2024-2025_m21_04_02_o_1_plx_Региональное землепользование_Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Балданов Н.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Кадастры и право

уч. ст., уч. зв.
Гунтыпова Е.Э.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
21.04.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.01 Региональное землепользование
 
Землеустройство
Квалификация
Магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 2

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
24
24
Контактная работа
36
36
Сам. работа
72
72
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
кандидат биологических наук, доцент Балданов Нимбу Доржижапович _________________
 
 
Региональное землепользование
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 945);

- 10.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 12 октября 2021 г. N 718н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65841);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 945);

- 10.009. Профессиональный стандарт "ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 29 июня 2021 г. N 434н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2021 г., регистрационный N 64367);

 
m21.04.02_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.

Кадастры и право
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Семиусова А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: приобретение теоретических знаний и практических навыков по противоэрозионной организации территории, ее месту в общей системе землеустройства

Задачи: -изучить основных положений противоэрозионной организации территории;

-изучить приемы противоэрозионной организации территории;

-изучить пути использования противоэрозионной организации территории  в системе управления земельными ресурсами;

- сформировать представление об  использовании современных программных и технических средств информационных технологий для  решения задач борьбы с эрозией почв на различных административно-территориальных и хозяйственных уровнях.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен разрабатывать и внедрять передовые технологии и методики в землеустройстве и кадастрах
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Преддипломная практика 
1
4 семестр
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы 
2
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен разрабатывать и внедрять передовые технологии и методики в землеустройстве и кадастрах;

ПКС-3: Способен разрабатывать и внедрять передовые технологии и методики в землеустройстве и кадастрах

Знать

Уровень 1

ИД-1 - не знает и не понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров

Уровень 2

ИД-1 - плохо знает и понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров

Уровень 3

ИД-1 - знает и понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров,  однако допускает некоторые неточности

Уровень 4

ИД-1 - в полной мере знает и понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров

Уметь

Уровень 1

ИД-1 - не умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров

Уровень 2

ИД-1 - плохо умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области землеустройства и кадастров

Уровень 3

ИД-1 - умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров, но допускает ошибки

Уровень 4

ИД-1 - В полной мере умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров

Владеть

Уровень 1

ИД-1 - не владеет навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров

Уровень 2

ИД-1 - владеет некоторыми навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области землеустройства и кадастров

Уровень 3

ИД-1 - владеет навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров, но допускает некоторые неточности

Уровень 4

ИД-1 - владеет навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области землеустройства и кадастров

 

 
Знать и понимать  организационно-управленческие решения при организации и проведении практической деятельности в региональном землепользовании; методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений, анализа эколого-экономической эффективности при проектировании и реализации проектов.:
 
ИД-1 - не знает и не понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров
Уровень 1 
 
ИД-1 - плохо знает и понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров
Уровень 2 
 
ИД-1 - знает и понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров,  однако допускает некоторые неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 - в полной мере знает и понимает мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  использовать организационно-управленческие решения при организации и проведении практической деятельности в региональном землепользовании; использовать методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений, анализа эколого-экономической эффективности при проектировании и реализации проектов.:
 
ИД-1 - не умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров
Уровень 1 
 
ИД-1 - плохо умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области землеустройства и кадастров
Уровень 2 
 
ИД-1 - умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 - В полной мере умеет осуществлять мониторинг рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками организационно-управленческих решений  при организации и проведении практической деятельности в региональном землепользовании; методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений, анализа эколого-экономической эффективности при проектировании и реализации проектов.:
 
ИД-1 - не владеет навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров
Уровень 1 
 
ИД-1 - владеет некоторыми навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области землеустройства и кадастров
Уровень 2 
 
ИД-1 - владеет навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области земле-устройства и кадастров, но допускает некоторые неточности
Уровень 3 
 
ИД-1 - владеет навыками применения и осуществления мониторинга рынка новых разработок, методов, методик и технологий в области землеустройства и кадастров
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  И ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЙ
 
1.1
Распределение и использование земельного фонда в Республике Бурятия
22
2
ПКС-3
2
Лекция -визуализация
Лек
 
1.2
Эрозионное зонирование территории Республики Бурятия
22
2
ПКС-3
Лек
 
1.3
Региональные системы противоэрозионных мероприятий
22
2
ПКС-3
Лек
 
1.4
Состояние и проблемы рационального использования земельных ресурсов в условиях региона
22
4
ПКС-3
4
Дискуссия. Устный опрос, обсуждение результатов
Пр
 
1.5
Экономические, социальные и экологические условия региона.
22
2
ПКС-3
Подготовка и представление доклада
Пр
 
1.6
Эрозионное зонирование территории Республики Бурятия
22
2
ПКС-3
Письменный опрос
Пр
 
1.7
Сущность и содержание системы противоэрозионных мероприятий
22
2
ПКС-3
2
Круглый стол. Устный опрос, обсуждение результатов
Пр
 
1.8
Региональные системы противоэрозионных мероприятий
22
2
ПКС-3
Тестирование
Пр
 
1.9
Распределение и использование земельного фонда в Республике Бурятия
22
5
ПКС-3
Устный опрос
Ср
 
1.10
Состояние и проблемы рационального использования земельных ресурсов в условиях региона
22
6
ПКС-3
Устный опрос, обсуждение результатов
Ср
 
1.11
Экономические, социальные и экологические условия региона
22
6
ПКС-3
Подготовка и представление доклада
Ср
 
1.12
Эрозионное зонирование территории Республики Бурятия
22
5
ПКС-3
Письменный опрос
Ср
 
1.13
Сущность и содержание системы противоэрозионных мероприятий.
22
5
ПКС-3
Устный опрос, обсуждение результатов
Ср
 
1.14
Региональные системы противоэрозионных мероприятий
22
5
ПКС-3
Тестирование
Ср
 
Раздел 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
 
2.1
Механизмы регулирования землепользования при формировании земельных отношений в регионе
22
2
2
Лекция -визуализация
Лек
 
2.2
Эффективность использования земельных ресурсов в Республи-ке Бурятия
22
2
Лек
 
2.3
Региональное планирование, прогнозирование использование земель
22
2
Лек
 
2.4
Механизмы регулирования землепользования при формировании земельных отношений в регионе
22
2
Письменный опрос
Пр
 
2.5
Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов
22
2
2
Круглый стол. Устный опрос, обсуждение результатов
Пр
 
2.6
Эффективность использования земельных ресурсов в Республике Бурятия
22
2
2
Подготовка и представление доклада
Пр
 
2.7
Приоритетные направления реформирования земельных отношений в регионе
22
2
2
Дискуссия. Устный опрос, обсуждение результатов
Пр
 
2.8
Региональное планирование, прогнозирование использование земель
22
2
Тестирование
Пр
 
2.9
Трансформация сельскохозяйственного землепользования
22
2
Письменный опрос
Пр
 
2.10
Механизмы регулирования землепользования при формировании земельных отношений в регионе
22
6
Письменный опрос
Ср
 
2.11
Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов
22
6
Устный опрос, обсуждение результатов
Ср
 
2.12
Эффективность использования земельных ресурсов в Республике Бурятия
22
6
Подготовка и представление доклада
Ср
 
2.13
Приоритетные направления реформирования земельных отношений в регионе
22
8
Устный опрос, обсуждение результатов
Ср
 
2.14
Региональное планирование, прогнозирование использование земель
22
6
Тестирование
Ср
 
2.15
Трансформация сельскохозяйственного землепользования
22
8
Письменный опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Слезко В.В., Слезко Е. В., Слезко Л.В. Землеустройство и управление землепользованием [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 221 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=344443 
Л1.1
 
Сулин М. А. Землеустройство:допущено МСХ РФ в качестве учебного пособия для студентов  сельскохозяйственных вузов. - Москва: Колос, 2009. - 402
Л1.2
 
Коменданова Т. М., Абгалдаев Ю. В., Иванова Г. А. Региональное землеустройство [Электронный ресурс]:. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2018. - 55 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/225950 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Прорвич В.А., Печенев А.Н., Пичуков В.К. Основы городского землеустройства и реформирования земельных отношений [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 395 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=339001 
Л2.1
 
С. Н. Волков Землеустройство:Учебник для вузов. - Колос, 2001. - 496
Л2.2
 
Абгалдаев Ю. В., Коменданова Т. М. Основы землеустройства [Электронный ресурс]:Методические указания. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2016. - 46 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=2479 
Л2.3
 
Ильин Ю. М., Калашников К. И., Коменданова Т. М., Абгалдаев Ю. В., Ангапова Н. В., Ахунзянова С. А., Балданов Н. Д., Даржаев В. Х., Имескенова Э. Г., Куклина Е. Э., Кыркунова Г. Ф., Малханова Е. В., Матханова Л. Н., Мухорин Е. А., Нимаева М. Н., Нимаев Б. Ц., Очирова Б. Л., Семенова М. В., Семиусова А. С., Хамнаева Г. Г., Цыдыпова С. Б., Цынгеева Ц. Ц., Ильин Ю. М., Калашников К. И. Современное состояние и рациональное использование земельных ресурсов в Байкальском регионе [Электронный ресурс]:монография. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2020. - 194 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=4291 
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Коменданова Т. М., Абгалдаев Ю. В., Иванова Г. А. Региональное землеустройство [Электронный ресурс]:учебное пособие. - , 2018. - 54 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01294 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
523
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (523)
76 посадочных мест, рабочее место преподавателя, мультимедиа проектор InFocus, настенный проекционный экран, учебная доска, 3 стенда. Наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий. Список ПО на компьютере: Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
522
Учебная аудитория для проведения практических и лабораторных занятий, групповых и индивидуальных консультаций, промежуточной аттестации (522)
28 посадочных мест, 1 рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью. Интерактивная панель с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 13 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, расходные материалы.

Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
525
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (525)
20 посадочных мест, рабочее место преподавателя, учебная доска,  ПК №1 - «Снежный барс» Sthlon||X3 440–10шт,  6 стендов, наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий. Список ПО на компьютере: Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc., Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level; MapInfo Professional 12.0.1; ArcGIS 10.2 for Desktop; ArcView GIS 3.2, антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
Office SP2b 2008; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; Яндекс браузер;  Google Chrome; MapInfo Professional (P) 2014, Справочно - правовая система «Консультант плюс» Microsoft  Office Professional Plus
 
519
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (519)
8 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные мебелью, компьютер (системный блок Athlion XP -2600 + мониторfTFT-19), Компьютер "Снежный барс" Core 2 Duo, компьютер (монитор LCD 22 Viewsonic + системный блок Athlon XP), принтер HP Laser Jet P 2035, МФУ HP Laser Jet Pro M132a, стеллаж угловой, стеллаж широкий, гардероб глубокий, шкаф КБ, 4 тумбы мобильной. Список ПО: MapInfo Professional 12.0.1; ArcGIS 10.2 for Desktop; ArcView GIS 3.2, антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft Office SP2b 2008; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; Инструментальная геоинформационная система «ИнГео» 2018, Topocad 14, MapInfo Professional (P) 2014, Справочно - правовая система «Консультант плюс» Microsoft Office Professional Plus
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Региональное землепользование : допущено Методическим советом Бурятской ГСХА в качестве учебного пособия по направлению подготовки 21.04.02 "Землеустройство и кадастры" / Т. М. Коменданова, В. Х. Даржаев ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 64 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01713. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Библиогр.: с. 61 (12 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный.

2. 

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Балданов Нимбу Доржижапович
доцент
кандидат биологических наукдоцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других

 
приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Комплект вопросов к устному опросу

Тема 1.1 Распределение и использование земельного фонда в Республике Бурятия

1.Раскройте понятие земельного фонда?

2.Что такое категория земель? Сколько существует категорий земель, дайте краткую характеристику?

3. Дать определение понятию угодье? Классификация земельных угодий?

4. Сколько существует форм собственности?

5. Структурные изменения в региональном земельном фонде?

Тема 1.2 Состояние и проблемы рационального использования земельных ресурсов в условиях региона

1.Дайте определение земельным ресурсам?

2. Раскройте понятие рационального использования земельных ресурсов?

3. Перечислите основные проблемы рационального использования земельных ресурсов в современных условиях?

4.Какие основные направления относят к охране и рациональному использованию земельных ресурсов?

Тема 1.5 Сущность и содержание системы противоэрозионных мероприятий

1.Перечислить основные принципы защиты почв от эрозии?

2. Дать определение системе противоэрозионных мероприятий?

3. В чём заключается эффективность противоэрозионных мероприятий?

Тема 2.2 Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов

1.В чём особенность системы планирования и управления земельными ресурсами?

2. Мероприятия  по совершенствованию планирования рационального использования земель?

3.Какие существуют мероприятия по охране земель?

4.Дайте характеристику  экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны?

Тема 2.4 Приоритетные направления реформирования земельных отношений в регионе

1. Принципы регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве и методы их совершенствования.

2. Формирование подходов к реформированию земельных отношений.

3. Влияние экономических и  экологических условий на развитие земельных отношений в регионе

Перечень тем докладов

1. Экономические, социальные и экологические условия региона

2. Эффективность использования земельных ресурсов в Республике Бурятия

Комплект тестовых заданий

Тема 1.6 Региональные системы противоэрозионных мероприятий

1.Охрана почв –это

А) система мер, направленных на осуществление определенных действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.

Б)комплекс организационно-хозяйственных  мер по предотвращению необоснованного их изъятия из сельскохозяйственного и другого использования;

В) комплекс организационных,  агрономических, технических, мелиоративных мероприятий по защите земель от эрозионных и других негативных процессов.

2. склоновый участок земли – это

А) наклонный участок поверхности Земли, формирующийся в результате действия рельефообразующих процессов;

Б)отношение превышения местности к горизонтальному положению, на котором оно наблюдается;

В) оба варианта верны.

3.линейная эрозия –это

А) это смыв верхних горизонтов почвы на склонах при стекании по ним дождевых или талых вод сплошным потоком или ручьями

Б)эрозия, которая развивается там, где естественная расти¬тельность уничтожена и территорию используют без учета ее при¬родных особенностей, в результате чего процесс смыва почвы не покрывается процессами ее самовосстановления.

В)эрозия, вызываемая талыми и дождевыми водами, стека¬ющими значительной массой, сконцентрированной в узких преде¬лах участка склона. В результате происходит размыв почвы в глуби¬ну, образуются глубокие промоины, рытвины, которые постепенно перерастают в овраги.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
4. овраг – это

А) сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами

Б) форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками.

В) протяжённое углубление в почве, возникающее как правило из-за струйчатого размыва грунта временными водотоками при таянии снега и ливневых дождях.

5.лесомелиоративные мероприятия направлены на:

А) на устранение причин возникновения ветровой и водной эрозии

Б) на регулирование условий сосуществования растения-хозяина и вредителя, в сторону их улучшения по отношению к культуре и ухудшения по отношению к фитофагу

В) оба варианта верны.

Тема 2.5 Региональное планирование, прогнозирование и использование земель

1.Нормативно-правовая база - это

А) облечённый в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определённого значения.

Б) материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде.

В)это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

2.К недвижимым вещам относятся:

А) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Б)деньги, ценные бумаги;

В) оба варианта

3.Земельные ресурсы – это

А)земли, которые используются и могут быть использованы в отраслях народного хозяйства.

Б)земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам.

В) оба варианта верны.

4.Недвижимость – это

А)совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица или публично-правового образования (включая деньги и ценные бумаги), а также их имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц, представляющие для собственника какую-либо полезность;

Б)объекты гражданских прав, перемещение в пространстве которых невозможно без причинения ущерба;

В) оба варианта верны.

Перечень тем и вопросов для круглого стола

Тема 1.5 Сущность и содержание системы противоэрозионных мероприятий

1. Основные принципы защиты почв от эрозии.

2. Региональные системы противоэрозионных мероприятий.

3. Эффективность комплекса противоэрозионных приемов

Тема 2.2 Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов

1. Система планирования и управления земельными ресурсами.

2. Определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики.

3. Разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель.

4. Оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны.

Перечень вопросов к зачету

1. Характеристика земельного фонда по категориям земель (ПКС-3);

2. Распределение земельного фонда по угодьям (ПКС-3);

3. Распределение земель в Республике Бурятия по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию (ПКС-3);

4. Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции (ПКС-3);

5. Структурные изменения в региональном земельном фонде (ПКС-3);

6. Состояние земельных ресурсов Республики Бурятия (ПКС-3);

7. Проблемы использования земельных ресурсов в Республике Бурятия (ПКС-3);

8. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и их охрана (ПКС-3);

9. Природно-сельскохозяйственное районирование земель региона (ПКС-3);

10. Агропочвенное районирование и оценка почв  Республики Бурятия по плодородию и бонитету (ПКС-3);

11. Экономическая эффективность использования земель региона (ПКС-3);

12. Социальные факторы учитываемые при землеустройстве(ПКС-3);

13. Почвенно-климатические условия и агропроизводственные зоны Республики Бурятия (ПКС-3);

14. Классификация земель по эродированности и интенсивности использования в Республике Бурятия (ПКС-3);

15. Основные принципы защиты почв от эрозии. Региональные системы противоэрозионных мероприятий (ПКС-3);

16. Эффективность комплекса противоэрозионных приемов (ПКС-3);

17. Методика обоснования мероприятий по защите почв от водной и ветровой эрозии (ПКС-3);

 
18. Борьба с водной эрозией на склоновых землях (ПКС-3);

19. Линейная эрозия почв и совершенствование приемов борьбы с оврагами (ПКС-3);

20. Лесомелиоративные мероприятия (ПКС-3);

21. Правовые, экономические, организационные, управленческие механизмы регулирования земельных отношений (ПКС-3);

22. Межотраслевое распределение земельных ресурсов и регулирование земельных отношений (ПКС-3);

23. Совершенствование механизмов регулирования земельных отношений (ПКС-3);

24. Система планирования и управления земельными ресурсами (ПКС-3);

25. Определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики (ПКС-3);

26. Разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель (ПКС-3);

27. Оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны (ПКС-3);

28. Показатели эффективности использования земельных ресурсов (ПКС-3);

29. Экономическая эффективность использования земельных ресурсов в условиях рыночных отношений (ПКС-3);

30. Оценка эффективности использования земельных ресурсов в Республике Бурятия (ПКС-3);

31. Принципы регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве и методы их совершенствования (ПКС-3);

32. Формирование подходов к реформированию земельных отношений (ПКС-3);

33. Влияние экономических и  экологических условий на развитие земельных отношений в регионе (ПКС-3);

34. Нормативно-правовая база планирования и прогнозирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости (ПКС-3);

35. Современные методы планирования и  прогнозирования использования земельных ресурсов (ПКС-3);

36. Проблемы государственного планирования и прогнозирования использования земельных ресурсов (ПКС-3);

37. Основные направления совершенствования структуры земельной собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий (ПКС-3);

38. Создание механизма эффективного сельскохозяйственного землепользования региона (ПКС-3);

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект вопросов к письменному опросу

Тема 1.4 Эрозионное зонирование территории Республики Бурятия

1.В чём особенность почвенно-климатических условий Республики Бурятия.

2.Что такое агропроизводственная зона?

3. Понятие эрозия почв, её виды.

4. Классификация почв по степени эродированности

Тема 2.6 Трансформация сельскохозяйственного землепользования

1.Дайте понятие земельной собственности?

2.Какие существуют организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий? Краткая характеристика.

3.Что такое сельскохозяйственное землепользование?

Перечень дискуссионных тем и вопросов

Тема 1.2 Состояние и проблемы рационального использования земельных ресурсов в условиях региона

1. Состояние земельных ресурсов Республики Бурятия.

2. Проблемы использования земельных ресурсов в Республике Бурятия.

3. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и их охрана.

Тема 2.4 Приоритетные направления реформирования земельных отношений в регионе

4. Принципы регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве и методы их совершенствования.

5. Формирование подходов к реформированию земельных отношений.

6. Влияние экономических и  экологических условий на развитие земельных отношений в регионе

Темы групповых творческих проектов

1. Состояние и динамика развития земельного фонда РБ

2. Механизмы регулирования земельных отношений в РБ

3. Организационно-правовые формы сельскохозяйственным предприятий в РБ

4. Контроль и регулирование оборота земли в РБ

5. Организационно-административная структура управления земельными ресурсами органов государственной власти РФ, РБ, МСУ

 
1. Перечень вопросов к устному опросу

2. Перечень вопросов к письменному опросу

3. Перечень тем докладов

4. Комплект тестовых заданий

5. Перечень тем и вопросов для круглого стола

6. Перечень дискуссионных тем и вопросов

7. Темы групповых творческих проектов

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

 
Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия
 
информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических

 
ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6