учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: изучение: основ стандартизации, метрологии, оценки подтверждения соответствия, показателей безопасности и номенклатуры потребительских свойств сельскохозяйственной продукции; требований технических регламентов и других нормативных документов к качеству сельскохозяйственной продукции; основ управления качеством сельскохозяйственной продукции.
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
ПКС-2: Способен обосновать режимы хранения сельскохозяйственной продукции;
ПКС-4: Способен осуществлять контроль качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Метрология и стандартизация сельскохозяйственной продукции : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 30 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01066. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : непосредственный.
Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 32 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01037. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Стандартизация и сертификация сельскохозяйственной продукции : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Т. Ц. Дагбаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 33 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01137. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Принципы технического регулирования (ПКС-2, ПКС-4).
2. Технические регламенты (ТР). Содержание и применение ТР. Структура ТР. Порядок разработки и принятия ТР (ПКС-2, ПКС-4).
3. Сущность стандартизации. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др. (ПКС-2, ПКС-4).
4. Основные цели и принципы стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация (ПКС-2, ПКС-4).
5. Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС РФ). Общая характеристика системы (ПКС-2, ПКС-4).
6. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Национальный орган РФ по стандартизации (ПКС-2, ПКС-4).
7. Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) – руководящий центр по стандартизации, метрологии, оценке соответствия в стране. Функции Ростехрегулирования (ПКС-2, ПКС-4).
8. Территориальные органы и службы: Межрегиональные территориальные управления (МТУ), центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), технические комитеты по стандартизации (ТК). Их задачи и обязанности. Научно-исследовательские институты по стандартизации, метрологии, сертификации. ФГУП Стандартинформ (ПКС-2, ПКС-4).
9. Нормативные документы по стандартизации: стандарты, общероссийские классификаторы, правила по стандартизации (ПР), свод правил, рекомендации по стандартизации (Р), технические условия (ТУ) (ПКС-2, ПКС-4).
10. Категории стандартов: национальные стандарты (межгосударственные стандарты – ГОСТы и государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р) и стандарты организаций (ПКС-2, ПКС-4).
11. Виды стандартов: основополагающие, стандарты на термины и определения, стандарты на продукцию (услуги), стандарты на процессы (работы), стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа. Объекты стандартизации по категориям и видам стандартов (ПКС-2, ПКС-4).
12. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Организация информации о стандартах. Обеспечение стандартами и техническими условиями (ПКС-2, ПКС-4).
13. Государственный контроль и надзор (ГК и Н) за соблюдением обязательных требований ТР и стандартов. Полномочия органов ГК и Н (ПКС-2, ПКС-4).
14. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). Задачи совета. Рабочие органы ЕАСС. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов (ПКС-2, ПКС-4).
15. Международные организации по стандартизации, метрологии и качеству продукции: ИСО, МЭК, МСЭ, МОЗМ и др. Задачи и структура Международной организации по стандартизации (ИСО). Участие России и стран СНГ в работе ИСО. Деятельность ТК-34 (сельскохозяйственные пищевые продукты) (ПКС-2, ПКС-4).
16. Международные организации, принимающие участие в международной стандартизации: ФАО ООН, ВОЗ, Комиссия «Кодекс Алиментариус» и др. (ПКС-2, ПКС-4).
17. Региональные организации по стандартизации: Европейская организация качества (ЕОК), Европейская комиссия по стандартизации (СЕН), ЕТСИ, ИНСТА и др. (ПКС-2, ПКС-4).
18. Порядок применения международных и региональных стандартов в Российской Федерации: прямое и косвенное применение (ПКС-2, ПКС-4).
19. Основные понятия и определения в области метрологии. Значение метрологии. Метрологическое обеспечение и метрологическая служба Российской Федерации (ПКС-2, ПКС-4).
20. Виды физических величин и единиц. Основы технических измерений. Классификация измерений. Общая характеристика объектов измерений. Понятие видов и методов измерений. Классификация и характеристика средств измерений (ПКС-2, ПКС-4).
21. Метрологические характеристики средств измерений: диапазон измерений, порог чувствительности, точность, сходимость и воспроизводимость измерений. Погрешности измерений (ПКС-2, ПКС-4).
22. Государственная система обеспечения единства измерений. Воспроизведение единиц физических величин. Характеристика эталонов (ПКС-2, ПКС-4).
23. Государственный метрологический контроль и надзор. Поверка и калибровка средств измерений (ПКС-2, ПКС-4).
24. Основные понятия: оценка соответствия, подтверждение соответствия, декларирование соответствия, сертификация, система сертификации, сертификационные испытания, сертификат соответствия, аккредитация, знак обращения на рынке, знак соответствия, идентификация продукции (ПКС-2, ПКС-4).
25. Российская система сертификации (РОСО). Цели и принципы оценки соответствия. Субъекты или участники подтверждения соответствия: заявитель, орган по сертификации, испытательная лаборатория (центр), эксперт (ПКС-2, ПКС-4).
26. Формы подтверждения соответствия: добровольное и обязательное. Отличительные признаки добровольного и обязательного подтверждения соответствия (ПКС-2, ПКС-4).
27. Добровольная сертификация. Особенности проведения добровольной сертификации (ПКС-2, ПКС-4).
28. Обязательное подтверждение соответствия: декларирование соответствия и обязательная сертификация. Сравнительный анализ форм обязательного подтверждения соответствия (ПКС-2, ПКС-4).
29. Схемы декларирования. Порядок проведения декларирования соответствия. Комплект документов, формируемый заявителем (ПКС-2, ПКС-4).
30. Правила проведения оценки соответствия пищевых продуктов и продовольственного сырья. Особенности оценки соответствия скоропортящейся продукции (ПКС-2, ПКС-4).
31. Схемы сертификации, применяемые в системе ГОСТ Р. Правила заполнения бланка сертификата соответствия
32. Порядок проведения сертификации продовольственного сырья и пищевой продукции (ПКС-2, ПКС-4).
33. Стандартизация зерна. Показатели качества, характеризующие потребительские свойства зерна. Органолептические и физические показатели, физико-химические показатели качества зерна, показатели технологических свойств зерна. Пищевая ценность (ПКС-2, ПКС-4).
34. Стандартизация и оценка соответствия картофеля, овощей и плодов (ПКС-2, ПКС-4).
35. Определяющие и специфические показатели качества плодоовощной продукции (ПКС-2, ПКС-4).
36. Стандартизация молока (ПКС-2, ПКС-4).
37. Технический регламент на молоко и молочную продукцию. Стандартизация яиц (ПКС-2, ПКС-4).
38. Стандартизация скота, птицы для убоя и мяса в тушах, полутушах, четвертинах (ПКС-2, ПКС-4).
39. Стандартизация убойного скота (ПКС-2, ПКС-4).
40. Крупный рогатый скот. Свиньи для убоя. Овцы и козы для убоя. Лошади для убоя. Кролики и кролики-бройлеры для убоя. Требования к убойным животным (ПКС-2, ПКС-4).
41. Стандартизация мяса убойных животных (ПКС-2, ПКС-4)
42. Говядина в тушах, полутушах и четвертинах. Свинина в тушах и полутушах. Баранина, козлятина и ягнятина. Конина и жеребятина (ПКС-2, ПКС-4).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Основы метрологии.
1. Каковы два условия обеспечения единства измерений?
2. Что такое размер измеряемой величины?
3. Назовите признаки, по которым подразделяются СИ.
4. Какую функцию выполняют стандартные образцы?
5. В чем различие в назначении рабочих СИ и эталонов?
6. Назовите метрологические характеристики, определяющие: область применения СИ; качество измерения.
7. Какая характеристика определяет точность измерения СИ?
8. При передаче размера единицы от какого СИ получают размер «рабочий эталон 0-го разряда»?
9. Как расшифровывается аббревиатура ГСИ?
10. Что представляет собой организационная подсистема ГСИ?
11. Назовите сферы государственного метрологического надзора.
12. Кто проводит государственный метрологический надзор?
Раздел 2. Основы стандартизации.
1. Дайте группировку объектов стандартизации.
2. Перечислите объекты стандартизации, не охватываемые техническими регламентами.
3. Перечислите документы в области стандартизации.
4. Назовите этапы работ, которые лежат в основе механизма стандартизации.
5. В чем проявляется принцип добровольного применения стандарта?
6. В чем заключаются принципиальные различия документов на продукцию — национального стандарта и технического регламента?
7. Что такое предварительный национальный стандарт?
8. Как сгруппировать стандарты по сфере действия?
9. В чем состоит специфика свода правил?
10. Приведите пример сводов правил.
11. В каком случае документ в области стандартизации приобретает статус нормативного документа?
12. Укажите в краткой форме различие целей технического регулирования и стандартизации.
13. При стандартизации каких товаров применяется параметрическая стандартизация?
14. За счет чего удается повысить качество готовой продукции при осуществлении комплексной стандартизации?
15. Как реализуется идея комплексной стандартизации при обеспечении безопасности продукции в рамках технического регламента?
16. Почему опережающая стандартизация позволяет повысить конкурентоспособность продукции?
17. Какое территориальное управление в районе вашего проживания выполняет функции Росстандарта?
18. В чем принципиальное различие между понятиями «орган по стандартизации» и «служба по стандартизации»?
19. Как расшифровать аббревиатуру «ГОСТ», «ГОСТ Р»?
20. Как называется документ, по которому можно проверить действие национального стандарта?
21. По какому документу можно установить текст изменения к действующему национальному стандарту?
22. Как называется официальный документ, в котором представлена классификация и кодирование продукции?
23. Приведите примеры международных профессиональных объединений, которые устанавливают требования к качеству продукции.
24. Какая связь между участием России в деятельности международных организаций по стандартизации и конкурентоспособностью отечественной продукции на внешнем рынке?
25. Приведите примеры стандартов иностранных государств, применяемых в России.
26. Как называются нормативные акты, принимаемые в европейском союзе, по объектам технического регулирования?
27. В каких комплексах национальных стандартов представлены основополагающие стандарты?
28. Может ли один и тот же вид продукции выпускаться по ГОСТ Р и ТУ?
29. Перечислите направления совершенствования деятельности по стандартизации.
Раздел 3. Оценка и подтверждение соответствия.
2. Какие нормативные правовые акты регламентируют порядки и правила проведения обязательного подтверждения соответствия?
3. Кто имеет право самостоятельно без участия третьей стороны проводить процедуру декларирования соответствия?
4. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие процедуру декларирования соответствия.
5. Назовите законодательные акты, регулирующие процедуру обязательной сертификации продукции, вывозимой с территории России.
6. Кто утверждает номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации?
7. Кто утверждает перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия?
8. Каким знаком маркируется продукция, прошедшая подтверждение соответствия по обязательной форме?
9. Кто имеет право заверять копию сертификата соответствия?
10. Что такое схема сертификации?
11. Каково назначение инспекционного контроля?
12. Какова цель сертификации систем качества?
13. Какие нормативные документы используются при сертификации систем качества?
14. Какие формы сертификатов соответствия имеют хождение в Российской Федерации?
Комплект тестовых заданий
1. Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»?
Варианты ответа:
1. Разработку, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации.
2. Разработку, принятие, применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
3. Оценку соответствия.
4. Права и обязанности участников отношений.
5. Оценку технико-экономического уровня продукции, услуг и работ на соответствие лучшим мировым образцам.
2. Что такое «декларирование соответствия»?
Варианты ответа:
1. Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
2. Совокупность свойств декларируемой продукции.
3. Совокупность оценки технико-экономических показателей продукции требованиям технических условий.
4. Документирование конструктивно-правовых особенностей продукции.
3. Что представляет собой знак обращения на рынке?
Варианты ответа:
1. Товарный знак.
2. Торговую марку.
3. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям потребителей.
4. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
5. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
4. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании») официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполняющие работы в определенной области оценки соответствия?
Варианты ответа:
1. Аккредитация.
2. Патентование.
3. Декларирование.
4. Декларация.
5. Как называется (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании») состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений?
Варианты ответа:
1. Безопасность продукции (процессов).
2. Безотказность.
3. Шанс.
4. Вероятность.
6. Что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» представляет собой стандартизация?
Варианты ответа:
1. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
2. Правовое регулирование отношений в области оценки соответствия и установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
4. Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
7. Какие виды технических регламентов используются в Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)?
Варианты ответа:
1. Общие технические регламенты.
2. Специальные технические регламенты.
3. Синергетические технические регламенты.
4. Системные технические регламенты.
8. Национальный стандарт …
Варианты ответов:
1. обязателен для применения во всем мире;
2. обязателен для применения только в одной стране;
3. рекомендателен для использования во всем мире;
4. рекомендателен для использования только в одной стране.
8. Какой стандарт имеет отраслевое значение
Варианты ответов:
1. ГОСТ;
2. ОСТ;
3. СТП;
4. СТО.
9. Какой из методов не относится к методам поверки средств измерения
Варианты ответов:
1. первичная поверка;
2. вторичная поверка;
3. периодическая поверка;
4. внеочередная поверка.
10. Стандарт, утверждаемый руководителем предприятия
Варианты ответов:
1. Технический регламент;
2. ОСТ;
3. ГОСТ;
4. СТП.
11. Какая из приведенных шкал измерений обладает наибольшей точностью
Варианты ответов:
1. наименований;
2. интервалов;
3. отношений;
4. порядка
12. Укажите погрешность, которая измеряется в долях или процентах
Варианты ответов:
1. абсолютная;
2. относительная;
3. систематическая;
4. однократная.
13. Какие средства измерений используют для научных исследований
Варианты ответов:
1. полевые;
2. производственные;
3. лабораторные;
4. промышленные
14. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет:
Варианты ответов:
1. изготовитель;
2. орган по сертификации;
3. испытательная лаборатория;
4. сертификационный центр.
15. Стандарт, являющийся объектом авторского права.
Варианты ответов:
1. ОСТ;
2. СТП;
3. СТО;
4. ГОСТ.
Ситуационные задачи
Разработка документов по декларированию сельскохозяйственной продукции
Варианты заданий:
1. Ознакомиться с формами декларации о соответствии продукции в Системе сертификации ГОСТ Р, заявления на проведение регистрации декларации о соответствии продукции;
2. Оформить декларацию о соответствии продукции в соответствии с заданным вариантом (табл. 1).
3. Оформить заявление на проведение регистрации декларации о соответствии продукции в соответствии с заданным вариантом (табл. 1).
Таблица 1 - Варианты заданий к индивидуальному заданию по теме «Разработка документов по декларированию продукции»
Первая цифра
варианта Тип предприятия Вторая
цифра
варианта № объекта по табл. 2
0 Хлебозавод 0 10
1 Кондитерская фабрика 1 9
2 Консервный завод 2 8
3 Мясоперерабатывающее предприятие 3 4
4 7
4 Птицефабрика 5 6
5 Молочный завод 6 1
7 2
8 3
6 Тепличный комбинат 9 5
Методические указания по выполнению задания
При выполнении данного задания необходимо руководствоваться нормативными документами системы сертификации ГОСТ Р. Объекты декларирования (выдержка из Номенклатуры 2) представлены в табл. 2.
Декларация о соответствии продукции, заявление на регистрацию декларации и протокол испытаний на продукцию оформляются в соответствии с формами, представленными на рис. 1, 2 и 3.
Наименование продукции указывается в соответствии с графой 1 «Номенклатуры продукции, подлежащей декларированию соответствия», табл. 2. В декларации и заявлении на проведение регистрации декларации о соответствии продукции указывается только один код продукции по по ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Заявка оформляется от имени виртуального предприятия, поэтому заполнение банковских реквизитов и других конкретных параметров производителя при выполнении данного учебного задания может быть опущено при обязательном обозначении всех предусмотренных формой позиций. Заявка оформляется в конкретный орган по сертификации пищевой продукции региона обучающегося. Информация об органах по сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья по регионам может быть получена на сайте ВНИИС (http://www.vniis.ru/).
Оформление декларации о соответствии продукции осуществляется в соответствии с Правилами заполнения декларации соответствия на продукцию. В декларации о соответствии должны быть перечислены все позиции подтверждаемых требований определяющих нормативных документов, предусмотренные Номенклатурой 2 (табл. 2).
Таблица 2- Номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия (выдержка)
Наименование
объекта Код
объекта по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Обозначение
определяющего
нормативного
документа
Подтверждаемые требования определяющего нормативного
документа
1 2 3 4
1. Молоко питьевое 10.51.11.111; 10.51.11.121; 10.51.11.130; 10.51.11.141 ГОСТ 31450-2013 п. 5.1.2-5.1.6
2. Творог 10.51.40.310; 10.51.40.311
10.51.40.312; 10.51.40.313
10.51.40.314; 10.51.40.315
10.51.40.321 ГОСТ 31453-2013 п. 5.1.2-5.1.5
3. Сметана 10.51.52.211; 10.51.52.212
10.51.52.213; 10.51.52.214
10.51.52.215 ГОСТ 31452-2012 п. 5.1.2-5.1.5
4. Колбасы варено-копченые 10.13.14.412 ГОСТ Р 55455-2013 п. 4.2.1-4.2.4
5. Морковь столовая свежая, реализуемая в торговой розничной сети 01.13.41.110 ГОСТ 32284-2013 (UNECE
6. Яйца куриные пищевые 01.47.21 ГОСТ 31654-2012 п. 5.2.1-5.2.7
7. Полуфабрикаты мясные. Фарш для детского питания 10.13.14.732; 10.13.14.733 ГОСТ 33611-2015 п. 4.2.1-4.2.4
8. Консервы из рыбы в желе 10.20.25.111; 10.20.25.114 ГОСТ 7455-2013 п. 4.1-4.2 (4.2.1 – 4.2.4)
9. Восточные сладости мучные 10.82.23.220 ГОСТ Р 50228-92 п. 1.1.3-1.1.6
10. Хлеб дарницкий 10.71.11.112 ГОСТ 26983-2015 п. 4.2.2-4.2.3, п. 5.1, 5.2
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
(2) ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ
Заявитель ________________________________________________
в лице ___________________________________________________
заявляет, что _____________________________________________
соответствует требованиям _________________________________
Декларация о соответствии принята на основании ______________
Дополнительная информация _______________________________
Декларация о соответствии действительна с даты регистрации
по ______________ включительно. (3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
М.П. (10)
(подпись) (Ф. И. О. заявителя)
Регистрационный номер декларации о соответствии:
ЕАЭС № _____________ (11)
Дата регистрации декларации о соответствии: _________________ (12)
Рисунок 1 - Единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза
В Центр по сертификации продукции «_________»
Индекс, город, улица, дом
тел./факс: ________________
ЗАЯВЛЕНИЕ НА РЕГИСТРАЦИЮ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ ЕАЭС
Наименование фирмы заявителя, юр. адрес, телефон, факс, е-mail:
ОГРН:
Реквизиты фирмы-заявителя:
просит зарегистрировать декларацию о соответствии на продукцию (наименование продукции, торг. марки, маркировки, модели, ассортиментный перечень) :
выпускаемую изготовителем:
Адрес изготовителя:
Заявитель обязуется:
- выполнять все условия принятия декларации о соответствии;
- обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, меры на соответствие которым была принята декларация;
- при установлении несоответствия продукции требованиям нормативных документов принимать меры по
- оплатить все расходы по регистрации декларации о соответствии.
Заявление на регистрацию данной декларации о соответствии в другие органы по сертификации не подавались!
Дополнительные сведения:
Приложения:
Протокол испытаний №
Контракт №
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации № от .
Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года № от
Генеральный директор ________________________________________ _________________
подпись ФИО Генерального директора
м.п. дата
Рисунок 2- Форма заявления на регистрацию декларации о соответствии ЕАЭС
Рисунок 3- Форма протокола испытаний
Правила оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза
1. При декларировании соответствия заявителями могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза (далее соответственно – государство-член, Союз) на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом (далее – заявители).
2. Декларация о соответствии требованиям технического регламента Союза (далее – декларация) оформляется на листах белой бумаги формата A4 (210 x 297 мм).
3. Декларация заполняется на русском языке с использованием электронных печатающих устройств и в случае наличия соответствующего требования в законодательстве государства-члена – на государственном языке государства-члена, в котором осуществляется декларирование соответствия продукции.
В случае заполнения декларации на русском языке и государственном языке одного из государств-членов она заполняется в соответствии с пунктом 5 настоящего раздела на разных сторонах декларации.
При необходимости наименование изготовителя, его место нахождения (адрес юридического лица), а также адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (кроме наименования государства) и обозначение продукции (тип, марка, модель, артикул и др.) могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
4. Все поля декларации должны быть заполнены, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым подпункта «г» пункта 5 настоящего раздела (в оригинале декларации нумерация полей отсутствует).
5. В декларации указываются:
а) в поле 1 – надписи, выполненные в 2 строки в следующей последовательности:
1-я строка – «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ»;
2-я строка – «ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ»;
б) в поле 2 – единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза;
в) в поле 3 – полное наименование заявителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются) – для юридического лица (далее – организация-заявитель) или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются) – для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, а также регистрационный или учетный (индивидуальный, идентификационный) номер заявителя, присваиваемый при государственной регистрации юридического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-членов, номер телефона и адрес электронной почты;
г) в поле 4 – должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации-заявителя или лица организации-заявителя, уполномоченного в соответствии с законодательством государства-члена принимать декларацию о соответствии (с указанием наименования и реквизитов уполномочивающего документа).
Если заявителем является физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, данное поле не заполняется;
д) в поле 5 – сведения о продукции, включая:
наименование и обозначение (в случаях, предусмотренных техническими регламентами Союза (техническими регламентами Таможенного союза) (далее – технические регламенты)) продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличии);
название продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами) (при наличии);
иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (при наличии);
полное наименование изготовителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае если адреса различаются) – для юридического лица и его филиалов, которые изготавливают продукцию, или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае если адреса различаются) – для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
наименование и обозначение документа (документов), в соответствии с которым изготовлена продукция (стандарт,
код (коды) продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие). Для продукции серийного выпуска производится запись «серийный выпуск». Для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия – заводской номер изделия. Для партии продукции и единичного изделия указываются реквизиты товаросопроводительной документации, идентифицирующей партию продукции (в том числе ее размер) или единичное изделие;
е) в поле 6 – наименование технического регламента (технических регламентов);
ж) в поле 7 – сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) (протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования испытательной лаборатории (центра), регистрационного номера аттестата аккредитации (при наличии)), сведения о сертификате системы менеджмента (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия) с указанием номера, даты, наименования органа по сертификации систем менеджмента, выдавшего сертификат системы менеджмента, регистрационного номера аттестата аккредитации, о других документах, представленных заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), а также о примененной схеме декларирования соответствия;
з) в поле 8 – обозначение и наименование стандарта, включенного в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), или обозначение разделов (пунктов, подпунктов) и наименование такого стандарта, если соблюдение требований технического регламента (технических регламентов) может быть обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) этого стандарта, а не стандарта в целом (в случае их применения), а также сведения об иных стандартах и документах (в случае их применения), условиях и сроках хранения (в случаях, предусмотренных техническими регламентами), сроке службы (годности) или ресурсе продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами) и иная информация (при наличии);
и) в поле 9 – дата прекращения действия декларации (число – двумя арабскими цифрами, месяц – двумя арабскими цифрами, год – четырьмя арабскими цифрами). В случае если техническим регламентом (техническими регламентами) не установлен срок действия декларации, то в данном поле производится запись «срок не установлен»;
к) в поле 10 – подпись, фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, руководителя организации-заявителя или лица организации-заявителя, уполномоченного в соответствии с законодательством государства-члена, с проставлением печати заявителя (если иное не установлено законодательством государства-члена). Использование факсимиле вместо подписи не допускается;
л) в поле 11 – регистрационный номер декларации, который формируется в соответствии с законодательством государства-члена с указанием аббревиатуры «ЕАЭС» (Евразийский экономический союз) и 2-значного буквенного кода государства-члена в соответствии с классификатором стран мира;
м) в поле 12 – дата внесения сведений о декларации в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (число – двумя арабскими цифрами, месяц – двумя арабскими цифрами, год – четырьмя арабскими цифрами).
6. При значительном объеме информации, указываемой в полях 5, 7 и 8 декларации, такая информация приводится в приложении к декларации, которое является неотъемлемой частью декларации. Каждый лист приложения нумеруется, на нем проставляются регистрационный номер декларации, подпись, фамилия имя и отчество (при наличии) лица, принявшего декларацию, печать заявителя (если иное не установлено законодательством государства-члена). При этом в соответствующих полях декларации приводится ссылка на приложение (с указанием количества листов в приложении).
7. Внесение в декларацию сведений, не предусмотренных настоящим разделом, а также сокращение слов (кроме общепринятых обозначений и сокращений) и любое исправление текста не допускаются.
8. Копии зарегистрированной декларации изготавливаются лицом, принявшим эту декларацию, на листах белой бумаги формата A4 (210 x 297 мм), заверяются печатью (если иное не установлено законодательством государства-члена) и подписью указанного лица или лица организации-заявителя, уполномоченного в соответствии с законодательством государства-члена (с указанием наименования и реквизитов уполномочивающего документа).
Темы заданий для работы в малых группах
1. Основы технических измерений
2. Физические величины
3. Виды и методы измерений
4. Метрологические свойства и характеристики средств измерений
5. Поверка и калибровка средств измерений
6. Эталоны, их классификация и виды
7. Национальная система стандартизации Российской Федерации
8. Категории и виды стандартов
9. Изучение ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»
10. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов
11. Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Задачи союза. Основной орган ЕАЭС
12. Разработка технических условий на мясные продукты
13. Формы подтверждения соответствия: добровольное и обязательное
14. Анализ правил маркирования продукции знаками соответствия
15. Подтверждение соответствия молочной продукции согласно ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и
16. Заполнение пакета документов для проведения декларирования соответствия
17. Факторы, влияющие на качество продукции
18. Жизненный цикл продукции
Темы докладов/конспектов
1. РМГ 29-2013 ГСИ. Метрология. Основные термины и определения;
2. Обязательное подтверждение соответствия в странах ЕС.
3. Оценка (подтверждение) соответствия продуктов убоя и мясной продукции, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013);
4. Оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013);
5. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – Росстандарт;
6. Службы по метрологии;
7. Международные и региональные организации по метрологии;
8. ФЗ Об обеспечении единства измерений;
9. Проблемы и задачи в области метрологии в перспективе;
10. Комиссия Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius Commission FAO/WHO);
11. Глобальная Инициатива по пищевой безопасности (CIES/Global Food Initiative);
12. Всемирная организация по безопасности пищевых продуктов (World Food Safety Organization - WFSO);
13. Требования, предъявляемые к молочным и мясным продуктам согласно гигиенических требований безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.1078-01);
14. Метрологические показатели средств измерений в производстве;
15. Генетически модифицированные продукты питания;
16. Нормативно-правовая база по фальсификации пищевых продуктов;
17. Международные организации и стандарты (ИСО, Кодекс Алиментариус);
18. Таможенный союз ЕАЭС;
19. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
20. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
21. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности продукции;
22. Санитарные правила и нормы;
23. История развития системы ХАССП;
24. Анализ системы ХАССП на предприятиях молочной (мясной) отрасли.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п