учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7, 8
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: овладение технологиями хранения продукции животноводства; овладение технологией переработки продукции животноводства; оценка качества животного сырья и продуктов его переработки.
ОПК-2: Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;
ИД-2 не знает современные технологии производства продукции животноводства, продуктивность разных видов животных: молочная, мясная, яичная;
ИД-3 не знает требования к качеству продукции животноводства и способы ее доработки до кондиционного состояния;
ИД-4 не знает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности
ИД-2 плохо знает современные технологии производства продукции животноводства, продуктивность разных видов животных: молочная, мясная, яичная;
ИД-3 плохо знает требования к качеству продукции животноводства и способы ее доработки до кондиционного состояния;
ИД-4 плохо знает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности
ИД-2 знает современные технологии производства продукции животноводства, продуктивность разных видов животных: молочная, мясная, яичная, но допускает неточности;
ИД-3 знает требования к качеству продукции животноводства и способы ее доработки до кондиционного состояния, но допускает неточности;
ИД-4 знает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности, но допускает неточности.
ИД-1 способы использования нормативных правовых актов и правила оформления специальной документации в профессиональной деятельности;
ИД-2 современные технологии производства продукции животноводства, продуктивность разных видов животных: молочная, мясная, яичная;
ИД-3 требования к качеству продукции животноводства и способы ее доработки до кондиционного состояния;
ИД-4 технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности
ИД-2 не умеет отбирать и оценивать животных по комплексу признаков: по продуктивности, по технологическим признакам, осуществлять технологии переработки и хранения продукции животноводства;
ИД-3 не умеет определять способы, оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
ИД-1 плохо умеет использовать использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;
ИД-2 плохо умеет отбирать и оценивать животных по комплексу признаков: по продуктивности, по технологическим признакам, осуществлять технологии переработки и хранения продукции животноводства;
ИД-3 плохо умеет определять способы, оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
ИД-2 умеет отбирать и оценивать животных по комплексу признаков: по продуктивности, по технологическим признакам, осуществлять технологии переработки и хранения продукции животноводства, но допускает ошибки;
ИД-3 умеет определять способы, оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности, но допускает ошибки.
ИД-2 умеет отбирать и оценивать животных по комплексу признаков: по продуктивности, по технологическим признакам, осуществлять технологии переработки и хранения продукции животноводства;
ИД-3 умеет определять способы, оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности.
ИД-2 Не владеет современными технологиями производства, переработки и хранения продукции животноводства и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ИД-3 Не владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения.
ИД-2 плохо владеет современными технологиями производства, переработки и хранения продукции животноводства и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ИД-3 плохо владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения.
ИД-2 владеет современными технологиями производства, переработки и хранения продукции животноводства и обосновывать их применение в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности;
ИД-3 владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения, но допускает некоторые неточности.
ИД-2 владеет современными технологиями производства, переработки и хранения продукции животноводства и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ИД-3 владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения.
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач, Темы реферата, Перечень вопросов для контрольной работы, перечень тем курсовой работы,
темы заданий для работы в малых группах
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ИД 2- не знает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности;
ИД 3- не знает и не понимает современные технологии и применение их в профессиональной деятельности.
ИД 2- плохо знает и понимает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности;
ИД 3- плохо знает и понимает современные технологии и применение их в профессиональной деятельности.
ИД 2- знает и понимает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности, но допускает неточности;
ИД 3- знает и понимает современные технологии и применение их в профессиональной деятельности, но допускает неточности.
ИД 2- знает технологии переработки и хранения продукции животноводства, нормативные правовые акты профессиональной деятельности;
ИД 3- знает и понимает современные технологии и применение их в профессиональной деятельности.
ИД-2 НЕ владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов,
ИД-3 Не владеет навыками использования нормативных правовых актов и оформление специальной документации в профессиональной деятельности
ИД-2 плохо владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов,
ИД-3 плохо владеет навыками использования нормативных правовых актов и оформление специальной документации в профессиональной деятельности
ИД-2 владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, но допускает некоторые неточности;
ИД-3 владеет навыками использования нормативных правовых актов и оформление специальной документации в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности;
ИД-2 владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов;
ИД-3 владеет навыками использования нормативных правовых актов и оформление специальной документации в профессиональной деятельности;
ИД-2 не владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения;
ИД-3 не владеет навыками реализации современных технологий и обоснования их применение в профессиональной деятельности.
ИД-2 плохо владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения;
ИД-3 плохо владеет навыками реализации современных технологий и обоснования их применение в профессиональной деятельности.
ИД-2 владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения, но допускает некоторые неточности;
ИД-3 владеет навыками реализации современных технологий и обоснования их применение в профессиональной деятельности, но допускает некоторые неточности.
ИД-2 владеет технологией расчета нормативов материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, инструментов, технологического топлива, энергии) и экономической эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения;
ИД-3 владеет навыками реализации современных технологий и обоснования их применение в профессиональной деятельности.
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач, Темы реферата, Перечень вопросов для контрольной работы, перечень тем курсовой работы,
темы заданий для работы в малых группах
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Физико-химические показатели и биохимические свойства молока коров.
Устный опрос по контрольным вопросам
натуральное коровье-сырье. Технические условия. Содержание стандарта, основные
требования к молоку-сырью
Устный опрос по контрольным вопросам, задача
Оценка качества кисломолочных продуктов
Устный опрос по контрольным вопросам
реферат
реферат
Устный опрос по контрольным вопросам
Химический состав и свойства мяса.
Нормы выхода при обвалке и жиловке мяса животных различных пород
Копчение, вяление, высушивание, запекание
Методические указания к выполнению курсовой работы "Расчет сырья и готовой продукции мясожирового производства" по дисциплине : "Технология хранения, переработки и стандартизация продукции животноводства" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. "Технология производства, перераб. и стандартизации сел. хоз. продукции ; сост. Е. В. Залуцкая. - Улан-Удэ : [б. и.], 2017. - 27 с. -
Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине "Технология хранения, переработки и стандартизация продукции животноводства" для студентов заочного обучения технологического факультета по направлению "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции". Ч. 1 / Е. В. Залуцкая ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Технологии производства, переработки и стандартизации сельскохозяйственной продукции. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2017. - 23 с.
Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине "Технология хранения, переработки и стандартизация продукции животноводства" для студентов заочного обучения технологического факультета по направлению "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции" . Ч. 2 / Е. В. Залуцкая ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Технологии производства, переработки и стандартизации сельскохозяйственной продукции. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2017. - 27 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Требования ГОСТ Р 52054-2003 «Молоко натуральное коровье – сырьё. Технические условия» к молоку-сырью (ОПК-6, ПК-5)
2. Химический состав, пищевая и энергетическая ценность молока коров (ОПК-6, ПК-5)
3. Молоко, как сырье для выработки молочных продуктов (ОПК-6, ПК-5)
4. Первичная обработка молока в молочно-товарной ферме (ОПК-6, ПК-5)
5. Приёмка, обработка и подготовка молока-сырья на перерабатывающем предприятии (ОПК-6, ПК-5)
6. Пооперационный контроль заготовляемого молока (ОПК-6, ПК-5)
7. Контроль показателей качества молока, поступающего на переработку (ОПК-6, ПК-5)
8. Органолептические показатели молока и их пороки (ОПК-6, ПК-5)
9. Определение титруемой кислотности молока по ГОСТ 3624-92 (ОПК-6, ПК-5)
10. Определение массовой доли жира кислотным методом по ГОСТ 5867-90 (ОПК-6, ПК-5)
11. Определение плотности молока ареометрическим методом по ГОСТ 3625-84(ОПК-6, ПК-5)
12. Определение группы чистоты молока методом фильтрования по ГОСТ 8218-89(ОПК-6, ПК-5)
13. Определение массовой доли белка рефрактрометрическим методом по ГОСТ 25179 (ОПК-6, ПК-5)
14. Определение бактериальной обсеменённости молока методом редуктазной пробы по ГОСТ 9225-84 (ОПК-6, ПК-5)
15. Определение количества соматических клеток по ГОСТ 23453-90 (ОПК-6, ПК-5)
16. Определение термоустойчивости молока по ГОСТ 25228-82 (ОПК-6, ПК-5)
17. Определение термообработки молока фосфотазной пробой по ГОСТ 3623-73 (ОПК-6, ПК-5)
18. Технология производства пастеризованного молока (ОПК-6, ПК-5)
19. Технология производства стерилизованного молока (ОПК-6, ПК-5)
20. Особенности технологии производства «Молоко коровье цельное отборное пастеризованное» (ОПК-6, ПК-5)
21. Технология производства кисломолочных напитков (ОПК-6, ПК-5)
22. Технология производства творога и творожных изделий (ОПК-6, ПК-5)
23. Технология производства сметаны (ОПК -6, ПК-5, ПК-9)
24. Технология производства мороженного (ОПК-6, ПК-5)
25. Технология производства сливочного масла (ОПК-6, ПК-5)
26. Общая технология производства сыра (ОПК-6, ПК-5)
27. Консервирование молочных продуктов (ОПК-6, ПК-5)
28. Технология молочных продуктов детского питания (ОПК-6, ПК-5)
29. Вторичное молочное сырьё и его переработка (ОПК-6, ПК-5)
30. Упаковка, маркировка, хранение и транспортировка молочной продукции (ОПК-6, ПК-5)
Перечень вопросов к экзамену
1. Охарактеризуйте задачи, стоящие перед мясной промышленностью и укажите пути их реализации.
2. Дайте краткую характеристику продукции, выпускаемой мясной промышленностью. Отдельным группам мясных продуктов дайте товарную характеристику(4-5 видов).
3. Дайте характеристику промышленному понятию «мясо», приведите химический состав мяса. Охарактеризуйте тканевый состав мяса и укажите направления промышленного использования каждого вида тканей. Опишите особенности различных видов мяса (говядины, свинины, баранины).
4. охарактеризуйте структуру, состав и свойства мышечной ткани убойных животных и птиц. Назовите основные белки мышечной ткани и их важнейшие свойства.
5. Опишите строение и состав костной и хрящевой тканей. Назовите белки костной и хрящевой тканей и опишите их свойства.
6. Опишите пищевую и промышленную ценность кости, влияние содержания кости в мясе на его пищевую ценность. Приведите варианты использования кости на пищевые и технические цели.
7. Строение, состав и свойства собственно соединительной ткани. Гидротермический распад коллагена и его значение для промышленного использования соединительной ткани.
9. Опишите состав и пищевую ценность субпродуктов I категории. Направления использования субпродуктов в колбасном производстве.
10. Опишите состав и пищевую ценность субпродуктов II категории. Направления использования субпродуктов в колбасном производстве.
11. Холодильная обработка как способ консервирования мяса. Виды холодильной обработки. Классификация мяса по термическому состоянию.
12. Цель охлаждения. Способы охлаждения мясного сырья и их оценка. Холодовая контрактация и пути её предотвращения.
13. Условия охлаждения. Состояния и свойства продукта при охлаждении. Охлаждающая среда (скорость и продолжительность охлаждения, темп охлаждения).
14. Причины, обусловливающие испарение влаги в процессе охлаждения. Усушка при охлаждении и хранении охлажденного мяса. Способы продления сроков хранения охлажденного мяса.
15. Подмораживание мяса. Цель и режимы подмораживания.
16. Замораживание мяса. Способы замораживания и их сравнительная характеристика. Механизм кристаллообразования.
17. Изменение свойств мяса в процессе замораживания: физические, гистологические, автолитические, влияние на микрофлору.
18. Выбор способа и условий замораживания ( состояние продукта перед замораживанием, техника замораживания, нормы усушки). Замораживание мяса в блоках.
19. Факторы, влияющие на продолжительность замораживания и сроков хранения мяса в замороженном виде. Изменения, происходящие в замороженном мясе в процессе хранения. Способы снижения усушки при хранении замороженного мяса.
20. Размораживание мяса. Влияние способов размораживания на свойства мышечной ткани и потери мясного сока.
21. Ассортимент полуфабрикатов. Состояние рынка производства полуфабрикатов. Основные направления формирования структуры ассортимента полуфабрикатов
22. Натуральные полуфабрикаты: полный групповой ассортимент полуфабрикатов. Товарная характеристика полуфабрикатов. Требования к сырью, применяемому в производстве натуральных полуфабрикатов
23. Технологическая схема производства порционных полуфабрикатов. Ассортимент полуфабрикатов из свинины, говядины. Современные технологии порционных полуфабрикатов (шприцевание сырья, маринады)
24. Технологическая схема производства мелкокусковых мякотных полуфаабрикатов, ассортимент изделий, упаковка продукции
25. Технологическая схема производства мелкокусковых мясокостных полуфабрикатов, ассортимент готовой продукции
26. Ассортимент замороженных полуфабрикатов. Технологическая схема производства пельменей. Порядок приготовления теста, нормируемые показатели теста. Требования к качеству готовой продукции. Направление использования дефектной продукции
27. Технологическая схема производства котлет, в том числе с белковыми добавками. Порядок подготовки белковых добавок. Требования к качеству готовой продукции. Направления использования дефектной продукции
28. Технологическая схема производства мясо-растительных котлет. Порядок подготовки растительных компонентов. Роль производства мясо-растительных котлет с технологической и питательной точек зрения
29. Технологическая схема производства фаршей, способы упаковки фаршей. Использование белковых добавок в технологии фаршей: формы белковых препаратов, способ их подготовки и использования, уровень замены мясного сырья белковыми добавками
30. Технологическая схема производства крупнокусковых полуфабрикатов, ассортимент продукции, направления использования.
31. Современные способы упаковки натуральных полуфабрикатов, преимущества новых технологий. Применяемое оборудование.
32. Перечень и описание основного и вспомогательного сырья, используемого в технологии пельменей. Порядок подготовки отдельных видов сырья
33. Производство быстрозамороженных готовых блюд (приготовление мясной части блюд, соусов, гарниров).
34. Обезвоживание мясопродуктов методом сублимации. Характеристика используемого сырья и получаемых продуктов.
35. Технология сублимации мяса и мясных продуктов. Технические средства для сублимации.
36. Опишите условия хранения продуктов, полученных при сублимации. Требования к упаковке и таре.
37. Ассортимент вторых быстрозамороженных готовых блюд. Условия их хранения.
38. Технологическая схема производства быстрозамороженных мясных блюд с гарниром.
39. Технология приготовления быстрозамороженных изделий из теста.
40. Технологическая схема производства фасованного мяса. Ассортимент готовой продукции и требования к качеству.
41. Перечислите групповой ассортимент колбасных изделий. Основное сырье и вспомогательные материалы, используемые в колбасном производстве и требования ГОСТов к ним.
42. Дайте характеристику оболочек, используемых в колбасном производстве, их назначение, требования к ним.
43. Разделка, мясных туш для колбасного производства. Схемы и ведомости разделки. Обвалка мяса, требования к выполнению операции. Жиловка мяса, одно, двух и трехсортная жиловка, характеристика жилованного мяса в зависимости от принятой схемы жиловки. Сравнительная характеристика схем жиловки.
45. Белковые препараты, предназначенные для производства колбасных изделий. Классификация препаратов и назначение перечень, основных свойств, определяющих качество белковых препаратов.
46. Куттерование: назначение операции, основные стадии, последовательность закладки основного и вспомогательного сырья при куттерованиии, ее обоснование, требования к фаршу, дефекты продукции, связанные с нарушением операции куттерования.
47. Посол сырья для вареных колбасных изделий: назначение операции, основные изменения, происходящие в сырье при посоле, способы и режимы посола, основное технологическое оборудование. Назвать ситуации, при которых возможно исключение посола из технологической схемы производства вареных колбасных изделий.
48. Осадка: кратковременная и длительная осадка, назначение осадки, основные изменения, происходящие в сырье при осадке, режимы и способ выполнения осадки.
49. Сушка как технологическая операция: факторы, влияющие на скорость сушки, режимы сушки, основные дефекты готовой продукции при нарушении режима сушки.
50. Копчение: фракционный состав коптильного дыма, свойства основных фракций коптильного дыма. Горячее и холодное копчение, режимы и способы выполнения. Бездымное копчение.
51. Формирование окраски колбасных изделий: механизм формирования окраски, способы внесения нитрита натрия, пищевые добавки, используемые в качестве стабилизаторов окраски, дозировка и способы их использования.
52. Обжарка колбасных изделий, влияние температурно-влажностных режимов на качество обжарки; возможные дефекты при обжарке.
53. Сформулируйте дефекты, которые могут возникнуть при тепловой обработке вареных колбас и меры их предотвращения.
54. Сформулируйте дефекты, которые могут возникнуть при тепловой обработке варено-копченых колбас и меры их предотвращения.
55. Влияние микрофлоры на формирование органолептических характеристик сырокопченых колбас. Особенности цветообразования и структурообразования в технологии производства сырокопченых колбас.
56. Опишите особенности составления фаршей разных видов колбасных изделий и технику, используемую для этой цели.
57. Назначение охлаждения для различных видов колбасных изделий. Охарактеризуйте технику и режимы охлаждения. Влияние охлаждения на качество и выход готовой продукции, пути интенсификации охлаждения вареных колбас.
58. Приведите универсальную схему разделки свинины на копчености, полуфабрикаты и колбасные изделия. Какие копчености изготавливают из отдельных частей.
59. Ассортимент цельномышечных продуктов из свинины и говядины, требования, предъявляемые к готовой продукции.
60. Характеристика посолочных ингредиентов, входящих в рассол для посола копченостей, их роль.
61. Технология предубойного содержания животных.
62. Технология убоя крупного рогатого скота
63. Технология убоя свиней в шкуре
64. Технология убоя свиней без шкуры
65. Технология убоя свиней с крупонированием
66. Технология убоя птицы
67. Технология убоя мелкого рогатого скота
68. технология обработки субпродуктов
69. Технология обработки кишечного сырья
70. Технология обработки шерстных субпродуктов
1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Мясопродукты в питании человека. Классификация и характеристика мясопродуктов
1. Белки, пептиды, аминокислоты. Характеристика белковых веществ мяса.
2. Специфические, структурные и физико-химические свойства белков.
3. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
4. Аминокислотный скор белков различного сырья. Утилитарность и переваримость белков мышечной ткани сельскохозяйственных животных.
5. Анализ формулы сбалансированного питания. Показатели биологической ценности, факторы качества, система показателей пищевой ценности и качества продуктов из мяса.
6. Методы и расчет органолептического качества и биологической ценности белков, жиров мяса и мясопродуктов.
7. Оценка переваримости белков мяса, определение качественных показателей и биологической ценности животных жиров.
8. Определение степени кулинарной готовности и свежести мяса.
9. Значение мяса и мясопродуктов в системе продовольственного обеспечения страны.
10. Источники сырья для производства мяса и мясных продуктов, стандарты на скот, птицу и кроликов для убоя на мясо.
11. Химический состав и биологическая ценность мышечной, жировой и соединительной ткани.
12. Химический состав и биологическая ценность побочных продуктов убоя.
13. Полный ассортимент и краткая характеристика продукции отечественной мясной отрасли.
1. Влияние вида, породы, пола, возраста, откорма, содержания скота на биосинтез тканей, упитанность животных и качество мяса.
2. Влияние внешних факторов на поведенческую функцию животных. Факторы, снижающие стресс животных.
3. Очищение ЖКТ, как условие получения высококачественного мясного сырья. Цель анестезии и обездвиживания животных.
4. Влияние физико-химических факторов и механических воздействий на функции центральной нервной системы.
5. Влияние различных способов обездвиживания на качество и выход мяса.
6. Автолитические изменения крови. Распад основных веществ. Белки крови. Механизм свертывания.
7. Технология убоя скота на мясо. Классификация факторов сохранения качества мясного сырья. Пороки мяса и способы их предотвращения.
8. Роль фермента тромбокиназы. Образование фибрин-мономера и фибрин-полимера. Синерезис кровяных сгустков.
9. Физико-химические и биохимические способы стабилизации крови, их практическое применение.
10. Дефибринирование. Характеристика сыворотки крови. Антисвертывающие компоненты: гепарин, плазмин.
11. Стабилизация крови при переработке животных. Технические стабилизаторы крови.
12. Экстрактивные вещества мышечной ткани. Фосфорорганические соединения. Предшественники вкуса и аромата мяса.
13. Механизм формирования вкуса и аромата мяса.
14. Применение специфических добавок - усилителей вкуса и аромата, методы сохранения экстрактивных веществ природного происхождения в мясе и дополнительных ингредиентах.
15. Связь физических, физико-химических, структурно-механических свойств и качества мяса и мясных продуктов.
16. Физико-химическая сущность формирования функционально-технологических свойств мяса при посоле.
17. Характеристика химических превращений и свойств мяса в различные периоды автолиза.
18. Накопление характерных продуктов как количественная мера химического состава в оценке свойств мяса.
19. Механизм автолитических превращений на основе химических, физико-химических и микроструктурных показателей мяса.
20. Активность катепсинов мышечной ткани, компонентов свертывающей системы крови, ферментной и гормональной активности тканей убойных животных.
21. Применение современных методов исследований созревания и ускоренного развития автолиза.
22. Посмертные биохимические превращения и свойства мяса. Способы оценки глубины, характера и интенсификация автолитических превращений мышечной ткани.
23. Понятие об автолизе. Основные стадии автолиза.
24. Посмертное окоченение, его основные характеристики.
25. Изменения мяса в процессе созревания.
26. Изменения мяса при глубоком автолизе.
27. Основные пути распада гликогена. Роль углеводов в ходе автолиза.
28. Три основные группы белков мышечной ткани, их изменения в процессе автолиза и роль в формировании свойств мяса.
29. Основные технологические свойства мяса, их изменения в ходе автолиза.
30. Особенности автолиза мяса PSE.
31. Особенности автолиза мяса DFD.
32. Влияние различных факторов на развитие автолиза.
Раздел 3. Вторичное сырье, белковые препараты животного и растительного происхождения
1. Ферменты: протеазы, коллагеназы, эластазы, кератиназы. Структура, специфичность действия.
2. Реализация технологий с применением ферментов для интенсификации процессов, повышения биологической ценности и качества продуктов.
3. Расширение объемов использования низкосортного сырья за счет ферментной деструкции соединительнотканных белков.
4. Применение ферментов для повышения биологической ценности упрочненных белков животного происхождения. Гидролиз коллагеновых и кератиновых отходов.
5. Формирование желательных органолептических характеристик и функционально-технологических свойств готовой продукции и сырья.
6. Сущность применения молочнокислых заквасок и денитрифицирующих бактерий. Состав микрофлоры.
7. Роль бактериальных препаратов в процессе созревания и в технологии сырокопченых колбас. Технологические свойства и формы стартовых культур молочнокислых бактерий.
8. Биологические способы повышения технико-экономической эффективности производства, расширения ассортимента и улучшения качества продукции мясной отрасли.
9. Разделение ферментов на классы.
10. Эффективность использования ферментов, как ускорителей созревания, мягчителей жесткого мяса, улучшателей пищевой ценности.
11. Сущность ферментативного преобразования тканей мяса. Условия для создания оптимальных условий при ферментации сырья.
12. Классификация пищевых добавок, применяемых в пищевой промышленности.
13. Перечень и краткая характеристика пищевых добавок, применяемых в мясной отрасли.
1. Функционально-технологические свойства мясного сырья и продуктов убоя
2. Роль различных природных и синтезированных веществ в создании направленных и регулируемых функционально-технологических свойств мясного сырья.
3. Цель и способы посола. Посол при производстве колбас.
4. Цель и способы посола. Посол при производстве копченостей.
5. Три фазы посола.
6. Факторы диффузионного процесса посола. Отличие диффузионно- фильтрационно-осмотических процессов. Перераспределение влаги.
7. Влияние посола на свойства мышечной ткани.
8. Изменения белковой системы при посоле.
9. Изменение окраски мяса. Механизм действия нитрита натрия и аскорбината натрия. Использование красителей.
10. Биохимическое образование аромата и вкуса.
11. Роль микрофлоры при посоле.
Раздел 5. Промышленная разделка и холодильная обработка мясного сырья
1. Виды потерь массы сырья при технологической обработке и хранении.
2. Методы борьбы с убылью массы при технологической обработке, хранении, транспортировке.
3. Рациональные условия использования камер хранения.
4. Свойства упаковки, современные методы упаковки. Влияние различных методов охлаждения и заморозки на уменьшение потерь. Нормируемые и актируемые потери.
5. Способы тендеризации мясного сырья и продуктов убоя. Ферментная обработка и микробная ферментация.
6. Холодильная обработка - как способ консервирования мяса.
7. Виды холодильной обработки, классификация мяса по термическому состоянию
8. Направления интенсификации процесса охлаждения и замораживания мясного сырья. Понятие об усушке, теплообмен и массообмен с окружающей средой, пути снижения потерь.
9. Размораживание, технологическая и экономическая оценка, снижение потерь биологической и технологической ценности сырья.
10. Технология, гигиена, оборудование для разделки сырья. Сортовая и колбасная разделка туш, обвалка и жиловка.
11. Разделка говяжьих полутуш.
12. Разделка свиных полутуш.
13. Разделка бараньих туш.
14. Обвалка говяжьих отрубов.
15. Обвалка свиных отрубов.
16. Механическая дообвалка мяса.
17. Жиловка мяса.
18. Характеристики жилованного мяса КРС.
19. Характеристика жилованного мяса свиней.
20. Виды охлаждения мяса воздухом.
21. Охлаждение паро-воздушной смесью и водой. Подмораживание.
22. Виды замораживания, их характеристика.
23. Виды размораживания, их характеристика.
24. Факторы микробиологической стабильности при хранении охлажденного мяса.
25. Влияние замораживания на микрофлору мяса.
26. Виды порчи мяса при холодильном хранении.
27. Процессы, происходящие с мясом при охлаждении.
28. Процессы, происходящие с мясом при замораживании.
29. Влияние замораживания на структуру тканей мяса.
30. Особенности развития автолиза при замораживании.
31. Хранение охлажденного мяса.
32. Хранение замороженного мяса.
33. Хранение замороженного мяса в блоках.
Раздел 6. Технология производства
1. Теоретические основы сушки сырья мясного и эндокринного.
2. Подготовка, условия замораживания, режимы и техника сушки. Степени обезвоживания, тара и хранение.
3. Подготовка к использованию обезвоженных мясопродуктов.
4. Развитие технологий консервирования мясопродуктов методами сублимации.
5. Характеристика загрязнителей мяса и мясопродуктов, источники, их химическая природа, предельно допустимые концентрации, сравнительная характеристика, продолжительность и точность методов обнаружения в сырье и мясопродуктах.
6. Микробиологический анализ мяса и мясопродуктов. Методы определения концерогенов в копченых мясных продуктах, химических и биологических контаминантов (нитритов, нитратов, антибиотиков, пестицидов, гормонов, токсичных элементов, радионуклеидов).
7. Способы и цели тепловой обработки мясопродуктов.
8. Цель и этапы обжарки. Процессы, протекающие при обжарке.
9. Дефекты, возникающие при обжарке.
11. Цель варки. Дефекты, возникающие при варке.
12. Запекание и пост-пастеризация.
13. Два способа охлаждения колбас.
14. Изменение белков, экстрактивных веществ и витаминов при термообработке.
15. Формирование окраски при нагреве. Пастеризующий эффект.
16. Цели, способы и режимы копчения.
17. Две фазы копчения.
18. Коптильный дым и факторы, влияющие на его состав.
19. Свойства коптильного дыма.
20. Взаимодействие продукта с коптильными веществами.
21. Преимущества и недостатки бездымного копчения.
22. Влияние копчения на микрофлору.
23. Образование цвета и аромата при холодном копчении.
24. Формирование цвета и аромата, вкуса при копчении.
25. Влияние режимов копчения на обезвоживание продуктов
26. Эффект стерилизации, остаточная микрофлора консервов.
27. Особенности изменения мясных продуктов при нагреве выше 100 градусов Цельсия.
28. Принципы подбора режимов стерилизации.
29. Формула стерилизации.
30. Стерилизация мясных продуктов в аппаратах периодического действия.
31. Стерилизация мясных продуктов в непрерывном потоке.
32. Изменение белков, коллагена, жира и витаминов в процессе стерилизации.
33. Способы стерилизации нагревом.
34. Механизм сушки и факторы, влияющие на скорость сушки.
35. Формы связи влаги в мясопродуктах. Пути интенсификации сушки.
36. Механизм формирования структуры сырокопченой колбасы при сушке.
37. Механизм сушки в процессах осадки, копчения и созревания колбасных изделий.
38. Дефекты сушки.
1 История развития молочной промышленности
2. Молочные продукты лечебно-профилактического назначения
3. Развитие рынка и тенденции потребления молока и молочной продукции в мире, России и в Республике Бурятия.
4. Подбор культур для производства молочных продуктов
5. Растительные белки и аналоги молока
6. Растительные жиры и аналоги молочного жира
7. Пищевые добавки и ингредиенты
8. Вещества, регулирующие свойства сырья и продуктов
9. Способы интенсификации технологии сыра
10. Особенности технологии отдельных групп сыров
11. Оценка качества и пороки масла
12. Особенности технологии концентратов молочного жира
13. Заменители молока для молодняка сельскохозяйственных животных
14. Материальный баланс в производстве молочных продуктов
15. Количественные и качественные показатели мясной продуктивности и качества мяса
16. Классификация мороженого
17. Нормы выхода при обвалке и жиловке мяса разных пород и видов животных
18. Ветеринарно-санитарный контроль и товароведческая оценка продуктов убоя
19. Специфика автолиза в мясе.
20. Способы замораживания мясных туш убойных животных сроки хранения продуктов
21. Сублимационная сушка мяса и мясопродуктов
22. История развития исследований мяса
23. Тенденции потребления мяса и мясной продукции в мире, России и в Чувашской республике
24. Основные метрические единицы
25. Особенности ФЗ РФ «О техническом регулировании»
26. Особенности ТР ТС «Качество и безопасность молока и молочных продуктов»
27. Генетически модифицированное сырьё при производстве мясных изделий
28. Генетически модифицированное сырьё при производстве продуктов переработки молока
29. Немолочное сырье при производстве питьевого молока и молочных
30. Белково-углеводное сырьё (пахта, сыворотка, обрат)
32. Составление жирового баланса при сепарировании молока, анализ продуктов сепарирования
33. Термины в мясной промышленности
34. Новая, дифференцированная розничная разделка говяжьих туш (полутуш)
35. Ферментное сырьё
36. Виды и классификация кожевенного сырья37. Технология убоя птицы
38. Методики определения качества кожи
39. Особенности маркировки с сортировки тушек различных видов птицы
40. Технология убоя скота в частном фермерском хозяйстве
41. Международная организация по стандартизации
42. Основные термины и определения, регламентируемые ФЗ РФ «О техническом регулировании»
43. Состояние мясной и молочной промышленности в Чувашской Республике
44. Оборудование для приёмки и первичной обработки молока
45. Технологические линии по убою скота
46. Упаковка продуктов животного происхождения
47. Классические виды упаковочных материалов
48. Санитарная обработка технологического оборудования
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач, Темы реферата, Перечень вопросов для контрольной работы, перечень тем курсовой работы,
темы заданий для работы в малых группах
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п