учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение методов индикации патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды и в пищевых продуктах; микробиологический контроль качества сырья и готовой продукции; умение правильно и своевременно осуществлять мероприятия, направленные на исключение отрицательного влияния микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности на организм человека и животного.
ПКС-1: Способен применять на практике базовые знания теории и проводить исследования с использованием современных технологий при решении профессиональных задач;
животных и ее значение; методы отбора, консервирования и пересылки патологического материала от животных и сырья растительного происхождения
форма текущего контроля успеваемости)
работ
микроорганизмах
исследований.
микроорганизмах
молочных продуктов.
продуктов
почвы по микробиологическим показателям
воды по микробиологическим показателям
воздуха по микробиологическим показателям
почвы по микробиологическим показателям
воды по микробиологическим показателям
воздуха по микробиологическим показателям
Алексеева С.М. Санитарная микробиология : методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза и по специальности 36.05.01 Ветеринария / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: С. М. Алексеева, О. С. Дансарунова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 71 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект разноуровневых заданий
Санитарная микробиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и задачи санитарной микробиологии. (ПКС-1)
2. Микробиологические методы для контроля качества пищевых продуктов. (ПКС-1)
3. Санитарно-показательные микроорганизмы. Дать характеристику (ПКС-1).
4. Принципы санитарно-микробиологических исследований в диагностике микробиологических лабораториях. (ПКС-1)
5. Методы санитарно - микробиологических исследований. (ПКС-1)
6. Дать сравнительную характеристику пищевых заболеваний (пищевые инфекции и пищевые отравления). (ПКС-1)
7. Пищевые токсикозы (патогенные стрептококки). (ПКС-1)
8. Пищевые токсикозы (патогенные стафилококки). (ПКС-1)
9. Пищевые токсикозы (возбудитель ботулизма). (ПКС-1)
10. Пищевые токсикоинфекции (род Salmonella). (ПКС-1)
11. Пищевые токсикоинфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами. Дать краткую характеристику. (ПКС-1)
12. Пищевые токсикоинфекции (кишечные палочки рода Escherichia). (ПКС-1)
13. Пищевые токсикоинфекции (бактерии рода протеус). (ПКС-1)
14. Пищевые токсикоинфекции (клостридии перфрингенс) (ПКС-1)
15. Пищевые токсикоинфекции (энтерококки – фекальные стрептококки). (ПКС-1)
16. Пищевые токсикоинфекции (бацилла цереус). (ПКС-1)
17. Перечислить микроорганизмы, влияющие на качество мясных и молочных продуктов (ПКС-1).
18. Гнилостные бактерии. (ПКС-1)
19. Плесневые грибы и дрожжи. (ПКС-1)
20. Актиномицеты. (ПКС-1)
21. Микрококки. (ПКС-1)
22. Молочнокислые бактерии. (ПКС-1)
23. Маслянокислые бактерии. (ПКС-1)
24. Уксуснокислые бактерии. (ПКС-1)
25. Показатели санитарного состояния почвы. (ПКС-1)
26. Отбор проб почвы для микробиологического исследования. (ПКС-1)
27. Загрязнение и самоочищение почвы
28. Правила отбора проб воды. (ПКС-1)
29. Загрязнение и самоочищение воды. (ПКС-1)
30. Источники патогенной микрофлоры воды. (ПКС-1)
31. Показатели санитарного состояния воды. (ПКС-1)
32. Биологическая очистка сточных вод. (ПКС-1)
33. Отбор проб воздуха и техника посева. (ПКС-1)
34. Методы бактериологического исследования воздуха. (ПКС-1)
36. Показатели санитарного состояния воздуха. (ПКС-1)
37. Пути и источники обсеменения мяса микроорганизмами (ПКС-1)
38. Изменение микрофлоры мяса при холодильном хранении (ПКС-1)
39. Изменение микрофлоры при посоле (ПКС-1)
40. Источники обсеменения колбасного фарша микроорганизмами (ПКС-1)
41. Изменение микрофлоры фарша при выработке вареных и полукопченых колбас (ПКС-1)
42. Изменение микрофлоры колбас при хранении (ПКС-1)
43. Источники микрофлоры консервируемых продуктов (ПКС-1)
44. Остаточная микрофлора консервов и ее влияние на качество продуктов (ПКС-1)
45. Пути и источники яиц микрофлорой (ПКС-1)
46. Развитие микроорганизмов в яйце при хранении (ПКС-1)
47. Микробиология яичных продуктов (яичный меланж и яичный порошок) (ПКС-1)
48. Источники первичной микрофлоры молока (ПКС-1)
49. Изменение микрофлоры молока при хранении и транспортировке (ПКС-1)
50. Фазы развития микроорганизмов в молоке при хранении (ПКС-1)
51. Снижение бактериальной обсемененности молока на заводе (ПКС-1)
52. Пороки молока (ПКС-1)
53. Источники первичной микрофлоры кисломолочных продуктов (ПКС-1)
54. Пороки кисломолочных продуктов (ПКС-1)
55. Источники первичной микрофлоры масла (ПКС-1)
56. Изменение микрофлоры масла при хранении (ПКС-1)
57. Пороки масла (ПКС-1)
58. Изменение первичной микрофлоры сыра (ПКС-1)
59. Развитие микроорганизмов процессе выработки сыра (ПКС-1)
60. Микробиологические процессы при созревании сыра (ПКС-1)
61. Пороки сыров (ПКС-1)
62. Микрофлора кожи животных. (ПКС-1)
63. Микрофлора вымени. (ПКС-1)
64. Микрофлора дыхательных путей. (ПКС-1)
65. Микрофлора пищеварительного канала. (ПКС-1)
66. Микрофлора тонкого кишечника (ПКС-1)
67. Микрофлора толстых кишок. (ПКС-1)
68. Микрофлора мочеполовых органов. (ПКС-1)
69. Микрофлора тары и упаковочных материалов. (ПКС-1)
70. Методы и средства профилактики пищевых заболеваний. (ПКС-1)
71. Понятие о дезинфекции. (ПКС-1)
72. Понятие и методы дезинсекции. (ПКС-1)
73. Понятие о дератизации и перечислить мероприятия, проводимые при дератизации. (ПКС-1)
МОДУЛЬ 1
1. Дать сравнительную характеристику пищевых заболеваний (пищевые инфекции и пищевые отравления).
2. Пищевые токсикозы (патогенные стрептококки).
3. Пищевые токсикозы (патогенные стафилококки).
4. Пищевые токсикозы (возбудитель ботулизма).
5. Пищевые токсикоинфекции (род Salmonella).
6. Пищевые токсикоинфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами. Дать краткую характеристику.
7. Пищевые токсикоинфекции (кишечные палочки рода Escherichia).
8. Пищевые токсикоинфекции (бактерии рода протеус).
9. Пищевые токсикоинфекции (клостридии перфрингенс)
10. Пищевые токсикоинфекции (энтерококки – фекальные стрептококки).
11. Пищевые токсикоинфекции (бацилла цереус).
12. Перечислить микроорганизмы, влияющие на качество мясных и молочных продуктов
13. Гнилостные бактерии.
14. Плесневые грибы и дрожжи.
15. Актиномицеты.
16. Микрококки.
17. Молочнокислые бактерии.
18. Маслянокислые бактерии.
19. Уксуснокислые бактерии.
20. Показатели санитарного состояния почвы.
21. Отбор проб почвы для микробиологического исследования.
22. Загрязнение и самоочищение почвы
23. Правила отбора проб воды.
24. Загрязнение и самоочищение воды.
26. Показатели санитарного состояния воды.
27. Биологическая очистка сточных вод.
28. Отбор проб воздуха и техника посева.
29. Методы бактериологического исследования воздуха.
30. Способы очистки и обеззараживания воздуха.
31. Показатели санитарного состояния воздуха.
МОДУЛЬ 2
26. Показатели санитарного состояния воздуха.
27. Пути и источники обсеменения мяса микроорганизмами
28. Изменение микрофлоры мяса при холодильном хранении
29. Изменение микрофлоры при посоле
30. Источники обсеменения колбасного фарша микроорганизмами
31. Изменение микрофлоры фарша при выработке вареных и полукопченых колбас
32. Изменение микрофлоры колбас при хранении
33. Источники микрофлоры консервируемых продуктов
34. Остаточная микрофлора консервов и ее влияние на качество продуктов
35. Пути и источники яиц микрофлорой
36. Развитие микроорганизмов в яйце при хранении
37. Микробиология яичных продуктов (яичный меланж и яичный порошок)
38. Источники первичной микрофлоры молока
39. Изменение микрофлоры молока при хранении и транспортировке
40. Фазы развития микроорганизмов в молоке при хранении
41. Снижение бактериальной обсемененности молока на заводе
42. Пороки молока
43. Источники первичной микрофлоры кисломолочных продуктов
44. Пороки кисломолочных продуктов
45. Источники первичной микрофлоры масла
46. Изменение микрофлоры масла при хранении
47. Пороки масла
48. Изменение первичной микрофлоры сыра
49. Развитие микроорганизмов процессе выработки сыра
50. Микробиологические процессы при созревании сыра
51. Пороки сыров
52. Микрофлора кожи животных.
53. Микрофлора вымени.
54. Микрофлора дыхательных путей.
55. Микрофлора мочеполовых органов.
56. Микрофлора пищеварительного канала.
57. Микрофлора тонкого кишечника
58. Микрофлора толстых кишок.
Комплект разноуровневых заданий
Тесты (задания закрытого типа)
1. Ученый, который изобрел микроскоп:
А. Афанасий Кирхер
Б. Энтони ван Левенгук
В. Луи Пастер
Г. И.Мечников
2. Объекты внешней среды
А. почва, вода
Б. почва, вода, воздух
В. почва, вода, воздух, пищевые продукты
Г. нет ответа
3. Сожительство двух или более видов микробов между собой это:
А) симбиоз
б) комменсализм
В) метабиоз
г) антагонизм
4. Мышцы и внутренние органы живых здоровых животных и птиц
А. не содержат микробов
Б. содержат много микробов
В. содержат незначительное количество микробов
5. Какой вид порчи мяса появляется в начальный период хранения?
А. гниение
Б. плесневение
В. ослизнение
Г. кислотное брожение
5.Какой процент влаги в мясе при сушке создает неблагоприятные условия для развития плесневых грибов?
А. 10%
Б. 7%
В. 5%
Г. 20%
6.Какие споры микроорганизмов самые опасные при консервировании мяса высокой температурой (баночные консервы)?
А. Bac.subtilis
Б. Bac.mesentericus
В. Cl.botulinum
Г. нет ответа
7. Какие молочные бактерии относятся к мезофильным:
А. Str. lactis
Б. Str. thermophilus
В. L. acidophilum
Г. L. casei
8.Какой микроб преобладает в молочнокислой фазе?
А. Str.thermophilus
Б. Lactobact. acidophilum
В.Str.lactis
Г. Bifidobacterium bifidum
9.При какой температуре вводится химически чистый пар непосредственно молоко для ультравысокотемпературной обработки в трубчатых аппаратах:
А. 120С
Б. 150С
В.110С
Г. 140С
10.Какие микробы вызывают порчу свежей рыбы при хранении во льду?
А.Desmobacteriaceae
Б.Spirillaceae
В. Pseudomonas
Г. Moraxella
11.Свежеснесенное яйцо от здоровой птицы содержит микроорганизмы?
А. да
Б. нет
В. незначительно
Г. нет ответа
12.Какие возбудители относятся к пищевым токсикоинфекциям?
А. Proteus vulgaris
Б. Moraxella
В. Citrobacter
Г. E.faecalis
13.На какой глубине почве содержится мах количество микробов?
А. 1-2 см
Б. 5-20см
В.25-30см
Г 30-40см
14.Какие микробы относятся к постоянно живущим в воде?
А. Azotobacter
Б. Enterobacter
В.Nitrobacter
15.Бродильный титр – это наименьший объем воды:
А. при посеве, которого в глюкозную среду не обнаруживается газообразование
Б. при посеве, которого в глюкозную среду обнаруживается газообразование
В. в мл или сухого вещества в г., в котором обнаруживается хотя бы одна кишечная палочка
Г. нет ответа
16. Способ обеззараживания объектов внешней среды, направленный на уничтожение в них патогенных микробов- это…?
А. обезвреживание
Б. дезинфекция
В. стерилизация
Г. нет ответа
Блок 2. Модули
Модульное наполнение
Модуль 1. Общая микробиология
Модуль 2. Частная микробиология
Модуль 3. Специальная микробиология
Тесты (вопросов из заданий открытого и закрытого типов)
1. Соответствие между группами микроорганизмов и ти¬пом их дыхания (потребность в кислороде).
1. Облигатные аэробы.
2. Микроаэрофилы.
3. Факультативные анаэробы.
4. Облигатные анаэробы. 1. Обязательный доступ О2.
2. Низкое содержание О2.
3. Доступ О2 или его от¬сутствие.
4. Полное отсутствие О2.
2. Соответствие между видами микроорганизмов и спосо¬бами их окраски.
1. Кислотоустойчивые бактерии.
2. Капсулообразующие бактерии.
3. Кокки
4. Споры 1. По ЦильНильсену
2. По Михину
3. По Граму
4. По Трухильо
3.Степень патогенности микроорганизма – это …
4. Определенный промежуток времени от момента проникновения микроба в организм до появления первых признаков болезни - …
5.Пищевые отравления, связанные с употреблением в пищу продуктов, в которых накопился экзотоксин в результате жизнедеятельности токсинообразующих микроорганизмов - …
6. Способ обеззараживания молока путем нагревания их до 1000С (чаще 75-800С) в течение 30 минут для разрушения вегетативных форм микробов с последующим охлаждением до 100С; споры при этом не уничтожаются - …
7. Пищевые отравления – заразные болезни, передаются контактным путем:
А.да
Б.+нет
8. Из-за высокого содержания кислот плоды более пригодны для сушки, чем овощи?
А.+да
Б. нет
9. Тягучая порча ("болезнь") хлеба возникает в результате развития в хлебе гни¬лостных бацилл типа Bacillus subtilis (сенной палочки) и им подобных видов?
А. +да
Б.нет
10. Молоч¬ная кислота (1,5-2,0%) оказывает консервирующее действие в сквашивание овощей, а вещества побочных реакций придают продукту характерные органолептические свойства:
А.+ да
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п