2024-2025_b090303_o_4_plx_Базы данных
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Экономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Экономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Баниева М.А.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Информатика и информационные технологии в экономике

уч. ст., уч. зв.
Садуев Н.Б.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК

Дисциплины (модуля)
Б1.О.16 Базы данных
 
Информатика и информационные технологии в экономике
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой, Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 3, 4

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
16
18
34
Лабораторные занятия
32
36
68
Контактная работа
48
54
102
Сам. работа
24
63
87
Итого
216
 
Программу составил(и):
 
,  Базаржапова Туя Жамьяновна _________________
 
 
Базы данных
Программа дисциплины
 
b090303_o_4.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 26.06.2024 протокол № 12 .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Садуев Н.Б.

Информатика и информационные технологии в экономике
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Экономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Экономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Садуев Н.Б.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: изучить методологию моделирования и проектирования баз данных;

обучить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных

целевых СУБД.

Задачи: освоение обучающимися основных понятий теории баз данных,

изучение методов моделирования и проектирования баз данных; работа в среде современной СУБД;

умение квалифицированно использовать возможности баз данных, организации обработки информации в среде клиент/сервер.

2
Цели: изучить методологию моделирования и проектирования баз данных;

обучить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных

целевых СУБД.

Задачи: освоение обучающимися основных понятий теории баз данных,

изучение методов моделирования и проектирования баз данных; работа в среде современной СУБД;

умение квалифицированно использовать возможности баз данных, организации обработки информации в среде клиент/сервер.

3
Цели: изучить методологию моделирования и проектирования баз данных;

обучить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных

целевых СУБД.

Задачи: освоение обучающимися основных понятий теории баз данных,

изучение методов моделирования и проектирования баз данных; работа в среде современной СУБД;

умение квалифицированно использовать возможности баз данных, организации обработки информации в среде клиент/сервер.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации 
1
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Программная инженерия 
1
6 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 
3
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
4
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Введение в теорию баз данных
 
1.1
История развития баз данных. Файловые системы и системы баз данных
33
2
Лек
 
1.2
История развития баз данных. Файловые системы и системы баз данных.
33
2
Лаб
 
1.3
Модели данных
33
2
Лек
 
1.4
Модели данных
33
2
Лаб
 
1.5
Методология проектирования баз данных
33
2
2
Лек
 
1.6
Методология проектирования баз данных
33
6
Лаб
 
1.7
Жизненный цикл баз данных и приложений баз данных.
33
2
2
Лек
 
1.8
Жизненный цикл баз данных и приложений баз данных.
33
4
2
Лаб
 
1.9
Проектирование БД. Концептуальная и логическая модели БД. 
33
8
Ср
 
Раздел 2. Системы управления базами данных
 
2.1
Архитектура СУБД. СУБД - средства управления данными в базах данных
33
2
Лек
 
2.2
Архитектура СУБД. СУБД - средства управления данными в базах данных
33
4
4
Лаб
 
2.3
Трехуровневая архитектура ANSI-SPARC
33
2
Лек
 
2.4
Трехуровневая архитектура ANSI-SPARC
33
2
Лаб
 
2.5
Эксплуатация БД и средства поддержания целостности
33
2
Лек
 
2.6
Эксплуатация БД и средства поддержания целостности
33
4
Лаб
 
2.7
Физическая организация БД. Защита данных
33
2
Лек
 
2.8
Физическая организация базы данных. Защита данных
33
8
4
Лаб
 
2.9
Работа с БД
33
7
Ср
 
Раздел 3. Реляционная модель базы данных
 
3.1
Математические основы построения реляционных БД
44
2
Лек
 
3.2
Математические основы построения реляционных БД
44
2
Лаб
 
3.3
Разработка модели данных на основе нормализации
44
2
2
Лек
 
3.4
Разработка модели данных на основе нормализации
44
6
Лаб
 
3.5
Семантическое моделирование
44
2
2
Лек
 
3.6
Семантическое моделирование
44
4
4
Лаб
 
3.7
Сематическое проектирование БД
44
10
Ср
 
3.8
Нормализация данных
44
20
Ср
 
Раздел 4. Язык баз данных SQL
 
4.1
Язык баз данных SQL
44
2
Лек
 
4.2
Язык баз данных SQL
44
4
4
Лаб
 
4.3
Операторы языка SQL
44
2
Лек
 
4.4
Операторы языка SQL
44
4
Лаб
 
4.5
Дополнительные средства языка SQL
44
2
Лек
 
4.6
Дополнительные средства языка SQL
44
4
Лаб
 
4.7
Язык SQL.
44
20
Ср
 
Раздел 5. Перспективы развития СУБД
 
5.1
Перспективы развития СУБД
44
2
Лек
 
5.2
Переспективы развития СУБД
44
4
Лаб
 
5.3
Хранилища данных
44
2
Лек
 
5.4
Хранилища данных
44
4
Лаб
 
5.5
OLAP-технология
44
2
Лек
 
5.6
OLAP-технология
44
4
Лаб
 
5.7
Сравнение базы данных
44
22
Ср
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
452
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (452)
9  рабочих мест обучающихся с персональным компьютером с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС  + 6  посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, ПК  в  с/б (Amd64 X2 5000, монитор, клавиатура, мышь) - 9 шт., стенды, доска магнитная офисная. Список ПО на компьютерах: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc.Договор№ ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт№ 25 от 1 апреля 2008 годаВекторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student.  Программа для моделирования бизнес-процессов Ramus Educational. Программа 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
моделирования корпоративной архитектуры ОРГ-МАСТЕР Программа для моделирования StarUML Программный комплекс «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1
 
453
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (453)
14  рабочих мест обучающихся, с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС  + 10 посадочных мест, оснащенные учебной мебелью, рабочее место преподавателя, Системный блок "Техномакс" Corei7-6700, монитор LCD 22" Philips -  Тонкий клиент HPt420GX-209JA (клавиатура, мышь, неисключит. право на использ. ПО), монитор LCD 18.5" Philips)  - 14 шт., МФУ Ricoh SP 150SUw, принтер лазерный Xerox Plaser 3250,  мультимедиа проектор NEC NP210, доска магнитная офисная, стенды. Список ПО на компьютерах:  Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE 1С:Предприятие 8. Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях (на 50 пользователей) Векторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student. Программа для моделирования бизнес-процессов Ramus Educational Программа моделирования корпоративной архитектуры ОРГ-МАСТЕР Программа для моделирования StarUML
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
448
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности) (Лаборатория информационно-коммуникационных технологий) (448)
15   рабочих мест обучающихся с персональным компьютером,  с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, рабочее место преподавателя,  оснащенные учебной мебелью, ПК  в  с/б  (12 x 11th Gen IntelR CoreTM, монитор Philips, клавиатура, мышь, веб-камера, наушник) - 16 шт., проектор Acer X115 DLP, МФУ Ricoh SP 150SUw, стенды, рулонный настенный экран, доска настенная 3-элементная. Список ПО на компьютерах: Astra Linux Special Edition вариант лицензирования «Орел». Сублицензионный договор № УТ-976 о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ. LibreOffice. Векторный 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Векторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student. 3SL Cradle. Геоинформационная система Панорама х64 (ГИС Панорама х64, версия 14, подписка на 3 года). Сублицензионный договор № УТ-976 о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ от 14.11.2022. Программа для моделирования StarUML. Виртуальная машина VirtualBox. 
 
530
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет информатики) (530)
Мобильный компьютерный класс ICLab 30 + 1,  с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, рабочее место преподавателя (персональный компьютер 450W / H610 / Core i3-12100 / DDR5 8GB / SSD 512CB, монитор  Valday 27’’, документ-камера IQBoard IQView E6510б, ИБП IpponBack Basic 650 ),  оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель (86 350cd/m2, 5000:1, 4K UHD, 16:9, 60 Hz с встроенным OPS i5 4 ядра, 8 потоков, тактовая частота 4.2 ГГц, 8 Гб ОЗУ, 256 Гб SSD, HDMI 2.0 out, RS232, Wi-Fi AX210, Windows 10 c  досками с рельсовой системой регулирования, веб-камера, микрофон), комплект учебно-лабораторного оборудования. Список ПО на компьютерах: Astra Linux Special Edition, Усиленный («Воронеж») РУСБ.10015-01 (ФСТЭК). LibreOffice. Векторный редактор  nkscape. Графический редактор Gimp. Векторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student. Программа для  моделирования StarUML
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
531
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет информатики) (Кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности) (531)
11 рабочих мест обучающихся с персональным компьютером, с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, рабочее место преподавателя,  оснащенные учебной мебелью, ПК  в  с/б  - 11 шт., стенды, доска магнитная офисная, расходные материалы. Лицензионное ПО:  Astra Linux Special Edition LibreOffice. Векторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Векторный редактор  Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student. 3SL Cradle. Геоинформационная система Панорама х64 Программа для моделирования  StarUML. Виртуальная машина VirtualBox
 
536
Учебная лаборатория (536)
9  рабочих мест обучающихся с персональным компьютером с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, ПК  в  с/б (Intel(R) Core(TM) i5-10400 CPU @ 2.90GHz, монитор 23.8“, клавиатура, мышь) - 10 шт., стенды, доска магнитная офисная. Список ПО на компьютерах: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc.Договор№ ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктовот 9 декабря 2015 года Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт№ 25 от 1 апреля 2008 года 1С:Предприятие 8. РМ  Управление проектами ПРОФ. Электронная поставка. Сублицензионный договор № УТ-976 о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ от 14.11.2022 1С:РМ Управление проектами. Клиентская лицензия на 10 рабочих мест. Электронная поставка. Сублицензионный договор № УТ-976 о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ от 14.11.2022. Векторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student. 3SL Cradle. Геоинформационная система Панорама х64 (ГИС Панорама х64, версия 14, подписка на 3 года). Сублицензионный договор № УТ-976 о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ от 14.11.2022. Программа для моделирования бизнес-процессов Bpwin 4.0. Системы программирования Anaconda3(64-bit) Программа моделирования корпоративной архитектуры ОРГ-МАСТЕР 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Изучение дисциплины "Базы данных" позволяет подготовиться студентам к пониманию проектирования и разработки информационных систем. В процессе изучения дисциплины у студентов формируются основные понятия работы с базами данных, умения проектировать базы данных, знания и умения работать с SQL-запросами, знания и умения по формированию интерфейса пользователя.

Для выбора формируемой базы данных студент обговаривает с преподавателем тему, после этого определяет примерный бизнес-процесс для которой необходима БД. На основе понимания бизнес-процесса студент подготавливает представления пользователей и формирует концептуальную модель. На основе концептуальной модели строится логическая и физическая модели БД. После выполняется нормализация БД и корректировка БД в соответствии с правилами нормализации. Ввод данных и подготовка интерфейса пользователя позволит студентам понять основные требования к работе с БД.

Проектирование и разработка концептуальной, логической и физической моделей базы данных формирует понимание основных концепций построения базы данных. Работа над формированием базы данных и подготовка интерфейса позволит студентам подготовить полноценный законченный продукт.  

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Базаржапова Туя Жамьяновна
к.п.н.
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к экзамену:

1. История развития баз данныхОПК-4

2. Этапы развития информационных систем (ОПК-2)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
3. Файловые системы и системы баз данных (ОПК-2)

4. Компоненты СУБД (ОПК-2)

5. Модели данных. Иерархическая, сетевая, реляционная модели: основные идеи и конструкции

(ОПК-2)

6. Семантическая модели данных (ОПК-2)

7. Методология проектирования БД (ОПК-2)

8. Методология концептуального, логического и физического проектирования БД.

9. Жизненный цикл баз данных и приложений баз данных (ОПК-2)

10. Планирование, проектирование и администрирование БД (ОПК-2)

11. Этапы жизненного цикла приложения БД (ОПК-2)

12. Архитектура СУБД (ОПК-2)

13. СУБД - средства управления данными в базах данных (ОПК-2)

14. Классификация СУБД. Виды обеспечения СУБД (ОПК-2)

15. Общие принципы построения СУБД (ОПК-2).

16. Назначение, функции и архитектура СУБД (ОПК-2).

8

17. Трехуровневая архитектура ANSI-SPARC. Преимущества трехуровневой архитектуры.

Представления (ОПК-2).

18. Эксплуатация БД и средства поддержания целостности (ОПК-2).

19. Метаданные (ОПК-2).

20. Ограничения целостности (ОПК-2).

21. Технология обработки транзакции (ОПК-2).

22. Управление доступом (ОПК-2).

23. Физическая организация БД. Способы хранения информации в базах данных. Структуры

данных и базы данных(ОПК-2).

24. Способы повышения эффективности обработки данных. Инвертированные файлы(ОПК-2).

25. Математические основы построения реляционных БД. Определение и терминология (ОПК-2)

26. Математические отношения. Ключи. Целостность(ОПК-2).

27. Реляционная алгебра(ОПК-2).

28. Разработка модели данных на основе нормализации. Цель нормализации(ОПК-2).

29. Избыточность данных и аномалии обработки(ОПК-2).

30. Нормальные формы 1НФ, 2НФ, 3НФ, НФБК(ОПК-2).

31. Семантическое моделирование. Основные понятия семантического моделирования(ОПК-2).

32. ER – диаграммы(ОПК-2).

33. Синтаксис SQL-операторов. Подъязыки DML и DDL(ОПК-2).

34. Оператор выборки данных SELECT. Синтаксис оператора SELECT. Выборка данных,

подзапросы, сортировка, группировка(ОПК-2).

35. Многотабличные запросы(ОПК-2).

36. Операторы обновления данных: INSERT, DELETE, UPDATE(ОПК-2).

37. Подъязык определения данных DDL(ОПК-2).

38. Операторы определения данных: создание баз данных, таблиц и доменов(ОПК-2).

39. Операторы удаления(ОПК-2).

40. Дополнительные средства языка SQL. Представления(ОПК-2).

41. Средства поддержки целостности данных(ОПК-2).

42. Управление доступом(ОПК-2).

43. Распределенные БД. Современные системы управления базами данных. Концепции

распределенных БД(ОПК-2).

44. Объектно-ориентированные СУБД. Объектно-ориентированные и объектно-реляционные

СУБД(ОПК-2).

45. Постреляционная СУБД Cache(ОПК-2).

46. Web-технологии и СУБД. Создание Web-приложений в СУБД Cache(ОПК-2).

47. CSP – страницы. Основные CSP – теги(ОПК-2).

48. Хранилища данных. Основные понятия и возможности. Примеры хранилищ данных(ОПК-2).

49. OLAP-технология. Основные понятия (ОПК-2)

50. OLAP – кубы данных (ОПК-2)

Перечень вопросов к зачету

1. Определение базы данных. Основные свойства базы данных. Системы управления базами

данных (СУБД). Сравнительные характеристики (ОПК-2).

2. Основные этапы проектирования. Формализация процесса проектирования баз данных. ERдиаграммы (ОПК-2).

3. Понятие сущности. Атрибуты сущности. Ключевой атрибут (ОПК-2).

4. Понятие отношения. Мощность отношения. Методика определения мощности отношения

(ОПК-2).

5. Переход от ER-диаграммы к реляционной модели данных. Особенности перехода (ОПК-2).

6. Объекты в MS Access. Задание свойств объектов (ОПК-2).

7. Доступ к объектам и свойствам в MS Access (ОПК-2).

8. Типы данных в MS Access (ОПК-2).

9. Схема данных. Связи между таблицами в MS Access (ОПК-2).

10. СУБД MS Access. Создание форм и главной кнопочной формы в MS Access (ОПК-2).

 
11. СУБД. Создание отчетов в MS Access (ОПК-2).

12. СУБД. Создание запросов с помощью конструктора в MS Access(ОПК-2).

13. Проверка их корректности запросов в MS Access(ОПК-2).

14. Язык доступа к базам данных SQL. Структура оператора SELECT (ОПК-2).

15. SQL. Задание условий отбора в оператора SELECT(ОПК-2).

16. Основные этапы разработки логической структуры БД (ОПК-2).

17. Нормальные формы (ОПК-2).

18. Создание таблиц с помощью Мастера (ОПК-2).

9

19. Создание таблиц с помощью Конструктора (ОПК-2).

20. Связывание таблиц в схеме данных(ОПК-2).

21. Ввод данных (ОПК-2).

22. Специфика ключевых полей (ОПК-2).

23. Какие существуют ограничения на типы полей при связывании таблиц?(ОПК-2).

24. Контроль за ручным вводом данных (ОПК-2).

25. Импорт данных в таблицы из электронной таблицы(ОПК-2).

26. Что такое каскадное удаление?(ОПК-2).

27. Изменение типа данных. Последствия(ОПК-2).

28. Маска ввода и формат поля(ОПК-2).

29. Типы фильтров(ОПК-2).

30. Создание запроса с помощью конструктора(ОПК-2).

31. Типы запросов и их специфика(ОПК-2).

32. Возможности группировки в перекрестном запросе(ОПК-2).

33. Построитель выражений (ОПК-2).

34. Автоматическое создание формы на основе запроса или таблицы (ОПК-2).

35. Работа с формой в режиме конструктора (ОПК-2).

36. Перемещение и изменение размера элемента управления (ОПК-2).

37. Оформление формы и ее элементов(ОПК-2).

38. Автоматическое создание отчета (ОПК-2).

39. Создание отчета с помощью Мастера (ОПК-2).

40. Режимы работы с отчетом (ОПК-2).

41. Изменение отчета в режиме Конструктора (ОПК-2).

42. Оформление страниц отчета (ОПК-2).

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. Что называется Системой Управления Базой Данных?

2. Что называется базой данных?

3. Перечислите основные признаки классификации БнД.

4. В чем разница между системами со структурированными и неструктурированными базами

данных?

5. Перечислите этапы проектирования баз данных.

6. Что называется схемой, подсхемой и внешней схемой базы данных?

7. Какую роль играет подсхема? Какие преимущества дает ее использование?

8. Что называется словарем данных, репозитарием?

9. Что называется инфологической моделью?

10.Является ли инфологическое моделирование этапом, присущим только проектированию баз

данных?

11.Какая информация является исходной для построения концептуальной модели?

12.Кто должен создавать концептуальную модель и почему?

13.Какие требования предъявляются к концептуальной модели?

14.Что называется даталогической моделью?

15.Какая информация является исходной для даталогической модели?

16.Какие вопросы решаются на стации даталогического проектирования?

17.Что называется физической моделью?

18.Какая информация является исходной для физической модели?

19.Какие вопросы решаются на стадии физического проектирования?

20.Перечислите основные категории пользователей банков данных.

21.Кого называют конечными пользователями?

22.Кого называют администраторами банков данных?

23.Перечислите основные функции администратора банка данных.

24.Что называется предметной областью?

25.Что называется концептуальной моделью? Для каких целей она служит?

26.Перечислите основные компоненты концептуальной модели?

27.Какие требования предъявляются к концептуальной модели?

28.Что называется классом объектов?

29.Как называется графическое средство, используемое для отображения концептуальной модели?

30.Какие разновидности объектов выделяются в базовой ERD- модели?

 
31.Какие графические обозначения используются для изображения каждого из видов объектов?

32.Приведите примеры из любых предметных областей для каждой из разновидностей объектов.

33.Какие разновидности свойств объектов выделяются в базовой ERD -модели?

34.Какие графические обозначения используются для изображения каждого из видов свойств?

35.Приведите примеры из любых предметных областей для каждого из разновидностей свойств.

36.Что называется даталогическим проектированием?

37.Какая информация является исходной для даталогического проектирования?

38.Все ли показатели, отображенные в инфологической модели , должны включаться в базу данных?

39.Дайте классификацию языковых средств СУБД.

40.Охарактеризуйте основные классы СУБД.

41.СУБД каких классов в настоящее время являются более распространенными?

42.В какой последовательности выполняются работы по созданию базы данных в среде СУБД?

43.Что такое структура таблицы?

44.Как назначаются свойства полям таблицы?

45.Что такое схема данных?

46.Как реализовать в среде СУБД Access Правила поддержания целостности данных?

47.Перечислите классы запросов.

48.Кем и в каких целях применяется язык SQL в реляционных СУБД?

49.В чем преимущества и недостатки представления и отображения данных в табличном виде и в

виде экранных форм?

50.В чем сходства и различия фильтрации данных и запросов на выборку данных?

51.Что такое экспорт данных?

52.Что «распределено» в распределенных информационных системах и каковы основные принципы

создания и функционирования распределенных информационных систем?

53.Поясните суть техники «представлений» в базах данных и задачи, которые решаются на основе

техники «представлений».

54.Какой из основных принципов распределенных информационных систем принесен в «жертву» в

системах «Клиент-сервер»? Поясните преимущества и недостатки такого подхода.

12

55.На какие компоненты подразделяется программное обеспечение систем «Клиент - сервер»? Какие

функции выполняются каждым компонентом?

56.Поясните принципы и схемы RDA, DBS, и AS - моделей систем «Клиент-сервер» и дайте их

сравнительную характеристику. Какие системы называются системами с «тонкими» («толстыми»)

клиентами, с 2- или 3- уровневой (2- или 3-звенной) архитектурой?

57.Охарактеризуйте роль и место монитора транзакций в СУБД систем «Клиент-сервер».

58.Какие издержки совместной обработки общих данных предотвращает монитор транзакций в

системах «Клиент-сервер»?

59.Дайте определение сериальному плану выполнения транзакций и охарактеризуйте основные

подходы к механизмам построения таких планов.

60.Поясните суть двухфазного протокола синхронизационных захватов объектов и механизм

возможного образования тупиковых ситуаций.

61.Как распознаются и разрушаются тупиковые ситуации в технике двухфазного протокола

синхронизационных захватов?

62.В чем заключается гранулирование объектов захватов и почему такой подход обеспечивает более

эффективные стратегии построения сериальных планов выполнения транзакций?

63.Каковы достоинства и недостатки техники временных меток при синхронизационных захватах

объектов?

64.В чем заключается суть и механизм объектного связывания данных при построении

распределенных информационных систем из разрозненных локальных баз данных?

65.Существует ли системный каталог распределенной базы данных, построенной на основе

технологии объектногосвязываия, и каким образом выражается логическая схема такой базы данных?

В чем достоинства и недостатки такого подхода?

66.Какие функции, кроме традиционных, выполняют локальные («настольные») СУБД при

использовании технологий объектного связывания?

67.Охарактеризуйте главную идею и основные подходы к построению распределенных

информационных систем в технологиях реплицирования данных?

68.Поясните принцип отложенных обновлений и процессов синхронизации реплик.

69.Чем главная реплика отличается от остальных? Как наличие главной реплик соотносится с

принципами распределенных систем?

70.Что обеспечивается возможностью создания частичных реплик?

71.Какие стандарты представления слабоструктурированных данных Вы знаете?

72.Для каких целей предназначены XML - серверы?

73.Перечислите основные концепции объектно-ориентированных баз данных.

74.Какую роль играют хранилища информации?

75.Можно ли утверждать, что хранилища данных построены по принципу реляционной модели

организации данных?

 
Перечень видов оценочных средств
 
Перечень вопросов к экзамену

Перечень вопросов к зачету

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в
 
определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная

 
логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
 
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6