учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение материального баланса сырья и продуктов; изучение нормативного выхода; изучение структуры и характеристики функциональных связей предприятий молочной промышленности; изучение видов и форм учетно-отчётных документов, видов технологической документации; изучение основных принципов создания и функционирования автоматизированной системы учета движения материальных потоков на предприятиях молочной промышленности
ПКС-3: Способен реализовывать технологии переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства;
ПКС-3.1 ИД-3.1 Способен разрабатывать технологии хранения и переработки, обеспечивающих сохранность и качество продукции растениеводства
ПКС-3.2 ИД-3.2 Разработка технологической и эксплуатационной документации по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 не знает технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 плохо знает технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 не в полной мере знает технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 знает технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 не умеет пользоваться технологической и эксплуатационной документацией по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 плохо умеет пользоваться технологической и эксплуатационной документацией по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 не в полной мере умеет пользоваться технологической и эксплуатационной документацией по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 умеет пользоваться технологической и эксплуатационной документацией по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 не владеет способностью разрабатывать технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 плохо владеет способностью разрабатывать технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 не в полной мере владеет способностью разрабатывать технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
ПКС-3.2 ИД-3.2 владеет способностью разрабатывать технологическую и эксплуатационную документацию по введению технологического процесса и техническому обслуживанию оборудования для реализации принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
форма текущего контроля успеваемости)
работ
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов для контрольных работ
Комплект тестовых заданий
Комплект контрольных вопросов для устного опроса
Темы рефератов
Комплект индивидуальных заданий для решения ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
Технологическая отчетность предприятий молочной отрасли
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Назовите основные типа предприятий молочной промышленности (ПКС-3)
2. Виды учета и отчетности на предприятиях молочной промышленности (ПКС-3)
3. Взаимоотношения между поставщиками сырья и предприятиями молочной промышленности (ПКС-3)
4. Значение учета сырья и продукции для обеспечения экономической эффективности производства (ПКС-3)
5. Первичные учетные документы и принципы их составления (ПКС-3)
6. Проведение производственно-документальной ревизии (ПКС-3)
7. Учет готовой продукции и ее реализация на предприятиях молочной промышленности (ПКС-3)
8. Характеристика первичной учетной документации по производству молочных продуктов (ПКС-3)
9. Повышение эффективности нормирования на предприятиях молочной промышленности (ПКС-3)
11. Организация работ по нормированию сырьевых ресурсов (ПКС-3)
12. Правила приемки сырья (ПКС-3)
13. Основные учетные документы при приемке молока-сырья (ПКС-3)
14. Оформление учетной документации при приемке молока-сырья (ПКС-3)
15. Требования ГОСТ-Р 52054-2003 на заготовляемое молоко (ПКС-3)
16. Определение норм потерь и норм расхода сырья (ПКС-3)
17. Расчеты норм расхода сырья в показателях молока базисной жирности (ПКС-3)
18. Расчет и перерасчет рецептур в зависимости от состава сырья (ПКС-3)
19. Расчеты рецептур с учетом массовой доли жира и белка (ПКС-3)
20. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности в цельномолочном производстве (ПКС-3)
21. Схема первичного учета движения сырья и выработки цельномолочных продуктов по операциям технологического процесса (ПКС-3)
22. Материальный баланс сырья и продуктов в цельномолочном производстве (ПКС-3)
23. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности при производстве сливочного масла (ПКС-3)
24. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности при производстве сыра (ПКС-3)
25. Схема первичного учета движения сырья и выработки сливочного масла по операциям технологического процесса (ПКС-3)
26. Схема первичного учета движения сырья и выработки сыра по операциям технологического процесса (ПКС-3)
27. Материальный баланс сырья и продуктов в маслоделии (ПКС-3)
28. Материальный баланс сырья и продуктов в сыроделии (ПКС-3)
29. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности при производстве мороженого (ПКС-3)
30. Схема первичного учета движения сырья и выработки мороженого по операциям технологического процесса (ПКС-3)
31. Материальный баланс сырья и продуктов при производстве мороженого (ПКС-3)
32. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности при производстве молочных консервов (ПКС-3)
33. Схема первичного учета движения сырья и выработки молочных консервов по операциям технологического процесса (ПКС-3)
34. Материальный баланс сырья и продуктов при производстве сгущенных молочных консервов (ПКС-3)
35. Учет жестянобаночного производства (ПКС-3)
36. Материальный баланс сырья и продуктов при производстве сухих молочных консервов (ПКС-3)
37. Учет молока, принимаемого от индивидуальных сдатчиков (ПКС-3)
38. Учет и отчетность на приемном пункте (ПКС-3)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Основы организации и задачи производственного учета в молочной промышленности
Контрольные вопросы:
1. Порядок учета незавершенного производства.
2. Виды учета и отчетности на предприятиях молочной отрасли.
3. Методы учета и их характеристика.
4. Номенклатура и характеристика статей расходов на предприятиях молочной отрасли для планирования и учета затрат на производство.
5. Предмет и задачи производственного учета на предприятиях молочной промышленности.
6. Система учета и контроля на молочном комбинате, как объект автоматизации. Современные концепции развития производственного учета.
7. Структура и характеристика функциональных связей молочного комбината.
Тема 2. Первичные учетные документы. Виды производственного учета.
Контрольные вопросы:
1. Организация учета незавершенного производства на предприятиях молочной промышленности.
2. Порядок расчета норм расхода сырья на отдельные виды нежирной молочной продукции.
3. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности в цельномолочном производстве.
4. Порядок пересчета норм расхода сырья на сыр в молоко базисной жирности.
5. Порядок пересчета норм расхода сырья на масло в молоко базисной жирности.
6. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности при производстве мороженого.
7. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности при производстве молочных консервов.
Тема 3. Нормирование сырья и вспомогательных материалов на основании контрольных выработок и замеров.
Контрольные вопросы:
1. Проведение контрольных выработок. правила приемки сырья и оформления первичной учетной документации.
2. Организация учета сырья и материалов в производственных цехах на молокоперерабатывающих предприятиях.
3. Основные задачи и функции АСУКМП на предприятиях молочной промышленности и их характеристика.
4. Основные методы исследования в области нормирования на молокоперерабатывающих предприятиях.
5. Основные принципы автоматизированного оформления документов.
6. Основные принципы создания автоматизированной системы учета и контроля движения материальных потоков на предприятиях молочной промышленности.
7. Особенности учета на складах.
8. Первичные учетные документы и принципы их составления.
Тема 4. Учет молока – сырья в производстве. Учет и отчетность при поступлении молока – сырья.
1. Характеристика первичной учетной документации по производству молочных продуктов.
2. Основные задачи учета материально-производственных запасов.
3. Первичная учетная документация при учете материально-производственных запасов.
4. Повышение эффективности материального учета на предприятиях молочной отрасли.
Тема 5. Учет и отчетность при производстве молока питьевого.
Контрольные вопросы:
1. Порядок расчета норм расхода сырья на отдельные виды нежирной молочной продукции.
2. Порядок пересчета норм расхода сырья в молоко базисной жирности в цельномолочном производстве.
3. Порядок пересчета норм расхода сырья на сыр в молоко базисной жирности.
4. Порядок пересчета норм расхода сырья на масло в молоко базисной жирности.
Тема 6. Учет и отчетность при производстве молочных продуктов.
Контрольные вопросы:
1. Схема первичного учета движения сырья и готовой продукции по производству молочных консервов.
2. Схема первичного учета движения сырья и готовой продукции по производству масла.
3. Схема первичного учета движения сырья и готовой продукции по производству сыра.
4. Схема первичного учета движения сырья и готовой продукции по производству мороженого.
5. Схема первичного учета движения сырья и готовой продукции по производству сухих молочных продуктов.
6. Схема первичного учета движения сырья и готовой продукции по производству сыров плавленых.
7. Учет готовой продукции и ее реализация на предприятиях молочной промышленности.
8. Учет жестянобаночного производства
Комплект тестовых заданий
? Документы бухгалтерского оформления создаются:
+ по способу охвата;
+ по степени обобщения;
= по способу размещения;
= по способу замещения.
? Документы бухгалтерского оформления по способу охвата создаются:
+ разовые;
+ накопительные;
= многократные;
= комбинированные.
? Бухгалтерская отчетность – это:
+ способ получения обобщенных данных по установленным экономическим показателям, характеризующим объем производства, степень выполнения плановых заданий по итогу финансово-хозяйственной деятельности (прибыли или убытки) за установленный (отчетный) период;
= способ получения обобщенных данных по не установленным экономическим показателям, характеризующим объем производства, степень выполнения плановых заданий по итогу финансово-хозяйственной деятельности (прибыли или убытки) за установленный (отчетный) период.
? Основным сырьем на молокоперерабатывающих предприятиях является:
+ коровье молоко;
= сливки;
= сыворотка;
= масло.
? В договор поставок включаются следующие разделы:
+ предмет договора;
+ цена и качество молока-сырья;
+ ответственность сторон;
+ порядок возврата вторичного сырья и отходов производства;
+ порядок расчетов;
+ форс-мажор.
? Общероссийской базисной нормой на молоко-сырье относится м.д.ж.:
= 6%;
= 3,6%;
+ 3,4%;
= 3%.
? Общероссийской базисной нормой на молоко-сырье относится массовая доля белка:
= 3,2%;
+ 3,0%;
= 4,0%;
= 3,1%.
? Документами, сопровождающими партию молока-сырья, являются:
+ товарно-транспортная накладная (ТТН) (форма №1-СХ, приложение Б);
+ ветеринарное свидетельство; + протоколы испытаний показателей безопасности (сертификат соответствия);
= реестр;
= акт;
= спецификация.
? Приемка молока-сырья включает следующие процедуры:
+ отбор проб; + измерение показателей качества;
= пастеризацию;
= нормализацию.
? Ветеринарное свидетельство (справка) предъявляются поставщиком:
+ с каждой партией (при эпизодической сдаче);
+ при постоянной сдаче 1 раз в месяц;
= в каждую неделю;
= 1 раз в год.
? Не позднее сколький суток после истечения срока действия предыдущего свидетельства справка должна быть обновлена:
= 5 суток;
+ 3-х суток;
= 7 суток;
= 2 суток.
? На ТТН указывают:
+ номер действующего ветеринарного свидетельства и дату его выдачи;
+ органолептические и физико-химические показатели сырья;
+ вес;
= номер реестра;
= фамилию оператора машинного доения;
= знак обращения на рынке.
? Отбор проб и подготовка их к анализу осуществляется по:
+ ГОСТ 26809-86;
= ГОСТ Р 51074;
= СанПиН 2.3.2.-01
= ТР ТС 033/2013
? В случае разногласий о качестве молока-сырья производится:
+ отбор проб удвоенного объема;
= утроенного объема;
= анализ повторно не отбирается.
? Температура хранения проб 2±1ОС, время хранения не более:
+ 24 ч с момента отбора;
= 12 ч с момента отбора;
= 6 ч с момента отбора.
? Для измерения показателей качества используют ГОСТ на заготавливаемое молоко-сырье:
+ ГОСТ Р 52054;
= ГОСТ 31449;
= ГОСТ Р 52090;
= ГОСТ Р 52092.
Темы заданий для работы в малых группах
1. Виды производственного учета
2. Принципы составления первичной учетной документации
3. Нормирование сырьевых ресурсов
4. Учет и отчетность при поступлении молока-сырья
5. Учет молока питьевого
6. Учет и отчетность при производстве молока питьевого
7. Учет и отчетность при производстве цельномолочных продуктов
8. Учет сливочного масла и сыра
9. Учет и отчетность при производстве сливочного масла и сыра
10. Учет мороженого
11. Учет и отчетность при производстве мороженого
12. Учет сгущенных и сухих молочных консервов
1. Особенности учета на складах.
2. Повышение эффективности нормирования на молокоперерабатывающих предприятиях.
3. Система учета и контроля на молочном предприятии, как объект автоматизации.
4. Современные концепции развития производственного учета.
5. Структура и характеристика молокоперерабатывающего производства.
6. Учет готовой продукции и ее реализация на предприятиях молочной промышленности.
7. Учет вспомогательных материалов и наполнителей в молочном производстве.
8. Порядок учета незавершенного производства в молочном цехе.
9. Движение информационных потоков в системе учета и контроля на молочных комбинатах.
10. Классификация и характеристика видов учета.
Комплект индивидуальных заданий для решения ситуационных задач
Задача № 1. Ситуация. Вы работаете мастером творожного цеха на молочном комбинате. При выработке творога на
Задание. Укажите возможные причины. Предложите наиболее эффективные и экономически целесообразные способы обработки полученной творожной сыворотки.
Задача № 2. Ситуация. В сыром коровьем молоке обнаружен порок – салистый вкус.
Задание. Укажите возможные причины этого порока и меры его предупреждения.
Задача № 3. Ситуация. На предприятие поступило сырое молоко коровье со следующими физико-химическими показателями: массовая доля белка – 3,0 %, кислотность 17 °Т, группа чистоты II, плотность 1028,5 кг/м3 .
Задание. Оцените сырье в соответствии с нормативной документацией и дайте заключение о сортности молока.
Задача № 4. Ситуация. Вы работаете в лаборатории. На предприятие поступило коровье сырое молоко.
Задание. Какие показатели качества и безопасности сырого молока Вы должны определить
Задача № 5. Ситуация. При производстве высокожирного молочного продукта была проведена гомогенизация сырья при давлении 15 МПа. После гомогенизации наблюдается агломерация жировых частиц и ухудшение эффекта диспергирования.
Задание. Укажите причины и методы устранения этого недостатка.
Задача № 6. Ситуация. В кисло-сливочном масле, выработанном с использованием длительного способа сквашивания, недостаточно выражен кисломолочный вкус и запах.
Задание. В чем причина? Как можно обеспечить хорошо выраженный кисломолочный вкус и запах в масле?
Задача № 7. Ситуация. На заводе уставлены две линии производства масла: А1-ОЛО и П8-ОЛФ.
Задание. Обоснуйте, какие виды масла целесообразно вырабатывать на каждой из линий
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п