2024-2025_b210302_o_3_ЗУ_plx_Основы градостроительства и планировки населенных мест_Землеустройство
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Балданов Н.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Землеустройство

уч. ст., уч. зв.
Семиусова А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
21.03.02 Землеустройство и кадастры

направленность (профиль) Землеустройство

Дисциплины (модуля)
Б1.В.12 Основы градостроительства и планировки населенных мест
 
Кадастры и право
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5, 6

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
32
30
62
Лабораторные занятия
30
30
Практические занятия
16
16
Контактная работа
48
60
108
Сам. работа
24
57
81
Итого
216
 
Программу составил(и):
 
, ст. преподаватель Горлова Анастасия Баторовна _________________
 
 
Основы градостроительства и планировки населенных мест
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978);

- 10.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 12 октября 2021 г. N 718н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65841);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978);

- 10.009. Профессиональный стандарт "ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 29 июня 2021 г. N 434н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2021 г., регистрационный N 64367);

 
b210302_o_3_ЗУ.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Семиусова А.С.

Землеустройство
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Гунтыпова Е.Э.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: - сформировать профессиональную компетентность в области градостроительства, обеспечить личностное развитие обучающегося;

- заложить на основе полученных навыков и умений основы практической деятельности обучающихся в сферах государственной службы и бизнеса;

- способствовать процессу самостоятельного обучения и личностному росту в профессионально значимых для обучающихся направлениях.

Задачи: овладение обучающимися основ градостроительства и планировки населённых мест; формирование управленческого мировоззрения на основе знаний особенностей документов градостроительного планирования; воспитание навыков культуры градостроительной деятельности.

2
Цели: - сформировать профессиональную компетентность в области градостроительства, обеспечить личностное развитие обучающегося;

- заложить на основе полученных навыков и умений основы практической деятельности обучающихся в сферах государственной службы и бизнеса;

- способствовать процессу самостоятельного обучения и личностному росту в профессионально значимых для обучающихся направлениях.

Задачи: овладение обучающимися основ градостроительства и планировки населённых мест; формирование управленческого мировоззрения на основе знаний особенностей документов градостроительного планирования; воспитание навыков культуры градостроительной деятельности.

3
Цели: - сформировать профессиональную компетентность в области градостроительства, обеспечить личностное развитие обучающегося;

- заложить на основе полученных навыков и умений основы практической деятельности обучающихся в сферах государственной службы и бизнеса;

- способствовать процессу самостоятельного обучения и личностному росту в профессионально значимых для обучающихся направлениях.

Задачи: овладение обучающимися основ градостроительства и планировки населённых мест; формирование управленческого мировоззрения на основе знаний особенностей документов градостроительного планирования; воспитание навыков культуры градостроительной деятельности.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-1: Способен применять в работе знания норм законодательства Российской Федерации в области землеустройства и кадастров
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы землеустройства 
1
4 семестр
 
Основы кадастра недвижимости 
2
4 семестр
 
Топографическое черчение и инженерная графика 
3
2 семестр
 
Введение в специальность 
4
1 семестр
 
Ознакомительная практика (по типологии объектов недвижимости) 
5
4 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Преддипломная практика 
1
8 семестр
 
Выполнение, подготовка к процедуре  защиты и защита выпускной квалификационной работы 
2
8 семестр
 
Зонирование территории 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-1: Способен применять в работе знания норм законодательства Российской Федерации в области землеустройства и кадастров;

 
Знать и понимать  :
 
не знает и не понимает нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 1 
 
плохо знает и понимает нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 2 
 
знает и понимает нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
в полной мере знает и понимает нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
не умеет использовать нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 1 
 
умеет использовать нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 2 
 
умеет использовать нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
умеет использовать нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
не владеет навыками применения нормативных правовых актов, производственно-отраслевых нормативных документов, нормативно-технической документации в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 1 
 
владеет некоторыми навыками применения нормативных правовых актов, производственно-отраслевых нормативных документов, нормативно-технической документации в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 2 
 
владеет навыками применения нормативных правовых актов, производственно-отраслевых нормативных документов, нормативно-технической документации в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве, но допускает некоторые неточности
Уровень 3 
 
в полной мере владеет навыками применения нормативных правовых актов, производственно-отраслевых нормативных документов, нормативно-технической документации в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-4: Способен использовать современные технологии сбора, систематизации, обработки и учета информации при проведении кадастровых и землеустроительных работ;

 
Знать и понимать  :
 
не знает современные технологии проектных, кадастровых и других работ,

связанных с землеустройством и кадастрами

Уровень 1 
 
плохо знает и понимает современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
Уровень 2 
 
знает и понимает современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами, но допускает незначительные ошибки
Уровень 3 
 
в полной мере знает и понимает современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
не умеет использовать современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
Уровень 1 
 
умеет использовать современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами, но допускает грубые ошибки
Уровень 2 
 
умеет использовать современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами, но допускает незначительные ошибки
Уровень 3 
 
в полной мере умеет использовать современные технологии проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
не владеет навыками применения современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
Уровень 1 
 
владеет навыками применения современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами, но допускает грубые ошибки
Уровень 2 
 
владеет навыками применения современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами, но допускает некоторые неточности
Уровень 3 
 
в полной мере владеет навыками применения современных технологий проектных, кадастровых и других работ, связанных с землеустройством и кадастрами
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Основы градостроительства
 
1.1
Градостроительная деятельность. Объекты градостроительного проектирования
55
2
2
Лекция-дискуссия
Лек
 
1.2
Градостроительная документация: назначение, состав,

содержание

55
2
Лек
 
1.3
1.3 Система расселения. Виды и формы расселения. Классификация населенных пунктов
55
2
Лек
 
1.4
Населённые места как общественное явление
55
2
Лек
 
1.5
Основные градостроительные принципы. Функциональное

зонирование. Требования к использованию территорий основных зон населенного пункта

55
2
Лек
 
1.6
Реконструкция населенного пункта
55
2
Лек
 
1.7
Градостроительная документация населенного пункта.

Нормативы градостроительного проектирования

55
2
Лек
 
1.8
Генеральный план населенного пункта
55
2
2
Лекция-дискуссия
Лек
 
1.9
Условия пригодности территорий для территориального

развития населенного пункта

55
2
Лек
 
1.10
Архитектурно-планировочная структура населенного

пункта; её элементы. Основные схемы генерального плана/градостроительного плана земельного участка

55
2
2
Лекция-дискуссия
Лек
 
1.11
Градостроительная деятельность
55
2
Пр
 
1.12
Градостроительная документация
55
2
Пр
 
1.13
Схема размещения населенного пункта в

системе расселения

55
2
Пр
 
1.14
Основные градостроительные принципы
55
2
Пр
 
1.15
Анализ современного использования

территорий

55
2
Пр
 
1.16
Пояснительная записка: состав и содержание
55
2
Пр
 
1.17
Архитектурно-планировочная структура

населенного пункта

55
2
2
дискуссия
Пр
 
1.18
Типы жилых домов
55
2
Пр
 
1.19
Градостроительная деятельность. Объекты градостроительного проектирования
55
2
Ср
 
1.20
Градостроительная документация: назначение,

состав, содержание

55
2
Ср
 
1.21
Система расселения. Виды и формы расселения. Классификация населенных пунктов
55
2
Ср
 
1.22
Населённые места как общественное явление
55
2
Ср
 
1.23
Основные градостроительные принципы
55
2
Ср
 
1.24
Реконструкция населенного пункта
55
2
Ср
 
1.25
Градостроительная документация населенного

пункта

55
2
Ср
 
1.26
Генеральный план населенного пункта
55
2
Ср
 
1.27
Условия пригодности территорий для территориального развития населенного пункта
55
2
Ср
 
1.28
Архитектурно-планировочная структура насе-

ленного пункта; её элементы. Основные схемы генерального плана/градостроительного плана земельного участка

55
2
Ср
 
Раздел 2. Транспортно-планировочная организация населенного пункта
 
2.1
Транспортно-планировочная организация населенного

пункта

55
2
Лек
 
2.2
Жилые дома. Размещение жилых домов
55
2
Лек
 
2.3
Планировочная структура жилой зоны
55
2
Лек
 
2.4
Учреждения и предприятия обслуживания
55
2
2
Лекция-дискуссия
Лек
 
2.5
Общественный центр населенного пункта
55
2
2
Лекция-провокация
Лек
 
2.6
Благоустройство населенных пунктов
55
2
Лек
 
2.7
Градостроительные требования к размещению промышленности
55
2
Лек
 
2.8
Промышленные районы
55
2
Лек
 
2.9
Основы экологии урбанизированных территорий
55
2
Лек
 
2.10
Технико-экономическая оценка градостроительной документации (генеральный план н.п.)
55
2
Лек
 
2.11
Транспортно-планировочная организация населенного пункта
55
1
Пр
 
2.12
Планировочная структура жилой зоны
55
1
Пр
 
2.13
Учреждения и предприятия обслуживания
55
1
Пр
 
2.14
Общественный центр населенного пункта
55
1
Пр
 
2.15
Благоустройство населенных пунктов
55
1
Пр
 
2.16
Основы экологии урбанизированных

территорий

55
1
Пр
 
2.17
Градостроительные требования к размещению промышленности
55
1
Пр
 
2.18
Технико-экономическая оценка
55
1
Пр
 
2.19
Транспортно-планировочная организация населенного

пункта

55
1
Ср
 
2.20
Жилые дома. Размещение жилых домов
55
1
Ср
 
2.21
Планировочная структура жилой зоны
55
1
Ср
 
2.22
Учреждения и предприятия обслуживания
55
1
Ср
 
2.23
Общественный центр населенного пункта
55
1
Ср
 
2.24
Благоустройство населенных пунктов
55
1
Ср
 
2.25
Градостроительные требования к размещению

промышленности

55
1
Ср
 
2.26
Промышленные районы
55
1
Ср
 
2.27
Основы экологии урбанизированных территорий
55
1
Ср
 
2.28
Технико-экономическая оценка градостроительной документации (генеральный план н.п.)
55
1
Ср
 
Раздел 3. Правовое зонирование населённого пункта
 
3.1
Территориальное зонирование. Требования к использованию территорий основных зон населенного пункта
55
2
Лек
 
3.2
Порядок установления территориальных зон. Градостроительный регламент
55
2
Лек
 
3.3
Территориальное зонирование населённого пункта
55
2
Пр
 
3.4
Территориальное зонирование. Требования к

использованию территорий основных зон населенного пункта

55
1
Ср
 
3.5
Порядок установления территориальных зон. Градостроительный регламент
55
1
Ср
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
522
Учебная аудитория для проведения практических и лабораторных занятий, групповых и индивидуальных консультаций, промежуточной аттестации (522)
28 посадочных мест, 1 рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью. Интерактивная панель с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 13 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, расходные материалы.

Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
523
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (523)
76 посадочных мест, рабочее место преподавателя, мультимедиа проектор InFocus, настенный проекционный экран, учебная доска, 3 стенда. Наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий. Список ПО на компьютере: Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
527
Учебная аудитория для проведения лекций (527)
106 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью. Доска трехмодульная учебная, проектор, экран проекционный, ПК с возможностью  подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенды, расходные материалы.

Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
521
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (521)
28 посадочных мест, рабочее место преподавателя, 12 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС мультимедиа-проектор, набор для конференций, стенды, наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, расходные материалы. Лицензионное ПО: Список ПО на компьютере: MapInfo Professional 12.0.1; ArcGIS 10.2 for Desktop; 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
ArcView GIS 3.2, КРЕДО ДАТ 5, АРГО, КРЕДО ВОРЛДСКИЛЛС
 
519
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (519)
8 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные мебелью, компьютер (системный блок Athlion XP -2600 + мониторfTFT-19), Компьютер "Снежный барс" Core 2 Duo, компьютер (монитор LCD 22 Viewsonic + системный блок Athlon XP), принтер HP Laser Jet P 2035, МФУ HP Laser Jet Pro M132a, стеллаж угловой, стеллаж широкий, гардероб глубокий, шкаф КБ, 4 тумбы мобильной. Список ПО: MapInfo Professional 12.0.1; ArcGIS 10.2 for Desktop; ArcView GIS 3.2, антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft Office SP2b 2008; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; Инструментальная геоинформационная система «ИнГео» 2018, Topocad 14, MapInfo Professional (P) 2014, Справочно - правовая система «Консультант плюс» Microsoft Office Professional Plus
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Нимаев, Баир Цырендоржиевич. Основы градостроительства и планировка населенных мест : учебное пособие для обучающихся направления "Землеустройство и кадастры" очной и заочной форм обучения. Часть I / Б. Ц. Нимаев, Н. В. Ангапова, Г. Г. Хамнаева ; ФГБОУ ВО "БГСХА им.

В.Р. Филиппова", ИЗКИМ. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2017. - 120 с. (20 экз.)

Библиотека БГСХА

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Горлова Анастасия Баторовна
ст. преподаватель
ст. преподаватель
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других

 
приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Градостроительная деятельность: определение, цели, задачи; участники и объекты градостроительной деятельности: ПКС-1, ПКС-4.

2. Градостроительная документация: назначение, состав, содержание: ПКС-1, ПКС-4.

3. Населенные места как общественное явление, их содержание и форма. Классификация населенных пунктов: ПКС-1, ПКС-4.

4. Планировочная организация жилой зоны: ПКС-1, ПКС-4.

5. Понятие расселения. Виды и формы расселения: городское и сельское, сосредоточенное и рассредоточенное, крупнопоселковое и мелкопоселковое, автономная и групповая. Взаимосвязь городского и сельского расселения: ПКС-1, ПКС-4.

6. Генеральный план населенного пункта. Цели и задачи его разработки. Состав текстовых и графических материалов: ПКС-1, ПКС-4.

7. Функциональное зонирование. Единство всех частей (зон) населенного пункта

8. Иерархия и уровни градостроительных систем: ПКС-1, ПКС-4.

9. Оценка природных ресурсов территории: поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир, климатические условия: ПКС-1, ПКС-4.

10. Принципы функционально-планировочной организации населенных пунктов: ПКС-1, ПКС-4.

11. Организация жилого района - основного элемента планировочной структуры жилой зоны города: ПКС-1, ПКС-4.

12. Материальные элементы архитектурно-планировочной структуры населённого пункта, их взаимное размещение. Размещение общественных зданий, магистральных дорог и улиц, жилых районов и микрорайонов: ПКС-1, ПКС-4.

13. Классификация дорог и улиц. Системы уличной сети: ПКС-1, ПКС-4.

14. Улицы как основа архитектурно-планировочной структуры населенных пунктов: ПКС-1, ПКС-4.

15. Характеристика основных типов жилой застройки: блокированной, секционной, усадебной.

16. Типы жилых домов, применяемые в застройке населенных пунктов. Ориентация жилых домов в связи с инсоляцией. Санитарно-гигиенические и противопожарные требования к размещению жилых домов: ПКС-1, ПКС-4.

17. Особенности городских населенных пунктов, градообразующая база населенных пунктов. Группы населения: градообразующая, несамодеятельная, обслуживающая: ПКС-1, ПКС-4.

18. Виды, размеры и форма площадей населенных пунктов. Условия целесообразной связи площади с улицами. Приемы застройки площади, организация внутреннего пространства площади: ПКС-1, ПКС-4.

19. Размещение жилой застройки, учреждений культурно-бытового обслуживания населения.

20. Система зеленых насаждений: ПКС-1, ПКС-4.

21. Классификация общественных учреждений по назначению. Условия организации культурно-бытового обслуживания населения: ПКС-1, ПКС-4.

22. Виды учреждений культурно-бытового обслуживания. Распределение учреждений по посещаемости и использованию: ПКС-1, ПКС-4.

23. Многофункциональные центры городов. Система городских центров: ПКС-1, ПКС-4.

24. Центры культурно-бытового обслуживания жилых районов: ПКС-1, ПКС-4.

25. Реконструкция жилых территорий. Задачи реконструкции. Виды реконструкции: ПКС-1, ПКС-4.

26. Инженерная подготовка территории населенных мест. Основные задачи инженерной подготовки территории: ПКС-1, ПКС-4.

27. Виды инженерных мероприятий по подготовке территории: ПКС-1, ПКС-4.

28. Экологические проблемы урбанизированных (застроенных) территорий: ПКС-1, ПКС-4.

29. Градостроительные требования к размещению промышленности: рациональное расселение трудящихся, эффективное использование: ПКС-1, ПКС-4

30. Цели, задачи и критерии оценки, система технико-экономических показателей при оценке проектов градостроительной документации (генерального плана): ПКС-1, ПКС-4.

31. Натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные показатели в системе технико-экономических показателей при оценке градостроительной документации (генерального плана) населенных пунктов: ПКС-1, ПКС-4.

32. Правила землепользования и застройки. Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки: ПКС-1, ПКС-4.

33. Виды и состав территориальных зон. Градостроительный регламент: ПКС-1, ПКС-4.

34. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: ПКС-1, ПКС-4.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 

Перечень вопросов к зачету

1. Градостроительная деятельность: определение, цели, задачи: ПКС-1, ПКС-4;

2. Участники и объекты градостроительной деятельности: ПКС-1, ПКС-4;

3. Градостроительная документация: назначение, состав, содержание: ПКС-1, ПКС-4;

4. Населенные места как общественное явление, их содержание и форма. Классификация поселений. Группы населения: ПКС-1, ПКС-4;

5. Планировочная организация жилой зоны: ПКС-1, ПКС-4;

6. Понятие расселения, единство расселения и размещения производства: ПКС-1, ПКС-4;

7. Виды и формы расселения: городское и сельское, сосредоточенное и рассредоточенное, крупнопоселковое и мелкопоселковое, автономная и групповая: ПКС-1, ПКС-4;

8. Взаимосвязь городского и сельского расселения: ПКС-1, ПКС-4;

9. Генеральный план населенного пункта. Цели и задачи его разработки: ПКС-1, ПКС-4;

10. Состав текстовых и графических материалов генерального плана: ПКС-1, ПКС-4;

11. Функциональное зонирование. Единство всех частей (зон) населенного пункта: ПКС-1, ПКС-4;

12. Иерархия и уровни градостроительных систем: ПКС-1, ПКС-4;

13. Оценка природных ресурсов территории: поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир, климатические условия: ПКС-1, ПКС-4;

14. Принципы функционально-планировочной организации застроенных территорий: ПКС-1, ПКС-4;

15. Организация жилого района - основного элемента планировочной структуры жилой зоны города: ПКС-1, ПКС-4;

16. Материальные элементы архитектурно-планировочной структуры населённого пункта, их взаимное размещение: ПКС-1, ПКС-4;

17. Размещение общественных зданий, магистральных дорог и улиц, жилых районов, микрорайонов: ПКС-1, ПКС-4.

Вопросы модулей текущего контроля

1. Общие сведения о градостроительной деятельности: определение, цели, задачи; участники и объекты градостроительной деятельности.

2. Понятие расселения, единство расселения и размещения производства. Виды и формы расселения: городское и сельское, сосредоточенное и рассредоточенное, крупнопоселковое и мелкопоселковое, автономная и групповая. Взаимосвязь городского и сельского расселения.

3. Особенности городских и сельских населенных мест, градообразующая база населенных мест. Группы населения: градообразующая, несамодеятельная, обслуживающая.

4. Градостроительная документация на примере генерального плана населенного пункта: назначение, состав, содержание.

5. Условия пригодности территорий для строительства. Предпроектный анализ территории.

6. Архитектурно-планировочная структура населенного места; элементы ее. Построение общей схемы планировки.

7. Транспортно-планировочная организация населенного пункта. Классификация дорог и улиц. Системы уличной сети.

8. Условия целесообразной связи площади с улицами. Приемы застройки площади, организация внутреннего пространства площади.

9. Типы жилых домов, их типологическая и конструктивная характеристики.

10. Условия и способы размещения зданий на рельефе, вертикальное и горизонтальное смещение элементов (блоков, блок-секций) зданий при размещении их на рельефе. Организация территории при жилых домах. Характеристика усадебной, блокированной и секционной жилой застройки.

11. Организация жилого района - основного элемента планировочной структуры жилой зоны. Размещение жилой застройки, размещение учреждений культурно-бытового обслуживания населения.

12. Классификация общественных учреждений по назначению. Условия организации культурно-бытового обслуживания населения. Виды учреждений культурно-бытового обслуживания. Распределение учреждений по посещаемости и использованию.

13. Структура, функции, архитектурно-пространственная композиция городского центра. Центры культурно-бытового обслуживания.

14. Задачи реконструкции. Выявление районов перспективного строительства. Виды реконструкции.

15. Инженерная подготовка территории населенных мест. Основные задачи инженерной подготовки территории.

16. Градостроительные требования к размещению промышленности

17. Цели, задачи и критерии оценки, система технико-экономических показателей при оценке проектов планировки, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные показатели в системе технико-экономических показателей при оценке проектов территориального планирования.

18. Зонирование — территориальное (функциональные зоны). Единство всех частей (зон) населенного пункта, создание системы взаимосвязанных общественных центров, транспортно-планировочная организация населенного пункта, населенный пункт как часть системы расселения, населенный пункт как развивающаяся структура.

19. Правила землепользования и застройки. Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.

20. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Перечень дискуссионных тем

 
1. Градостроительная деятельность. Объекты градостроительного проектирования;

2. Генеральный план населенного пункта;

3. Архитектурно-планировочная структура населенного пункта; её элементы. Основные схемы генерального плана/градостроительного плана земельного участка;

4. Учреждения и предприятия обслуживания;

5. Благоустройство населенных пунктов;

6. Территориальное зонирование. Требования к использованию территорий основных зон населенного пункта;

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем курсовых проектов

- Генеральный план населенного пункта

- Проект планировки части населенного пункта (жилой микрорайон/район; общественно-деловая зона и т.д.)

Темы рефератов

1. Градостроительная деятельность;

2. Градостроительная документация;

3. Основные градостроительные принципы;

4. Архитектурно-планировочная структура населенного пункта;

5. Типы жилых домов;

6. Транспортно-планировочная организация населенного пункта;

7. Планировочная структура жилой зоны;

8. Учреждения и предприятия обслуживания;

9. Общественный центр населенного пункта;

10. Основы экологии урбанизированных территорий;

11. Технико-экономическая оценка;

12. Территориальное зонирование населённого пункта

 
Перечень экзаменационных вопросов,

перечень вопросов к зачету,

перечень примерных тем курсовых проектов,

перечень тем рефератов,

вопросы модулей текущего контроля,

перечень дискуссионных тем

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает
 
ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач,

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура

 
проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6