учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО АГРОМЕЛИОРАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 сентября 2020 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2020 г., регистрационный N 60723);
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
Задачи: овладеть понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, изучить математико- статистические методы при мониторинговых оценках состояния окружающей природной среды;научиться применять концепцию ПДК (организменный подход к нормированию) в практике мониторинга; освоить особенности организации мониторинга земельных ресурсов;изучить особенности почвенно-биогеохимического мониторинга и оценки экологического состояния почвенных систем и контактирующих сред
ПКС-2: Способен к управлению рисками при антропогенном воздействии на природу;
применять
методы
управления
рисками при
антропогенном
воздействии на
природу.
достаточно
умеет
применять
методы
управления
рисками при
антропогенном
воздействии на
природу.
достаточно
умеет
применять
методы
управления
рисками при
антропогенно
м
воздействии
на природу
для решения
практических
задач
достаточно
умеет
применять
методы
управления
рисками при
антропогенно
м
воздействии
на природу
для решения
сложных
практических
задач.
методами
управления
рисками при
антропогенном
воздействии на
природу
достаточно
владеет
методами
управления
рисками при
антропогенном
воздействии на
природу
достаточно
владеет
методами
управления
рисками при
антропогенно
м
воздействии
на природу
для решения
практических
задач
достаточно
владеет
методами
управления
рисками при
антропогенно
м
воздействии
на природу
для решения
сложных
практических
задач.
ПКС-3: Способен к деятельности по оценке мелиоративного состо-яния земель и контролю рационального использования водных ресурсов на мелиоративных системах;
оценки
мелиоративного
состояния
земель и
контроля
рационального
использования
водных ресурсов
на
мелиоративных
системах.
достаточно
знает методы
оценки
мелиоративног
о состояния
земель и
контроля
рационального
использования
водных
ресурсов на
мелиоративных
системах.
достаточно
знает методы
оценки
мелиоративн
ого состояния
земель и
контроля
рациональног
о
использовани
я водных
ресурсов на
мелиоративн
ых системах
для решения
практических
задач
достаточно
знает методы
оценки
мелиоративн
ого состояния
земель и
контроля
рациональног
о
использовани
я водных
ресурсов на
мелиоративн
ых системах
для решения
сложных
практических
задач
применять
методы оценки
мелиоративного
состояния
земель и
контроля
рационального
использования
водных ресурсов
на
мелиоративных
системах
достаточно
умеет
применять
методы оценки
мелиоративног
о состояния
земель и
контроля
рационального
использования
водных
ресурсов на
мелиоративных
системах.
достаточно
умеет
применять
методы
оценки
мелиоративн
ого состояния
земель и
контроля
рациональног
о
использовани
я водных
ресурсов на
мелиоративн
ых системах
для решения
практических
задач
достаточно
умеет
применять
методы
оценки
мелиоративн
ого состояния
земель и
контроля
рациональног
о
использовани
я водных
ресурсов на
мелиоративн
ых системах
для решения
сложных
практических
задач.
мелиоративных системах
контроля
рационального
использования
водных
ресурсов на
мелиоративных
системах
достаточно
владеет
методами
оценки
мелиоративн
ого состояния земель и
контроля
рационального
использовани
я водных
ресурсов на
мелиоративн
ых системах
для решения
практических
задач
достаточно
владеет
методами
оценки
мелиоративн
ого состояния земель и
контроля
рациональног
о
использовани
я водных
ресурсов на
мелиоративн
ых системах
для решения
сложных
практических
задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
мониторинга. Понятие о мониторинге и место земельноэкологического мониторинга среди других видов.Понятие
«мониторинг земельных ресурсов».
мониторинга среди других видов. Объект мониторинга земельных
ресурсов. Цели, задачи, содержание, структура мониторинга
земельных ресурсов.
земельных ресурсов. Цели, задачи, содержание, структура
мониторинга земельных ресурсов.Понятие загрязнения
окружающей среды. Определение понятия загрязнитель.
Источники загрязнения земель.
предшественница
национального мониторинга.
место земельно-экологического
мониторинга среди других
видов
земельных ресурсов». Объект
мониторинга земельных
ресурсов. Цели, задачи,
содержание, структура
мониторинга земельных
ресурсов.
национального мониторинга.
видов
ресурсов». Объект мониторинга земельных
ресурсов. Цели, задачи, содержание,
структура мониторинга земельных ресурсов.
загрязнитель. Источники загрязнения земель. Методика
комплексной оценки загрязнения земель. Загрязнение почв
тяжелыми металлами. Радиоактивное загрязнение почв.
Техногенные нарушения земель.
Радиоактивное загрязнение почв. Техногенные нарушения
земель. Основные негативные процессы и их краткая
характеристика. определение размера ущерба от загрязнения
земель химическими веществами.
Воздействие негативных природных факторов в городах.
химическими веществами. Воздействие антропогенных факторов
в городах. Осуществление мониторинга городских земель.
окружающей среды.
Определение понятия
загрязнитель. Источники
загрязнения земель. Методика
комплексной оценки
загрязнения земель.
почв тяжелыми металлами.
Радиоактивное загрязнение
почв. Техногенные нарушения
земель.
процессы и их краткая
характеристика
Определение понятия загрязнитель.
Источники загрязнения земель. Методика
комплексной оценки загрязнения земель.
металлами. Радиоактивное загрязнение почв.
Техногенные нарушения земель
краткая характеристика
загрязнения земель химическими
веществами.
негативных природных факторов в городах. Воздействие
антропогенных факторов в городах. Осуществление мониторинга
городских земель
состояние земельных ресурсов России. Взвеси в атмосфере,
«парниковый» эффект, озоновые «дыры», кислотные дожди.
Поведение газодымового факела при разных состояниях
атмосферы
Классификация водоемов и водотоков. Общее понятие о
гидрологии, гидрохимии, гидробиологии и самоочищающейся
способности вод. Сточные воды, их происхождение и виды.
ущерба от загрязнения земель
химическими веществами.
земельного фонда России.
негативных процессов,
влияющих на состояние
земельных ресурсов России
Основные результаты
мониторинга земель России.
фонда России.
процессов, влияющих на состояние
земельных ресурсов России.
земель России.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень вопросов к зачету
1. Гидрометеослужба как предшественница национального мониторинга. ПК-10
2. Понятие о мониторинге и место земельно-экологического мониторинга среди других видов ПК-10
3. Понятие «мониторинг земельных ресурсов». ПК-10
4. Объект мониторинга земельных ресурсов. ПК-10
5. Цели, задачи, содержание, структура мониторинга земельных ресурсов. ПК-10
6. Понятие загрязнения окружающей среды. ПК-10
7. Определение понятия загрязнитель. ПК-10
8. Источники загрязнения земель. ПК-10
9. Методика комплексной оценки загрязнения земель. ПК-10
10. Загрязнение почв тяжелыми металлами. ПК-10
11. Радиоактивное загрязнение почв. ПК-10
12. Техногенные нарушения земель. ПК-10
13. Основные негативные процессы и их краткая характеристика. ПК-10
14. Определение размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами. ПК-10
15. Качественное состояние земельного фонда России. ПК-10
16. Характеристика основных негативных процессов, влияющих на состояние земельных ресурсов России. ПК-10
17. Основные результаты мониторинга земель России. ПК-10
18. Воздействие негативных природных факторов в городах. ПК-10
19. Воздействие антропогенных факторов в городах. ПК-10
20. Осуществление мониторинга городских земель. ПК-10
21. Назначение и содержание региональной системы мониторинга земель. ПК-10
22. Агроэкологический мониторинг. ПК-10
23. Геоэкологический мониторинг. ПК-10
24. Понятие о строении атмосферы. ПК-10
25. Термическая стратификация атмосферы, адиабатические процессы в ней и особенности поведения загрязняющих веществ. ПК-10
26. Взвеси в атмосфере, «парниковый» эффект, озоновые «дыры», кислотные дожди.
27. Поведение газодымового факела при разных состояниях атмосферы ПК-10
28. Классификация водоемов и водотоков. ПК-10
29. Общее понятие о гидрологии, гидрохимии, гидробиологии и самоочищающейся способности вод. ПК-10
30. Сточные воды, их происхождение и виды. ПК-10
31. Особенности отбора водных проб для гидробиологического и гидрохимического анализов. ПК-10
32. Фиксация, транспортировка и хранение водных проб ПК-10
33. Информационное обеспечение мониторинга земель. ПК-10
34. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и экологического мониторинга. ПК-10
Темы дискуссий
1. Агроэкологический мониторинг.
2. Геоэкологический мониторинг.
3. Понятие о строении атмосферы.
4. Термическая стратификация атмосферы, адиабатические процессы в ней и особенности поведения загрязняющих веществ.
5. Взвеси в атмосфере, «парниковый» эффект, озоновые «дыры», кислотные дожди.
6. Поведение газодымового факела при разных состояниях атмосферы
7. Классификация водоемов и водотоков.
8. Общее понятие о гидрологии, гидрохимии, гидробиологии и самоочищающейся способности вод.
9. Сточные воды, их происхождение и виды.
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
1. Агроэкологический мониторинг.
2. Взвеси в атмосфере, «парниковый» эффект, озоновые «дыры», кислотные дожди.
3. Воздействие антропогенных факторов в городах.
4. Воздействие негативных природных факторов в городах.
5. Геоэкологический мониторинг.
6. Гидрометеослужба как предшественница национального мониторинга.
7. Загрязнение почв тяжелыми металлами.
9. Источники загрязнения земель.
10. Качественное состояние земельного фонда России.
11. Классификация водоемов и водотоков.
12. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и экологического мониторинга.
13. Методика комплексной оценки загрязнения земель.
14. Назначение и содержание региональной системы мониторинга земель.
15. Общее понятие о гидрологии, гидрохимии, гидробиологии и самоочищающейся способности вод.
16. Объект мониторинга земельных ресурсов.
17. Определение понятия загрязнитель.
18. Определение размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами.
19. Основные негативные процессы и их краткая характеристика.
20. Основные результаты мониторинга земель России.
21. Особенности отбора водных проб для гидробиологического и гидрохимического анализов.
22. Осуществление мониторинга городских земель.
23. Поведение газодымового факела при разных состояниях атмосферы
24. Понятие «мониторинг земельных ресурсов».
25. Понятие загрязнения окружающей среды.
26. Понятие о мониторинге и место земельно-экологического мониторинга среди других видов
27. Понятие о строении атмосферы.
28. Радиоактивное загрязнение почв.
29. Сточные воды, их происхождение и виды.
30. Термическая стратификация атмосферы, адиабатические процессы в ней и особенности поведения загрязняющих веществ.
31. Техногенные нарушения земель.
32. Фиксация, транспортировка и хранение водных проб
33. Характеристика основных негативных процессов, влияющих на состояние земельных ресурсов России.
1. Техногенные нарушения земель.
2. Основные негативные процессы и их краткая характеристика.
3. Определение размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами.
4. Качественное состояние земельного фонда России.
5. Характеристика основных негативных процессов, влияющих на состояние земельных ресурсов России.
6. Основные результаты мониторинга земель России.
7. Воздействие негативных природных факторов в городах.
8. Воздействие антропогенных факторов в городах.
Темы рефератов
1. Виды мониторинга земель окружающей среды.
2. Правовое обеспечение мониторинга земель.
3. Схемы накопления и использования данных мониторинга земель.
4. Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязнителей окружающей среды.
5. Источники загрязнения земель.
6.Мероприятия по снижению негативного воздействия загрязне¬ния на окружающую среду.
7. Виды загрязнения почв и содержание мониторинга загрязнения земель.
8. Мониторинг земель поселений.
9. Региональный мониторинг городских земель.
10. Локальный мониторинг городских земель.
11. Уровни комфортности проживания в городе.
12. Содержание системы регионального мониторинга земель.
13. Задачи и мероприятия агроэкологического мониторинга земель.
14. Геоэкологический мониторинг.
15. Назначение и содержание региональной системы мониторинга земель.
16. Дистанционные методы зондирования, дистанционный мониторинг.
17. Информационное обеспечение мониторинга земель.
18. Источники информации для ведения мониторинга земель.
19. Международное сотрудничество в области окружающей природной среды и экологического мониторинга.
20. ГСМОС - глобальная система мониторинга окружающей среды: концепция, задачи и результаты
21. Всесторонний анализ окружающей природной среды. Место и роль санитарно-гигиенического мониторинга.
22. Обзор понятий о норме и экологическом нормировании.
23. Подход к экологической норме с позиций математической статистики
24. Требования, которым должны удовлетворять экологические показатели оценки состояния природных объектов при
25. Точность, погрешность и воспроизводимость измерений при мониторинге. Виды погрешностей и их оценки.
26. Атмосферный воздух как объект мониторинга: адиабатические процессы, термическая стратификация и рассеивание поллютантов
27. Мониторинг атмосферного воздуха: методы и особенности отбора проб, значение снегогеохимического мониторинга
28. Водные объекты: учет их классификации и гидрологических характеристик при мониторинге
29. Водосборный бассейн как территориальная единица комплексной оценки экологического состояния
30. Основные гидрохимические показатели мониторинга и их обоснование и экологическая трактовка
Темы дискуссий
Темы докладов с презентацией
Темы рефератов
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п