2024-2025_b350310_о_2_plx_plx_Основы ландшафтного дизайна
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Ландшафтный дизайн и экология

уч. ст., уч. зв.
Доржиева А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура

Направленность (профиль) Ландшафтное проектирование

Дисциплины (модуля)
Б1.О.13 Основы ландшафтного дизайна
 
Ландшафтный дизайн и экология
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Объём дисциплины в З.Е.
2
Продолжительность в часах/неделях
72/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
4
4
Практические занятия
32
32
Контактная работа
36
36
Сам. работа
36
36
Итого
72
 
Программу составил(и):
 
, высшее Дымчикова М.С. _________________
 
 
Основы ландшафтного дизайна
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736);

- 10.005. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 9 сентября 2020 г. N 599н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60258);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736);

- 10.010. Профессиональный стандарт "ЛАНДШАФТНЫЙ АРХИТЕКТОР", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 29 января 2019 г. N 48н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2019 г., регистрационный N 53896);

 
b350310_о_2.plx.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Доржиева А.С.

Ландшафтный дизайн и экология
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Доржиева А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Цель дисциплины (модуля): является развитие у обучающихся основ пространственного планировочного мышления как части общенаучного мышления и мировоззрения. Имея представление о взаимосвязи ландшафтной архитектуры и градостроительства с развитием экономики, культуры, экологии, строительства, будущие специалисты смогут более объективно  оценивать экономическое развитие страны, района, города

Задачи: Задачи: формирование представления о терминологии, методологии, современных научных подходах, используемых при изучении архитектуры и градостроительства как теории и практики планировки поселений и территорий.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Экология декоративных растений 
1
4 семестр
 
Лекарственные и эфиромасличные растения 
2
4 семестр
 
Теория и практика озеленения 
3
4 семестр
 
Введение в ландшафтную архитектуру 
4
1 семестр
 
Экология 
5
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Плодово-ягодные культуры в ландшафтном дизайне 
1
6 семестр
 
Благоустройство населенных пунктов 
2
7 семестр
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 
3
6 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
4
8 семестр
 
Преддипломная практика 
5
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Модуль №1 Территориальное планирование и градостроительное зонирование
 
1.1
Введение в историю архитектуры и градостроительства. Принципы расселения, возникновение городов. 
55
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Понятийный аппарат современной градостроительной деятельности. Градостроительный кодекс РФ

55
2
Лек
 
1.3
Основы территориального планирования. Научные и нормативные основы территориального планирования
55
2
Лек
 
1.4
Документы территориального планирования. Нормативы градостроительного проектирования
55
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.5
Основы градостроительного зонирования.  Документы градостроительного зонирования
55
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.6
Планировочные структуры городских и сельских поселений. Документы градостроительного зонирования

55
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.7
Дорожно-транспортная инфраструктура городских и сельских поселений

55
2
Лек
 
1.8
Классификация и типология улиц и дорог поселений
55
2
Лек
 
1.9
Расселение и планы городов
55
2
Практическая работа №1
Пр
 
1.10
Иерархия градостроительной документации
55
2
Практическая работа №2
Пр
 
1.11
Система природно-климатических факторов. 
55
2
Практическая работа №3
Пр
 
1.12
Анализ генерального плана г. Улан-Удэ
55
2
Практическая работа №4
Пр
 
1.13
Функциональное зонирование
55
2
Практическая работа №5
Пр
 
1.14
Комплексный градостроительный анализ территории
55
2
Практическая работа №6
Пр
 
1.15
Композиционно-визуальный анализ фрагмента застройки
55
2
Практическая работа №7
Пр
 
1.16
Улично-дорожная сеть. Профиль улицы
55
2
Практическая работа №8
Пр
 
1.17
Комплексный градостроительный анализ территории. Анализ структуры, каркаса и функций
55
2
Практическая работа №9
Пр
 
1.18
Композиционно-визуальный анализ фрагмента застройки
55
2
ПРактическая работа №10
Пр
 
1.19
Композиционно-визуальный анализ фрагмента застройки
55
10
Ср
 
Раздел 2. Модуль №2 Планировка территорий
 
2.1
Основы планировки жилых территорий
55
4
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Основы планировки общественных центров
55
2
Лек
 
2.3
Основы планировки озелененных территорий. Структура и функции озеленённых территорий города Система озеленения города. Структурные элементы системы озеленения. Основы проектирования элементов системы озеленения
55
4
Лекция-визуализация
Лек
 
2.4
Промышленные и коммунально-складские районы

55
2
Лек
 
2.5
Экологические проблемы населенных мест и их решение
55
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.6
Пригородная зона
55
2
Лек
 
2.7
Градостроительный анализ
55
2
Практическая работа №11
Пр
 
2.8
Определение численности населения в жилых микрорайонах
55
2
Практическая работа №12
Пр
 
2.9
Планировочные ограничения
55
2
Практическая работа №13
Пр
 
2.10
Натурные исследования
55
2
Практическая работа №14
Пр
 
2.11
Анализ композиционной стркутуры
55
2
Практическая работа №15
Пр
 
2.12
Подбор аналогов
55
2
Практическая работа №18
Пр
 
2.13
Градостроительный анализ
55
34
Групповой проект
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Скачкова М. Е., Монастырская М. Е., Монастырской М. Е. Введение в градостроительную деятельность. Нормативно-правовое и информационное обеспечение [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 268 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206003 
Л1.1
 
 
Дополнительная литература
 
Дымчикова М. С. Основы архитектуры и градостроительства [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура». - , 2024. - 64 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/03019 
Л2.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
215
Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также для самостоятельной работы/Компьютерный класс (215)
15 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенной учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, пробковая доска на колесах 2 шт, 3 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Sketch Up 2020, 3D Планировщик Наш сад, Landscape Design 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
218
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория "Экосистемные услуги на ООПТ" (218)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, доступ в интернет, стенд, карта ООПТ России.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
209
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Ботаника и экология растений (209)
22 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель, стенды, Оборудование: Микроскоп цифровой Levenhuk D95L LCD монокулярный 10 шт. Микроскоп цифровой Discovery Artisan 6 шт. Микроскоп цифровой Levenhuk MED D45T LCD тринокулярный 1 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Дымчикова М.С.
высшее
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Карта тестовых заданий

Направление подготовки: 07.03.04 Градостроительство

Профиль: Градостроительство, Урбанистика в архитектуре

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
Компетенция: ОПК-3 Способен участвовать в комплексном проектировании на основе систем-ного подхода, исходя из действующих правовых норм, финансовых ресурсов, анализа ситуации в социальном, функциональном, экологическом, технологическом, инженерном, историческом, экономическом и эстетическом аспектах

Индикатор: ОПК-3.3 Умеет: Участвовать в разработке градостроительных концепций. Выпол-нять оформление презентаций и сопровождение градостроительных разделов проектной доку-ментации на этапах согласований. Использовать методы моделирования и гармонизации искус-ственной среды обитания при разработке градостроительных и объемно-планировочных реше-ний.

Дисциплина: Основы градостроительства

Описание теста:

1. Тест состоит из 85 заданий, которые проверяют уровень освоения компетенций обучающе-гося. При тестировании каждому обучающемуся предлагается 30 тестовых заданий                по 15 открытого и закрытого типов разных уровней сложности.

2. За правильный ответ тестового задания обучающийся получает 1 условный балл,                                 за неправильный ответ – 0 баллов. По окончании тестирования, система автоматически определя-ет «заработанный итоговый балл» по тесту, согласно критериям оценки

3 Максимальная общая сумма баллов за все правильные ответы составляет 100 баллов.

4. Тест успешно пройден, если обучающийся правильно ответил на 70 % тестовых заданий                   (61 балл).

5. На прохождение тестирования, включая организационный момент, обучающимся отводится                         не более 45 минут. На каждое тестовое задание в среднем по 1,5 минуты.

6. Обучающемуся предоставляется одна попытка для прохождения компьютерного тестирования.

Кодификатором теста по дисциплине является раздел рабочей программы «4. Структура                              и содержание дисциплины (модуля)».

Комплект тестовых заданий

Задания закрытого типа

Задания альтернативного выбора

Выберите один или несколько правильных ответов

Простые (1 уровень)

1 Территория, примыкающая к магистральным улицам общегородского значения на отрезках, со-единяющих центр города с городским узлом или городские узлы между собой

А) Внемагистральная территория

Б) Магистральная территория

В) Примагистральная территория

2 Что из нижеперчисленного не относится к зонам с особыми условиями использования террито-рии

А) санитарно-защитные зоны

Б) зоны затопления

В) зоны охраны объектов культурного наследия

Г) особые экономические зоны  

3 Территория общественного назначения, формирующаяся на пересечении магистральных улиц общегородского значения.

А) Магистральный узел

Б)  Общественный узел

В) Городской узел

4 Административно-территориальное деление государств это…

А) Деление территории континентов на территории государств согласно международным догово-рам

Б) Деление территории страны на субъекты с целью организации управления территория-ми

В) Функциональное зонирование в масштабах государства

5 Верхняя конструкция, отделяющая помещения здания от внешней среды и защищающая их от ат-мосферных осадков и других внешних воздействий

А) Перекрытие

Б) Перегородка

В) Крыша

Средне-сложные (2 уровень)

6 Открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей

А) Автостоянки

 
Б) Гаражи

В) Парковки

7 Прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны

А) Балясина

Б) Пилястра

В) Капитель

Г) Абак

8 Рисунок (узор), построенный из организованных элементов

А) Метр

Б) Цветовой тон

В) Ритм

Г) Декор

Д) Текстура

Е) Ряд

Ж) Фактура

З) Орнамент

9 К документам по планировке территории относится

А) Проект планировки территории

Б) Правила землепользования и застройки

В) Проект многоэтажного жилого комплекса (раздел АР)

Г) Проект благоустройства озелененной территории общего пользования

10 Разграничение участков, отличающихся друг от друга по каким-либо признакам

А) Разделение территории

Б) Разграничение территории

В) Зонирование территории

11 На чертежах проекта межевания территории в обязательном порядке, должны отображаться

А)       инженерные сети

Б) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков

В) места размещения древесно-кустарниковых насаждений и малые архитектурные формы

12 Строительный объем жилого здания определяется как сумма

А) строительного объема выше отметки уровня чистого пола (надземная часть) и ниже этой от-метки (подземная часть)

Б) строительного объема выше отметки уровня земли (надземная часть) и ниже этой отметки (под-земная часть)

В) строительного объема выше отметки ± 0,000 (надземная часть) и ниже этой отметки (под-земная часть)

13 Цикличность посещения, которая предусматривается для объектов повседневного обслужива-ния…

А) Каждый день, кроме выходных

Б) Три смены

В) Каждые 3 часа

14 Основным недостатком свободного типа транспортных структур является

A) Индивидуальный подход

Б) Трудность организации магистральных улиц

В) Живописность

15 Система взаимосвязи между различными видами транспорта

А) Городской узел

Б) Магистральный узел

В) Транспортный узел

16 Примерная площадь жилого района в крупном городе

А) 100-150 га

Б) 50-100 га

В) 300-500 га

17 Совокупность частей и элементов города, образующих среду для жизнедеятельности населения и функционирования систем городского жизнеобеспечения.

А) Общественная среда

Б) Городская среда

В) Магистральная среда

 

18 Композиционным средством выявления конструктивного строения здания, когда ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения направлена в сторону композиционно-го центра не является

А) Композицией

Б) Пространством

В) Тектоникой

Г) Метрикой

19 Выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и другое является

А) Стойкой

Б) Щитом

В) Накатом

Г) Консолью

20 Количество ступеней, которые имеет система объектов общественного обслуживания в городах…

А) Три

Б) Четыре

В) Две

21 Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) относятся к документам

А) Градостроительного зонирования

Б) Территориального планирования

В) По планировке территории

Г) Архитектурно-строительному проектированию

22 Выберите правило взаимного размещения промышленной зоны и селитьбы:

А) Последовательное удаление трудоемких предприятий

Б) Последовательное удаление менее трудоемких предприятий

В) Удаление производственных территорий, связанных с внутренним транспортом

Г) Удаление транспорта в пригород

23 Светопрозрачное ограждение для освещения, проветривания, инсоляции

А) Окно

Б) Дверь

В) Проем

24 Водная поверхность, в данном контексте - в составе систем расселения, городов, населенных мест и прилегающих территорий.

А) Водная зона

Б) Водный объект

В) Водораздел

Г) Акватория

25 В качестве целей социально-экономического развития региона используются

А) увеличение доходов,

Б) улучшение образования, питания и здравоохранения,

В) ухудшение качества магистралей

Г)снижение уровня нищеты

26 Проекты планировки по срокам реализации можно разделить на

А) Долгосрочные

Б) Среднесрочные

В) Бессрочные

27 К целям подготовки документации по планировке территории относится

А) зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов

Б) выделения элементов планировочной структуры

В) установление границ земельных участков

Г) установление границ зон планируемого размещения объектов капитального строи-тельства

28 К материалам по обоснованию проекта планировки территории относится:

А) карта функционального зонирования

Б) схема организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов

В) схема границ зон с особыми условиями использования территории

 
29 Функции города отражают

А) Обеспечение прогулочных зон

Б) Внутреннее устройство города

В) Разнообразие деятельности населения

30 Здания и сооружения по назначению подразделяют на основные группы:

А) Жилые и общественные здания

Б) Промышленные здания

В) Типовые здания

Г) Хозяйственные здания

31 К территориям общего пользования относятся:

А) Земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками

Б) Земли и участки, которые заняты вокзалами, морскими и речными портами, аэропортами, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объек-тами, пляжами и другими объектами

В) Земли и участки, которые заняты лесопарками, парками, бульварами, а также – береговые полосы рек

Г)  Земли и участки, которые заняты скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами

32 На чертеже планировки территории (основной части проекта планировки территории) НЕ отображаются

А) объекты светофорного регулирования

Б) красные линии

В) функциональные зоны

Г) планируемые для размещения объекты регионального значения

Сложные (3 уровень)

33 К первой ступени обслуживания относятся…

А) Детские ясли и сады, школы

Б) Школы, дошкольные образовательные учреждения, магазины товаров первой необходимости

В) Административные учреждения и игорные заведения

Г) Продовольственные и первой необходимости промтоварные магазины, столовые, кафе, аптеки, ателье бытового обслуживания (ремонтные мастерские, приемные пункты)

34 Самое простое разделение пешеходного и транспортного движения осуществляется…

А) По вертикали (на плане)

Б) По горизонтали (на плане)

В) Параболически

35 К основным принципам градостроительства относятся

А) Экономичность

Б) Экологичность

В) Масштабность

Г) Безопасность

Задания на установление соответствия

Установите соответствие между левым и правым столбцами.

Простые (1 уровень)

36 Установите соответствие: (1В, 2Б)

1 Малоэтажные

2 Многоэтажные

А) 5-8 этажей

Б) 9 этажей и более

В) 1-3 этажа

Г) 4-6 этажей

37 Установите соответствие: (1А, 2В)

 
1 Общественное здание

2 Административный здание

А) детский сад

Б) жилое здание

В) прокуратура

Средне-сложные (2 уровень)

38 Установите соответствие: :(1Б, 2В)

1 контрастная насыщенная окраска зданий

2 монохромные и менее контрастные цветовые гаммы при окраске зданий

А) Восточные страны

Б) Северные страны

В) Южные страны

39 Установите соответствие: (1А, 2Б)

1. Минимальные (противо-пожарные) расстояния между индивидуальными жилыми домами, вы-полненные из негорючих материалов

2. Минимальные (противо-пожарные) расстояния между индивидуальными жилыми домами, один из которых негорючих выполнен из

негорючих материалов, а второй из деревянных конструкций

А) 6 метров

Б) 10 метров

В) 15 метров

40 Установите соответствие:(1Б, 2В)

1 культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания, промышленные соору-жения

2 организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары, парки с малой архитектурой)

А) Архитектура малых форм

Б) Архитектура объемных сооружений

В) Ландшафтная архитектура

41 Установите соответствие: (1В, 2А)

1. Селитебная зона

2. Промышленная зона

А) Жилые дома

Б) Здания предприятий, фабрик

В) Парки, скверы, набережные

42 Установите соответствие: :(1А, 2В)

1 свойство композиции, вызывающее зрительное восприятие движения, стремительности формы

2 свойство композиции, выражающее покой, неподвижное состояние, устойчивость во всем строе формы

А) Динамичность в архитектурной композиции

Б) Подвижность в архитектурной композиции

В) Статичность в архитектурной композиции

43 Установите соответствие: (1А, 2Б)

 
1 Расстояние между длинными сторонами жилых зданий для 2-3х этажных (не менее)

2 Расстояние между длинными сторонами жилых зданий для 4х этажных (не менее)

А) 15 метров

Б) 20 метров

В) 10 метров

44 Установите соответствие: : (1В, 2А, 3Г, 4Д)

1 этаж, полностью или большей своей частью заглубленный в землю

2 этаж, уровень пола которого заглублен от уровня тротуара или отмостки не более чем на поло-вину высоты помещения

3 этаж, расположенный между крышей и пе-рекрытием над последним этажом здания

4 этаж, предназначенный для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуника-ций

А) Цокольный этаж

Б) Мансардный этаж

В) Подвальный этаж

Г) Чердачный этаж

Д) Технический этаж

Сложные (3 уровень)

45 Установите соответствие: (1А, 2В)

1 способность конструкций и изделий в течение определенного времени выдерживать без разру-шения воздействие высоких температур

2 свойство материала выдерживать длительное воздействие высокой температуры (от 1560 C° и выше), не размягчаясь и не деформируясь

А) Огнестойкость

Б) Огнесопротивление

В) Огнеупорность

Задания открытого типа

Задания на дополнение

Напишите пропущенное слово.

Простые (1 уровень)

46 Поступление в атмосферный воздух города различных газообразных и пылевидных загрязня-ющих веществ в результате хозяйственной деятельности промышленных

и коммунальных предприятий, несовершенной системы газоудаления и газоулавливания, неорга-низованных дымовых выбросов в приземные слои воздуха из-за отсутствия высоких труб и т.д. называется _____________ воздуха (загрязнение, загрязнением)

47 Минимальный уклон пандуса для МГН на придомовой территории (ответ в процентах, только число) __ (5)

48 Здания, строения, сооружения являются объектами капитального ______________ (строитель-ства)

49 Города с населением от 500 000 до 1000 000 человек называются ____(крупнейшими)

50 Сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с про-дольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности называется ___________ (пандус, пандусом)

 
Средне-сложные (2 уровень)

51 Загрязнение окружающей среды отходами химического производства и химических реакций в городской и окружающей среде называется __________ загрязнение (химическое)

52 Объекты, строительство которых не завершено, называются объектами ____________(незавершенного строительства)

53 Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композици-онных __________ : зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или яв-ляющихся историческими памятниками архитектуры (узлов)

54 Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, радиус пешеходной доступности – ________ метров (500, пятьсот)

55 Защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека (в границах которой запрещено размещение жилых и социальных объектов), называется ___________ (санитарно-защитная зона, санитарно-защитная, санитарная зона)

56 Комплексный метод функционального, конструктивного и художественного проектирования - это универсальный метод, который совмещает науку и практику. Он позволяет органически со-единить все виды деятельности, которые влияют на получение конечного продукта - _____________________. (архитектурного проекта)

57 Элемент крупного планировочного членения города с учётом естественного разделения терри-тории города реками, путями сообщения и коммуникациями называется планировочным ________(районом)

58 Отношение территории земельного участка, которая должна быть занята зелеными насажде-ния-ми, ко всей площади участка (в процентах) называется______________ (коэффициент озеле-нения, коэффициентом озеленения)

59 Ответственность за принятые проектные решения в рамках своей компетенции несет главный архитектор _______(проекта)

60 Среда обитания, преобразованная человеческой деятельностью называется ______________ (антропогенной средой, антропогенная среда)

61 Помещение перед входом в лифт называют ____________ (лифтовый холл, лифтовым холлом)

62 Сведение к минимуму вредного воздействия строительных проектов на здоровье человека и окружающую среду называется «Зелёной ______ (архитектурой»)

63 Планировочным элементом называют __________ проекцию объемно-планировочного элемен-та (горизонтальную)

64 Путь сообщения на территории населенного пункта, предназначенный преимущественно для общественного и индивидуального легкового транспорта, а также пешеходного движения, распо-ложенный между кварталами застройки и ограниченный красными линиями улично-дорожной сети называется______________ (улица, улицей)

65 Территории с режимом градостроительного регулирования, который обеспечивает сохранение общей композиционной роли памятников истории и культуры в городском ландшафте и осу-ществляется методами реконструкции и нового строительства с регулированием высотных пара-метров проектируемых зданий называются зонами регулирования _______(застройки)

66 Тесное скопление городов и других населенных мест, объединенных производственными, со-ци-альными, трудовыми и культурно-бытовыми связями называется______________ (агломерация городская, агломерацией городской, городской агломерацией, городская агломерация)

67 Проекция всех частей здания по внешнему обводу, включая надземную часть на всю высоту и подземную часть на глубину до низа фундаментной плиты на плоскость земли называется______ (пятно застройки, пятном застройки)

68 Надстроенная стенка, расположенная над венчающим сооружение карнизом, называется ______________ (аттик, аттиком)

69 Часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие или эсте-тические функции называется __________ (строительной конструкцией, строительная конструк-ция)

70 Материальную оболочку здания составляют взаимосвязанные ___________ элементы — само-стоятельные части или элементы здания, каждый из которых имеет свое определенное назначе-ние: стены, фундаменты, крыши и т. п. (конструктивные)

71 Основными типами планировочной структуры городов являются: компактная, линейная и _______(решетчатая)

 

72 Полукруглый, треугольный или многогранный остекленный выступ в стене здания называется ___________  (эркер, эркером)

73 Нижняя часть здания с единой отметкой верха этажа, выступающая за границы размещения не-сущих конструкций основного объема здания, может композиционно и функционально объеди-нять несколько зданий, называется ___________ (стилобатная часть здания, стилобатной частью здания, стилобат, стилобатом)

74 ООПТ это особо охраняемые природные _______(территории)

75 Предел огнестойкости конструкций зданий определяется __________  сопротивления дей-ствию огня до потери прочности или устойчивости, либо до образования сквозных трещин, либо до повышения температуры на поверхности конструкции со стороны, противоположной огню, в среднем более 140°С (длительностью, длительность)

76 Градостроительная концепция, возникшая на рубеже XIX—XX вв., ставящая целью укрупне-ние и усиление городов, создание городов-гигантов, называется ______________. (урбанизм, ур-банизмом)

77 Нижняя поверхность перекрытий называется __________ (потолком, потолок)

78 Зона санитарной охраны источника водоснабжения (естественного водоема, водопровода, во-дозаборных сооружений), называется ______________. (водоохранная зона, водоохранной зоной)

Сложные (3 уровень)

79 Граница застройки, устанавливаемая при размещении зданий, строений и сооружений, с от-ступом от красной линии или от границ земельного участка называется __________________ (Линия регулирования застройки, линией регулирования застройки)

80 Населенные пункты, которые в СССР создавались вокруг какого-нибудь производственного предприятия, становившегося градообразующим, называются ______(моногородами)

Задания свободного изложения

Напишите развернутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, при-менив важнейшие понятия и сделав обобщение по теме задания

Простые (1 уровень)

81 Основные транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог и их характери-стики (расчетная скорость, пропускная и провозная способность, проезжаемость и безопас-ность движения. Пропускная способность - это наибольшее количество автомобилей, кото-рые могут двигаться по дороге с требуемой скоростью. Провозная способность - количество грузов (в тоннах), которое может быть перевезено по дороге в единицу времени. Проезжае-мость характеризуется количеством суток в году, в течение которых дорога доступна для проезда транспорта. Безопасность движения обеспечивается соблюдением нормативных тре-бований к проектированию геометрических элементов дороги, выполнением указаний по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог, соответствующим обу-стройством придорожной полосы.)

Средне-сложные (2 уровень)

82 Перечислите этапы разработки проектных решений в строительстве с их основными задачами (Предпроектное исследование-сбор и анализ информации о местности, геологии, климате и технических требованиях к объекту строительства; Проектирование-разработка архитек-турных, конструктивных, инженерных и технологических решений, предусмотренных тех-ническим заданием; Экспертиза проектной документации - проверка соответствия разрабо-танных решений установленным нормам, правилам и требованиям законодательства; Со-гласование и утверждение проекта - получение соответствующих разрешений от контроли-рующих органов и заказчика)

83 Цель и задачи вертикальной планировки (Вертикальная планировка - это инженерное меро-приятие по искусственному изменению, улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Основная цель вертикальной планировки заключается в создании спланированных поверхностей, удовлетворяющих требованиям за-стройки и инженерно-го благоустройства территории. К основным задачам вертикальной планировки относятся: организация стока поверхностных вод с территории; обеспечение до-пустимых уклонов улиц, площа-дей и перекрестков для удобного и безопасного движения всех видов городского транспорта и пешеходов; создание благоприятных условий для раз-мещения зданий и прокладки подземных инженерных сетей; организация рельефа при нали-чии неблагоприятных физико-геологических процессов придание рельефу наибольшей архи-тектурной выразительности; создание в необходимых случаях искусственного рельефа; ре-шение задач при сооружении крупных и уникальных плоскостных сооружений (спортивный центр, аэродром и т.д).)

84 Опишите факторы, которые учитываются при планировании городских территорий (Демо-графические факторы, 

 
такие как численность и плотность населения, возрастная структура, уровень рождаемости и смертности, миграционные процессы и др. Экономические факторы, включая уровень занятости, структуру экономики, уровень доходов населения, инвестици-онный климат и др. Социальные факторы, включающие уровень образования, здравоохра-нения, культуры, спорта и досуга, преступности и др. Экологические факторы, связанные с состоянием окружающей среды, наличием зеленых зон, качеством атмосферного воздуха и водных ресурсов и др. Транспортные факторы, учитывающие доступность общественного транспорта, плотность дорожной сети, наличие парковок и др.)

Сложные (3 уровень)

85 Опишите, в чем заключается роль урбанистики в сохранении исторического наследия городов   (Урбанистика играет важную роль в сохранении исторического наследия городов, так как она помогает сохранять и восстанавливать исторические здания, улицы и кварталы. Урба-нисты разрабатывают планы развития городов, которые учитывают исторические и куль-турные особенности территории, а также создают условия для сохранения и использования этих особенностей в современном градостроительстве. Кроме того, урбанистика способ-ствует развитию туризма и привлечению внимания к историческому наследию города, что в свою очередь может способствовать его экономическому развитию.)

Карта учета тестовых заданий (вариант 1)

Направление подготовки 07.03.04 Градостроительство

Профиль Градостроительство

Дисциплина Основы градостроительства

Компетен-ция ОПК-3 Способен участвовать в комплексном проектировании на основе си-стемного подхода, исходя из действующих правовых норм, финансовых ресур-сов, анализа ситуации в социальном, функциональном, экологическом, техно-логическом, инженерном, историческом, экономическом и эстетическом аспек-тах

Индикатор ОПК-3.3 Умеет: Участвовать в разработке градостроительных концепций. Вы-полнять оформление презентаций и сопровождение градостроительных разде-лов проектной документации на этапах согласований. Использовать методы мо-делирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке градостроительных и объемно-планировочных решений.

Уровень освоения Тестовые задания Итого

Закрытого типа Открытого типа

Альтернатив-ный выбор Установление соот-ветствия/ последова-тельности

На дополнение Свободно-го изложе-ния

1.1.1      (20%) 5 2 5 1 15

1.1.2 (70 %) 27 7 28 3 61

1.1.3 (10 %) 3 1 2 1 9

Итого: 35 шт. 10 шт. 35 шт. 5 шт. 85 шт.

Критерии оценивания

Критерии оценивания тестовых заданий

Критерии оценивания: правильное выполнение одного тестового задания оценивается 1 услов-ным баллом, неправильное – 0 баллов.

Максимальная общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл – 100 баллов.

Шкала оценивания результатов компьютерного тестирования обучающихся (рекомендуемая)

Оценка Процент верных ответов Баллы

«удовлетворительно» 70–79 % 61–75 баллов

«хорошо» 80–90 % 76–90 баллов

«отлично» 91–100 % 91–100 баллов

Ключи ответов

№ тесто-вых за-даний Номер и ва-риант пра-вильного ответа

1 В 45 АВ

2 А 46 Загрязнение, загрязнением

3 В 47 5

4 Б 48 Строительства

5 В 49 Крупнейшими

6 А 50 Пандус, пандусом

7 Б 51 Химическое

8 З 52 Незавершенного строительства

9 А 53 Узлов

10 В 54 500, пятьсот

11 Б 55 санитарно-защитная зона, санитарно-защитная, са-нитарная зона

12 В 56 Архитектурного проекта

13 А 57 Районом

14 Б 58 коэффициент озеленения, коэффициентом озелене-ния

 
15 В 59 Проекта

16 А 60 Антропогенной средой, антропогенная среда

17 Б 61 Лифтовый холл, лифтовым холлом

18 В 62 Архитектурой

19 Г 63 Горизонтальную

20 А 64 Улица, улицей

21 А 65 Застройки

22 А 66 агломерация городская, агломерацией городской, городской агломерацией, городская агломера-ция

23 А 67 пятно застройки, пятном застройки

24 Г 68 аттик, аттиком

25 АБ 69 строительной конструкцией, строительная кон-струкция

26 АБ 70 конструктивные

27 БВГ 71 решетчатая

28 БВ 72 эркер, эркером

29 БВ 73 стилобатная часть здания, стилобатной частью зда-ния, стилобат, стилобатом

30 АБ 74 территории

31 АГ 75 длительностью, длительность

32 АВГ 76 урбанизм, урбанизмом

33 АГ 77 потолком, потолок

34 АБ 78 водоохранная зона, водоохранной зоной

35 БГ 79 Линия регулирования застройки, линией регулиро-вания застройки

36 ВБ 80 моногородами

37 АВ

38 БВ

39 АБ

40 БВ

41 ВА

42 АВ

43 АБ

44 ВАГД

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Градостроительный анализ
 
Тест

Групповой творческий проект

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
 
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование
 
устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6