учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- 13.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО АГРОМЕЛИОРАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 30 сентября 2020 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2020 г., регистрационный N 60723);
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
земельных ресурсов охарактеризовать основные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов, показать с современно-ландшафтно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования, важная роль отводится организации
государственного мониторинга земель, предназначенного для своевременного выявления изменений, их оценки прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
В рамках предлагаемого спецкурса студенты должны овладеть теоретическими основами организации охраны и рационального использования земельных ресурсов, а также в процессе лабораторных занятий получить некоторые практические навыки изучения состояния земельных ресурсов с использованием методов и приемов.
Задачи: Научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с экологией.
земельных ресурсов охарактеризовать основные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов, показать с современно-ландшафтно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования, важная роль отводится организации
государственного мониторинга земель, предназначенного для своевременного выявления изменений, их оценки прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
В рамках предлагаемого спецкурса студенты должны овладеть теоретическими основами организации охраны и рационального использования земельных ресурсов, а также в процессе лабораторных занятий получить некоторые практические навыки изучения состояния земельных ресурсов с использованием методов и приемов.
Задачи: Научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с экологией.
земельных ресурсов охарактеризовать основные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов, показать с современно-ландшафтно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования, важная роль отводится организации
государственного мониторинга земель, предназначенного для своевременного выявления изменений, их оценки прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
В рамках предлагаемого спецкурса студенты должны овладеть теоретическими основами организации охраны и рационального использования земельных ресурсов, а также в процессе лабораторных занятий получить некоторые практические навыки изучения состояния земельных ресурсов с использованием методов и приемов.
Задачи: Научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с экологией.
земельных ресурсов охарактеризовать основные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов, показать с современно-ландшафтно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования, важная роль отводится организации
государственного мониторинга земель, предназначенного для своевременного выявления изменений, их оценки прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
В рамках предлагаемого спецкурса студенты должны овладеть теоретическими основами организации охраны и рационального использования земельных ресурсов, а также в процессе лабораторных занятий получить некоторые практические навыки изучения состояния земельных ресурсов с использованием методов и приемов.
Задачи: Научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с экологией.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Классификация по назначению, по конструкции, по
функционально-конструктивным признакам.
сооружений. Выбор исходных данных для проектирования
природоохранных сооружений.
предотвращению деформаций сооружения от морозного
пучения грунтов и просадки.
мероприятиях и сооружениях. Основные
положения и нормативные документы,
регламентирующие природоохранные
мероприятия
сооружений. Классификация по назначению,
по конструкции, по функциональноконструктивным признакам.
природоохранных сооружений. Выбор
исходных данных для проектирования
природоохранных сооружений.
Мероприятия по предотвращению
деформаций сооружения от морозного
пучения грунтов и просадки.
Общие сведения о природоохранных
мероприятиях и сооружениях. Основные
положения и нормативные документы,
регламентирующие природоохранные мероприятия
сооружений. Классификация по назначению, по
конструкции, по функционально-конструктивным
признакам
сооружений. Выбор исходных данных для
проектирования природоохранных сооружений.
по предотвращению деформаций сооружения от
морозного пучения грунтов и просадки.
мероприятия.
размыва.
водопроводящих сооружений
систем.
противофильтрационных мероприятий и
сооружений.
почв от размыва. Гидротехнические
противоэрозионные сооружения на
водосборной площади
водоразделяющие и водонаправляющие
валы-канавы, распылители стока.
особенности водопроводящих сооружений
Трубопроводы оросительных систем.
Ливнепроводы. Селепроводы
устройства и мероприятия. Общие сведения.
Классификация противофильтрационных
мероприятий и сооружений.
размыва. Гидротехнические противоэрозионные
сооружения на водосборной площади
наклонные валы – террасы, водоразделяющие и
водонаправляющие валы-канавы, распылители
стока.
водопроводящих сооружений
мелиоративных систем. Особенности
проектирования лотков. Трубопроводы
оросительных систем. Ливнепроводы.
Селепроводы
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Общие сведения о природоохранных мероприятиях и сооружениях (УК-2, ПКС-5).
2. Водоотводящие природоохранные сооружения (УК-2, ПКС-5).
3. Очистные сооружения систем водоотведения (УК-2, ПКС-5).
4. Сооружения обработки осадков сточных вод (УК-2, ПКС-5).
5. Природоохранные противофильтрационные устройства (УК-2, ПКС-5).
6. Накопители промышленных отходов (УК-2, ПКС-5).
7. Утилизация, переработка и рециклинг твердых бытовых и промышленных отходов (УК-2, ПКС-5).
8. Сооружения инженерной защиты территорий в зоне водных объектов (УК-2, ПКС-5).
9. Сооружения и мероприятия охраны воздушного бассейна (УК-2, ПКС-5).
10. Мероприятия и сооружения для защиты окружающей среды от шума (УК-2, ПКС-5).
11. Природоприближённое восстановление природных объектов (УК-2, ПКС-5).
12. Сооружения и системы для охраны и сохранения биоресурсов, восстановление компонентов природы после их использования рекультивация растительного покрова и местообитаний объектов животного мира (УК-2, ПКС-5).
13. Природоохранное обустройство территорий c целью защиты природных и искусственных объектов от стихийных воздействий (наводнений, подтоплений, оползней, землетрясений и т.п.) (УК2, ПКС-5);
14. Мелиорация (улучшение) земель различного назначения (УК-2, ПКС-5).
15. Охрана и рекультивация земель, загрязненных в процессе природопользования. Борьба с овражной эрозией (УК-2, ПКС-5).
16. Природоохранные водные объекты и сооружения на них (УК-2, ПКС-5).
17. Силы и нагрузки действующие на гидротехнические сооружения (УК-2, ПКС-5).
18. Сочетание нагрузок и воздействий (УК-2, ПКС-5).
19. Явление фильтрации и задачи фильтрационных расчетов (УК-2, ПКС-5).
20. Влияние отдельных частей флютбета (понура, шпунта, дренажей) на фильтрацию (УК-2, ПКС-5).
21. Фильтрационные деформации грунтов (УК-2, ПКС-5).
22. Типы и классификация земляных плотин (УК-2, ПКС-5).
23. Основные требования предъявляемые к земляным плотинам (УК-2, ПКС-5).
24. Элементы поперечного профиля (УК-2, ПКС-5).
25. Противофильтрационные элементы в теле и основании плотины (УК-2, ПКС-5).
26. Сопряжение тела плотины с основанием и берегами. (УК-2, ПКС-5).
27. Дренаж тела плотины и берегов (УК-2, ПКС-5).
28. Крепление откосов. (УК-2, ПКС-5).
29. Фильтрация через тело плотины и основание (УК-2, ПКС-5).
30. Методы фильтрационных расчетов. (УК-2, ПКС-5).
31. Устойчивость откосов. (УК-2, ПКС-5).
32. Типы водосбросов. (УК-2, ПКС-5).
33. Назначение и классификация водосбросов. (УК-2, ПКС-5).
34. Открытые береговые водосбросы. (УК-2, ПКС-5).
35. Водосбросы регулируемые и нерегулируемые. (УК-2, ПКС-5).
36. Закрытые береговые водосбросы (УК-2, ПКС-5).
40. Выбор типа водосброса (УК-2, ПКС-5).
41. Особенности устройств нижнего бьефа и их расчетов (УК-2, ПКС-5).
42. Водовыпуски, их типы и конструкции (УК-2, ПКС-5).
Вопросы для проведения устных и письменных опросов:
1. Силы и нагрузки, действующие на гидротехнические сооружения. (Показать на схеме флютбета).
2. Определение отметки гребня земляных плотин и открытых дренажей, (привести схему).
3. Каналы, их назначение, конструктивные особенности, облицовки. Расчет каналов при равномерном движении воды.
4. Фильтрационные деформации грунтов основания (дать определение).
5. Расчет осадки грунтов основания земляных плотин.
6. Водопропускные сооружения при глухих земляных плотинах, назначение, основные типы.
7. Основные элементы поперечного профиля земляной плотины, условия их конструирования (показать схему).
8. Крепление откосов земляных плотин. Выбор типа крепления, расчет толщины и отметок.
9. Флютбет и его составные части. Назначение, методы фильтрационных расчетов (ЛФК, гидродинамической сетки).
10. Назначение дренажей и обратных фильтров в теле земляной плотины. Привести примеры конструкций и дренажей.
11. Определение характера сопряжения в нижнем бьефе гидротехнических сооружений. Конструкции гасительных устройств.
12. Противофильтрационные устройства в теле земляных плотин, принципы конструирования.
13. Конструктивные особенности открытых регуляторов, трубчатых и диафрагмовых регуляторов.
14. Проектирование противофильтрационных устройств в земляных плотинах в случае водопроницаемых оснований.
15. Определение коэффициентов заложения откосов земляных плотин и каменно-набросных плотин (привести схемы для объяснения).
17. Бесплотинные водозаборы. Типы и компоновочные схемы.
18. Назначение и классификация водозаборных сооружений. Требования предъявляемые к водозаборам.
19. Назначение и классификация водозаборных сооружений. Требования предъявляемые к водозаборам.
20. Физико-механические свойства наносов. Степень осветления воды в отстойниках.
21. Отстойники с непрерывным промывом наносов. Преимущества и недостатки. Схема.
22. Компоновочная схема и состав сооружений Федоровского гидроузла.
23. Отстойники с периодической промывкой наносов. Преимущества и недостатки. Схема.
24. Рыбозащитные устройства, назначение, места установки, конструкции.
25. Рыбоходы, назначение и типы, принцип действия.
26. Вредные воздействия наносов. Борьба с наносами в верховьях рек, речном стоке, в каналах.
27. Судоходные каналы, типы, назначение.
28. Назначение и классификация водозаборных сооружений. Требования, предъявляемые к водозаборам. Область применения.
29. Выбор места расположения и компоновка водозаборного узла.
30. Требования, предъявляемые к компоновке водозаборных узлов.
31. Фронтальные водозаборы. Конструкция. Особенности работы.
32. Боковые водозаборы. Конструкция. Особенности работы.
33. Бесплотинные водозаборы.
34. Донные решетчатые водозаборы. Конструкция. Принцип работы.
35. Послойно-решетчатый водозабор. Конструкции Данелия Н.Ф.
36. Бычковые водозаборы с вертикальной и горизонтальной решеткой.
37. Движение наносов в реках и каналах.
38. Взвешенные наносы и транспортирующая способность потока.
39. Физико-механические свойства наносов.
40. Борьба с наносами в верховьях рек, в речном стоке, в водозаборных узлах.
41. Рыбоходы, их типы, принцип действия.
42. Рыбозащитные устройства их назначение и классификация.
43. Отстойники, их классификация, требования к отстойникам.
44. Отстойники с периодической промывкой, конструкция, принцип действия, расчет.
45. Отстойники с непрерывной промывкой. Конструкция, принцип действия, расчет.
46. Судопропускные сооружения, назначения, типы, конструкции (шлюзы, судоподъемники, каналы).
47. Компоновочная схема и состав сооружений Федоровского ГУ.
48. Регулировочные сооружения на реках.
49. Рыбоподъемники и водопропускные шлюзы.
50. Компоновочная схема Краснодарского гидроузла.
51. Водные пути, их классификация и назначение.
52. Судоходные шлюзы. Конструкции, определение основных размеров. Расчет пропускной способности.
53. Схемы пропуска строительных расходов.
54. Противоэрозионные гидротехнические сооружения.
55. Исследования ГТС (натурные, лабораторные).
56. Защита территорий от затопления и подтопления.
57. Влияние речного гидротехнического строительства на рыбное хозяйство
Темы групповых и индивидуальных творческих заданий:
Групповые творческие задания (проекты):
1. Особенности проектирования природоохранных сооружений
2. Гидротехнические мероприятия по защите почв от размыва
3. Гидротехнические противоэрозионные сооружения на водосборной площади
4. Водомерные сооружения
Индивидуальные творческие задания (проекты):
1. Горизонтальные и наклонные валы-террасы, водоразделяющие и водонаправляющие валыканавы, распылители стока
2. Особенности проектирования лотков.
3. Подготовка проекта трубопровода оросительных систем
4. Подготовка проекта ливнепровода.
5. Подготовка проекта селепровода
1. Природоохранные сооружения гидроузлов, их классификация, назначение, примеры
2. Водохранилища – природно-техногенные системы. Внутриводоемные процессы и изменения в окружающей среде.
3. Взаимодействие водохранилищ с окружающей средой, последствия их создания. Температурный режим водохранилищ, его влияние на окружающую среду. . Примеры положительного и отрицательного влияния изменении
4. Взаимодействие водохранилищ с окружающей средой, последствия их создания. Переработка берегов водохранилищ. Эволюция водохранилищ. Заиление. Меры борьбы с заилением.
5. Экологические проблемы строительства гидроузлов, пропуска строительных расходов, наполнения водохранилища. Подготовка ложа к затоплению.
6. Последствия спуска водохранилищ, экологические проблемы с будущим использованием земель. Рекультивация земель.
7. Восстановление биопродуктивности экосистем на водохранилищах после
8. Нерестовые и кормовые миграции рыб, поведение и образ жизни рыб в естественных и измененных условиях водной среды. Примеры «одомашнивания» рыбных популяций, рыбозаводы, рыбопитомники. Рыбоохранные и рыбозащитные сооружения на речных гидроузлах.
9. Защита рыб на водозаборах, рыбопропускные сооружения, рыбоходы, угреходы.
10. Виды регулирования речного стока. Влияние регулирования стока на гидрологический режим водотока. Изменение водности реки, ее температурного и ледового режим, режима твѐрдого стока. Способы поддержания естественного режима реки.
11. Основные стокообразующие факторы и их влияние на качество речного стока. Регуляционные сооружения балочно-овражной сети на водосборных площадях. Распашка склонов, строительство дорог, мостов, застройка солитебных территорий.. Мероприятия по предотвращению эрозия и дифляции почв, заболачиванию и оползанию склонов.
12. Методы регулирования речных русел. Струенаправляющие дамбы, защита берега от размыва. Регулирование верховьев рек и борьба с наносными отложениями в низовьях рек.
13. Мероприятия по экологическому обустройству водохранилищ.
Темы рефератов
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Темы групповых и индивидуальных творческих заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п