2024-2025_b210302_o_3_ЗУ_plx_Управление земельными ресурсами_Землеустройство
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Балданов Н.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Землеустройство

уч. ст., уч. зв.
Семиусова А.С.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
21.03.02 Землеустройство и кадастры

направленность (профиль) Землеустройство

Дисциплины (модуля)
Б1.В.18 Управление земельными ресурсами
 
Землеустройство
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 8

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
26
26
Практические занятия
26
26
Контактная работа
52
52
Сам. работа
56
56
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.с.-х.н., доцент Семиусова Алена Сергеевна _________________
 
 
Управление земельными ресурсами
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978);

- 10.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 12 октября 2021 г. N 718н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65841);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978);

- 10.009. Профессиональный стандарт "ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 29 июня 2021 г. N 434н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2021 г., регистрационный N 64367);

 
b210302_o_3_ЗУ.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Семиусова А.С.

Землеустройство
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Семиусова А.С.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является получение теоретических знаний и практических навыков выполнения земельно-кадастровых работ и действий по осуществлению государственного контроля за использованием земельных ресурсов.

Задачи:  - изучение механизмов управления земельными ресурсами: кадастра недвижимости, землеустройства, государственного контроля за использованием и охраной земель, мониторинга земель;

- особенности управления земельными ресурсами для различных административно-территориальных уровне.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен участвовать в управлении земельно-имущественным комплексом
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы кадастра недвижимости 
1
4 семестр
 
Кадастр недвижимости и мониторинг земель 
2
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен участвовать в управлении земельно-имущественным комплексом;

 
Знать и понимать  понятие, предмет и систему земельно-нормативной базы управления земельными ресурсами права, особенности методы правового регулирования земельных отношений; принципы, показатели и методики кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости, как методов управления земельными ресурсами;:
 
ИД-1 не знает и не понимает методы управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 не знает и не понимает задачи, и сроки выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 не знает и не понимает технические и организационные решения

ИД-4 не знает и не понимает техническую документацию по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-техническую документацию

ИД-5 не знает и не понимает порядок осуществления информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 1 
 
ИД-1 знает и понимает методы управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 знает и понимает задачи, и сроки выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 знает и понимает технические и организационные решения

ИД-4 знает и понимает техническую документацию по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-техническую документацию

ИД-5 знает и понимает порядок осуществления информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 2 
 
ИД-1 в целом знает и понимает методы управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 в целом знает и понимает задачи, и сроки выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 в целом знает и понимает технические и организационные решения

ИД-4 в целом знает и понимает техническую документацию по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-техническую документацию

ИД-5 в целом знает и понимает порядок осуществления информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 3 
 
ИД-1 в совершенстве знает и понимает методы управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 в совершенстве знает и понимает задачи, и сроки выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 в совершенстве знает и понимает технические и организационные решения

ИД-4 в совершенстве знает и понимает техническую документацию по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-техническую документацию

ИД-5 в совершенстве знает и понимает порядок осуществления информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  определять связь земельного права со всеми отраслями права и законодательства; понятие, предмет и систему земельно-нормативной базы управления земельными ресурсами права, особенности методы правового регулирования земельных отношений; принципы, показатели и методики кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости, как методов управления земельными ресурсами; использовать знания о принципах, показателях и методиках кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости, как методов управления земельными ресурсами;:
 
ИД-1 не умеет определять методы  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 не умет использовать задачи, связанные с  выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 не умеет обосновывать технические и организационные решения

ИД-4 не умеет осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 не умеет осуществлять информационное и межведомственное взаимодействие органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 1 
 
ИД-1 умеет определять методы  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 умет использовать задачи, связанные с  выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 умеет обосновывать технические и организационные решения

ИД-4 умеет осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 умеет осуществлять информационное и межведомственное взаимодействие органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 2 
 
ИД-1 в целом умеет определять методы  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 в целом умет использовать задачи, связанные с  выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 в целом умеет обосновывать технические и организационные решения

ИД-4 в целом умеет осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 в целом умеет осуществлять информационное и межведомственное взаимодействие органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 3 
 
ИД-1 в совершенстве умеет определять методы  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 в совершенстве умет использовать задачи, связанные с  выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 в совершенстве умеет обосновывать технические и организационные решения

ИД-4 в совершенстве умеет осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 в совершенстве умеет осуществлять информационное и межведомственное взаимодействие органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками разрешения имущественных и земельных споров, государственного контроля за использованием земель и недвижимости; навыками использования знаний о принципах, показателях и методиках кадастровой и экономической оценки земель и других объектов недвижимости, как методов управления земельными ресурсами.:
 
ИД-1 не владеет методами  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 не владеет навыками выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 не владеет навыками обоснования технических и организационных решений

ИД-4 не владеет навыками контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 не владеет навыками проведения информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 1 
 
ИД-1 владеет методами  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 владеет навыками выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 владеет навыками обоснования технических и организационных решений

ИД-4 владеет навыками контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 владеет навыками проведения информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 2 
 
ИД-1 в целом владеет методами  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 в целом владеет навыками выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 в целом владеет навыками обоснования технических и организационных решений

ИД-4 в целом владеет навыками контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 в целом владеет навыками проведения информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 3 
 
ИД-1 в совершенстве владеет методами  управления земельно-имущественным комплексом

ИД-2 в совершенстве владеет навыками выполнения работ в области землеустройства

ИД-3 в совершенстве владеет навыками обоснования технических и организационных решений

ИД-4 в совершенстве владеет навыками контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации по землеустройству производственно-отраслевым нормативным документам и нормативно-технической документации

ИД-5 в совершенстве владеет навыками проведения информационного и межведомственного взаимодействия органа кадастрового учета с органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Теоретические основы управления земельными ресурсами
 
1.1
Основные теоретические положения системы управления
88
4
ПКС-3
Ср
 
1.2
Основные теоретические положения системы управления
88
2
ПКС-3
Лек
 
1.3
Основные теоретические положения системы управления
88
2
ПКС-3
Пр
 
1.4
Теоретические основы управления земельными ресурсами
88
2
ПКС-3
Лек
 
1.5
Теоретические основы управления земельными ресурсами
88
2
ПКС-3
Пр
 
1.6
Теоретические основы управления земельными ресурсами
88
4
ПКС-3
Ср
 
1.7
Земельный фонд РФ как объект управления
88
4
ПКС-3
Лек
 
1.8
Земельный фонд РФ как объект управления
88
2
ПКС-3
Пр
 
1.9
Земельный фонд РФ как объект управления
88
4
ПКС-3
Ср
 
Раздел 2. Основные методы управления земельными ресурсами
 
2.1
Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами
88
4
ПКС-3
2
Лек
 
2.2
Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами
88
2
ПКС-3
Пр
 
2.3
Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами
88
8
ПКС-3
Ср
 
2.4
Экономический механизм управления земельными ресурсами
88
4
ПКС-3
2
Лек
 
2.5
Экономический механизм управления земельными ресурсами
88
4
ПКС-3
Пр
 
2.6
Экономический механизм управления земельными ресурсами
88
8
ПКС-3
Ср
 
2.7
Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
88
2
ПКС-3
Лек
 
2.8
Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
88
4
ПКС-3
2
Пр
 
2.9
Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
88
8
ПКС-3
Ср
 
Раздел 3. Управление земельными ресурсами на различных уровнях
 
3.1
Управление земельными ресурсами субъектов РФ
88
2
ПКС-3
2
Лек
 
3.2
Управление земельными ресурсами субъектов РФ
88
4
ПКС-3
2
Пр
 
3.3
Управление земельными ресурсами субъектов РФ
88
8
ПКС-3
Ср
 
3.4
Управление земельными ресурсами в муниципальных образованиях
88
4
ПКС-3
Лек
 
3.5
Управление земельными ресурсами в муниципальных образованиях
88
2
ПКС-3
Пр
 
3.6
Управление земельными ресурсами в муниципальных образованиях
88
8
ПКС-3
Ср
 
3.7
Особенности управления земельными ресурсами населенными пунктами
88
2
ПКС-3
Лек
 
3.8
Особенности управления земельными ресурсами населенными пунктами
88
4
ПКС-3
Пр
 
3.9
Особенности управления земельными ресурсами населенными пунктами
88
4
ПКС-3
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Барсукова Г.Н., Яроцкая Е.В., Юрченко К.А. Управление земельными ресурсами:Учебник. - Краснодар: КубГАУ, 2021. - 288
Л1.1
 
Барсукова Г. Управление земельными ресурсами:. - , 2021. - 288с.
Л1.2
 
Румянцев Ф. П., Шерснева Н. Н. Управление земельными ресурсами и иными объектами недвижимости [Электронный ресурс]:учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 21.03.02 землеустройство и кадастры. - Нижний Новгород: НГСХА, 2019. - 58 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/138594 
Л1.3
 
Хасай Н. Ю., Мельник М. С., Лошаков А. В. Управление земельными ресурсами [Электронный ресурс]:учебное пособие по направлению 21.03.02 "землеустройство и кадастры". - Ставрополь: СтГАУ, 2022. - 120 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/323591 
Л1.4
 
 
Дополнительная литература
 
Кухтин П. В., Левов А. А., Морозов В. Ю., Руднев А. В., Семкина О. С. Управление земельными ресурсами:Доп. Советом УМО вузов в кач-ве учеб.пособия "Государственное и муниципальное управление". - СПб.: Питер, 2006. - 448
Л2.1
 
Пушкарева А. С. Управление земельными ресурсами:методическое пособие для самостоятельной работы по спец. 120302 "Земельный кадастр", 120301 "Землеустройство" очной и заочной форм обучения. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2010. - 86
Л2.2
 
Абгалдаев Ю. В., Коменданова Т. М. Управление земельными ресурсами [Электронный ресурс]:Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине "Управление земельными ресурсами" с обучающимися по очной и заочной формам по направлению подготовки "Землеустройство и кадастры", профилям "Землеустройство" и "Кадастр недвижимости". - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2016. - 44 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=2477 
Л2.3
 
Комов Н. В. Управление земельными ресурсами в новой России:монография. - Казань: РИЦ, 2011. - 568
Л2.4
 
Рогатнев Ю. М., Филиппова Т. А. Управление земельными ресурсами [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Омск: Омский ГАУ, 2018. - 112 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111408 
Л2.5
 
 
Методическая литература
 
Семиусова А. С. Управление земельными ресурсами [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся очной и заочной формы направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры. - , 2022. - 106 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00016 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
521
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (521)
28 посадочных мест, рабочее место преподавателя, 12 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС мультимедиа-проектор, набор для конференций, стенды, наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, расходные материалы. Лицензионное ПО: Список ПО на компьютере: MapInfo Professional 12.0.1; ArcGIS 10.2 for Desktop; ArcView GIS 3.2, КРЕДО ДАТ 5, АРГО, КРЕДО ВОРЛДСКИЛЛС
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
523
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (523)
76 посадочных мест, рабочее место преподавателя, мультимедиа проектор InFocus, настенный проекционный экран, учебная доска, 3 стенда. Наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий. Список ПО на компьютере: Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
525
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных
20 посадочных мест, рабочее место преподавателя, учебная доска,  ПК №1 - «Снежный барс» Sthlon||X3 440–10шт,  6 стендов, наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (525)
пособий. Список ПО на компьютере: Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc., Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OPEN No Level; MapInfo Professional 12.0.1; ArcGIS 10.2 for Desktop; ArcView GIS 3.2, антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft Office SP2b 2008; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; Яндекс браузер;  Google Chrome; MapInfo Professional (P) 2014, Справочно - правовая система «Консультант плюс» Microsoft  Office Professional Plus
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
  Управление земельными ресурсами : учебно-методическое пособие для обучающихся очной и заочной формы направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. А. С. Семиусова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 106 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00016. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Семиусова Алена Сергеевна
доцент
к.с.-х.н.доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
1. Основные понятия системы управления.

2. Законы, принципы, функции и цели систем управления.

3. Классификация методов и видов управления.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
4. Понятие управление земельными ресурсами.

5. Принципиальная схема процесса управления земельными ресурсами.

6. Объект, субъекты, предмет, цель, задачи и функции управления земельными ресурсами.

7. Виды управления земельными ресурсами.

8. Методы управления земельными ресурсами.

9. Понятие земельных ресурсов. Основные характеристики земельных.

10. Распределение земельного фонда по категориям земель.

11. Распределение по угодьям.

12. Характеристика качественного состояния земель.

13. Специфика управления на землях сельскохозяйственного назначения.

14. Организационная структура управления земельными ресурсами.

15. Функции органов управления земельными ресурсами.

16. Классификация источников права в области управления земельными ресурсами.

17. Подведомственные учреждения и предприятия Росреестра и их роль в управлении земельными ресурсами.

18. Экономические регуляторы системы управления земельными ресурсами.

19. Основные формы платы за землю.

20. Земельный налог.

21. Арендная плата.

22. Плата за  право аренды.

23. Компенсационные платежи при изъятии земель.

24. Формирование и развитие рынка земель в городах и других населенных пунктах.

25. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения.

26. Понятие о методах управления. Методы управления земельными ресурсами.

27. Понятие государственного мониторинга земель как информационной системы для принятия решений по управления земельными ресурсами.

28. Использование данных мониторинга при управления земельными ресурсами.

29. Основные подсистемы мониторинга земель: правового режима, использования земель, качества земель.

30. Федеральные программы и мероприятия мониторинга земель.

31. Региональные программы и мероприятия мониторинга земель.

32. Муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель.

33. Понятие землеустройства. Землеустройство в системе управления земельными ресурсами.

34. Государственный контроль за использованием и охраной земель как функция управления.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень вопросов к устному опросу

Тема. Экономический механизм управления земельными ресурсами

1. Перечислить систему экономических регуляторов управления земельными ресурсами.

2. Что входит в состав земельной ренты?

3. В результате чего возникает дифференциальная рента?

4. Чем характеризуется абсолютная рента?

5. Перечислить формы платы за землю.

6. Цель введения платы за землю?

7. От чего зависит ставка земельного налога?

8. Чем определяется размер арендной платы?

Тема. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами

1. Что такое «информация» и «информационные ресурсы»?

2. Какие имеются стадии формирования информации?

3. Какие Вы знаете характеристики информации?

4. Что такое поток информации и информационное обеспечение?

5. Какие существуют условия организации информационного обеспечения?

6. Какие виды информации используются на различных уровнях и стадиях управления?

7. Какие основные блоки формируют земельно-информационную систему?

8. Какая структура функции информационных технологий?

9. Какая последовательность информационного обеспечения системы УЗР?

10. Что такое интегрированная информационная система УЗР?

11. Какая схема передачи информации между уровнями управления?

12. Как осуществляется информационное обеспечение системы природопользования?

Перечень вопросов к письменным опросам

Тема. Основные теоретические положения системы управления.

1. Что такое управление? В чем отличие управление от объективной саморегуляции?

2. Какие подходы вы знаете к управлению? Какой смысл вкладывается в определение сущности управления - как сложного высокосоциализированного обмена между людьми.

3. В чем сущность государственного воздействия?

4. Что является субъектом, объектом в системе государственного управления?

5. Каково соотношение с содержание понятий: государственное управление, государственное администрирование, менеджмент?

6. Какое из двух понятий является более широким по значению (и почему): государственная власть или 

 
государственное управление?

Тема. Теоретические основы управления земельными ресурсами

1. Что такое система и какие ее основные свойства?

2. Что такое внешняя среда системы?

3. Какие структуры системы управления Вы знаете?

4. Перечислите и рассчитайте содержание основных законов систем управления.

5. Перечислите и раскройте содержание основных принципов систем управления.

6. Какие функции систем управления Вы знаете?

7. Какие можно отметить недостатки при формировании информационных потоков в системе управления?

8. Какие цели и критерии систем управления наиболее часто используются?

9. Назовите основные методы управления.

10. Какие виды управления Вы знаете?

Тема. Земельный фонд РФ как объект управления.

1. Какие формы собственности вы знаете?

2. Что такое категория земельного фонда?

3. Что представляет собой целевое назначение земельного участка?

4. Перечислите категории земельного фонда Российской Федерации.

5. Что представляет собой правовой статус земельного участка?

6. Что такое правовой режим категории земельного фонда?

7. Что относят к землям сельскохозяйственного назначения?

8. Что относится к землям населенных пунктов?

9. Что относится к землям промышленности?

10. Что относится к землям энергетики?

11. Что относится к землям транспорта?

12. Что относится к землям связи, радиовещания, телевидения и информатики?

13. Что относится к землям для обеспечения космической деятельности?

14. Что относится к землям обороны и безопасности?

15. Что представляют собой и что относится к землям особо охраняемых территорий?

16. Что относится к землям лесного фонда?

17. Что относится к землям водного фонда?

18. Что включают в себя схемы комплексного использования и охраны водных объектов?

19. Раскрыть правовой режим земель запаса.

Тема. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.

1. Какие основные методы применяются при управлении земельными ресурсами?

2. Какие основные цели ведения кадастра недвижимости в области управления земельными ресурсами?

4. Какие основные цели землеустройства в области управления земельными ресурсами?

5. Какие виды землеустроительной документации используются при управлении земельными ресурсами?

6. Какие основные задачи мониторинга земель в области формирования системы управления земельными ресурсами?

7. Как используется информация мониторинга земель при управлении земельными ресурсами?

Темы рефератов

1. Управление земельными ресурсами субъектов РФ ( на примере конкретного субъекта РФ)

2. Управление земельными ресурсами в муниципальных образованиях (на примере конкретного муниципального образования).

3. Особенности управления земельными ресурсами населенными пунктами (на примере конкретного населенного пункта.

Комплект вопросов для коллоквиумов

Тема. Теоретические основы управления земельными ресурсами.

1. Что такое система и какие ее основные свойства?

2. Что такое внешняя среда системы?

3. Какие структуры системы управления Вы знаете?

4. Перечислите и рассчитайте содержание основных законов систем управления.

5. Перечислите и раскройте содержание основных принципов систем управления.

6. Какие функции систем управления Вы знаете?

7. Какие можно отметить недостатки при формировании информационных потоков в системе управления?

8. Какие цели и критерии систем управления наиболее часто используются?

9. Назовите основные методы управления.

10. Какие виды управления Вы знаете?

Тема. Управление земельными ресурсами в муниципальных образованиях.

1. Что представляют собой муниципальные образования.

2. Основные положения функционирования муниципальных образований.

3. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.

Комплект вопросов для дискуссии

Тема. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами.

1. Что такое «информация» и «информационные ресурсы»?

 
2. Какие имеются стадии формирования информации?

3. Какие Вы знаете характеристики информации?

4. Что такое поток информации и информационное обеспечение?

5. Какие существуют условия организации информационного обеспечения?

6. Какие виды информации используются на различных уровнях и стадиях управления?

7. Какие основные блоки формируют земельно-информационную систему?

8. Какая структура функции информационных технологий?

9. Какая последовательность информационного обеспечения системы УЗР?

10. Что такое интегрированная информационная система УЗР?

11. Какая схема передачи информации между уровнями управления?

12. Как осуществляется информационное обеспечение системы природопользования?

Комплект вопросов для ролевой игры

Обучающиеся делятся на команды, у каждой команды своя роль.

Представляют следующие организации:

Роль 1 – Управление Россреестра

Роль 2 – Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям

Роль 3 – орган архитектуры и градостроительства

Тема 3.3. Особенности управления земельными ресурсами населенными пунктами.

1. Кем осуществляется управление землями населенных пунктов?

2. Функции Федерального органа архитектуры и градостроительства?

3. Функции органов архитектуры и градостроительства субъектов РФ?

4. Функции местных органов архитектуры и градостроительства?

5. Особенности передачи земельного участка в общую долевую собственность?

 
Перечень вопросов к устному опросу

Перечень вопросов к письменным опросам

Темы рефератов

Комплект вопросов для коллоквиумов

Комплект вопросов для дискуссии

Комплект вопросов для ролевой игры

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
 
беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная
 
«отлично»

формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

 
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы
 
и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6