учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Строительство и эксплуатация гидромелиоративных систем
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Рассмотреть условия формирования мелиорации как отрасли и науки на различных
этапах становления цивилизации; привить системные знания о естественно-научных условиях применения видов мелиорации, в разных условиях, научить использовать фундаментальные законы экологии и экобезопасности в сфере мелиорации и ее модификации в рамках гидромелиорации.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
орошение и осушение в России.
мелиорации за рубежом. Понятие
мелиорации и ее становление.
Мелиорация в средние века.
мелиорации.
мелиорации за рубежом. Понятие мелиорации
и ее становление.
в средние века.
Первые государственные работы по мелиорации в России.
В.А. Левшин, А.И. Стойкович – авторы первых книг по
орошению и осушению. Мелиорация силами крестьян и
землевладельцев. Крестьянская реформа.
России. Древнее орошение и
осушение в России.
гидротехнические работы.
России. Древнее орошение и осушение в
России.
гидротехнические работы.
орошения и обводнения земель. Государственные
экспедиции по орошению и осушению.Регулирование речного стока и водохранилища. Золотой
век российской мелиорации.
мелиорации. Гидротехнические
работы и сооружение водных систем.
Строительство Петербурга.
Гидротехнические работы и сооружение
водных систем
Петербурга.
развития мелиорации. Первые
государственные работы по мелиорации в
России. В.А. Левшин, А.И. Стойкович –
авторы первых книг по орошению и
осушению. Мелиорация силами крестьян и
землевладельцев. Крестьянская реформа.Развитие частной инициативы в осушении, развитие
орошения и обводнения земель. Государственные
экспедиции по орошению и осушению.
развития мелиорации. Первые
государственные работы по
мелиорации в России. В.А. Левшин,
А.И. Стойкович – авторы первых книг
по орошению и осушению.
Мелиорация силами крестьян и
землевладельцев. Крестьянская реформа.
мелиорации. Первые государственные работы
по мелиорации в России. В.А. Левшин, А.И.
Стойкович – авторы первых книг по орошению
и осушению. Мелиорация силами крестьян и
землевладельцев. Крестьянская реформа.
развитие орошения и обводнения земель.
Государственные экспедиции по орошению и
осушению.Вопросы техники и науки в мелиорации
земель. Движение общественности за
мелиорацию земель.
Мелиорация в послевоенные годы.
Золотой век российской мелиорации. Подготовка мелиораторов. Индустриализация
строительства. Мелиоративная наука и ученые.
советской власти. Мелиорация в
послевоенные годы.
водохранилища. Золотой век
российской мелиорации.
Индустриализация строительства.
Мелиоративная наука и ученые.
Состояние мелиорации по природно-
климатическим районам.
сельскохозяйственных земель до
2020 года». Взгляд в будущее.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Понятие мелиорации (УК-2; ОПК-5).
2. Понятие погоды и климата (УК-2; ОПК-5).
3. Основные климатические пояса и зоны Земли (УК-2; ОПК-5).
4. Понятие ландшафта (УК-2; ОПК-5).
5. Основные геосферы Земли (УК-1; ОПК-5).
6. Строение гидросферы (УК-1; ОПК-5).
7. Крупнейшие реки мира (УК-1; ОПК-5).
8. Очаги древних цивилизаций (УК-1; ОПК-5).
9. Понятие земледелия (УК-1; ОПК-5).
10. Мировые географические центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову (УК-1; ОПК-5).
11. Основные вехи истории Древнего мира (УК-1; ОПК-5).
12. Древнеегипетская цивилизация (УК-1; ОПК-5).
13. Цивилизация Междуречья (УК-1; ОПК-5).
14. Древнекитайская цивилизация (УК-1; ОПК-5).
15. Цивилизация Древней Индии (УК-1; ОПК-5).
16. Древнегреческая цивилизация (УК-1; ОПК-5).
17. Цивилизация Древнего Рима (УК-1; ОПК-5).
18. Крупные города Древнего мира (УК-1; ОПК-5).
19. Основные вехи истории Средних веков (УК-1; ОПК-5).
20. Средневековье в Европе – состояние сельского хозяйства (УК-1; ОПК-5).
21. Китай в Средние века (УК-1; ОПК-5).
22. Цивилизации Центральной и Южной Америки (УК-1; ОПК-5).
23. Завоевание Чингисхана (УК-1; ОПК-5).
24. Индустриализация в Европе (УК-1; ОПК-5).
25. Формирование капитализма в Европе (УК-1; ОПК-5).
26. История земледелия в Древней Руси (УК-1; ОПК-5).
27. Образование и становление Российского государства (УК-1; ОПК-5.).
28. Эпоха реформ Петра I (УК-1; ОПК-5).
29. Крепостное право в России (УК-1; ОПК-5).
31. Реформы Александра II (УК-1; ОПК-5).
32. Земельные реформы П.А. Столыпина (УК-1; ОПК-5).
33. Становление Советской России (УК-1; ОПК-5).
34. Индустриализация в Советской России (УК-1; ОПК-5).
35. План ГОЭЛРО (УК-1; ОПК-5).
36. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенные годы (УК-1; ОПК-5).
37. СССР в период 50-80 гг. ХХ в. (УК-1; ОПК-5).
38. Распад СССР (УК-1; ОПК-5).
39. Земельная реформа 90-х гг. ХХ в. (УК-1; ОПК-5).
40. Современный экологический кризис (УК-1; ОПК-5).
1. Первые государственные работы по мелиорации в России.
2. В.А. Левшин, А.И. Стойкович – авторы первых книг по орошению и осушению.
3. Мелиорация силами крестьян и землевладельцев.
4. Крестьянская реформа.
5. Развитие частной инициативы в осушении, развитие орошения и обводнения земель.
6. Государственные экспедиции по орошению и осушению.
7. Вопросы техники и науки в мелиорации земель.
8. Движение общественности за мелиорацию земель.
9. Природно-климатические особенности Бурятии и развитие мелиоративного строительства.
10. Земледелие казачества.
11. М.И. Сердюков – строитель Вышневолоцкой водной системы.
12. Н.Я. Кондаков – Заслуженный мелиоратор России, депутат Гос. Думы, ФС РФ первого созыва в 1993-95 гг.
13. Состояние мелиорации по природно-климатическим районам.
14. «Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель до 2020 года». Взгляд в будущее.
15. Мелиорация в Бурятии.
Темы групповых творческих проектов (групповые творческие проекты):
1. Мелиорация как предмет и отрасль.
2. Понятие мелиорации и ее становление.
3. Виды мелиорации.
4. Мелиорация за рубежом.
5. Мелиорация в древнем мире.
6. Мелиорация в средние века.
7. Потребности и перспективы мелиорации.
8. Мелиорация в допетровскую эпоху.
9. Земледелие и первые мелиорации в России.
10.Древнее орошение и осушение в России.
11.Водное право у кочевых народов.
12.Техника водоподъема и другие гидротехнические работы.
13.Мелиорация в XVIII веке.
14.Реформы Петра I и развитие земледелия.
15.Научные основы и развитие мелиорации.
16.Гидротехнические работы и сооружение водных систем.
17.Улучшение водных путей.
18.Строительство Петербурга.
19.Мелиорация в предреволюционный период.
20.Состояние земледелия и условия развития мелиорации.
41.Индустриализация строительства.
42.Мелиоративная наука и ученые.
43.Мелиорация в годы «перестройки».
44.Критика мелиорации.
45.Судьба волжских каналов.
46.Справочник «Мелиорация и водное хозяйство» и Общество мелиораторов.
47.Мелиорация в современный период.
48.Закон «О мелиорации земель».
49.Состояние мелиорации по природно-климатическим районам.
50.«Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель до 2020 года». Взгляд в будущее.
51.Мелиорация в Бурятии.
52.Древние каналы, «Вал Чингисхана».
53.Мелиоративные системы баргутов.
54.Традиционное орошение сенокосов и пастбищ.
55.Природно-климатические особенности Бурятии и развитие мелиоративного строительства.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола:
1. Государственные экспедиции по орошению и осушению.
2. Вопросы техники и науки в мелиорации земель.
3. Движение общественности за мелиорацию земель.
4. Мелиорация в Советской России.
5. Мелиорация в первые годы советской власти.
6. Мелиорация в послевоенные годы.
7. Регулирование речного стока и водохранилища.
8. Золотой век российской мелиорации.
9. Подготовка мелиораторов.
10.Индустриализация строительства.
11.Мелиоративная наука и ученые.
12.Мелиорация в годы «перестройки».
13.Критика мелиорации.
14.Судьба волжских каналов.
15.Справочник «Мелиорация и водное хозяйство» и Общество мелиораторов.
16.Мелиорация в современный период.
17.Закон «О мелиорации земель».
18.Состояние мелиорации по природно-климатическим районам.
19.«Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель до 2020 года». Взгляд в будущее.
20.Мелиорация в Бурятии.
21.Древние каналы, «Вал Чингисхана».
22.Мелиоративные системы баргутов.
Комплект тестовых заданий:
Задание 1. Мелиорация и природообустройство соотносятся как:
1) независимые отрасли знания;
2) отрасли знания, дополняющие друг друга;
3) отрасли знания, сформировавшиеся в развитие одной другим;
4) отрасли, противоположные и взаимоисключающие;
Задание 2. Мелиорация и человеческая цивилизация взаимосвязаны, так как:
1) мелиорация позволяла развиваться человеческой цивилизации;
2) цивилизация позволяла развивать мелиоративную практику;
3) мелиорация и цивилизационное развитие независимо;
4) мелиорация и цивилизационное развитие взаимно ускоряли друг друга;
Задание 3. Первое водоподъемное сооружение, введенное в практику мелиорации, гидравлики и гидромеханики внес:
1) Леонардо да Винчи;
2) Д.Бернулли;
3) Архимед;
4) Э.Мариотт;
Задание 4. Исторические корни зарождения осушительной мелиорации вытекают из того, что произошло развитие:
1) народонаселения;
2) техники осушения;
3) техники орошения;
4) дефицита орошаемых земель;
Задание 5. Подчеркните те виды, которые относятся к гидромелиорации: Имеются следующие виды гидро- и агролесомелиораций:
1) оросительная, осушительная, противопаводковая, противоэрозионная, противоселевая,противооползневая, полезащитная, пастбищезащитная;
Задание 6. Подчеркните номер правильного ответа:
Климат – это:
1) многолетний режим погоды;
2) многолетний режим атмосферных осадков, температуры воздуха и почвенного климата;
3) многолетний режим погодных условий и микроклимата территории;
4) многолетний режим погодных условий, микроклимата территории и почвенного климата;
Задание 7. Подчеркните номер правильного ответа:
Климатические условия определяют вид мелиорации из-за того, что от них зависит:
1) дефицит тепла в ландшафте;
2) дефицит влаги для сельскохозяйственных растений;
3) неблагоприятная тепло- или влагообеспеченность земель;
4) неблагоприятное соотношение тепла и влаги;
Задание 8. Выберите верный ответ. Климатическая зональность и поясность возникают из-за неравномерности прихода на земную поверхность:
1) атмосферной влаги;
2) ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
3) радиационно-тепловой энергии;
Задание 9. Шарообразность Земли служит причиной возникновения климатической
1) меридиональной секторности;
2) широтной поясности;
3) высотной поясности;
4) широтной зональность и подзональности;
5) провинциальности;
Задание 10. Суммарная солнечная радиация – это:
1) сумма прямой и отраженной радиации;
2) сумма прямой и рассеянной радиации;
3) сумма прямой радиации и эффективного излучения;
4) сумма прямой радиации и противоизлучения атмосферы;
Задание 11. По правилу Вант-Гоффа при росте температуры среды на 10оС скорость химических реакций возрастает:
1) в 2-3 раза;
2) в 3-4 раза;
3) пропорционально росту температуры;
Задание 12. Величина альбедо деятельной поверхности определяет энергетические процессы:
1) нагревания-выхолаживания;
2) отражения-поглощения;
3) ночного излучения;
4) прогревания глубинных слоев почвы;
Задание 13. Коэффициент увлажнения – это отношение:
1) приходящих осадков к температуре;
2) приходящих осадков к транспирации;
3) приходящих осадков к эвапотранспирации;
4) приходящих осадков к радиационному балансу;
Задание 14. Черноземы формируются при коэффициенте увлажнения (КУ):
1) КУ = 0;
2) КУ ≈ 1;
3) КУ > 1;
4) КУ < 1;
Задание 15. Экспозиция склонов влияет в первую очередь на распределение
1) атмосферных осадков;
2) прямой солнечной радиации;
3) рассеянной солнечной радиации;
4) радиационного баланса;
5) суммарной радиации;
Задание 16. К основным гидрологическим показателям рек относятся:
1) гидрографическое строение местности;
2) скорость течения воды;
3) уровень воды;
4) глубина;
Задание 17. Известная формула Шези выводит зависимость
1) расхода воды в реке от ее продольного уклона;
2) зависимость продольного уклона реки от расхода воды;
3) расхода воды в реке от площади живого сечения;
4) площади живого сечения от расхода воды;
Задание 18. Кривая обеспеченности уровней колебания воды дает представление о том,
1) превышался;
2) сколько раз;
3) за период наблюдения;
4) (дни или %);
5) тот или иной уровень;
Задание 19. Кривая повторяемости уровней колебания воды дает представление о которые повторялись:
1) (дни или %);
2) в том или ином интервале;
3) за период наблюдения;
Задание 20. Модуль стока – это:
1) единица площади водосбора (1 км2);
2) за 1 сек;
3) живое сечение реки;
4) количество воды;
5) прошедшее через;
6) отнесенное;
Задание 21. Процесс перехода воды в парообразное состояние называется испарением, а обратный процесс:
1) сублимацией;
2) адвекцией;
3) конденсацией;
Задание 22. В приходной части водного баланса основной статье является
1) испарение;
2) атмосферные осадки;
3) поверхностный приток;
4) подземный приток;
Задание 23. Техноэлювий как молодое образование характеризуется:
1) высоким содержанием органики;
2) грубой гранулометрией;
3) часто фитотоксичностью;
4) часто резко кислой или щелочной реакцией;
Задание 24. На горнотехническом этапе рекультивации проводятся следующие виды работ:
1) планировка отвалов;
2) отсыпка плодородного слоя;
3) устройство водоемов;
4) задернение поверхности;
Задание 25. Экологическое равновесие – это состояние ...
1) покоя экосистем;
2) динамического равновесия в пределах толерантности;
3) динамического развития;
4) устойчивого трендового развития;
Задание 26. Синонимом ветровой эрозии является термин:
1) денудация;
2) десквамация;
3) дефляция;
4) аббразия;
Задание 27. Вторичное засоление мелиорируемых земель происходит вследствие:
1) ветрового переноса солей;
2) новообразования солей в орошении;
4) поступления солей с грунтовыми водами;
Задание 28. Переосушка торфяников усиливает заморозкоопасность вследствие:
1) уменьшения теплоемкости торфов;
2) увеличения теплоемкости торфов;
3) уменьшения теплопроводности торфов;
4) роста альбедо торфов;
Задание 29. Оазисный эффект в при ирригации пустыни возникает вследствие:
1) трансформации приходящей солнечной радиации:
2) большого расхода тепла на увеличившееся испарение воды;
3) изменение альбедо поверхности;
4) изменения глубины теплооборотов в почве.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п