учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8, 9
- 08.002. Профессиональный стандарт "БУХГАЛТЕР", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 21 февраля 2019 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 г., регистрационный N 54154);
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по анализу финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций; развитие знаний, умений, навыков анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности сельскохозяйственных организаций, использовать полученные сведения для принятия организационно-управленческих решений и нести за них ответственность; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области организации выполнения работ по финансовому анализу сельскохозяйственных организаций.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ПКС-2: Способен анализировать и интерпретировать бухгалтерскую, финансовую и иную информацию для формирования профессионального суждения при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Анализ финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций [Электронный ресурс] : методические рекомендации к выполнению курсовой работы для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях АПК» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. С. В. Бадлуева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 39 с. - Загл. с титул. экрана.
Анализ финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций : практикум для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит в организациях АПК / М. У. Базарова, С. В. Бадлуева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА
им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 122 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=4908
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
3. Принципы анализа финансовой отчетности
4. Методы и приемы анализа финансовой отчетности
5. Этапы и последовательность осуществления анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
6. Оформление и реализация результатов анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
7. Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
8. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственной организации
9. Назначение отчета о численности и заработной плате работников организации(форма № 5-АПК)
10. Анализ среднегодовой численности работников сельскохозяйственных организаций по категориям, профессиям
11. Анализ заработной платы за год и сумм выплат социального характера
12. Значение и функции отчета о затратах на основное производство (форма № 8-АПК)
13. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов всего по основному производству
14. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов по отрасли растениеводства
15. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов по отрасли животноводства
16. Назначение отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма № 9-АПК)
17. Анализ размера, состава и структуры земельного фонда хозяйства
18. Анализ динамики производства продукции растениеводства
19. Анализ размера и структуры посевных площадей
20. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур и факторов, определяющих ее уровень
21. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции растениеводства и прямых затрат труда на продукцию
22. Анализ реализации продукции растениеводства
23. Назначение отчета о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма № 13-АПК)
24. Анализ среднегодового поголовья скота и птицы
25. Анализ динамики производства продукции животноводства
26. Анализ продуктивности скота и птицы
27. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции животноводства и прямых затрат труда на продукцию
28. Анализ реализации продукции животноводства
29. Значение и функции баланса продукции
30. Анализ сведений о движении сельскохозяйственной продукции по каждому виду или группе
31. Значение и целевая направленность отчета о средствах целевого финансирования (форма № 10-АПК)
32. Анализ информации о государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции в разрезе программ и мероприятий по развитию отраслей сельского хозяйства
33. Назначение отчета о наличии животных (форма № 15-АПК) (
34. Анализ динамики поголовья скота в разрезе видов и половозрастных групп
35. Назначение отчета о сельскохозяйственной технике и энергетике(форма № 17-АПК)
36. Анализ информации о наличии и движении тракторов, комбайнов, автомобилей и других основных сельскохозяйственных машин и оборудования
37. Анализ информации по выработанной энергии
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
2. Цели и задачи анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
3. Принципы анализа финансовой отчетности
4. Методы и приемы анализа финансовой отчетности
5. Этапы и последовательность осуществления анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
6. Оформление и реализация результатов анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
7. Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
8. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственной организации
9. Бухгалтерский баланс сельскохозяйственной организации и его характеристика
10. Отчет о финансовых результатах сельскохозяйственной организации и его характеристика
11. Отчет об изменении капитала сельскохозяйственной организации и его характеристика
12. Отчет о движении денежных средств сельскохозяйственной организации и его характеристика
13. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах сельскохозяйственной организации и их характеристика
14. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе данных пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
15. Процесс преобразования бухгалтерской отчетности в аналитическую
16. Содержание и основные аналитические взаимосвязи показателей отчетности
17. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
18. Содержание и структура баланса
20. Вертикальный и горизонтальный анализ актива и пассива баланса
21. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости организации
22. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости организации
23. Особенности критериальных значений финансовых коэффициентов с учетом отраслевой принадлежности экономического субъекта
24. Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса
25. Анализ относительных показателей ликвидности баланса
26. Цель и задачи анализа отчета о финансовых результатах
27. Направления и этапы проведения анализа показателей финансовых результатов
28. Горизонтальный анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
29. Вертикальный анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
30. Трендовый анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
31. Факторный анализ показателей прибыли
32. Анализ рентабельности
33. Анализ деловой активности и оборачиваемости
34. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе бухгалтерского баланса
35. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета о финансовых результатах
36. Анализ отчета об изменении капитала
37. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета об изменении капитала
38. Этапы проведения анализа показателей отчета о движении денежных средств
39. Прямой метод анализа движения денежных потоков
40. Косвенный метод анализа движения денежных потоков
41. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета о движении денежных средств
42. Анализ обязательств, объема, динамики, структуры и состояния нематериальных активов
43. Анализ движения и состояния основных средств
44. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений
Комплект заданий для практических работ
Тема. Анализ отчета о численности и заработной плате работников организации
Задание 1. Используя данные отчета о численности и заработной плате работников организации (форма № 5-АПК) проанализировать: 1) среднегодовую численность работников сельскохозяйственной организации по категориям, профессиям; 2) заработную плату работников и суммы выплат социального характера. Сделать выводы и предложения
Тема. Анализ отчетных форм о производстве, затратах, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции
Задание 2. Используя данные отчета о затратах на основное производство (форма № 8-АПК) проанализировать затраты в разрезе экономических элементов всего по основному производству, а также по отрасли растениеводства и животноводства. Сделать выводы и предложения
Задание 3. Используя данные отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма № 9-АПК) проанализировать: 1) размер, состав и структуру земельного фонда хозяйства; 2) динамику производства продукции растениеводства; 3) размер и структуру посевных площадей; 4) урожайность сельскохозяйственных культур; 5) затраты на производство и себестоимость продукции растениеводства; 6) реализацию продукции растениеводства. Сделать выводы и предложения
Задание 4. Используя данные отчета о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма № 13-АПК) проанализировать: 1) среднегодовое поголовье скота и птицы; 2) динамику производства продукции животноводства; 3) продуктивность скота и птицы; 4) затраты на производство и себестоимость продукции животноводства; 5) реализацию продукции животноводства. Сделать выводы и предложения
Задание 5. Используя данные баланса продукции (форма № 16-АПК) проанализировать движение сельскохозяйственной продукции по каждому виду или группе. Сделать выводы и предложения
Тема. Анализ отчета о наличия животных
Задание 6. Используя данные отчета о наличии животных (форма № 15-АПК) проанализировать динамику поголовья скота в разрезе видов и половозрастных групп. Сделать выводы и предложения.
Тема. Анализ отчета о сельскохозяйственной технике и энергетике
Задание 7. Используя данные отчета о сельскохозяйственной технике и энергетике (форма № 17-АПК) проанализировать наличие и движение тракторов, комбайнов, автомобилей и других основных сельскохозяйственных машин. Сделать выводы.
Тема. Анализ бухгалтерского баланса сельскохозяйственных организаций
Задание 8. Используя данные бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации провести анализ показателей сравнительного аналитического баланса. Сделать выводы и предложения
Задание 9. Используя данные бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации определить тип финансовой устойчивости организации, оценить финансовую устойчивость организации на основании расчетов относительных показателей. Сделать выводы и предложения
Задание 10 Используя данные бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации определить ликвиден баланс или нет, оценить степень ликвидности баланса, рассчитав коэффициенты ликвидности. Сделать выводы и предложения
Тема. Анализ отчета о финансовых результатах сельскохозяйственной организации
Задание 12. Используя данные отчета о финансовых результатах сельскохозяйственной организации определить показатели деловой активности организации. Сделать выводы и предложения
Тема. Анализ прочей информации, содержащейся в типовых формах бухгалтерской (финансовой) отчетности
Задание 13. Используя данные отчета о движении денежных средств рассчитать денежный поток прямым методом. Сделать выводы и предложения
Задание 14. Используя данные отчета об изменении капитала проанализировать состав, структуру и движение собственного капитала организации. Сделать выводы и предложения
Задание 15. Составить программу анализа показателей пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Осуществить необходимые расчеты. Сделать выводы и предложения
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Сущность, содержание, задачи анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
1. Цели и задачи анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
2. Методы и приемы анализа финансовой отчетности
3. Этапы и последовательность осуществления анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
4. Оформление и реализация результатов анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственных организаций как источник информации для анализа
1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственной организации
2. Бухгалтерский баланс сельскохозяйственной организации и его характеристика
3. Отчет о финансовых результатах сельскохозяйственной организации и его характеристика
4. Отчет об изменении капитала сельскохозяйственной организации и его характеристика
5. Отчет о движении денежных средств сельскохозяйственной организации и его характеристика
6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах сельскохозяйственной организации и их характеристика
7. Отчет о численности и заработной плате работников организации (форма № 5-АПК) и его характеристика
8. Отчет об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) и его характеристика
9. Отчет о затратах на основное производство (форма № 8-АПК) и его характеристика
10. Отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма № 9-АПК) и его характеристика
11. Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма № 13-АПК) и его и характеристика
12. Баланс продукции (форма № 16-АПК) и его и характеристика
13. Отчет о средствах целевого финансирования (форма № 10-АПК) и его и характеристика
14. Отчет о наличии животных (форма № 15-АПК) и его и характеристика
15. Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике (форма № 17-АПК) и его и характеристика
16. Процесс преобразования бухгалтерской отчетности в аналитическую.
Тема. Анализ отчета о численности и заработной плате работников организации
1. Анализ среднегодовой численности работников сельскохозяйственных организаций по категориям, профессиям
2. Анализ заработной платы за год и сумм выплат социального характера
Тема. Анализ отчетных форм о производстве, затратах, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции
1. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов всего по основному производству
2. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов по отрасли растениеводства
3. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов по отрасли животноводства
4. Анализ размера, состава и структуры земельного фонда хозяйства
5. Анализ динамики производства продукции растениеводства
6. Анализ размера и структуры посевных площадей
7. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур и факторов, определяющих ее уровень
8. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции растениеводства и прямых затрат труда на продукцию
9. Анализ реализации продукции растениеводства
10. Анализ среднегодового поголовья скота и птицы
11. Анализ динамики производства продукции животноводства
12. Анализ продуктивности скота и птицы
13. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции животноводства и прямых затрат труда на продукцию
14. Анализ реализации продукции животноводства
15. Анализ сведений о движении сельскохозяйственной продукции по каждому виду или группе
Тема. Анализ отчетных данных о средствах целевого финансирования,
1. Анализ информации о государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции в разрезе программ и мероприятий по развитию отраслей сельского хозяйства
Тема. Анализ отчета о наличии животных
1. Анализ динамики поголовья скота в разрезе видов и половозрастных групп
Тема. Анализ отчета о сельскохозяйственной технике и энергетике
2. Анализ информации по выработанной энергии
Тема. Анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах сельскохозяйственных организаций
1. Вертикальный и горизонтальный анализ актива и пассива баланса
2. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости организации
3. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости организации
4. Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса
5. Анализ относительных показателей ликвидности баланса
6. Горизонтальный анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
7. Вертикальный анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
8. Трендовый анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
9. Факторный анализ показателей прибыли
10. Анализ рентабельности
11. Анализ деловой активности и оборачиваемости
12. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе бухгалтерского баланса
13. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета о финансовых результатах
Тема. Анализ прочей информации, содержащейся в типовых формах бухгалтерской (финансовой) отчетности
14. Анализ отчета об изменении капитала
15. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета об изменении капитала
16. Этапы проведения анализа показателей отчета о движении денежных средств
17. Прямой метод анализа движения денежных потоков
18. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета о движении денежных средств
19. Анализ движения и состояния основных средств
20. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе данных пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование команд, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады
Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственных организаций как источник информации для анализа
1. Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
2. Отличительные особенности составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатов и приложений к ним в сельскохозяйственных организациях
Комплект заданий для деловой игры «Работа в малых группах»
Тема. Анализ отчета о численности и заработной плате работников организации
Цель: выбрать из существующей базы аналитических показателей необходимые для проведения анализа отчета о численности и заработной плате работников организации; интерпретировать значения рассчитанных экономических показателей, выявлять взаимосвязи и тенденции их развития; на основе анализа интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности сельскохозяйственных организаций и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений эффективности использования трудовых ресурсов
Организационный этап. Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по региональной принадлежности. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Материальное обеспечение. Каждой малой группе раздается заполненный бланк «Бухгалтерская финансовая отчетность за 201_ г.» действующей коммерческой организации Республики Бурятии, Забайкальского края.
Подготовительный этап. Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Этап подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп. Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.
Тема. Анализ отчетных форм о производстве, затратах, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции
Цель: выбрать из существующей базы аналитических показателей необходимые для проведения анализа отчетных форм о производстве, затратах, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции (формы 8-АПК, 9-АПК, 13-АПК; оценивать и анализировать затраты в разрезе экономических элементов по отраслям растениеводства, животноводства; размер, состав и структуру земельного фонда хозяйства; динамику производства продукции растениеводства, животноводства; размер и структура посевных площадей; урожайность сельскохозяйственных культур и факторов, определяющих ее уровень; среднегодовое поголовье скота и птицы; продуктивность скота и птицы; интерпретировать значения рассчитанных экономических показателей, выявлять взаимосвязи и тенденции их развития; на основе анализа интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Организационный этап. Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по региональной принадлежности. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Материальное обеспечение. Каждой малой группе раздается заполненный бланк «Бухгалтерская финансовая отчетность за 201_ г.» действующей коммерческой организации Республики Бурятии, Забайкальского края.
Подготовительный этап. Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания. Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
Этап подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп. Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.
Тема. Анализ бухгалтерского баланса сельскохозяйственных организаций
Цель: выбрать из существующей базы аналитических показателей необходимые для проведения анализа финансового состояния предприятия; оценивать и анализировать общее финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерского баланса; финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость сельскохозяйственной организации, интерпретировать значения рассчитанных экономических показателей, выявлять взаимосвязи и тенденции их развития; на основе анализа; интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Организационный этап. Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по региональной принадлежности. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Материальное обеспечение. Каждой малой группе раздается заполненный бланк «Бухгалтерская финансовая отчетность за 201_ г.» действующей коммерческой организации Республики Бурятии, Забайкальского края.
Подготовительный этап. Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания. Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
Этап подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп. Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.
Тема. Анализ отчета о финансовых результатах сельскохозяйственных организаций
Организационный этап. Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по региональной принадлежности. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Материальное обеспечение. Каждой малой группе раздается заполненный бланк «Бухгалтерская финансовая отчетность за 201_ г.» действующей коммерческой организации Республики Бурятии, Забайкальского края.
Подготовительный этап. Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания. Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
Этап подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп. Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Сущность, содержание, задачи анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
1. Цели и задачи анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
2. Методы и приемы анализа финансовой отчетности
3. Этапы и последовательность осуществления анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
4. Оформление и реализация результатов анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственных организаций как источник информации для анализа
1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственной организации
2. Бухгалтерский баланс сельскохозяйственной организации и его характеристика
3. Отчет о финансовых результатах сельскохозяйственной организации и его характеристика
4. Отчет об изменении капитала сельскохозяйственной организации и его характеристика
5. Отчет о движении денежных средств сельскохозяйственной организации и его характеристика
6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах сельскохозяйственной организации и их характеристика
7. Отчет о численности и заработной плате работников организации (форма № 5-АПК) и его характеристика
8. Отчет об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) и его характеристика
9. Отчет о затратах на основное производство (форма № 8-АПК) и его характеристика
10. Отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма № 9-АПК) и его характеристика
11. Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма № 13-АПК) и его и характеристика
12. Баланс продукции (форма № 16-АПК) и его и характеристика
13. Отчет о средствах целевого финансирования (форма № 10-АПК) и его и характеристика
14. Отчет о наличии животных (форма № 15-АПК) и его и характеристика
15. Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике (форма № 17-АПК) и его и характеристика
16. Процесс преобразования бухгалтерской отчетности в аналитическую.
Тема. Анализ отчета о численности и заработной плате работников организации
1. Анализ среднегодовой численности работников сельскохозяйственных организаций по категориям, профессиям
2. Анализ заработной платы за год и сумм выплат социального характера
Тема. Анализ отчетных форм о производстве, затратах, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции
1. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов всего по основному производству
2. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов по отрасли растениеводства
3. Анализ затрат (с 1 января по 31 декабря) в разрезе экономических элементов по отрасли животноводства
4. Анализ размера, состава и структуры земельного фонда хозяйства
5. Анализ динамики производства продукции растениеводства
6. Анализ размера и структуры посевных площадей
7. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур и факторов, определяющих ее уровень
9. Анализ реализации продукции растениеводства
10. Анализ среднегодового поголовья скота и птицы
11. Анализ динамики производства продукции животноводства
12. Анализ продуктивности скота и птицы
13. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции животноводства и прямых затрат труда на продукцию
14. Анализ реализации продукции животноводства
15. Анализ сведений о движении сельскохозяйственной продукции по каждому виду или группе
Тема. Анализ отчетных данных о средствах целевого финансирования,
1. Анализ информации о государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции в разрезе программ и мероприятий по развитию отраслей сельского хозяйства
Тема. Анализ отчета о наличии животных
1. Анализ динамики поголовья скота в разрезе видов и половозрастных групп
Тема. Анализ отчета о сельскохозяйственной технике и энергетике
1. Анализ информации о наличии и движении тракторов, комбайнов, автомобилей и других основных сельскохозяйственных машин и оборудования
2. Анализ информации по выработанной энергии
Тема. Анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах сельскохозяйственных организаций
1. Вертикальный и горизонтальный анализ актива и пассива баланса
2. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости организации
3. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости организации
4. Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса
5. Анализ относительных показателей ликвидности баланса
6. Горизонтальный анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
7. Вертикальный анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
8. Трендовый анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
9. Факторный анализ показателей прибыли
10. Анализ рентабельности
11. Анализ деловой активности и оборачиваемости
12. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе бухгалтерского баланса
13. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета о финансовых результатах
Тема. Анализ прочей информации, содержащейся в типовых формах бухгалтерской (финансовой) отчетности
14. Анализ отчета об изменении капитала
15. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета об изменении капитала
16. Этапы проведения анализа показателей отчета о движении денежных средств
17. Прямой метод анализа движения денежных потоков
18. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе отчета о движении денежных средств
19. Анализ движения и состояния основных средств
20. Использование данных отчета об отраслевых показателей деятельности организаций АПК (форма № 6-АПК) при анализе данных пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы по темам дисциплины и составить конспекты
Тема. Сущность, содержание и задачи анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
2. Принципы анализа финансовой отчетности
Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственных организаций как источник информации для анализа
1. Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности
2. Отличительные особенности составления бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним в сельскохозяйственных организациях
3. Содержание и основные аналитические взаимосвязи показателей отчетности
Тема. Анализ отчета о численности и заработной плате работников организации
1. Назначение отчета о численности и заработной плате работников организации (форма № 5-АПК)
Тема. Анализ отчетных форм о производстве, затратах, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции
2. Значение и функции отчета о затратах на основное производство (форма № 8-АПК)
3. Назначение отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма № 9-АПК)
4. Назначение отчета о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма № 13-АПК)
5. Значение и функции баланса продукции
Тема. Анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах сельскохозяйственных организаций
1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
3. Цели и задачи анализа бухгалтерского баланса
4. Особенности критериальных значений финансовых коэффициентов с учетом отраслевой принадлежности экономического субъекта
5. Цель и задачи анализа отчета о финансовых результатах
6. Направления и этапы проведения анализа показателей финансовых результатов
Тема. Анализ прочей информации, содержащейся в типовых формах бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. Косвенный метод анализа движения денежных потоков
2. Анализ обязательств, объема, динамики, структуры и состояния нематериальных активов
3. Анализ движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. Теоретические основы анализа финансовой отчетности сельскохозяйственных организаций
Задание 1 (выберите один вариант ответа). К бухгалтерской (финансовой) отчетности предъявляются требования:
а) достоверность, полнота, существенность, нейтральность, сопоставимость, сравнимость
б) достаточность, полнота, сопоставимость
в) достаточность, полнота, существенность, сопоставимость +
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Бухгалтерская отчетность является:
а) открытой для любых пользователей +
б) закрытой (коммерческая тайна) для внешних пользователей
в) открытой для управленческого персонала
г) открытой для контролирующих органов
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Укажите верную последовательность этапов проведения анализа финансовой отчетности:
а) расчет и анализ финансовых коэффициентов
б) анализ динамики и взаимосвязи показателей отчетности
в) выявление резервов
г) преобразование бухгалтерской отчетности в аналитическую +
Задание 4 (выберите два и более вариантов ответа). В анализе финансовой отчетности традиционно используются следующие методы:
а) сравнение +
б) построение аналитических таблиц +
в) дисперсионный анализ
г) детализация
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Предметом анализа финансовой отчетности является
а) финансовые процессы, их результаты и факторы формирования +
б) производственная, хозяйственная, сбытовая, финансовая деятельность организации
в) организация производства, его финансовое обеспечение
г) организация сбыта и получение финансовых результатов
Задание 6 (выберите один вариант ответа). При помощи вертикального анализа можно:
а) отслеживать структурные изменения в составе финансовой отчетности +
б) темпы роста (или снижения) отдельных статей баланса за ряд лет
в) выявить влияние факторов на величину результативного показателя
г) свой вариант ответа
Задание 7 (установите соответствие между элементами двух множеств). Установите соответствие между понятиями и определениями:
Дескрептивные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности организаций с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету
Предикативные модели модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния организации
Нормативные модели модели предсказательного, прогностического характера
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Расположите в порядке проведения этапы проверки полноты и точности составления отчетности для целей анализа
а) арифметический, логический и формальный контроль
б) формальный контроль, логический и арифметический контроль
в) формальный, арифметический и логический контроль
г) арифметический, формальный и логический контроль +
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Цель анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы
а) установить и оценить финансовое состояние организации, выявить резервы его улучшения +
б) выявить ошибки в заполнении финансовой отчетности
в) выявить возможности повышения эффективности производственной деятельности
г) свой вариант ответа
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Укажите верную последовательность процедур экспресс-анализа финансовой отчетности:
• ознакомление с учетной политики организации - 4
• просмотр отчетности по формальным признакам - 2
• выявление «больных» статей в отчетности и их оценка динамики - 6
• ознакомление с ключевыми индикаторами - 3
• общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса - 7
• формулирование выводов по результатам анализа - 8
• чтение пояснительной записки - 5
Раздел 2. Анализ специализированных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций
3адание 11 (выберите один вариант ответа). В площадь сельскохозяйственных угодий предприятия включаются следующие виды угодий:
а) пашня, сенокосы +
б) огороды
в) пашня, взятая в аренду
г) леса
3адание 12 (выберите один вариант ответа). Какие показатели отражают обеспеченность предприятия отдельными видами основных средств:
а) энерговооруженность +
б) обеспеченность животноводческими постройками
в) площадь пашни в расчете на 1 условный эталонный трактор
г) площадь пропашных культур на 1 специализированный комбайн
3адание 13 (выберите один вариант ответа). Какие причины приводят к сверхнормативному расходу кормов на предприятии:
а) низкое качество кормов +
б) потери при транспортировке и скармливании
в) увеличение объема производства продукции
г) изменение структуры израсходованных кормов
д) снижение производства кормов
3адание 14 (выберите один вариант ответа). Факторы и условия производства, определяющие трудоемкость продукции растениеводства:
а) урожайность сельскохозяйственных культур +
б) площадь посева отдельных сельскохозяйственных культур
в) материальное стимулирование работников труда в отрасли
г) размер оплаты 1 чел. ч работников отрасли
3адание 15 (выберите один вариант ответа). Факторы и условия производства, определяющие уровень трудоемкости продукции животноводства:
а) продуктивность животных +
б) среднесуточный прирост молодняка крупного рогатого скота
в) средняя масса 1 гол. молодняка, переведенного в основное стадо, кг
г) расход кормов за год на 1 среднегодовую голову скота (птицы), ц. к.ед.
Задание 16 (выберите один вариант ответа). Уровень производства молока на предприятии составил 115 тонн. Это означает:
а) 115 тонн получено в расчете на 100 га сельхозугодий
б) 115 тонн молока получено в расчете на 100 га пашни
в) 115 тонн получено в расчете на 1 га сельхозугодий
г) валовое производство молока составило 115 тонн +
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Уровень производства валовой продукции в хозяйстве составил 540 млн. руб. Это означает:
а) 540 млн. руб. продукции получено в расчете на 100 га сельхозугодий
б) 540 млн. руб. продукции получено в расчете на 100 га общей земельной площади
в) 540 млн. руб. продукции получено в расчете на 1 га сельхозугодий
г) стоимость всей произведенной продукции составила 540 млн. руб. +
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Удельный вес сельхозугодий в общей земельной площади характеризует:
а) степень освоенности земель +
б) степень распаханности земель
в) показатель трансформации земель
г) показатель окультуренности земель
Задание 19 (выберите один вариант ответа). Отношение площади пашни к площади сельхозугодий называется:
а) коэффициент распаханности земель
б) коэффициент распаханности сельхозугодий +
в) коэффициент освоенности земель
г) коэффициент использования посевов
Задание 20 (выберите один вариант ответа). Как рассчитать уровень производства молока, если известны плотность поголовья коров и удой на 1 фуражную корову:
а) умножением удоя молока на 1 фуражную корову на плотность поголовья и умножением результата на 100 +
б) делением удоя молока на 1 фуражную корову на плотность поголовья
в) умножением удоя молока на 1 фуражную корову на плотность поголовья
г) делением удоя молока на 1 фуражную корову на плотность поголовья и умножением результата на 100
Задание 21 (выберите один вариант ответа). Увеличение фактических затрат на 1 рубль произведенной продукции по сравнению с запланированным уровнем свидетельствует о:
б) повышении затратоемкости продукции
в) снижении непроизводительных расходов
г) неоптимальном использовании ресурсов
Раздел 3. Анализ типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций
Задание 22 (выберите один вариант ответа). Горизонтальный анализ баланса представляет собой:
а) расчет и анализ динамики суммы финансовых результатов, их источников
б) расчет и анализ относительных показателей +
в) расчет удельных весов показателей баланса
г) анализ источников финансирования
Задание 23 (выберите один вариант ответа). К наименее ликвидным активам относятся:
а) запасы полуфабрикатов +
б) краткосрочные финансовые вложения
в) денежные средства
г) кредиторская задолженность
Задание 24 (выберите вариант ответа). Коэффициент, который показывает какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая за счет заемных средств является
а) коэффициент финансирования
б) коэффициент финансовой устойчивости
в) коэффициент капитализации +
г) коэффициент финансовой независимости
Задание 25 (установите соответствие между элементами двух множеств). Установите соответствие между понятиями и методикой расчета:
коэффициент текущей ликвидности определяется отношением быстрореализуемых активов к текущим обязательствам - 2
коэффициент быстрой ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам - 3
коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отношение фактической стоимости текущих активов к текущим обязательствам - 1
Задание 26 (выберите один вариант ответа) Показатели рентабельности являются показателями:
а) относительными +
б) абсолютными
в) динамики
г) фактическими
Задание 27 (выберите вариант ответа). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает
а) какая часть дебиторской задолженности обновляется за отчетный период +
б) насколько быстрее оборачивается дебиторская задолженность, чем прочие оборотные средства
в) расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемого организацией
г) насколько быстрее оборачивается кредиторская задолженность, чем прочие оборотные средства
Задание 28 (выберите один вариант ответа). Показатель числа оборотов оборотных активов за анализируемый период является коэффициентом оборачиваемости:
а) материальных активов
б) оборотных активов +
в) всего капитала
г) средств в расчетах
Задание 29 (установите соответствие между элементами двух множеств). Установите соответствие между понятиями и методикой расчета:
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Среднегодовые остатки оборотных активов / Выручка от продаж - 3
Продолжительность одного оборота (Выручка от продаж / 360) х (Продолжительность одного оборота (отч) – Продолжительность одного оборота (баз)) - 4
Коэффициент закрепления оборотных активов Выручка от продаж / Среднегодовые остатки оборотных активов - 1
Эффект от ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных активов 360 / Коэффициент оборачиваемости оборотных активов - 2
Задание 30 (выберите один вариант ответа). Содержание Пояснительной записки составляют:
а) обязательные сведения, раскрытие которых предусмотрено основными нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и отчетности в РФ
б) показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия +
в) основные моменты учетной политики предприятия
г) изменения учетной политики организации
1. Анализ системы показателей платежеспособности и ликвидности коммерческой организации
2. Анализ системы показателей деловой активности коммерческой организации
4. Анализ уровня рентабельности деятельности коммерческой организации
5. Анализ показателей использования основного капитала и основных производственных фондов
6. Анализ текущих активов и проблемы управления оборотным капиталом
7. Анализ использования персонала предприятия
8. Анализ использования основных производственных фондов
9. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема производства и продажи продукции
10. Анализ производства продукции коммерческой организации
11. Анализ состояния и использования земельных ресурсов коммерческой организации
12. Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов коммерческой организации
13. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции коммерческой организации
14. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли
15. Анализ и обоснование безубыточного объема продаж продукции
16. Анализ себестоимости продукции
17. Анализ использования труда и его влияние на себестоимость продукции
18. Анализ использования предметов труда (материальных ресурсов) и его влияния на себестоимость продукции
19. Анализ использования фонда оплаты труда
20. Анализ инвестиционной политики коммерческой организации
21. Оценка влияния организационного уровня и других условий производства на интенсификацию использования производственных ресурсов
22. Анализ движения денежных потоков коммерческой организации
23. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
24. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
25. Анализ эффективности использования капитала предприятия
26. Прогнозирование возможного банкротства коммерческой организации
27. Комплексная оценка эффективности деятельности коммерческой организации
28.
29. Анализ влияния инфляции на финансовые результаты коммерческой организации
30. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации
31. Анализ финансовых результатов от продажи продукции
32. Анализ формирования, распределения и использования прибыли
33. Анализ системы показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческой организации
34. Анализ и оценка состава и динамики имущества организации и источников их формирования
35. Особенности финансового анализа неплатежеспособных организаций
36. Методы комплексного финансового анализа и рейтинговой оценки эмитентов
37. Анализ кредитоспособности предприятия
38. Анализ эффективности привлечения заемного капитала
Перечень экзаменационных вопросов
Комплект заданий для практических работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Комплект заданий для деловой игры «Работа в малых группах»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п