учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: ознакомление обучающихся с современными методами очистки сточных вод и подготовки природных вод для использования в рыбохозяйственных целях.
ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов;
ИД-1ПКС-5.1. Знает правовые основы экологического контроля водных объектов, применяемые для целей мониторинга среды обитания водных биологических ресурсов по гидробиологическим показателям
ИД-2ПКС-5.2. Умеет осуществлять мероприятия по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
ИД-3ПКС-5.3. Владеет навыками осуществления надзора за рыбохозяйственной деятельностью и охраной водных биоресурсов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2 Общие представления о водных ресурсах и водных объектах. Круговорот
воды. Характеристика процессов загрязнения и самоочищения в реках
водоемах. Химическое, биологическое, тепловое загрязнения вод. Влияниезагрязнения на качество природных вод и их дальнейшее использование.
Самоочищение водоемов.
Изучение источников загрязнения водоемов. 2.Правила
отбора пробы воды для гидрохимических исследований
и их консервация.
3.Механические методы очистки сточных вод. 4.Изучение
очистных сооружений при механической очистке
сточных вод
5.Изучение сооружений, применяемых на водопроводных
станциях для обработки сточных вод. 6.Выездное занятие
Выездные занятия
Мастер класс
водных объектах. Круговорот воды.
Характеристика процессов загрязнения и
самоочищения в реках водоемах. Химическое,
биологическое, тепловое загрязнения вод.
Влияние загрязнения на качество природных
вод и их дальнейшее использование.
Самоочищение водоемов.
Водоподготовка при различных типах рыбоводческих
систем. Ветеринарно-санитарное требование к
рыбоводным хозяйствам, рыбоперерабатывающим
предприятиям
Выбор методов очистки сточных и природных вод, установление
необходимой степени очистки. Механическая очистка сточных вод.
4 Биологическая, физико-химическая, химическая очистка сточных вод.
Органолептические показатели воды. Цветность, запах,
вкус, прозрачность, мутность, пенистость. Температура.
5 Определение в воде рН и сухого остатка
6
Определение аммония, пермангонатной окисляемости
(метод Кубеля)
качества природных вод.
6 Методы обеззараживания воды
6
Методы обеззараживания воды
8
Определение нитритов и нитратов в воде. Определение
растворенного кислорода
9
Хлорирование воды
зависимости от вида использования воды.
Гигиенические и рыбохозяйственные ПДК
примесей в воде.
8. Оптимизация абиотических условий
выращивания рыбы.
зависимости от вида использования воды. Гигиенические
и рыбохозяйственные ПДК примесей в воде
зависимости от вида использования воды. Гигиенические
и рыбохозяйственные ПДК примесей в воде
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов обучающихся,
Комплект тестовых заданий,
темы докладов, работа в группах
Методы очистки вод и водоподготовки
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Характеристика процессов загрязнения и самоочищения в реках водоемах (ПКС-5).
2. Химическое, биологическое, тепловое загрязнения вод (ПКС-5).
3. Физико - химическая оценка воды (ПКС-5).
4. Источники загрязнения внутренних водоемов, подземных вод, Мирового океана (ПКС-5).
5. Влияние загрязнения на качество природных вод и их дальнейшее использование (ПКС-5).
6. Контроль и управление качеством объектов в зависимости от вида использования воды (ПКС-5).
7. Гигиенические и рыбохозяйственные ПДК примесей в воде. Допустимая нагрузка на водный объект (ПКС-5).
8. Предельно - допустимые концентрации вредных веществ в воде водоемов (ПКС-5).
9. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (ПКС-5).
10. Выбор методов очистки сточных и природных вод, установление необходимой степени очистки (ПКС-5).
11. Механическая очистка сточных вод (ПКС-5).
12. Характеристика методов, их применение, эффективность очистки сточных вод (ПКС-5).
13. Сооружения для механической очистки (решетки, песколовки, отстойники жироловок, нефтеловушки, осветлители, фильтры, гидроциклоны, центрифуги и др.). Принципы их действия, схемы станций с механической очисткой (ПКС-5).
14. Биологическая очистка сточных вод. Принципиальная основа метода, их характеристика, эффективность (ПКС-5).
15. Сооружения, воспроизводящие биохимические процессы в воде (биологические пруды, аэротенки, окситенки, циркуляционноокислительные каналы и др.), их устройство, условия применения (ПКС-5).
16. Физико-химическая очистка сточных вод. Характеристика методов, их эффективность (ПКС-5).
17. Коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция, ионный обмен, электролиз, термические методы, мембранная сепарация, электромагнитные методы, экстракция, отдувка воздухом и др. (ПКС-5)
18. Сооружения для физико-химической очистки сточных вод, их устройство, применение (ПКС-5). 19.Химические методы очистки сточных вод. Принципиальная основа методов, условия их
применения, эффективность. Нейтрализация, окисление и восстановление, химическое осаждение (ПКС-5).
20. Осадки при очистке сточных вод. Осадки при очистке сточных вод их состав, свойства осадков, классификация и технологические схемы методов обработки (ПКС-5).
21. Методы и технологические схемы улучшения качества природных вод. Очистка воды от взвесей (ПКС-5)
22. Устранение запахов, привкусов и токсических загрязнителей воды (ПКС-5)
23. Методы обеззараживания воды (хлорирование, озонирование и др. (ПКС-5).
24. Комплексное использование естественных и искусственных водоемов. Охрана водоемов от истощения и загрязнения (ПКС-5).
25. Водоподготовка при различных типах рыбоводческих систем (ПКС-5)
26. Ветеринарно-санитарное требование к рыбоводным хозяйствам (ПКС-5)
27. Гигиенические и рыбохозяйственные ПДК примесей в воде (ПКС-5)
28. Мероприятия против заразных болезней рыб (ПКС-5)
29. Правила отбора пробы воды для гидрохимических исследований и их консервация (ПКС-5)
30. Оптимизация абиотических условий выращивания рыбы (ПКС-5)
1. Правила отбора пробы воды для гидрохимических исследований и их консервация.
2. Механические методы очистки сточных вод.
3. Органолептические показатели воды. Цветность, запах, вкус, прозрачность, мутность, пенистость.
4. Температура воды, способы определения.
5. Определение в воде рН и сухого остатка
6. Определение жесткости воды из различных источников
7. Определение нитритов и нитратов в воде
8. Хлорирование воды
9. Биологическая очистка сточных вод в естественных условиях
10. Химические способы очистки сточных вод.
11. Физико-химические способы очистки сточных вод.
12. Методы обеззараживания сточных вод
13. Водоподготовка при различных типах рыбоводческих систем
14. Гигиенические и рыбохозяйственные ПДК примесей в воде
15.. Мероприятия против заразных болезней рыб
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
А) температура, запах, вкус, прозрачность, мутность, цветность Б) температура, окисляемость, прозрачность, вкус, запах
В) запах, вкус, прозрачность, мутность, цветность, жесткость Г) активная реакция, температура, запах, вкус, прозрачность
2. Окисляемость воды - это....
А) содержание кишечной палочки в 1 л воды
Б) наименьший объем воды, в котором встречается 1 кишечная палочка
В) количество кислорода, необходимое для окисления органических веществ в 1 л воды Г) количество хлорной извести необходимое для обеззараживания 1 л воды.
3. Жесткость воды обуславливается
А) присутствием Са и Mg Б) присутствием Аg, Cu В) присутствием AL, Cu Г) присутствием Сu, Ca
4. Бактериологические показатели загрязнения питьевой воды:
А) жесткость, коли-титр, микробное число Б) сухой остаток, микробное число
В) окисляемость, коли-титр, коли-индекс
Г) коли-титр, коли-индекс, микробное число
5. Естественное свойство воды, обусловленное присутствием комплексных соединений железа и гуминовых веществ, которые придают ей окраску от желтоватого до коричневого цвета определяет следующий органолептический показатель …
А) Цветность Б) Запах В) Мутность Г) Пенистость
6. Какая величина pH отвечает нейтральному состоянию раствора? А) 9 Б) 8 В) 7 Г) 6
7. Какая величина pH отвечает кислотному состоянию раствора? А) Меньше 7 Б) Больше 7 В) 7
8. Сущность механического метода очистки воды состоит в том, что А) из сточных вод удаляются нерастворимые примеси.
Б) из сточных вод удаляются механические примеси
В) удаляются тонко дисперсные и растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые
Г) он основан на использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов.
9. При механической очистке вод используются А) отстаивание и фильтрация
Б) различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков.
В) коагуляция, окисление, сорбция, экстракция и т.д
Г) биофильтры, биологические пруды и аэротенки
10. При биологической очистке вод используются А) отстаивание и фильтрация
Б) различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков.
В) коагуляция, окисление, сорбция, экстракция и т.д Г) биофильтры, биологические пруды и аэротенки
11. Дефицит воды в организме животных вызывает:
А) нарушение обмена веществ и увеличение молочной кислоты, снижение окислительных процессов, повышение вязкости крови
Б) значительное разбавление электролитов, повреждение клеток и так называемое водное отравление
В) снижение аппетита, набухание клеток Г) плохая переваримость корма
12. Сущность физико-химического метода очистки воды состоит в том, что А) из сточных вод удаляются нерастворимые примеси.
Б) из сточных вод удаляются механические примеси
В) удаляются тонко дисперсные и растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые
13. При химической очистке вод используются А) отстаивание и фильтрация
Б) различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков.
В) нейтрализация, окисление, восстановление и т.д Г) биофильтры, биологические пруды и аэротенки
14. Гидробиологические показатели воды:
А) Видовой состав гидробионтов, соотношение сапробных и олигосапробных организмов Б) Бактерии группы кишечной палочки, наличие патогенных микроорганизмов
В) Водородный показатель (рН), содержание растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде (БПК), окисляемость, содержание азота (аммония, нитратов, нитритов), общее солесодержание, концентрации анионов (хлориды, сульфаты, фосфаты) и катионов
Г) Цвет, запах, мутность, прозрачность, температура
15. Согласно санитарным нормам, активная реакция pH воды водоемов санитарно-бытового и рыбохозяйственного водопользования не должна выходить за пределы
А) 4,5-5,0 Б) 6,5-8,5 В) 9,0-11,0 Г) 12,0-13,0
16. Биологический метод основан
А) на использовании различные химических реагентов, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков.
Б) на использовании жизнедеятельности аэробных микроорганизмов, для которых органические вещества сточных вод (в растворенном и коллоидном состоянии) являются источником питания.
В) использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов.
17. Активный ил включает в себя…
А) щебень, гравий, шлак Б) фенолы, масла, жирные кислоты
В) бактерии, простейшие, грибы, водоросли, способные сорбировать на своей поверхности органические загрязнения и окислять их в присутствии кислорода
Г) химические реагенты
18. Отстойники применяются для задерживания А) нерастворенных органических загрязнений.
Б) крупных, нерастворенных, плавающих загрязнений В) песка
19. Водородный показатель (рН): Для форели оптимальные значения А) 5,0-6,0 Б) 7,0-7,5 В) 8,0-9,5 Г) 9,0-12,0
20. Рыбохозяйственные водные объекты относящиеся к высшей категории
А) места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;
Б) водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода;
В) водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей
Вариант 2
1. Физические показатели воды:
А) Видовой состав гидробионтов, соотношение сапробных и олигосапробных организмов
Б) Бактерии группы кишечной палочки, наличие патогенных микроорганизмов
В) Водородный показатель (рН), содержание растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде (БПК), окисляемость, содержание азота (аммония, нитратов, нитритов), общее солесодержание, концентрации анионов (хлориды, сульфаты, фосфаты) и катионов
Г) Цвет, запах, мутность, прозрачность, температура 2.Химические показатели воды:
А) Видовой состав гидробионтов, соотношение сапробных и олигосапробных организмов Б) Бактерии группы кишечной палочки, наличие патогенных микроорганизмов
В) Водородный показатель (рН), содержание растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде (БПК), окисляемость, содержание азота (аммония, нитратов, нитритов), общее солесодержание, концентрации анионов (хлориды, сульфаты, фосфаты) и катионов
Г) Цвет, запах, мутность, прозрачность, температура
3. Какая величина pH отвечает щелочному состоянию раствора? А) Меньше 7 Б) Больше 7 В) 7
4. Воду с сухим остатком до 1000 мг/л называют … А) пресной
Б) минерализованной
В) слабо минерализованной
Г) повышенно минерализованной
5 Сущность биологического метода очистки воды состоит в том, что А) из сточных вод удаляются нерастворимые примеси.
Б) из сточных вод удаляются механические примеси
В) удаляются тонко дисперсные и растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые
Г) он основан на использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов.
6. Избыток воды в организме вызывает:
А) нарушение обмена веществ и увеличение молочной кислоты, снижение окислительных процессов, повышение вязкости крови
Б) значительное разбавление электролитов, повреждение клеток и так называемое водное отравление
7. Сущность химического метода очистки воды состоит в том, что А) из сточных вод удаляются нерастворимые примеси.
Б) из сточных вод удаляются механические примеси
В) удаляются тонко дисперсные и растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые
Г) он основан на использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов.
8. При физико-химической очистке вод используются А) отстаивание и фильтрация
Б) различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков.
В) коагуляция, окисление, сорбция, экстракция и т.д Г) биофильтры, биологические пруды и аэротенки
9. бактериологические показатели воды:
А) Видовой состав гидробионтов, соотношение сапробных и олигосапробных организмов Б) Бактерии группы кишечной палочки, наличие патогенных микроорганизмов
В) Водородный показатель (рН), содержание растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде (БПК), окисляемость, содержание азота (аммония, нитратов, нитритов), общее солесодержание, концентрации анионов (хлориды, сульфаты, фосфаты) и катионов
Г) Цвет, запах, мутность, прозрачность, температура
10. Пробы воды для анализа отбирают при помощи прибора: А) батометра Б) гигрометра В) гигрографа Г) Барографа.
11. Аэротенк – это
А) проточное сооружение со свободно плавающим активным илом.
Б) решетки для задерживания грубых примесей размером 5 и более мм
В) это земельные участки, предназначенные только для очистки сточных вод
12. Водородный показатель (рН): для карповых прудов оптимальные значения А) 5,0-6,0 Б) 9,0-12,0 В) 7,0-8,5 Г) 8,0-9,5 13.Рыбохозяйственные водные объекты относящиеся к первой категории
А) места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;
Б) водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода;
В) водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей
14. Где величина жесткости воды низкая?
А) в оз. Байкал Б) в Каспийском море В) в Черном море
15. При жесткости до 4 мг-экв/л вода считается …
А) средней жесткости, Б) мягкой, В) очень жесткой.
16. концентрация остаточного хлора в воде перед поступлением ее в сеть должна находиться в пределах
А) 0,3— 0,5 мг/л Б) 1-2 мг/л В) 10-15 мг/л Г) 0, 01-0,02 мг/л
17. Рыбохозяйственные водные объекты относящиеся к второй категории
А) места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа для разведения и выращивания рыб, других водных животных и растений;
Б) водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода;
В) водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей
18. Жесткость воды обуславливается
А) присутствием Са и Mg Б) присутствием Аg, Cu В) присутствием AL, Cu Г) присутствием Сu, Ca
19. Бактериологические показатели загрязнения питьевой воды:
А) жесткость, коли-титр, микробное число Б) сухой остаток, микробное число
В) окисляемость, коли-титр, коли-индекс
Г) коли-титр, коли-индекс, микробное число
20. Активный ил включает в себя…
А) щебень, гравий, шлак Б) фенолы, масла, жирные кислоты
В) бактерии, простейшие, грибы, водоросли, способные сорбировать на своей поверхности органические загрязнения и окислять их в присутствии кислорода
Г) химические реагенты
1. Механические методы очистки сточных вод. Очистные сооружения при механической очистке сточных вод.
2. Контроль и управление качеством объектов в зависимости от вида использования воды.
3. Гигиенические и рыбохозяйственные ПДК примесей в воде
4. Водоподготовка при различных типах рыбоводческих систем
5. Ветеринарно-санитарное требование к рыбоводным хозяйствам, рыбоперерабатывающим предприятиям
6. Методы обеззараживания воды (хлорирование, озонирование и др.).
8. Химические способы очистки сточных вод.
9. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами
10. Выбор методов очистки сточных и природных вод, установление необходимой степени очистки.
11. Характеристика методов, их применение, эффективность очистки сточных вод.
12. Сооружения для механической очистки (решетки, песколовки, отстойники жироловок, нефтеловушки, осветлители, фильтры, гидроциклоны, центрифуги и др.). Принципы их действия, схемы станций с механической очисткой.
13. Характеристика процессов загрязнения и самоочищения в реках водоемах
Работа в группах
Работа группах дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
1. Органолептические показатели воды. Цветность, запах, вкус, прозрачность, мутность, пенистость. Температура
2. Хлорирование воды
3. Методы обеззараживания сточных вод
4. Водоподготовка при различных типах рыбоводческих систем
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п