учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основные понятия и определения, применяемые в при изучении дисциплины;изучить разнообразие биологических объектов озера, - формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды, - формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий; - формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу; ознакомление с основными фундаментально-научными и природоохранными
задачами.
ПКС-1: Способен осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, природоохранного, лесного и трудового законодательства Российской Федерации;
устойчивости биосферы :
применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
сфере оборота и применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
Российской Федерации в сфере оборота и применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
сфере оборота и применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
объектов
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Байкала»
Происхождение озера.
Геологическое строение Байкальской котловины. Климат Байкальской котловины.
Просмотр фильма о Байкале М. Степанцова «Легенды великого озера» 1 фильм «У края чарующей бездны», фильм 2 «Подлунная флора Байкала»
Байкальской котловины.
видеофильма: «Подводный мир Байкала»
островов Байкала.
Байкале. Пищевые сети.
«Животный мир байкальских побережий и гор»
органической жизни Байкала. Уникальные явления в биоте Байкала. Трофические отношения организмов в экосистеме оз. Байкал.
«Байкал заповедный»
http://irbis.bgsha.ru/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=ELRES&P21DBN=ELRES&S21STN=1&S21REF=3&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=-297827914
Уханаева А.Л. Байкаловедение: Методические указания для самостоятельной работы /А.Л.Уханаева. – Улан-Удэ: изд-во БГСХА, 2019.- 13 с.
http://irbis.bgsha.ru/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=ELRES&P21DBN=ELRES&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=-258566838
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы эссе (выступлений, сообщений), Комплект тестов для текущего контроля, Комплект ситуационных задач, Перечень тем конспектов
Байкаловедение
2) охватывает все разделы дисциплины
1. История исследований Байкала (ПКС-1)
2. Географическое положение и параметры озера (основные заливы, проливы, острова и горные хребты, обрамляющие котловину Байкала). (ПКС-1)
3. Особенности глубинного строения Байкальской котловины. (ПКС-1)
4. Сейсмичность в пределах Байкальской рифтовой зоны. (ПКС-1)
5. Рельеф надводной части котловины. (ПКС-1)
6. Рельеф подводной части котловины. (ПКС-1)
7. Донные отложения. (ПКС-1)
8. История формирования котловины Байкала. (ПКС-1)
9. Полезные ископаемые Байкальской котловины. (ПКС-1)
10. Климатообразующие факторы в пределах Байкальской котловины. (ПКС-1)
11. Температурный режим воздуха. (ПКС-1)
12. Облачность, туманы, распределение и режим атмосферных осадков. (ПКС-1)
13. Ветровой режим над озером. (ПКС-1)
14. Растительный покров Байкальской котловины. (ПКС-1)
16. Основные притоки Байкала и их краткая гидрологическая характеристика. (ПКС-1)
17. Водный баланс Байкала. (ПКС-1)
18. Уровенный режим озера. (ПКС-1)
19. Течения, волновой режим Байкала, прозрачность вод. (ПКС-1)
20. Температура воды поверхностного слоя озера. (ПКС-1)
21. Распределение температуры воды по глубине озера. (ПКС-1)
22. Ледовые явления при замерзании. (ПКС-1)
23. Ледовые явления при ледоставе и вскрытии. (ПКС-1)
24. Ледовые переправы. (ПКС-1)
25. Гидрохимия вод притоков озера Байкал. (ПКС-1)
26. Гидрохимия вод озера Байкал. (ПКС-1)
27. Водные ресурсы Байкала и возможности их использования. (ПКС-1)
28. Отличие оз. Байкал от большинства пресных водоемов нашей планеты(ПКС-1)
29. Оз. Байкал - центром эндемичного видообразования. (ПКС-1)
30. Зоогеографический статус у оз. Байкал. (ПКС-1)
31. Фаунистический комплекс, его определение. (ПКС-1)
32. Уникальные явления в биоте оз. Байкала и охарактеризуйте одно из них. (ПКС-1)
33. Характеристика ледовым сообществам оз. Байкал. (ПКС-1)
34. Роль бактериопланктона и бактериобентоса в экосистеме оз. Байкал (ПКС-1)
35. Роль фитопланктона в экосистеме оз. Байкал (ПКС-1)
36. Роль зоопланктона в экосистеме оз. Байкал (ПКС-1)
37. Роль бентоса в экосистеме оз. (ПКС-1)
38. Группы рыб, обитающие в оз. Байкал (ПКС-1)
39. Эндемичные рыбы оз. Байкал (ПКС-1)
40. Характеристика эколого-морфологическим группам байкальского омуля. (ПКС-1)
41. Роль нерпы в экосистеме оз. Байкал (ПКС-1)
42. Дайте характеристику трофическим отношениям байкальских организмов. (ПКС-1)
43. В чем заключается генетическая неоднородность фауны оз. Байкал? (ПКС-1)
44. Происхождение байкальских моллюсков (ПКС-1)
45. Гипотезы происхождения байкальского омуля. (ПКС-1)
46. Происхождение байкальской (ПКС-1)
47. Основные источники антропогенного воздействия на озеро Байкал. (ПКС-1)
48. Байкал – объект Всемирного природного наследия. (ПКС-1)
49. Понятие «Байкальская природная территория» и ее экологическое зонирование. (ПКС-1)
50. Основные требования природопользования в Центральной экологической зоне. (ПКС-1)
51. Характеристика особо охраняемых территорий в пределах Байкальской природной территории. (ПКС-1)
52. Комплекс необходимых природоохранных мероприятий по охране оз. Байкал(ПКС-1)
Перечень контрольных вопросов для самостоятельного изучения темы и для устных опросов
1. История исследования оз. Байкал и прилегающей к нему территории.
2. Выдающиеся исследователи озера.
3. Образование озера.
4. Этапы происхождения озера
5. История исследований Байкала в XVII в. (землепроходцы, протопоп Аввакум, Николай Спафарий и Избранд Идес).
6. Исследования Байкала в XVIII в. (Ремезов, Мессершмидт, Гмелин, Паллас, Георги). (Исследование Байкала в XIX в. (Радде, Дыбовский, Годлевский, Черский, Обручев). (
7. Исследование Байкала в XX в. и в настоящее время (Вознесенский, Шостакович, Дорогостайский, Верещагин, Кожов, Галазий, Грачев).
8. Что такое рифт? Как возникла Байкальская рифтовая впадина?
9. Что представляла собой байкальская территория на предрифтовом этапе развития?
10. Какие климат, растительный и животный мир были в районе Байкала 70 — 30 млн лет назад?
11. Каковы были геологические и климатические изменения на территории Байкала на первой стадии рифтового этапа от 30 до 3 млн лет назад?
12. Какие близкородственные виды байкальским растениям и животным появились в байкальских озёрах на первой стадии рифтового этапа?
13. Какие наземные животные и растения обитали в районе озера Байкал около 4 млн лет назад? Каким был в этот период времени климат?
14. Какие геологические и климатические явления происходили в Байкальском регионе в период с 3 млн лет до 1 млн лет назад?
15. Какие изменения на юге Байкала произошли в период 60 — 30 тыс. лет назад?
16. Особенности береговой линии Байкала.
17. Дать определения мысу, заливу, губе, бухте, сору.
18. Наиболее известные мысы и заливы Байкала.
19. Наиболее известные бухты и соры.
20. Подводные хребты и возвышенности на Байкале.
21. Известные острова и их местоположение на Байкале.
22. Какие хребты обрамляют побережье Байкала?
24. Особенности глубинного строения Байкальской котловины.
25. Сейсмичность в пределах Байкальской рифтовой зоны.
26. Рельеф надводной части котловины.
27. Рельеф подводной части котловины.
28. Донные отложения.
29. История формирования котловины Байкала.
30. Полезные ископаемые Байкальской котловины.
31. Климатообразующие факторы в пределах Байкальской котловины.
32. Температурный режим воздуха.
33. Облачность, туманы, распределение и режим атмосферных осадков.
34. Ветровой режим над озером. Главные ветры
35. Растительный покров Байкальской котловины.
36. Почвенный покров Байкальской котловины
37. Основные типы наземных ландшафтов
38. Основные притоки озера Байкал
39. Водный баланс
40. Основные течения на Байкале
41. Волновой режим
42. Температурный режим воды.
43. Опишите схему круговорота воды на Байкале
44. Ледовый режим озера:
45. Стадии ледовых явлений на Байкале
46. Ледовые явления замерзания на озере
47. Становление ледостава на Байкале
48. Процесс вскрытия Байкала
49. Гидрохимический режим озера
50. Химический состав вод притоков – рек бассейна Байкала
51. Химический состав вод озера Байкал.
52. Биологическое разнообразие животного и растительного мира оз. Байкал
53. Зоопланктон озера Байкал
54. Бентос озера Байкал
55. Трофические отношения организмов в экосистеме оз. Байкал.
56. Особенности структуры и функционирования водных сообществ Байкала.
57. Ихтиофауна. Экосистема озера
58. Фаунистические комплексы рыб озера Байкал
59. Экологические комплексы рыб в Байкале и перечислите виды рыб, относящиеся к каждому комплексу.
60. Уникальность экосистемы Байкала.
61. Уникальные явления в биоте Байкала. Гигантизм и нанизм среди байкальских организмов
62. Трофические отношения организмов в экосистеме оз. Байкал. Происхождение и эволюция биоты оз. Байкал
63. Родственники байкальского омуля согласно современным молекулярно-генетическим данным.
64. Гипотеза происхождения современной паразитофауны рыб оз. Байкал.
65. . Видообразование в озере.
66. Типы природных комплексов в Прибайкалье
67. Животные побережья Байкала.
68. Сколько видов паразитов отмечено у байкальских рыб, каков ранг их эндемизма?
69. Фауна Байкала древняя или молодая? И почему?
70. Класс Амфибии
71. Класс Рептилии
72. Класс Птицы
73. Наземные млекопитающие
Комплект тестов для текущего контроля
1. В каком году Байкал получил статус Объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО?
А)1997 Б)1996 В) 1998 Г)1995
2.Какие виды называются эндемиками?
A) вид, обитающий только в пределах одной местности и не где более
Б) совокупность растений и животных проживающих в одной местности
B) растения и животные, вымершие к настоящему времени
Г) реликтовые формы жизни
3. На сколько сантиметров в год, по данным ученых Института земной коры СО РАН расширяется котловина озера Байкал
A) на 2 см. Б) на 1 см. B) на 0,5 см. Г) на 5 см.
4. Самый крупный остров озера Байкал - это
A) остров Ушканий Б) остров Ольхон B) остров Бакланий Г) остров Чаячий
5.Манул, дрофа, корсак, тарбаган - это обитатели
А) степи Б) тайги В) высокогорья Г) лесостепи
6. Мелкий грызун, обитатель таежных лесов, питается кедровыми орехами, ягодами, грибами, селится под корнями
А) колонок Б) соболь В) белка Г) бурундук
7. В Байкале присутствуют
А) кораллы Б) губки В)полипы Г)анемоны
8.Баргузинский заповедник был создан для сохранения популяции
A) черного журавля
Б) северного оленя
B) косули Г) соболя
9.В окрестностях какого природного объекта, расположенного вблизи Байкала, планируется создание свободной экономической зоны, туристско-рекреационного типа
A) озеро Арангатуй Б) озеро Духовое B) озеро Фролиха Г) озеро Котокель
10. Что подразумевается под понятием «таежный гнус»
A) мелкие насекомые
Б) мелкие комары
B) собирательное название группы кровососущих двукрылых насекомых
Г) мелкая мошкара
11. В какую экологическую зону включен водосборный бассейн озеро Байкал?
А) центральную
Б) буферную
В) атмосферного влияния
Г) Байкальскую природную территорию
12. К какому типу животных относится байкальский эндемик - турбеллярия
A) Тип кишечнополостные
Б) Тип губки
В) Тип многощетинковые
Г) Тип плоские черви
13. Местные жители называют их «бормашами», а под каким названием они известны в науке
A) рачки- бокоплавы Б) коловратки B) эпишура Г) циклопы
14. Какой вид рыб не относится к соровым
A) щука Б) окунь B) плотва сибирская Г) голомянка
15. В июне-июле бурые медведи выходят на берег Байкала и его основных притоков, что их туда привлекает
А) косяки омуля, спускающегося после нереста
Б) личинки ручейников, превращающиеся во взрослых насекомых
В) детеныши нерпы
Г) выброшенные на берег голомянки
16.С какого года работает Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат на побережье Байкала
A) с 1960 года Б) с 1966 года B) с 1959 года Г) с 1962 года
17. В каком году Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал»
A) в 1999 году Б) в 1996 году B) в 2000 году Г) в 1998 году
18. К какому семейству рыб относится байкальский омуль
A) лососевые Б) осетровые B) хариусовые Г) тресковые
19. Какой из перечисленных видов рыб занесен в Красную Книгу Бурятии
A) белый хариус Б) сиг B) бычок - широколобка Г) байкальский осетр
20. Сколько поясов растительности располагается на дне озера Байкал
A) 5 Б)3 B) 9 Г) 4
21. Сколько видов инфузорий обитает в озере Байкал
A) более 1000 видов Б) более 500 видов
B) более 20 видов Г) более 200 видов
22. К каким формам рельефа принадлежат сталактиты и сталагмиты
A) эоловым Б) тектоническим B) эрозионным Г) карстовым
23.Сколько пар конечностей имеют рачки бокоплавы
A) 6 пар Б) 8 пар B)13 пар Г) 26 пар.
24. Сколько процентов от общего количества рыб Байкала занимает байкальский комплекс рыб
A) более 50%* Б) более 80%
B) более 30% Г) более 90%
25. Какое животное скрывается под названием Байкалия Годлевского
А) губка
Б) брюхоногий моллюск
В) рачок бокоплав
Г) особый вид многощетинковых червей
26. На сколько сантиметров за год в среднем вырастает байкальская губка?
A) на 10 см
Б) на 5 см
B) на 7 см
Г) на 1 см
27. Какое семейство рыб, обитателей Байкала насчитываемых свыше 21 вида полностью являются эндемиками озера
A) семейство лососевых
Б) семейство бычковых
Г) семейство карповых
28. Что означает слово «амфиподы», по отношению к рачкам бокоплавам
A) разноногие
Б) разноусые
B) разночелюстные
Г) разно дышащие
29 Какие организмы являются наиболее активными участниками процесса самоочищения байкальской воды
А) эпишура
Б) губки
В) планарии
Г) бактерии
1. Оз. Байкал - центр эндемичного видообразования.
2. Теории формирования оз. Байкал
3. Уникальные явления в биоте оз. Байкала и их характеристика.
4. Роль бактериопланктона и бактериобентоса в экосистеме оз. Байкал.
5. Роль фитопланктона в экосистеме оз. Байкал.
6. Роль зоопланктона в экосистеме оз. Байкал.
7. Роль бентоса в экосистеме оз. Байкал.
8. Группы рыб, обитающих в оз. Байкал.
9. Эндемики оз. Байкал, их значение
10. Характеристика эколого-морфологических групп байкальского омуля.
11. Трофические отношения байкальских организмов.
12. Генетическая неоднородность фауны оз. Байкал.
13. Байкал – объект Всемирного природного наследия
14. Экологические проблемы оз. Байкал
15. Антропогенное влияние на экосистему озера.
16. Проблема защиты Байкала от загрязнения.
17. Комплекс необходимых природоохранных мероприятий по охране оз. Байкал.
Комплект ситуационных задач
Ситуация 1
Проблема:
Загрязнение малых рек поверхностными водами с частных огородов. Многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен.
Последствия:
В реку смываются удобрения и химические средства защиты растений, что значительно усиливает эвтрофикацию водоема и приводит к гибели планктона.
Для почвы огородов это тоже не выгодно, т. к. способствует развитию водной эрозии, снижает плодородие почвы.
Предлагаемое решение:
Устройство охранной буферной зоны. Чтобы поставить барьер на пути загрязненных стоков и затруднить доступ к реке местных жителей можно засадить берега колючим кустарником.
Ситуация 2
Проблема:
Свалка мусора в районе побережья озера Байкал
Последствия:
Отходы пищи привлекают птиц, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.
Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов. На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и концерагены. Свалки мусора– причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Предлагаемое решение:
Убирать мусор за собой, не устраивать стихийные свалки. Вести разъяснительные беседы с отдыхающими, туристами, местными жителями.
Ситуация 3
Проблема:
В период активных весенних работ по благоустройству территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий населенных пунктов и прилегающих к ним территорий наблюдается массовое сжигание мусора как способа утилизации.
Последствия:
Кроме натуральных веществ – дерева, бумаги, хлопчатобумажных тканей, сухостоя травянистых растений и т.д., люди выбрасывают и синтетические вещества – различные пластмассы, а при их сгорании выделяются ядовитые вещества.
Сжигание мусора повышает пожарную опасность территорий, где проводится утилизация таким способом. Этот способ утилизации активно снижает количество кислорода в воздухе, способствует накоплению углекислого газа, концерагенных газов, сажи и копоти.
Предлагаемое решение:
Весь бытовой мусор подвергать захоронению после активного измельчения. Однородной массе легче разлагаться в почве. Активнее пропагандировать вторичное использование бытовых отходов.
Проблема:
Вблизи села местность из-за застаивающихся талых вод активно зарастает камышом и рогозом, который из года в год занимает все большую территорию. Автомобильная трасса у данного села проходит очень близко к этим зарослям. Они располагаются буквально по обе стороны от дороги.
Последствия:
В стоячей воде развиваются личинки комаров, которые являются переносчиками малярии.
Камыш в жаркие дни может загореться, это приведет к угрозе пожара в близлежащих домах.
Камыш, растущий вдоль автодорог, насыщен ядовитыми веществами. При его сжигании все эти вещества попадают в воздух.
После созревания семян разлетается пух от камыша, это может усилить предрасположенность населения к аллергическим заболеваниям.
Предлагаемое решение:
Высаживать на заболачиваемых почвах влаголюбивые растения, например ивы, они поглотят избыточную влагу и способствуют осушению. Естественная конкуренция сократит заросли камыша и рогоза. Можно применить также скашивание до созревания семян в период минимального количества влаги на данной территории.
Ситуация 5
Проблема:
Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
Последствия:
Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым.
Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции.
Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия.
Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения- индикаторы, которые можно использовать по назначению.
Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность
Предлагаемое решение:
Можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность.
Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.
Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.
Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое
Время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта- исследования. Кроме того, регулярные прогулки - основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по
отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.
Ситуация 6
Проблема:
Борьба с насекомыми-вредителями садовых и огородных культур с помощью химических средств защиты растений на приусадебных участках и в садово-огороднических обществах.
Последствия:
Ядохимикаты, убивающие насекомых-вредителей, могут быть очень опасными и для человека.
Недопустимо попадание ядохимикатов на кожу, глаза, вдыхать запахи от ХСЗР, т.к. такой контакт может вызвать серьезные заболевания у человека.
Попадание ядовитых веществ на землю также не обходится без последствий, т.к. способствует уничтожению редуцентов из почвы, поглощается вторично овощными и плодово-ягодными растениями, накапливаются в них и делают овощи и фрукты вредными для здоровья человека.
Ядовитые вещества становятся участниками круговоротов веществ (воды, азота, кислорода и др.), нарушая их естественные циклы.
Применение одних и тех же ядохимикатов длительное время влечет за собой снижение эффективности их действия на насекомых – вредителей
Предлагаемое решение:
Использовать растения и другие биологические методы для защиты растений. Может быть, эффект будет не столь сильным, зато вы не причините вреда ни себе ни окружающей среде.
Можно применять смешанные посевы. Например, горчица, посеянная в смеси с горохом, снижает повреждение зерен гороховой плодожоркой.
Наконец, если вы все же не намерены отказываться от ХСЗР, то будьте скрупулезно аккуратными в обращениями с ними. Не хватайте первое попавшееся ведро, не разводите на глазок ядохимикаты, не заполняйте раствором давно неисправный опрыскиватель, из которого добрая половина выливается на землю и руки.
Ситуация 7
Проблема:
Животноводческая ферма расположена на берегу небольшой реки, впадающей в озеро. Навозные стоки сбрасывает в течение реки.
В реке резко возрастает бактериологический состав болезнетворных видов, создается благоприятная среда для вирусных очагов.
Воду, свойства которой способствуют более высокой заболеваемости животных, используют для водопоя, что уменьшает поголовье скота в стаде хозяйства и на личных подворьях.
Река на несколько километров от животноводческой фермы не воспринимается как объект посещения пляжей отдыхающими жителями села, т.к. купание в ней не безопасно.
Рыба активно заражается гельминтами и становится не пригодной для лова и употребления в пищу человеку, участвует в цепи распространения гельминтов среди животных, питающихся рыбой.
Предлагаемое решение:
Устроить насыпной вал, препятствующий активному стоку навозных потоков.
Складировать навоз в компактные кучи, которые превратят его в ценное органическое удобрение. Организовать регулярный и своевременный вывоз органики на поля не только в осенний период, но и летом, например, на поля под пустым паром.
Своевременно разработать проект переноса комплекса на территорию, не расположенную в водоохранной зоне реки, с учетом рационального использования навоза.
Ситуация 8
Проблема:
Животноводческая ферма расположена на пригорке перед оврагом, который примыкает к небольшой речке, которая впадает в озеро Байкал. Навоз складируется на склоне оврага. По прогнозам синоптиков ожидаются ливневые дожди. Как не допустить попадания навозных стоков в реку?
Последствия:
Навозные стоки существенно изменят состав воды в реке, сделают ее не пригодной для использования в хозяйственной деятельности на длительный период.
Существенно пострадает эстетический вид ландшафта берега реки.
Провоцируется распространение болезнетворных и паразитических организмов в реке и по склону в местах навозных потоков.
Предлагаемое решение:
В непосредственной близости от источника загрязнения можно предварительно построить дамбу, а перед ней выкопать временный ров не менее 1 метра глубиной для предупреждения растекания воды с навозной жижей. Если нет возможности построить дамбу, то следует выкопать ров вкруговую перед навозом.
Ситуация 9
Проблема:
При добыче щебеня, глины используется открытый способ. Какой вред, наносимый экосистеме подобным способом добычи полезных ископаемых. Можно ли способствовать восстановлению экосистемы.
Последствия:
Добыча полезных ископаемых открытым способом разрушает плодородный поверхностный слой почвы.
Возникают глубокие карьеры.
Вытесняется растительность естественного сообщества (луга, степи, леса), распространяются рудеральные растения.
Смещаются популяции животных естественных экосистем, до этого живших здесь, причем не всегда в благоприятные условия.
Предполагаемое решение:
Предусмотреть меры постепенного восстановления, экосистемы. Для этого слой почвы снятый перед разработкой добычи следует сохранить. Взамен изъятой породы организовать завоз бытовых и сельскохозяйственных отходов, подверженных естественной переработке детритофагов. Завершающей стадией восстановления методом заполнения карьера станет возвращение верхнего слоя почвы. Высадка деревьев, если экосистема была лесного типа, посев семян трав для лугов системы. Степь восстанавливается естественным путем и более длительное время.
Ситуация 10
Проблема:
На животноводческих фермах скапливается навоз, который содержит много органических веществ. Однако при бесподстилочном содержании животных получается навоз, который нельзя использовать в качестве органического удобрения без предварительной подготовки. Почему? Как следует подготовить такой навоз для превращения его в ценное удобрение?
Последствия:
Навоз при бесподстилочном содержании животных нельзя использовать без подготовки, т. к. при внесении его в почву он убивает микроорганизмы, являющиеся важной составной частью агроэкосистемы.
Такой навоз содержит болезнетворные бактерии и семена сорняков.
Предлагаемое решение:
Смешивать такой навоз с почвой, зеленым частями растений, остатками соломы, с измельченными стеблями прошлогодних трав, старой листвой в компостных ямах.
Можно использовать современные методы биотехнологии по применению личинок насекомых, которым для развития благоприятна среда жидкого или полужидкого навоза.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п