2024-2025_m350406_o_1_plx_Информационные технологии в инженерных расчетах
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.02 Информационные технологии в инженерных расчетах
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
4
Продолжительность в часах/неделях
144/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Лабораторные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Контактная работа
48
48
Сам. работа
69
69
Итого
144
 
Программу составил(и):
 
д.т.н., Высшее. Механизация процессов с/х производства, инженер-механик.  Преподаватель высшей школы Раднаев Даба Нимаевич _________________
 
 
Информационные технологии в инженерных расчетах
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709);

- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);

 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования

Задачи: - проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах;

- разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Оптимизация технологических процессов 
1
1 семестр
 
Основы проектирования сельскохозяйственной техники 
2
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Научно-исследовательская работа 
1
2 семестр
 
Эксплуатационная практика 
2
4 семестр
 
Педагогическая практика 
3
4 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
4
4 семестр
 
Технологическая практика 
5
2 семестр
 
Производственная практика 
6
2 семестр
 
Преддипломная практика 
7
4 семестр
 
Производственная практика 
8
2 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства;

ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
Плохо знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
Знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
Плохо  умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
Владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-8: Способен разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства;

ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 1 
 
Плохо знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 2 
 
знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 1 
 
Плохо умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 2 
 
умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 2 
 
владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере  владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЦК-1: Способен применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности;

ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
Плохо знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
Знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
Плохо умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, относящихся к информационным технологиям в инженерных расчетах; разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования :
 
Не владеет как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
Плохо владеет как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
владеет как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
владеет как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. 1. Информационные технологии. Этапы развития
 
1.1
Введение. Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Основные   компоненты и классификация.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
1.3
Технология    работы   в   электронной   таблице.   Обобщенная технология  работы.  Проектирование  электронной таблицы
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
1.5
Основные   компоненты и классификация. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
1.6
Проблемы эффективного использования информационных технологий
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Задание творческого проекта. Обсуждение результатов
Пр
 
1.7
Технология работы   в электронной таблице. Обобщенная технология  работы.  
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
1.8
Проектирование  электронной таблицы. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
1.9
Макросы как средство автоматизации работы.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
1.10
Функциональные возможности СУБД. Характеристики СУБД. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Лаб
 
1.11
Обработка экономической информации на основе интегрированных программных пакетов.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Лаб
 
1.12
Работа в многопользовательских средах. Основы технологии работы в СУБД.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Задание творческого проекта. Обсуждение результатов
Лаб
 
1.13
Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос. 
Ср
 
1.14
. Основные   компоненты и классификация. Проблемы эффективного использования информационных технологий
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Ср
 
1.15
Технология    работы   в   электронной   таблице.   Обобщенная технология  работы.  
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление реферата
Ср
 
1.16
Проектирование  электронной таблицы. Макросы как средство автоматизации работы.
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление творческого проекта
Ср
 
Раздел 2. 2. Классификация баз данных. Структурные элементы БД.
 
2.1
Классификация баз данных. Структурные элементы БД. Виды моделей данных – иерархическая, сетевая, реляционная. Понятие информационного объекта. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Функциональные возможности СУБД. Характеристики СУБД.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.3
Обработка экономической информации на основе интегрированных программных пакетов. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
2.4
Классификация баз данных. Структурные элементы БД. 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
2.5
Виды моделей данных – иерархическая, сетевая, реляционная. Понятие информационного объекта.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Пр
 
2.6
Нормализация отношений. Типы связей. Архитектура СУБД.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Задание творческого проекта. Обсуждение результатов
Лаб
 
2.7
Классификация баз данных. Структурные элементы БД. Виды моделей данных – иерархическая, сетевая, реляционная. Понятие информационного объекта. Нормализация отношений. Типы связей. Архитектура СУБД.
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление реферата
Ср
 
2.8
Функциональные возможности СУБД. Характеристики СУБД. Обработка экономической информации на основе интегрированных программных пакетов. 
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление творческого проекта
Ср
 
2.9
Работа в многопользовательских средах. Основы технологии работы в СУБД.
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Ср
 
Раздел 3. 3. Понятие и классификация компьютерных сетей
 
3.1
Понятие и классификация компьютерных сетей. Основные компоненты компьютерных сетей (серверы, типы коммуникаций, программное обеспечение). 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
3.2
Образовательные возможности всемирной сети для постоянного повышения уровня компьютерных знаний специалистов.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
3.3
Понятие и классификация компьютерных сетей.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Лаб
 
3.4
Основные компоненты компьютерных сетей (серверы, типы коммуникаций, программное обеспечение). 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Лаб
 
3.5
Принципы распределенной обработки информации
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Лаб
 
3.6
Образовательные возможности всемирной сети для постоянного повышения уровня компьютерных знаний специалистов.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
устный опрос
Лаб
 
3.7
Понятие и классификация компьютерных сетей. Основные компоненты компьютерных сетей (серверы, типы коммуникаций, программное обеспечение). Принципы распределенной обработки информации
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление реферата
Ср
 
3.8
Образовательные возможности всемирной сети для постоянного повышения уровня компьютерных знаний специалистов.
11
5
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление творческого проекта
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2023. - 352 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=421073 
Л1.1
 
Затонский А.В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2023. - 344 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=425811 
Л1.2
 
Федоренко В. Ф., Горшенин В. И., Монаенков К. А., Миронов В. В., Гордеев А. С., Михеев Н. В., Завражнов А. А., Ли Р. И., Бобрович Л. В., Жидков С. А., Макова Н. Е. Современные проблемы науки и производства в агроинженерии [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 496 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/211181 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Обухова О. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Академия водного транспорта Российского университета транспорта, 2008. - 102 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=38764 
Л2.1
 
Федотова Е.Л., Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2019. - 335 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=339543 
Л2.2
 
Артюшенко В.М., Семенов А.Б., Аббасова Т.С. Проектирование и расчет мультисервисных кабельных систем [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 174 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=349243 
Л2.3
 
 
Методическая литература
 
Раднаев Д. Н. Информационные технологии в инженерных расчетах [Электронный ресурс]:методические указания по проведению лабораторных работ для обучающихся по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия. - , 2021. - 50 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02004 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
364
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, для самостоятельной работы (Компьютерный класс) (364)
11 посадочных мест, рабочее место преподавателя, доска меловая, 11 компьютеров с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Информационные технологии в инженерных расчетах : методические указания по проведению лабораторных работ для обучающихся по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия / Министерство сельского хозяйства РФ, Бурятская ГСХА имени В. Р. Филиппова ; сост. Д. Н. Раднаев. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 50 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02004. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Раднаев Даба Нимаевич
Высшее. Механизация процессов с/х производства, инженер-механик.  Преподаватель высшей школы
д.т.н.профессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Информационные технологии. Понятия, классификации. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

2. Новая информационная технология. Понятие, определение. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

3. Инструментарий информационной технологии(ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

4. Основные понятия компьютерной графики. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

5. Цветовое разрешение и цветовые модели информации(ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

6. Программы компьютерной графики (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

7. Растровая компьютерная графика (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

8. Программы растровой компьютерной графики (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

9. Форматы файлов растровых изображений (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

10. Понятие растрового изображения  (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

11. Основные понятия векторной графики (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

12. Основной элемент векторной графики (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

13.Системы САПР (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

14. Программы векторной компьютерной графики (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

15.Понятие информационной системы (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

16. Этапы развития информационных систем (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

17.Свойства информационной системы (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

18. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

19. Внедрение информационных систем (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

20. Структура информационной системы (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
21. Мультимедиа технологии. Понятие. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

22. Классификация мультимедиа технологии (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

23. Структурные компоненты мультимедиа  (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

24. Технологии обеспечения безопасности ИТ (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

25. Методы и средства защиты информации (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

26. Геоинформационные системы. Назначение (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

27. Сферы применения ГИС технологий. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

28. Архитектура ГИС (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

29. Табличный редактор MS Excel, назначение и порядок работы. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

30. Сетевые технологии. Классификация компьютерных сетей. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

31. Сетевые ресурсы компьютерных сетей. Их типы. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

32. Интернет протоколы. (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

33. Адресация в IP-сетях, принцип организации (ПКС-3, ПКС-8, ПЦК-1)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Раздел дисциплины  Информационные технологии

1.Информационная технология. Структура и составляющие информационной технологии.

2. Новые и традиционные информационные технологии.

3. Классификация автоматизированных информационных технологий

4. Определение информационной системы (ИС) и ее структурная схема.

5. Предпосылки появления и классификация ИС.

6. Обеспечивающие подсистемы ИС.

7. Автоматизированные информационные системы (АИС). Основные термины и определения.

8. Внедрение информационных систем способствует…

9. Структура информационной системы

10. Информация. Определение.

11. Виды информации

12. Способы представления информации

13. Что называется передачей информации?

14. По значению информация делится на…

15. По назначению информация делится на…

16. Что называется сообщением?

17. Инструментарий информационной технологии

18. Основные понятия компьютерной графики.

19. Цветовое разрешение и цветовые модели информации

20. Программы компьютерной графики

21. Растровая компьютерная графика

22. Программы растровой компьютерной графики

23. Форматы файлов растровых изображений

24. Понятие растрового изображения

25. Основные понятия векторной графики

26. Основной элемент векторной графики

27.Системы САПР

28. Программы векторной компьютерной графики

Раздел дисциплины  «Автоматизированная обработка информации в профессиональной деятельности», дисциплины «Информационные технологии».

Структура экранного интерфейса  MS EXCEL.

1.   Состав панелей инструментов MS EXCEL.

2.   Ввод данных в ячейки таблицы. Основные типы данных MS Excel.

3.   Какие операции выполняет пункт меню «Формат ячеек» в MS Excel?

4.   Вставка/удаление строк и столбцов, изменение их высоты и ширины в MS Excel.

5.   Выделение группы ячеек в MS Excel.

6.   Копирование и перенос фрагментов таблицы MS Excel.

7    Оформление шапки таблицы в MS Excel (какие операции можно выполнять?).

8.   Автоматическое заполнение ячеек рабочей таблицы в MS Excel (числовые и текстовые последовательности).

9.   Сортировка данных в таблице MS Excel.

10.   Умножение данных на заданный множитель в MS Excel.

11.   Ввод формул. Состав строки формул в MS Excel.

12.   Какие знаки операций допускается использовать в формулах MS Excel?

13.   Для чего используется мастер функций в MS Excel?

14.   Как выполняется копирование формул в MS Excel?

15.   Адресация ячеек таблицы. Виды адресации в MS Excel.

16.   Шаги построения диаграмм с помощью мастера диаграмм в MS EXCEL.

17.   Какие параметры диаграммы задаются при построении и редактировании диаграмм на 2-м шаге «Мастера диаграмм» в MS Excel?

18.   Какие параметры диаграммы задаются при построении и редактировании диаграмм на 3-ем шаге «Мастера 

 
диаграмм» в MS Excel?

19.   Способы форматирования элементов диаграммы в MS Excel

Раздел «Электронные коммуникации»

1. Базы данных. Технология хранения, поиска и сортировки информации

     в базах данных.

2. Назначение и структура БД

3. СУБД

4. Сетевые технологии. Классификация компьютерных сетей.

5. Сетевые ресурсы компьютерных сетей. Их типы.

6. Интернет протоколы.

7. Адресация в IP-сетях.

8. Услуги, предоставляемые в сетях

9. Работа пользователя в локальных сетях

10. Локальные сети

11.Глобальные компьютерные сети.

12.Всемирная глобальная сеть Интернет

13.Виды прикладного обеспечения

14.Всемирная паутина WWW

15.Поиск информации в Интернете

16.Защита от компьютерных вирусов

17.Совместное использование периферийных устройств и других ресурсов

18.Область применения локальных сетей

19.Поисковые системы

20.Назначение компьютерных сетей

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Информационные технологии организационного управления.

(корпоративные информационные технологии)

2. Информационные технологии в агропромышленном комплексе

3. Информационные технологии автоматизированного проектирования

4. Программные средства информационных технологий

5. Технические средства информационных технологий

6. Этапы эволюции информационных технологий

7. Геоинформационные технологии. Основные понятия

8. Основные стандарты мультимедиа – технологий

9. Аппаратные средства мультимедиа – технологий

10. Компьютерные сети. Основные понятия

11. Глобальные компьютерные сети

12. Локальные компьютерные сети

13. Архитектура компьютерных сетей.

14. Инструментальные программные средства для создания экспертных систем.

15. Иерархические классификационные системы

16. Системы автоматизированного проектирования в машиностроении

17. Автоматизированные системы управления технологическими процессами

18. Информационно- справочные системы и информационно – поисковые технологии

19. Системы автоматизации документооборота и учета

20. Экспертные системы в отраслях производства

21. Информационные сетевые технологии

22. Мультимедиа – технологии. Основные понятия

23. Информационно – справочные правовые системы (ИСПС).

24. Информационные технологии искусственного интеллекта

25. Информационные технологии защиты информации

26. Информационные технологии в образовании

27. Телекоммуникационные технологии

28. Информационные технологии автоматизации офиса

29. Информационная справочно – правовая система (ИСПС) «Консультант – плюс»

30. Услуги INTERNET

31. Каналы связи и способы доступа в INTERNET

32. Структура INTERNET. Руководящие органы и стандарты INTERNET

33. Средства разработки Web – страниц

34. Современная компьютерная графика

35. Возможности Adobe Photoshop

36.  Модемы и протоколы обмена

37. Реклама в INTERNET

38. Проблема защиты информации в сети INTERNET

Темы групповых  творческих заданий/проектов

 

1. Методы обработки и передачи информации

2. Организация данных

3. Компьютер внутри нас

4. Мир без Интернета

5. Россия и Интернет

6. Информационное общество

7. Лучшие информационные ресурсы мира

8. Виды информационных технологий

9. Мировые информационные войны

10. Киберпреступность

11. Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете

12. Защита информации. Виды защиты информации (физические, программные, аппаратные, организационные, законодательные, психологические).

13. Защита от вредоносных программ.

14. Как доставить интернет в отдаленные уголки планеты.

15. Как правильно выбрать базу данных для организации

16. Работа с электронной почтой и телеконференциями

17. Компьютеризация 21 века

18. Трехмерное измерение

19. Как доставить интернет в отдаленные уголки планеты

20. Исследование видов и методов компьютерной графики и анимации

Процедура выполнения творческих проектов

Все проекты должны быть оформлены в виде печатных документов, с применением разнообразных стилей оформления и в виде электронных презентаций, снабженных разнообразными эффектами анимации, имеющими продуманную систему поиска и навигации с наличием кнопок быстрого перехода.

Проекты должны иметь следующую структуру: 1 страница – Титульный лист 2 страница – Содержание 3 страница – Цель проекта, задачи, решаемые в рамках данного проекта, аннотация проекта (количество иллюстраций, таблиц и графиков) 4-14 страница –  содержание проекта 15 страница – Список использованных источников – не менее 10 источников. Максимальный размер проекта – не более 15 страниц.

 
Перечень экзаменационных вопросов

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Темы рефератов

Темы групповых  творческих заданий/проектов

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса
 
«хорошо»

(задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить
 
проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6