учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- ;
Директор колледжа Очирова В.Н.
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
современной России и мира, на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории
Задачи: рассмотреть основные этапы развития истории России и мира
на протяжении веков; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие
современной России; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие
современной России; сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; показать
целесообразность учета исторического опыта в современном социально-экономическом, политическом и
культурном развитии России.
современной России и мира, на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории
Задачи: рассмотреть основные этапы развития истории России и мира
на протяжении веков; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие
современной России; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие
современной России; сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; показать
целесообразность учета исторического опыта в современном социально-экономическом, политическом и
культурном развитии России.
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;;
:
:
поведения
поведения
работ
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания
тестовые задания, вопросы к
дискуссии
тестовые задания
тестовые задания, вопросы к
дискуссии
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе (дискуссия)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Русь приняла христианство:
а) в 1 в., при апостоле Андрее
б) в VI в., при Кие
в) в 1Х в., при Рюрике
г) в Х в., при Владимире.
2. Какое княжество Северо-Восточной Руси первым подверглось нападению монголов?
а) Владимирское
б) Рязанское
в) Черниговское.
3. По случаю победы над Казанским ханством был сооружен:
а) храм Вознесения на Коломенском
б) Покровский собор в Москве
в) Успенский собор в Кремле.
4. Борис Годунов стал царем:
а) по праву наследства, как ближайший родственник царицы
б) по воле Федора Иоанновича, выраженной в завещании
в) по земскому избранию.
5. Кого называли Тушинским вором?
а) В. Шуйского
б) Лжедмитрия I
в) Лжедмитрия II.
6. Одним из вождей старообрядцев был:
а) патриарх Никон
б) протопоп Аввакум
в) митрополит Макарий.
7. Какой документ петровской эпохи открывал возможность выслужить дворянское звание?
а) «Юности честное зерцало»
б) «Табель о рангах»
в) «Духовный регламент»
8. Кого из русских государей старообрядческая традиция трактовала как Антихриста:
а) Алексея Михайловича
б) Петра Великого
в) Петра III
г) Павла.
9. По Положению о крестьянской реформе 1861 г. крестьянам личная свобода предоставлялась:
а) безвозмездно и немедленно
б) за единовременный выкуп
в) за выкуп, растянутый на 50 лет (выкупные платежи)
г) за десятилетнюю отработку на условиях помещика.
10. Какие территории Россия утратила в 1905 г. в результате неудачной войны с Японией?
а) Южный Сахалин
б) Северный Сахалин
в) Курильские острова
г) Арендованный у Китая Ляодунский полуостров.
11. Укажите даты первой мировой войны:
а) 1913-1914 гг.
б) 1914-1916 гг.
в) 1914-1917 гг.
г) 1914-1918 гг.
12. Дата образования СССР:
а) 7 ноября 1917 г.
б) 15 октября 1918 г.
в) 30 декабря 1922 г.
Практические задания
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Вопросы:
1. Состояние экономики СССР в 70-80 гг.
2. Социальное развитие советского общества в годы застоя.
3. Особенности политического развития советской системы во второй половине ХХ в.
Тема: Внешняя политика СССР в 80-е годы
Вопросы:
1. Взаимоотношения СССР со странами капиталистического лагеря
2. Взаимоотношения СССР со странами социалистического лагерей.
3. СССР и страны третьего мира
4. Афганская война: причины, основные события, итоги, уроки.
5. ОВД, СЭВ, ООН, НАТО
Тема: Перестройка в СССР
Вопросы:
1. Цели, предпосылки и этапы перестройки
2. Экономические преобразования в стране в годы перестройки
3. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил
4. «Новое политическое мышление» и внешняя политика
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
Вопросы:
1. Особенности межнациональных отношений на территории бывшего СССР
2. Межнациональные конфликты в 90-е гг. в Якутии, Казахстане, Нагорном Карабахе; в Латвии, Литве, Эстонии; на
Украине, Белоруссии, Молдавии, на Северном Кавказе
3. Конфликты в Средней Азии после распада СССР
Внутриполитическое развитие РФ в 90-е гг. XX в.
Вопросы:
1. Национальная политика государства в 1990-ые годы.
2. Федеративный договор и административно-территориальное устройство РФ
3. Чеченская война: взгляд с двух сторон
Расширение Евросоюза
Вопросы:
2. Современные миграционные процессы и «формирование мирового «рынка труда». Формирование мирового «рынка
труда»
3. Формирование единого образовательного и культурного пространства
4. Политические ориентиры России
Вопросы к дискуссии
Проблема сохранения нравственных ценностей и убеждений
в современных условиях
(дискуссия)
Вопросы для обсуждения:
1. Что для россиян «демократия»? Подходит ли россиянам демократия?
2. Согласны ли вы с тем, что западная культура оказывает отрицательное влияние на положение дел в России? Считаете
ли вы, что западная культура положительно влияет на развитие России?
3. Как вы считаете, западная демократия и культура необходимы, спасительны для России?
4. Положительное или отрицательное влияние оказывают СМИ, «глобальное информационное пространство» и интернет
на духовную культуру?
5. Считаете ли вы Россию светским государством? Какую роль играет религия в современном российском обществе?
Перспективы развития РФ в современном мире
(дискуссия)
Вопросы для обсуждения:
1. Каким вы видите будущее России:
- социально-экономическое развитие?
- внутриполитическое функционирование?
- РФ на международной арене?
- культурное и духовное пространство в ближайшем будущем.
2. Что же есть Россия: Восток или Запад?
3. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
4. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных
ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
Тестовые задания
1. К внешней политике России 1992-1999 гг. относится:
а) вывод советских войск из Афганистана
б) присоединение к программе НАТО «Партнерство во имя мира»
в) конфликт с Китаем
г) участие России в миротворческих акциях во Вьетнаме и Афганистане
2. Основные черты новой внешнеполитической стратегии России:
а) восстановление отношений России с НАТО
б) поддержка Россией ООН
в) постоянное участие президента России в работе «большой восьмерки»
г) диктат и усиление влияния на СНГ.
3. В начале 2000-х гг. Россия во внешней политике сблизилась
а) с Францией и Германией
б) с США и Великобританией
в) с США и Японией
г) с Китаем и Австралией
4. Результатом внешнеполитического курса России в 2000-2008 гг. является:
а) прекращение «холодной войны»
б) снижение угрозы международного терроризма
в) усиление влияния России в Азии и Латинской Америке
г) прекращение деятельности военных блоков
5. Какое понятие из перечисленных утратило актуальность в 1990-х гг.?
а) Большая семёрка
б) холодная война
в) система противоракетной обороны
г) Таможенный союз
6. Установите соответствие между событиями и датами
События
а) присоединение России к программе НАТО «Партнёрство во имя мира»
б) принятие России в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна
в) оформление Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана и Киргизии г) вступление России в «Большую
семёрку»
Даты: 1) 1994 г. 2) 1996 г. 3) 1997 г. 4) 1998 г. 5) 1999 г.
а) Тегеранской конференции
б) программе «Партнерство во имя мира»
в) урегулировании абхазско-грузинского конфликта
г) работе организации «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»
8. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:
а) различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса;
б) различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами;
в) углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации;
г) политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей.
9. Таможенный союз предполагает
а) только существование единого таможенного тарифа для всех стран-участниц;
б) существование единых условий для перемещения капиталов и рабочей силы между странами-участницами;
в) свободное перемещение товаров и услуг между странами-участницами, а также единый таможенный тариф и единая
внешнеторговая политика по отношению к третьим странам;
г) снятие таможенных барьеров для перемещения товаров и услуг, а также капиталов и рабочей силы между странами-
участницами союза.
10. Свободная экономическая зона - это есть:
а) зона свободной торговли, в которой отменены пошлины и ограничения;
б) склад с импортной продукцией в порту;
в) свободная внешнеторговая зона, в которой действует отсрочка платежа таможенных пошлин;
г) свободная промышленная зона, в которой действует режим беспошлинного ввоза и вывоза товаров.
11. Для развития культуры России в 90-е гг. XX в. было характерно
а) возрождение интереса к наследию советской культуры
б) усиление влияния церкви
в) повсеместное открытие клубов детского творчества
г) создание творческих союзов
12. Для развития российского кинематографа в 2000-х гг. характерно
а) увеличение количества сериалов про мафию
б) создание отечественных высокобюджетных фильмов
в) увеличение количества детских фильмов
г) приглашение иностранных режиссеров для постановок
13. Пространственная композиция, сконструированная разных из материалов и предметов быта
а) перформанс б) пред-а-порте
в) соц-арт г) инсталляция
14. Что из названного характеризует государственную политику в области культуры?
а) увеличение финансирования известнейших объектов культуры
б) создание канала «Культура»
в) поддержка издательской деятельности
г) все названное
15. Что из названного характерно для изобразительного искусства 1990-х — начала 2000-х гг.?
а) возрождение стиля соцреализм
б) стремление к экспериментам
в) возвращение к традициям дореволюционного искусства
г) сокращение количества музеев
16. Цель создателей массовой культуры:
а) выразить свое мироощущение
б) открыть новые художественные и музыкальные формы
в) заработать, извлечь выгоду
г) получить эстетическое удовольствие
17. Государственный канал «Культура» начал свою работу
а) в 1997 г. б) в 2000 г. в) в 2006 г. г) в 2009 г.
18. Понятие, характеризующее уровень развития культуры, когда материальное начало доминирует над духовным:
а) модернизм; б) кризис; в) цивилизация; г) аномия; д) деконструкция.
19. Основные причины кризиса современной российской культуры:
а) отказ от христианского представления о личности;
б) глобализация;
в) главенство идей коммерции и рынка;
г) недостаточность финансирования.
20. Массовая культура выражается:
а) в узком круге потребителей
б) в наличии большого тиража, однотипности
в) в уникальности каждого произведения
г) в недоступности произведений для большинства населения.
21. Определите численность населения России:
а) 150 млн. человек
в) 100 млн. человек
г) 50 млн. человек
22. Название процесса роста городов и городского населения:
а) миграция
б) урбанизация
в) субурбанизация
г) естественный прирост
23. Языковая семья, которая включает большую часть населения России:
а) кавказская
б) уральская
в) индоевропейская
г) алтайская
24. Страна, у которой с Россией самая протяженная граница:
а) Китай
б) Казахстан
в) Монголия
г) Украина
25. Название процесса переселения людей из одних мест проживания в другие:
а) миграция б) урбанизация в) депопуляция г) воспроизводство
26. Выберите верный вариант:
а) Россия – унитарное государство; в) Россия - федеративное государство;
б) Россия - теократическое государство; г) Россия-монархия.
27. Россия торгует на мировом рынке:
а) цинком, нефтью, газом; в) бурым углем, нефтью, лесом;
б) нефтью, газом, лесом; г) нефтью, газом, кофе.
28. Определите, какие утверждения являются верными, а какие - неверными?
а) В настоящее время все экономически развитые страны мира переходят к такому циклу развития экономики, который в
научной литературе называют по-разному: «информационная экономика», «постиндустриальная стадия».
б) На периферию накладываются все трудности развития человечества.
в) Наша страна в настоящее время находится в положении полупериферии.
г) На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью не
качество производимых товаров и благ, а их количество, которое улучшает уровень жизни человека.
29. Основная черта современного общества:
а) развитие информационных технологий;
б) активное развитие сельского хозяйства;
в) использование машинного труда;
г) отказ от религиозных догм.
30. Экстремизм -
а) приверженность к крайним взглядам, мерам
б) всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны
в) передача или продажа в частную собственность части государственной собственности
г) военно-промышленный комплекс.
Вопросы к зачету с оценкой
1. История как наука
2. Периодизация мировой истории
3. Развитие исторической науки в России
4. Общая характеристика исторических рамок конца XX- начала XXI века
5. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.5
6. Национальные отношения в СССР к началу 80- гг. ХХ века8
7. Социально-экономическое развитие СССР к началу 1980-х гг.10
8. Культурная жизнь в СССР в 1960-80 гг.1
9. Внешняя политика СССР в 1960-80-хх гг.1
10. Перестройка в СССР (1985-1991гг): причины и последствия2
11. «Парад суверенитетов»: причины, ход, последствия2
12. Путч ГК ЧП2
13. Беловежское соглашение. Распад СССР2
14. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
15. Антикризисные меры и рыночные реформы3
16. Формирование государственной власти новой России. Принятие Конституции РФ 1993 г.
17. Становление гражданского общества3
18. Социально-экономическое положение России в 90-е гг. ХХ в.3
19. Внешняя политика РФ в 90-е гг. ХХ в.
20. Внутриполитическое развитие России в 1993-1999 гг.3
21. Проблемы федеративного устройства
23. Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг.4
24. Социальная политика российского правительства в 2000-2012 гг.5
25. Основные направления социальной политики в 2000-20125
26. Формирование и тенденции развития мирового рынка труда
27. Международные связи и отношения РФ в начале XXI века5
28. Формирование единого образовательного пространства в Европе и России
29. Культурное и духовное пространство РФ в конце 90-х гг.XX – начале XXI века
30. Проблема экспансии в Россию Западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»
31. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека. Возвращение к
религии
32. Основные проблемы развития Российской Федерации на современном этапе
2. «Доктрина Брежнева» и ее реализация
3. Хельсинкские соглашения 1975 г. СБСЕ
4. Развитие культуры в 1965-85 гг.
5. Диссидентское движение. А.И. Солженицын. А.Д. Сахаров
6. Советское кино в 1960 – 1980-е гг.
7. Театр и музыка в 1960 – 1990-е гг.
8. Общественный протест и правозащитное движение в СССР (портреты диссидентов на фоне «застоя»)
9. Правозащитное движение в СССР
10. Ю.В. Андропов и его политика
11. К.У. Черненко и его политика
12. Достижения советской культуры эпохи «застоя»
13. Афганская война 1979–1989 годов и судьбы воинов интернационалистов
14. Новый виток «холодной войны» в начале 1980-х гг.
15. СССР и польский кризис 1980-81 гг.
16. Деятельность М.С. Горбачева
17. «Ускорение» социально-экономического развития
18. Авария на Чернобыльской АЭС
19. Политика «гласности». Содержание и итоги
20. I съезд Народных депутатов
21. Политические реформы второй половины 1980-х гг.
22. «Парад суверенитетов» в СССР в конце 1980-х гг.
23. Взаимоотношения Русской Православной церкви и советского государства
24. Распад «социалистического лагеря». «Бархатные» революции
25. «Новое политическое мышление» в отношениях СССР и США, стран Западной Европы
26. Программа «500 дней»
27. Распад СССР: предательство или неизбежность?
28. Экономическое и политическое положение СССР в 1985-1991 гг.
29. Августовский путч 1991 года и «Дело ГКЧП»: события и версии
30. Политические партии и движения современной России
31. Беловежское соглашение 1991 г. Распад СССР и создание СНГ
32. Экономические реформы в России 1992-2004 гг.
33. Политический кризис сентября-октября 1993 г. и начало становления новой российской государственности
34. Шоковая терапия» Е. Гайдара: какой капитализм нам нужен?
35. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости
общества: поиск мировоззренческих ориентиров
36. Конституция 1993 г.
37. Деятельность Государственной Думы в 1993-2004 г.
38. Взаимоотношения России с республиками РФ. Федеративный договор
39. Чеченская проблема
40. Лидеры перемен: первые президенты СССР и России (М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин)
41. Деятельность В.В. Путина
42. Всероссийская перепись населения 2002 года: причины, результаты
43. Место России в системе современных международных отношений
44. История советского федерализма
45. Проблемы межнациональных отношений в России на современном этапе
46. Образование новых политических партий и организаций
47. Взаимоотношения стран-участниц СНГ на рубеже XX – XXI в.
48. Реформы в современной России
49. Россия в мировой политике
50. Россия и Болонский процесс: реформа образования
51. Глобальное информационное пространство и российское общество
53. Актуальные проблемы современной культуры России
54. Достижения и потери молодежной культуры
55. Конституция 1993 года и поправки к ней 2020 года
вопросы к дискуссии
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п