учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: реализация технологий переработки молочного сырья; эффективное использование материальных ресурсов при производстве, хранении и переработке молочной продукции; организация переработки молочной продукции и принятие оптимальных технологических решений; сбор информации и анализ состояния технологий производства, хранения и переработки молочной продукции.
ПКС-3: Способен реализовывать технологии переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства;
допускает ошибки;
питания животного происхождения
технологии производства продуктов питания животного происхождения
принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения, но допускает ошибки;
принятой в организации технологии производства продуктов питания животного происхождения
форма текущего контроля успеваемости)
работ
кисломолочных напитков
преобразования высокожирных сливок
сыроделия.
реферата
Определение термоустойчивости молока.
Определение сортности
молока в соответствии с требованиями ГОСТа на заготовляемое молоко
ситуационных задач
продуктов.
сметаны и творога.
зрелости сыра.
вторичных молочных продуктов
реферата
Выполнение реферата
реферата
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Биохимические свойства молока (ПКС-3)
3. Виды брожения молока (ПКС-3)
4. Виды обработки молока (ПКС-3)
5. Вода молока и его свойства (ПКС-3)
6. Вторичные продукты переработки молока (ПКС-3)
7. Высокотемпературная обработка молока (ПКС-3)
8. Выход масла и составление жирового баланса (ПКС-3)
9. Значение ЗЦМ и вторичных продуктов переработки молока при выращивании молодняка
сельскохозяйственных животных (ПКС-3)
10. История развития молочного дела в стране (ПКС-3)
11. Источники загрязнения молока (ПКС-3)
12. Кисломолочные продукты и их значение в питании населения и выращивании молодняка
животных (ПКС-3)
13. Кислотность молока и методы её определения (ПКС-3)
14. Классификация питьевого молока и их характеристика (ПКС-3)
15. Контроль натуральности молока (ПКС-3)
16. Методика определения белка в молоке (ПКС-3)
17. Методика определения плотности и механической загрязненности молока (ПКС-3)
18. Методика определения содержания жира в молоке. Неточности в определении содержания
жира в молоке (ПКС-3)
19. Методика определения сортности молока (ПКС-3)
20. Молочные консервы (ПКС-3)
21. Молочный жир, его состав и свойства (ПКС-3)
22. Органолептическая оценка и пороки молока (ПКС-3)
23. Особенности получения высокосортного молока на механизированных фермах (ПКС-3)
24. Особенности производства масла различных видов (ПКС-3)
25. Особенности производства различных видов сыра (ПКС-3)
26. Отбор средней и стойловой пробы молока (ПКС-3)
27. Пищевая ценность молочного жира и сернокислотный метод его определения (ПКС-3)
28. Плотность молока и её определение (ПКС-3)
29. Приготовление молочной закваски (ПКС-3)
30. Роль отечественных ученых и практиков в развитии молочного дела (ПКС-3)
10
31. Сепаратор и сепарирование молока (ПКС-3)
32. Состав и значение молозива при выращивании молодняка сельскохозяйственных животных
(ПКС-3)
33. Состав и свойства кобыльего молока и их применение (ПКС-3)
34. Способы производства масла и факторы, влияющие на сбивание молока (ПКС-3)
35. Сущность процесса созревания сыра (ПКС-3)
36. Теория получения масла. Классификация масла (ПКС-3)
37. Технологический процесс приготовления кисломолочных продуктов (ПКС-3)
38. Технология производства брынзы (ПКС-3)
39. Технология производства кумыса (ПКС-3)
40. Технология производства масла на маслоизготовителях прерывного действия (ПКС-3)
41. Технология производства мягких сыров (рокфор, калининский, медынский) (ПКС-3)
42. Технология производства питьевого молока (ПКС-3)
43. Технология производства плавленых сыров (ПКС-3)
44. Технология производства сладкосливочного масла сбиванием сливок на маслоизготовителях
прерывного действия (ПКС-3)
45. Технология производства твердых сыров (голландский, швейцарский, советский и т.д.) (ПКС-3)
46. Требования к качеству молока для сыроделия (ПКС-3)
47. Требования стандарта 52054-2003 на заготовляемое коровье молоко (ПКС-3)
48. Требования, предъявляемые к качеству молока и сливок для маслоделия (ПКС-3)
49. Устройство сепаратора и сепарирование молока (ПКС-3)
50. Факторы, влияющие на состав и свойства молока (ПКС-3)
51. Физические свойства молока (ПКС-3)
52. Характеристика молока различных животных (
1. Бурятские национальные молочные напитки
2. Вологодское масло
3. Качество молока для производства сыров
4. Кисломолочные напитки
5. Кислосливочное масло
6. Крестьянское масло
7. Молочные консервы
9. Мягкие сыры
10. Обработка молока на ферме
11. Органолептические, биохимические и физические свойства молока
12. Особенности производства масла различных видов
13. Питьевое молоко
14. Плавленые сыры
15. Побочные продукты переработки молока
16. Приготовление молочной закваски. Виды брожений.
17. Рассольные сыры
18. Сливки
19. Сметана
20. Состав и свойства молока различных видов сельскохозяйственных животных
21. Способы производства масла и факторы, влияющие на сбивание сливок.
22. Твердые прессуемые сыры с низкой температурой второго нагревания.
23. Творог
15
24. Творожные продукты
25. Требования к качеству молока и сливок для маслоделия
26. Факторы, влияющие на состав и свойства молока.
27. Химический состав молока и свойства его компонентов
28. Тепловая обработка молока.
29. Факторы, влияющие на полноту обезжиривания молока при сепарировании. Основные
неполадки в работе сепаратора к пути их устранения.
30. Кисломолочные продукты. Питательные, диетические и лечебные свойства
кисломолочных продуктов.
31. Виды брожения при выработке кисломолочных продуктов.
32. Бактериальные закваски для приготовления различных молочных продуктов.
33. Производство сливочного масла с учетом экономической эффективности и требований
современного рынка.
34. Сыропригодность молока в зависимости от породы, кормления, содержания,
физиологического состояния коров и других факторов.
35. Рациональное использование вторичных продуктов переработки молока (белковоуглеводного сырья): обезжиренного молока, пахты, сыворотки. Ассортимент продуктов,
вырабатываемых из обрата, пахты, сыворотки.
Комплект тестовых заданий
Тема 1 Питьевое молоко и сливки
1.Молоко это:
- механическая смесь составных частей
- сложная коллоидная система
- жидкость содержащая белок и жир
- жидкость содержащая витамины
- смесь витаминов и белков
2.Истинные составные части молока:
- антибиотики
- гербициды
- вода, жир, белок, сахар
- пестициды
- гербициды и антибиотики
3.Консистенция молока:
- однородная
- неоднородная
- коллоидная система
- гель
- эмульсия
4.Содержание воды в коровьем молоке:
- 80,5%
- 69,7%
- 87,5%
- 95,6%
- 60,5%
5.Содержание сухого вещества в коровьем молоке:
- 20,5%
- 12,5%
- 10,3%
- 6,7%
- 5,5%
6.Среднее содержание жира в коровьем молоке:
- 4,4%
- 3,6%
- 2,9%
- 5,2%
7.Содержание молочного сахара в коровьем молоке:
- 6,7%
- 5,2%
- 4,7%
- 3,3%
- 2,5%
8.Содержание белка в коровьем молоке:
- 3,3%
- 4,7%
- 2,1%
- 5,4%
19
- 6,0%
9.В молоке находятся витамины:
- А, Д, С
- А, Д, Е, С
- А, Д, Е, С, РР
- А, Д, С, РР, группы В
- А, Д, С, РР
10.Минеральные вещества в молоке находятся в виде:
- солей органических кислот
- солей неорганических кислот
- солей органических и неорганических кислот
- солей органических в коллоидном состоянии
- солей неорганических кислот в молекулярном состоянии
11.Плотность молока это показатель:
- свежести
- натуральности
- питательной ценности
- чистоты
- технологичности
12.Кислотность молока это показатель:
- натуральности
- свежести
- консистенции
- механической загрязненности
- бактериальной загрязненности
13.Кислотность молока определяют:
- РН - метром и титрованием
- РН - метром
- титрованием
- по таблице
- по формуле
14.Плотность молока, оА:
- 26-27
- 24-27
- 27-32
- 33-34
- 35-36
15.При добавлении воды в молоко его плотность:
- увеличивается
- уменьшается
- не изменяется
- увеличивается на 10оА
- увеличивается на 15оА
16.СОМО это:
- сухой обезжиренный молочный осадок
- сухой очищенный молочный остаток;
- сухой остаток молочный обезжиренный
- сухой обезжиренный молочный остаток
- самый обезжиренный молочный осадок
17.Молочный жир образуется из:
- нейтрального жира крови
- углеводов
- плазмы крови
- жира корма
18.При определении жира в жиромер последовательно наливают:
- 10 мл молока; 10,77 мл H2SO4, 1 мл изоамилового спирта;
- 10 мл H2SO4, 10,77 мл молока, 1 мл изоамилового спирта;
- 10 мл изоамилового спирта, 10,77 мл H2SO4, 1 мл молока;
- 1 мл H2SO4, 10 мл молока и 10,77 мл изоамилового спирта;
- 10,77 мл молока, 10 мл H2SO4, 1 мл изоамилового спирта.
19.Оптимальная температура водяной бани при жироопределении:
- 61,0 ± 2 °C
20
- 62,0 ± 2 °C
- 63,0 ± 2 °C
- 65,0 ± 2 °C
- 36,6 ± 2 °C
20.Основным белком молока является:
- альбумин
- глобулин
- казеин
- альбумин и глобулин
- лактенины
21.Показатель степени чистоты молока:
- группа
- класс
- степень
- процент
- г/см3
22.В молоке I класса может содержаться бактерий до … млн./мл
- 4
- 20 и более
- 20
- 0,5
- не содержится
23.Бактериальную обсемененность молока оценивают по пробе на:
- лактазу
- рестриктазу
-редуктазу
- амилазу
- липазу
24.Молоко гомогенизированное и нагретое выше 100 °C называется
- пастеризованным
- топленым
- стерилизованным
- кипяченым
- питьевым
Тема 2 Биотехнология кисломолочных напитков
25.Максимальная кислотность кефира … ° Т:
- 90
- 105
- 120
- 180
- 195
26.Болгарская палочка применяется в приготовлении:
- йогурта
- варенца
- ряженки
- кефира
- мацуна
- кумыса
27.__________ - имеют округлую форму, располагаются поодиночке и в виде цепочек
- молочнокислые стерптококки
- болгарские палочки
- молочные дрожжи
- кефирные грибки
- ацидофильные палочки
28.Количество вносимой закваски при изготовлении молочнокислых продуктов, %
- 1-5
- 5-6
- 7-8
- 8-10
29.Основной прием сдерживающий развитие микрофлоры в молоке:
- сепарирование
- охлаждение
21
- гомогенизация
- нормализация
- отстаивание
30.Молочное брожение вызывается ферментами:
- пропионовокислых бактерий
- молочных дрожжей
- маслянокислых бактерий
- молочнокислых бактерий
- молочными дрожжами и маслянокислыми бактериями
31.При производстве молочных консервов обязательным является удаление из молока:
- воды
- белка
- жира
- минеральных веществ
- лактозы
32.Содержание влаги в сухих молочных продуктах должно быть в %:
- 0-1
- 1-1,5
- 1,5-5,0
- 2-6
- 3-7
Тема 3 Технология сливочного масла
33.При производстве сливок побочным продуктом является:
- обезжиренное молоко
- пахта
- сыворотка
- вода
- сметана
34.Для получения молока заданной жирности применяются сепараторы- :
- сливкоотделители
- классификаторы
-нормализаторы
- бактериоотделители
- очистители
35.Основная рабочая часть сепаратора:
- тарелка
- барабан
- корпус
- молочная посуда
- приводной механизм
- зубчатое колесо
36.На степень обезжиривания молока не влияет
- плотность молока
- диаметр жировых шариков
- кислотность молока
- температура молока
- скорость вращения барабана
37.Содержание жира в обезжиренном молоке должно быть не более, %
- 0,01
- 0,02
- 0,03
- 0,05
- 0,09
38.____________- высококалорийный продукт, который получают из сливок
- топленое масло
- творог
- сыворотка
- пахта
- сливочное масло
- 24-31
- 32-37
- 38-45
22
- 46-53
- 54-61
40.Максимальная жирность масла составляет _______%
- 81,0
- 82,5
- 98,0
- 100,0
- 102,5
41.При производстве сливочного масла побочным продуктом является:
- обрат
- сыворотка
- пахта
- сливки
- вода
42.Для определения фальсификации масла крахмалом применяют раствор
- NaOH
- KCl
- Йод
- формалина
- розоловой кислоты
43.Содержание влаги в масле, сыре, твороге определяют с помощью
- АМ-2
- УДМ-8
- СМИ-250
- УЗМ-1А
- СМП-84
Тема 4 Технология сыра
44________- высокоценный пищевой продукт, получаемый из молока путем ферментативного
свертывания белков
- сыворотка
- пахта
- сливки
- масло
- сыр
45.Содержание жира в сыре в среднем равно_______ %
- 10-20
- 20-30
- 40-50
- 50-60
- 60-70
46.При созревании сыров количество молочнокислых бактерий:
- со временем увеличивается
- со временем уменьшается
- остается неизменным
- исчезают совсем
- приводят к порче сыра
47.Составная часть сыра:
- лактоза
- минеральные вещества
- казеин
- альбумины
- глобулины
48.При изготовлении сыра используют:
- хлористое железо
- сыворотка
- органические кислоты
- сычужный фермент
- уксусная кислота
49.При свертывании молока в сыроделии получают:
- сливки
- обрат
- сыворотку
- масло
- пахту
50.При созревании сыра используется:
- масляная кислота
- вода
- молочнокислые бактерии
- органическая соль
- минеральные вещества
51.Крепость сычужного фермента это:
- градусы в алкоголе
- концентрация раствора
- количество воды
- количество соли
- время осаждения белков
52.Сыр хранят при температуре:
- 15-20 0С
- 0-4 0С
- 8-10 0С
- 12-15 0С
- -3-5 0С
53.Производство сыра основано на процессах:
+ ферментативных
- химических
- физиологических
- физических
- термических
54.Вспучивание сыров вызывают бактерии:
-масляннокислые
- молочнокислые
- пропионовые
- грибки
- плесни
55.Сырная палочка относится к группе___________________бактерий
- слабогалофильные
- галофильных
- мезофильных
- психрофильных
- термофильных
56.В сухом ЗЦМ содержание жира должно не менее, %:
- 5
- 10
- 13
- 15
- 17
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Задача 1. Какова кислотность молока, если на титрование 5 мл пошло 0,9 мл 0,1 – нормального
раствора щелочи?
Задача 2. При определении кислотности без воды на титрование 10 мл молока пошло 2,1 мл 0,1 –
нормального раствора щелочи. Какова кислотность молока?
Задача 3. Приготовить рабочий раствор хлорной извести для мойки рук в количестве 75 л, содержание
активного хлора в концентрированном растворе 36 мг.
Задача 4. Из концентрированного раствора, содержащего 730,4 г. каустической соды в 1 л
определенного по таблице нужно приготовить 100л 1% - ного раствора для мойки пастеризатора, т.е.
раствора, содержащего 10 г.NaOH в 1 л. Определить количество концентрированного раствора и воды.
Задача 5. Какое количество молока с мдж 3,4% нужно просепарировать, чтобы получить 50кг сливок
30% жирности?
Задача 6. Определить выход сливок, если требуется приготовить сливки 28% жирности. В молоке
мдж(массовая доля жира) – 3,6 %, в обрате – 1,0%.
Задача 7. Рассчитать жирность сливок при рабочем отношении 1 : 100, если в молоке содержится 3,7%
жира, в обезжиренном молоке - 0,05%.
Задача 8. Сколько сливок 40% жирности и обрата - 0,05% жирности нужно иметь, чтобы приготовить
100 кг сливок 30% жирности?
Задача 9. Сколько обрата нужно добавить в 100 кг сливок, чтобы снизить их жирность с 35% до 25% ?
Задача 10. Сколько молока жирностью 3,6% будет израсходовано для получения 1 кг сливок 30%
жирности и какое должно быть при сепарировании рабочее отношение?
Задача 11. Сколько следует просепарировать молока жирностью 4,1%, чтобы получить 200 кг сливок
жирностью 40%?
Задача 12. Какой жирности будут получены сливки при рабочем отношении 1:12. если молоко имело
Задача 13. Сколько материнской, вторичной и производственной закваски необходимо для
приготовления 1000 кг ацидофильного молока?
Задача 14. Соответствует ли стандарту творог, содержащий 8% жира и 82% влаги?
Задача 15. Установить абсолютный и относительный выход творога, если на его производство
затрачено 120 кг обезжиренного молока и 6 кг закваски. Получено творога 21 кг.
Задача 16. Определить содержание жира в сухом веществе творога при влажности 60% и отсчете по
жиромеру 1,2%.
Задача 17. Составить среднесуточную пробу молока в количестве 250 мл и 50 мл
Время дойки Удой, л Объем пробы
250 мл 50 мл
Утро 14
17
Обед 10
Вечер 10
Задача 18. Какой будет плотность молока при 200С, если показания ареометра следующие:
Температура, 0С Плотность,г/см3 Плотность,г/см3 при 200С Плотность, 0А
16 1,030
19 1,029
22 1,031
25 1,027
Задача 19. В двухсуточной пробе молока содержание жира 3,55%. Удой коровы за это время составил
20 кг. Сколько чистого жира выделено с молоком?
Задача 20. Удой коровы Верная 358 за лактацию составил 3500 кг молока жирностью 3,6%. Определить
количество молочного жира в молоке.
Задача 21. Определить расчетным способом количество сухого вещества и сухого обезжиренного
молочного остатка (СОМО) в пробах молока, имеющих: а) плотность 1,030 процент жира 3,7
б) плотность 1,027 процент жира 3,3
Задача 22. Определить процент жира в сухом веществе молока, содержавшего 3,6 % жира,
плотность=1,0273
Задача 23. Написать схематические реакции, происходящие при выделении казеина действием
сычужного фермента и серной кислоты.
Задача 24. Сколько общего белка, казеина, альбумина + глобулина содержится в 1 кг молока, если
результат формольного титрования – 1,8
Задача 25. Рассчитать калорийность 1 кг молока следующих видов животных:
Вид животных Состав молока, % Калорийность, ккал
жир общий белок лактоза
Кобыла 1,5 1,9 6,7
Корова 3,8 3,4 4,7
Северный олень 20,0 10,0 2,6
Задача 26. Определить сырое или пастеризованное молоко, если фосфатазная проба отрицательная,
пероксидазная отрицательная, лактоальбуминовая положительная. Какой режим пастеризации
молока?
Задача 27. Определить, подвергалось ли молоко пастеризации, если фосфатазная проба
отрицательная, а пероксидазная положительная?
Задача 28. Определить, в каком из двух хозяйств выше культура производства молока, если по
редуктазной пробе молоко из первого хозяйства обесцветилось за 5 часов, а из второго – за 3 часа?
Задача 29. Определить сорт молока, если кислотность его 170Т, механическая загрязненность – II гр,
бактериальная обсемененность – I класс, плотность – 1028 кг/м3
Задача 30. Имеются две пробы молока со следующими показателями:
а) плотность -300А, содержание жира -3,8%
б) плотность -300А, содержание жира -2,0%
Какая из двух проб фальсифицирована, чем и на сколько?
Темы заданий для работы в малых группах
1. Химический состав молока и молочных продуктов.
2. Технология производства питьевого и сливок
3. Технология производства кисломолочных продуктов
4. Технология производства сливочного масла
5. Технология производства сыров. Изучение инвентаря и оборудования для сыроделия.
6. Технология производства продуктов из обезжиренного молока
7. Технология производства продуктов из пахты и сыворотки
8. Определение титруемой кислотности, массовой доли жира в молоке.
9. Определение термоустойчивости молока.
24
10. Определение сортности молока в соответствиями с требованиями ГОСТа на заготовляемое
молоко.
11. Определение кислотности и массовой доли жира кисломолочных продуктов.
12. Органолептическая оценка. Определение физико-химических показателей сливок и сметаны и
13. Определение физико-химических показателей масла.
14. Определение сыропригодности молока. Изучение микроструктуры сыра. Контроль состава и
свойств сыра. Определение степени зрелости сыра.
15. Оценка качества вторичных молочных продуктов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п