2024-2025_o36_02_01_Ветеринария_1_9 кл_plx_История
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агротехнический колледж
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор колледжа

Очирова В.Н.

 
 
 
 
 
«
 
 
»
2025
г.
 
Рабочая программа 
36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ 
Дисциплины (модуля)
ОГСЭ.01 История
 
АТК
Квалификация
Ветеринарный фельдшер
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
0
Продолжительность в часах/неделях
56/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 2

Семестр 3

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
16
16
Контактная работа
48
48
Сам. работа
8
8
Итого
56
 
Программу составил(и):
 
кандидат исторических наук, преподаватель Гарбуз Ирина Викторовна _________________
 
 
ОГСЭ.01 История
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ (ветеринарный фельдшер) (приказ Минобрнауки России от 23.11.2020 г. №  657);

- ;

 
o36.02.01_Ветеринария_1_9 кл.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного методическим советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2025г.  №  __  

Директор колледжа Очирова В.Н.

АТК
Программа одобрена на заседании агротехнического колледжа
Председатель методической комиссии агротехнического колледжа
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии агротехнического колледжа от «__» _______________ 2025г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании АТК

Утверждаю

Директор АТК

Очирова В.Н.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели:  развитие и формирование представления об особенностях развития

современной России и мира, на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории

Задачи:   рассмотреть основные этапы развития истории России и мира

на протяжении веков; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие

современной России; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие

современной России; сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; показать

целесообразность учета исторического опыта в современном социально-экономическом, политическом и

культурном развитии России.

2
Цели:  развитие и формирование представления об особенностях развития

современной России и мира, на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории

Задачи:   рассмотреть основные этапы развития истории России и мира

на протяжении веков; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие

современной России; показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие

современной России; сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; показать

целесообразность учета исторического опыта в современном социально-экономическом, политическом и

культурном развитии России.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
ОГСЭ
ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы безопасности и защиты Родины 
1
8 семестр
 
Базовые дисциплины 
2
8 семестр
 
Обществознание 
3
8 семестр
 
История 
4
8 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Подготовка выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Подготовка к демонстрационному экзамену 
2
8 семестр
 
Проведение демонстрационного экзамена 
3
8 семестр
 
Безопасность жизнедеятельности 
4
7 семестр
 
Основы философии 
5
4 семестр
 
Охрана труда 
6
8 семестр
 
Защита выпускной квалификационной работы 
7
8 семестр
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) 
8
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 06.: Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;;

 
Знать и понимать   основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

:

 
не знает сущность и даты основных событий отечественной истории, традиционные российские общечеловеческие ценности, механизмы регулирования и особенности межнациональных и межрегиональных отношений в РФ

Уровень 1 
 
знает частично сущность и даты основных событий отечественной истории, традиционные российские общечеловеческие ценности, механизмы регулирования и особенности межнациональных и межрегиональных отношений в РФ

Уровень 2 
 
знает сущность и даты основных событий отечественной истории, традиционные российские общечеловеческие ценности, механизмы регулирования и особенности межнациональных и межрегиональных отношений в РФ

Уровень 3 
 
 
Уметь делать (действовать)  ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

:

 
не умеет проявлять гражданскую позицию, не демонстрирует осознанное поведение на основе традиционных российских  общечеловеческих ценностей, не применяет стандарты антикоррупционного

поведения

Уровень 1 
 
частично проявляет гражданскую позицию, демонстрирует осознанное поведение на основе традиционных российских общечеловеческих ценностей, применяет стандарты антикоррупционного

поведения

Уровень 2 
 
проявляет гражданскую позицию, демонстрирует осознанное поведение на основе традиционных российских общечеловеческих ценностей, применяет стандарты антикоррупционного поведения

Уровень 3 
 
 
:
 
Уровень 1 
 
Уровень 2 
 
Уровень 3 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Примечание (используемые форма текущего контроля успеваемости)
Вид

работ

 
Раздел 1. Развитие СССР  и его место в мире в 1980-е годы
 
1.1
Введение. Предмет, метод и задачи учебной дисциплины
33
2
ОК 06.
входной контроль, практические задания,

тестовые задания

Лек
 
1.2
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Дезинтеграционные процессы в России и Европе вовторой половине 80-х гг.
33
8
ОК 06.
практические задания, тестовые задания
Лек
 
1.3
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
33
6
ОК 06.
практические задания, тестовые задания
Пр
 
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века
 
2.1
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века
33
6
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Лек
 
2.2
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века

33
2
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Пр
 
2.3
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
33
4
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Лек
 
2.4
Внутриполитическое развитие России в 90-е годы XX - начале XXI веков
33
2
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Пр
 
2.5
Россия и мировые интеграционные процессы
33
6
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Лек
 
2.6
Расширение Евросоюза 
33
2
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Пр
 
2.7
Развитие культуры в России
33
4
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Лек
 
2.8
Проблема сохранения нравственных ценностей и убеждений в современных условиях (дискуссия) 
33
2
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания, вопросы к

дискуссии

Пр
 
2.9
Проблема сохранения нравственных ценностей и убеждений в современных условиях (дискуссия)
33
2
ОК 06.
подготовка к дискуссии
Ср
 
2.10
Перспективы развития РФ в современном мире
33
2
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания

Лек
 
2.11
Перспективы РФ в современном обществе
33
2
ОК 06.
практические задания,

тестовые задания, вопросы к

дискуссии

Пр
 
2.12
подготовка к дискуссии

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе (дискуссия)

33
2
ОК 06.
подготовка к дискуссии
Ср
 
2.13
подготовка реферата
33
4
ОК 06.
темы рефератов
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Воейков Е.В. История России IX - начала XXI века [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 493 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=439385 
Л1.1
 
Герасимов Г.И. История России (1985 - 2008 годы) [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2024. - 313 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=443150 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Экономическая история России ХIХ-ХХ вв.:Современный взгляд. - М.: РОССПЭН, 2001. - 
Л2.1
 
Ходяков М.В. Новейшая история России. 1914-2002:Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2004. - 525
Л2.2
 
Воронцов В. А. Новейшая история России:шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - 383
Л2.3
 
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи:учебник. - Москва: НОРМА, 2011. - 736
Л2.4
 
Кутузов В. А., Лебина Н.Б., Ратьковский И. С., Рачковский В. А., Флоринский М. Ф., Ходяков М. В. Новейшая история России, 1914-2011:учеб. пособие для бакалавров : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020700 "История". - М.: Юрайт, 2013. - 541
Л2.5
 
Белоус Б. С. История России XX – начала XXI века. Тексты для чтения с лингвокультурологическими комментариями [Электронный ресурс]:учебное пособие для иностранных студентов. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 74 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112758 
Л2.6
 
Воробьева Э. А. История России с 1917 по 2010 г. [Электронный ресурс]:учебник. - Новосибирск: НГТУ, 2019. - 324 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/152295 
Л2.7
 
Ханин Г. И. Экономическая история России в новейшее время. Российская экономика в 1992–1998 годы [Электронный ресурс]:монография. - Новосибирск: НГТУ, 2019. - 712 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/152299 
Л2.8
 
Федоров К. В., Суздалева Т. Р., Земцов Б. Н. История России. XX — начало XXI вв. Курс лекций [Электронный ресурс]:учебное пособие для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 352 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/277097 
Л2.9
 
Столбов В. П. Экономическая история России [Электронный ресурс]:учебное пособие для спо. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 276 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/322571 
Л2.10
 
 
Методическая литература
 
Гарбуз И. В. История России [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по сельскохозяйственным, инженерно-техническим, экономическим, гуманитарным специальностям СПО. - , 2024. - 49 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/03074 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
445
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (Кабинет социально-экономических дисциплин) (445)
42 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, экран, мультимедийный проектор, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенды. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
https://elib.bgsha.ru/pbd
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Гарбуз Ирина Викторовна
преподаватель
кандидат исторических наук, доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.

В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Вопросы входного контроля

1. Русь приняла христианство:

а) в 1 в., при апостоле Андрее

б) в VI в., при Кие

в) в 1Х в., при Рюрике

г) в Х в., при Владимире.

2. Какое княжество  Северо-Восточной Руси первым подверглось нападению монголов?

а) Владимирское

б) Рязанское

в) Черниговское.

3. По случаю победы над Казанским ханством был  сооружен:

а) храм Вознесения на Коломенском

б) Покровский собор в Москве

в) Успенский собор в Кремле.

4. Борис Годунов стал царем:

а) по праву наследства, как ближайший  родственник   царицы

б) по воле Федора Иоанновича, выраженной в  завещании

в) по земскому избранию.

5. Кого называли Тушинским вором?

а) В. Шуйского

б) Лжедмитрия I

в) Лжедмитрия II.

6. Одним из вождей старообрядцев был:

а) патриарх Никон

б) протопоп Аввакум

в) митрополит Макарий.

7. Какой документ петровской эпохи открывал  возможность выслужить дворянское звание?

а) «Юности честное зерцало»

б) «Табель о рангах»

в) «Духовный регламент»

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
г) Закон о введении майората.

8. Кого из русских государей старообрядческая       традиция трактовала как Антихриста:

а) Алексея Михайловича

б) Петра Великого

в) Петра III

г) Павла.

9.  По Положению о крестьянской реформе 1861 г. крестьянам личная свобода предоставлялась:

а) безвозмездно и немедленно

б) за единовременный выкуп

в) за выкуп, растянутый на 50 лет (выкупные платежи)

г) за десятилетнюю отработку на условиях помещика.

10. Какие территории Россия утратила в 1905 г. в результате    неудачной войны  с Японией?

а) Южный Сахалин

б) Северный Сахалин

в) Курильские острова

г) Арендованный у Китая Ляодунский полуостров.

11. Укажите даты первой мировой войны:

а) 1913-1914 гг.

б) 1914-1916 гг.

в) 1914-1917 гг.

г) 1914-1918 гг.

12. Дата образования СССР:

а) 7 ноября 1917 г.

б) 15 октября 1918 г.

в) 30 декабря 1922 г.

Практические задания

Раздел 1. Развитие СССР  и его место в мире в 1980-е годы

Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

Вопросы:

1. Состояние экономики СССР в 70-80 гг.

2. Социальное развитие советского общества в годы застоя.

3. Особенности политического развития советской системы во второй половине ХХ в.

Тема: Внешняя политика СССР в 80-е годы

Вопросы:

1. Взаимоотношения СССР со странами капиталистического лагеря

2. Взаимоотношения СССР со странами социалистического лагерей.

3. СССР и страны третьего мира

4. Афганская война: причины, основные события, итоги, уроки.

5. ОВД, СЭВ, ООН, НАТО

Тема: Перестройка в СССР

Вопросы:

1. Цели, предпосылки и этапы перестройки

2. Экономические преобразования в стране в годы перестройки

3. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

4. «Новое политическое мышление» и внешняя политика

Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

Вопросы:

1. Особенности межнациональных отношений на территории бывшего СССР

2. Межнациональные конфликты в 90-е гг. в Якутии, Казахстане, Нагорном Карабахе; в Латвии, Литве, Эстонии; на

Украине, Белоруссии, Молдавии, на Северном Кавказе

3. Конфликты в Средней Азии после распада СССР

Внутриполитическое развитие РФ в 90-е гг. XX в.

Вопросы:

1. Национальная политика государства в 1990-ые годы.

2. Федеративный договор и административно-территориальное устройство РФ

3. Чеченская война: взгляд с двух сторон

Расширение Евросоюза

Вопросы:

 
1. Что такое Евросоюз: история и современность? Расширение Евросоюза

2. Современные миграционные процессы и «формирование мирового «рынка труда». Формирование мирового «рынка

труда»

3. Формирование единого образовательного и культурного пространства

4. Политические ориентиры России

Вопросы к дискуссии

Проблема сохранения нравственных ценностей и убеждений

в современных условиях

(дискуссия)

Вопросы для обсуждения:

1. Что для россиян «демократия»? Подходит ли россиянам демократия?

2. Согласны ли вы с тем, что западная культура оказывает отрицательное влияние на положение дел в России? Считаете

ли вы, что западная культура положительно влияет на развитие России?

3. Как вы считаете, западная демократия и культура необходимы, спасительны для России?

4. Положительное или отрицательное влияние оказывают СМИ, «глобальное информационное пространство» и интернет

на духовную культуру?

5. Считаете ли вы Россию светским государством? Какую роль играет религия в современном российском обществе?

Перспективы развития РФ в современном мире

(дискуссия)

Вопросы для обсуждения:

1. Каким вы видите будущее России:

- социально-экономическое развитие?

- внутриполитическое функционирование?

- РФ на международной арене?

- культурное и духовное пространство в ближайшем будущем.

2. Что же есть Россия: Восток или Запад?

3. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

4. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных

ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?

Тестовые задания

1. К внешней политике России 1992-1999 гг. относится:

а) вывод советских войск из Афганистана

б) присоединение к программе НАТО «Партнерство во имя мира»

в) конфликт с Китаем

г) участие России в миротворческих акциях во Вьетнаме и Афганистане

2. Основные черты новой внешнеполитической стратегии России:

а) восстановление отношений России с НАТО

б) поддержка Россией ООН

в) постоянное участие президента России в работе «большой восьмерки»

г) диктат и усиление влияния на СНГ.

3. В начале 2000-х гг. Россия во внешней политике сблизилась

а) с Францией и Германией

б) с США и Великобританией

в) с США и Японией

г) с Китаем и Австралией

4. Результатом внешнеполитического курса России в 2000-2008 гг. является:

а) прекращение «холодной войны»

б) снижение угрозы международного терроризма

в) усиление влияния России в Азии и Латинской Америке

г) прекращение деятельности военных блоков

5. Какое понятие из перечисленных утратило актуальность в 1990-х гг.?

а) Большая семёрка

б) холодная война

в) система противоракетной обороны

г) Таможенный союз

6. Установите соответствие между событиями и датами

События

а) присоединение России к программе НАТО «Партнёрство во имя мира»

б) принятие России в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна

в) оформление Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана и Киргизии г) вступление России в «Большую

семёрку»

Даты: 1) 1994 г. 2) 1996 г. 3) 1997 г. 4) 1998 г. 5) 1999 г.

 
7. О развитии процесса сотрудничества России со странами Запада в начале XXI в. свидетельствует ее участие в:

а) Тегеранской конференции

б) программе «Партнерство во имя мира»

в) урегулировании абхазско-грузинского конфликта

г) работе организации «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»

8. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено:

а) различием в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса;

б) различным уровнем обеспечения трудовыми ресурсами;

в) углублением международного разделения труда и возрастанием значения международной кооперации;

г) политическим решением лидеров государств, стремящихся к установлению тесных интеграционных связей.

9. Таможенный союз предполагает

а) только существование единого таможенного тарифа для всех стран-участниц;

б) существование единых условий для перемещения капиталов и рабочей силы между странами-участницами;

в) свободное перемещение товаров и услуг между странами-участницами, а также единый таможенный тариф и единая

внешнеторговая политика по отношению к третьим странам;

г) снятие таможенных барьеров для перемещения товаров и услуг, а также капиталов и рабочей силы между странами-

участницами союза.

10.  Свободная экономическая зона - это есть:

а) зона свободной торговли, в которой отменены пошлины и ограничения;

б) склад с импортной продукцией в порту;

в) свободная внешнеторговая зона, в которой  действует отсрочка платежа таможенных пошлин;

г) свободная промышленная зона, в которой действует режим  беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

11. Для развития культуры России в 90-е гг. XX в. было характерно

а) возрождение интереса к наследию советской культуры

б) усиление влияния церкви

в) повсеместное открытие клубов детского творчества

г) создание творческих союзов

12. Для развития российского кинематографа в 2000-х гг. характерно

а) увеличение количества сериалов про мафию

б) создание отечественных высокобюджетных фильмов

в) увеличение количества детских фильмов

г) приглашение иностранных режиссеров для постановок

13. Пространственная композиция, сконструированная разных из материалов и предметов быта

а) перформанс       б) пред-а-порте

в) соц-арт               г) инсталляция

14. Что из названного характеризует государственную политику в области культуры?

а) увеличение финансирования известнейших объектов культуры

б) создание канала «Культура»

в) поддержка издательской деятельности

г) все названное

15. Что из названного характерно для изобразительного искусства 1990-х — начала 2000-х гг.?

а) возрождение стиля соцреализм

б) стремление к экспериментам

в) возвращение к традициям дореволюционного искусства

г) сокращение количества музеев

16. Цель создателей массовой культуры:

а) выразить свое мироощущение

б) открыть новые художественные и музыкальные формы

в) заработать, извлечь выгоду

г) получить эстетическое удовольствие

17. Государственный канал «Культура» начал свою работу

а) в 1997 г.   б) в 2000 г.   в) в 2006 г.   г) в 2009 г.

18. Понятие, характеризующее уровень развития культуры, когда материальное начало доминирует над духовным:

а) модернизм; б) кризис; в) цивилизация; г) аномия; д) деконструкция.

19. Основные причины кризиса современной российской культуры:

а) отказ от христианского представления о личности;

б) глобализация;

в) главенство идей коммерции и рынка;

г) недостаточность финансирования.

20. Массовая культура выражается:

а) в узком круге потребителей

б) в наличии большого тиража, однотипности

в) в уникальности каждого произведения

г) в недоступности произведений для большинства населения.

21. Определите численность населения России:

а) 150 млн. человек

 
б) 147 млн. человек

в) 100 млн. человек

г) 50 млн. человек

22. Название процесса роста городов и городского населения:

а) миграция

б) урбанизация

в) субурбанизация

г) естественный прирост

23. Языковая семья, которая включает большую часть населения России:

а) кавказская

б) уральская

в) индоевропейская

г) алтайская

24. Страна, у которой с Россией самая протяженная граница:

а) Китай

б) Казахстан

в) Монголия

г) Украина

25. Название процесса переселения людей из одних мест проживания в другие:

а)  миграция      б)  урбанизация      в)  депопуляция      г)  воспроизводство

26. Выберите верный вариант:

а)  Россия – унитарное государство;            в) Россия - федеративное государство;

б) Россия - теократическое государство;     г) Россия-монархия.

27.  Россия торгует на мировом рынке:

а)  цинком, нефтью, газом;             в) бурым углем, нефтью, лесом;

б) нефтью, газом, лесом;                 г)  нефтью, газом, кофе.

28. Определите, какие утверждения являются верными, а какие - неверными?

а) В настоящее время все экономически развитые страны мира переходят к такому циклу развития экономики, который в

научной литературе называют по-разному: «информационная экономика», «постиндустриальная стадия».

б) На периферию накладываются все трудности развития человечества.

в) Наша страна в настоящее время находится в положении полупериферии.

г) На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью не

качество производимых товаров и благ, а их количество, которое улучшает уровень жизни человека.

29. Основная черта современного общества:

а) развитие информационных технологий;

б) активное развитие сельского хозяйства;

в) использование машинного труда;

г) отказ от религиозных догм.

30. Экстремизм -

а) приверженность к крайним взглядам, мерам

б) всенародное голосование  по важнейшим вопросам жизни страны

в) передача или продажа в частную собственность части государственной собственности

г)  военно-промышленный комплекс.

Вопросы к зачету с оценкой

1. История как наука

2. Периодизация мировой истории

3. Развитие исторической науки в России

4. Общая характеристика исторических рамок конца  XX- начала XXI века

5. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.5

6. Национальные отношения в СССР к началу 80- гг. ХХ века8

7. Социально-экономическое развитие СССР к началу 1980-х гг.10

8. Культурная жизнь  в СССР в 1960-80 гг.1

9. Внешняя политика СССР в 1960-80-хх гг.1

10. Перестройка в СССР (1985-1991гг): причины и последствия2

11. «Парад суверенитетов»: причины, ход, последствия2

12. Путч ГК ЧП2

13. Беловежское соглашение. Распад СССР2

14. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

15. Антикризисные меры и рыночные реформы3

16. Формирование государственной власти новой России. Принятие Конституции РФ 1993 г.

17. Становление гражданского общества3

18.  Социально-экономическое положение России в 90-е гг. ХХ в.3

19. Внешняя политика РФ в 90-е гг. ХХ в.

20. Внутриполитическое развитие России в 1993-1999 гг.3

21. Проблемы федеративного устройства

 
22. Внутренняя политика правительства в 2000-2012 гг.4

23. Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг.4

24. Социальная политика российского правительства в 2000-2012 гг.5

25. Основные направления социальной политики в 2000-20125

26. Формирование и тенденции развития мирового рынка труда

27. Международные связи и отношения РФ в начале XXI века5

28. Формирование единого образовательного пространства в Европе и России

29. Культурное и духовное пространство РФ в конце 90-х гг.XX  – начале XXI века

30. Проблема экспансии в Россию Западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»

31. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека. Возвращение к

религии

32. Основные проблемы развития Российской Федерации на современном этапе

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития

2.  «Доктрина Брежнева» и ее реализация

3. Хельсинкские соглашения 1975 г. СБСЕ

4. Развитие культуры в 1965-85 гг.

5. Диссидентское движение. А.И. Солженицын. А.Д. Сахаров

6. Советское кино в 1960 – 1980-е гг.

7.  Театр и музыка в 1960 – 1990-е гг.

8. Общественный протест и правозащитное движение в СССР (портреты диссидентов на фоне «застоя»)

9. Правозащитное движение в СССР

10. Ю.В. Андропов и его политика

11. К.У. Черненко и его политика

12.  Достижения советской культуры эпохи «застоя»

13.   Афганская война 1979–1989 годов и судьбы воинов интернационалистов

14.  Новый виток «холодной войны» в начале 1980-х гг.

15.  СССР и польский кризис 1980-81 гг.

16.  Деятельность М.С. Горбачева

17.  «Ускорение» социально-экономического развития

18.  Авария на Чернобыльской АЭС

19.  Политика «гласности». Содержание и итоги

20.  I съезд Народных депутатов

21.  Политические реформы второй половины 1980-х гг.

22.  «Парад суверенитетов» в СССР в конце 1980-х гг.

23.  Взаимоотношения Русской Православной церкви и советского государства

24. Распад «социалистического лагеря». «Бархатные» революции

25.  «Новое политическое мышление» в отношениях СССР и США, стран Западной Европы

26.  Программа «500 дней»

27.  Распад СССР: предательство или неизбежность?

28.  Экономическое и политическое положение СССР в 1985-1991 гг.

29.   Августовский путч 1991 года и «Дело ГКЧП»: события и версии

30.  Политические партии и движения современной России

31.  Беловежское соглашение 1991 г. Распад СССР и создание СНГ

32.  Экономические реформы в России 1992-2004 гг.

33. Политический кризис сентября-октября 1993 г. и начало становления новой российской государственности

34.  Шоковая терапия» Е. Гайдара: какой капитализм нам нужен?

35.  Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости

общества: поиск мировоззренческих ориентиров

36.  Конституция 1993 г.

37.  Деятельность Государственной Думы в 1993-2004 г.

38.  Взаимоотношения России с республиками РФ. Федеративный договор

39. Чеченская проблема

40.  Лидеры перемен: первые президенты СССР и России (М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин)

41.  Деятельность В.В. Путина

42.  Всероссийская перепись населения 2002 года: причины, результаты

43.  Место России в системе современных международных отношений

44.  История советского федерализма

45.  Проблемы межнациональных отношений в России на современном этапе

46.  Образование новых политических партий и организаций

47.  Взаимоотношения стран-участниц СНГ на рубеже XX – XXI в.

48.  Реформы в современной России

49.  Россия в мировой политике

50.  Россия и Болонский процесс: реформа образования

51.  Глобальное информационное пространство и российское общество

 
52.  Влияние глобализации на развитие отечественного искусства

53.   Актуальные проблемы современной культуры России

54.  Достижения и потери молодежной культуры

55.        Конституция 1993 года и поправки к ней 2020 года

 
вопросы входного контроля, практические задания, тестовые задания, вопросы к зачету с оценкой, темы рефератов,

вопросы к дискуссии

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом

 
дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями
 
оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6