учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства
Направленность (профиль) Частная зоотехния и технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Жамьянов Б.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение: акклиматизации животных разных видов, пород и линий и разработка методов эффективного их использования; особенностей и закономерностей формирования племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных в процессе адаптации; использование различных видов животных в сельскохозяйственном производстве; разработка методов повышения продуктивных и воспроизводительных качеств животных.
ПКС-1: Способен проводить научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы, анализировать результаты, формулировать выводы);
проводить статистическую обработку и анализ результатов исследований.
:
исследований в профессиональной области:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
животных
механизмы антропогенного расселения видов.
и методы выбора форм для акклиматизации.
животных Республики Бурятия и РФ.
адаптации импортных пород.
проводимые при завозе импортных животных.
импортных пород в РБ. и РФ.
акклиматизацией и адаптацией к Российским условиям
адаптации с.-х. животных. Теоретические
основы акклиматизации и адаптации.
Причины и механизмы антропогенного
расселения видов. Адаптации популяций в
процессе акклиматизации. Принципы и
методы выбора форм для акклиматизации.
и РФ. Их биологическая и экологическая
характеристика. Анализ адаптации
импортных пород.
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли азота и белка по Кьельдалю «Кельтран»; Прибор для определения жира по Сокслету, Муфельная печь, Сушильный шкаф, Аквадистиллятор. аппарат вращения родотест, весы РП-150, весы РН, Весы электронные ВК-300 лабораторные, весы электронные ВК-600 лабораторные, электропечь мечта.
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений»,
[Электронный ресурс]:Методические указания по самостоятельной работе для обучающихся по направлениям
подготовки 36.04.02 «Зоотехния». - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 62 – Режим доступа:
https://elib.bgsha.ru/sotru/00508.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы рефератов
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Научные и практические основы акклиматизации и адаптации сельскохозяйственных животных
2) охватывает все разделы дисциплины
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Приспособление животных к водному режиму местообитаний: морфологические,
физиологические, поведенческие.
2. Морфофизиологические и экологические адаптации, связанные с солевым обменом водных и
сухопутных животных (выделить физиологические процессы, обуславливающие адаптацию
организмов).
3. Приспособления к изменению содержания кислорода в воде.
4. Приспособления к гипоксии.
5. Газообмен у ныряющих животных.
6. Физиологические и экологические приспособления, связанные с газообменом водных и
сухопутных животных.
7. Адаптация животных к низким и высоким температурам: морфофизиологические и
поведенческие механизмы.
8. Химическая и физическая терморегуляция.
9. Экологоморфофизиологическая приспособленность гомойотермных и пойкилотермных
животных.
10. Физический и физиологический покой.
11. Зимняя и летняя спячка млекопитающих.
12. Типы теплообмена.
13. Плотность биологических материалов и способы регуляции плотности тела.
14. Феромоны и химическая коммуникация позвоночных.
15. Физиологические адаптации при мышечной деятельности.
Перечень вопросов к зачету
1. Что такое адаптации организмов?
2. Чем отличаются адаптации у животных?
3. Перечислите основные направления адаптаций животных.
4. Приведите примеры эктотермных и эндотермных организмов.
5. Какие типы биоритмов вы знаете?
6. Приведите примеры сезонных биоритмов животных.
7. Как животный приспосабливаются к засухе?
8. Какие организмы можно назвать температурными экстремалами?
9. В чем значение температурного фактора для живых организмов?
10. Могут ли живые организмы влиять на температуру окружающей среды?
11. Восприятие какого экологического фактора в значительной мере зависит от влажности
окружающей среды?
12. По каким чертам внешнего строения животных можно определить влажностные
особенности среды их обитания?
13. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Классификации экологических
факторов.
14. Что такое адаптация?
15. Виды адаптаций?
16. Что такое стресс?
17. Виды стрессов?
18. Основные закономерности взаимодействия организма с окружающей средой. Закон
оптимума и основные следствия из закона. Закон минимума. Толерантность, экологическая
валентность. Закон толерантности и следствия из него.
19. Адаптация организмов. Способы и виды адаптаций.
20. Свет как экологический фактор. Количественные и качественные характеристики света.
21. Экологические группы живых организмов по отношению к освещенности. Основные
адаптации организмов к освещенности окружающей среды.
22. Химические параметры среды. Биогенные и абиогенные элементы. Макро- и
микроэлементы. Реакция организмов на изменение химических параметров среды.
23. Температура как экологический фактор. Организмы, существующие в условиях
экстремальных значений температур.
24. Температурные адаптации животных. Экологические правила Аллена, Бергмана, Глогера.
25. Вода и ее экологическое значение.
7
26. Влажность наземно-воздушной среды и почвенная влага.
27. Экологические группы живых организмов по отношению к влажности окружающей среды.
28. Расскажите об адаптации животных к наземно-воздушной среде жизни.
29. Чем различаются адаптации к неблагоприятным условиям среды у животных?
30. Что такое преадаптация и экзаптация?
Тестовые задания
Раздел 1 Акклиматизация и адаптация – как биологические процессы
1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, называют факторами:
а) абиотическими
б) биотическими
в) экологическими
2. Соответствие между организмами и средой их обитания проявляется в такой форме:
а) строение ласта морских млекопитающих
б) длинная шерсть у домашней кошки
в) высокая молочная продуктивность у коров
3. Антропогенный фактор - это:
а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных
б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;
в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием
деятельности человека.
4. К экологическим факторам относятся:
а) абиотические
б) биотические
в) антропогенные
г) верны все ответы
5. К биотическому фактору относится:
а) свет
б) влажность
в) состав почвы
г) паразитизм
6. Косвенное влияние на организмы оказывает:
а) свет
б) рельеф
в) тепло
г) влажность
7. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного
г) вообще не экологического
8. Опыление растений насекомыми это пример фактора:
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного
9. К абиотическим факторам относятся:
а) свет и ветер
10
б) паразитизм и хищничество
в) влажность и загрязнение
г) состав почвы и симбиоз
10. Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды называются:
а) абиотическими условиями
б) биотическими условиями
в) экологическими условиями
г) антропогенными условиями
11. В процессе окисления жиров воду получает
а) платяная моль и верблюд
б) корова и собака
в) пшеница и береза
г) бабочка и паук
12.Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных
пресмыкающихся:
а) абиотические
б) биотические
в) антропогенные.
г) абиотические и биотические
13.Какой продукт человеческой деятельности будет дольше всего перерабатываться в круговороте
веществ:
б) полиэтилен
в) жесть
г) ткань хлопчатобумажная
14.В условиях урбанизации происходят следующие изменения абиотических факторов:
а) повышение температуры и скорости ветра
б) снижение температуры и скорости ветра
в) повышение температуры и кислотности
г) снижение температуры и кислотности
15. Температура остается постоянной в среде:
а) почвенной
б) водной
в) наземно-воздушной
г) нет правильного ответа
16. Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать
а) инфракрасное излучение
б) излучение в сине-зеленой части спектра
в) излучение в желто-красной части спектра
г) ультрафиолетовое излучение
17. К абиотическим факторам окружающей среды относят:
а) рельеф, климат, температуру, свет, влажность, соленость воды
б) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность
в) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет
г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами
18. К биотическим факторам окружающей среды относят:
а) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность
б) соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет
в) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами
19. К антропогенным факторам окружающей среды относят:
а) соленость воды, минеральный состав почвы и газовый состав атмосферы
б) растительный опад, влажность, влажность, соленость воды
в) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
г) загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами
Кейс I.
Выберите правильные суждения
1. Пределы температурной выносливости у различных организмов одинаковы.
2. Вода – составная часть каждого живого организма.
3. Свет Солнца служит единственным источником энергии для живой природы.
4. Среди животных наибольший диапазон температур выдерживают земноводные.
5. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на
организмы.
11
6. Свет служит сигналом к перестройке протекающих в организме процессов, что позволяет им
наилучшим образом отвечать на происходящие изменения внешних условий.
7. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые
организмы.
8. Ветер оказывает непосредственное влияние на организмы.
9. Загрязняющие вещества не могут передаваться по цепям питания
10. Загрязнение природы приводит к снижению видового разнообразия и нарушению устойчивости
биоценозов.
Раздел 2 Научные основы акклиматизации и адаптации.
1. Закон минимума был сформулирован:
а) Ю. Либихом
б) В. Докучаевым
в) В. Вернадским
г) А. Опариным
2. Ограничивающие факторы для популяции могут быть связаны с недостатком:
а) воды
б) тепла
в) пищи
г) со всеми этими факторами
3. Толерантность - это способность организмов:
а) выдерживать изменения условий жизни
б) приспосабливаться к новым условиям
в) образовывать локальные формы
г) приспосабливаться к строго определенным условиям
4. Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не
а) минералы, азот
б) минералы, кислород
в) свет, азот
г) свет, кислород
5. Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение, называется:
а) жизненной формой
б) экологической нишей
в) экотипом
г) ареалом
6. Действие экологических факторов на живые организмы в качестве раздражителей:
а) вызывает приспособительные изменения у организмов
б) обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях
в) вызывает структурно-функциональные изменения у организмов
г) свидетельствуют об изменениях других факторов среды
7. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его
значениях;
а) минимальных
б) максимальных
в) оптимальных
г) минимальных и максимальных
8. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:
а) одновременно и совместно друг с другом
б) одновременно и изолированно друг от друга
в) совместно друг с другом, но в определённой последовательности
г) изолированно друг от друга и в определённой последовательности
9. Экологические факторы, ограничивающие распределение живых организмов в условиях тундры;
а) недостаток тепла
б) недостаток влаги и тепла
в) недостаток пищи и влаги
г) избыток влаги и недостаток пищи
10. Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях
пустыни;
а) избыток тепла
б) недостаток влаги и пищи
в) избыток тепла и недостаток пищи
г) отсутствие почвы и недостаток пищи
12
Кейс II.
Выберите правильные суждения
1. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.
2. Высокая специализация организмов - это приспособленность к строго определенным условиям.
3. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за
существование.
4. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо
ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.
5. Плавная кривая соответствует узкому диапазону толерантности.
6. Любой организм может существовать лишь в определенном температурном интервале.
7. Лимитирующим фактором для организмов всегда является температура.
8. Экотипы характеризуются различными границами стойкости к температуре, свету или другим
факторам.
9. Кривая толерантности имеет форму гиперболы.
10. Успешное выживание живых организмов зависит от комплекса условий.
11. Экологические факторы оказывают постоянное воздействие на живые организмы, но действуют
изолированно друг от друга.
12. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности
организма, называют биологическим оптимумом.
13. Пределы чувствительности организмов к отклонению от оптимума по какому-либо из факторов не
зависят от интенсивности действия других факторов.
14. Существование каждого вида ограничивается тем из факторов, который наиболее отклоняется от
оптимума.
1. Типы теплообмена животных со средой, связанные с ними приспособления: форма,
величина, окраска тела.
2. Терморегуляция и ее механизмы, развитие терморегуляции и ее особенности у разных
животных.
некоторых классов позвоночных животных.
4. Влияние температуры среды на потребление кислорода представителей
пойкилотермных и гомойотермных животных.
5. Термотактический оптимум у различных животных.
6. Запахи в жизни животных. Экологобиохимические взаимодействия между животными.
7. Газообмен в водной среде.
8. Газообмен в воздушной среде.
9. Водно-солевой обмен у водных животных.
10. Физиология и регуляция линьки у животных.
11. Водно-солевой обмен у водных животных.
12. Водный обмен у наземных животных.
13. Солевой обмен у наземных позвоночных.
14. Морфофизиологические и экологические адаптации, связанные с водно-солевым
обменом водных и сухопутных животных.
15. Газообмен в водной среде.
16. Газообмен в воздушной среде.
8
17. Физиологические и экологические приспособления, связанные с газообменом водных и
сухопутных животных.
18. Адаптация животных к низким и высоким температурам: морфофизиологические
адаптации и поведенческие механизмы.
19. Суточные ритмы.
20. Сезонные ритмы.
21. Сезонные миграции и физиологический контроль миграционного состояния.
22. Экологофизиологические механизмы, регулирующие сезонные явления у животных.
23. Общие принципы адаптации организма.
24. Плавучесть.
25. Запахи в жизни животных
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п