учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучения дисциплины служит овладение студентами: правил и методов работы с возбудителями болезней гидробионтов инфекционной и инвазионной природы; знаний основных групп возбудителей болезней рыб и других гидробионтов; принципов организации профилактических и лечебных мероприятий в рыбоводных хозяйствах различного типа.
ПКС-6: Способен собирать и выполнять первичную обработку ихтиопатологических материалов;
ПКС-6
ИД-1 Знает методы проведения ихтиопатологических исследований, в технологических процессах разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2 Знает современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 Умеет проводить фиксацию, этикетирование и хранение паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 Владеет навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ПКС-7
ИД-1 Умеет применять методы борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 Владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
различной этиологии, основы профилактики и лечения рыб в водоемах различного типа.:
ИД-2 не знает современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 не знает методы проведения фиксации, этикетирования и хранения паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 не знает методы выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 знает частично современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 знает частично методы проведения фиксации, этикетирования и хранения паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 знает частично методы выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 знает в целом современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 знает в целом методы проведения фиксации, этикетирования и хранения паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 знает в целом методы выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 знает современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 знает методы проведения фиксации, этикетирования и хранения паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 знает методы выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
противоэпизоотических мероприятий.:
ИД-2 не умеет применять современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 не умеет проводить фиксацию, этикетирование и хранение паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 не умеет проводить работы по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 умеет частично применять современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 умеет частично проводить фиксацию, этикетирование и хранение паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 умеет частично проводить работы по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 умеет умеет в целом применять современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 умеет в целом проводить фиксацию, этикетирование и хранение паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 умеет в целом проводить работы по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 умеет применять современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 умеет проводить фиксацию, этикетирование и хранение паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 умеет проводить работы по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
:
ИД-2 не владеет навыками проведения полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 не владеет навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-4 не владеет навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 владеет частично навыками проведения полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 владеет частично навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-4 владеет частично навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 владеет в целом навыками проведения полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 владеет в целом навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-4 владеет в целом навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-2 владеет навыками проведения полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 владеет навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ИД-4 владеет навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ПКС-7: Способен применять методы и технологии борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов;
ПКС-6
ИД-1 Знает методы проведения ихтиопатологических исследований, в технологических процессах разведения и выращивания водных биологических ресурсов
ИД-2 Знает современную методику полного и неполного паразитологического вскрытия гидробионтов и особенности методик паразитологического исследования по отдельным группам паразитов для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-3 Умеет проводить фиксацию, этикетирование и хранение паразитов различных таксономических групп для целей проведения ихтиопатологических исследований
ИД-4 Владеет навыками выполнения работ по первичному сбору и фиксации паразитов для целей проведения ихтиопатологического мониторинга
ПКС-7
ИД-1 Умеет применять методы борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 Владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
различной этиологии, основы профилактики и лечения рыб в водоемах различного типа.:
ИД-2 не знает способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 знает частично способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 знает в целом способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 знает способы реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
противоэпизоотических мероприятий.:
ИД-2 не умеет применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 умеет частично применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 умеет в целом применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 умеет применять навыки реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
:
ИД-2 не владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 владеет частично навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 владеет в целом навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
ИД-2 владеет навыками реализации методов и технологий борьбы с инфекционными и инвазионными заболеваниями гидробионтов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Инвазионные болезни
Незаразные болезни
Рыбы как переносчики возбудителей человека и животных
Инвазионные болезни
Незаразные болезни
Рыбы как переносчики возбудителей человека
и животных
Микозы
Инвазионные болезни
Незаразные болезни
Рыбы как переносчики возбудителей человека и животных
http://bgsha.ru/art.php?i=4332
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект тестовых заданий
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень тем: рефератов, докладов, презентаций для конспектирования
Темы групповых заданий
Ситуационные задачи
Ихтиопатология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Определение понятия «паразит». Экологическая особенность паразитов. ПКС-6; ПКС-7
2. Костиоз рыб. ПКС-6; ПКС-7
3. Ботриоцефаллез карпа. ПКС-6; ПКС-7
4. Понятие специфичности паразитов. Как она проявляется. ПКС-6; ПКС-7
5. Гофереллез карпа. ПКС-6; ПКС-7
6. Триенофорозы рыб. ПКС-6; ПКС-7
7. Изменение паразитофауны рыб в процессе акклиматизации. ПКС-6; ПКС-7
8. Микроспоридиозы рыб. ПКС-6; ПКС-7
9. Дактилогирозы карпа. ПКС-6; ПКС-7
10. Понятие широкой и узкой специфичности паразитов. Условия выработки узкой (строгой) специфичностиПКС-6; ПКС-7
11. Лернеоз рыб. ПКС-6; ПКС-7
12. Вертеж форели. ПКС-6; ПКС-7
13. Значение ихтиопатологии в развитии рыбоводства и охраны природы. ПКС-6; ПКС-7
14. Болезни рыб, вызываемые кровяными жгутиконосцами. ПКС-6; ПКС-7
15. Гидродактилезы рыб. ПКС-6; ПКС-7
16. Виды воздействия паразита на хозяинаПКС-6; ПКС-7
17. Гексамитоз форели. ПКС-6; ПКС-7
18. Сангвиниколез карпа. ПКС-6; ПКС-7
19. Зависимость паразитофауны рыб от состава пищи хозяина. ПКС-6; ПКС-7
20. Кокцидиозы рыб. ПКС-6; ПКС-7
21. Диплостомозы рыб. ПКС-6; ПКС-7
22. Зависимость паразитофауны рыб от возраста хозяина. ПКС-6; ПКС-7
23. Сфероспорозы карпа. ПКС-6; ПКС-7
24. Тетракотилез рыб. ПКС-6; ПКС-7
25. Зависимость паразитофауны рыб от солености водоема. ПКС-6; ПКС-7
26. Хлоромиксоз форели. ПКС-6; ПКС-7
27. Дискокотилез лососевых. ПКС-6; ПКС-7
28. Определение термина «паразит». Экологическая особенность паразитов. ПКС-6; ПКС-7
29. Миксоболезы рыб. ПКС-6; ПКС-7
30. Профилактика и лечение моногеноидозов рыб. ПКС-6; ПКС-7
31. Зависимость паразитофауны рыб от величины водоема и степени его изолированности. ПКС-6; ПКС-7
32. Хилодонеллез рыб. ПКС-6; ПКС-7
33. Кавиоз и карифиллез карпа. ПКС-6; ПКС-7
34. Паразитизм как одна из форм симбиоза. ПКС-6; ПКС-7
35. Ихтиофтириоз и криптокарионоз рыб. ПКС-6; ПКС-7
36. Циатоцефалез рыб. ПКС-6; ПКС-7
37. Стратегии жизненных циклов у паразитов (К, 8, К - стратегии). ПКС-6; ПКС-7
38. Жгутиконосцы и инфузории, паразитирующие в кишечнике рыб. ПКС-6; ПКС-7
39. Ботриоцефалезы рыб. ПКС-6; ПКС-7
40. Трематоды - паразиты рыб (строение, жизненные циклы, роль рыб в жизненном цикле трематод) ПКС-6; ПКС-7
41. Сосущие инфузории, паразитирующие у лососевых. ПКС-6; ПКС-7
42. Лигулез и диграммоз рыб. ПКС-6; ПКС-7
43. Цестоды - паразиты рыб (особенности строения, жизненные циклы, роль рыб в жизненном цикле цестод). ПКС-6; ПКС-7
44. Метэхиноринхозы лососевых. ПКС-6; ПКС-7
45. Гиродактилезы рыб. ПКС-6; ПКС-7
46. Нематоды - паразиты рыб (особенности строения, жизненные циклы, роль рыб в жизненном цикле
нематод). ПКС-6; ПКС-7
47. Сидячие инфузории, паразитирующие у рыб и болезни, ими вызываемые. ПКС-6; ПКС-7
48. Эргазилезы рыб. ПКС-6; ПКС-7
49. Система «паразит-хозяин». Варианты ее формирования. Условия, при которых нарушается ее устойчивость. ПКС-6; ПКС-7
50. Филометриоз карпа. ПКС-6; ПКС-7
51. Какие паразитические организмы встречаются в крови рыб? Каковы клинические признаки? ПКС-6; ПКС-7
52. Паразитизм как одна из форм симбиоза. Факультативный и облигатный паразитизм. ПКС-6;ПКС-7
53. Цестодозы лососевы рыб. ПКС-6; ПКС-7
54. Ангвилликолез угря. ПКС-6; ПКС-7
55. Моногенеи- паразиты рыб. Особенности строения, клинические признаки при моногеноидозах. ПКС-6; ПКС-7
56. Миксоболез карпа. Особенности проявления клинических признаков. ПКС-6; ПКС-7
57. Воспаление плавательного пузыря карпа (В1111). ПКС-6; ПКС-7
58. Общие принципы борьбы с моногеноидозами рыб. ПКС-6; ПКС-7
60. Рафидаскариоз карповых. ПКС-6; ПКС-7
61. Зависимость паразитофауны рыб от возраста хозяина. Особенности формирования паразитофауны у молоди пресноводных и морских рыб. ПКС-6; ПКС-7
62. Алиментарные болезни рыб. ПКС-6; ПКС-7
63. Узелковый кокцидиоз карпа. ПКС-6; ПКС-7
64. Особенности формирования паразитофауны рыб в прудовых хозяйствах. ПКС-6; ПКС-7
65. Аргулез рыб. ПКС-6; ПКС-7
66. Цестодозы рыб, опасные для человека. ПКС-6; ПКС-7
67. Дать определение терминам «специфичность» и «встречаемость». ПКС-6; ПКС-7
68. Ботриоцефалез морских рыб. ПКС-6; ПКС-7
69. Нематоды рыб, опасные для человека. ПКС-6; ПКС-7
70. Понятие «инфекционные» и «инвазионные» болезни. Классификация. ПКС-6; ПКС-7
71. Трематоды рыб, опасные для человека. ПКС-6; ПКС-7
72. Триенофороз сигов. Меры борьбы. ПКС-6; ПКС-7
73. Рыбы, как переносчики инфекционных заболеваний человека и животных. ПКС-6; ПКС-7
74. Функциональные болезни лососевых. ПКС-6; ПКС-7
75. Нематоды осетровых. ПКС-6; ПКС-7
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что такое патологический процесс, патологическое состояние, болезнь?
2. Классификация болезней.
3. Основные патологические процессы в организме.
4. Защитные реакции организма.
5. Понятие об эпизоотическом процессе. Формы проявления.
6. Пути распространения патогенных агентов.
7. Понятие об инфекционных болезнях. Методы изучения.
8. Вирусные болезни рыб. Основные принципы борьбы с ними.
9. Бактериальные болезни рыб. Основные принципы борьбы с ними.
10. Микозные болезни рыб. Основные принципы борьбы с ними.
11. Понятие об инвазионных болезнях. Классификация.
12. Определение понятий «паразит», «паразитофауна», «паразитоценоз».
13. Специфичность паразитов, формы проявления.
14. Зависимость паразитофауны рыб от условий окружающей среды и состояния хозяина.
15. Протозоонозы рыб. Болезни, вызываемые паразитическими жгутиковыми и кокцидиями. Принципы борьбы с ними.
16. Миксоспоридиозы рыб. Формы существования, особенности жизненного цикла. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
17. Микроспоридиозы рыб. Особенности биологии. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
18. Паразитические инфузории рыб. Особенности биологии. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
19. Болезни рыб, вызываемые паразитическими кишечнополостными.
20. Моногеноидозы рыб. Строение, биология моногеней. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
21. Кишечныецестодозы рыб. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы и профилактики.
22. Цестодозы рыб, вызываемые плероцеркоидами. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры борьбы и профилактики.
23. Трематодозы рыб. Особенности строения, биологии. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры борьбы и профилактики.
24. Акантоцефалезы рыб. Особенности строения, биологии. Циклы развития. Меры профилактики и меры борьбы с ними.
25. Нематодозы рыб. Особенности биологии. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры профилактики и борьбы с ними.
26. Бделлезы рыб. Патогенное воздействие на хозяина. Меры профилактики и борьбы с ними.
27. Паразитические ракообразные. Представители отряда копепода. Особенности биологии. Цикл развития. Меры борьбы с ними.
28. Паразитические жаброногие раки. Особенности биологии. Цикл развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры борьбы и профилактики.
29. Паразиты рыб, опасные для человека. Циклы развития. Пути заражения человека. Меры профилактики.
30. Незаразные заболевания рыб. Понятие об алиментарных болезнях рыб.причины развития. Меры предупреждения.
31. Функциональные заболевания рыб. Причины развития. Меры профилактики.
32. Травматические болезни рыб. Причины развития. Меры предупреждения.
33. Основные принципы борьбы с болезнями рыб, вызываемыми эктопаразитами.
34. Основные принципы борьбы с болезнями рыб, вызываемыми эндопаразитами.
35. Основные принципы борьбы с распространением инфекционных заболеваний рыб в хозяйствах аквакультуры.
Комплект тестовых заданий
1) Наука, занимающая болезни, причины и закономерности их возникновения и развития?
1. болезнь
2. патология
4. опухоль
5. воспаление
6. иммунитет
2) какие внешние признаки изменения сопровождаются при возникновении болезни?
1. структура и функции организма
2. изменения тканей
3. разрушение плавников
4. беспокойное поведение
5. по внешним признакам не заметно
6. все правильные варианты
7. нет правильных
3) по каким признакам можно определить клинические признаки?
1. гистологическим
2. внешним
3. гипертрофическим
4. патологическим
5. патологоанатомическим
6. гистохимическим
7. гематологическим
4) реакция организма на вредоносные раздражение различных факторов
1. болезнь
2. инфекция
3. опухоль
4. воспаление
5. патогенез
6. патология
5) болезнь сопровождающая изменения органов и тканей животных, их нормальное состояние называется
1. гистология
2. патологоанатомия
3. этиология
4. патогенез
5. эпизоотология
6) наука изучающая причины вызывающие заболевания
1. этиология
2. гистология
3. болезнь
4. некроз
5. регенерация
6. опухоль
7) внешние факторы влияющие на заболевание
1. место обитание
2. биологические
3. физиологические
4. изменения условия обитания
8) классификация инфекционных болезней рыб
1. животные- паразиты
2. водоросли
3. гельминтоз
4. миксоспоридиоз
5. бактерии
9) причины возникновения незаразных болезней
1. грибы
2. загрязнение воды различными стоками
3. дефицит кислорода
4. животные паразиты
10) напряжение которое происходит во всем организме под влиянием любого раздражителя
1. болезнь
2. опухоль
3. иммунитет
4. стресс
5. симптомы
11) определение сущности болезни
1. стресс
2. опухоль
3. иммунитет
4. диагноз
5. гиперемия
1. синдром
2. болезнь
3. патология
4. анемия
5. гиперемия
6. тромбоз
7. симптомокомплекс
13) избыточное количество крови в органах и тканях
1. анемия
2. гипертрофия
3. гиперемия
4. тромбоз
5. ишемия
14) недостаточное количество крови в организме
1. анемия
2. гиперемия
16
3. гипертрофия
4. тромбоз
5. ишемия
15) мелкие точечные кровоизлияния, называется
1. кровоподтеки
2. анемия
3. ишемия
4. петехиями
16) плоские кровоизлияния, распространяющиеся под какой-либо поверхностью, называется
1. кровоподтеки
2. анемия
3. ишемия
4. гиперемия
5. петехиями
17) связана с местным затруднением оттока крови по венам
1. гиперемия
2. анемия
3. ишемия
4. тромбоз
5. венозная гиперемия
6. артериальная гиперемия
7. гематома
18) скопление излишней крови в тканях или органах
1. кровоподтеки
2. тромбоз
3. анемия
4. гиперемия
5. гематома
19) прижизненное свертывание крови и образование внутри сосудов сгустки, закупоривающие их,
называется
1. кровоподтек
2. тромбоз
3. ишемия
4. гематома
5. гиперемия
6. анемия
20) сгустки крови не подвижны, и они могут срастаться, называется
1. тромбоз
2. ишемия
3. закупоривающие тромбы
4. оттек
21) сгустки могут передвигаться с током крови в другие сосуды и могут вызвать закупорку
1. эмболия
2. тромбоз
3. оттек
4. ишемия
5. геморрагия
6. агглютинация
22) очаг некроза ткани, возникающий в следствие прекращения притока артериальной крови,
называется
2. ишемия
3. оттек
4. инфаркт
5. агглютинация
23) важным звеном в тканевом обмене процесса и в системе кровообращения, называется
1. тканевая жидкость
2. оттек
3. эмболия
4. ишемия
5. лимфа
6. тромбоз
24) увеличение количества тканевой жидкости при нарушении водного обмена в ткани, называется
17
1. водянка
2. оттек
3. эмболия
4. лимфа
5. тромбоз
25) накопление жидкости в организме
1. оттек
2. водянка
3. тромбоз
4. ишемия
5. тканевая жидкость
26) какие причины не являются образования оттека
1. химические вещества
2. голодание
3. разрыв сосудов при травме
4. нарушение обмана почек
5. истощение
6. длительные кровотечения
7. токсикоз
27) клетки правильной эллипсообразной формы с ядром, расположенным в центре, называется
1. лейкоциты
2. эритроциты
3. моноциты
4. лейкоцитоз
5. эритроцитоз
6. фагоцитоз
28) выполняют в организме защитную функцию
1. лейкоцитоз
2. эритроцитоз
3. лейкоциты
4. эритроциты
5. моноциты
6. фагоциты
29) изменение химического состава клеток, связанная с нарушением обмена веществ в организме
1. атрофия
2. дистрофия
3. амилоидная дистрофия
4. гиалиновая дистрофия
5. гиалиновая атрофия
30) округлые клетки, ядро их плотное, красно-фиолетового цвета
1. моноциты
2. лейкоциты
3. эритроциты
4. псевдобазофилы
5. псевдоэозинофилы
31) округлая форма с красновато-фиолетовым ядром
1. моноциты
2. лейкоциты
3. эритроциты
4. псевдобазофилы
5. псевдоэозинофилы
32) плотное красно-фиолетовое ядро, расположение ацентрично
1. моноциты
2. лейкоциты
4. псевдобазофилы
5. псевдоэозинофилы
33) клетки округлой формы с плотным красно-фиолетовым бобовидным ядром
1. моноциты
2. лейкоциты
3. эритроциты
4. псевдобазофилы
5. псевдоэозинофилы
34) взаимосвязанные процессы поглощения пищи, воды, кислорода, переработка, выделение и
усвоение из организма ненужных ему вредных продуктов обмена
1. обмен веществ
2. дистрофия
3. анемия
4. атрофия
5. некроз
35) процесс уменьшения органов и тканей в объеме и массе, происходящие за счет уменьшение
составляющих его клеток
1. обмен веществ
2. дистрофия
3. атрофия
4. белковая дистрофия
5. зернистая дистрофия
36) процесс принципиально обратимый и при устранении причин, вызывающие ее, органы и ткани
восстанавливают свою структуру и функции
1. обмен веществ
2. дистрофия
3. атрофия
4. белковая дистрофия
5. зернистая дистрофия
6. амилоидная дистрофия
37) что не входит в основную группу дистрофии
1. нарушение обмена белка
2. нарушение липидного обмена
3. нарушение углеводного обмена
4. нарушение кислородного обмена
5. нарушение жирового обмена
6. нарушение минерального обмена
38) преимущественно обратимые процессы, но при значительных проявлениях могут привести к
гибели клеток и тканей
1. обмен веществ
2. дистрофия
3. атрофия
4. белковая дистрофия
5. зернистая дистрофия
6. амилоидная дистрофия
39) избыточное образование слизи в цитоплазме клеток
1. амилоидная дистрофия
2. дистрофия
3. атрофия
4. жировая дистрофия
5. белковая дистрофия
6. слизистая дистрофия
7. зернистая дистрофия
8. амилоидная дистрофия
40) отложение в ткани плотных белковых масс, состоящих из сложного по химической структуре белка
и значительно отличающегося от гиалина
1. амилоидная дистрофия
2. дистрофия
3. атрофия
4. жировая дистрофия
5. белковая дистрофия
6. слизистая дистрофия
7. зернистая дистрофия
8. амилоидная дистрофия
41) изменение количественного содержание резервных жиров в клетках и тканях
1. амилоидная дистрофия
2. дистрофия
4. жировая дистрофия
5. белковая дистрофия
6. слизистая дистрофия
19
7. зернистая дистрофия
8. амилоидная дистрофия
42) омертвление отдельных клеток или их групп, участков тканей и органов
1. некроз
2. метастаз
3. болезнь
4. тромбоз
5. некробиоз
6. лимфоцитоз
43) при некрозе функция органа или его участка
1. появляется опухоль
2. остается не изменой
3. частично прекращается
4. полностью прекращается
44) какие факторы вызывают некроз
1. механические воздействия
2. травмы
3. изменения условия обитания
4. питание
5. размножение
6. стресс
45) патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения
генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки
1. неоплазма
2. опухоль
3. некроз
4. обмен веществ
5. дистрофия
6. анемия
46) медленный экспансивный рост, отсутствие метастазов, отсутствие общего влияния на организм
1. доброкачественная опухоль
2. злокачественная опухоль
3. белая опухоль
4. метастазная опухоль
47) туберкулёз сустава (туберкулёзного артрита), сопровождающегося отёком окружающих тканей
1. доброкачественная опухоль
2. злокачественная опухоли
3. белая опухоль
4. метастазная опухоль
48) растет быстро, распространяется по межтканевым пространствам
1. доброкачественная опухоль
2. злокачественная опухоли
3. белая опухоль
4. метастазная опухоль
49) причины образование опухолей
1. механические
2. физические
3. биологические
4. химические
5. термические
6. полиэтиологические
50) количество тканей классифицирующие опухоль
1. 3;
2. 5
3. 6
4. 8
51) местная реакция организма животного выработанная в процессе эволюции и возникающая при
воздействии на ткань болезнетворного агента
1. иммунитет
2. воспаление
3. опухоль
4. регенерация
5. омертвление
52) сколько типов опухолей существует
1. 3
2. 4
3. 6
4. 7
5. 8
6. 9
53) причины воспаления
1. механические
2. физические
3. биологические
4. химические
5. термические
6. полиэтиологические
54) что происходит в очаге воспаления
1. нарушение углеродного обмена
2. эмиграция клеток
3. разрушаются микробы
4. изменение стенок сосудов
5. гиперемия сосудов
55) сколько основных признаков существует при микроскопическом изучении воспалительного
процесса
1. 6
2. 4
3. 5
4. 2
5. 7
6. 3
56) основные формы воспаления
1. продуктивное
2. геморралогическое
3. фибринозное
4. гнойное
5. экссудативное
6. альтернативное
57) приспособительные функции, степень адаптации в водной среде
1. защитная реакция организма
2. иммунитет
3. воспаление
4. гипертрофия
5. регенерация
6. инкапсуляция
58) способность организма защитить себя от негативных воздействий среды
1. защитная реакция организма
2. иммунитет
3. воспаление
4. гипертрофия
5. регенерация
6. инкапсуляция
59) совокупность процессов и механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и
обеспечивающий защиту организма от чужеродных для него агентов
1. защитная реакция организма
2. иммунитет
3. воспаление
4. гипертрофия
5. регенерация
6. инкапсуляция
60) сколько существует видов иммунитета
1. 2
2. 3
3. 4
4. 5
21
61) сложное белковое вещество, устойчив к нагреванию и к действию кислот, но разрушается
щелочами
1. пропердин
2. лизоцим
4. комплемент
5. интерферон
62) появляются в организме после перенесенного заболевания
1. иммунитет
2. антигены
3. антитела
63) увеличение объема и массы ткани или органа
1. защитная реакция организма
2. иммунитет
3. воспаление
4. гипертрофия
5. регенерация
6. инкапсуляция
64) восстановление утраченных и поврежденных частей тела
1. защитная реакция организма
2. иммунитет
3. воспаление
4. гипертрофия
5. регенерация
6. инкапсуляция
65) обрастание ткани и образование вокруг него капсулы
1. защитная реакция организма
2. иммунитет
3. воспаление
4. гипертрофия
5. регенерация
6. инкапсуляция
66) что образуют капсулы
1. защитную реакцию
2. злокачественную опухоль
3. доброкачественную опухоль
4. восстановление утраченных частей тела
5. образование
67) кто является промежуточным хозяином эктопаразитов
1. рыбы
2. птицы
3. ракообразные
4. все выше перечисленные
5. нет правильного ответа
68) в процессе эволюции паразит приспосабливается к существованию в определенной группе хозяев
1. адаптация
2. специфичность
3. локализация
69) специфичность наблюдается не только у паразитов животного происхождения, но и у …
1. грибы
2. бактерии
3. вирусы
4. микозы
5. гельминтоз
6. сангвиниколез
70) факторы способствующие попаданию болезней рыб
1. плодовитости
2. сезонности
3. качеств корма
4. условий содержания рыб
5. качества воды
6. возраста
7. интенсивность питания
22
71) наука, изучающая явления паразитизма во всем его разнообразии
1. эпизоотология
2. паразитология
3. ихтиопаталогия
4. ихтиология
72) наука, изучающая причины возникновения, развития и распространения массовых заболеваний
среди животных и рыб.
1. эпизоотология
3. ихтиопаталогия
4. ихтиология
73) источники заразного начала в водоеме является
1. растения
2. больная рыба
3. грязная вода
4. дефицит кислорода
74) водоем, где обитают инфицированные рыбы и в пределах которых возбудитель может
передаваться от зараженных рыб здоровым
1. механизм передачи возбудителя
2. источник заразного начала
3. фактор передачи возбудителя
4. эпизоотический механизм
5. эпизоотический очаг
6. естественный очаг
75) дикие рыбы играют роль носителей болезни, называется
1. механизм передачи возбудителя
2. источник заразного начала
3. фактор передачи возбудителя
4. эпизоотический механизм
5. эпизоотический очаг
6. естественный очаг
76) сколько способов заноса существует
1. 3
2. 4
3. 5
4. 6
5. 9
77) болезнь охватывает массовые количества рыб во многих водоемах, расположенных на
нескольких речных системах или в бассейне одной большой реки, а так же и в морях
1. энзоотия
2. эпизоотия
3. панзоотия
78) более широкое распространение болезни, чем поражение единичных рыб
1. энзоотия
2. эпизоотия
3. панзоотия
79) сколько стадий различают в процессе развития эпизоотии
1. 3
2. 4
3. 5
4. 6
5. 7
80) мероприятия осуществляются только в искусственных водоемах
1. рыбоводно-мелиоративные
2. рыбоводно-посадочные
3. рыбоводно-гидрологические
4. ветеринарно-санитарные
81) одним из основных условий профилактики всяких болезней является
1. плотность посадки
2. видовой состав
3. кормление рыб
4. дезинфекция прудового хозяйства
5. систематическое обследование
23
82) проведение профилактических мероприятий в промысловых водоемах, называется
1. рыбоводно-мелиоративные
2. рыбоводно-посадочные
3. рыбоводно-гидрологические
4. ветеринарно-санитарные
83) важным мероприятием, предупреждающих возникновение болезней в озерах и водохранилищах
является
1. мелиоративный отлов рыбы и их утилизация
2. правильный подбор акклиматизированный рыб
3. организация контроля за перевозками рыбы
84) болезни, не имеющие возбудителя
1. инфекционные болезни
3. болезнь растительных рыб
4. незаразные болезни
5. микозные болезни
6. инвазионные болезни
7. инфекционные болезни
8. заразные болезни
9. болезни невыясненной этиологии
85) к какой группе относится заболевания: нарушение обмена веществ, гепатома и цероидная
дегенерация печени
1. бактериальные болезни
2. болезни растительных рыб
3. микозные болезни
4. инфекционные болезни
5. алиментарные болезни
6. функциональные болезни
7. асфиксия
8. травмы
86) причина возникновения заболевания незаразных рыб
1. вирусы
2. грибы
3. нарушение обмена веществ
4. изменения условий внешней среды
5. многочисленные пересадки
87) при выращивании форели на искусственных кормах часто наблюдаются заболевание
1. акантобделлоз форели
2. кавиоз форели
3. гепатома форели
4. амфилинафолели
5. описторхоз форели
6. нарушение обмена веществ
7. цероидная дегенерация печени форели
88) при каком заболевании возникает, острое течении болезни изменяющие поведение и окраска
1. акантобделлоз
2. кавиоз
3. гепатома
4. амфилина
5. описторхоз
6. нарушение обмена веществ
7. цероидная дегенерация печени
89) нарушение жизненных процессов и функций организма рыбы при чрезмерно сильном воздействии
факторов внешней среды, называется
1. бактериальные болезни
2. болезни растительных рыб
3. микозные болезни
4. инфекционные болезни
5. алиментарные болезни
6. функциональные болезни
7. асфиксия
8. травмы
9. в результате ухудшения условий выращивания
24
90) замор в рыбоводной практике, возникновение заболевание при котором возникает нехватка
кислорода
1. цероидная дегенерация
2. нарушение обмена веществ
3. миказ
4. травма
5. асфиксия
91) в результате загрязнения естественных вод возникает какое заболевание?
1. асфиксия
2. травма
3. нарушение обмена веществ
4. белопятнистая болезнь
5. отравление
6. описторхоз
92) в период выдерживания личинок на рыбоводных заводах часто наблюдается заболевание
1. белопятнистая болезнь
3. отравление
4. описторхоз
5. водянка желточного мешка
6. язва
93) эта болезнь поражается также личинки при выдерживании на заводах
1. белопятнистая болезнь
2. асфиксия
3. травма
4. отравление
5. водянка желточного мешка
6. язва
94) под этой группой болезней подразумевается незаразные болезни, возникающая в результате
нарушений функций рыб
1. инфекционная болезнь
2. инвазионная болезнь
3. бактериальная болезнь
4. алиментарная болезнь
5. функциональная болезнь
95) пигмент, откладывающийся в печени, жировой ткани, почках у рыб различных патологических
условиях
1. бактерии
2. водоросли
3. цериод
4. водянка
5. гепатома
96) по каким признакам можно определить алиментарные болезни
1. клиническим
2. патологоанатомическим
3. эпизоотология
4. патогенезом
5. воспаление кишечника
6. пигментация поверхности тела
7. появление язв
97) причина возникновения болезни- резкое нарушение обмена веществ
1. неправильное кормление
2. грязная вода
3. изменение условий внешней среды
4. загрязнение вод
5. механические повреждения рыб
98) какие виды рыб подвержены травматизации больше всего
1. толстолобик 2. Лещ 3. Пелядь 3. сельдь 4. Щука 5. треска
2. Что такое патологический процесс, патологическое состояние, болезнь?
3. Классификация болезней.
4. Основные патологические процессы в организме.
5. Защитные реакции организма.
6. Понятие об эпизоотическом процессе. Формы проявления.
7. Пути распространения патогенных агентов.
8. Понятие об инфекционных болезнях. Методы изучения.
9. Вирусные болезни рыб. Основные принципы борьбы с ними.
10. Бактериальные болезни рыб. Основные принципы борьбы с ними.
11. Микозные болезни рыб. Основные принципы борьбы с ними.
12. Понятие об инвазионных болезнях. Классификация.
Темы докладов
13. Определение понятий «паразит», «паразитофауна», «паразитоценоз».
14. Специфичность паразитов, формы проявления.
15. Зависимость паразитофауны рыб от условий окружающей среды и состояния хозяина.
16. Протозоонозы рыб. Болезни, вызываемые паразитическими жгутиковыми и кокцидиями. Принципы борьбы с ними.
17. Миксоспоридиозы рыб. Формы существования, особенности жизненного цикла. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
18. Микроспоридиозы рыб. Особенности биологии. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
19. Паразитические инфузории рыб. Особенности биологии. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
20. Болезни рыб вызываемые паразитическими кишечнополостными.
Темы презентаций
21. Моногеноидозы рыб. Строение, биология моногеней. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы с ними.
22. Кишечные цестодозы рыб. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Принципы борьбы и профилактики.
23. Цестодозы рыб, вызываемые плероцеркоидами. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры борьбы и профилактики.
24. Трематодозы рыб. Особенности строения, биологии. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры борьбы и профилактики.
25. Акантоцефалезы рыб. Особенности строения, биологии. Циклы развития. Меры профилактики и меры борьбы с ними.
26. Нематодозы рыб. Особенности биологии. Циклы развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры профилактики и борьбы с ними.
27. Бделлезы рыб. Патогенное воздействие на хозяина. Меры профилактики и борьбы с ними.
28. Па разитические ракообразные. Представители отряда копепода. Особенности биологии. Цикл развития. Меры борьбы с ними.
Темы для конспектирования
29. Паразитические жаброногие раки. Особенности биологии. Цикл развития. Патогенное воздействие на хозяина. Меры борьбы и профилактики.
30. Паразиты рыб, опасные для человека. Циклы развития. Пути заражения человека. Меры профилактики.
31. Незаразные заболевания рыб. Понятие об алиментарных болезнях рыб причины развития. Меры предупреждения.
32. Функциональные заболевания рыб. Причины развития. Меры профилактики.
33. Травматические болезни рыб. Причины развития. Меры предупреждения.
34. Основные принципы борьбы с болезнями рыб, вызываемыми эктопаразитами.
35. Основные принципы борьбы с болезнями рыб, вызываемыми эндопаразитами.
36. Основные принципы борьбы с распространением инфекционных заболеваний рыб в хозяйствах аквакультуры.
Ситуационные задачи
Задача 1. В рыбоводческом хозяйстве наблюдается внезапная массовая гибель рыб. На вскрытии обнаружено: экзофтальм, побледнение жабр, точечные кровоизлияния в периокулярной соединительной ткани глаз, жабрах, у оснований плавников, на поверхности тела и иногда на голове.
Брюшко увеличено (растянуто). В полости тела обнаруживают скопление прозрачного желтоватого (иногда кровянистого) экссудата, множественные петехиальные кровоизлияния в мускулатуре, перивисцеральной жировой ткани, на брюшине, стенках кишечника и плавательного пузыря, сердце и поверхности паренхиматозных органов. Печень и почки гиперемированы, отечны, неравномерно окрашены, реже бледные. Желудочно-кишечный тракт свободен от пищи, иногда наполнен слизеподобным содержимым молочно-белого цвета.
Поставьте диагноз. Дайте рекомендации.
Решение.
Диагноз – …………….
Рекомендации.
Собрать материал …………….
Задача 1. При бактериологическом анализе воды реки Елшанка Саратовской области в пробе были обнаружены бактерии II подгруппы кишечной палочки. С чем связано их появление.
Решение: Данная группа бактерий указывает на неопределенное во времени фекальное загрязнение воды.
Задача 2. В водоеме наблюдается массовая гибель рыб. Определить, что является причиной гибели.
Решение: Провести гидрохимический и гидробиологический анализ воды.
1. Провести химический и бактериологический анализ тканей рыб.
2. Осмотреть водоем до водоисточника на предмет возможного источника загрязнения.
3. Определить видовой состав погибшей и рыбы и зону гибели.
4. Опросить местных жителей.
5. Сделать вывод относительно причины гибели.
Задача 3. В водоеме наблюдается бурное развитие планктонных водорослей, окрашивающих воду в зеленый, сине-зеленый, золотистый, бурый или красный цвета ("цветение" воды). С чем может быть связано это явление.
Задача 4. При наблюдении за рыбами в аквариуме происходила следующая картина. Вначале рыбы проявляли признаки возбуждения, обострилась их чувствительность к механическим и световым раздражителям. Затем начались сильные судороги (толчкообразные движения, дрожание плавников), рыбы потеряли равновесие, опустились на дно и лежали, широко раскрыв рты и растопырив плавники и жаберные крышки. Наличие каких веществ в воде вызывает эти симптомы у рыб.
Задача 5. У водовыпуска сточных вод устроили протяженный канал(1 км до водного объекта) в виде лестницы и засеяли его дно рогозом или тростником. Положительное или отрицательное влияние это окажет на сточные воды.
Задача 6. При изучении проб воды в водоеме было обнаружено повышение количества кишечной палочки. О чем может свидетельствовать данный факт.
Задача 7. Предприятие осуществляет сброс сточных вод. При гидробиологическом изучении проб было выявлено, что выше выпуска (контрольная точка м) биомасса зообентоса 5г/м2, в месте выпуска 1г/м2 , а ниже выпуска 4,8г/м2. О чем свидетельствуют эти цифры.
Задача 8. Предприятие осуществляет сброс сточных вод. При гидробиологическом изучении проб было выявлено, что выше выпуска (контрольная точка 500 м) биомасса фитопланктона 1,5г/м2, в месте выпуска 5,0г/м2, а ниже выпус-ка 1,5г/м2. О чемсвидетельствуют эти цифры.
Задача 9. Произошла аварийная ситуация, прорыв нефтепровода и нефть попала в водоем. Какиеорганизмы погибну первыми, планктонные или бентосные. И какие организмы быстрее восстановятся.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п