфа
12. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей
13. Рекультивация гидроотвалов
14. Общие сведения о формировании растительного покрова на отвалах
15. Рекультивация нарушенных земель свалками
16. Рекультивация и обустройство полигонов ТБО
17. Рекультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами
18. Противоэрозионные мероприятия
Перечень вопросов к зачету по дисциплине
Перечень примерных тем курсовых проектов
Темы рефератов
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Перечень контрольных работ
Перечень дискуссий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п