учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
- 13.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО АГРОМЕЛИОРАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 сентября 2020 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2020 г., регистрационный N 60723);
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Дать представление о сфере деятельности инженера-мелиоратора и объекте мелиорации;
- показать возрастающую роль мелиорации в новых хозяйственно-экономических условиях;
- дать представление о рекультивации нарушенных земель и реабилитации загрязненныхземель;
- показать возрастающую роль почвоводоохранных стратегий в общей природоохранительной схеме
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
ПКС-1: Способен к организации работ ведению активного мониторинга природно-техногенных систем, определению их технического и экологического состояния;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
стандарт. Основная профессиональная образовательная
программа. Учебный план. График учебного процесса
основоположники мелиоративной науки
потенциала планеты.
водных ресурсов планеты
образовательный стандарт.
Основная профессиональная
образовательная программа.
Учебный план. График учебного
процесса
особые свойства воды,
планетарное значение воды
засушливости/увлажненности,
районирование территорий по
влагообеспеченности
образовательный стандарт. Основная
профессиональная образовательная
программа. Учебный план. График
учебного процесса.
мелиорации, основоположники
мелиоративной науки. Водные ресурсы
планеты: особые свойства воды,
планетарное значение воды
Показатели засушливости/увлажненности,
районирование территорий по
влагообеспеченности
распределения водных ресурсов планеты.
Биосферные функции почв
системе природа-общество
ресурсы
бонитировка и кадастр климата
для целей мелиорации.
охраны почв и земель
Разнообразие почв и почвенные ресурсы
земель. Рекультивация земель, виды
отношений в системе природа-общество.
Климатические ресурсы, бонитировка и
кадастр климата для целей мелиорации.
земель
Самостоятельная работа обучающихся по направлениям подготовки 20.03.02 - Природообустройство и водопользование и 20.04.02 - Природообустройство и водопользование: учебное пособие / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Н. В. Пашинова [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 92 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4622
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Природоведение–природопользование – природообустройство: понятия, преемственность .ОК-2
2. Дать обоснование природообустройства как новой экологической парадигмы мелиорации ОК-2,ПК-8
4. Климатообусловленность мелиорации. КУ – коэффициент увлажнения, его географическая сущность, природная зональность. ОК-2, ПК-8
5. Показатели теплообеспеченности растений
6. Влажность воздуха. Испарение и конденсация воды ОК-2
7. Биоклиматология города и застроек ОК-2
8. Основные физические и химические свойства воды ОК-2
9. Водные ресурсы Земли, круговорот воды в природе, составляющие водного баланса, типы водного режима ОК-2, ПК-8
10. Понятие об озерах, водохранилищах, болотах и ледниках, возможности использования их водных ресурсов для мелиорации. Озеро Байкал и 20% мировых запасов пресной воды
11. Реки и речные системы. Основные гидрографические и гидрологические характеристики рек и речных систем. ОК-2
12. Понятие о речном стоке и его параметрах (годовой сток, норма стока, минимальный сток, максимальный расход). Принцип построения кривых вероятностей и обеспеченности ОК-2, ПК-8
13. Понятие о зоне аэрации и гидрогеологической системе (ГГС), виды воды в ГГС, основные состояния (по проницаемости, водонасыщенности, водоупорности) и свойства (фильтрационные и емкостные) ГГС. ОК-2, ПК-8
14. Почва как естественноисторическое тело и как основной объект мелиорации. Основные типы почв в зональном аспекте
15. Основные физические свойства почв и физическая мелиорация почв ОК-2, ПК-8
16. Основные теплофизические свойства почв, температурный режим и тепловая мелиорация почв ОК-2, ПК-8
17. Виды воды в почвах, движение в водонасыщенных и водоненасыщенных почвах (по Винникову «Гидрофизика») ОК-2, ПК-8
18. Основные водно-физические свойства почв, типы водного режима и водные мелиорации
19. Основные химические и физико-химические свойства почв, известкование и гипсование почв. Агрохимическая мелиорация ОК-2, ПК-8
20. Основные гидрохимические свойства вод и засоление почв ОК-2, ПК-8
21. Техногенез и формирование техногенных ландшафтов и техноэлювия. Основные свойства нарушенных земель и техноэлювия. ОК-2, ПК-8
22. Природообустройство как комплексная экологическая мелиорация и оздоровление окружающей среды ОК-2, ПК-8
23. Виды деградации земель и система диагностических критериев ОК-2, ПК-8
24. Химическое загрязнение и захламление земель. Комплекс критериев диагностики ОК-2, ПК-8
25. Принципы расчета ущерба от деградации, химического загрязнения и захламления земель ОК-2, ПК-8
26. Трансформация (положительная и отрицательная) внешних микроклиматических и почвенных условий при мелиорации и пути реабилитации деградированных мелиорируемых земель ОК2, ПК-8
27. Охрана почв и земель в системе охраны окружающей среды ОК-2, ПК-8
28. Почва как объект мелиорации ОК-2
29. Биосферная роль почв ОК-2
30. Виды нарушения почвОК-2
31. Основоположники мелиоративной науки ОК_2
32. Россия и Бурятия в контексте земельно-ресурсного потенциала планеты ОК-2
33. Неравномерность пространственного распределения водных ресурсов планеты ОК-2
34. Схемы районирования по тепло-влагообеспеченности земель ОК-2
35. Виды загрязнения земель ОК-2
36. Понятие о рекультивации земель ОК-2, ПК-8
37. Земельно-ресурсный потенциал Бурятии ОК-2, ПК-8
38. Природообустройство-стратегическая цель мелиорации ОК-2, ПК-8
39. Предмет и задачи мелиорации в новых условиях ОК-2, ПК-8
40. Аридные и сухие субгумидные районы-районы обводнительных мелиораций ОК-2, ПК-8
41. Краткая история развития мелиорации ОК-2, ПК-8
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
1. Что такое мелиорация
2. Чем занимается под понятием «рекультивация земель»
3. Почему возникла проблема охраны земель
4. Какие виды гидромелиораций знаете
5. Какими проблемами занимается лесомелиорация
6. Каковы природные предпосылки орошения земель
7. Каковы природные предпосылки осушения земель
8. Что такое почва и чем она отличается от земли
9. Что такое климат
10.Предмет и объект гидрологии
11. Понятие о мелиорации климата. Особенности климата Забайкалья
12. Понятие о речном бассейне и водосборах
14. Особенности радиационно-теплового баланса и температурного режима орошаемого поля
15. Радиационный баланс, его составляющие, альбедо земной поверхности
16. Межгорные котловины Забайкалья как артезианские бассейны
17. Экзогенные процессы и особенности их проявления в Забайкалье
18. Виды и этапы рекультивации нарушенных земель
19. Температурный режим воздуха.
20. Влияние рельефа на приход солнечной радиации и температурный режим
Темы для дискуссий
1. Происхождение и классификация подземных вод, зоны питания и разгрузки, артезианские воды, денудация, ускоренная эрозия, карст и суффозия.
2. Основные физические, теплофизические и гидрологические свойства почв, физическая, тепловая и водная мелиорация почв.
3. Химические свойства почв и их оптимизация
Темы индивидуальных творческих заданий
1. Почвенный ресурсы планеты, России, особенности почвенного покрова Забайкалья.
2. Гидрогеологические особенности Забайкалья
3. Особенности мелиораций в Забайкалье
1. Вводно-земельные ресурсы планеты, России и Бурятии
2. Почвенно-климатические предпосылки мелиорации
3. История развития мелиорации, основоположники мелиоративной науки
4. Разнообразие почв и почвенные ресурсы
5. Неравномерность пространственного распределения водных ресурсов планеты.
6. Природообустройство – стратегическая цель мелиорации.
7. Мониторинг водных объектов
8. Мониторинг почв
9. Современное состояние мелиорации в России и в Республике Бурятия
10. Основы природопользования
11. Нормативно-правовая база природообустройства
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Темы рефератов
Темы для дискуссий
Темы индивидуальных творческих заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п